Научная статья на тему 'Стратегический союз Казахстана и Узбекистана в геополитике Центральной Азии'

Стратегический союз Казахстана и Узбекистана в геополитике Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
222
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический союз Казахстана и Узбекистана в геополитике Центральной Азии»

выстраивать «союзы против», а призывает по-соседски работать вместе и противостоять реальным угрозам. Если центральноазиат-ские власти не смогут изыскать ресурсы для преодоления внешних вызовов и внутренних проблем, в странах могут усилиться радикальные оппозиционные настроения, которыми воспользуются экстремисты всех мастей. Для противодействия такому варианту развития государствам региона нужна, помимо сильной армии и специально обученных сил быстрого реагирования, стратегия ответа на внутренние и внешние вызовы и риски. Но эту стратегию трудно будет выработать без внешней помощи. Такую помощь, в том числе в сфере разведки и безопасности, центральноазиатские государства могут получить от России, которая жизненно заинтересована в поддержании стабильности в регионе и нейтрализации исламистской угрозы. Разумной альтернативой может стать инициируемая Россией углубленная экономическая интеграция, которая стимулирует модернизацию и будет способствовать сохранению светского характера политических систем государств региона. Предстоящий уход боевых частей из Афганистана и передача ответственности за обеспечение безопасности в стране правительству в Кабуле ставят Россию и патронируемые ею структуры безопасности - ОДКБ и ШОС - перед серьезными вызовами. В будущем им предстоит играть более значимую роль в деле афганской стабилизации. Она неминуемо станет предметом не только обсуждения, но и деятельности, скорее всего именно ШОС и ее специализированных структур. Поэтому перед Россией уже сегодня стоит задача развить ШОС до уровня эффективно действующей международной организации, выстраивая ее в многостороннем формате в качестве механизма успешного регионального взаимодействия.

«Вызовы безопасности в Центральной Азии / ИМЭМО РАН», М., 2013 г., с. 5-18.

Е. Ионова,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СОЮЗ КАЗАХСТАНА И УЗБЕКИСТАНА В ГЕОПОЛИТИКЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Политический ландшафт Центральной Азии претерпевает изменения, от которых во многом зависит будущая роль в регионе

95

главных геополитических сил - США / ЕС, Китая и России. Наряду с изменением внешних условий, связанных с выводом войск международной коалиции из Афганистана, расстановка политических сил в ЦА во многом определяется внутрирегиональными процессами. Так, углубление противоречий между центральноази-атскими республиками по вопросу использования водных ресурсов трансграничных рек вылилось в противостояние Астаны и Ташкента, с одной стороны, Бишкека и Душанбе - с другой. Казахстан и Узбекистан, расположенные в нижнем течении Сырдарьи и Амударьи, крайне озабочены планами Киргизии и Таджикистана по возведению крупных гидроэнергетических узлов - Камбара-тинской и Рогунской ГЭС.

Долгое время, несмотря на существующий между Казахстаном и Узбекистаном договор о вечной дружбе, отношения между двумя странами не были простыми. Ташкент достаточно ревниво относился к росту экономического влияния Казахстана в регионе. Кроме того, у Астаны и Ташкента разные внешнеполитические ориентиры. Казахстан активно сотрудничает с Россией во всех интеграционных объединениях на постсоветском пространстве. Что касается Узбекистана, то, сохраняя членство в Шанхайской организации сотрудничества (что во многом объясняется его тесными экономическими связями с одним из главных своих инвесторов -Китаем), он вышел из ЕврАзЭС, затем из ОДКБ, старается избегать участия в военно-политических мероприятиях и в рамках самой ШОС. Одновременно Ташкент наращивает сотрудничество с США и странами Европы в военно-стратегической сфере.

Тем не менее, как показали итоги визита Н. Назарбаева в Ташкент в июне текущего года, несмотря на все различия, старейшие руководители стран ЦА, чья карьера началась еще в советское время, готовы объединить усилия в тех сферах, которые представляют для них обоюдный интерес. Защита общих интересов в области использования водных ресурсов стала отправной точкой происходящего в настоящее время стратегического сближения Ташкента и Астаны. Начало процессу положил визит И. Каримова в Астану в сентябре 2012 г., ставший реакцией на озвученное тогда российским правительством намерение оказать финансовую помощь Киргизии и Таджикистану в строительстве гидроэлектростанций.

Логическим продолжением этого процесса стало заключение в июне текущего года договора о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Узбекистаном, а также пакета двусторонних

96

соглашений в таможенной, правоохранительной и культурной сферах. Во время переговоров лидеров подчеркивалось, что между двумя республиками нет непреодолимых противоречий. Стороны заявили о готовности к совместной выработке политики в области региональной безопасности, а также в энергетической, транспорт-но-логистической, продовольственной и других сферах.

Следует учитывать, что события на Ближнем Востоке продемонстрировали лидерам центральноазиатских стран возможный сценарий развития событий. По мнению директора международных программ Института национальной стратегии России Ю. Со-лозобова, «есть вполне четкие попытки перевести "арабскую весну" в "тюркскую". Стратегическое сближение Казахстана и Узбекистана можно рассматривать как попытку предотвратить политическую турбулентность в регионе».

В ходе встречи двух руководителей подчеркивалось, что сближение Казахстана и Узбекистана направлено на снижение уровня участия внерегиональных игроков в решении проблем в Центральной Азии. По словам И. Каримова, «потенциал Казахстана очень высокий, и если к нему добавить потенциал Узбекистана, то это будут достаточно сильные позиции, с которыми будут считаться другие государства. Я думаю, это одна из главных идей, которая явилась мотивацией к подписанию данного договора».

Эксперты расценили это заявление прежде всего как мес-седж Бишкеку, Душанбе и Москве относительно озвученных ими планов строительства гидроэлектростанций. Предельно ясно позицию Узбекистана и Казахстана изложил известный эксперт по ЦА А. Князев. По его словам, «риторика бишкекского президента Атамбаева и хор киргизских национал-патриотов по водно-энергетической тематике заставляют руководство РУ и РК думать о противодействии подобным проектам, или о том, как заставить финансирующую эту авантюру Москву прислушаться к своим мнениям».

По сути, главным итогом встречи президентов РК и РУ можно считать то, что на официальном уровне было заявлено: именно этим странам принадлежит особый статус региональных держав, ответственных за безопасность и развитие Центральной Азии. На практике это может привести к расколу региона, делению его на блоки и обострению и без того сложной ситуации в

ЦА.

Н. Назарбаев призвал соседей - Таджикистан и Киргизию -прежде чем строить Камбаратинскую и Рогунскую ГЭС, провести

97

экспертизу и убедить народы, живущие в низовьях рек Амударья и Сырдарья, что их не затопит, что у них всегда будут вода и электричество. Особое беспокойство планы Бишкека и Душанбе по развитию своей гидроэнергетики вызывают у Узбекистана, который видит в них угрозу ирригационной системе, необходимой для развития одной из ведущих отраслей своей экономики - хлопководства. На нужды выращивания хлопчатника республика расходует 90% и более своего водозабора в бассейне Амударьи.

Ташкент подписал международные конвенции (в частности, Хельсинкскую конвенцию ЕЭК ООН об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер от 1992 г. и Нью-Йоркскую конвенцию ООН о несудоходных видах использования международных водотоков от 1997 г.), которые декларируют равенство в освоении общих природных богатств, взаимное рациональное использование трансграничных водостоков, принятие во внимание «верхними» странами интересов и потребностей в воде «нижних» стран, решение спорных вопросов путем диалога.

В Астане также склоняются к тому, чтобы ориентироваться не на сложившуюся в регионе практику отношений в водной сфере, а на общепризнанные международные принципы управления трансграничными водными ресурсами. В частности, эксперты киргизского аналитического центра Prudent Solutions считают, что национальное законодательство Казахстана по использованию водных ресурсов будет, скорее всего, переориентировано на европейские стандарты, что предполагает пересмотр региональных водных документов.

Более того, они подчеркивают, что «сугубо субъективный взгляд стран Центральной Азии по этому вопросу, а также их нежелание идти на компромисс во многом свидетельствуют о том, что в дальнейшем ЦА в вопросах распределения водных ресурсов будет необходим наднациональный арбитр, решениям которого будут внимать все страны региона». По их мнению, усиление «водных противоречий» в ЦА гармонично вписывается в курс, намеченный в докладе госсекретаря США Х. Клинтон в марте 2012 г., который предполагает превращение воды в «политический инструмент давления» и готовность США выступить в качестве третьей силы, призванной «укрепить демократические принципы» в разрешении споров за водные ресурсы, в том числе и в Центральной Азии.

Таким образом, водная проблема в ЦА может стать примером превращения региональных экономических вопросов в фактор

98

нарушения сложившегося политического баланса и важных геополитических сдвигов. В условиях обострения борьбы за влияние в ЦА между Россией и США от того, какие внешнеполитические ориентиры будут положены в основу союза Казахстана и Узбекистана, во многом будет зависеть расстановка политических сил в регионе. Очевидно, что у двух наиболее сильных республик ЦА помимо гидроэнергетики много других общих интересов, главным из которых является обеспечение национальной и региональной безопасности. И в этом вопросе они готовы сотрудничать как с Вашингтоном, так и с Москвой. Однако следует учитывать, что активизация Запада в регионе обусловлена не только краткосрочными задачами, связанными с выводом войск НАТО из Афганистана, но и долгосрочными интересами, нашедшими отражение в разработанной Вашингтоном стратегии «Новый шёлковый путь».

Эта стратегия предполагает присоединение стран бывшей советской Средней Азии к сфере влияния США и переориентацию их экономических связей на близлежащие государства, уже находящиеся под эгидой Вашингтона. Собственно, действия США по обеспечению их краткосрочных задач в ЦА не вызывают особых возражений ни у России, ни тем более у стран региона. В последние месяцы республики ЦА в ускоренном порядке ратифицировали соглашения по предоставлению транзитных маршрутов для вывоза военной техники и персонала из Афганистана, согласно которым они получат, по некоторым данным, в общей сложности около 400 млн. долл.

Однако закрепление США в регионе на долговременной основе вступает в противоречие с национальными интересами России, да и у самих центральноазиатских республик, связанных с РФ многочисленными экономическими узами, не встречает однозначного отношения. Между тем, как отмечал известный казахстанский ученый С. Кушкумбаев, «в основе политики США - скрупулезная работа с региональными лидерами, причем для каждой страны у них свой выработанный набор инструментов». Действительно, такие страны, как Таджикистан и Узбекистан, имеющие общую границу с Афганистаном и проявляющие особое беспокойство по поводу усиления террористической угрозы после вывода войск НАТО из Афганистана, в наибольшей степени заинтересованы в помощи США. Этому, кстати, способствуют события в Афганистане, где в последнее время вблизи границы с этими республиками активизировались террористические и экстремистские группировки.

99

Готовность Вашингтона взять на себя ответственность за обеспечение безопасности Таджикистана и Узбекистана может стать основой для долгосрочного закрепления здесь Соединенных Штатов. Как сообщают официальные источники, в марте текущего года на встрече в Душанбе правительственной делегации США с руководителями военных ведомств Таджикистана американская сторона «приняла во внимание» предложения таджикского руководства и выразила готовность оказать содействие в борьбе с возможными угрозами. 3 июня в столице Узбекистана состоялось открытие регионального офиса НАТО. На представительство Североатлантического блока в Ташкенте возложены задачи по укреплению взаимодействия со всеми партнерами НАТО в Центральной Азии - Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном.

При этом уровень сотрудничества Узбекистана с НАТО непрерывно повышается: республика получила гарантии снабжения новейшим оружием натовского образца, а ее армия уже перешла на натовские стандарты. Это, в совокупности с выходом Узбекистана из ОДКБ и его нежеланием принимать участие в военно-политических мероприятиях в рамках ШОС, дает основание некоторым аналитикам считать, что республика становится форпостом США и его союзников в Центральной Азии.

По мнению бишкекского политолога М. Сариева, «это и есть работа политики "мягкой силы". Не торопясь, шаг за шагом, НАТО внедряется в инфраструктуру стран Средней Азии. Это длительный и не очень заметный, но зато непрерывный процесс. Возьмите реализацию программы "Партнерство во имя мира": натовцы прокачали через свои курсы весь генералитет стран Средней Азии и, есть основания полагать, что они получили лояльное прозападное лобби в вооруженных силах всех наших стран. Сейчас начался новый этап внедрения НАТО в ЦА и трансформация здесь военной инфраструктуры».

На долгосрочную перспективу рассчитан ряд экономических проектов Вашингтона, направленных на ослабление экономических связей стран региона с РФ. В том числе это касается создания новых транспортных коридоров в обход России. Так, в ежеквартальном докладе, подготовленном для Конгресса США в начале 2013 г. аппаратом специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане, предусматривается создание с помощью Министерства обороны США железнодорожной магистрали в ЦА, которая бы связала Узбекистан, Таджикистан и Туркмению с Аф-

100

ганистаном. Как сообщается в докладе, это «создаст новый железнодорожный коридор для государств Центральной Азии, который будет свободен от влияния России и обеспечит им такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было». Магистраль должна стать альтернативой железной дороге по маршруту Россия-Казахстан-Киргизия-Таджикистан, решение о строительстве которой было принято на последнем саммите ОДКБ.

На сегодняшний день Афганистан располагает двумя короткими железнодорожными ветками, соединяющими его с Туркменией и Узбекистаном. Первая из них, длиной 10 км, которая связывает туркменский Серхетабад и афганский Тургунди, была модернизирована с помощью Ашхабада, в результате чего ее пропускная способность увеличилась вдвое. Сейчас речь идет о строительстве новой железнодорожной ветки, соединяющей Туркмению и Афганистан. Железная дорога протяженностью 15 км, которая идет из узбекского Термеза через Амударью в афганский Хайра-тон, в 2011 г. была продлена за счет государственных средств Узбекистана еще на 75 км - до Мазари-Шарифа (до 2015 г. Узбекистан осуществляет эксплуатацию этой дороги на основе концессии). Планируется удлинить этот маршрут на 230 км до города Андхой на западе Афганистана. Новая железнодорожная магистраль должна быть проложена из Таджикистана в Афганистан.

В результате в Афганистане появится новый транспортный коридор из Центральной Азии протяженностью 1100 км, который пройдет от границы с Таджикистаном до границы с Ираном и будет иметь ответвления на границе с Узбекистаном и Туркменией.

Сейчас объектом целенаправленной политики США и союзников становится Казахстан, который в Вашингтоне хотели бы видеть вместе с Узбекистаном в числе проводников своего влияния в ЦА. Тем более что Казахстан является не просто развивающейся страной, но локомотивом развития экономики всего Центрально-Азиатского региона. Со своей стороны, Астана также усилила западный вектор своей внешней политики. По информации СМИ, летом текущего года состоялись встречи различного уровня по линии Казахстан - США, направленные на активное вовлечение Вашингтона во внутриполитические вопросы Казахстана.

Пожалуй, наиболее заметным событием стал визит в США в начале июля министра иностранных дел РК Е. Идрисова, в ходе которого он встретился с ключевыми фигурами американского военно-политического истеблишмента. Среди них - первый замес-

101

титель госсекретаря У. Бернс, министр обороны США Ч. Хейгел, советник президента по национальной безопасности К. Райс и ее заместитель Э. Блинкен, министр энергетики Э. Мониз. Кроме того, казахстанский дипломат выступил на организованном Атлантическим советом США круглом столе на тему «Текущее состояние и приоритеты внешней политики Казахстана», в котором приняли участие представители Белого дома и Конгресса США, руководители аналитических центров, включая бывших советников Президента США по национальной безопасности З. Бжезин-ского и Дж. Джонса, а также заместителя госсекретаря по экономическим вопросам и энергетике Р. Хорматса.

Спектр двустороннего сотрудничества США и Казахстана весьма широк, однако в ходе визита Идрисова речь в основном шла о военно-политической сфере, в частности предстоящих широкомасштабных учениях в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира», а также экономических проблемах. В частности, американская сторона, подчеркнув «глубокие и масштабные отношения» двух стран, отметила вклад Казахстана в важные международные процессы, которые фактически отражают принципиальные интересы США в макрорегионе, - антитеррористическая деятельность в Афганистане и предоставление территории для вывода войск НАТО, иранский ядерный вопрос, политика нераспространения ядерного оружия.

Со своей стороны, глава МИД РК подчеркнул, что Казахстан является надежным региональным партнером США по стабилизации в Афганистане. Как отметил Идрисов, «вклад Казахстана хорошо известен - мы оказали содействие в развитии Северной распределительной сети, поддержали инициативу "Новый шёлковый путь", успешно провели министерскую конференцию Стамбульского процесса, предоставили гуманитарную и техническую помощь Афганистану, оказываем логистическую поддержку усилиям США по транзиту как в Афганистан, так и в обратном направлении». Следует добавить, что Казахстан, также как и другие центральноазиатские республики, поддержал выдвинутую США и их союзниками резолюцию по Сирии, предоставляющую им фактически карт-бланш по урегулированию внутреннего конфликта, против которой голосовала Россия и еще 11 стран.

По словам главы казахстанского МИД, отношения США и Казахстана переживают новый этап развития и находятся на высоком уровне, о чем свидетельствует институционализация казахстано-американских связей. В данном случае речь идет о деятельности

102

трех двусторонних комиссий - по стратегическому партнерству, в области энергетики и недавно созданной комиссии по научно-техническому сотрудничеству. В ходе визита казахстанского министра состоялось второе заседание двусторонней комиссии стратегического партнерства, на котором, в частности, обсуждалась работа оборонных ведомств РК и США в рамках пятилетнего плана сотрудничества на 2013-2017 гг. По итогам переговоров было обнародовано совместное заявление сторон об укреплении стратегического партнерства.

В области экономики США поддержали идею скорейшего вступления Казахстана в ВТО и обещали оказать помощь в диверсификации казахстанской экономики (казахстанский дипломат на встрече с руководителями крупнейших американских компаний, работающих в Казахстане, призвал их поддержать развитие в республике «зеленой экономики»). Кроме того, глава МИД РК обратился к американским законодателям с просьбой об отмене поправки Джексона-Вэника, сдерживающей развитие торговых отношений двух стран. При этом следует учитывать рост значения США как рынка сбыта казахстанской урановой продукции. В частности, с целью увеличения продаж на рынке США и налаживания прямых контактов с потребителями в мае текущего года казахстанская компания «Казатомпром» открыла представительство в США.

Летом текущего года стратегическим партнером Казахстана стала Великобритания. Соответствующий договор был подписан Н. Назарбаевым и британским премьер-министром Д. Кэмероном, впервые посетившим Центральную Азию. Великобритания является одним из важнейших торгово-экономических партнеров Казахстана и занимает третье место после США и Нидерландов по объему прямых инвестиций (12 млрд. долл.). Сообщается, что непосредственным поводом для визита Кэмерона стало урегулирование вопросов, связанных с условиями использования казахстанских железных дорог для вывоза в 2014 г. из Афганистана военного контингента и оборудования. Однако весьма впечатляющей стала экономическая составляющая визита британского премьера, прибывшего в сопровождении 30 бизнес-делегаций. По данным интернет-источников, в ходе визита были заключены контракты на сумму около 1 млрд. долл.

Очевидно, противостоять усилению влияния Запада в ЦА Россия может по нескольким направлениям. Во-первых, это активизация усилий по обеспечению коллективной безопасности в

103

рамках многосторонних структур - ОДКБ и ШОС, во-вторых, усиление взаимодействия со странами ЦА в области предотвращения террористических угроз на двусторонней основе, в-третьих, укрепление экономического сотрудничества со странами региона, включающее предоставление финансовой помощи тем странам, которые продемонстрировали заинтересованность в укреплении отношений с Россией.

Между тем Москва оказалась перед сложным выбором в вопросе поддержки гидроэнергетических проектов Таджикистана и Киргизии, который фактически стал вопросом о выборе основных союзников РФ в ЦА. Некоторые эксперты в сближении Астаны и Ташкента склонны видеть начало создания «тройственного союза» России, Казахстана и Узбекистана. В пользу этого, более оптимистичного с точки зрения интересов РФ, сценария развития событий свидетельствует ряд факторов.

Во-первых, наличие у России договора о стратегическом партнерстве как с Казахстаном, так и с Узбекистаном. Поэтому, если рассматривать сближение двух центральноазиатских республик в более широком контексте, с точки зрения противостояния росту в регионе влияния исламского экстремизма, то Россия, весьма интенсивно проводящая сейчас в ЦА свою политику, по факту становится участником нового стратегического союза. Он может быть не оформлен институционально, но реализоваться по линии Москва - Ташкент и Астана - Ташкент на двусторонней основе. Напомним, что в апреле текущего года в рамках визита И. Каримова в Москву был подписан пакет документов по различным областям сотрудничества РФ и РУ - от экономики (в частности, была подписана межправительственная программа экономического сотрудничества на 2013-2017 гг.) до взаимодействия спецслужб. В июне состоялось первое заседание российско-узбекской межмидовской рабочей группы по проблеме региональной безопасности в ЦА, на котором главное внимание было уделено ситуации в Афганистане и вокруг него. По некоторым данным, в Казахстане уже действует террористическое подполье. Указами Президента РК от 24 июня 2013 г. под эгидой Комитета национальной безопасности РК был создан Антитеррористический центр (АТЦ), в который вошли руководители 23 министерств и ведомств, а также акимы областных центров (http://www.rosbalt.ru/exurrs/2013/07/01/ 1147092.html).

Во-вторых, не снижается значение экономического фактора -тесных хозяйственных связей России с Казахстаном и Узбекиста-

104

ном. РФ по-прежнему удерживает лидерство среди торговых партнеров Узбекистана - по итогам 2012 г. на ее долю пришлось 29% внешнеторгового оборота РУ. В мае текущего года Узбекистан подписал договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Это должно существенно расширить рынок сбыта для узбекской продукции. В то же время нет уверенности в том, что Узбекистан ратифицирует договор о присоединении к ЗСТ, вступающий в противоречие с некоторыми положениями внутреннего законодательства, например, программой по ограничению импорта потребительских товаров и услуг и защите собственных производителей.

Июльский визит В. Путина в Казахстан, помимо решения назревших проблем в космической отрасли, был посвящен дальнейшему укреплению отношений двух стран. Хотя этому визиту предшествовало определенное похолодание казахстано-россий-ских отношений, связанное, в том числе, с недовольством Астаны некоторыми инициативами Москвы в рамках Таможенного союза (например, предложением по совместному пограничному контролю на внешних рубежах ТС), по итогам встречи Н. Назарбаев заявил, что между двумя странами нет никаких неразрешимых проблем. Было объявлено о подготовке изменений к базовому договору о добрососедстве и сотрудничестве, а также соглашения о

сотрудничестве по линии спецслужб.

* * *

Сегодня, когда Россия стремится предотвратить усиление в Центральной Азии влияния США, а Китай наращивает свое присутствие в регионе, перед странами Центральной Азии стоит задача определения своих главных внешнеполитических ориентиров. В конечном итоге, от решения этой задачи руководителями государств региона и будет зависеть уровень и степень влияния здесь того или иного центра силы. Основополагающими факторами сближения стран ЦА и РФ остаются территориальная близость, общие проблемы безопасности, взаимодополняемость национальных экономик.

«Россия и новые государства Евразии», М., 2013 г., № III (XX), с. 5-14.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.