Е.Ионова,
кандидат исторических наук ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СТРАН ВОСТОКА
Экономические отношения Казахстана и Китая
Увеличение экономического потенциала и рост политического влияния Китая во многом определяют его взаимоотношения с новыми независимыми государствами Центральной Азии, возникшими после распада СССР. Пять стран Центральной Азии с общим населением в 50 млн. человек представляют для растущей экономики КНР чрезвычайно перспективный региональный рынок. Следует иметь в виду территориальную близость Китая, который непосредственно граничит с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. При этом протяженность общей границы с Казахстаном, самой большой центрально-азиатской страной на постсоветском пространстве, составляет 1700 км. К настоящему времени Китаю удалось создать в Центральной Азии разветвленную систему экономических связей и стать важным торговым партнером стран региона.
Возникновение нового обширного рынка явилось одним из стимулов движения вперед экономики КНР. Особое значение ее правительство придает развитию Синьцзян — Уйгурского автономного района (СУАР), одного из самых бедных регионов Китая, который на западе граничит с Казахстаном. Программа развития СУАР включает не только большие инвестиции в производственную сферу, но и либерализацию внешней торговли. Благодаря льготам, которыми пользуются здесь экспортеры, основной поток китайских товаров поступает в страны ЦА именно отсюда.
В то же время дешевые китайские товары, хлынувшие на рынки стран Центральной Азии в начале 90-х годов, помогли смягчить острый товарный дефицит, возникший здесь после распада хозяйственных связей с бывшими республиками СССР. Челночная торговля преобладает и в настоящее время, что приносит значительную прибыль китайским производителям. Расширению торговли Казахстана и граничащих с ним областей Китая способствует улучшение транспортных коммуникаций
(еще в 1992 г. была открыта железнодорожная ветка Алма-Ата — Урумчи).
Казахстан занимает второе место после России по объему товарооборота с КНР среди всех стран СНГ. В 2002 г. он составил около 1,5 млрд. долл. Казахстанский экспорт в Китай имеет в основном сырьевую направленность (каменный уголь, металлы, продукты неорганической химии и древесина). В импорте из Китая преобладают продукция химической промышленности, электротехника, медикаменты. С 2000 г. стал увеличиваться импорт технологического оборудования. («Казахстанская правда» 27.12.02.)
Для Китая страны Центральной Азии представляют интерес не только в плане расширения рынков сбыта своей продукции, но и как важнейший транзитный маршрут в Европу. Не случайно китайские компании проявляют особый интерес к улучшению транспортной инфраструктуры ЦА. Речь идет о возрождении Великого шелкового пути, который в свое время сыграл большую роль в развитии торговли Востока и Запада. Он имел протяженность около 7000 км: от северо-западных районов Китая и до стран Средиземноморья. В настоящее время при поддержке Азиатского банка развития идет ремонт автодорожной магистрали, соединяющей СУАР с Центральной Азией и Ираном. Параллельно идут работы по строительству трансазиатской железнодорожной магистрали, которая начинается на восточном побережье Китая, тянется через страны Центральной Азии, Иран и Турцию к портам Персидского залива. С пуском этой магистрали транзитные возможности стран ЦА будут значительно увеличены, что даст существенный экономический эффект. В настоящее время продолжается реконструкция части этой магистрали, которую составляет железнодорожный переход Дружба (Казахстан) — Алашанькоу, что уже позволило увеличить грузопоток с 200 тыс. до 5 млн. т в год. («КП» 25.12.02.)
В последние годы Китай проявляет все большую заинтересованность в нефтегазовых ресурсах ЦА, активно внедряется на ее энергетический рынок. Этого требуют растущие потребности промышленности республики. Уже сейчас Китай является одним из крупнейших в мире импортеров нефти, ежегодно закупая за границей около 60 млн. т. По подсчетам китайских специалистов, импорт сырой нефти к 2010 г. может увеличиться до 260 млн. т. Особый интерес в этом отношении для Пекина представляет Казахстан, обладающий большими запасами углеводородного сырья.
В 2002 г. объем нефти, добытой в Казахстане при участии китайских компаний, составил 4,3 млн. т. («КП» 21.12.02.) Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК), наряду с другими иностранными компаниями, участвует в разработке казахстанских месторождений, в частности, ведет разведку и добычу нефти на месторождении Жанажол. В целом, за последние годы КННК инвестировала в нефтегазовый сектор Казахстана около 500 млн. долл. Инвестиции другой китайской компании — CNPC, которой принадлежит 60,2% акций в СП «CNPC — Актобемунайгаз», превысили 680 млн. долл.; они будут возрастать за счет вложений в такие проекты, как строительство завода по подготовке газа и газопровода. («Коммерсантъ» 31.03.03.)
Среди последних, наиболее заметных шагов в продвижении Китая на нефтяной рынок Казахстана — покупка в начале этого года двумя китайскими компаниями (SINOPEC и CNOOC) доли «Бритиш ГЭЗ» в Северо-Каспийском консорциуме, в совокупности составляющей 16,7%. Консорциум был создан при участии нескольких иностранных компаний для осуществления разведки и добычи нефти на Кашаганском и других месторождениях, расположенных на шельфе Каспия. («Панорама» 21. 03.03.)
Таким образом, Пекин все более серьезно рассматривает Казахстан как крупного поставщика энергоресурсов. Еще в 1997 г. между правительствами двух стран была достигнута договоренность о создании нефтепровода из западного Казахстана в западный Китай. КННК совместно с «КазТрансОйл» приступила к разработке технико-экономического обоснования проекта из расчета, что объем добываемой Казахстаном нефти составит 100 млн. т в год, из которых 20 млн. будет прокачиваться по трубопроводу в Китай. Однако пока о таких объемах речь в Казахстане не идет, поэтому вопрос остается открытым.
Тем не менее казахстанская пресса не перестает уделять особое внимание проблеме создания нефтепровода в Китай. Очередной всплеск интереса к нему связан с вводом в эксплуатацию в марте этого года внутреннего нефтепровода Кенкияк — Атырау. Он должен обеспечить транспортировку нефти с актюбинских месторождений к экспортным системам Атырау — Самара и Каспийского трубопроводного консорциума. Однако он может действовать и в обратном направлении и, в связи с этим, рассматривается как начальный участок нефтепровода Западный Казахстан — Китай. Характерно, что 49% акций компании по
строительству этого трубопровода принадлежит КННК. («Панорама» 14.03.03, «Панорама» 11.04.03.).
Китайский капитал присутствует не только в нефтегазовой сфере, но и в других отраслях экономики Казахстана, таких как производство строительных материалов, переработка сельскохозяйственной продукции, сервисное обслуживание и т. д. В общей сложности в Казахстане действует около 250 совместных Казахстано-китайских предприятий. («КП» 29.12.02.).
В то же время по мере улучшения своего экономического положения Казахстан активизирует участие в коммерческих проектах на территории Китая. Например, по объему иностранных инвестиций в экономику СУАР Казахстан занимает 4-е место. Здесь действует около 15 совместных Казахстано-китайских предприятий в области кожевенного производства, в строительной и пищевой индустрии, в автомобильном сервисе. («КП» 24.12.02.).
Укрепление экономических связей сопровождается ростом сотрудничества Казахстана и Китая в политической сфере. Важным шагом стала делимитация границы, которая позволила полностью урегулировать пограничные вопросы. В мае 2002 г. в ходе визита в КНР министра иностранных дел Казахстана К.Токаева было заключено окончательное соглашение, завершившее юридическое оформление Казахстано-китайской границы. В конце 2002 г. министры обороны двух стран подписали Соглашение о предотвращении опасной военной деятельности, которое регламентирует действия во время проведения учений и мероприятий по боевой подготовке, в ходе которых возможны непреднамеренные нарушения границы, опасные ситуации в связи с отказом техники, выходом из строя аппаратуры. («Красная звезда» 26.12.02.).
Важной региональной структурой сотрудничества двух стран в области безопасности стала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В частности, на вторую половину 2003 г. намечены первые антитеррористические учения вооруженных сил, в которых должны принять участия подразделения обеих стран. Кроме того, активизируется двустороннее военное и военно-техническое сотрудничество.
Экономические отношения Туркмении и Ирана
Территориальная близость определяет также развитие экономических отношений республик Центральной Азии с Ираном.
Наиболее тесные связи сложились между Ираном и сопредельной Туркменией. За последние годы товарооборот между двумя странами увеличился почти в 6 раз, составив в 2002 г. 436 млн. долл. («Нейтральный Туркменистан» 30.01.03.) По словам президента Туркмении С.Ниязова, ожидается, что в 2003 —2004 гг. объем товарооборота возрастет вдвое и составит около 1 млрд. долл. При этом он подчеркнул, что «Туркменистан готов предоставить все условия для сотрудничества иранским компаниям». («НТ» 11.03.03.)
Основой экспорта Туркмении в Иран являются энергоносители, в первую очередь природный газ. Он транспортируется по газопроводу Корпедже — Кур-Куй, который является пока единственным независимым от России маршрутом транспортировки туркменского газа на мировой рынок. В 2002 г. объем экспорта газа из Туркмении в Иран составил около 5 млрд. куб. м (в 2003 г. он должен возрасти до 7 млрд.). («Известия» 11.03.03.) Ашхабад выражает явную заинтересованность в увеличении поставок газа в Иран, что было отмечено С.Ниязовым во время его визита в Тегеран в марте этого года. Кроме того, важную часть туркменского экспорта в Иран составляют также поставки электроэнергии.
Из Ирана поступают транспортные средства (автобусный парк Туркмении пополняется в основном автобусами иранского производства), электрическое оборудование, продукты питания и изделия легкой промышленности. По словам С.Ниязова, Туркмения готова увеличить импортные закупки этих товаров у Ирана.
Стоимость совместных проектов превысила за последние годы 500 млн. долл., что для такой небольшой страны, как Туркмения, составляет значительную сумму. В их числе — строительство терминалов по хранению сжиженного газа в морском порту Туркменбаши и на железнодорожных станциях, нефтехимических производств, в частности установки по производству бензина, и т.д. Среди проектов, реализованных в Туркмении с участием иранских компаний и имеющих значение для всего региона, — прокладка транс-азиатско-европейской волоконно-оптической линии связи, линии электропередачи Балканабат
— Али — Абад.
Особое значение приобретают проекты развития транспортной инфраструктуры. Уже несколько лет действует железная дорога Теджен
— Серахс — Мешхед. В настоящее время идет строительство автомобильных магистралей Ашхабад — Гаудан и Ашхабад — Геоктепе. Между государствами действует воздушный транспортный коридор.
Одним из наиболее крупных совместных проектов стало создание «плотины дружбы» «Достулак» на пограничной реке Теджен. Проект, который реализован на сегодняшний день на 40%, предполагает создание водохранилища, площадь которого будет составлять 48 кв. км. Оно должно вместить 1250 млн. куб. м воды для орошения 25 тыс. гектаров с каждой стороны туркмено-иранской границы. («НТ» 20.01.03.)
Туркмения и Иран неоднократно заявляли об общности взглядов на проблему раздела Каспия. Именно позиция Тегерана и Ашхабада, противостоящая согласованной позиции трех других прикаспийских государств — России, Казахстана и Азербайджана, — до сих пор не позволяет заключить всеобъемлющее соглашение по статусу моря. Ашхабад и Иран придерживаются принципа деления Каспия на пять равных долей между всеми прикаспийскими государствами. Однако, как считают некоторые эксперты, в последнее время наблюдается определенное сближение позиции Туркмении с позицией России, Казахстана и Азербайджана. По их мнению, различия в подходах с Ираном можно преодолеть, предложив ему компенсацию в виде проведения через его территорию нефтепровода, предоставления иранским нефтяникам дополнительных возможностей в разработке шельфа и (или) гарантий увеличения экономического сотрудничества. («Панорама» 20.12.02.)
Турция и страны Центральной Азии
В последние годы в ЦА заметно возросло экономическое и политическое влияние Турции. Она является одним из основных партнеров Туркмении, товарооборот с которой составил в 2002 г. около 400 млн. долл. Совокупный объем инвестиций турецких компаний в этой республике превысил 2 млрд. долл. В настоящее время в Туркмении работает свыше 400 компаний с участием турецкого капитала. Они реализуют проекты в нефтегазовой, текстильной, транспортной сфере, строительстве, сельском хозяйстве, здравоохранении, сфере обслуживания. («НТ» 09.01.03.)
Достаточно велико влияние Турции на правящую элиту Туркмении. Например, турецкие политические и экономические советники занимают ответственные посты в туркменских министерствах и ведомствах, а послом Туркмении в США долгое время являлся гражданин Турции. Анкара принимала участие в создании вооруженных сил Туркмении и их оснащении.
В то же время степень влияния Турции на Казахстан, который является наиболее развитым государством в ЦА, значительно ниже. Казахстан заинтересован в первую очередь во внешних инвестициях, которые необходимы для дальнейшего развития сырьевой и перерабатывающей отраслей промышленности. Турецкий капитал не может выдержать конкуренции с ведущими государствами мира, готовыми предложить свою финансовую помощь, прежде всего в нефтегазовой сфере. Кроме того, ухудшение собственной внутриэкономической ситуации также является причиной снижения инвестиционной активности турецкого капитала в Казахстане. Наиболее заметна его роль в строительстве, где общий объем подрядных работ турецких специалистов оценивается в 1,2 млрд. долл. («Панорама» 17.01.03.)
В последние годы в два раза сократилась торговля между Турцией и Казахстаном (до 2000 г. ее объем доходил до 500 млн. долл. в год). Определенные перспективы в развитии экономических отношений Анкары и Астаны могут открыться в случае реализации проекта нефтепровода Атырау — Баку — Тбилиси — Джейхан. Турция станет тогда не только важной страной транзита для казахстанской нефти, но и сможет закупать более значительные ее объемы для собственных нужд.
«Экономика и политика России и государств Ближнего зарубежья», М., 2003 г., май, с. 24-29.
Ольга Божьева,
журналистка
РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ
«Ил-76» шел на посадку. Все было так же, как два года назад: Таджикистан, Душанбе, военный аэродром. Так же — и не так... Теперь тут плескались на ветру два звездно-полосатых флага. Под ними, за колючей проволокой, стояли американские транспортники «С-130» «Геркулес». Скуластый веселый янки, оттопырив палец, приветливо показывал: «Все о'кей!» А ведь всего два года назад на этой стоянке под охраной зенитчиков 201-й дивизии грелись на солнышке российские штурмовики «Су-25». 201-я когда-то входила в состав знаменитой 40-й армии. В 1991 г. распался Союз, в Таджикистане началась гражданская война. Офицеры бросили благоустроенные квартиры и, забрав семьи в казармы, держали осаду. Не было ни денег, ни продуктов, ни