УДК 621.311.21: 631.67
DO110.46920/2409-5516_2021_2156_84
Центральная Азия: геополитика воды и энергии
Central Asia:
geopolitics of water and energy
Дмитрий СОЛОВЬЕВ ОИВТ РАН, ИО РАН,
старший научный сотрудник, к. ф.-м. н. e-mail: [email protected]
Dmitry SOLOVYEV
JIHT RAS, 10 RAS, C. Ph. - Math. Sc.
e-mail: [email protected]
Амурдарья
Источник: uzgip.uz
Аннотация. Центральная Азия в российской геополитике обычно рассматривается в увязке с интересами преимущественно Китая и отчасти США. В настоящей статье эта проблема рассмотрена более предметно, в частности применительно к задачам энергетической и водной инфраструктуры.
Ключевые слова: Центральная Азия, российская геополитика, водно-энергетические проблемы, энергетика, водные ресурсы.
Abstract. Central Asia in Russian geopolitics is usually considered in conjunction with China's interests and partly the United States. However, this article deals with this issue more substantively, particularly about energy and water infrastructure problems.
Keywords: Centra/Asia, Russian geopolitics, waterand energyproblems, energy, waterresources.
H
Наиболее остро проблемы водопользования в странах Центральной Азии проявляются, если водотоки протекают по территории нескольких государств
Для России стабильность в централь-ноазиатских странах является жизненно важной как с точки зрения безопасности, так и в качестве условия межрегионального торгово-экономического развития.
Этот регион богат углеводородами и другими полезными ископаемыми. Его ресурсы достигают 3 млрд тонн нефти, 7 трлн кубометров газа, 40 млрд тонн угля, 685 тыс. тонн урана. В странах региона имеется разветвлённая система трубопроводов, сеть автомобильных и железных дорог [1].
Немаловажно и то обстоятельство, что данный регион исторически и цивилизаци-онно (культура, язык и т. д.) связан с Россией. Поэтому вполне объяснимо то приоритетное место, которое Центральная Азия занимает в инициированных Россией евразийских интеграционных проектах, в первую очередь в Евразийском экономическом союзе (ЕврАзЭС), а также в китайском проекте «Экономического пояса
Шёлкового пути». Заложенный в этих проектах вектор формирования общего экономического пространства предоставляет широкие возможности для гармонизации усилий его участников. Одновременно здесь закладываются новые «кирпичики» в строительство общеевропейского циви-лизационного дома.
Центральная Азия находится в фокусе изменений направленности динамических потоков между главными потенциальными участниками их образования: севером (Россия) и югом (Южная Азия);востоком (Китай и Ближний Восток) и западом (Европа). Таким образом, не обладая значимым в мировом масштабе экономическим природно-ресурсным потенциалом, этот регион стал объектом конкурентной борьбы за влияние на него со стороны Китая, России и США.
Географическое положение вынуждает центральноазиатские страны искать выходы к морским портам, направляя вектор торгово-инвестиционных отношений на север и юг. Поэтому в структуре привлечения инвестиций отражается определённая неуравновешенность в политических взаимоотношениях, в том числе и со стратегическими партнёрами. Россия и Китай преобладают в структуре внешней торговли и внешних инвестиций в экономику этих стран. Хотя наблюдается присутствие капиталов из Великобритании и США. Иранские инвестиции работают в экономике Туркмении и Таджикистана, турецкие - в Киргизии и Туркмении. При этом основная часть внешних инвестиций в экономику стран Центральной Азии направляется в сферы энергетики и природных ресурсов. Это -углеводороды в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, гидроэнергетические ресурсы в Таджикистане и Киргизии.
о с
СЦ <
ог
а ан
Рис. 1. Водные ресурсы бассейна Аральского моря
Именно с гидроэнергетикой и водоснабжением связаны серьёзные инфраструктурные проблемы в регионе Центральной Азии.
Водные ресурсы Центральной Азии включают в себя четыре бассейна: Каспийского моря, реки Обь, озера Балхаш и Аральского моря (бассейны двух главных рек - Амударьи и Сырдарьи) (см. рис. 1). Первые три бассейна находятся в Казахстане, а четвёртый простирается на территории всех стран региона.
Они обладают такими гидрографическими особенностями, как:
а) неравномерность распределения водных запасов. В основном они сосредоточены в Таджикистане и Киргизии. Туркмения и Узбекистан обладают весьма скудными запасами воды;
б) в регионе много трансграничных рек, пересекающих несколько государств (Амударья, Сырдарья, Чу, Талас, Или, Тарим и Иртыш). В настоящее время основные конфликты по поводу водных ресурсов связаны со строительством крупных гидроэлектростанций на притоках Амударьи и Сырдарьи.
Источник: Всемирный банк
Наиболее остро проблемы водопользования проявляются, если водотоки протекают по территории нескольких государств. Те страны, в ведении которых находятся верховья рек, оказываются в положении монополистов, способных по собственному усмотрению регулировать сток воды, отводя её для нужд сельского хозяйства и промышленности, строя гидротехнические сооружения и т. п. Следствием такого положения является обострение межгосударственных конфликтов.
С точки зрения распределения гидроресурсов все пять стран Центральной Азии можно разделить на две группы:
Не обладая значимым в мировом масштабе экономическим природно-ресурсным потенциалом, Центральная Азия стала объектом конкурентной борьбы за влияние со стороны Китая, России и США
а) страны с недостаточными гидроресурсами - Казахстан, Узбекистан, Туркмения. Они заинтересованы в использовании стоков рек в оросительном режиме;
б) страны, богатые водными ресурсами - Киргизия и Таджикистан. Они в большей степени заинтересованы в гидротехническом использовании рек.
Энергетические приоритеты стран верховья противоречат сельскохозяйственным интересам стран низовья: одним нужна, в первую очередь, электроэнергия, а вторым - вода для орошаемого земледелия. В результате наблюдается все более углубляющийся разрыв энергетических связей и нарастание водных противоречий с взаимными упрёками и претензиями. По данным ООН, из-за несогласованности решений в сфере координации водных проблем Центральная Азия ежегодно теряет не менее 1,75 млрд долларов [2].
Рациональное и взаимовыгодное использование водно-энергетических ресурсов стран Центральной Азии, включая развитие инфраструктурных связей, может быть достигнуто при наличии согласованной водно-энергетической стратегии.
Энергетические приоритеты стран верховья противоречат аграрным интересам стран низовья: одним нужна электроэнергия, а вторым - вода для земледелия. В итоге растут политические противоречия
Одновременно должен быть выработан новый экономический механизм совместного комплексного использования водно-энергетических ресурсов. Приоритетом такого подхода могло бы стать признание взаимозависимости стран в использовании водных ресурсов, совместное обеспечение безопасности и взаимовыгоды их использования вместо требования обеспечения суверенитета в этой сфере.
Мировое сообщество располагает богатым опытом межгосударственного регулирования аналогичных проблем. Можно насчитать порядка 50 межгосударственных
I
о
Аральское море Источник: Тепдппе,мзкг/1,мтег.сот
соглашений в этой сфере. Например, США оплачивает услуги Канады по регулированию стока реки Колумбия при помощи канадского каскада водохранилищ. Применительно к Центральной Азии также могут быть разработаны и зафиксированы в межправительственных соглашениях научно обоснованные расчёты по определению стоимости таких услуг. Должны быть даны, в частности, гарантии поставки летом ирригационной воды нуждающимся в ней странам.
Озабоченность мирового сообщества проблемой энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии выразилась, в частности, в подготовленной Всемирным
Очевидно, что и Россия не может стоять в стороне от решения указанных проблем. Тем более, что для неё здесь присутствует не только экономический интерес. Для России важны и экологический, и социальный аспекты. Нарушение экологического баланса в Центральной Азии из-за усыхания Арала приводит к климатическим аномалиям и в самой России. Кроме того, Россия как, пожалуй, никакая другая страна, заинтересована в стабильности в регионе. Любые конфликты, в том числе и на почве водных ресурсов, ей не нужны.
В условиях западных санкций сельскохозяйственная продукция из стран Центральной Азии могла бы найти в России
Центра пьн раз иаккая nporpawwa развития эгё ргешч« ких и водны и ре су pi ов г и i толпа
РЛШТИЕ энергетики
Продукт нелосгь иецнн * рейсов Bt дио-энфгп ичнии е доги
G)
и "lj.lv -I к-, pet vp: inn Suyi
- "'НЦЯ«Ичч- ия («ипникп
в пинай прртд ■ м шиншроавш» иифдоп рцетуры-
(курса»
■ Лшгчегнооъ t ^wpfftiirt.
■ Энертфф*к™&юетъ
* * I
®
+ # Г
АрОДгКТЫШйС Ги
К эффективное™ исггаЛьювЛинч
ИП«ЗКЫЯ ресурсов fe CtrfcCKQM.
ШНАЕТШН мерглмкв. ieKjft
' J н Программа секдан-го ; |! jUll ■ ..млн Ар)ГЫХСГй bop* •Сддщщн и i- г лнов-■ иыфрастч^ттр** чвоы tin«™ XMfKrHSKOCTi" Hpfwramw ■ HiWlJi 1JIXOIWHH x пиышнк
ITHSHWIИ К>Д«М&*£«НЛ.
^ *
® t
rUHHMbwtfl
Uiжду водой
чг f-; ис.1 коА ri. gn jHiiiL,noM н |Л'Гц»|Иш4 т(мемйт.
■ РСКМ
иедымреинмг . Ряупнлльлгя гчцрищ^чорояогии
- HlHpHSHM MliLVJTJ
■ Bcino-.irtffpre 1 пнсСпкА шмл w.
■ №HT(fPfiM10piiIl IfjNHil.
Рис. 2. Центральноазиатская программа развития энергетических и водных ресурсов
Источник: Всемирный банк
банком «Центральноазиатской программе развития энергетических и водных ресурсов» (CAEWDP The Central Asia Energy-Water Development Program) [3] (рис. 2).
Рациональное использование водных ресурсов для ирригации и выработки электроэнергии является исключительно важным для устойчивого развития всех стран Центральной Азии. При оказании поддержки в области энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии Всемирный банк осуществляет деятельность как на региональном, так и на национальном уровне.
дополнительные рынки. В порядке компенсации за поставки сельхозпродукции Россия могла бы, например, компенсировать Таджикистану и Киргизии нехватку электроэнергии в зимний период, поставляя её через энергосистемы Казахстана.
Россия также могла бы войти в долевое участие в вопросе обеспечения региона питьевой водой. Ведь южные регионы России сами испытывают большую потребность в воде. Области Южного Урала -Свердловская, Тюменская, Оренбургская, Челябинская, Курганская - нуждаются в пе-
Kyrgysstan
Uzbekistan
China
с MA -1 о :о un v L : 4i s
' MVAÇ
Pakistan
limruT гиняш!
kaül: •
il EjrtJrf*]) Btibfelaftüttii
Рис. 3. Карта проекта САЗА-ЮОО Источник:1111:р://\шшсаза-1000.огд/ги/1юте-гиззку/
реводе части стока рек в этот регион. Идея заключается не в том, чтобы заполнить Арал, а в том, чтобы подавать питьевую воду в Центральную Азию. Тогда меньше воды будет забираться из Сырдарьи.
Для решения водно-энергетических проблем Центральной Азии может быть также изучен вопрос о перетоке свободных ресурсов сибирских рек в этот регион. Речь идёт не о пресловутом «повороте сибирских рек», а лишь о возможном частичном использовании этих ресурсов для орошаемого земледелия в полупустынных районах Центральной Азии [4,5].
Интеграция гидроэнергетического комплекса Сибири, Тянь-Шаня и Памира смогла бы позволить Киргизии и Таджикистану не развивать у себя ГЭС, ущемляя водохозяйственные интересы Узбекистана, Казахстана и Туркмении. Центральноази-атские реки могут быть в большей степени ориентированы на нужды ирригации всех регионов, а электрическая энергия сможет поступать сюда от сибирских ГЭС с последующим продолжением высоковольтных линий электропередачи через Центральную Азию в районы Пакистана, Индии и юго-восточного Китая, замыкая тем самым южную ветвь евразийской энергетической системы [5].
Таким образом, при всей сложности и многогранности проблемы использования водных ресурсов трансграничных водотоков, она все же может иметь решение при условии комплексного подхода к ней.
При этом, основное внимание должно быть уделено принятию обязывающих решений на межгосударственном уровне, в том числе и с использованием потенциала Шанхайской организации сотрудничества.
Говоря о создании инфраструктуры, связывающей Центральную и Южную Азию через Афганистан, и либерализации региональной торговли, мы упомянули проект строительства высоковольтной ЛЭП из Киргизии и Таджикистана в Пакистан через территорию Афганистана - САБА-ЮОО (рис. 3).
Это инфраструктурный проект региональной торговли электроэнергией между странами Центральной и Южной Азии. Он входит в программу Всемирного банка, осуществляемую совместно с Азиатским банком развития и при содействии Исламского банка развития.
На примере проекта САЗА-ЮОО лишний раз можно убедиться, что, несмотря на инвестиционную поддержку со стороны мировых финансовых структур, несогласованность и взаимное недоверие между отдельными центральноазиатскими странами могут серьёзно тормозить реализацию насущного международного проекта.
Проект САЗА-ЮОО охватывает четыре страны - Киргизию, Таджикистан, Афганистан и Пакистан. Первые две являются поставщиками электроэнергии, две другие - её потребителями. Проектом предусматривается продажа электроэнергии в летний период, когда Киргизия и Таджикистан производят сброс большого объёма воды для ирригационных нужд соседних Казахстана и Узбекистана. Проект рассчитан на передачу электроэнергии в объёме 1300 мегаватт в год.
Главным препятствием на пути реализации этого проекта (помимо ситуации
В мире существует богатая практика урегулирования государственных конфликтов в сфере водопользования. Например, США оплачивает услуги Канады по регулированию стока реки Колумбия
I
о
в Афганистане, где всё ещё продолжаются военные действия) остаётся дефицит генерирующих мощностей в самой Киргизии. Рост потребления электроэнергии в республике привёл к её нехватке на внутреннем рынке. И это не только инфраструктурная проблема. В течение последних лет в Киргизии всё чаще наблюдается сокращение количества осадков, и это приводит куменьшению объёма воды в водохранилищах. Впервые за многие годы Киргизия зимой 2015 года импортировала электроэнергию из Казахстана.
Но успешность проекта САБА-ТООО во многом будет зависеть не только от способности Киргизии и Таджикистана выра-
о
СЦ <
Нурекская ГЭС, Таджикистан Источник: energybase.ru
батывать электроэнергию в требуемом объёме, но и от того, насколько успешно и эффективно обе страны смогут управлять водными ресурсами. Тем более, что этот вопрос связан и с политическими факторами. В частности, с позицией Узбекистана, который выступает против ввода новых гидроэлектростанций как в Киргизии, так и в Таджикистане. Узбекское руководство полагает, что подобные объекты приведут к сокращению стока рек, используемых Узбекистаном для ирригации [6].
Вместе с тем, согласно предварительным оценкам Всемирного банка и Исламского банка развития, инфраструктура, необходимая для выработки электроэнергии в рамках САБА-ЮОО, уже имеется даже без
ввода новых генерирующих мощностей. Но чтобы осуществить её поставку в Южную Азию, необходимо построить две ЛЭП общей протяжённостью свыше 1200 км, а также три подстанции - в Санктуде, Кабуле и Пешаваре.
Важно констатировать, что работа над проектом продолжается. Его реализация будет способствовать интеграции и расширению рынков в интересах развития торговли, а также поможет найти устойчивые решения в области управления водными ресурсами. В частности, в Таджикистане рассчитывают завершить строительство линий электропередачи в рамках САБА-ТООО в установленные ранее сроки. Пандемия не повлияла на ход работ в рамках энергетического проекта на территории Таджикистана. В настоящее время работы идут по плану, завершение строительства таджикистанского участка САБА-ЮОО ожидается до конца 2021 года.
Напомним, что в рамках проекта САБА-ТООО, стоимость которого оценивается в более чем 1 млрд долларов, планируются поставки электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Афганистан и Пакистан. Инвесторами выступили Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, правительство Британии и другие.
Освоение природного и энергетического потенциала стран Центральной Азии выгодно не только им самим, но и наиболее передовым развивающимся странам, соседствующим с этим регионом. Если говорить конкретно о Евразийском экономическом союзе, то он объективно заинтересован в создании системы торговых и промышленных кластеров в целях взаимного обмена необходимыми товарами и услугами. Подобная интеграция может дать импульс развитию и индустриализации стран региона, сопровождаясь значительным синер-гетическим эффектом.
Реализация как внутренней, так и внешней энергетической политики России предполагают строительство новой и развитие существующей инфраструктуры, включая межгосударственные инфраструктурные проекты. К числу стратегических задач России относится формирование общих экономических и энергетических пространств. В первую очередь это касается территорий бывших советских республик. И государства Центральной Азии занимают здесь отнюдь не последнее место.
ЛЭП, Таджикистан HcT04HHK:unspiash.com
Участие России в реализации международных инфраструктурных проектов, в особенности в Евразии, обусловлено не только её уникальным геостратегическим и геополитическим положением в этой части мира. Без участия России ни один из евразийских (в том числе и центральноазиатских) проектов не может быть реализован с доста-
точной экономической эффективностью. Однако Россия не стремится к доминированию в этих проектах. В конечном итоге создание международной энергетической инфраструктуры - самый надёжный путь к построению евразийской энергетической цивилизации в интересах всех народов, проживающих на этом пространстве.
Использованные источники
Фролова И.Ю. Центральная Азия в энергетической стратегии Китая / Центральная Азия: проблемы и перспективы (взгляд из России и Китая): сб. ст.: Российский институт стратегических исследований; Китайская академия современных международных отношений // М., РИСИ. 2013. С. 125-141.
Боришполец К.П. Водно-энергетические проблемы Центральной Азии и сравнительные возможности ЕврАзЭС и ШОС в деле их решения // Вестник МГИМО Университета. 2011. №2.
Varis 0. Resources: Curb vast water use in central Asia // Nature News. 2014. № 7520(514). C. 27.
Центральноазиатская Программа развития энергетических и водных ресурсов [Электронный ресурс]. 2017. URL: http:// www.vsemirnyjbank.org/ru/region/eca/brief/caewdp (дата обращения: 21.08.2017).
Вогуш Б.Б., Хазиахметов P.M., Вушуев В.В., Воропай Н.И., Беллендир Е.Н., Ваксова Е.И., Чемоданов В.И., Подкова-лышков С.В. Основные положения Программы развития гидроэнергетики России до 2030 года и на перспективу до 2050 года//Энергетическая политика. 2016, № 1. С. 3-19. Sasaki D., Nakayama М. A study on the risk management of the CASA-1000 project//Hydroiogicai Research Letters. 2015. №4(9). C. 90-96.
о с
сц <