Научная статья на тему 'Централизованные и децентрализованные источники финансовых ресурсов региона'

Централизованные и децентрализованные источники финансовых ресурсов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4714
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшенина Е.В.

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам, характеризующим источники финансовых ресурсов в регионе. Проведена оценка централизованных источников финансовых ресурсов региона (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды), а также децентрализованных финансовых средств предприятий (прибыль и амортизационный фонд).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Централизованные и децентрализованные источники финансовых ресурсов региона»

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Региональная экономика

Автор: Е.В. ГОРШЕНИНА, д.э.н, профессор, зав. кафедрой экономики Южного института менеджмента

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам, характеризующим источники финансовых ресурсов в регионе. Проведена оценка централизованных источников финансовых ресурсов региона (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды), а также децентрализованных - финансовых средств предприятий (прибыль и амортизационный фонд).

The article is devoted to theoretical and practical issues that characterize the sources of financial resources in the region. The assessment of centralized sources of financial resources of the region (regional budget and regional extra -budgetary funds), as well as decentralized-financial resources of enterprises (profit and depreciation Fund).

Ключевые слова: финансовые ресурсы региона, региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды, финансовые средства предприятий.

Keywords: financial resources of the region, regional budget, regional extra-budgetary funds, financial resources of enterprises.

Регион-субъект РФ имеет в своём распоряжении финансовые ресурсы в виде денежных средств и финансовых активов. В результате взаимодействия поступления, расходов и распределения денежных средств, их накопления и использования образуются финансовые ресурсы региона. Источники финансовых ресурсов региона разнообразны. Так региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды образуют централизованную часть финансовых ресурсов, а средства предприятий - децентрализованную (рис.1).

Рисунок 1 - Источники финансовых ресурсов региона [1, с. 149]

Региональные органы государственной власти имеют полномочия к регулированию в полной мере лишь регионального бюджета, который и составляет основу региональных финансов. Нет рычагов к регулированию на региональном уровне финансов предприятий и формирования фондов социального развития. Из внебюджетных фондов поддаются косвенному контролю лишь региональные.

Совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов представляет собой бюджетную систему РФ.

Конституцией РФ и её субъектов закреплены и разграничены бюджетные и налоговые полномочия РФ. Полномочия субъектов РФ включают формирование и исполнение региональных бюджетов, создание бюджетной системы региона. Региональный бюджет является главной финансовой базой региональных органов государственной власти. Финансовая самостоятельность региона во многом определяется состоянием бюджета, формирование которого характеризуется нестабильностью. Например, в Краснодарском крае дефицит бюджета составил в 2014 г. 26876,1 млн рублей, в 2015 г. - 17136,5 млн рублей, а в 2016 г. дефицит сменился профицитом - 2442,6 млн рублей (табл. 2).

Таблица 2 - Бюджет Краснодарского края, в фактически действующих

ценах, млн руб.*

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Доходы 232883,0 236840,6 263308,4

Расходы 259759,1 253977,1 260865,8

Профицит (+), дефицит (-) -26876,1 -17136,5 +2442,6

Доходная часть регионального бюджета формируется за счёт закреплённых (налоговых и неналоговых) и регулирующих источников дохода.

Закреплённые (собственные) налоговые доходы - это налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и др. (табл. 3). К собственным неналоговым доходам относятся доходы от реализации прав на имущество, доходы от государственной собственности или деятельности, прочие неналоговые доходы.

Таблица 3 - Структура доходов консолидированного бюджета Краснодарского Края, % *

2014 г. 2015г. 2016 г.

Доходы всего, из них 100 100 100

Налог на прибыль 18,1 15,7 17,7

НДФЛ 30,9 31,1 29,4

Налог на имущество 14,6 16,1 15,2

Безвозмездные поступления 14,2 15,6 12,8

Прочие 22,2 21,5 24,9

*Рассчитано по [4].

Структура доходов бюджета Краснодарского края в целом стабильна в динамке (табл. 3). Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета региона имеет НДФЛ - на уровне 30 %. Значительны доли налога на прибыль (15,7-18,1 %) и налога на имущество (14,6-16,1 %). Однако хроническая неплатёжеспособность некоторых предприятий делает проблематичным своевременное поступление налогов в бюджет, особенно налога на прибыль.

Регулирующие доходы - это поступления из федерального бюджета в виде трансфертов, межбюджетных ссуд и др.

Бюджетная зависимость территорий определяется долей федеральных бюджетных средств. Трансферты в виде субсидий, дотаций, субвенций передаются с целью регулирования доходов и расходов региона, осуществления целевых федеральных программ, федеральных программ по развитию регионов и составляют значительную часть регионального бюджета.

Внебюджетные фонды представляют собой образованную в рамках действующего законодательства РФ и региона, решений представительных органов местного самоуправления обособленную часть финансовых ресурсов, имеющих самостоятельные источники формирования. Внебюджетные фонды позволяют аккумулировать денежные средства с их дальнейшим целевым использованием. Они предназначены для финансирования комплекса мероприятий по решению социальных, экономических и общественно значимых задач.

Система внебюджетных фондов имеет три уровня: федеральный, областной (региональный) и местный. В регионах действуют все три уровня. Рассмотрим эти уровни на примере Краснодарского края.

Первый уровень представлен действующими структурными подразделениями следующих федеральных внебюджетных фондов:

- пенсионный фонд российской федерации;

- фонд социального страхования российской федерации;

- федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- прочие внебюджетные фонды.

Второй уровень составляют региональные внебюджетные фонды:

- фонд развития территорий;

- фонд социальной поддержки населения;

- фонд администрации области;

- экологический фонд области;

- фонд развития жилищного строительства;

- иные фонды, имеющие собственные источники формирования.

Образование местных внебюджетных фондов, представляющих

третий уровень, находится в ведении представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Средства внебюджетных фондов используются на основе их организационной самостоятельности, поэтому регулированию и контролю со стороны региональных органов государственной власти подвергается только второй уровень внебюджетных фондов, да и то косвенно.

Эффективность деятельности внебюджетных фондов всех уровней напрямую зависит не только от своевременности поступления в них денежных средств, но и от возможностей фона удовлетворить потребности региона. Например, по Краснодарскому краю исполнение бюджета пенсионного фонда носит нерегулярный характер - в 2015 году бюджет имел с дефицит 189,9 млн рублей (табл. 4). Бюджет бюджета фонда социального страхования не исполняется систематически (табл. 5), а бюджета фонда социального страхования периодически имеет дефицит (табл. 6).

Таблица 4 - Исполнение бюджета пенсионного фонда Краснодарского

края, млн рублей*

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Поступление 216412,0 236884,8 261311,2

Расходование 214406,4 237074,6 261180,8

Профицит (+), дефицит (-) +2005,6 -189,8 +130,4

Таблица 5 - Исполнение бюджета фонда социального страхования Краснодарского края, млн. рублей*

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Поступление 15132,7 16080,9 17054,8

Расходование 15850,5 18375,4 20255,3

Профицит (+), дефицит (-) -717,8 -2294,5 -3200,5

*Рассчитано по [4].

Таблица 6 - Исполнение бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования Краснодарского края, млн.

рублей*

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Поступление 40567,3 45185,2 47422,5

Расходование 40863,8 45133,8 47415,3

Профицит (+), дефицит (-) -296,5 51,4 7,2

*Рассчитано по [4].

Финансовые средства предприятий - основная ячейка финансовой системы страны и региона. Преобладающая часть всех финансовых ресурсов сосредоточена именно на предприятиях и от их состояния зависит стабильность всей финансовой системы в целом.

Состояние финансов предприятий определяется как внутренними, так внешними факторами. Внутренние факторы - это отраслевая принадлежность, уровень рентабельности, конкурентоспособность продукции, состояние активов и их оборачиваемость активов и др. Однако наиболее негативное влияние на экономику предприятий оказывают внешние факторы: общий кризис в отраслях экономики, неблагоприятная налоговая и бюджетная политика государства, жесткая кредитная политика, сжатие спроса и кризис сбыта. В существующих условиях предприятиям чрезвычайно сложно обеспечить устойчивость своего финансового состояния и поддерживать необходимый уровень платёжеспособности, ликвидности и кредитоспособности. Например, убыточные и неплатёжеспособные предприятия существуют во всех отраслях экономики Краснодарского края (табл. 7).

Таблица 7 - Удельный вес убыточных организация Краснодарского края по видам экономической деятельности (в % от общего числа

организаций)*

Годы

2014 2015 2016

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 17,4 14,1 14,3

Добыча полезных ископаемых 42,1 45,0 57,1

Обрабатывающие производства 27,1 26,7 26,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 43,1 47,0 42,2

Строительство 34,5 37,6 36,4

Оптовая и розничная торговля ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых 23,1 20,8 17,3

изделии и предметов личного пользования

Транспорт и связь 34,1 28,6 29,5

Финансовая деятельность 51,7 33,3 33,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 29,6 33,8 31,0

*Составлено по [4].

Следует отметить, что убыточность предприятий имеет стабильный характер и по некоторым видам экономической деятельности приближается к 50 % и даже превышает этот уровень (табл.7).

Важнейшей причиной сложного экономического состояния предприятий является замещение собственных (прибыль и другие источники) источников формирования оборотных средств заёмными (банковский и коммерческий кредит). В таких условиях собственные оборотные средства выпадают из кругооборота предприятий и направляются на погашение кредита, что отрицательно сказывается на величине прибыли. Прибыль - важнейший показатель деятельности предприятий и главный источник формирования средств предприятий, направляемых на развитие региональной инфраструктуры. Однако при постоянно снижающейся прибыли или её отсутствии формирование фондов социального развития на предприятиях становится невозможным и поэтому финансы предприятий фактически не участвуют в решении социально-экономических проблем региона.

Финансовая деятельность предприятий непосредственно связана с функционированием их основных производственных и оборотных средств (фондов). Амортизационные отчисления выступают формой финансовых отношений, осуществляющих оборот основных производственных средств. Амортизационные отчисления, прибыль и кредиты банка являются основными источниками финансирования воспроизводства основных производственных средств. Амортизационные отчисления сегодня

фактически потеряли свои экономические функции и не являются действенным источником финансовых средств, о чём свидетельствует высокий коэффициент физического износа основных фондов. Например, в Краснодарском крае высокую и очень высокую степень износа имеют основные фонды по всем видам экономической деятельности (табл. 8).

Таблица 8 - Степень износа основных фондов по видам экономической

деятельности, в % на конец года*

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное 40,7 42,3 42,7

хозяйство

Добыча полезных ископаемых 63,3 65,4 68,3

Обрабатывающие производства 38,8 41,8 44,5

Производство и распределение электроэнергии, газа 33,6 36,5 37,5

и воды

Строительство 50,6 54,0 62,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оптовая и розничная торговля; ремонт 38,5 29,5 32,9

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых

изделии и предметов личного пользования

Транспорт и связь 29,5 33,8 33,8

*Рассчитано по [2,3,4].

Современная ситуация такова, что основные источники финансовых средств Краснодарского края (бюджет, внебюджетные фонды, финансы предприятий) не могут обеспечить финансовую стабильность региона (табл. 2,4,5,7). Отсутствие финансовых средств негативно сказывается на инвестиционном процессе как инструменте распределения и использования финансовых ресурсов. Основные причины очевидны: неэффективность экономической политики федеральных и региональных властей, отсутствие стратегии реформирования предприятий, неэффективная региональная политика.

Список литературы

1. Горшенина Е.В. Региональные экономические исследования: теория и практика: Монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - 204 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 1326 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 1402 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.