УДК 336.76
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
Болдырева
Любовь
Валентиновна
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы»,
Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (350051, Россия, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников / ул. им. Федора Лузана, 32/34). E-mail: [email protected] Солонина кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика
Светлана и финансы»,
Викторовна Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (350051, Россия, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников / ул. им. Федора Лузана, 32/34). E-mail: [email protected] Аннотация
В настоящей статье проанализированы различные аспекты развития региональной финансовой системы, выявлены причины, препятствующие эффективному формированию и распределению финансовых ресурсов каждым структурным звеном финансовой системы, обозначены приоритетные направления и мероприятия по совершенствованию развития региональной финансовой системы с целью повышения мобилизации финансовых ресурсов.
Ключевые слова: региональная финансовая система, финансовые ресурсы, рынок банковских услуг, фондовый рынок, страховой рынок, реальный сектор экономики региона.
Геополитические проблемы и ухудшение внешнеэкономических условий на фоне начавшегося в предыдущие годы исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьезным вызовом для российской экономической политики в целом и субъектов РФ в частности. Кроме того, иностранные рейтинговые агентства прекратили присваивать рейтинги новым инструментам компаний, попавших под санкции, что ограничивает эмитентов в размещении облигаций среди институциональных инвесторов, которые обязаны осуществлять вложения в облигации с рейтингом не ниже определенного уровня.
Таким образом, в условиях возросшей неопределенности как никогда важно создавать четкие ориентиры развития региональной финансовой системы, способствующей росту экономики региона [8-9].
Совокупный дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году вырос в 2,3 раза и составил по итогам 2013 года 642 млрд рублей, или 1% годового ВВП. Количество регионов, исполнивших свои бюджеты с дефицитом, увеличилось в прошлом году до 771, при этом превышение регионами установленного законодательством предельного значения по уровню дефицита приобрело системный характер. В результате в 2013 году был отмечен рост долговой нагрузки субъектов Российской Федерации, связанный в первую очередь с ростом обязательств субъектов по кредитам банков (рис. 1).
С 2009 года консолидированный бюджет Краснодарского края исполняется с дефицитом: в 2009 г. - 2 млрд руб., в 2013 г. - 51 млрд руб. Вследствие опережающего роста расходов над доходами дефицит консолидированного бюджета края к 2013 году увеличился по сравнению с 2009 годом более, чем в 25 раз (табл. 1).
17
15
ГМ гм гм ГМ ГМ ГО по го го го го "3- тГ
^н
О О О О О о о о О О О О О О О о
гч 14 14 4 ГМ 4 14 гч 14 14 14 14 4 ГМ
гч Щ ОЭ О 4 ГМ Щ СО О 14 14 ГГ Щ 00
О О о О о о О О О О о о
^н
О О О О о О о о О О О О О О О О
Рис. 1. Долговая нагрузка субъектов РФ
За период с 2009 по 2013 гг. доходы консолидированного бюджета с учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета возросли в 1,4 раза и составили 219,373 млрд руб.
В сложных экономических и финансовых условиях важная роль отводилась администрированию налогов и неналоговых доходов бюджета. В результате целенаправленной работы по повышению собираемости доходов, налоговые и неналоговые доходы увеличились с 111223 . в 2009 г. до 185219 . в 2013 г., по их объёму Краснодарский край является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации. В структуре налоговых поступлений наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.
Расходы консолидированного бюджета возросли в 1,7 раза, увеличившись до 269 млрд руб. в 2013 г. против 154 млрд руб. в 2009 г. В структуре расходов наибольший удельный вес приходится на образование, социальную политику здравоохранение и физическую культуру.
Исполнение бюджетных назначений как по расходам, так и по доходам, осуществлялось в самых сложных за последнее десятилетие условиях. Бюджетные параметры подверглись оптимизации за счёт пересмотра сроков и объёмов реализации ранее заявленных проектов и программ, отказа от непервоочередных расходов, сокращения ассигнований на органы управления.
Банковский сектор региона по состоянию на 01.01.2014 г. представлен 1755 различными банковскими учреждениями, из них 15 самостоятельных региональных кредитных учреждений, 1 филиал регионального банка, 68 иннорегиональных филиалов, 11 отделений Сбербанка, остальные кредитные подразделения - это дополнительные и операционные офисы и другие подразделения (рис. 2).
Таблица 1
Структура доходов и расходов консолидированного бюджета Краснодарского края в 2005-2013 гг. [1]
Наименование показателя 2005 2009 2010 2011 2012 2013
Всего, . в % к ВРП всего,. в % к ВРП всего,. в % к ВРП всего,. в % к ВРП всего,. в % к ВРП всего,.
Доходы 61558 16,5 152407 18,4 168647 16,4 216447 17,4 244931 17,0 219373
из них: налог на прибыль организаций 10597 2,8 22731 2,7 27375 2,7 36127 2,9 43160 3,0 36287
налог на доходы физических лиц 16699 4,5 41842 5,1 45899 4,5 52865 4,2 61181 4,3 68886
налоги на товары и услуги 4242 1,1 7999 1,0 10441 1,0 12249 1,0 17018 1,2 19129
из них акцизы 4242 1,1 7999 1,0 10441 1,0 12249 1,0 17018 1,2 19129
налог на имущество 7501 2,0 18744 2,3 20864 2,0 22189 1,8 25694 1,8 30111
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 4474 1,2 7312 0,9 7334 0,7 7262 0,6 7642 0,5 9536
безвозмездные поступления 11857 3,2 41184 5,0 41673 4,1 66802 5,4 70921 4,9 34154
Расходы 60033 16,1 154418 18,6 182546 17,8 226523 18,2 278608 19,4 269987
из них на: общегосударственные вопросы 5311 1,4 12855 1,6 13645 1,3 13668 1,1 16628 1,2 17112
национальную безопасность и правоохранительную деятельность 4336 1,2 7208 0,9 7685 0,7 9314 0,7 2853 0,2 3727
топливо и энергетику 70 0,0 30 0,0 77 0,0 36 0,0 - - -
сельское хозяйство и рыболовство 1652 0,4 6926 0,8 5270 0,5 7255 0,6 7593 0,5 9918
транспорт 3884 1,0 977 0,1 1365 0,1 1297 0,1 2427 0,2 2945
связь и информатика 11 0,0 173 0,0 345 0,0 601 0,0 561 0,0 717
1 дорожное хозяйство - - 11861 1,4 11589 1,1 6919 0,6 24765 1,7 22538
жилищно-коммунальное хозяйство 6119 1,6 15817 1,9 27461 2,7 45509 3,7 31963 2,2 28107
образование 14493 3,9 35566 4,3 39132 3,8 44939 3,6 58435 4,1 65805
культуру, кинематографию и средства массовой информации 2665 0,7 5212 0,6 5801 0,6 6526 0,5 8281 0,6 9163
здравоохранение и физическую культуру (до 2008 г. - здравоохранение и спорт) 11984 3,2 22963 2,8 30289 2,9 40674 3,3 48917 3,4 48955
социальную политику 8166 2,2 23134 2,8 27240 2,6 25017 2,0 43199 3,0 32212
Профицит (+), дефицит (-), млн. руб. +1525 0,4 -2010 - -13899 - -10079 - -33677 -0 -50613
1 До 2009 г. расходы на дорожное хозяйство были включены в расходы по транспорту.
Рис. 2. Динамика развития инфраструктуры банковского сектора Краснодарского края
Таблица 2
*
Институциональная структура банковской системы Краснодарского края в 2005-2014 гг.
Наименование показателя 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014
1. Количество кредитных организации и филиалов (единиц) 132 130 105 98 80 72 59
в том числе:
количество региональных банков 21 17 14 14 15 15 15
2. Количество инорегиональных банков и филиалов (единиц) 106 105 103 96 79 71 58
3. Количество филиалов, головная организация которых находится в данном регионе 2 2 2 2 1 1 1
Согласно данным табл. 2, банковская система региона значительно изменилась: прекращена деятельность 73 кредитных организаций; закрыты 6 региональных банков, 48 ино-региональных банков и филиалов; сократилось количество филиалов, расположенных в регионе вместе с головной организацией.
Ключевым фактором риска для банковского сектора региона в 2011-2014 гг. стало снижение качества кредитного портфеля и увеличение объема просроченных кредитов, обусловленное ухудшением финансового положения заемщиков и их способности обслуживать кредиты. В большей степени отягощены проблемными кредитами инорегиональные банки - 6,6%, филиалы Сбербанка России - 3,8%, региональные банки - 3,2%.
Институциональная структура банковского сектора Краснодарского края представлена на рис. 3.
*
Данные ЦБ РФ.
Рис. 3. Институциональная структура банковского сектора региона на 01.01.2014 г.
Доверие населения к российской и региональной банковской системе сохранилось на высоком уровне. На 01.01.214 г. сумма вкладов выросла на 22%, достигнув 428 млрд рублей. В связи с тем, что в отчетном периоде население предпочитало накапливать, а не тратить, доля банковских вкладов в ВРП превысила расчетный показатель на 0,5 процентных пункта и составила 28,9%. Объем выданных потребительских кредитов вырос на 39,2% [3].
Краснодарский край занимает лидирующее положение по степени концентрации страховых компаний в Южном федеральном округе, на 31.12.2014 г. в регионе действовали 133 страховые организации, в т.ч. 2 региональные страховые компании, 91 филиал страховых компаний-нерезидентов, 40 компаний осуществляли страховую деятельность в качестве агентов (табл. 3).
По итогам 2014 года Краснодарский край занимает 7-е место в рейтинге, среди 83 регионов Российской Федерации по собранным страховым премиям в целом - 21 млрд.рублей, рост по сравнению с 2013 годом составляет 114%. Сумма выплат составила 10 млрд.рублей, рост по сравнению с 2013 годом - 116%.
Таблица 3
Основные показатели деятельности страховых компаний Краснодарского края
в 2005-2014 гг. [1]
Наименование показателя 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Число страховых организаций (единиц) 113 137 132 126 125 128 133
В.т.ч. - региональных страховых компаний 8 6 5 4 2 2 2
- число филиалов (единиц) иноре-гиональных компаний 105 131 127 122 123 94 91
Страховые премии, млрд руб. 10,3 24,6 25,1 30,4 16,9 18,35 20,9
Страховые выплаты, млрд руб. 7,1 18,3 19,7 22,1 8,0 8,74 10,7
На сегодняшний день Краснодарский край занимает одно из первых мест в рейтинге эмиссионной активности по Южному федеральному округу. На территории края действует более 3000 акционерных обществ, что составляет порядка 35% от общего количества акционерных обществ, зарегистрированных в Южном регионе. В 2014 г. на российских и зарубежных торговых площадках обращаются ценные бумаги 79 эмитентов Краснодарского края, что превышает плановый ориентир на 2,1%. Объем инвестиций, привлеченных в краевую экономику в 2014 году с помощью инструментов фондового рынка, составил 86,1 млрд рублей, что на 6,5 % превысило уровень прошлого года и в 2,8 раза уровень планового показателя [4].
Основной причиной увеличения объема инвестиционных выпусков в 2013-2014 гг. является неблагоприятная конъюнктура долгового рынка, сложившаяся в 2012 году, в результате чего размещение 6 зарегистрированных выпусков биржевых облигаций в объеме 24 млрд рублей было перенесено на 2013 год (табл. 4).
Таблица 4
Инвестиционная активность фондового рынка Краснодарского края
в 2005-2014 гг. [1]
Наименование показателя 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Объем эмиссии (млрд руб.) 10,04 40,10 15,23 13,42 13,30 16,08 17,20
в % к предыдущему году 186,18 117,97 37,98 88,11 99,10 120,90 106,96
Количество эмитентов (единиц) 15 48 51 64 68 78 79
в % к предыдущему году 270,56 63,15 106,25 125,49 106,24 114,70 101,28
Привлечение долгосрочных инвестиций (млрд руб.) 7,60 22,30 28,20 34,70 40,40 80,80 86,10
в % к предыдущему году 126,40 95,99 126,45 123,04 116,42 200,00 106,55
Количество эмиссий (штук) 288 187 88 74 71 64 54
в % к предыдущему году 128,90 58,99 47,05 84,09 95,94 90,14 84,37
Положительным направлением в развитии фондового рынка явилось появление значительного количества профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы [5]. Наибольшая эмиссионная активность наблюдается в агропромышленном, курортном, строительном и транспортном комплексах.
Реальный сектор экономики Краснодарского края на 31.12.2014 г. представлен 130 тыс. предприятий, в том числе 3194 крупными и средними, 127 тыс. малыми, способными обеспечить в определенных условиях экономический рост региона.
Изменение экономической конъюнктуры привело к ухудшению финансового положения предприятий, что проявилось в существенном снижении финансового результата, недостаточности собственного капитала в качестве инвестиционного ресурса, ухудшении обеспеченности накопленного объема обязательств (табл. 5).
Предприятия, осуществлявшие модернизацию за счет кредитных ресурсов, столкнулись с нарастающими проблемами роста инвестиционных затрат, связанных с обслуживанием кредита и обесцениванием предоставленных в обеспечение кредита собственных ценных бумаг [ 7] .
Динамика показателей, отражающих уровень жизни населения региона и финансы домохозяйств характеризуется ростом реально располагаемых денежных доходов и заработной платы (табл. 6).
Таблица 5
Основные показатели финансовой деятельности крупных и средних предприятий Краснодарского края в 2005-2014 гг. [2]
Наименование показателя 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Сальдированный финансовый результат, млн. руб. 27660 83578 104775 102614 197931 114910 13921
Убыток, млн. руб. 20086 20457 20579 23547 26589 39140 196102
Удельный вес убыточных предприятий, % 26,6 23,0 23,1 23,6 23,9 25,0 24,3
Кредиторская задолженность, млн. руб. 106570 263870 322612 407845 552131 630358 669745
Дебиторская задолженность, млн. руб. 80111 230060 295378 367263 511801 642361 675649
Таблица 6
Основные показатели, отражающие уровень жизни населения Краснодарского края
в 2005-2014 гг. [2]
Наименование показателя 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц 5358,7 13680 16892 18796 21685 25777 27736
в % к предыдущему году 106,5 112,4 123,47 111,27 115,37 118,87 107,59
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. 6551,8 15128 16329 18416 21409 24062 25512
в % к предыдущему году 124,9 113,4 107,93 112,78 116,25 112,39 106,02
Прожиточный минимум на душу населения, руб. 2739 5227 5693 5931 6166 7021 7698
в % к предыдущему году 100,9 117,2 108,91 104,18 103,96 113,86 109,64
На уровень денежных доходов населения оказывают влияние размеры заработной платы, пенсий, периодичность их индексации и своевременность выплаты. Формирование положительной динамики доходов было обусловлено ростом заработной платы во всех основных видах экономической деятельности - основного источника дохода для трудоспособного населения. Среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась по сравнению с 6551,8 руб. в 2005 г. до 25512 руб. в 2014 г. Определяющим фактором для сложившейся динамики денежных доходов явилось замедление темпов роста среднемесячной заработной платы.
Первоочередная задача, стоящая перед органами исполнительной власти Краснодарского края в 2015-2017 гг., - совершенствование бюджетной политики по двум основным направлениям: пополнение доходной части бюджета и поиск источников ее пополнения, совершенствование межбюджетных отношений.
С 2014 года Краснодарский край перешел на «программный бюджет», т.е. 90% расходов бюджета края 2015 года распределено в рамках 26 государственных программ, при этом три четверти программ имеют социальную направленность. Профицитное исполнение бюджета запланировано в 2017 году (табл. 7).
Дефицитное исполнение бюджета в 2014-2015 гг. означает, что налоговых и неналоговых поступлений недостаточно для решения тех задач, которые определены в законе о краевом бюджете. Следовательно, для сокращения бюджетного дефицита необходимо стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности региона, усилить контроль за собираемостью налогов, целевым и экономичным использованием бюджетных средств.
Таблица 7
Доходы и расходы консолидированного бюджета Краснодарского края в 2014-2017 гг. [1]
Наименование показателя 2014 год 2015 год (план) 2016 год (план) 2017 год (план)
Доходы, млрд руб. 232,9 232,9 246,6 263,1
темп роста, % 106,2 100,0 105,9 106,7
Расходы, млрд руб. 259,9 238,0 246,6 260,2
темп роста, % 96,2 88,1 103,6 105,5
Профицит(+)/ Дефицит(-) -26,9 -5,1 - 2,9
Исходя из анализа финансового состояния вышеперечисленных звеньев финансовой системы Краснодарского края определим приоритетные направления ее развития в соответствии с прогнозными значениями Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года [10], «Стратегии развития финансового и фондового рынка Краснодарского края до 2020 года» (табл. 8).
Успешная реализация приоритетных направлений региональной финансовой системы, а также эффективное государственное регулирование концентрации и расходования финансовых ресурсов позволят экономике Краснодарского края преодолеть ряд ограничений и сдерживающих факторов развития, а также добиться существенного роста в перспективе.
Литература
1. Официальный сайт Департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края (www.depfinance.ru).
2. Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю ( www.krsdstat.gks.ru).
3. Солонина С.В. Институциональный подход к оценке функционирования банковской системы региона// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. - С. 109-116.
4. Солонина С.В., Овсяницкий Э.С., Ануфриева А.П. Факторы обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2014. № 99. - С. 910 - 927.
5. Игнатова Т.В., Болдырева Л.В. Роль рынка ценных бумаг в обеспечении эффективного развития региональной финансовой системы // Финансы и кредит. 2011. № 22 (454). - С. 17-23.
6. Болдырева Л.В. Проблемы модернизации финансовых систем в контексте социально-экономического развития российских регионов // В сб.: Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: Императивы, правовые и хозяйственные механизмы. Отв. ред.: Сорокожердьев В.В.. Краснодар, 2014. - С. 21 - 24.
7. Молчан А.С., Тринка Л.И., Тернавщенко К.О. Управление системой стратегических приоритетов развития производственного потенциала региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 65. - С. 212 - 225.
8. Хашева З.М., Молчан А. С. Построение модели управления устойчивым развитием региональных социально-экономических систем // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 4. - С. 67 - 73.
9. Кюрджиев С.П., Паршукова О.Ю., Гринёва Ю.А. Использование инструментария бюджетирования, ориентированного на результат, в практике управления государственными и муниципальными финансами // Финансовые исследования. 2011. Т. 2. № 1-1. - С. 91 - 99.
10. Закон Краснодарского края от 29.04.2008 года №1465-КЗ «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» (www.depfinance.ru).
Таблица 8
Приоритетные направления развития региональной финансовой системы [6]
Приоритетные направления развития звеньев региональной финансовой системы Мероприятия по сбалансированному развитию звеньев региональной финансовой системы
1. Бюджетная система - стабильное и сбалансированное исполнение бюджетов всех уровней; стабильное и сбалансированное исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Краснодарского края; обеспечение уровня доходов консолидированного бюджета Краснодарского края достаточного для гарантированного выполнения задач и функций государства и местного самоуправления; приоритетность исполнения социальных обязательств и развития бюджетной сферы; повышение эффективности управления бюджетными ресурсами; обеспечение условий для эффективного выполнения полномочий органами местного самоуправления; совершенствование межбюджетного регулирования. Продление политики ограничения непервоочередных расходов; проведение мониторинга финансово-экономического состояния бюджетообразующих предприятий, своевременности выплаты заработной платы; активизация работы, направленной на повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности.
2. Банковский сектор - повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора; создание условий для развития на территории края разнообразных инструментов кредитования организаций и населения (кредитование малого бизнеса, ипотечное жилищное кредитование); увеличение объемов кредитования отраслей реального сектора экономики и населения региона; формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве; удовлетворение потребностей всех категорий клиентов в универсальном комплексе банковских услуг; внедрение и развитие новых банковских продуктов с использованием банковских карт; развитие государственной поддержки граждан, улучшающих жилищные условия при помощи ипотечного жилищного кредита. Повышение уровня капитализации региональных банков; осуществление разработки и реализации подходов, направленных на принятие упрощенных процедур кредитования малого бизнеса в целях развития системы кредитования малого и среднего бизнеса; дальнейшее развитие ипотечного кредитования в регионе.
3. Страховой сектор - совершенствование системы государственного надзора за страховой деятельностью; развитие инфраструктуры страхового рынка путем расширения филиальной (представительской) сети продаж; развитие добровольных видов страхования, в первую очередь приоритетных для экономики региона; развитие долгосрочного накопительного страхования жизни; повышение страховой культуры населения. Совершенствование форм и методов страхового надзора за деятельностью субъектов страхового дела; популяризация системы страхования и повышение уровня финансовой грамотности участников страхового рынка; расширение перечня медицинских услуг гражданам по программам добровольного медицинского страхования; включение страхования жизни в социальный пакет работников организаций.
Окончание табл. 8
Приоритетные направления развития звеньев региональной финансовой системы Мероприятия по сбалансированному развитию звеньев региональной финансовой системы
4. Фондовый рынок - развитие инфраструктуры фондового рынка и обеспечение зашиты прав инвесторов; развитие рынка коллективных инвестиций; совершенствование системы государственного стимулирования хозяйствующих субъектов; увеличение объема инвестиций, привлекаемых в реальный сектор экономики; увеличение числа профессиональных участников. Создание эффективной инфраструктуры рынка и развитие деятельности биржевых площадок; увеличение филиалов профессиональных участников фондового рынка, субъектов рынка коллективных инвестиций на территориях муниципальных образований; снижение рисков для инвесторов и стоимости долгосрочного привлечения капитала.
5. Финансы предприятий - улучшение финансового положения предприятий; повышение экономической эффективности производства (автоматизация, механизация, внедрение новых технологий, экономия энергоресурсов); обеспечение межотраслевого перетока капитала в высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности, развития науки и инновационных технологий; использование прибыли предприятий внутри региона; расширение позиций предприятий на внутреннем рынке за счет повышения конкурентоспособности продукции; совершенствование нормативно-правовой базы, упорядочение деятельности контролирующих и надзорных органов; развитие малого и среднего бизнеса во всех сферах экономики региона; кластерный подход в развитии предприятий базовых отраслей региона; повышение уровня квалификации рабочей силы. Автоматизация, механизация, внедрение новых технологий, экономия энергоресурсов; развитие сети объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, включающей бизнес-инкубаторы, агентства, промышленные парки, фонды и центры поддержки предпринимательства; оказание содействия предприятиям, заинтересованным в сотрудничестве в рамках кластера.
6. Финансы домохозяйств - повышение уровня и качества жизни населения; совершенствование политики регулирования труда, стабилизации занятости, правовой базы вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс; повышение стимулирования интереса граждан к использованию своих сбережений в инвестиционном процессе; повышение уровня финансовой грамотности населения. Создание образовательных сайтов, «горячей линии» для консультации по вопросам продолжения образования, законодательства в области финансов, о способах сохранения и инвестирования личных сбережений; целевого расходования средств с вложением их в высокорентабельные проекты, обеспеченные реальными ресурсами; обеспечения государственных гарантий.
Boldyreva Lyubov Valentinovna, candidate of economic sciences, the docent of the department of the economy and finances, Financial university under Government of Russian Federation (Krasnodar branch) (32/34, ul. Shosse Neftjanikov / ul. im. Fedora Luzana, Krasnodar, 350051, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Solonina Svetlana Viktorovna, candidate of economic sciences, the docent of the department of the economy and finances, Financial university under Government of Russian Federation (Krasnodar branch) (32/34, ul. Shosse Neftjanikov / ul. im. Fedora Luzana, Krasnodar, 350051, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL FINANCIAL SYSTEM (BASED ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR TERRITORY)
Abstract
Under the effect of the geopolitical problems and worsening in the foreign economic conditions the problem of creation the clear aims of the development of regional financial system acquired an even larger urgency. Different aspects of the development of regional financial system are in this article analyzed, are revealed the reasons, which impede effective formation and distribution of financial resources by each structural component of financial system, are designated priority directions and measures for the improvement of the development of the regional of financial systems, for the purpose of an increase in the mobilization of financial resources.
Keywords: regional financial system, financial resources, the market for bank services, fund market, insurance market, real the sector of economy of region.
References
1. Oficial'nyj sajt Departamenta po finansovomu i fondovomu rynku Krasnodarskogo kraja (www.depfinance.ru).
2. Oficial'nyj sajt Territorial'nogo organa federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Krasnodarskomu
kraju ( www.krsdstat.gks.ru).
3. Solonina S.V. Institucional'nyj podhod k ocenke funkcionirovanija bankovskoj sistemy regiona // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2014. № 1. - S. 109-116.
4. Solonina S.V., Ovsjanickij Je.S., Anufrieva A.P. Faktory obespechenija finansovoj ustojchivosti i platezhesposobnosti strahovoj organizacii // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. № 99. - S. 910 - 927.
5. Ignatova T.V., Boldyreva L.V. Rol' rynka cennyh bumag v obespechenii jeffektivnogo razvitija regional'noj finansovoj sistemy // Finansy i kredit. 2011. № 22 (454). - S. 17-23.
6. Boldyreva L.V. Problemy modernizacii finansovyh sistem v kontekste social'no-jekonomicheskogo razvitija rossijskih regionov // V sb.: Problemy dostizhenija jekonomicheskoj jeffektivnosti i social'noj sbalansirovannosti: Imperativy, pravovye i hozjajstvennye mehanizmy. Otv. red.: Sorokozherd'ev V.V.. Krasnodar, 2014. - S. 21 - 24.
7. Molchan A.S., Trinka L.I., Ternavshhenko K.O. Upravlenie sistemoj strategicheskih prioritetov razvitija
proizvodstvennogo potenciala regiona // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2011. № 65. - S. 212 - 225.
8. Hasheva Z.M., Molchan A.S. Postroenie modeli upravlenija ustojchivym razvitiem regional'nyh social'no-
jekonomicheskih sistem // Nauchnyj vestnik Juzhnogo instituta menedzhmenta. 2013. № 4. - S. 67 - 73.
9. Kjurdzhiev S.P., Parshukova O.Ju., Grinjova Ju.A. Ispol'zovanie instrumentarija bjudzhetirovanija, orientirovannogo na rezul'tat, v praktike upravlenija gosudarstvennymi i municipal'nymi finansami // Finansovye issledovanija. 2011. T. 2. № 1-1. - S. 91 - 99.
10. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 29.04.2008 goda №1465-KZ «Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Krasnodarskogo kraja do 2020 goda» (www.depfinance.ru).