Научная статья на тему 'Централизация-децентрализация в планировании инвестиций на субмикроуровне'

Централизация-децентрализация в планировании инвестиций на субмикроуровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Водяной Александр Владимирович

In this article we examine the centralization vs. decentralization dilemma in the investment process on the submicrolevel, by the example of work planning, costs and product deliveries in a natural monopoly. In the final analysis we come to the conclusion about which type of investment planning, centralized or decentralized, can be more effective for the monopoly in the long run.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Centralization and decentralization in investment management on the submicrolevel

In this article we examine the centralization vs. decentralization dilemma in the investment process on the submicrolevel, by the example of work planning, costs and product deliveries in a natural monopoly. In the final analysis we come to the conclusion about which type of investment planning, centralized or decentralized, can be more effective for the monopoly in the long run.

Текст научной работы на тему «Централизация-децентрализация в планировании инвестиций на субмикроуровне»

А. В. ВОДЯНОЙ*

Александр Владимирович ВОДЯНОЙ — аспирант кафедры ОЭТ СПбГУЭФ.

В 2003 г. закончил СПбГУЭФ по специальности «Финансы и кредит». В 2005 г. защитил степень магистра государственного управления в г. Шпайер, ФРГ.

С 2003 г. работает старшим консультантом в консалтинговой компании «МКД Партнер», Санкт-Петербург.

Автор более 16 научных публикаций, в том числе на немецком и английском языках.

Тема диссертационного исследования — «Влияние структуры на процесс централнзации-децеитра-лизации на субмикроуровне».

Область научных интересов — государственное регулирование инвестиций, управление государственными монополиями.

4-4-4-

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ-ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В ПЛАНИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИЙ НА СУБМИКРОУРОВНЕ"

В развитии экономической системы любого уровня, будь то национальная экономика в целом, одна из отраслей или конкретное предприятие, важную роль играют инвестиции*.

• Централизация-децентрализация в регулировании инвестиций

в различных моделях экояомнческой системы

Одной из основных проблем регулирования инвестиций в рамках различных экономических моделей является проблема «централизация-децентрализация».

В макроэкономике повышенное внимание к государственным инвестициям связано с аргументами структурной политики и политики по обеспечению экономического роста2. На уровне хозяйственной системы выбор между централизацией и децентрализацией принимает форму дилеммы «государство-рынок» в управлении инвестициями.

В микроэкономике планирование инвестиций связано с необходимостью расширения производства, а также обновлением производственных фондов и техническим перевооружением. На уровне предприятий и отраслей выбор между централизацией и децентрализацией раскрывается в виде либо централизованного планирования затрат и инвестиций, либо консолидации общего инвестиционного плана из планов подразделений внутри предприятия на основании суммирования их собственных бюджетов.

Представители классической экономической школы придерживались позиции децентрализации в экономике. Они верили в саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали целесообразность серьезного государственного вмеша-

' © А. В. Водяной, 2007

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Д. Ю. Мн ропольского.

тельства, а деньги рассматривали только как средство выражения реальных макроэкономических показателей, таких как выпуск продукции, доходы, инвестиции и т. д.3 В трактовке классической школы проблема инвестиций рассматривается как проблема накопления частного капитала, основанная на способности хозяйственной системы к воспроизводству4.

В кейнсианской теории основным аргументом в пользу централизованного регулирования инвестиций является общее обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику. Оно базируется на убеждении в том, что рыночная экономика, стремясь к равновесию, может попасть в состояние недостаточности совокупного спроса. При этом хозяйственная система будет длительное время находиться в состоянии хронической безработицы и низкого уровня товарного производства. В этих условиях считается необходимым государственное стимулирование инвестиционного спроса.

Монетаристы (М. Фридмен и его последователи) разработали современную количественную теорию денег. Они утверждали, что рыночная экономика достаточно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. При таких свойствах хозяйственной системы активное вмешательство государства в экономику не требуется, а необходимо поддержание в ней условий свободной конкуренции. В монетаристской интерпретации в ответ на снижение процентной ставки, вызываемое ростом денежной массы, реагирует не только инвестиционный спрос, но и другие элементы совокупного спроса, такие как потребительские расходы. Таким образом, в монетаристской интерпретации государственное стимулирование спроса вообще и инвестиционного спроса в частности представляется нецелесообразным.

Институциональная модель (Р. Коуз, О. Уильямсон) уделяет особое внимание институциональной среде, в которой действуют экономические агенты. В центре ее внимания оказываются отношения, складывающиеся внутри экономических организаций (в этом смысле анализ институциональной теории более всего относится к субмикро-уровню). В частности, Р. Коуз утверждал, что именно соображения экономии трансак-ционных издержек являются причиной распределения ресурсов внутри фирмы административным путем. Однако сам административный механизм также не свободен от издержек, которые нарастают по мере увеличения размеров организации и ее увеличивающейся зарегулированности (особенно ярко это выражено в крупных монополиях). Поэтому границы фирмы будут проходить там, где предельные издержки, связанные с использованием рынка, сравниваются с предельными издержками, связанными с использованием иерархической организации5. Таким образом, согласно О. Уияьямсону, «необходимо уделять больше внимания организационным (а не технологическим) аспектам экономических институтов и целям эффективности (а не целям монополии)»6. Замечания институционалистов относительно механизма распределения ресурсов внутри фирм и пределов использования для этого административных механизмов применимы для анализа планирования затрат и инвестиций внутри монополии.

Модели структурных параметров исследуют то, как выделенные структурные параметры хозяйственной системы влияют на поведение действующих в ней экономических субъектов. Одна из этих моделей — межотраслевой баланс В. Леонтьева. Сущность данного подхода описана в его линейной балансовой модели «затраты-выпуск». В данной модели экономика каждой страны представляется в виде системы, в которой много разных отраслей, и каждая из них что-то производит — промышленную продукцию, услуги и т. д., которые передаются затем другим отраслям. Каждый компонент системы может существовать только потому, что он получает что-то от других. На основании знания номенклатуры товаров и связи между отраслями выстраивается модель хозяйственной системы в виде взаимосвязанной системы матриц. Путем решения системы

уравнений такая модель позволяет рассчитать необходимый объем инвестиционных средств. Другой моделью является двухсекторная модель хозяйственной системы Д. Ю. Миропольского7. В ней рассматриваются два сектора — базовый и пионерный. Базовый сектор занимается производством продуктов жизнеобеспечения и использует традиционные технологии. Пионерный сектор обеспечивает высокотехнологичное производство и является, как правило, дотационным. Планирование инвестиций осуществляется в виде «обмена» между секторами: базовый сектор поддерживает пионерный, отдавая часть созданной им стоимости, а пионерный предоставляет новые технологии, повышающие эффективность производства в отраслях базового сектора. Обе модели структурных параметров интересны тем, что используют универсальный подход моделирования экономической системы. Они применимы как на макроуровне — в виде товарного соотношения между отраслями и секторами в рамках хозяйственной системы, так и на субмикроуровне — в виде соотношения между различными показателями в системе производственного планирования. Они используют как элементы централизованного, так и децентрализованного планирования.

• Дилемма «цевтрализацня-децеитрализацня»

на примере системы управления инвестициями внутри монополии

Для иллюстрации рассмотрим систему планирования инвестиций на субмикроуровне — на примере планирования в крупной естественной монополии ОАО «Газпром».

Современное производственное планирование монополии строится исходя из необходимости преобразования ОАО «Газпром» в вертикально-интегрированную компанию и обеспечения в результате производственной деятельности компании постоянного притока дополнительной прибыли, которая затем могла быть реинвестирована в собственное производство8.

Так, к примеру, для комплексного плакирования поставок и анализа возникающих рисков, разработан универсальный инструмент, способный определить рыночную эффективность по группам поставок и применяемый для принятия соответствующих управленческих решений. Таким инструментом является единый баланс планирования поставок на основе их бюджетирования9. Показатели по лимитам поставок, нормам и допустимому «коридору цены» за условный объем поставляемых углеводородов формируются исходя из различных аргументов (факторов), входящих в многофакторную модель. В систему показателей входят: цена поставок, сроки поставок, затраты на добычу и транспортировку, а также дополнительные расходы на создание газотранспортной инфраструктуры, оценка рисков, связанных с нарушением сроков платежей, изменением ценовых условий и т. д.

Показатели баланса поставок, а также расчетные коэффициенты и лимиты увязываются с основными показателями производственного и финансового планов (рис.). К примеру:

— связь с производственным планом: (1) нижний предел цены по группе контрактов (или по рассматриваемому рынку) будет определять (лимитировать) верхний предел соответствующих производственных затрат, связанных с добычей и транспортировкой газа, и наоборот, (2) существующий уровень производственных затрат будет определять минимальный уровень цены и сроков по контрактам для обеспечения необходимой рентабельности данной группы поставок;

— связь с финансовым планом: (I) суммы, инвестируемые в расширение инфраструктуры, связанное с увеличением поставок и предусматриваемые в финансовом планировании, определяются исходя из общей рентабельности контрактов, и наоборот,

(2) нижний предел цены поставок и минимальные сроки по группе контрактов опредв' ляются исходя из заложенных в финансовом плане сумм на инвестирование в расшире ние соответствующей инфраструктуры и сроков строительства.

плен »

РИС. Баланс планирования поставок в общей системе планирования.

В рамках действующей системы планирования работ и затрат ОАО «Газпром» применяется как децентрализованное, так и централизованное планирование. Коэффициенты затрат и товарные соотношения планируются централизованно головной компанией, далее, исходя из них, дочерним предприятиям «спускаются» общая смета затрат и лимиты затрат по статьям. Исходные сметы затрат формируются децентрализованно, на уровне дочерних компаний, а те, в свою очередь, консолидируются из смет затрат филиалов каждого из дочерних обществ. Утверждение плана затрат и производственного плана для дочерних компаний происходит путем встречного согласования смет и приведения в соответствие с ними производственных планов. В план затрат включаются, помимо прочих статей, и инвестиции, в том числе инвестиции в основные фонды10. Основная трудность при таком планировании — обоснование и согласование смет затрат и получение необходимых инвестиций для дочерних обществ со стороны головной компании.

Для того чтобы избежать этих трудностей и обеспечить постоянный приток инвестиций, представляется целесообразным придерживаться централизованного планирования планов работ и смет затрат для дочерних компаний. Также необходимо увязывать

показатели планируемых производственных затрат не только с показателями производственного плана, но и с балансом поставок.

• Основные выводы

Определено, что на субмикроуровне планирование инвестиций в рамках производственного планирования наиболее полно и объективно может быть исследовано с помощью структурных моделей. На примере монополии ОАО «Газпром» рассмотрены случаи как централизованного, так и децентрализованного управления инвестициями. Рассмотрев оба подхода, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев, при использовании объемных показателей в планировании производства и затрат, централизованное планирование инвестиций более предпочтительно. Это связано со специфическими особенностями крупных естественных монополий: сложной организационной структурой и структурой хозяйственных связей (большое количество филиалов и дочерних компаний), неоднородной структурой активов, спецификой производства (в нефтегазодобыче: географическая удаленность от рынков сбыта, неоднородность месторождений), а также с условиями сбытовой деятельности компании (преимущественно государственное регулирование цен на внутреннем рынке поставок).

ЛИТЕРАТУРА

1 Государственное регулирование рыночной экономики. — М.: Дело, 2001. — С. 123.

2 Кузнецов Б. Нужна ли России промышленная политика? М„ 2002. — С. 14.

' Ясин Б. Г. Хозяйственная система. — М.: Финансы и статистика, 1989. — С. 80.

4 Экономическая теория на пороге XXI века — 1 / Под ред. Ю. М. Осипова, В. Т. Пуляева,

B. Т. Рязанова, Е. С. Зотовой. — М.: Юристь, 1998. — С. 10.

5 К о у з Р. Г. Природа фирмы // Теория фирмы I Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1995. — С. 15.

6 Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирма, рынки, «отношен ческая контрактация». — СПб.: Лениздат, 1996. — С. 51.

7 МиропольскийД. Ю. Формирование типов хозяйственных систем: динамика материальной структуры и процессы неравновесия. Дис. ... докт. экон. наук. — СПб.: СПбГУЭФ, 1997 —С. 136.

* Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р.

* Антимонопольная политика и регулирование естественных монополий. Экономическое поведение предприятий / Под ред. А. В. Ланскова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — С. 45.

10 Карлик А. Е„ Горбашко Б. А.. Основы экономики фирмы. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. —

C. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.