Научная статья на тему 'ЦЕНТИЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ'

ЦЕНТИЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники / физические развитие / центильный метод.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бауэр П.С., Бородина Г.Н.

В статье представлены результаты оценки физического развития школьников центильным методом. Были проведены антропометрические измерения параметров, необходимых при составлении центильных таблиц. Полученные результаты сравнивались с таблицами Горьковского государственного института. В результате анализа центильных таблиц установлено, что дети обоих полов всех возрастных групп имеют средне-гармоничное физическое развитие. При сравнении параметров, полученных при обследовании школьников Республии Алтай, с эталонными таблицами, все показатели находились в пределах интервалов, принимаемых за норму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бауэр П.С., Бородина Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕНТИЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»

ЦЕНТИЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Бауэр П.С., Бородина Г.Н.

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул

Аннотация:

В статье представлены результаты оценки физического развития школьников центильным методом. Были проведены антропометрические измерения параметров, необходимых при составлении центильных таблиц. Полученные результаты сравнивались с таблицами Горьковского государственного института. В результате анализа центильных таблиц установлено, что дети обоих полов всех возрастных групп имеют средне-гармоничное физическое развитие. При сравнении параметров, полученных при обследовании школьников Республии Алтай, с эталонными таблицами, все показатели находились в пределах интервалов, принимаемых за норму.

Ключевые слова: школьники, физические развитие, центильный метод.

Наряду с заболеваемостью, рождаемостью и смертностью физическое развитие является одним из важнейших показателей уровня здоровья населения [5]. В настоящее время в экономически развитых странах отмечается значительное усиление антропогенной нагрузки на организм человека [1,7]. В большей степени негативное влияние отражается на развитии детей и подростков. Условия среды обитания человека постоянно меняются, особенности климатических зон проживания, степень загрязненности окружающей среды, плотность населения и прочие факторы оказывают влияние на физическое развитие ребенка [1,2]. Для своевременной коррекции возникающих отклонений необходим мониторинг физического состояния ребенка [8]. Для эффективной характеристики уровня физического развития используется центильный метод, который также способен отражать гармоничность развития [4,6]. Многочисленные проведенные исследования выявили, что за последние десятилетия значительно снизилось число детей с гармоничным физическим развитием [3]. Необходимо также учитывать, что с течением времени изменяются и стандарты, по которым оцениваются результаты, полученные в процессе исследования детей. Эти стандарты необходимо регулярно актуализировать, при этом учитывать влияние социально-экономических и экологических особенностей каждого отдельно взятого региона.

Исследования проводились в группе потенциально здоровых школьников от 7 до 13 лет. Всего в исследовании приняли участие 1205

учащихся средних общеобразовательных школ г. Горно-Алтайска. Получены информированные согласия законных представителей на участие в исследовании. Исходя из цели исследования измерялись параметры, необходимые для применения центильного метода, а именно длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, проведена калиперометрия (измерялась жировая складка на животе). Все антропометрические параметры измерялись по единой унифицированной методике в утренние часы с соблюдением температурного режима. Статистическая обработка полученного материала осуществлялась с использованием пакета прикладных программ Statistica 10.0 Rus корпорации StatSoft (США). С помощью центильного метода (вычислены медиана и интерквартильный размах показателей), также оценивалась гармоничность развития и степень жироотложения. Полученные результаты оформлены в виде таблиц.

Полученные в процессе исследования результаты сравнивались с одномерными центильными шкалами, разработанными в Горьковском государственном институте. В возрасте от 7 до 9 лет как у мальчиков, так и у девочек длина тела превышала результаты эталонных таблиц на 2-3 см (табл. 1, 2). Вес в этом возрасте также был больше у детей Республики Алтай. В возрасте 10 и 11 лет рост мальчиков полностью совпадал с таблицами сравнения (табл. 2, 3) , масса тела оказалась больше в среднем на 4 кг (34 и 39 кг соответственно). У девочек Республики Алтай в этом возрасте больше оказались и длина тела, и масса. У мальчиков 12 лет рост также совпал с эталонными таблицами, вес оказался меньше (табл. 3). Девочки в возрасте 12-13 лет на 3 см выше и имеют вес на 5 кг больше (табл. 3, 4). Несмотря на то, что в некоторых возрастных группах полученные результаты превышали таковые в эталонных таблицах, они не выходили за рамки 25-75 центилей. Можно утверждать, что большая часть детей в исследуемой группе имеет средний уровень физического развития. При определении гармоничности физического развития сопоставляемые параметры, а именно рост и вес детей, не выходили за пределы соседнего интервала (табл. 5). Следовательно, можно сделать вывод, что дети имеют гармоничное физическое развитие.

Таблица 1

Центильная характеристика антропометрических параметров детей 7-8 лет

Показатель Пол, возраст Дентальная вероятность

P3 P10 P25 P50 P75 P90 P97

Длина тела, см М., 7 лет 124,0 124,0 124,0 124,5 125,0 125,0 125,0

Д.,* 7 лет 120,5 120,5 121,3 122,8 124,5 126,0 126,0

М., 8 лет 120,0 120,0 126,0 128,8 137,5 142,0 142,0

Д., 8 лет 119,5 119,5 123,0 129,0 132,0 134,0 134,0

Масса тела, кг М., 7 лет 24,4 24,4 24,4 25,6 26,7 26,7 26,7

Д., 7 лет 19,5 19,5 21,2 22,2 24,3 29,0 29,0

М., 8 лет 22,9 22,9 24,1 27,0 37,1 51,6 51,6

Д., 8 лет 22,7 22,7 23,8 25,4 31,4 34,3 34,3

Окружность грудной клетки, см М., 7 лет 62,5 62,5 62,5 63,3 64,0 64,0 64,0

Д., 7 лет 55,0 55,0 56,9 58,3 62,5 70,0 70,0

М., 8 лет 60,0 60,0 60,5 63,5 69,0 80,0 80,0

Д., 8 лет 56,0 56,0 58,0 59,0 67,0 69,0 71,9

Жировая складка живота, см М., 7 лет 2,0 2,0 2,0 2,5 3,0 3,0 3,0

Д., 7 лет 1,0 1,0 1,4 1,8 4,0 4,0 5,3

М., 8 лет 2,0 2,0 2,0 3,5 8,0 9,0 9,0

Д., 8 лет 2,0 2,0 2,0 2,0 3,4 4,3 6,0

--^-- 4«--

И далее в таблицах: М - мальчики, Д - девочки.

Таблица 2

Центильная характеристика антропометрических параметров детей 9-10

лет

Показатель Пол, возраст Центильная вероятность

Р3 Р10 Р25 Р50 Р95 Р90 Р97

Длина тела, см М., 9 лет 130,0 131,0 131,0 134,0 136,0 138,5 140,0

Д., 9 лет 122,0 123,0 127,0 131,0 136,8 142,0 143,0

М., 10 лет 129,0 132,0 135,0 137,0 143,0 147,0 150,9

Д., 10 лет 120,0 129,9 134,0 143,8 150,0 152,4 154,5

Масса тела, кг М., 9 лет 27,4 27,5 28,6 31,9 32,4 35,0 36,5

Д., 9 лет 22,4 23,0 24,9 29,2 35,6 38,7 45,2

М., 10 лет 28,6 29,7 32,1 34,4 39,6 51,2 61,4

Д., 10 лет 21,9 27,6 30,5 35,3 39,9 43,0 46,3

Окружность грудной клетки, см М., 9 лет 61,0 61,0 62,0 65,0 65,5 70,0 74,0

Д., 9 лет 56,0 57,9 60,8 63,8 70,0 75,1 77,0

М., 10 лет 64,5 65,0 67,0 68,0 72,0 82,5 91,0

Д., 10 лет 59,0 60,0 66,0 69,0 71,0 74,0 74,4

Жировая складка живота, см М., 9 лет 3,0 3,0 4,0 4,0 6,0 10,0 11,0

Д., 9 лет 2,5 3,0 3,5 4,0 6,0 6,0 12,0

М., 10 лет 2,0 3,5 4,0 6,0 8,0 9,0 12,0

Д., 10 лет 2,0 2,7 4,0 4,0 6,0 6,0 6,5

Таблица 3

Центильная характеристика антропометрических параметров детей 11 -12

лет

Показатель Пол, возраст Центильная вероятность

Р3 Р10 Р25 Р50 Р75 Р90 Р97

Длина тела, см М., 11 лет 133,0 135,0 138,0 143,0 146,0 151,0 151,0

Д., 11 лет 129,9 137,0 143,0 148,5 154,5 159,0 159,0

М., 12 лет 139,0 142,0 145,0 149,0 154,0 157,0 169,0

Д., 12 лет 138,0 138,0 138,0 147,0 152,5 153,0 153,0

Масса тела, кг М., 11 лет 28,0 28,8 34,0 39,4 44,8 48,0 56,0

Д., 11 лет 26,4 30,5 38,5 42,3 51,5 56,6 62,3

М., 12 лет 29,4 29,7 37,9 42,9 48,1 52,0 67,4

Д., 12 лет 34,5 34,5 36,3 44,7 51,9 74,0 74,0

Окружность грудной клетки, см М., 11 лет 63,4 64,6 66,0 73,0 81,0 81,5 87,0

Д., 11 лет 61,2 65,0 68,5 74,0 81,0 82,0 90,5

М., 12 лет 63,0 64,0 68,0 76,0 78,3 83,4 90,0

Д., 12 лет 65,2 68,0 69,0 78,0 83,0 95,0 95,0

Жировая складка живота, см М., 11 лет 3,0 3,1 4,0 6,0 7,5 8,0 10,0

Д., 11 лет 3,5 4,0 4,5 5,0 6,0 7,6 8,0

М., 12 лет 4,0 4,0 6,0 6,3 8,0 9,0 9,0

Д., 12 лет 4,0 4,0 4,0 5,0 6,0 8,5 8,5

Таблица 4

Центильная характеристика антропометрических параметров подростков

13 лет

Показатель Пол, Центильная вероятность

возраст Р3 Р10 Р25 Р50 Р75 Р90 Р97

Длина тела, М., 13 лет 141,0 142,6 147,0 151,5 163,0 165,9 168,0

см Д., 13 лет 153,0 153,0 153,0 154,0 154,0 154,4 154,8

Масса тела, М., 13 лет 32,0 34,7 42,6 45,0 61,0 70,0 73,9

кг Д., 13 лет 45,2 48,7 52,1 52,1 53,3 53,3 53,3

Окружность М., 13 лет 65,0 66,0 71,0 79,0 87,0 89,0 102,0

грудной Д., 13 лет 75,3 78,2 81,0 81,0 83,0 83,0 83,0

клетки, см

Жировая М., 13 лет 5,0 5,0 6,0 7,5 8,0 8,8 9,0

складка Д., 13 лет 6,0 6,0 6,0 6,0 9,0 9,0 9,0

живота, см

Таблица 5

Оценка гармоничности физического развития детей и подростков Республики Алтай и варианты заключений, получаемых при сопоставлении результатов центильного оценивания массы и длины тела ребенка

Центили (масса тела, кг) Центили (длина тела, см)

3-10 10-25 25-75 75-90 90-97

90-97 Низкое резко дисгармоничное ИзбМТ II ст Задержка роста Ниже среднего резко дисгармоничное ИзбМТ II ст Среднее резко дисгармоничное ИзбМТ II ст Выше среднего резко дисгармоничное ИзбМТ II ст Высокое резко дисгармоничное ИзбМТ II ст Повышенный рост

75-90 Низкое дисгармоничное ИзбМТ I ст Задержка роста Ниже среднего дисгармоничное ИзбМТ I ст Среднее дисгармоничное ИзбМТ I ст Выше среднего дисгармоничное ИзбМТ I ст Высокое дисгармоничное ИзбМТ I ст Повышенный рост

25-75 Низкое гармоничное Задержка роста Ниже среднего гармоничное Среднее гармоничное Выше среднего гармоничное Высокое гармоничное Повышенный рост

10-25 Низкое дисгармоничное ДефМТ I ст Задержка роста Ниже среднего дисгармон ичное ДефМТ I ст Среднее дисгармоничное ДефМТ I ст Выше среднего дисгармоничное ДефМТ I ст Высокое дисгармоничное ДефМТ I ст Повышенный рост

3-10 Низкое резко дисгармоничное ДефМТ II ст Задержка роста Ниже среднего резко дисгармоничное ДефМТ II ст Средн ее резко дисгармоничное ДефМТ II ст Выше среднего резко дисгармоничное ДефМТ II ст Высокое резко дисгармоничное ДефМТ II ст Повышенный рост

Примечание: ИзбМТ - избыточная масса тела; ДефМТ - дефицит массы тела; ст - степень

В результате исследований установлено, что в возрасте 7, 8 и 9 лет рост и вес у детей исследуемой группы несколько превышает показатели таблиц, принятых за эталон. В возрасте 10 и 11 лет прибавка в росте у мальчиков и девочек меньше, чем массы тела. В возрасте 13 лет рос у мальчиков и девочек практически одинаковый, масса тела у девочек превышает массу тела мальчиков в среднем на 5 кг. Показатели роста и веса детей в большинстве находятся в пределах 25-75 центилей. Школьники исследуемой группы имеют средний гармоничный уровень развития.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Могеладзе Н. О. Влияние изменения качества жизни населения на показатели роста и развития детей / Н. О. Могеладзе, В. А. Щуров, В. А. Холодков // Физиология развития человека : материалы Междунар. конф. Москва, 22-24 июня 2009 г. Секция 4 : Физическое и моторное развитие детей и подростков. - М, 2009. С. 63-64.

2. Ненахова Е. В. Оценка состояния здоровья и физического развития детей, проживающих в экологически неблагоприятных районах / Е. В. Ненахова // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири : бюл. - Иркутск, 2001. № 3. С. 60-62.

3. Пляскина В.И. Здоровье детей обучающихся в школах нового типа / В. И. Пляскина // Гигиена и санитария, 2000. № 1. С.62-65.

4. Прахин Е.И. Характеристика методов оценки физического развития детей / Е. И. Прахин, В. Л. Грицинская // Педиатрия, 2004. № 2. С. 60-62.

5. Руденко Н.Н. Физическое развитие -главный критерий здоровья / Н. Н. Руденко, И. Ю. Мельникова // Современные проблемы педиатрии : материалы конф. / под ред. Ф. П. Романюка, В. П. Алферова - СПб, 2009. С. 17-20.

6. Флянгу И.П. Морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития школьников / И.П. Флянгу, А.Н. Приешкина, Ю.П. Салова [и др.] // Фундаментальные исследования, 2015. № 1. С. 154-158.

7. Чирьятева Т.В. Влияние неблагоприятной социальной среды на морфофункциональные показатели детского организма / Т.В. Чирьятева, П.Г. Койносов, С.А. Орлов[и др.] // Науч. мед. вестн. Югры, 2014. № 1. С. 231-234.

8. Юрченко О.В. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья школьников / О. В. Юрченко // Фундам. исслед, 2012. № 2. С.324-327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.