Научная статья на тему 'ЦЕНОВОЙ РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ЦЕНОВОЙ РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕНОВОЙ РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

/ А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 147-149.

5. Лапшин, Ю.А. Социальная ответственность менеджмента и программы охраны труда / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина А.В. Жирнов // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 150-152.

Дейнеко А.В. студент 4 курса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва

ЦЕНОВОЙ РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ В

УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

На сегодняшний день Россия является крупнейшим рынком сбыта плодоовощной продукции из стран Западной Европы. Значительная доля импорта овощей и фруктов приходится на Польшу, Латвию, Литву, Нидерланды, Германию, Испанию и другие страны. Европа является лидером по экспорту с/х продукции. Общая стоимость поставленного продовольствия по итогам 2013 года составила €120 млрд., при этом 10% пришлось на Россию.

В свою очередь для России Европа является крупнейшим поставщиком продовольственной продукции: доля ЕС в общем объеме ее импорта составляет 42%, а общая стоимость поставленных товаров достигает €11,9 млрд. Главные экспортные категории не изменяются уже несколько лет: это фрукты (9%), сыры (8%). Российский импорт европейских фруктов оценивается более чем в €1 млрд., причем половина этого объема приходится на яблоки и груши. Примерно на такую же сумму Россия импортирует европейские овощи.

В связи с принятыми в прошлом году санкциями, запрещающими импорт европейской плодоовощной продукции, некоторая часть российского спроса на этот вид продукции так и осталась неудовлетворенной. Данный факт является положительным «толчком» к развитию отечественного плодоовощного производства.

По данным весеннего учета Росстата, в 2014 году во всех категориях хозяйств Российской Федерации посевная площадь овощных культур открытого грунта составила 665 тыс. га. Поданным Министерства сельского хозяйства, производство овощных культур в 2013 г. Во всех категориях хозяйств Российской Федерации составляет около 15 (14,67) млн. т, или 100,3% к уровню 2012 г. (14,62 млн. т). Лидерами по производству овощей в хозяйствах всех категорий в 2013 г. являются: Республика Дагестан — 1,1 млн. т, Астраханская область — 0,831 млн. т, Волгоградская область — 0,790

млн. т, Краснодарский край — 0,716 млн. т.[1]

Список запрещенных к ввозу в Россию товаров разделили на три категории: молочная продукция, мясо/рыба и овощи. В первой группе «гонениям» подверглись, в основном, импортные молоко, сыр и сливочное масло. Если рассматривать динамику в целом по всем городам, то ощутимого роста цен на молочные продукты не произошло. Небольшое повышение стоимости зафиксировано после опубликования на сайте правительства РФ полного списка запрещенных к ввозу в Россию продуктов. И если на конец июля литр молока жирности 3,2% в среднем стоил 45,81 рубля, то к середине августа его цена подросла до 45,87 рубля, цена за килограмм сливочного масла немного снизилась — с 349,23 до 348,85 рубля, — а сыр прибавил в стоимости 0,86 рубля.

В самих городах продукты молочной группы изменялись в цене по-разному. Лидером по росту цен на такую продукцию стал Санкт-Петербург. Здесь с начала августа молочка подорожала в среднем на 4,58%. Вторую позицию поделили сразу три города, среди которых оказался Челябинск — 3,39%. В столице Южного Урала цены на молоко повысились на 2,41% за литр, на сыр — на 2,34%. При этом сливочное масло подешевело на 1,36%.

Несмотря на то, что в большинстве городов фиксируется рост стоимости молочных продуктов, в ряде муниципалитетов, если верить официальной статистике, цены, наоборот, снизились. Так, в Перми молочная продукция подешевела на 4,73%. Продавцы скинули цены на масло — минус 4,06%, молоко — минус 0,54%, а также сыр — минус 0,13%.

В мясном секторе «репрессии» коснулись практически всей номенклатуры. Сильнее всего это отразилось на курятине: средняя стоимость выросла с 122,57 до 126,49 рубля за килограмм. Подросла в стоимости и говядина — на 1,3 рубля. Свинина прибавила в цене в среднем 1,5 рубля, а рыба — 30 копеек. Если рассматривать данные в разрезе регионов, то тут картина не такая радужная, как в случае с молочной продукцией. Практически во всех городах фиксируется рост стоимости мяса и рыбы.

Как и в случае с молоком, сильнее всего цены на мясо выросли в Санкт-Петербурге. После оглашения санкционного списка курятина подскочила в цене на 12,05%, а говядина — на 7,5%. По сравнению с ними свинина и рыба подорожали незначительно — на 1,4% и 1,23% соответственно. Общая стоимость мясной группы выросла на 22,17%.

Х5 RetailGroup, объединяющая розничные сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель", уведомила Минпромторг о намерении ряда поставщиков компании повысить отпускные цены. Поставщик креветок ООО "Си Прод" предупредил ритейлера о повышении отпускных цен на 2036% с 11 августа, объясняя это увеличением затрат на транспортировку и хранение товара и переходом на предварительную систему оплаты сырья со своими поставщиками. А в "Си Прод" отрицают факт поднятия цены на креветку, уточняя, что остатки запрещенной продукции отгружаются по

старой цене, однако в связи с ограниченностью этой продукции будут перераспределять объемы в рамках заключенных договоров со своими контрагентами.

Временный запрет на ввоз основных продуктов питания из стран ЕС, США, Норвегии, Австралии и Канады вынудил крупные российские розничные сети самостоятельно заняться импортозамещением. Как выяснило издание газеты «Ведомости», четыре из пяти крупнейших розничных компаний страны уже занимаются собственным производством или ищут партнеров для подобных проектов. По заявлениям гендиректора (Питер Бооне) российского MetroCash&Carry данная торгово-производственная сеть уже работает с производителями над созданием своих собственных теплиц для фруктов и овощей. Это «новый тип проекта», ритейлер работает с двумя партнерами — строителем и производителем. Собственные теплицы нужны компании для обеспечения бесперебойных поставок качественных овощей и фруктов в течение года. [3]

До сих пор собственным производством овощей в крупной рознице занимался лишь лидер российского ритейла — краснодарский «Магнит». Тепличный комплекс «Зеленая линия» к началу 2014 г. занимал 43 га, из которых 40 га — промышленные теплицы для выращивания огурцов, помидоров и других овощей. «Магнит» расширяет комплекс, достраивая еще 40 га теплиц. «Зеленая линия» построена в 2011 г., а уже в 2013 г. в магазины «Магнит» отправлено около 600 т томатов, 15 000 т огурцов и более 2 млн. шт. зеленных культур, сообщала в начале августа компания. Доля огурцов «Зеленая линия» в обороте сети за 2013 г. — 39%, томатов черри — 13,7%, салата — 17,8%.

В современных рыночных условиях и условиях санкций одним из главных путей повышения экономической эффективности для сельскохозяйственных предприятий будет успешная маркетинговая политика, выражающаяся в изучении доли неудовлетворенного спроса с целью передислокации производства в сторону недостающей продукции. Правительство также должно принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию.

Использованные источники:

1. Основные показатели сельского хозяйства в России [Электронный ресурс - Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/ rosstat_main /rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096652250]

2. Крупнейшие российские ритейлеры занялись агропроектами из-за санкций [Электронный ресурс -http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/09/26/teplichnaya-roznica]

3. Жирнов, А.В. Экономические санкции и продовольственная безопасность /А.В.Жирнов, Ю.А.Лапшин, Г.В.Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск:

УГСХА, 2015. - С. 147-149.

4. Зимин, Н.Е. Влияние государственных программ на развитие регионального АПК /Н.Е.Зимин, А.В.Жирнов //Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П.Горячкина». -2006. - №4. - С. 27.

5. Лапшина, Г.В. Социальные программы как элемент развития сельских территорий / Г.В.Лапшина, Ю.А.Лапшин, А.В.Жирнов // Материалы Международной научно-практической конференции «Организационно-экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в исследованиях молодых ученых. - М.: ИПЦ ООО «Принт-ПРО», 2014. - С. 146-149.

Дёмина Ю.С.

ФГБОУ ВПО БашГА У Россия, г. Уфа

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается один из важнейших вопросов преодоления финансового кризиса. Проанализирован анализ финансового состояния конкретной организации, сделаны выводы и приведены рекомендации по предотвращению финансового кризиса в организации.

Ключевые слова: риск, страхование, антикризисное управление.

Каждая организация подвержена рискам и кризисным явлениям. Для преодоления неблагоприятных факторов необходимо разработать меры и методов по их предотвращению.

Под кризисом понимается нарастающая опасность и полное прекращения деятельности организации, то есть банкротство или ликвидация предприятия.

Антикризисное финансовое управление - это процесс предотвращения или преодоления финансовой несостоятельности организации. В связи с этим необходима разработка методов по преодолению финансового кризиса на предприятиях. Все вышеуказанное и определяет актуальность данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.