Научная статья на тему 'ЦЕНОВОЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ОКУПАЕМОСТИ ЗАТРАТ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ В СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД'

ЦЕНОВОЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ОКУПАЕМОСТИ ЗАТРАТ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ В СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦЕНЫ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ОКУПАЕМОСТЬ / НАДБАВКИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макрак С.В.

Целью исследования является разработка инструментов, обеспечивающих окупаемость материальных затрат на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую в счет государственных нужд. Материалы и методы. Методической основой для исследований послужили результаты научных трудов по совершенствованию механизма ценообразования на основании затратного подхода, нормативные и правовые документы Республики Беларусь в рамках обозначенной проблематики. Информационной базой являлись данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, сельскохозяйственных организаций. В качестве объекта исследований приняты виды продукции (в частности, акцент сделан на семена рапса), материальные затраты, инструменты ценообразования на основании затратного подхода; предмета - процессы ценообразования и управления материальными затратами, алгоритмы определения ценовой надбавки в условиях окупаемости затрат. В процессе исследований применялись следующие методы: монографический, абстрактно-логический, нормативный и расчетно-целевой и др. Результаты. Результаты исследований отражают объективную необходимость разграничения инструментов, оказывающих влияние на окупаемость материальных ресурсов в сельском хозяйстве с акцентами на результативность производственно-сбытовой деятельности, что связано с особыми условиями реализации продукции (в счет государственных нужд, по заключенным договорам контрактации и др.). Установлено, что в условиях 2021 года цены в рамках государственного заказа были более привлекательными для пшеницы и гречихи в разрезе анализируемых культур, неконкурентными - для рапса. Заключение. Обосновано, что в условиях динамичных изменений рыночной конъюнктуры цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую в счет государственных нужд, не всегда обеспечивают высокий уровень окупаемости затрат. В данной связи предложено акцентировать внимание на отдельных функциях цен, в т.ч. стимулирующих к внедрению ресурсосберегающих технологий; разработан ценовой механизм повышения окупаемости материальных ресурсов при производстве сельскохозяйственного сырья, поставляемого в счет государственных нужд, который включает гибкий и радикальный пути его реализации; предложены направления совершенствования практики формирования закупочных цен в контексте повышения эффективности использования материальных ресурсов для отдельных регионов, а также разработана методика определения цены на сельскохозяйственную продукцию для стимулирования инновационных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PRACTICE OF MANAGING MATERIAL COSTS FOR AGRICULTURAL PRODUCTS SUPPLIED AT THE EXPENSE OF STATE NEEDS

The aim of the research is to develop tools that ensure the payback of material costs for agricultural products supplied at the expense of state needs. Materials and methods. The methodological basis for the research was the results of scientific research on improving the pricing mechanism based on the cost approach, regulatory and legal documents of the Republic of Belarus. The information base was the data of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus, agricultural organizations. The types of products, material costs, pricing tools based on the cost approach, state needs are accepted as the object of research; the subject is material cost management processes and algorithms for determining production and economic indicators in terms of cost recovery. The following methods were used in the research process: monographic, abstract-logical, normative, expert assessments, etc. Results. The results of the research reflect the objective need to differentiate the tools for managing material resources in agriculture, which is associated with special conditions for the sale of products (at the expense of state needs, under concluded contracts, etc.). Within the framework of the research, emphasis is placed on agricultural products supplied at the expense of state needs. This kind of research made it possible to propose a pricing mechanism for effective management of material resources in the production of agricultural raw materials supplied for state needs, which includes two ways of its implementation: flexible, based on an algorithm for justifying the levels of advance payments for delivered products, taking into account the price situation of raw materials and food markets, and radical approaches, presented through the directions of improving the current practice of forming purchase prices in the context of increasing the efficiency of the use of material resources at the regional level and the methodology for determining the price of agricultural products to stimulate innovative solutions. Conclusion. It is proved that in the conditions of dynamic changes in market conditions, prices for agricultural products supplied for public needs do not always provide a high level of cost recovery. In this regard, it is proposed to focus on certain functions of prices, including stimulating the introduction of resource-saving technologies; a pricing mechanism has been developed for the effective management of material resources in the production of agricultural raw materials supplied at the expense of state needs, which includes flexible and radical ways of its implementation; the directions of improving the practice of forming purchase prices in the context of increasing the efficiency of the use of material resources at the level of individual regions are proposed, and a methodology for determining the price of agricultural products to stimulate innovative solutions is developed.

Текст научной работы на тему «ЦЕНОВОЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ОКУПАЕМОСТИ ЗАТРАТ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ В СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД»

УДК 338.24: [657.471:63]:338.24:338.5

С.В. МАКРАК, канд. экон. наук, доцент, заведующая сектором ценообразования

ГП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси», г. Минск, Республика Беларусь

Статья поступила 12 октября 2022 г.

ЦЕНОВОЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ОКУПАЕМОСТИ ЗАТРАТ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ В СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Целью исследования является разработка инструментов, обеспечивающих окупаемость материальных затрат на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую в счет государственных нужд.

Материалы и методы. Методической основой для исследований послужили результаты научных трудов по совершенствованию механизма ценообразования на основании затратного подхода, нормативные и правовые документы Республики Беларусь в рамках обозначенной проблематики. Информационной базой являлись данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, сельскохозяйственных организаций. В качестве объекта исследований приняты виды продукции (в частности, акцент сделан на семена рапса), материальные затраты, инструменты ценообразования на основании затратного подхода; предмета - процессы ценообразования и управления материальными затратами, алгоритмы определения ценовой надбавки в условиях окупаемости затрат. В процессе исследований применялись следующие методы: монографический, абстрактно-логический, нормативный и расчетно-целевой и др.

Результаты. Результаты исследований отражают объективную необходимость разграничения инструментов, оказывающих влияние на окупаемость материальных ресурсов в сельском хозяйстве с акцентами на результативность производственно-сбытовой деятельности, что связано с особыми условиями реализации продукции (в счет государственных нужд, по заключенным договорам контрактации и др.). Установлено, что в условиях 2021 года цены в рамках государственного заказа были более привлекательными для пшеницы и гречихи в разрезе анализируемых культур, неконкурентными - для рапса.

Заключение. Обосновано, что в условиях динамичных изменений рыночной конъюнктуры цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую в счет государственных нужд, не всегда обеспечивают высокий уровень окупаемости затрат. В данной связи предложено акцентировать внимание на отдельных функциях цен, в т.ч. стимулирующих к внедрению ресурсосберегающих технологий; разработан ценовой механизм повышения окупаемости материальных ресурсов при производстве сельскохозяйственного сырья, поставляемого в счет государственных нужд, который включает гибкий и радикальный пути его реализации; предложены направления совершенствования практики формирования закупочных цен в контексте повышения эффективности использования материальных ресурсов для отдельных регионов, а также разработана методика определения цены на сельскохозяйственную продукцию для стимулирования инновационных решений.

Ключевые слова: материальные ресурсы, цены на сельскохозяйственную продукцию, государственный заказ, окупаемость, надбавки, управление.

MAKRAK S.V., PhD in Econ. Sc., Associate Professor

Institute of Systems Researches in Agricultural Complex of NAS of Belarus,

Minsk, Republic of Belarus

IMPROVING THE PRACTICE OF MANAGING MATERIAL COSTS FOR AGRICULTURAL PRODUCTS SUPPLIED AT THE EXPENSE OF STATE NEEDS

The aim of the research is to develop tools that ensure the payback of material costs for agricultural products supplied at the expense of state needs.

Materials and methods. The methodological basis for the research was the results of scientific research on improving the pricing mechanism based on the cost approach, regulatory and legal documents of the Republic of Belarus. The information base was the data of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus, agricultural organizations. The types of products, material costs, pricing tools based on the cost approach, state needs are accepted as the object of research; the subject is material cost management processes and algorithms for determining production and economic indicators in terms of cost recovery. The following methods were used in the research process: monographic, abstract-logical, normative, expert assessments, etc.

Results. The results of the research reflect the objective need to differentiate the tools for managing material resources in agriculture, which is associated with special conditions for the sale of products (at the expense of state needs, under concluded contracts, etc.). Within the framework of the research, emphasis is placed on agricultural products supplied at the expense of state needs. This kind of research made it possible to propose a pricing mechanism for effective management of material resources in the production of agricultural raw materials supplied for state needs, which includes two ways of its implementation: flexible, based on an algorithm for justifying the levels of advance payments for delivered products, taking into account the price situation of raw materials and food markets, and radical approaches, presented through the directions of improving the current practice of forming purchase prices in the context of increasing the efficiency of the use of material resources at the regional level and the methodology for determining the price of agricultural products to stimulate innovative solutions.

Conclusion. It is proved that in the conditions of dynamic changes in market conditions, prices for agricultural products supplied for public needs do not always provide a high level of cost recovery. In this regard, it is proposed to focus on certain functions of prices, including stimulating the introduction of resource-saving technologies; a pricing mechanism has been developed for the effective management of material resources in the production of agricultural raw materials supplied at the expense of state needs, which includes flexible and radical ways of its implementation; the directions of improving the practice of forming purchase prices in the context of increasing the efficiency of the use of material resources at the level of individual regions are proposed, and a methodology for determining the price of agricultural products to stimulate innovative solutions is developed.

Keywords: material resources, prices for agricultural products, government order, payback of resources, allowances, management.

Научная новизна статьи

В статье представлены ценовые особенности действующей практики реализации сельскохозяйственной продукции в счет государственных нужд в контексте эффективного ресурсопользования. Разработан ценовой механизм повышения окупаемости материальных ресурсов при производстве сельскохозяйственного сырья, поставляемого в счет государственных нужд, включающий следующие элементы: алгоритм обоснования уровней авансовых платежей за поставленную продукцию

с учетом ценовой конъюнктуры сырьевых и продовольственных рынков; направления совершенствования действующей практики формирования закупочных цен в контексте повышения эффективности использования материальных ресурсов на региональном уровне; методика определения цены на сельскохозяйственную продукцию для стимулирования инновационных решений.

What this paper adds

The article presents the shortcomings of the current practice of implementing public procurement through a price mechanism in the context of sustainable payback of material costs. A pricing mechanism has been developed for effective management of material resources in the production of agricultural raw materials supplied at the expense of state needs, including the following elements: an algorithm for justifying the levels of advance payments for delivered products, taking into account the price conjuncture of raw materials and food markets; directions for improving the current practice of forming purchase prices in the context of increasing the efficiency of the use of material resources at the regional level; methodology for determining the price of agricultural products to stimulate innovative solutions.

Введение. Сложившиеся условия государственного регулирования продовольственного рынка усиливают значимость цен, в природе которых заложены функции по обеспечению устойчивой доходности аграриев, формированию достаточного уровня финансовых активов для ресурсообеспечения сельскохозяйственных производителей, стимулированию снижения затрат и повышения качественных характеристик агропродукции и др. [3]. При этом ценам на сельскохозяйственное сырье, поставляемое в счет государственных нужд, должно уделяться пристальное внимание, поскольку они выступают ориентиром для формирования рыночных цен, предопределения уровней окупаемости затрат в разрезе каналов реализации. В дан-

ной связи особую актуальность приобретают вопросы комплексного исследования взаимосвязей цен и затрат в контексте достижения устойчивой окупаемости использования материальных ресурсов при производстве отдельных видов продукции сельского хозяйства.

Основная часть. В стране сформирована и действует слаженная система сырьевого обеспечения организаций обрабатывающей промышленности, отдельным элементом которой является механизм реализации государственных нужд [1, 2, 5, 6] с установленными объемами и ценами на сельскохозяйственную продукцию и гарантированными каналами ее реализации на уровне товаропроизводителей (рисунок 1).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О поставке (закупке) сельскохозяйственной продукции и сырья для республиканских государственных нужд на.2022 год» №756 от 31.12.2021 г. - утверждение объемов заказа (по областям) и установление механизма его реализации

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении пфечня заготовителей и объемов поставок (закупок) сельскохозяйственной продукции и сырья для республиканских государственных нужд на2022 год» № 5 от 31.01.2022 г. - утверждение заготовителей продукции и объемов поставок для них

Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия «Об установлении фиксированных цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2022 года, закупаемую для государственных нужд» № 22 от 21.03.2022 г. - утверждение уровней цен и установление надбавок ("скидок) к цене с учетом качественных характеристик продукции

Виды ежегодно утверждаемых цен

Предельно максимальные

Предельно минимальные

Фиксированные

Рисунок 1. - Нормативно-правовое обеспечение поставок (закупок) сельскохозяйственной

продукции для государственных нужд Примечание - Рисунок составлен автором на основании изучения нормативно-правовой базы

Ежегодно на уровне Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь устанавливаются цены на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая отчетного года, закупаемую для государственных нужд, придерживаясь практики непрерывного роста закупочных цен в национальной валюте. В соответствии с методикой установления цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд11, цены должны устанавливаться исходя из фактического уровня затрат; кроме того предусмотрено авансирование не менее 30 % стоимости заказа.

Установлено, что в 2021 г. цены в рамках государственного заказа (средние с учетом классности культур) были более привлекательными только для пшеницы и гречихи в разрезе анализируемых культур, неконкурентные - для рапса (что обосновывает данную культуру в качестве объекта апробаций разработок). Это позволяет судить о наличие ценового изъятия по отношению к определенным культурам и о несовершенстве ценовой политики с позиции окупаемости затрат. В рамках решения обозначенной проблемы и повышения привлекательности поставки продукции для республиканских целей нами разработан ценовой механизм повышения окупаемости материальных ресурсов при производстве сельскохозяйственного сырья, поставляемого в счет государственных нужд. Предлагаются два пути его реализации -гибкий и радикальный. Разработка апробирована на примере семян рапса (цены поставки в счет государственных нужд были ниже в сравнении с другими каналами реализации) в условиях Витебской области как региона с недостаточно высоким уровнем окупаемости материальных затрат (рисунок 2); вместе с тем предлагаемые подходы к повышению окупаемости ресурсов через ценовые механизмы действенны для всех видов продукции растениеводства на региональном и респуб-

11 Об утверждении Инструкции о методике установления цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд [электронный ресурс]: приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 166 от 20.05.2019 г. - Точка доступа:

https://mshp.gov.by/documents/prices/di89aea44656 b57a.html. - Дата доступа: 07.10.2022.

ликанском уровнях управления.

Первый вариант: гибкий подход (в рамках имеющегося ценового механизма) предусматривает реализацию эффективной практики утверждения предоплаты благодаря выравниванию окупаемости материальных затрат при учете сложившийся ценовой конъюнктуры, а также её корректировку в начале активного периода реализации продукции с учетом уровней авансовых платежей предшествующего года. Исследования показывают, что в условиях 2022 г. при возделывании семян рапс действующая практика формирования цены является достаточно результативным инструментам, позволяющим эффективно управлять материальными ресурсами в организациях со средним уровнем производственно-экономического потенциала при условии, что авансовым платеж будет 40,0 % и выше.

Второй вариант: радикальный подход (в рамках совершенствования практики обоснования цены с учетом региональных факторов) предполагает внесение изменений в действующие нормативно-правовые документы в части определения закупочных цен на продукцию, поставляемую в счет государственных нужд, и включает авторскую методику определения цены на сельскохозяйственную продукцию для стимулирования инновационных решений.

Практика свидетельствует, что действующий механизм ценообразования не в достаточной мере учитывает производственно-экономический потенциал регионов, дифференцирует уровни материальных затрат в разрезе урожайности культур, включает региональные ограничения природно-климатического и технико-технологического характера и др. В данной связи исходя из принципов установления цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, нами предлагаются направления совершенствования действующей Инструкции о методике установления цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, с позиции повышения эффективности управления материальными затратами с учетом регионального подхода (таблица 1).

Ценовой механизм повыш ения окупаемости материальных ресурсов при производстве сельскохозяйственного сырья,

поставляемого в счет государственных нужд

Рисунок 2. - Ценовой механизм повышения окупаемости материальных ресурсов при производстве сельскохозяйственного сырья, поставляемого в счет государственных нужд Примечание - Рисунок составлен автором на основании литературного источника

Стоит отметить, что авторский подход не противоречит принятому Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» и учитывает отраслевые особенности планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (п. 8). В части сельскохозяйственной продукции отмечено, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с МАРТ регулирует цены на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, рожь (продовольственную), пшеницу (продовольственную), сахарную свеклу, сахар, муку, масло сливочное, яйцо куриное, поставляемые для переработки, путем установления предельных максимальных цен.

Предлагаемые направления позволят реализовать заложенные принципы «обеспечение сбалансированности социальных и экономических целей и задач» и «равенство и учет интересов всех участников отношений по поставке (закупке) сельскохозяйственной продукции для государственных нужд» с учетом регионального аспекта и макроэкономической турбулентности. В их развитие нами предлагается методика определения цены на сельскохозяйственную продукцию для стимулирования инновационных решений, целью применения которой является в

определение эффективной цены на продовольствие, обеспечивающей стабильно высокие уровни окупаемости затрат. Методика ориентирована на повышение эффективности сельскохозяйственных организаций в регионах, имеющих средний и низкий уровни использования производственно-экономического потенциала [4], и является особым инструментом оказания продуктово-специфической поддержки в условиях выполнения республиканских целей по поставкам продовольствия.

Суть методики заключается в многоэпат-ном подходе к определению цены на продукцию, поставляемую в счет государственных нужд, на основании следующих показателей: среднеотраслевые прямые и косвенные затраты, учитывающие особенности производственно-экономического потенциала региона, паритетный уровень оплаты труда; урожайность сельскохозяйственных растений, в уровне которой заложен региональный аспект устойчивой динамики прироста и ограничений природно-климатического и технико-технологического характера; прибыль, обеспечивающая расширенное воспроизводство, обновление материально-технической базы с учетом инвестирования в инновации, а также эффективности использования земельных ресурсов;

Таблица 1. - Направления совершенствования действующей практики формирования закупочных цен в контексте повышения эффективности использования материальных ресурсов на региональном уровне

Номер пункта и сущность в действующей формулировке Авторская позиция Обоснование

п. 6. Цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, рассчитываются ... на основе среднеотраслевых прямых и косвенных затрат на ее производство и реализацию ... «среднеотраслевых прямых и косвенных затрат на ее производство и реализацию, учитывающих региональные особенности производственно-экономического потенциала» Практика показывает, что в разных регионах страны прямые и косвенные затраты существенно различаются вследствие вариабельности характеристик земельных участков, погодных условий, рыночной конъюнктуры цен на материальные ресурсы и сельскохозяйственную продукцию и других факторов. Кроме того, отмечаются различные условия инфраструктурного, институционального развития регионов. В связи с этим целесообразно принимать во внимание особенности производственно-экономического потенциала региона, в котором реализуется хозяйственная деятельность

п. 6. Цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, рассчитываются .... на основании ... планируемой урожайности сельскохозяйственных растений и продуктивности животных «фактической урожайности сельскохозяйственных растений и продуктивности животных, в уровнях которых заложены устойчивая динамика прироста с учетом региональных ограничений природно-климатического и технико-технологического характера» Анализ фактических уровней урожайности сельскохозяйственных растений и продуктивности животных свидетельствует, что при одинаковых уровнях материально-трудовых затрат в регионах страны достигаются различные значения результативных показателей. Следовательно, урожайность и продуктивность при расчете закупочных цен следует дифференцировать с учётом достижимых в регионах уровней, позволяющих стимулировать инновационное развитие

п. 6. В цену сельскохозяйственной продукции, закупаемой для государственных нужд, включается прибыль, определяемая с учетом конъюнктуры рынка на сельскохозяйственную продукцию . . «прибыль, обеспечивающая расширенное воспроизводство, обновление материально-технической базы с учетом инвестирования в инновации, а также эффективности использования земельных ресурсов» Реализация эффективной системы государственного заказа должна учитывать необходимый уровень инвестиций для обеспечения хозяйственной деятельности в следующем производственном периоде, а также потенциальный уровень прибыли отчетного года в расчете на один гектар пашни, который может быть получен при возделывании высокодоходных (высокорентабельных) культур. Это направлено на снижение рыночных рисков и стимулирование производства конкретной продукции в рамках государственного заказа

п. 7. При определении планируемых затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, закупаемой для государственных нужд, и цен на нее, в качестве индикаторов используются прогнозируемые среднегодовые индекс цен производителей промышленной продукции, индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции и индекс потребительских цен «средневзвешенный индекс цен, рассчитанный на основании индивидуальных индексов для каждого вида продукции, индекс цен на материальные ресурсы для сельского хозяйства в период активных закупок, индекс цен на конкретные виды сельскохозяйственной продукции, а также рыночные риски ресурсного обеспечения и сбыта сельскохозяйственной продукции» Установлена необходимость расчета среднегодовых индексов цен в части перечня сельскохозяйственной продукции (в настоящий момент это продукция отрасли растениеводства) и материальных ресурсов на ее производство. В связи с этим рекомендуется принимать во внимание: индекс изменения материальных затрат в расчете на гектар и индекс цен на сельскохозяйственную продукцию в разрезе отраслей растениеводства или животноводства

Примечание - Таблица составлена автором на основании собственных исследований

средневзвешенный индекс цен, рассчитанный на основании индивидуальных индексов для каждого вида продукции индекс цен на материальные ресурсы для сельского хозяйства в период активных закупок, индекс цен на конкретные виды сельскохозяйственной продукции, рыночные риски ресурсного обеспечения и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также факторы и критерии определения прироста цен за счет применения инновационных решений технико-технологического характера (к анализу приняты показатели, характеризующие энергоемкость, пестицидную нагрузку, поддержание плодородия почв, сортообновление). Методика характеризуется следующими элементами: цель (обоснование уровней закупочных цен на сельскохозяйственное сырье в контексте достижения финансовой устойчивости), задачи (проанализировать ценовую конъюнктуру на рынке сельскохозяйственного сырья и оценить уровень фактических затрат при производстве сельскохозяйственной продукции; определить величину ценовой поддержки или ценового изъятия доходов сельхозпроизводителей и др.); алгоритм реализации методики, группы показателей, предопределяющих цену.

В рамках реализации методики факторы и условиях, предопределяющие цену, нами разграничены по группам показателей:

- основная группа, включающая рекомендуемые уровни прямых материальных и косвенных затрат с учетом перспективных уровней урожайности, паритетный уровень оплаты труда; финансовый транш выплачивается после заключения договоров о поставках;

- вспомогательная группа, включающая факторы и критерии определения прироста цен за счет индекса оценки качества товарности продукции, за счет применения инновационных решений технико-технологического характера (к анализу приняты показатели энергоемкости, расход минеральных удобрений и средств защиты растений в расчете на гектар пашни и др.; финансовый поток разделен на два этапа: первый этап - окончание механизированных операций по уходу за посевами, второй этап - реализация готовой продукции;

- рыночная группа, характеризующаяся целевой рентабельностью реализации, уровнями индивидуальных индексов цен в разрезе сырьевых и продовольственных рынков по конкретному региону, уровнями индивидуальных индексов цен на продукцию, произведенную с использованием аграрного сырья в рамках государственного заказа, вероятностью возникновения конъюнктурных рисков и др.; финансовый транш выплачивается после окончания активных продаж сельскохозяйственного сырья.

Апробация разработки показала, что потенциальный уровень цены реализации семян рапса в рамках государственных нужд с учетом максимальной надбавки, обоснованной эффективными технико-технологическими решениями, может составить 1948,1 руб./т (при фактически утвержденном в стране в размере 1354,46 руб./т). Однако учет региональных особенностей Витебской области (приняты во внимание низкий уровень использования ресурсов, урожайность и другие показатели) позволяет сделать вывод, что для получения ценовой поддержки сельскохозяйственные товаропроизводители должны активно использовать инновационные решения, позволяющие оптимизировать материальные затраты и увеличить выход продукции в расчете на гектар (в данном случае ценовая надбавка возрастет на 191,6 руб./т в сравнении с фактически рассчитанной) (таблица 2).

Таким образом, в результате исследований предложен ценовой механизм повышения окупаемости материальных ресурсов при производстве сельскохозяйственного сырья, поставляемого в счет государственных нужд, включающие следующие ключевые элементы: алгоритм обоснования уровней авансовых платежей за поставленную продукцию с учетом ценовой конъюнктуры сырьевых и продовольственных рынков, направления совершенствования действующей практики формирования закупочных цен в контексте повышения эффективности использования материальных ресурсов на региональном уровне, методика определения цены на сельскохозяйственную продукцию для стимулирования инновационных решений и др.

Таблица 2. - Расчет закупочной цены на 1 т рапса, поставленного в счет государственных нужд, с учетом групп показателей (на примере Витебской области)

Ценовая надбавка

Показатели на основании в условиях статичности Период

целевых данных инновационных решений оплаты

1. Основная группа показателей

1.1. Потенциальная урожайность, ц/га 15,0 11,5 Первый

1.2. Прямые затраты, руб./га 910 584 транш

1.3. Косвенные затраты, руб./га 598 306

1.4. Обоснование паритетного уровня тру- 237 237

довых затрат, руб./га

Затратная часть цены по основной группе, руб./т 1163 1171

2. Вспомогательная группа показателей

2.1. Уровень надбавки с учетом фактически Второй

сложившихся качественных характеристик 25,0 9,0 транш

технико-технологических решений, %

2.2 Величина надбавки с учетом фактически

сложившихся качественных характеристик 291 105

технико-технологических решений, руб./т

3. Рыночная группа показателей

3.1. Индивидуальный индекс роста матери- Третий

альных затрат по культуре (на основании 5,0 5,0 транш

уровня материальных затрат в расчете на гектар), %

3.2. Индивидуальный индекс роста цен (на 7,0 7,0

основании договорных цен), %

3.3 Уровень рентабельности, % 31,6 31,6

3.4 Величина надбавки с учетом рыночного фактора, руб./т 494,5 481,1

Итого цена 1948,7 1757,1 -

Примечание - Таблица составлена авторами на основании собственных исследований

Заключение. Выполнение исследований по совершенствованию управления материальными ресурсами в сельском хозяйстве, способствующие повышению окупаемости затрат при производстве продукции, поставляемой в счет нужд:

1. Разработан ценовой механизм повышения окупаемости материальных ресурсов при производстве сельскохозяйственного сырья, поставляемого в счет государственных нужд, который включает гибкий (в рамках имеющегося ценового механизма) и радикальный (в рамках совершенствования ценового механизма с учетом регионального аспекта) пути его реализации. При примере рапса обоснован минимальный уровень предоплаты за продукцию, реализованную в счет государственных нужд, в размере 40 % и выше.

2. Предложены направления совершенствования практики формирования закупочных цен в контексте повышения эффективности использования материальных ресурсов для регионального уровня: расчет цены на основании среднеотраслевых прямых и косвенных затрат на ее производство, учитывающих региональные особенности производственно-экономического потенциала; обоснование урожайности и продуктивности, в уровнях которых заложены устойчивая динамика их прироста с учетом региональных ограничений; определение прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство, обновление материально-технической базы и др.

3. Разработана методика определения цены на сельскохозяйственную продукцию для

стимулирования инновационных решений, которую следует рассматривать как один из инструментов оказания продуктово-специфической поддержки в регионах с низкой окупаемостью затрат. На примере семян рапса рассчитан уровень наценки, обоснованный совершенствованием технологии производства (291 руб./т) и детальным учетом влияния организационно-экономических факторов (494 руб./т). Такого рода предложение позволит на принципах системного подхода активно осваивать нововведения, внедрять ресурсосберегающее поведение работников, повышать технологическую дисциплину, взвешенно просчитывать потребность в финансовых средствах для приобретения материальных ресурсов.

Список литературы

1. Бельский, В.И. Экономический механизм государственного регулирования сельскохозяйственного производства: теория, методология, практика / В. И. Бельский. -Минск : Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2018. - 265 с.

2. Лазаревич, И. М. Формирование скоординированной политики в Республике Беларусь на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, закупаемую для государственных нужд / И. М. Лазаревич, Б. С. Войтешенко // Аграрная экономика. -2021. - № 3. - С. 39-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. К вопросу справедливого ценообразования на продукцию сельского хозяйства в Республике Беларусь / С. В. Макрак [и др.] // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси: межвед. тем. сб. / Ин-т систем. исслед. в АПК; рэдкал.: В. Г. Гусаков (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2021. Выпуск. 49. - С. 232-256.

4. Макрак, С. В. Концептуальные основы системы управления материальными ресурсами в сельском хозяйстве / С. В. Макрак // Экономика и банки. - 2020. - № 2. - С. 45-57.

5. Тетёркина, А. М. Тенденции поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд / А. М. Тетёркина // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси. - 2022. - № 50. - С. 263-271.

6. Чиж, И. М. О правовом регулировании ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для государ-

ственных нужд / И. М. Чиж // Традиции и перспективы развития науки экологического, природоресурсного и аграрного права. - 2021. - С. 117-120.

References

1. Bel'skij V.I. Ekonomicheskiy mekhanizm gosudarstvennogo regulirovaniya sel'skokho-zyaystvennogo proizvodstva: teoriya, metod-ologiya, praktika [Economic mechanism of state regulation of agricultural production: theory, methodology, practice]. Minsk, Institut sistemnyh issledovanij v APK NAN Bela-rusi, 2018, 265 p. (In Russian)

2. Lazarevich I.M., Voyteshenko B.S. Formiro-vaniye skoordinirovannoy politiki v Respu-blike Belarus' na sel'skokhozyaystvennuyu produktsiyu i prodovol'stviye, zakupayemuyu dlya gosudarstvennykh nuzhd [Formation of a coordinated policy in the Republic of Belarus on agricultural products and food purchased for state needs]. Agrarnaya ekonomi-ka [Agrarian economy], 2021, no. 3, pp. 3952. (In Russian)

3. Makrak S.V. et al. K voprosu spravedlivogo tsenoobrazovaniya na produktsiyu sel'skogo khozyaystva v Respublike Belarus' [On the issue of fair pricing for agricultural products in the Republic of Belarus]. Ekonomicheskiye voprosy razvitiya sel'skogo khozyaystva Bel-arusi: mezhved. tem. sb. Ed. Gusakov V.G. et al. In-t sistem. issled. v APK. Minsk, 2021, vol. 49, pp. 232-256. (In Russian)

4. Makrak S.V. Kontseptual'nyye osnovy siste-my upravleniya material'nymi resursami v sel'skom khozyaystve [Conceptual foundations of the material resource management system in agriculture]. Ekonomika i bank [Economy and banks], 2020, no. 2, pp. 45-57. (In Russian)

5. Tetyorkina A.M. Tendentsii postavok sel'skokhozyaystvennoy produktsii dlya gosudarstvennykh nuzhd [Trends in the supply of agricultural products for state needs]. Ekonomicheskiye voprosy razvitiya sel'skogo khozyaystva Belarusi [Economic issues of agricultural development of Belarus]. 2022, no. 50, pp. 263-271. (In Russian)

6. Chizh I.M. O pravovom regulirovanii tse-noobrazovaniya na sel'skokhozyaystvennuyu produktsiyu, postavlyayemuyu dlya gosudar-stvennykh nuzhd [On Legal Regulation of Pricing for Agricultural Products Supplied for State Needs]. Traditsii i perspektivy

razvitiya nauki ekologicheskogo, priro-doresursnogo i agrarnogo prava [Traditions and prospects for the development of the sci-

ence of environmental, natural resource and agricultural law]. 2021, pp. 117-120. (In Russian)

Received 12 October 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.