Научная статья на тему 'Ценовой аспект экономического механизма регулирования аграрного сектора экономики'

Ценовой аспект экономического механизма регулирования аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / PRICING / ECONOMIC MECHANISM / AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов В. М.

В статье рассмотрен механизм ценообразования, представляющий собой комплекс правовых норм, организационных форм, принципов и методов управления ценообразованием на товары, работы и услуги, производимые в социально-экономической системе, выявлены функции, факторы, методы и методики ценообразования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE ASPECT OF THE ECONOMIC MECHANISM OF REGULATION OF AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

In article the mechanism of pricing representing a complex of rules of law, organizational forms, principles and management methods by pricing on the goods, works and the services made in social and economic system is considered, functions, factors, methods and pricing techniques are revealed

Текст научной работы на тему «Ценовой аспект экономического механизма регулирования аграрного сектора экономики»

Использование метрик портфеля инновационных проектов организации позволяет повысить эффективность управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в целом, а также обеспечивает адекватность портфеля проектов стратегическим целям и задачам организации.

Литература

1. Минаков В. Ф., Артемьев А. В., Лобанов О. С. Модель динамики технологических инноваций // Международный научноисследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 2-1 (21). - С. 110-111.

2. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е. Информационное общество и проблемы прикладной информатики // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 69-70.

3. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е. Модель восприятия инноваций с учетом убывающей предельной производительности // Современные аспекты экономики. - 2013. - № 9 (193). - С. 18-22.

4. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е., Барабанова М. И. Экономико-математическая модель этапа коммерциализации жизненного цикла инноваций // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. - 2012. - Т. 2-2. № 144. - С. 180-184.

5. Минакова Т. Е., Минаков В. Ф. Аддитивно-мультипликативная модель оценки инноваций // Международный научноисследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 72-73.

6. Минаков В. Ф., Сотавов А. К., Артемьев А. В. Модель интеграции аналоговых и дискретных показателей инновационных проектов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. - 2010. - № 6 (112). - С. 177-186.

7. Минакова Т. Е., Минаков В. Ф. Инновационное развитие региональных информационных ресурсов как облачных платформ // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. - 2013. - № 12 (79). - С. 116-117.

8. Минакова Т. Е., Минаков В. Ф., Лобанов О. С. Каскадная модель коммерциализации инноваций // Материалы 3-й научнопрактической internet-конференции Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики. - Ульяновск. - 2014. - С. 63-69.

9. Минакова Т. Е., Минаков В. Ф. Классификация показателей привлекательности инноваций // Современные аспекты экономики. - 2013. - № 10 (194). - С. 48-53.

10. Минаков В. Ф., Лобанов О. С., Минакова Т. Е. Аналоговые и дискретные метрики и модели оценки инноваций // Материалы 3-й научно-практической internet-конференции Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики. - Ульяновск. - 2014. - С. 280-287.

Белоусов В.М

Кандидат экономических наук, Мичуринский государственный аграрный университет ЦЕНОВОЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА

ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье рассмотрен механизм ценообразования, представляющий собой комплекс правовых норм, организационных форм, принципов и методов управления ценообразованием на товары, работы и услуги, производимые в социально-экономической системе, выявлены функции, факторы, методы и методики ценообразования

Ключевые слова: ценообразование, экономический механизм, аграрный сектор экономики.

Belousov V.M

Cand.Econ.Sci., Michurinsk state agrarian university

PRICE ASPECT OF THE ECONOMIC MECHANISM OF REGULATION OF AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

Abstract

In article the mechanism ofpricing representing a complex of rules of law, organizational forms, principles and management methods by pricing on the goods, works and the services made in social and economic system is considered, functions, factors, methods and pricing techniques are revealed

Keywords: pricing, the economic mechanism, agrarian sector of economy.

Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на формирование цен. Анализ экономической литературы в области ценообразования позволил выделить три основных подхода к трактовке сущности механизма ценообразования. Сторонники первого подхода ставят знак равенства между процессом ценообразования и механизмом ценообразования [1;2]. Тем самым, они отождествляют два разноуровневых понятия: «процесс» - последовательность операций при расчете цен на различные товары, работы и услуги; и «механизм» - систему (устройство) управления процессом расчета цен.

Второй подход основывается на утверждении, что «управление и самоуправление ценами формирует ценовой механизм, точнее организм» [3]. Его сторонники подчеркивают необходимость органического сочетания в ценообразовании рыночных и административных принципов хозяйствования, а также принципов централизованного и децентрализованного управления.

Сторонники третьего подхода считают, что в социально-ориентированной рыночной экономике не правомерно говорить о механизме ценообразования, а необходимо «концептуально очертить основные начала механизма государственного регулирования ценообразующих факторов» [4]. По их мнению, государство должно регулировать не сами цены, а лишь макроэкономические условия их формирования и, тем самым, способствовать реализации механизма саморегулирования цен, базирующихся на действии объективных экономических законов: закона спроса и предложения, закона стоимости (цен), закона денежного обращения и др.

По нашему мнению, механизм ценообразования - это комплекс правовых норм, организационных форм, принципов и методов управления ценообразованием на товары, работы и услуги, производимые в социально-экономической системе (рисунок 1).

Основой ценообразования являются социально-экономичекие отношения, определяющие цель ценообразования, и организационно-эконоичекие отношения, характеризующие способ организации и регулирования отношений в области ценообразования

13

Правовое поле ценообразования: -полита ко-право вы е от нош ен ия

Методы управления^ С Ценообразование Л -прямые; \ „ --косвеввые > -ПР°Чесс Ценообразования; / -регулирование процесса X ценообразования уйрииципы / управления: У административные: \ -экономические

V J \

Основы ценообразования -со ц и ал ъно-экоп омические отношении; -организационно-экономические отношения

Рис. 1 - Механизм ценообразования

В рамках механизма ценообразования могут использоваться прямые и (или) косвенные методы управления, основанные на административно-командных и (или) экономических (рыночных) принципах хозяйствования.

В структуре механизма ценообразования по-нашему мнению, целесообразно выделить два блока: процесс ценообразования и регулирования процесса ценообразования. В свою очередь первый блок состоит из процессов определения и формирования цен, а второй блок - процессов сознательного и рыночного регулирования ценообразующих факторов (таблица 1).

Все ценообразующие факторы следует разделить на четыре группы: ценоопределяющие, ценоформирующие,

ценорегулирующие и ценокорректирующие.

В рамках первого блока механизма ценообразования субъекты хозяйствования (потребители и производители, государство и регионы), определяют и формируют цены, а в рамках второго - регулируют (корректируют) полученные результаты.

Функция первой составляющей механизма ценообразования заключается в определении верхней границы цен (готовности и возможности потребителей платить за необходимую им продукцию) и нижней границы цен (готовности и возможности производителей ее производить).

Таблица 1 - Характеристика составляющих механизма ценообразования

Составляющие механизма ценообразования Сфера действия Функции ценообразования Ценообразующие факторы Методы ценообразовани я

о3 CQ О S Он ю о S 1) Я" о о D ЯГ о 1. Процесс определения цен Сфера обращения Определение верхней и нижней границы цен, готовности и возможности потребителей платить за продукцию, а производителей производить продукцию Ценообразующие факторы: уровень доходов и сбережений, потребностей населения, емкость рынка, мощности производства, альтернативность технологий и производственных ресурсов Разновидность рыночных и ценностных методов ценообразовани я

2. Процесс формирования цен Сфера производства Формирование цены на продукцию (товары, услуги), производимые в обществе Ценоформирующие факторы: себестоимость, прибыль, рентабельность, объем производства, качество продукции Модификация затратных и параметрически х методов ценообразовани я

о о D ЯГ 0 & 0 5 D о Я 3 1 g CQ o' О « Ян С Я К ч $ и 5 D а Яч t 1. Процесс сознательного регулирования цен Сфера производства, сфера обращения Учет в ценах интересов государства (защита определенных слоев населения, ограничение монополии, недопущение недобросовестной конкуренции и др.) Ценорегулирующие факторы: прямые и косвенные налоги, социальные и другие отчисления, таможенные пошлины, экономическая политика государства Модификация затратных и параметрически х методов ценообразовани я

2. Процесс рыночного саморегулирован ия цен Сфера обращения Корректировка сформированных цен с учетом конъюнктуры рынка Ценокорректирующие факторы: соотношение спроса и предложения, уровень конкуренции Разновидность рыночных методов ценообразовани я

В рамках процесса определения цен следует учитывать такие факторы как уровень доходов и сбережений населения и степень их удовлетворенности, емкости рынка, производственные мощности, имеющиеся в обществе технологии, производственные ресурсы и др. [1].

Функция второй составляющей механизма ценообразования заключается в формировании цен на производимые в обществе товары и услуги. При этом в цене необходимо учитывать неконъюнктурные (базовые), трудовые (объективные) и контролирующие факторы: себестоимость, прибыль, качество продукции и др. [1].

При определении цен, по-нашему мнению, целесообразно комбинаторное использование разновидностей ценностных и рыночных методов, при формировании цен - современные модификации затратных и параметрических методов ценообразования, а

14

при регулировании цен - модификации затратных и параметрических методов ценообразования, разновидности рыночных методов ценообразования.

Цели и задачи хозяйствования на каждом этапе его развития являются основополагающим фундаментом в построении механизма ценообразования, структура которого представляет собой взаимосвязь ценовой политики, стратегии и тактики ценообразования. Последние в свою очередь формируют методологию механизма ценообразования и его методику на основе общепринятых принципах ценообразования (рисунок 2).

Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования, определения и обоснования цен, формирования цен, управления ценообразованием.

Методология едина для всех уровней установления цен, т.е. основное положение и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Но нельзя ставить знак равенства между методологией и методикой. Они существенно отличаются друг от друга. Так на основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарии) для реализации этой стратегии на практике. Следовательно, важнейшим элементом методологии является методика, которая объединяет, целый ряд формирования цен.

Рис. 2 - Структура механизма ценообразования

В экономической литературе довольно много точек зрения на проблему формирования цен на продукцию. Это свидетельствует о том, что это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры в системе ценообразования.

Одни экономисты предполагают формировать цены государственным органам на основе издержек производства и обращения, другие рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

Рассмотрим суть методики определения исходной цены. Процесс ценообразования состоит из шести основных этапов, представленных на рисунке 3.

Рис. 3. Методика расчета исходной цены

15

На начальном этапе разработки ценовой политики необходимо решить, каких именно целей она стремиться достичь в своей деятельности. Обычно выделяют три основных цели: обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, удержание рынка.

Оценка издержек производится при различных возможных объемах выпуска продукции; необходимо также сравнивать их с издержками основных конкурентов. Рассчитанные таким образом показатели образуют нижнюю границу возможной цены. В интервале между верхней границей цены, определяемой платежеспособным спросом и нижней границей, образуемой издержками устанавливается конкурентная цена на производимый предприятием товар. Но важно также учесть цены конкурентов и их поведение на рынке, чтобы извлечь максимальную выгоду от того или иного ценового решения.

Ценовая стратегия предприятия разрабатывается исходя из особенностей товара, возможностей изменения цены, условий производства, ситуации на рынке, соотношение спроса и предложения. Можно выбрать пассивную ценовую стратегию, устанавливая цены на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов, или напротив, активную, ориентируясь, прежде всего на собственные интересы. В этом случае риск обычно выше, но выше и средняя прибыль.

При установлении цены на продукцию обычно выбирается одна из трех стратегий «снятия сливок», проникновения (внедрения) на рынок, следования за лидером на рынке.

Правильно установленная цена должна полностью возмещать все издержки производства и обращения, а также обеспечивать получение достаточной прибыли. Оптимальная цена должна находится между минимальным ее уровнем, определяемым затратами, и максимальным, формируемым спросом.

Наиболее часто используется следующие способы ценообразования:

-средние издержки + прибыль;

-обеспечение безубыточности и целевой прибыли;

-установление цены по ощущаемой ценности;

-на уровне текущих цен;

Установление окончательной цены осуществляется на основе одного из перечисленных выше методов. На завершающем этапе необходимо учесть чисто психологические аспекты восприятия цены покупателя.

Литература

1. Голощапов, Н.А. Цена и ценообразование: регулирование и применение, способы и методы формирования/ Н.А. Голощапов - Обрынок «Викинг»-2000.

2. Цена и ценообразовнаие / под ред. И.К. Салимжанова - М.: ЗАО «Финстат информ» - 1999.

3. Цены и ценообразование в рыночной экономике / В.И. Александров и др. под ред. В.Е. Есипова - Изд-во Петербургского ун-та экономики и финансов-1998.

4. Цены и ценообразование: учебник / Под ред. В.Е. Есипова - СПб: Изд-во «Питер» - 2000.

Вакунова О.А.

Студент, Волгоградский Государственный Технический Университет СПЕЦИФИКА ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ УСЛУГИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Аннотация

В данной статье рассматривается специфика продвижения туристической услуги на российском рынке. Разбираются основные составляющие успешности и эффективности, которые надо учитывать при создании рекламы.

Ключевые слова: реклама, туристическая услуга, специфика, рекламодатель.

Vakunova O.A.

Student, Volgograd State Technical University

BASIC MISTAKES OF ADVERTISING AGENCIES IN THE CREATION OF ADVERTISING

Abstract

This article discusses the specifics of promoting tourist services on the Russian market. Understand the basic components of the success and effectiveness, which must be considered when creating advertising.

Keywords: advertising, travel services, specific advertiser.

Независимо от деятельности фирмы реклама всегда занимает одну из важных ступеней в продвижении компании на рынке. Туристические услуги как раз являются той отраслью, где реклама занимает одно из главных мест в развитии фирмы.

На сегодняшний день невозможно представить современный туризм без рекламы. Даже крупные компании, такие как «Пегас Туристик» или «Корал Трэвел», не обходятся без постоянного использования рекламных средств, чтобы донести до целевой аудитории информацию о своих предложениях.

Как показывает мировая практика, туристическая сфера является одним из самых крупнейших рекламодателей. Опыт работы крупнейших зарубежных фирм показывает, что в среднем 5-6% доходов от деятельности тратится туристическими компаниями именно на рекламу.1

Реклама в сфере туризма является довольно специфической, так как продается, главным образом, не какой-то определенный товар, который можно потрогать и пощупать, а услуга, которая обещает потребителю качественный и благонадежный отдых. Это означает, что покупатель может оценить приобретенную им услугу только после покупки, и что приобретение данного вида услуг не приводит к владению каким-либо конкретным материальным объектом. Продавец данной услуги может лишь описать ее на словах и привести примеры, но не может дать «почувствовать» ее до того момента, пока не подойдет нужное время.

Чтобы разработать эффективную и качественную туристскую рекламу, необходимо уметь учитывать специфику данной отрасли. И самое главное, нужно уметь объединять все аспекты в один комплекс, чтобы реклама получилась целостной и могла воздействовать должным образом на потребителя. Во-первых, должен быть определенный художественный образ, который будет ассоциироваться у целевой аудитории и воплощать собой определенный тур или услугу. Он (художественный образ) должен передаваться с помощью соответствующих элементов, таких как красивые фотографии (для печатной рекламы) или ролики (для телевидения). А во-вторых, данному художественному образу должна соответствовать подаваемая рекламодателем информация. Она должна быть полной и, что немаловажно, достоверной. Если одно из этих условий не будет соблюдено, то потенциальный потребитель, который захочет приобрести тур или услугу, просто уйдет к конкуренту и отдаст свои деньги ему. Также информация должна соответствовать картинке, чтобы у целевой аудитории не возник когнитивный диссонанс. Нельзя ставить фотографию океана, а ниже в рекламном тексте указывать информацию о туре в горах или рассказывать о шоппинг-туре в Италии.

Так как характер туристических услуг имеет нематериальную форму, то рекламодатель должен предоставлять максимум информации, чтобы заинтересовать потенциального потребителя. Это может быть информация о стране, ее достопримечательностях и особенностях или же сведения о самом туре (описание отелей, маршрут, условия питания, близость к тем или иным местам и т.д.)

Д.Огилви является примером того, как необходимо рекламировать страны, учитывая опасения туристов. В рекламе «Сингапур ... - это фантастика». Объявление включает в себя фотографии, подчеркивающие уникальность и экзотику этой страны. Текст

1 http://katalog. turkompot.ru/turizm/ C/6.2.. php

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.