Научная статья на тему 'Механизм ценообразования в современной рыночной экономике'

Механизм ценообразования в современной рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2627
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авралов В.А.

В данной статье рассматривается механизм ценообразования в рыночной экономике. Представлены задачи государства в рыночной экономике и способы достижения этих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм ценообразования в современной рыночной экономике»

МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

© Авралов В.А.*

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

В данной статье рассматривается механизм ценообразования в рыночной экономике. Представлены задачи государства в рыночной экономике и способы достижения этих задач.

Ценообразование представляет собой весьма сложный и многоэтапный процесс, требующий проведения тщательных исследований, оценки и анализа рынков, товаров, затрат, конкуренций и ценовой политики. Установление окончательной цены является важным механизмом ценовой политики любых предприятий различных форм собственности, прямо воздействующим на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен отдельных видов продукции, особенно конкурирующих изделий, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых потребителями закупок. Цены тесно связаны со всеми составляющими маркетинга и производственно-хозяйственной деятельностью предприятий (фирмы) в целом. От правильно установленных цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика может оказывать долговременное воздействие на соответствующее положение предприятия на рынке [3].

В современных условиях первоочередной задачей российского общества становится развитие и совершенствование хозяйственного механизма. В этом процессе необходимо различать как частичное улучшение определенных его элементов, незначительные по своей глубине изменения, так и всеобъемлющие преобразования во всей его структуре. В последнем случае можно говорить о реформировании хозяйственного механизма, что является весьма сложной проблемой. Следовательно, одной из основных задач современной науки должно стать осмысление изменений, происходящих в экономике в целом и проявляющихся в отдельных ее составляющих с целью разработки модели нового механизма хозяйствования [2].

При этом следует отметить, что многие зарубежные эксперты одним из самых сложных в перестройке экономики постсоциалистических государств считают реформирование системы ценообразования - главного элемента хозяйственного механизма. Именно здесь, по их мнению, нас ожидают наибольшие трудности. Поэтому, необходимо «... провести не какое-то частичное совершенствование системы цен, а осуществить радикальную реформу ценообразования, взаимоувязанную перестройку всего нашего «ценового

* Студент.

хозяйства»...». В развитии данного подхода представляется необходимым конкретизировать сущность механизма ценообразования в условиях трансформационной экономики. Для достижения поставленной цели, прежде всего, определим место и роль ценообразования в структуре современного хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм представляет собой комплекс специально разработанных, научно обоснованных и законодательно закрепленных государством форм и методов воздействия на социально-экономическое развитие общества на микро-, мезо- и макроуровне с целью реализации интересов всех субъектов хозяйствования с учетом имеющихся ресурсов и скалывающейся исторической ситуации. Центральным звеном хозяйственного механизма трансформационной экономики является индикативное (рекомендательное) планирование и коммерческий расчет, а основными элементами - система экономического стимулирования, ценообразование, финансово-кредитный механизм, система материально-технического обеспечения, управление экономикой [3].

Анализ экономической литературы в области ценообразования позволил выделить три основных подхода к трактовке сущности механизма ценообразования [2].

Сторонники первого подхода ставят знак равенства между процессом ценообразования и механизмом ценообразования. Тем самым, они отожествляют два разноуровневых понятия: «процесс» - последовательность операций при расчете цен на различные товары, работы и услуги; и «механизм» -систему (устройство) управления процессом расчета цен [2].

Второй подход основывается на утверждении, что «управление и самоуправление ценами формирует ценовой механизм, точнее организм». Его сторонники подчеркивают необходимость органического сочетания в ценообразовании рыночных и административных принципов хозяйствования, а также принципов централизованного и децентрализованного управления. С данными подходом можно согласиться, однако, его необходимо дополнить конкретизировать определения предмета, объекта и субъектов ценообразования на микро-, мезо- и макроуровне [2].

Сторонники третьего подхода считают, что в социально-ориентированной рыночной экономике не правомерно говорить о механизме ценообразования, а необходимо «... концептуально очертить основные начала механизма государственного регулирования ценообразующих факторов». По их мнению, государство должно регулировать не сами цены, а лишь макроэкономические условия их формирования, и, тем самым, способствовать реализации механизма саморегулирования цен, базирующегося на действии объективных экономических законов: закона спроса и предложения, закона стоимости (цен), закона денежного обращения и др. С нашей точки зрения, механизм ценообразования - это комплекс правовых норм, организационных форм, принципов и методов управления ценообразованием на товары, рабо-

Ценообразование в современной экономике

101

ты и услуги, производимые в социально-экономической системе. Основой ценообразования являются социально-экономические отношения, определяющие цель ценообразования, и организационно-экономические отношения, характеризующие способ организации и регулирования отношений в области ценообразования. Во времена командно-административной экономики цены устанавливались государством через специально предназначенный для этой цели орган - Государственный комитет по ценам с филиалами в республиках и на местах. Он осуществлял контроль за соблюдением всеми субъектами хозяйствования установленных цен, применяя против нарушителей экономические санкции. В рамках механизма ценообразования могут использоваться прямые и / или косвенные методы управления основанные на административно--командных и / или экономических (рыночных) принципах хозяйствования. В тоже время в рамках общих принципов управления экономикой целесообразно выделить принципы ценообразования:

1. Принцип научного обоснования цен, который состоит в необходимости познания и учета в цене действия объективных экономических законов и ценообразующих факторов.

2. Принцип целевой направленности ценообразования, заключающийся в определении приоритетных экономических и социальных задач, которые должны решаться с помощью цен.

3. Принцип непрерывности процесса ценообразования в зависимости от стадий продвижения продукции от производителя к потребителю, а также в соответствии с изменениями.

4. Принцип единства ценообразования и контроля за соблюдением цен, который состоит в государственном и / или общественном контроле за ценами на продукцию стратегических и социально-значимых предприятий, а также предприятий-монополистов [2].

Цель контроля - проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех правил ценообразования. В структуре механизма ценообразования, по нашему мнению, целесообразно выделять два блока: процесс ценообразования и регулирование процесса ценообразования. В свою очередь первый блок состоит из процессов определения и формирования цен, а второй блок - процессов сознательного и рыночного регулирования ценообразующих факторов, при этом под ценой следует понимать денежное выражение комплекса ценообразующих факторов, оказывающих влияние на ее определение, формирование и корректирование в данный промежуток времени [1].

Отсюда все ценообразующие факторы следует разделить на четыре группы: ценоопределяющие, ценоформирующие, ценорегулирующие и це-нокорректирующие [1].

В рамках первого блока механизма ценообразования субъекты хозяйствования (потребители и производители, государство и регионы) определяют

и формируют цены, а в рамках второго - регулируют (корректируют) полученные результаты [1].

Функция первой составляющей механизма ценообразования заключается в определении верхней границы цен (готовности и возможности потребителей платить за необходимую им продукцию) и нижней границы цен (готовности и возможности производителей ее производить). В рамках процесса определения цен следует учитывать такие факторы, как уровень доходов и сбережений населения, потребности населения и степень их удовлетворенности, емкость рынка, производственные мощности, имеющиеся в обществе технологии, производственные ресурсы и др. Функция второй составляющей механизма ценообразования заключается в формировании цен на производимые в обществе товары и услуги. При этом в цене необходимо учитывать неконъюнктурные (базовые), трудовые (объективные) и контролируемые факторы: себестоимость, прибыль, качество продукции и др. За счет сознательного регулирования ценообразования на микро-, мезо-и макроуровне в цене учитываются интересы государства и отдельных регионов, социально незащищенных слоев населения, происходит ограничение монополии и недобросовестной конкуренции [1]. При определении цен целесообразно комбинаторное использование разновидностей ценностных и рыночных методов, при формировании цен - современные модификации затратных и параметрических методов ценообразования, а при регулировании цен - модификации затратных и параметрических методов ценообразования. Таким образом, предлагаемый подход конкретизирует сущность и структуру механизма ценообразования в условиях российской рыночной экономики [1].

Список литературы:

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. - 6-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2010. - 1376 с.

2. Гладких Д. Государственное регулирование экономики при помощи ценообразующих факторов // Экономика и жизнь. - 2010. - № 1. - С. 47-52.

3. Цены и ценообразование: учебник для вузов / Под ред. И.К. Салим-жанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.