Научная статья на тему 'ЦЕНОВАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ЦЕНОВАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ / НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков И.В., Пекова И.А.

Статья посвящена разработке подхода к повышению рентабельности промышленных предприятий за счет создания продукции с опережающей конкурентоспособностью. В связи с этим рассматриваются вопросы обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях интенсивного развития технологий, в том числе информационных. Используется базовая концепция жизненного цикла продукции с возможностью ее трансформации в более сложную модель, которая предусматривает выпуск нескольких поколений высокотехнологичной продукции. Показано, что для получения большего размера прибыли предприятия промышленности, производящие высокотехнологичную продукцию, имеют возможность снизить расход материальных ресурсов за счет более высоких затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Отмечено, что выпуск инновационной высокотехнологичной продукции связан с высокими рисками, поэтому руководству предприятий необходимо планировать жизненные циклы высокотехнологичной продукции. Важным ресурсом для обеспечения конкурентоспособности продукции является научная информация, используемая для разработки новых видов продукции и технологий их производства, а также данные маркетинговых служб. Такой подход позволяет своевременно выводить на рынок новые виды продукции с более высокой конкурентоспособностью, ценой и спросом. Это позволяет добиваться устойчивого роста конкурентоспособности всего спектра продукции предприятия и роста его доходов. Создание программной модели для реализации этого алгоритма создаст возможность автоматического планирования новых видов продукции и повышения рентабельности. Это поможет повысить эффективность работы промышленных предприятий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING AND TECHNOLOGY POLICY AS KEY FACTORS OF ENTERPRISE COMPETITIVENESS

The article is devoted to the development of an approach to increasing the profitability of industrial enterprises by creating products with advanced competitiveness. In this regard, the issues of ensuring the competitiveness of industrial enterprises in the conditions of intensive development of technologies, including information ones, are considered. The basic concept of the product life cycle is used with the possibility of its transformation into a more complex model, which provides for the release of several generations of high-tech products. It is shown that in order to obtain a larger profit, industrial enterprises producing high-tech products have the opportunity to reduce the consumption of material resources due to higher costs for research and development work. It is noted that the release of innovative high-tech products is associated with high risks, so the management of enterprises needs to plan the life cycles of high-tech products. An important resource for ensuring the competitiveness of products is scientific information used to develop new types of products and technologies for their production, as well as data from marketing services. This approach allows timely introduction to the market of new types of products with higher competitiveness, price and demand. This makes it possible to achieve sustainable growth in the competitiveness of the entire range of the enterprise's products and the growth of its income. Creating a software model for the implementation of this algorithm will create the possibility of automatic planning of new types of products and increase profitability. This will help improve the efficiency of Russian industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «ЦЕНОВАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Ценовая и технологическая политика как ключевые факторы конкурентоспособности предприятия

со см о см

со

о ш т

X

3

<

т о х

X

Волков Иван Васильевич

ст. преподаватель, факультет экономики и управления, кафедра экономики МСК, «Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе» (МГРИ), ivvolkov65@mail.ru

Пекова Ирина Андреевна

к.э.н., доцент, факультет экономики и управления, кафедра экономики МСК, «Российский государственный геологоразведочный университет им.Серго Орджоникидзе» (МГРИ), Pekovaia@mgri.ru

Статья посвящена разработке подхода к повышению рентабельности промышленных предприятий за счет создания продукции с опережающей конкурентоспособностью. В связи с этим рассматриваются вопросы обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях интенсивного развития технологий, в том числе информационных. Используется базовая концепция жизненного цикла продукции с возможностью ее трансформации в более сложную модель, которая предусматривает выпуск нескольких поколений высокотехнологичной продукции. Показано, что для получения большего размера прибыли предприятия промышленности, производящие высокотехнологичную продукцию, имеют возможность снизить расход материальных ресурсов за счет более высоких затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Отмечено, что выпуск инновационной высокотехнологичной продукции связан с высокими рисками, поэтому руководству предприятий необходимо планировать жизненные циклы высокотехнологичной продукции. Важным ресурсом для обеспечения конкурентоспособности продукции является научная информация, используемая для разработки новых видов продукции и технологий их производства, а также данные маркетинговых служб.

Такой подход позволяет своевременно выводить на рынок новые виды продукции с более высокой конкурентоспособностью, ценой и спросом. Это позволяет добиваться устойчивого роста конкурентоспособности всего спектра продукции предприятия и роста его доходов. Создание программной модели для реализации этого алгоритма создаст возможность автоматического планирования новых видов продукции и повышения рентабельности. Это поможет повысить эффективность работы промышленных предприятий России.

Ключевые слова. Высокие технологии, жизненный цикл продукции, научная информация, конкурентоспособность продукции.

Актуальность исследования состоит в следующем:

Востребованность продукции российских предприятий, выпускаемой с за счет применения высоких технологий, в настоящее время очень высока. Это обусловлено рядом причин, среди которых необходимо особо выделить необходимость обеспечения экономики страны огромным спектром продукции, в том числе, ранее не производившейся. Кроме того, выпуск данных видов продукции в настоящее время возможен в условиях ограниченных финансовых, трудовых, информационных ресурсов. Следует учитывать также трансформацию мировой финансово-экономической системы, которая влечет за собой снижение качества прогноза динамики цен на мировых рынках, маршрутов логистики сырья, материалов и информации и, как следствие, затрат на выпуск продукции. При этом на работу предприятий, использующих высокие технологии, влияют также возросшая скорость передачи и применения научной, финансовой и промышленной информации, а также внедрения новых технологий и выпуска ранее неизвестных видов продукции. Поэтому данная статья посвящена рассмотрению наиболее явной взаимосвязи этих вопросов, а их глубокое изучение и практическое применение результатов исследования станут предметом отдельной разработки.

Научная информация - единственный вид производственных ресурсов, который увеличивается от использования. Поэтому фирмы, занимающиеся выпуском высокотехнологичной продукции, обязаны вкладывать часть прибыли в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Это позволяет выпускать продукцию с характеристиками, которые обеспечат опережающую конкурентоспособность. Поэтому совершенствование и развитие действующих производств, а также выпуск новых видов конкурентоспособной продукции возможны и целесообразны с интенсивным использованием научно-исследовательских разработок.

Обоснование классических факторов производства - земли, труда и капитала - К. Марксом выполнялось в определенную эпоху, которую характеризовали уже существующие в ту пору средства труда, предметы труда и рабочая сила. В ту пору был обоснован и закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. [1] В условиях частной собственности на средства производства, действия Парижской золотовалютной системы и сложившегося уровня производства не требовали и не предполагали наличия серьезных оснований для иной классификации ресурсов, за счет использования которых выпускается продукция. Однако уже вскоре уровень развития производства существенно вырос, а XX век стал эпохой открытий и принципиальных преобразований в технике, технологиях, методах организации работы предприятий. Поэтому на уровне конкретных предприятий понятие факторов производства сменилось категорией системы производственных ресурсов. Это - основные производственные фонды (средства), оборотные фонды и сред-

ства обращения, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные, топливные и энергетические ресурсы, уровень организации и управления предприятием (качество менеджмента). Кроме того, в составе производственных ресурсов сегодня учитываются психофизиологический климат в коллективах, а также время - невозвратный ресурс, в рамках которого действует любое предприятие.

В настоящее время большая часть продукции массового спроса создается с интенсивным использованием собственных разработок предприятий в области технологических решений, а также с использованием приобретенных патентов и франшиз других компаний. Такие разработки реализованы почти во всех сферах экономики - в промышленности, медицине, территориальной, дорожной инфраструктуре, в сфере транспорта, логистики и других отраслях. При этом спрос на научную и высокотехнологичную продукцию в мире постоянно растет. [2]

Под научно-информационными ресурсами понимают сведения, добытые посредством простого труда, опыта и науки, которые в нужное время и в нужном месте могут быть использованы для создания средств, предметов труда, и с их помощью - удовлетворения потребностей людей. Спрос на научную и высокотехнологичную продукцию в мире постоянно растет. Это связано с совершенствованием и развитием действующих производств и их экономической эффективности, а также с выпуском новых видов конкурентоспособной продукции.

В состав научно-информационных ресурсов включают многие компоненты. Это - прямое описание опыта, учебная литература, публикации, информацию глобальной и локальных компьютерных сетей, отчеты, заявки на изобретения и открытия, патенты, бизнес-идеи и бизнес-планы, доступные и верифицированные банки данных и банки знаний. Однако наибольшую ценность для предприятий представляют собственные исследования и проекты, поскольку они выполняются с учетом имеющихся ресурсов, знания рынков и технологических возможностей. Поэтому инвестирование средств в данные разработки является наиболее перспективным направлением развития предприятий. Они могут выполняться самостоятельно, в кооперации с другими предприятиями и с привлечением сторонних специалистов. И, конечно, такие работы требуют расходов.

Показателем вложения научно-информационных ресурсов в составе выпускаемой продукции является науко-ёмкость. Она рассчитывается отношением затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) к выручке от реализации продукции: Зниокр (1)

Нё=-

В

конечной продукции. Однако без наукоёмких технологий ее создать невозможно.

Наиболее конкурентоспособными и доходными становится продукция с высоким уровнем наукоёмкости, несмотря на неизбежный риск данных инвестиций. Затраты на научно-исследовательские работы при начале производства снижают потребность в расходе материальных ресурсов. Структура себестоимости продукции, таким образом, изменяется, возрастает также возможность получения большей прибыли.

Устойчивого успеха добиваются технологии и товары с высоким уровнем наукоемкости, хотя такие вложения всегда сопряжены с риском. Тем не менее, затраты на НИОКР при разработке продукции новыми потребительскими свойствами зачастую позволяют одновременно существенно снизить долю материальных ресурсов в составе издержек (рис 1).

Рисунок 3 - Структура затрат и результатов стандартных и высокотехнологичных производств

Изменение структуры расходов, уровень цен и доходов в данном случае становится предметом особого внимания. Взаимосвязь ценовой и технологической составляющей при выпуске наукоемкой продукции связана с известной концепцией жизненного цикла продукции. [3]

Эта концепция имеет ряд модификаций, отдельные ее элементы схожи с теорией жизненного цикла фирмы, однако при всем многообразии подходов основное содержание концепции таково. [4] Жизненный цикл продукции - совокупность этапов разработки и выхода на рынок, зрелости (продаж) и этапов спада и вывода с рынка определённой продукции до момента удовлетворения потребностей покупателей. Различные исследователи предлагают собственные названия и классификацию этапов, однако смысл концепции в разных модификациях принципиально не меняется.

На рис. 2, где ось абсцисс отображает время, а ось ординат - объем выпуска продукции, представлен жизненный цикл продукции.

Где Нё - наукоемкость продукции, %;

Зниокр - затраты на НИОКР, руб.;

В - объем выручки, руб.

Особо следует отметить, что наукоёмкостью может обладать и технология, и продукция, и маркетинговое решение, и организационная трансформация - доход могут приносить все четыре вида инноваций. В данном исследовании будет использоваться термин «продукция»: ею могут быть и сами товары, работы, услуги, а также технологические и иные решения. Для отечественных промышленных предприятий приоритетным видом инновационных решений в настоящее время является именно продукция. Это обусловлено прямым созданием необходимых экономике товаров, а также высокой долей добавочной стоимости в

- этап разработки и выхода продукции на рынок;

- этап роста;

щ - этап зрелости (насыщения); щ - этап спада и вывода продукции с рынка.

Рисунок 2 - Жизненный цикл продукции

X X

О

го >

п.

X

го

ГП

О

2 О N3

а

со см о см

со

о ш т

X

3

<

т о х

X

Детализировать описание отдельных этапов нецелесообразно - они достаточно хорошо описаны многими авторами. [5] Отметим лишь основные взаимосвязи уровня расходов на НИОКР, влияющих на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность, с ценой на каждом этапе.

Разработка и выход новой продукции на рынок требуют инвестиций, которые необходимо окупить за счет получаемой на данном этапе прибыли. Поэтому денежный поток, формирующийся в результате реализации продукции, может быть велик, но расходы, связанные с НИОКР, уменьшают валовую прибыль. Дисконтирование денежного потока также уменьшает его объем. На данном этапе также следует принимать во внимание уровень цен конкурентов, потребительские свойства их продукции. Однако заметим, что на этапе роста прибыль предприятия обычно достаточно высока, если потребительские свойства продукции также находятся на должном уровне, а продукция пользуется высоким спросом.

Этап зрелости (продаж), в составе которого иногда выделяют этап насыщения, также характеризуется высоким доходом предприятия. Поэтому на первых указанных этапах целесообразно часть прибыли направлять на создание следующих инновационных решений (новой продукции, технологий ее создания, маркетинга, совершенствования организации работы). Это позволит в дальнейшем реализовать созданные научно-исследовательские наработки без дополнительных вложений и вынести на рынок конкурентоспособную продукцию.

Этапы спада объема продаж и вывода продукции с рынка характеризуются снижением спроса, появлением продукции конкурентов с новыми потребительскими свойствами и снижением цены вплоть до прекращения выпуска предприятием неконкурентоспособной продукции.

Таким образом, на каждом этапе предприятие обязано увязывать расходы, ценовую и технологическую составляющие, которые отражают содержание выпускаемой продукции - ее потребительские свойства, товары-субституты, аналоги и круг потребителей и другие факторы. Однако в настоящее время, в условиях конкурентной среды немногие предприятия специализируются на выпуске одного вида продукции, и горизонтальная диверсификация становится естественным путем развития компаний. При этом диверсификация направлена не только на увеличение объема выручки - она связана с возросшим спросом национальной экономики на разнородную высокотехнологичную продукцию для различных секторов народного хозяйства. Поэтому во многих случаях, характерных для промышленных предприятий, производство нескольких (зачастую - многих) видов продукции - достаточно стандартная ситуация. Однако вопрос о конкурентоспособности каждого отдельного вида продукции, момента начала его производства, доходности, а также вывода с рынка (минимизации объемов выпуска) менее востребованной продукции становится более значимым. Кроме того, по мере изменения спроса и внесения корректив в потребительские свойства продукции предприятия должны внедрять новые технологии, обеспечивающие этот процесс, а также приступать к выпуску модернизированных и принципиально новых видов продукции.

Таким образом, необходимо рассмотреть возможную стратегию предприятия с учетом жизненных циклов нескольких видов продукции или ее модификаций. В данном случае для каждого отдельного вида продукции

содержание этапов жизненного цикла сохраняется, а потребительские свойства, назначение и функции продукции могут существенно отличаться. Начало разработки и вывода продукции на рынок - наиболее рискованная, затратная и ответственная часть: от качества и функционала зависит конкурентоспособность, возможный уровень цены, объем продаж и потенциальная доля рынка. При верном прогнозе и появлении устойчивого круга потребителей предприятие получает возможность наращивания объема производства и сбыта продукции. Стадия роста характеризуется тем же, и прибыль на этой стадии высока. Поэтому целесообразно начать инвестировать часть этой прибыли в разработку (сознание) новой продукции. Особенно важно, что на стадии роста продукция уже встречается со сложностями и показывает свои преимущества, поэтому именно их сочетания позволяют сделать вывод о том, какими качествами должна обладать новая продукция для более высокой конкурентоспособности. Нужно также соотносить объем инвестиций в НИОКР и следить за уровнем эксплуатационных расходов для сохранения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Стадия зрелости (насыщения) рынка также позволяет получать доход, часть которого можно направлять на опытно-конструкторские работы, связанные с выпуском новой продукции. Это позволит избежать в последующем снижения прибыли на этапе спада и вывода продукции с рынка. Таким образом, постепенное инвестирование части прибыли при продаже новой продукции, которая может быть выше обычной, обеспечит возможность производства и вывода на рынок следующего вида продукции.

Очень важно отметить, что данный подход возможен лишь при активном использовании научно-информационных ресурсов, причем в условиях трансформации экономики и финансовых условий процесс их создания и использования существенно ускоряется. Кроме того, в состав научной информации в данном случае следует включать прогноз цен, возможных каналов сбыта всех видов продукции, закупки материальных ресурсов, анализ влияния финансовых рынков на конкурентоспособность предприятия и продукции.

Каждая компания обязана заботиться о том, чтобы в дальнейшем она могла получать прибыль: для реализации пользующейся высоким спросом продукции и получения дохода необходима работа по ее созданию, и она должна начинаться задолго до стадии спада жизненного цикла продукции [6]. И если жизненный цикл продукции (и размер дохода) позволяют откладывать средства на начало нового производства, то это необходимо делать это на первых трех стадиях.

Таким образом, одной из ключевых задач промышленных предприятий, диверсифицирующих свою деятельность путем последовательного производства наукоемкой продукции, становится планирование ее номенклатуры, потребительских свойств и срока производства. [7] Без систематического решения этой задачи предприятие может переживать периоды снижения конкурентоспособности и доходности. Особенно актуальна такая задача планирования жизненных циклов продукции для предприятий, интенсивно использующих научную информацию и внедряющую новые технологии. Это связано с тем, что в данных условиях на рынке чаще появляются новые виды продукции, изменяется уровень цен, а жизненный цикл таких новинок ускоряется. По-

этому использование стратегии опережающей конкурентоспособности позволит предприятиям выпускать и выносить на рынок ту продукцию и по тем ценам, которые будут пользоваться наибольшим спросом на рынке.

Структура жизненного цикла продукции при производстве нескольких видов наукоемкой продукции усложняется. Она превращается в периодическую смену различных видов продукции (либо ее модификаций) в времени. В общем виде жизненные циклы трех поколений продукции (трех видов продукции) во взаимосвязи друг с другом представлены на рис. 3. Ось абсцисс отображает время, ось ординат - объем выпуска продукции, а жизненные циклы каждого вида продукции отображены разным цветом.

Рисунок 3 - Взаимосвязь жизненных циклов трех видов продукции

Диверсификация наукоемкой продукции и ее вывод на рынок, ее аналогов и товаров-субститутов связана с внутренними и внешними рисками. Однако в этом есть и положительная черта подхода. Диверсификация венчурных вложений сама по себе является методом снижения рисков: при неудачах в производстве либо реализации одних видов продукции, как правило, большим успехом пользуются другие виды. Предприятие в данном случае становится венчурным инвестором для самого себя, а требует также высокой квалификации специалистов в сфере финансов, технологий, маркетинга и производства. В данном случае необходимо выстраивание производственной, технологической и ценовой политики на продолжительный период, в рамках которого на отдельных этапах могут применяться различные технологические стратегии, конкурентные действия и ценовые решения. Задачами предприятия в данном случае становятся:

- мониторинг и прогноз спроса на продукцию заданных потребительских свойств либо областей применения;

- выбор либо разработка технологий производства и уровня расходов;

- периодическое вложение части дохода от реализации продукции в выполнение новых НИОКР.

Последний из указанных элементов политики предприятия может быть реализован за счет доходов, полученных на стадии роста и зрелости, когда компания получает наибольшую прибыль. Реализация такой политики позволит предприятию заранее начать разработку новых видов продукции с высокими конкурентными свойствами и вовремя вынести ее на рынок.

Сложным вопросом является определение момента вывода продукции с рынка и внедрения на рынок новых (новой) продукции. В любом случае такое решение связано с полной окупаемостью расходов по «старому»

проекту. Этот момент не должен также создавать конкуренцию двух видов продукции предприятия друг с другом. В противном случае доходность производства и реализации продукции априори будет снижена за счет несвоевременного появления на рынке конкурентной и более совершенной продукции. Решение может быть достигнуто маркетинговыми методами и планированием сроков проектов с учетом состояния рынка.

Однако только вложением части прибыли новой продукции не создать: важными критериями доходности работы становятся скорость и качество работы с научной информацией при создании новой продукции. [8] Упомянутая роль квалификации сотрудников предприятий имеет при данном подходе решающее значение. Именно ими создаются технологические, продуктовые, организационные и маркетинговые решения, направленные на снижение себестоимости продукции и рост ее конкурентоспособности. Затраты на это весьма высоки, поэтому структура себестоимости меняется: возрастают расходы на НИОКР, снижаются материальные затраты. За счет этого предприятие получает более высокую конкурентоспособность продукции, ее реализацию по высокой цене и рост дохода.

Процесс ценообразования - разработка ценовой политики и ценовой стратегии предприятия на разных этапах жизненного цикла нескольких видов продукции - является предметом отдельного рассмотрения. Данный аспект крайне важен, полон нюансов, поэтому целесообразно представить его исследование в следующей публикации, продолжающей тематику статьи.

Таким образом, в итоге данной части исследования показано, что на промышленных предприятиях роль научной информации и эффективность ее использования наиболее значимы. Именно работа с прикладной научной информацией позволяют создать продукцию, пользующуюся высоким спросом, определяет себестоимость, спрос, объем выручки, рентабельность и другие важнейшие показатели работы предприятий. Поэтому для построения грамотной ценовой политики и стратегии компании, производящей высокотехнологичную продукцию, она является важнейшим ресурсом, который не рассматривался основоположником марксизма в качестве фактора производства.

Предложенный подход, несомненно, требует гораздо более детальной проработки, но и в качестве концепции его могут применять конкретные предприятия при построении технологической и ценовой стратегии. Особенно востребован данный подход компаниями, выпускающих много высокотехнологичных видов продукции, потребительские свойства которых, уровень расходов и цены нужно планировать заранее.

Литература

1. Маркс К., «Капитал», Изд.: АСТ, 2019 г.

2. С.Ю. Глазьев, Г.Г. Фетисов, Новый курс: стратегия прорыва. Экономические стратегии. № 4 (2014)

3. K. Framling, J. Holmstrom, J. Loukkola, J. Nyman, A. Kaustell, Sustainable PLM through Intelligent Products, Engineering Applications of Artificial Intelligence; 26:789799 (2013)

4. Umeda Y, Fukushige S, Kunii E, Matsuyama Y. LC-CAD: A CAD system for life cycle design. CIRP Annals -Manufacturing Technology 2012;61:175-178

5. Framling K, Holmstrom J, Loukkola J, Nyman J, Kaustell A. Sustainable PLM through Intelligent Products,

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О M

со

Engineering Applications of Artificial Intelligence 2013;26:789-799.

6. S. Patala, A. Jalkala, J. Keranen, et al, Sustainable value propositions: Framework and implications for technology suppliers. Industrial Marketing Management 59: 144-156 (2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Н.Ю. Чернегов, Стратегия развития высокотехнологичных предприятий при выпуске наукоемкой продукции. Электронный научный журнал «Вестник современных исследований» (ISSN 2541-8300). № 10 (25) (2018)

8. B. Baldassarre, G. Calabretta, N.M.P. Bocken, et al, Bridging sustainable business model innovation and user-driven innovation: A process for sustainable value proposition design, Journal of Cleaner Production, 147:175186 (2017)

Pricing and technology policy as key factors of enterprise

competitiveness Volkov I.V., Pekova I.A.

Russian State Geological Prospecting University named after Sergo

Ordzhonikidze (MGRI) JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article is devoted to the development of an approach to increasing the profitability of industrial enterprises by creating products with advanced competitiveness. In this regard, the issues of ensuring the competitiveness of industrial enterprises in the conditions of intensive development of technologies, including information ones, are considered. The basic concept of the product life cycle is used with the possibility of its transformation into a more complex model, which provides for the release of several generations of high-tech products. It is shown that in order to obtain a larger profit, industrial enterprises producing high-tech products have the opportunity to reduce the consumption of material resources due to higher costs for research and development work. It is noted that the release of innovative high-tech products is associated with high risks, so the management of enterprises needs to plan the life cycles of high-tech products. An important resource for ensuring the competitiveness of products is scientific information used to develop new types of products and technologies for their production, as well as data from marketing services. This approach allows timely introduction to the market of new types of products with higher competitiveness, price and demand. This makes it possible to achieve sustainable growth in the competitiveness of the entire range of the enterprise's products and the growth of its income. Creating a software model for the implementation of this algorithm will create the possibility of automatic planning of new types of products and increase profitability. This will help improve the efficiency of Russian industrial enterprises. Keywords. High technologies, product life cycle, scientific information,

product competitiveness. References

1. Marx K., "Capital", Publisher: AST, 2019

2. S.Yu. Glazyev, G.G. Fetisov, New Course: Breakthrough Strategy.

Economic strategies. No. 4 (2014)

3. K. Framling, J. Holmstrom, J. Loukkola, J. Nyman, A. Kaustell, Sustainable

PLM through Intelligent Products, Engineering Applications of Artificial Intelligence; 26:789-799 (2013)

4. Umeda Y, Fukushige S, Kunii E, Matsuyama Y. LC-CAD: A CAD system

for life cycle design. CIRP Annals - Manufacturing Technology 2012;61:175-178

5. Framling K, Holmstrom J, Loukkola J, Nyman J, Kaustell A. Sustainable

PLM through Intelligent Products, Engineering Applications of Artificial Intelligence 2013;26:789-799.

6. S. Patala, A. Jalkala, J. Keranen, et al, Sustainable value propositions:

Framework and implications for technology suppliers. Industrial Marketing Management 59: 144-156 (2016)

7. N.Yu. Chernegov, Strategy for the development of high-tech enterprises in

the production of high-tech products. Electronic scientific journal "Bulletin of Modern Research" (ISSN 2541-8300). No. 10 (25) (2018)

8. B. Baldassarre, G. Calabretta, N.M.P. Bocken, et al, Bridging sustainable

business model innovation and user-driven innovation: A process for sustainable value proposition design, Journal of Cleaner Production, 147:175-186 (2017)

fO CN О

es fï

о ш m

X

3

<

m о х

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.