Научная статья на тему 'Особенности управления наукоемкой продукцией по стадиям жизненного цикла'

Особенности управления наукоемкой продукцией по стадиям жизненного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этапы жизненного цикла / наукоемкая продукция / высокотехнологичные отрасли / интегрированный подход управления / stages of the life cycle / knowledge-intensive products / high-tech industry / integrated management approach

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войт Александр Вячеславович

Управление жизненным циклом наукоемкой продукции играет важную роль в обеспечении эффективной деятельности всех субъектов, задействованных в ее производстве. Особенность управления ЖЦП высокотехнологичных отраслей заключается в интенсификации, сокращении производственного цикла, именно этот аспект является ключевым в высокотехнологичных отраслях. В данной статье представлена специфика управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции производственного назначения, дано методическое обоснование управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lifecycle management for high technology products plays an important role in ensuring the effective functioning of all actors involved in its production. Feature management JCP high-tech industries is intensifying, reducing cycle times, this aspect is key in high-tech industries. This article presents the specifics of the management stages of the life cycle of high-tech products of industrial purpose, given the methodological basis of the control stages of the life cycle of high-tech products.

Текст научной работы на тему «Особенности управления наукоемкой продукцией по стадиям жизненного цикла»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

37

привлечения иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой, то особое влияние на них окажут факторы неопределенности, определяющие экономическую нестабильность в регионе.

Таким образом, в условиях либерализации экономики становление монопольных образований можно рассматривать как одну из форм реакции на развитие глобализационных процессов, и в условиях адекватного регулирования таких образований со стороны государственных органов, возникает возможность повышения национальной конкурентоспособности за счет внедрения инноваций и «прямая связь между уровнем конкурентоспособности, устойчивостью экономической системы и инноватизацией структур её развития» [4]. Повышение конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке выступает главной целью государственной политики в сфере экономики, а одним из важнейших его аспектов выступает поддержка интеграции крупнейших предприятий страны для формирования международного монопольного образования, поскольку вступить в конкурентную борьбу на глобальном рынке будут способны только транснациональные структуры.

Список литературы

1. UNCTAD, World Investment Report 2014. URL: http://unctad.org/en/publicationslibrary/wir2014_over view_ru.pdf (дата обращения 07.07.2015)

2. Еникеев Ш.И. Закономерности потребления в условиях социально-экономической трансформации // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 2 (26). URL: http:/ /cyberle-ninka.ru/article/n/zakonomernosti-potrebleniya-v-usloviyah-sotsialno-ekonomicheskoy-transformatsii (дата обращения 07.07.2015)

3. Калентьева Н.А. Монополизация как закон-тенденция развития современной экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. - № 10 (72). URL: https:// docviewer.yandex.ru/?url=ya-

serp%3 A%2F%2Fvestnik. sseu. ru%2Fview_pdf.php% 3Fpdf%3D3178&c=55abed0184d4 (дата обращения 07.07.2015)

4. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3 (51). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5040 (дата обращения 07.07.2015)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ПО СТАДИЯМ

ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Войт Александр Вячеславович

аспирант ФГБОУ ВПО «Ульяновского государственного университета»

АННОТАЦИЯ

Управление жизненным циклом наукоемкой продукции играет важную роль в обеспечении эффективной деятельности всех субъектов, задействованных в ее производстве. Особенность управления ЖЦП высокотехнологичных отраслей заключается в интенсификации, сокращении производственного цикла, именно этот аспект является ключевым в высокотехнологичных отраслях. В данной статье представлена специфика управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции производственного назначения, дано методическое обоснование управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

ABSTRACT

Lifecycle management _ for high technology products plays an important role in ensuring the effective _ functioning of all actors involved in its production. Feature management JCP high-tech industries is intensifying, reducing cycle times, this aspect is key in high-tech industries. This article presents the specifics of the management stages of the life cycle of high-tech products of industrial purpose, given the methodological basis of the control stages of the life cycle of high-tech products.

Ключевые слова: этапы жизненного цикла, наукоемкая продукция, высокотехнологичные отрасли, интегрированный подход управления.

Keywords: stages of the life cycle, knowledge-intensive products, high-tech industry, integrated management approach.

Для разработки стратегии управления наукоемкой продукцией по стадиям жизненного цикла, прежде всего, следует определить особенность наукоемкой продукции. В соответствии с приказом Минкомсвязи России от 10 октября 2013 г. № 286 инновационность и высокотехнологичность продукции оценивается по степени научно-технической новизны, экономическому эффекту (в сравнении с существующими аналогами) на стадиях жизненного цикла продукции, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране и (или) новых (в течение последних трех лет) научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений. Таким образом, подход по управлению жизненным циклом высокотехнологичных изделий рассматривается с точки зрения обслуживания конкретного спроса, определенной емкости, имеющего временные и количественные ограничения. Жизненный цикл наукоемкой продукции (ЖЦнП) имеет

научно-технические особенности, включает следующие этапы: маркетинговых исследований, концептуального проектирования дизайна изделия, конструкторской и технологической подготовки производства, изготовления, обслуживания, утилизации, что предполагает широкий спектр совместной деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому управление жизненным циклом наукоемкой продукции играет важную роль в обеспечении эффективной деятельности всех субъектов, задействованных в ее производстве.

На рис. 1 представлен жизненный цикл высокотехнологичной продукции, состоящий из следующих этапов: исследование рынка; проведение проектно-конструкторских работ, включающие фундаментальные и прикладные исследования; период освоения и начала промышленного выпуска продукции; производство; реализация; сервисное обслуживание.

38

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

маркетинг

Рис.1. Этапы жизненного цикла высокотехнологичной продукции

Очевидно, что при определении продолжительности ЖЦП и особенности этапов процесса производства и выпуска высокотехнологичной продукции, акцентируется внимание на проектировании и производстве, что предполагает высокую полезность, а как следствие и высокую цену продукции. Движение высокотехнологичных изделий по стадиям жизненного цикла имеет «тянущий» характер.

При управлении жизненным циклом продукции, в том числе не высокотехнологичной, уделяется большое внимание маркетинговому подходу. В маркетинге жизненный цикл продукции связывают с периодом ее внедрения на рынок и мероприятиями по продвижению товара на рынке. В соответствии с концепцией жизненного цикла

товара, предложенной Теодором Левиным в 1965г., выделяется четыре последовательных этапов его развития, каждому из которых соответствует своя стратегия (рис.2).1:

Этап 1. Рождение продукта (услуги) и внедрение на рынок — характеризуется небольшим сбытом, предполагает стратегию инвестирования разработок и продвижения товара на рынке.

Этап 2. Стадия роста — характеризуется существенным увеличением сбыта, положительной динамикой финансовых потоков. Предполагает стратегию быстрого роста, направленную на расширение доли на рынке.

Этап 3. Стадия зрелости — характеризуется устойчивым сбытом, положительными финансовыми потоками. Предполагает стратегию удержания рынка.

Рис.2. Контрольные точки стратегической эффективности жизненного цикла продукции

Этап 4. Стадия стагнации продукта (упадок) — характеризуется падением объемов реализации, отрицательной динамикой финансовых потоков. Предполагает стратегию свертывания, ухода данного вида товара с рынка.

В результате применения маркетингового подхода управления жизненным циклом продукции, не относящейся к высокотехнологичной, очевидно, что продвижение товара имеет «толкающий» характер.

Подход по управлению жизненным циклом товара с точки зрения управления качеством продукции и в соответствии с международной организацией по стандартизации (ИСО 9004-1) содержит 11 стадий:

1. Маркетинговые исследования.

1 Терентьевa З.С. Предпринимательство в наукоемких производствах: управление портфелем наукоемкой продукции с учетом согласованности этапов ее жизненного цикла.

2. ОКР.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка производства.

5. Производство.

6. Контроль, испытания.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение.

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техпомощь и обслуживание.

11. Утилизация.

Данный подход является универсальным, применяется при управлении разными видами продукции.

Гуманитарный вестник, 2013, вып.6. URL: http://hmbul.bmstu.ru/ catalog/econom/hidden/74.html

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

39

С точки зрения «Плодотворной технологии» управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции, предложенной И. Ансоффом, основная технология

производства сохраняется длительный период, но разрабатываются сменяющие друг друга поколения продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения (Рис. 3) 2.

Рис. 3. Жизненные циклы спроса, технологии, продукции

В рамках «плодотворной» технологии (например, в области современной техники и приборостроения) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. При этом, берется в расчет, что его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате, предприятия высокотехнологичных отраслей находятся под постоянным давлением необходимости проведения инновационной политики.

В период жизненного цикла спроса, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как

влияет на совершенствование инвестиций фирмы в предшествующую технологию НИОКР, научно-технический персонал, производственные фонды3-

В результате проведенного обзора концепций жизненного цикла продукции было установлено, что для продукции высокотехнологичных отраслей характерно: во-первых, более интенсивный процесс продвижения, и короткий срок жизненного цикла продукции, во-вторых, наличие ключевого этапа - НИОКР, предполагающий фундаментальные и прикладные разработки, что в свою очередь обеспечивает высокую полезность продукции. В таблице 1 представлена особенность этапов жизненного цикла высокотехнологичной и невысокотехнологичной продукции.

Таблица 1

Маркетинговые характеристики нахождения на рынке (ВТП) высокотехнологичной продукции и (не ВТП) продукции

не высокотехнологичной

Этапы жизненного цикла

Характеристика Разработка Вывод на рынок Стадия роста Стадия зрелости Стадия стагнации

Продвижение ВТП Конкурентное Конкурентное Конкурентное Конкурентное Убеждающее

Продвижение не ВТП Информационное Убеждающее Конкурентное Информационное

Потребители ВТП Новаторы Новаторы Новаторы Освоение рынка Консерваторы

Потребители не ВТП Отсутствуют Новаторы Освоение рынка Консерваторы

Высокая, Высокая, Высокая, Цена определя- Цена

Цена на ВТП определяется определяется определяется ется себестои- определяется

полезностью полезностью полезностью мостью конкуренцией

Цена на не ВТП Базовая цена, определяется себестоимостью Диверсификация ценовой политики Цена определяется конкуренцией Цена ограничивается конкуренцией, скидки

Прибыль на ВТП Отсутствует Большая Большая Большая Сокращается

Прибыль на не ВТП Отсутствует Возрастает Большая Сокращается

Продолжительность ВТП в среднем, 3 года Непрерывно Продолжительность производственного 1 год Полгода Менее полугода

цикла

Продолжительность не ВТП более 3 лет Дискретно 1 год 2 года 3 года 2 года

По данным проведенного исследования, очевидно, что продолжительность ЖЦП высокотехнологичной отраслей гораздо короче, чем ЖЦП невысокотехнологичных

2 Ансофф И. Стратегическое управление. - М. Экономика, 1989. С 358.

отраслей, однако цена и соответственно прибыль от реализации высокотехнологичной продукции достаточно высокие, что позволяет достичь точки безубыточности гораздо быстрее и обеспечить высокую рентабельность

3 Там же

40

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

данной продукции. Высокая цена наукоемкой продукции обусловлена высокой полезностью, поскольку научные разработки проводятся непрерывно и ориентированы на реальные тренды развития конкретного рыночного спроса. Тем самым, скорость адаптации к рыночным условиям и время достижения точки безубыточности - короткие, при этом инновативность, продолжительность от зарождения идеи продукта до выхода на рынок реального изделия - минимальны.

Подобного рода особенности ЖЦП высокотехнологичных изделий требуют интенсификации, сжатия процесса производства, что в свою очередь, достигается путем параллельности научно-производственных процессов в разрезе этапов жизненного цикла продукции, именно этот аспект является ключевым в высокотехнологичных отраслях.

На промышленных предприятиях, производящих высокотехнологичную продукцию необходимо создать устойчивость и сбалансированность этапов управления

жизненным циклом продукции, что отражается на повышении эффективности их деятельности, росте производительности и качестве продукции.

Рассмотрим специфику управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции производственного назначения по (табл. 2) на основании чего дадим описание каждого этапа жизненного цикла продукций.

В момент выхода на рынок с «новинкой», предприятия не обладают устойчивыми связями, в то же время стремятся закрепить свои позиции на рынке. Таким образом, основной акцент управления на этапе «Маркетинг» сводится к исследованию рынка. На данном этапе развития действует операционная стратегия.

После определения направлений дальнейшего развития, предприятия проводят целенаправленные НИОКР в целях модификации или разработки нового образца, обладающего более высокими полезными свойствами по сравнению с предыдущей моделью.

Таблица 2

Методическое обоснование управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции____

Фаза жизненного цикла Цель Стратегия Задачи Субъекты

Внешние Внутренние

Маркетинг Охват рынка Проникновение на рынок Сбор информации о потребностях рынка, определение тренда рынка Потенциальные заказчики, СМИ, конкуренты АУП, ИВЦ

НИОКР Охват рынка Модификация, новые модели Создание товара, востребован ного на рынке Потенциальные заказчики, технопарки КБ, тех.отделы, ИВЦ

Производство Снижение издержек Эффект масштаба Устранение «узких мест», соблюдение графика, сбалансирован ность работы всех этапов Заказчики ИВЦ, производственные подразделения

Реализация Контроль рынка Рост прибыли Высокая цена, низкие затраты на сбыт Заказчики, посредники перевозчики Служба сбыта, ИВЦ

Сервис Расширение сферы деятельности Развитие позиционирования на рынке Продление ЖЦП, обеспечение высокой полезности Заказчики Служба сервисного и информа-цион ного обслуживания

После технического и экономического обоснования предприятие осуществляет выпуск продукции в соответствии с производственной мощностью и политикой продаж. Поскольку, цель любого предприятия сводится к росту прибыли, то на данном этапе целесообразно проведение мероприятий по снижению себестоимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующий этап - реализация продукции. В формате данного этапа основная задача сводится к согласованию интересов производителя и заказчика путем разработки выгодных условий взаимодействия.

Последний этап жизненного цикла высокотехнологичной продукции - сервисное обслуживание, которое направлено на обеспечение гарантии удовлетворения спроса и предполагает: доставку, монтаж, техническое обслуживание и впоследствии - утилизацию.

Концепция жизненного цикла наукоемкой продукции предполагает интегрированный подход управления

процессами производства, тем самым способствует созданию стратегии развития научно-производственных объединений высокотехнологичных отраслей.

Список использованной литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М. Экономика, 1989. - 358 с.

2. Пустынникова, Е.В. Процессы эффективного управления корпоративными структурами в экономических кластерах: на примере Ульяновской области: Диссертация 08.00.05. Самара, 2012. С 90.

3. Терентьева З.С. Предпринимательство в наукоемких производствах: управление портфелем наукоемкой продукции с учетом согласованности этапов ее жизненного цикла. Гуманитарный вестник, 2013, вып.6. URL: http://hmbul.bmstu.ru/ catalog/econom/ hidden/74.html

4 Пустынникова, Е.В. Процессы эффективного управления корпоративными структурами в экономических кластерах: на примере Ульяновской области: Диссертация 08.00.05. Самара, 2012. С 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.