Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ САМОФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЕ'

ИСТОЧНИКИ САМОФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОФИНАНСИРОВАНИЕ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / МУЛЬТИПЛИКАТОР / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Алексей Иванович

В современных условиях предприятия высокотехнологичных отраслей стремятся увеличивать коммерциализацию своей продукции. Это возможно за счет вывода на рынок пользующейся спросом инновационной продукции. Требуется пересмотр принципов организации деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей и переход к концепции сочетания бюджетных и коммерческих НИОКР, предполагающую расширение самостоятельного их выхода на рынок коммерческих заказов. При этом их объем, имеет большой рыночный потенциал и может быть увеличен традиционными маркетинговыми методами. Модель финансирования полного жизненного цикла высокотехнологичных изделий на кредитной основе заключается в том, что посредством механизма ценообразования не только возмещаются расходы партнера, но также происходит дополнительная оплата, направленная на повышение окупаемости инвестиций партнеров в стадии утилизации высокотехнологичной продукции. При этом используется целевой принцип формирования цен, отражающий заранее определенные расходы на стадию жизненного цикла и фиксированную часть дополнительной оплаты, мотивирующую партнера обновлять продукцию на более современную. В статье рассматриваются вопросы коммерциализации высокотехнологичной продукции, раскрываются источники самофинансирования и формирование единого мультипликатора для самофинансирования высокотехнологичной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF SELF-FINANCING FOR HIGH-TECH PRODUCTS ON A TECHNOLOGY PLATFORM

In modern conditions, enterprises in high-tech industries are striving to increase the commercialization of their products. This is possible by bringing to market innovative products that are in demand. It is necessary to revise the principles of organizing the activities of enterprises in high-tech industries and a transition to the concept of combining budget and commercial R&D, which involves the expansion of their independent entry into the market of commercial orders. Moreover, their volume has great market potential and can be increased by traditional marketing methods. The model of financing the full life cycle of high-tech products on a credit basis is that through a pricing mechanism, not only the partner's expenses are reimbursed, but also additional payments are made, aimed at increasing the return on investment of partners in the recycling stage of high-tech products. At the same time, the target principle of pricing is used, reflecting the predetermined costs for the life cycle stage and a fixed part of the additional payment, which motivates the partner to upgrade the product to a more modern one. The article discusses the issues of commercialization of high-tech products, reveals the sources of self-financing and the formation of a single multiplier for self-financing of high-tech products.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ САМОФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЕ»

Источники самофинансирования высокотехнологичной продукции на технологической платформе

Семенов Алексей Иванович,

соискатель, кафедра теории менеджмента и бизнес-технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» E-mail: semenov@vniiftri.ru

В современных условиях предприятия высокотехнологичных отраслей стремятся увеличивать коммерциализацию своей продукции. Это возможно за счет вывода на рынок пользующейся спросом инновационной продукции. Требуется пересмотр принципов организации деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей и переход к концепции сочетания бюджетных и коммерческих НИОКР, предполагающую расширение самостоятельного их выхода на рынок коммерческих заказов. При этом их объем, имеет большой рыночный потенциал и может быть увеличен традиционными маркетинговыми методами. Модель финансирования полного жизненного цикла высокотехнологичных изделий на кредитной основе заключается в том, что посредством механизма ценообразования не только возмещаются расходы партнера, но также происходит дополнительная оплата, направленная на повышение окупаемости инвестиций партнеров в стадии утилизации высокотехнологичной продукции. При этом используется целевой принцип формирования цен, отражающий заранее определенные расходы на стадию жизненного цикла и фиксированную часть дополнительной оплаты, мотивирующую партнера обновлять продукцию на более современную.

В статье рассматриваются вопросы коммерциализации высокотехнологичной продукции, раскрываются источники самофинансирования и формирование единого мультипликатора для самофинансирования высокотехнологичной продукции.

Ключевые слова: самофинансирование, высокотехнологичная продукция, мультипликатор, жизненный цикл продукции.

В современных условиях предприятия высокотехнологичных отраслей стремятся увеличивать коммерциализацию своей продукции. Это возможно за счет вывода на рынок пользующейся спросом инновационной продукции.

В настоящее время средства, имеющиеся в распоряжении организаций, как правило, находятся на различных счетах и используются для различных целей (Таблица 1).

Каждый счет отражает движение денежных средств, при этом казначейство и уполномоченные банки контролируют потоки бюджетных средств при исполнении госконтрактов. Поскольку авансовые платежи из бюджета зачастую покрывают не все затраты по госконтракту, то организации вынуждены софинансировать их исполнение за счет собственных и заемных средств с последующим возмещением фактически понесенных расходов из поступающих средств госбюджета в рамках произведения окончательных расчетов за выполненные работы.

Таблица 1. Средства организации и цели их использования

№ п/п Название Цели использования средств

1 Расчетный счет Для расчетов с контрагентами по коммерческой деятельности, а также с государственными организациями (налоговые и таможенные органы, т.п.).

2 Лицевой счет в казначействе Для расчетов по государственным контрактам, субсидиям и НИОКР.

3 Отдельные счета в уполномоченных банках Для расчетов по НИОКР в рамках го-соборонзаказа

Источник: разработано автором

Таким образом, образуется разрыв между расходами по госконтрактам и оплатой, поступающей от заказчиков. Следовательно, часть собственных и заемных средств организации идет на софинан-сирование потребности в оборотных средствах по госконтрактам.

Вместе с тем, по результатам выполнения работ (НИОКР) на счетах в казначействе и в уполномоченных банках может аккумулироваться свободный остаток средств (в части прибыли), который образуется следующим образом (Рисунок 1).

Коммерциализация охватывает два типа заказчиков высокотехнологичной продукции:

Группа 1 «Бюджетные заказчики» - Министерство обороны РФ в рамках гособоронза-каза, отраслевые министерства и ведомства,

сз о

со £

m Р

сг

от А

некоммерческие государственные научные организации и федеральные фонды. Сфера действия этих участников определяется целями го-

сударственного управления, обеспечения оборонных целей, а также поддержки национальной науки.

в

Поступление аванса по госконтрактам на лицевые счета в УФК и отдельные счета в уполномоченных банках

+

Поступление денежных средств за выполненные госконтракты

Свободный

остаток денежных средств

Рис. 1. Формирование свободного остатка средств организации

Источник: разработано автором

Для этой группы заказчиков характерно финансирование из средств федерального бюджета по различным каналам: сметное финансирование головного ведомства; финансирование по линии федеральных целевых научно-исследовательских программ; финансирование на конкурсной основе, проводимое федеральными фондами: РФФИ, РГНФ и пр.

В полном жизненном цикле высокотехнологичной продукции группа бюджетных заказчиков финансирует, преимущественно крупные комплексные НИР фундаментального и прикладного характера по наиболее актуальным научным проблемам с заданным (ограниченным) объемом финансирования, жесткими правилами целевого расходования средств, а также ограниченным числом потенциальных заказчиков. Роль данной группы заключается в том, что она обеспечивает поддержание минимума ежегодных работ, входящих в тематический план организации, необходимого для фиксированной части оплаты труда - окладов сотрудников, минимального покрытия накладных расходов и материальных затрат.

Группа 2 «Коммерческие заказчики» - хозяйствующие организации, открывающие финансовые перспективы развития в полном жизненном цикле высокотехнологичной продукции стадии малых и средних НИОКР, эксплуатации и вывода из эксплуатации (утилизации). Потенциальная емкость рынка коммерческих заказчиков значительна, границы диапазона цен подвижны, при одновременном разнообразии направлений деятельности.

Группы заказчиков отражают две основные стратегии развития: консервативная стратегия опирается на государственную поддержку основных направлений деятельности, перспективная стратегия опирается на поиск возможностей расширения коммерческого использования результатов создания, производства и эксплуатации высокотехнологичной продукции.

Организация технологической платформы предоставляет эффективный способ взаимодействия организаций в предметной области и способна задать систему мотивов и целей поиска новых заказчиков, объединения ресурсов участников, формирования договорных цен и качественного, своевременного выполнения договорных работ на всех стадиях жизненного цикла высокотехнологичной продукции. Для реализации названных принципов

требуется найти источники самофинансирования создания высокотехнологичной продукции.

Такими источниками могут быть (Рисунок 2):

1) средства госбюджета на лицевом счете в казначействе, полученные в рамках исполнения государственных контрактов, в том числе свободный остаток денежных средств после исполнения госконтрактов;

2) средства на расчетном счете, полученные из госбюджета по оплате расходов по госконтрактам, а также средства от организаций-заказчиков, полученные в виде оплаты прочих работ (услуг);

3) средства госбюджета на отдельных счетах в уполномоченных банках, полученные по оплате работ в рамках реализации ГОЗ, в том числе свободный остаток денежных средств после исполнения ГОЗ.

Свободный остаток денежных средств, аккумулированный для развития, может стать мультипликатором коммерциализации высокотехнологичной продукции (далее - мультипликатор), выражающимся в привлечении дополнительных финансовых средств.

Мультипликатор представляет собой организационно-экономическую систему, которая позволяет увеличить количество проводимых и реализуемых исследований посредством инвестирования в относительно небольшие НИОКР, в основном прикладного характера одной предметной области, при участии соисполнителей.

Формируется централизованный механизм перераспределения финансовых ресурсов перспективного направления деятельности между ее партнерами суть которого заключается в том, что средства мультипликатора служат источником возмещения дополнительных расходов партнеров на стадиях применения (эксплуатации) и утилизации высокотехнологичной продукции, учтенных в цене высокотехнологичного продукта.

Это означает реализацию в договорных отношениях участников трех основных моделей ценообразования, обеспечивающих финансирование жизненного цикла: прямое (безвозмездное) финансирование, на возвратной основе и на кредитной основе.

Прямое финансирование участников, участвующих в полном жизненном цикле высокотехнологичной продукции целесообразно использовать в ценообразовании посредством учета в цене текущих расходов соисполнителя. При этом исполь-

зуется целевой принцип формирования цен, отражающий нормативный характер текущих расходов соисполнителя. Такая модель применима, в первую очередь, на начальных стадиях коммерциали-

зации, когда партнерам требуются дополнительные оборотные средства, определяющие первоочередное значение масштаба распространения высокотехнологичного продукта.

Рис. 2. Источники самофинансирования создания высокотехнологичной продукции Источник: разработано автором

Финансирование полного жизненного цикла высокотехнологичных изделий на возвратной основе заключается возмещении в цене дополнительных объем работ и, соответственно, расходов партнера по освоению новых рынков сбыта, расширению круга коммерческих заказчиков, наращивание производственных мощностей и др. При этом используется затратный принцип формирования цен, когда стоимость дополнительного объема работ точно не определена. Данная модель применима для поддержания стабильного функционирования стадии серийного применения высокотехнологичного продукта.

Модель финансирования полного жизненного цикла высокотехнологичных изделий на кредитной основе заключается в том, что посредством механизма ценообразования не только возмещаются расходы партнера, но также происходит дополнительная оплата, направленная на повышение окупаемости инвестиций партнеров в стадии утилизации высокотехнологичной продукции. При этом используется целевой принцип формирования цен, отражающий заранее определенные расходы на стадию жизненного цикла и фиксированную часть дополнительной оплаты, мотивирующую партнера обновлять продукцию на более современную.

Схематически модель мультипликатора самофинансирования высокотехнологичной продукции можно представить в следующем виде (Рисунок 3).

Практика показывает, что бюджетное финансирование составляет в среднем до 80% объемов, обеспечивающих безубыточное функционирование организации. Сохранение такого подхода на длительный период времени ставит развитие организации в зависимость от размеров бюджетного финансирования, что не позволит в полной мере соответствовать решению задач нового технологического уклада. Связано это с тем, что сложившийся механизм финансирования, базирующийся преимущественно на бюджетных ассигнованиях, снижает рост потенциала коммерциализации высокотехнологичной продукции.

Требуется пересмотр принципов организации деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей и переход к концепции сочетания бюджетных и коммерческих НИОКР, предполагающую расширение самостоятельного их выхода на рынок коммерческих заказов. При этом их объем, имеет большой рыночный потенциал и может быть увеличен традиционными маркетинговыми методами.

сз о со от гп Р от

от А ш

Нераспределенная прибыль от проекта

<D* <D

4D*

инансирование этапов жизненного цикла последующих проектов

Привлечение средств госбюджета на условиях софинансирования (принцип ГЧП)

инансирование за счет средств госбюджета создания новых перспективных высокотехнологичных продуктов по приоритетным предметным областям

Средства на расчетном счете

Нераспределенная прибыль прошлых периодов

Д1 Д2 Д3 Д4 Д5 Д7

Форсайт-исследование (поисковые напра влен ия на 10 л ет) Стратегический прогноз' ' ' ' ' '"'--..^ (на 3 года) Перспективный план \ коммерциализации (на 3 года) План НИОКР (на 1 год) План мелкосерийного производства (на 1 год) План реализации и сопровождения План вывода из эксплуатации

Финансирование этапов жизненного цикла проекта

х областей -средств измерения и сценарии

Темплан инициативы

Годовой план инициативных НИОКР, оценивает результаты работы и утвердждает смету финансирования

производства и бизнес-план инициативного проекта

х областях -

участия ГНЦ

измерении

Проектный офис инициативного высокотехнологичного продукта

Рис. 3. Модель мультипликатора самофинансирования высокотехнологичной продукции

О©

Литература

1. Онищенко Е.В., Гордиенко С.В. Трансформация понятия «технологическая платформа» в контексте тенденций инновационного развития мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 3. -С. 1449-1466. - doi: 10.18334/vinec.10.3.110691.

2. Смирнов, Е.Н. Глобальные цифровые платформы как фактор трансформации мировых рынков // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 1. - С. 13-24. - doi: 10.18334/vinec.10.1.100699.

3. Урасова, А.А., Баландин, Е.Д., Баландин, Д.А. Ключевые направления использования цифровых технологий и отраслевых платформ в экономике регионов Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. -2020. - Том 10. - № 3. - С. 1571-1580. - doi: 10.18334/vinec.10.3.110364.

4. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Киселева Е.В. Цифровые платформы как инструмент и условие конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг // Экономические отношения. - 2019. - Том 9. - № 2. -С. 443-454. - doi: 10.18334/eo.9.2.40608.

SOURCES OF SELF-FINANCING FOR HIGH-TECH PRODUCTS ON A TECHNOLOGY PLATFORM

Semyonov A.I.

PRUE G.V. Plekhanov

In modern conditions, enterprises in high-tech industries are striving to increase the commercialization of their products. This is possible by bringing to market innovative products that are in demand. It is necessary to revise the principles of organizing the activities of enterprises in high-tech industries and a transition to the concept of combining budget and commercial R&D, which involves the expansion of their independent entry into the market of commercial

orders. Moreover, their volume has great market potential and can be increased by traditional marketing methods. The model of financing the full life cycle of high-tech products on a credit basis is that through a pricing mechanism, not only the partner's expenses are reimbursed, but also additional payments are made, aimed at increasing the return on investment of partners in the recycling stage of high-tech products. At the same time, the target principle of pricing is used, reflecting the predetermined costs for the life cycle stage and a fixed part of the additional payment, which motivates the partner to upgrade the product to a more modern one. The article discusses the issues of commercialization of high-tech products, reveals the sources of self-financing and the formation of a single multiplier for self-financing of high-tech products.

Keywords: self-financing, high-tech products, multiplier, product life cycle.

References

1. Onishchenko E.V., Gordienko S.V. Transformation of the concept of "technological platform" in the context of trends in the innovative development of the world economy // Issues of innovative economics. - 2020. - Volume 10. - No. 3. - P. 14491466. - doi: 10.18334 / vinec.10.3.110691.

2. Smirnov, E.N. Global digital platforms as a factor in the transformation of world markets // Issues of innovative economics. -2020. - Volume 10. - No. 1. - P. 13-24. - doi: 10.18334 / vi-nec.10.1.100699.

3. Urasova, A.A., Balandin, E.D., Balandin, D.A. Key directions of using digital technologies and industry platforms in the economy of the regions of the Russian Federation // Issues of innovative economics. - 2020. - Volume 10. - No. 3. - S. 1571-1580. -doi: 10.18334 / vinec.10.3.110364.

4. Zavyalov D.V., Zavyalova N.B., Kiseleva E.V. Digital platforms as a tool and condition for the country's competitiveness in the world market of goods and services // Economic relations. -2019. - Volume 9. - No. 2. - P. 443-454. - doi: 10.18334 / eo.9.2.40608.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.