Научная статья на тему 'ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ БЫСТРО МЕНЯЮЩИЕСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ'

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ БЫСТРО МЕНЯЮЩИЕСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страхование / страховой рынок / ценообразование / тарификация / андеррайтер­ ский цикл. / insurance / insurance market / pricing / insurance rates / underwriting cycle.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азимов Рустам Садыкович

Статья посвящена изучению проблем ценообразования в страховании в условиях быстро меня­ ющейся внешней среды, которая обусловлена изменением частоты и тяжести производственных рисков, а также характера предпринимательских рисков в результате усложнения логистических цепочек перевозки товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING OF INSURANCE SERVICES IN CONDITIONS OF RAPIDLY CHANGING EXTERNAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the study of pricing problems in insurance in conditions of rapidly changing external environment due to a change in the frequency and severity of production risks, as well the business risks nature in result of logistic chains complication for the goods transportation.

Текст научной работы на тему «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ БЫСТРО МЕНЯЮЩИЕСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

Азимов Рустам Садыкович,

генеральный директор АО КЭИС "Узбекинвест", кандидат экономических наук

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ БЫСТРО МЕНЯЮЩИЕСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

УДК: 368

АЗИМОВ Р.С. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ БЫСТРО МЕНЯЮЩИЕСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Статья посвящена изучению проблем ценообразования в страховании в условиях быстро меняющейся внешней среды, которая обусловлена изменением частоты и тяжести производственных рисков, а также характера предпринимательских рисков в результате усложнения логистических цепочек перевозки товаров.

Ключевые слова: страхование, страховой рынок, ценообразование, тарификация, андеррайтер-ский цикл.

АЗИМОВ Р.С. ТАШЦИ МУХИТ ТЕЗ УЗГАРИШИ ШАРОИТЛАРИДА СУГУРТА ХИЗМАТЛАРИ НАРХИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ

Мак,ола ишлаб чик,ариш хатарларининг узгаришининг тезлиги ва оFирлиги билан боFлик1 булган, ташк,и мух,ит шароитларида суFурта хизматлари нархини белгилашдаги, шунингдек товарларни ташиш занжиридаги логистиканинг мураккаблашиши сабабли тадбиркорлик хатарларининг табиатини ва у билан боFл и к сугурта хизматларини бах,олаш муаммоларини урганишга баFишланган.

Калит сузлар: сугурта, сугурта бозори, нархни белгилаш, тарифлаш, андеррайтерлик цикли.

AZIMOV R.S. PRICING OF INSURANCE SERVICES IN CONDITIONS OF RAPIDLY CHANGING EXTERNAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the study of pricing problems in insurance in conditions of rapidly changing external environment due to a change in the frequency and severity of production risks, as well the business risks nature in result of logistic chains complication for the goods transportation.

Key words: insurance, insurance market, pricing, insurance rates, underwriting cycle.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)

Введение.

Вопросы ценообразования страховых услуг, связанные со страховым обеспечением социально-экономических проектов, которые реализуются сегодня в Республике Узбекистан, предъявляют страховщикам новые требования. Это объясняется тем, что тарификация страховых услуг находится в непосредственной взаимосвязи с проблемами обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний. Согласно исследованиям рейтингового агентства A.M. Best, проведенных на основе данных страховых компаний США и Канады за период 1969-2010 гг., основными причинами банкротства страховых компаний явились недостаточность резерва убытков (в 34% случаев) и быстрый рост (в 22% случаях) этих компаний [1]. Отметим, что эти обе причины являются, в основном, результатами неадекватного ценообразования.

Постановка научной проблемы:

Ценообразование страховых услуг занимает важнее место в деятельности страховых компаний, так как экономические обоснованные тарифные ставки являются гарантиями обеспечения их финансовой устойчивости и платежеспособности наряду со сформированными страховыми резервами, собственными средствами, также наличием механизма перестрахования. Оно и понятно: если высокие цены приведут к уходу части клиентов к другим страховщикам, то низкие цены при стечении неблагоприятных ситуаций могут не обеспечивать выполнения страховщиком своих обязательств перед страхователями.

Проблемами ценообразования в страховании занимались многие исследователи, в числе которых мы выделили работы Ш.Акермана [1], Дж.Гарда и О.Эяла [2], М.Давида [3], Дж. Вернера и С.Модлина [4], Т.Ломакиной [7] и других. В выше-перечисленых работах исследованны многие факторы воздействующие на ценообразование страхования, включая оценку рисков, так и андеррай-терские расходы.

Тем не менее, исследование проблем ценообразования в страховании в условиях быстро меняющейся внешней среды имеют много аспектов научного и методологически-прикладного характера, что и привлекает к их изучению новых исследователей. Проблемы, связанные с частым изменением производственных рисков, а также

характера предпринимательских рисков в результате усложнения логистических цепочек перевозки товаров, воздействия многих макроэкономических, валютных и финансовых переменных - увеличивает количество неизвестных факторов. Вместе с тем, рост значимости сектора страхования, как важнейшего элемента социальной защиты и социально-экономической стабильности обуславливает необходимость разработки новых научных и методических подходов к вопросам ценообразования в страховой сфере, что и стимулирует повышение к этим вопросам научного интереса.

В частности, говоря о ценообразовании в страховании речь идет о меновой стоимости оказываемых страховых услуг. Но услуги, как и всякий товар имеют как меновую, так и потребительскую стоимость. Раскрытие потребительской стоимости страховых услуг даёт возможность изучать вопросы ценообразования под таким углом зрения, которые охватывают не только позиции, так называемой, классической экономики, рассматривающие стоимость как совокупность затрат живого и овеществленного труда. Немаловажное значение в ценовой и маркетинговой политике страховых компаний имеет значение учет позиций теории маржинализма, рассматривающих цену, как результат спроса на эти услуги, с точки зрения их редкости и способности удовлетворят те или иные потребности.

Вот почему научные исследования сектора страхования, как важнейшего элемента социальной защиты и социально-экономической стабильности, фактора обеспечивающего покрытия рисков в развитии инновационной экономики, - в качестве основного элемента потребительской стоимости, создаваемого этим сектором, должно иметь решающую роль как в ценообразовании в страховании, так и в продвижении продуктов этого сектора.

Методология исследования:

Методология изучения развития данного важнейшего направления страхования основывается на трудах вышеуказанных учёных-исследователей, а также утверждённых регуляторами РУз и РФ методических указаний по расчету страховых тарифов в отраслях страхования, и направлена на поиск решений вопросов улучшения механизма ценообразования, обеспечения сбалансирован-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)

ности страхового портфеля и повышения рентабельности страховой деятельности.

Анализ и основные результаты:

Теоретические вопросы ценообразование и андеррайтерский цикл.

Методы ценообразования в страховании основаны на вероятностно-статистических оценках затрат страховых операций с учетом нормативно-правовых ограничений, финансово-экономических условий с одной стороны, и научного прогресса в теории страхования, ценообразования, маркетинга и актуарной науки, с другой стороны. Согласно данным Бостонской консалтинговой группы, приблизительно у 75% страховых компаний ценообразование страховых услуг основано на затратах на риск (Cost-oriented pricing), 15% страховщиков применяют так называемое "конкурентное ценообразование" (Competitive pricing), а 10% страховщиков используют методы, ориентированные на клиентов (Customer-oriented pricing) [2].

При ценообразовании, основанном на затратах на риск, принятие риска страховой компанией сопровождается априорным анализом, который включает сегментацию ансамбля рисков в зависимости от влияющих факторов, так что каждая группа состоит из клиентов (страхователей) с аналогичным профилем риска и платит одинаковые разумные страховые премии. На этом этапе анализа актуарий стремится определить влияние наблюдаемых факторов или переменных застрахованного риска и наличие корреляции данных. Этот шаг позволяет определить основные элементы чистой страховой премии, полученной путем умножения условного ожидания частоты страховых исков на их ожидаемую денежную стоимость.

На последнем этапе процесса ценообразования оцениваются индивидуальные данные застрахованного объекта. Учет индивидуальных данных, другими словами, апостериорный компонент процесса ценообразования, позволяет достигнуть равновесия между премией, уплачиваемой страхователями, и риском, принимаемым страховой компанией [3].

Согласно общепринятой модели, расчет страховой премии основан на фундаментальном уравнении страхования [4]:

Премия = убытки + расходы урегулирования убытков + андеррайтинговые расходы + андеррайтерская прибыль

Процесс тарификации базируется на оценке составных частей данного фундаментального уравнения.

На основе данного уравнения предлагается следующая формула для расчета премии:

р={Ь + Еь) + Ер (1-7-0 '

где, Р - премия; L - ожидаемые суммарные убытки; - ожидаемые суммарные расходы на урегулирование убытков; ЕР - величина фиксированных андеррайтинговых расходов, задаваемая в денежных единицах; V- переменные андеррайтинговые расходы, задаваемые в процентах от премии; Q - целевой уровень андеррайтинговой прибыли в процентах от премии.

Процесс ценообразовании в страховании также должен учитывать наличие андеррайтерского цикла (рис. 1), в результате которого рентабельность страховой деятельности подвержена циклическим изменениям.

Рост андеррайтерской прибыли привлекает на рынок новых игроков. Темп роста предложения страховых услуг со стороны страховых компаний начинает превышать спрос и приводит к снижению страховых премий. В результате падает рентабельность страхования, увеличивается убыточность, снижается финансовая устойчивость компаний. Все это приводит к снижению плановых (целевых) объемов бизнеса и уходу части компаний со страхового рынка. Падение предложения порождает увеличение спроса и со временем превышение его над предложением. Премии в данном случае увеличивается и рентабельность восстанавливается, что означает начало нового цикла.

Ценообразование страховых услуг в Узбекистане.

Методологической основой тарификации страховых услуг в Республике Узбекистан являются «Методические указания по расчету страховых тарифов в отрасли общего страхования и страхования жизни», утвержденных Министерством

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)

Рис. 1. Андеррайтерский цикл1.

финансов Республики Узбекистан от 30.11.2007 г. №СБ16-02-32/415 [5].

Методика расчета тарифных ставок, представленная в данных методических указаниях, предполагает наличие ряда статистических показателей риска: частоты ущерба, тяжести ущерба, убыточности страховой суммы, с помощью которых оценивается вероятность наступления страхового события и величина возможного убытка при реализации страхового события.

Отметим, что предложенная методика расчета тарифных ставок в общем страховании основана на законе больших чисел и центральной предельной теоремы и это ограничивает ее применение в практике. Действительно, применение данных вероятностно-статистических законов требует выполнения условия массовости страхуемых рисков. Поэтому, в методике расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утвержденной Распоряжением Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью №02-03-36 от 08.07.1993 г., которая

1 Разработка автора.

широко использована при подготовке вышеназванной отечественной методики расчета тарифных ставок, делается акцент на массовость [6]. Отметим, что под массовыми рисковыми видами страхования понимаются виды страхования, предположительно охватывающие значительное число субъектов страхования и страховых рисков, характеризующихся однородностью объектов страхования и незначительным разбросом в размерах страховых сумм.

Существующая методика не подходит для расчета тарифных ставок в страховании от катастрофических рисков. Катастрофические риски характеризуются низкой частотой страховых событий и крупными финансовыми убытками при наступлении страховых событий. Количество объектов для таких видов страхования ограничено, а разброс страховых сумм велик. К таким видам страхования можно отнести и страхование на случай природных катастроф, возможный ущерб от которых весьма значителен, в следствии кумуляции мелких ущербов, причиненных одним страховым случаем.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)

БАНКЛАР ВА МОЛИЯ БОЗОРИ / БАНКИ И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

15

Рис. 2. Коэффициент убыточности в разрезе основных линий бизнеса в отрасли общего

страхования.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

71%

34% 29%

2016 2017 2018

- Страхование имушества Страхование финансовых рисков-Комбинированные риски <

2019 2020 средн.

■ Личное страхование Страхование ответственности ► все виды

При расчете тарифных ставок в страховании редких и крупных событий необходимо использовать не среднюю, а правдоподобную стоимость риска и использовать методы, основанные на экспертных оценках.

Предлагаемая методика также не применима для новых видов страхования, т.е., для новых рисков, так как характеристики нового риска в страховом портфеле существенно отличаются от общих (средних) характеристик типичного риска. В то время как использование индивидуальных рисковых характеристик самого объекта страхования при расчете страхового тарифа по новым видам страхования могут снизить андеррайтер-ский риск.

Так как характеристики новых рисков для страховой компании в недостаточной степени известны, она не сможет своевременно скорректировать страховой тариф в случае, если он оказался недостаточным. Данная проблема останется актуальной для страховой компании и в дальнейшем, если она планирует расширить портфель договоров страхования.

Применение предлагаемого подхода считаем оправданным в случае нового расширяющегося портфеля страховой организации, так как глав-

ное его преимущество - уменьшение неопределенности риска, возникающей в связи с неоднородностью и постоянным расширением объема страхового портфеля. После стабилизации страхового портфеля возможно применение действующей методики.

В действующей методике расчета тарифных ставок не отражены вопросы учета изменений в характеристиках оцениваемых страховых рисков, так как она оперирует средними величинами за предыдущие периоды работы страховой компании. Поэтому представляется важным усовершенствование методики расчета тарифных ставок, основанных на передовых знаниях по теории страхования, актуарной науки и прикладных программных продуктов по статистическому анализу данных. Данный вопрос является весьма актуальным в условиях изменения характера и масштабов социально-экономических процессов, расширения воспроизводства товаров и услуг.

Еще одной проблемой данной методики является то, что она построена на предположении о том, что страховой портфель, для которого рассчитывается тарифная ставка, является однородным, что сужает границы ее применения. Как отмечает Т.П. Ломакина «... даже при проведении одного

ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)

Рис. 3. Временные ряды премий, страховых сумм и страховых выплат по ОСАГО относительно

показателя 2016 г. (показатели 2016 года приняты за единицу).

вида страхования по унифицированным условиям, страховщик не может сформировать однородную страховую совокупность, поскольку не существуют объекты, имеющие одинаковые рисковые признаки» [7]. Рассчитать и применять такое множество тарифов экономически невыгодно и невозможно из-за отсутствия необходимых статистических данных по каждой группе. Поэтому каждому страховщику при тарификации какого-либо страхового продукта приходится искать компромисс между степенью однородности объектов в группе и числом групп.

Дополнительным ограничением служат собственные возможности страховых компаний по сбору и обработке необходимых данных.

Анализ коэффициента убыточности в разрезе основных линий страхового бизнеса в отрасли общего страхования за период 2016-2020 гг. показывает, что хотя и наблюдается тенденция его роста, он еще находится на достаточно низком уровне (см.рис. 2): за этот период коэффициент убыточности для отрасли общего страхования варьировался от 7.2% до 24,6%. Для сравнения отметим, что в странах Евросоюза коэффи-

циент убыточности в 2020 году варьировался от 36,6% (Румыния) до 76,0% (Исландия) [8].

При снижении коэффициента убыточности увеличивается чистая прибыль страховщика. Но имеется вторая сторона медали: искусственное снижение убыточности за счет отказа от выплаты страхового возмещения под разными предлогами способствует усилению недоверия населения и хозяйствующих субъектов к механизму страхования. При этом, не надо забывать о том, что страхование есть элемент системы социальной защиты.

Анализ показателей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГОВТС) за период 20162020 г.г. показывает целесообразность пересмотра тарифных ставок (см. рис. 3.). Действительно, если за период 2016-2020 г.г. суммарные обязательства страховщиков по данному виду страхования выросли 6 раз, то поступление премий всего в 1,6 раз без учета уровня инфляции. Это в свою очередь привело к росту страховых возмещений в 7 раз за данный период.

В результате убыточность по ОСГОВТС увеличилась с 15,4% в 2016 г. до 62,2% в 2021 г. А в г. Ташкент уровень выплат по ОСАГО составил 115,2%.

ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)

Отметим также, что если доля ОСГОВТС на страховом рынке в 2016 году составляла 17,2%, то по итогам 2021 года - всего 6,0%, то ОСГОВТС превращается из драйвера роста рынка в источник проблем страховых компаний.

Причиной всего этого является то, что при установлении цены полиса по ОСГОВТС не учитывался фактор инфляции, не принимались в расчет изменение цен на запасные части, повышение стоимости услуг по ремонту транспортных средств и т.п.

Опыт работы страховой компании "Узбекин-вест" (и некоторых других страховых компаний Узбекистана) в сфере медицинского страхования также подтверждает важность правильной организации процесса ценообразования. В июле 2020 года компания начала предлагать потребителям страховых услуг новый страховой продукт "Страхование от заболевания коронавирусом - COVID 19». За четыре месяца (с июль 2020 г. по октябрь 2020 г.) была собрана страховая премия в объеме 4 631,24 млн. сум. Из-за резкого роста убыточности в ноябре 2020 года Страховым комитетом Компании было принято решение об остановке реализации данного продукта и в течение 2020-2021 гг. по нему выплачены страховые возмещения на сумму 19 242,75 млн. сум и убыточность составила 415,5%.

По нашему мнению, данное обстоятельство при разработке и при реализации данного продукта явилось то, что нами не был учтен фактор антиселекции, который присуще медицинскому страхованию. Назначение базовой ставки по данному продукту в размере 0,7% было основной ошибкой при реализации данного продукта. Этим был нарушен основной принцип страхования - принцип эквивалентности, который выражает условие безубыточности страховой деятельности.

В условиях быстроменяющиеся среды ведения страхового бизнеса, которая обусловлена изменением частотности и тяжести производственных рисков в результате изменения климата, а также характера предпринимательских рисков, обусловленных глобализацией мировой экономики и усложнением цепочек предоставления товаров и услуг, актуальность ценообразование в страховании еще возрастает. Если, с одной стороны, технический прогресс в сфере информационных технологий, цифровизации эко-

номики открывает огромные перспективы в качестве дополнения к суждениям людей о страховании, то, с другой стороны, предоставленная страхователям возможность мгновенного сравнения цен ухудшает клиентскую базу страховой компании, так как клиенты часто выбирают товары (услуги) с минимальной ценой.

Для эффективного взаимодействия с этими тенденциями и борьбы с ними требуются новые инновационные подходы к процессу ценообразования. Страховщики должны эффективно адаптироваться к новым технологическим, рыночным и потребительским реалиям, если они хотят сохранить конкурентное преимущество в страховой отрасли, так как:

• Повышается прозрачность цены и стоимости. Цифровизация страховой деятельности предоставляет потребителям страховых услуг возможность сравнивать сотни страховых продуктов по цене, стоимости и преимуществам. Эти сайты также обучают потребителей тому, как более эффективно согласовывать выбор продукта с их уникальными потребностями и готовностью платить, равно как и страховые брокеры.

• Потребители более информированы и искушены. По мере того, как цены стали более прозрачными, потребители все больше открываются для новых предложений, основанных на различных переменных, таких как безопасность, мобильность и различные типы покрытия, и эти предложения требуют новых, динамических структур ценообразования.

• Усиливается контроль органами страховых надзоров. Новые правила, в том числе Solvency II, требуют, чтобы страховщики поддерживали более высокий уровень капитала без снижения общей доходности, и для этого страховщики должны либо снизить затраты, либо повысить цены.

• На рынке появляются новые финансовые продукты (например, страховые экосистемы) и новые технологии (например, insurtech). Отрасль страхования диверсифицируется: электронная коммерция, банко-страхование, розничные торговцы и другие нетрадиционные игроки предлагают новые инновационные бизнес-модели и продукты.

• Новые революционные технологии открывают новые модели ценообразования. Большие данные, Машинное обучение и инструменты при-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)

кладного анализа данных дают страховым компаниям расширенные и широкие возможности для разработки моделей ценообразования на основе использования и других инновационных моделей; извлекать данные из новых внешних источников и более точно оценивать риск или готовность потребителей платить, покупать или отказываться от услуг.

• Большинство действующих и потенциальных клиентов страхового рынка не знают и не пользуются потребительской стоимостью, создаваемой рынком страховых услуг. Именно поэтому в вопросах продвижения продуктов сектора страховых услуг и их маркетинговой стратегии имеются нерешенные вопросы, что тормозит развитие сектора в целом. Недостатки же развития сектора сказываются на недостаточном охвате рисков перехода на инновационную экономику, и удешевление расходов при наступлении рисков в социальной сфере (например, в здравоохранении).

• Программы повышения финансовой грамотности предпринимателей и населения очень слабо либо совсем не охватывают вопросы грамотности в области страхования возможных рисков как в принятии инновационных решений, так и в социальной области.

Страховщики, которые не осознают эти факторы и не в состоянии разработать и принять новые модели ценообразования, в конечном итоге будут в проигрыше. Эти страховщики быстро потеряют свои конкурентные преимущества на рынке перед конкурентами, которые лучше понимают, что движет потребностями их клиентов и их готовностью платить, и, как таковые, могут разрабатывать более привлекательные предложения по более низким ценам.

Кроме того, те страховщики, которые продолжают полагаться исключительно на традиционные методы ценообразования в конечном итоге получат несбалансированный портфель с более рискованными и менее прибыльными договорами страхования, что снижает рентабельность их страховой деятельности и, в результате, их рыночной доли.

Выводы:

В условиях высокой конкуренции на рынке страхования требуются новые подходы к процессу ценообразования. Страховщики должны эффективно адаптироваться к новым технологи-

ческим, рыночным и потребительским реалиям, если они хотят сохранить конкурентное преимущество в страховой отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать следующие рекомендации:

1. При формировании ценовой политики страховых компаний важно учитывать не только риски, связанные со страхованием и андеррайтин-говые расходы, но и потребительскую стоимость оказываемых услуг.

2. Всемерное использование достижений информационных технологий решит многие вопросы оптимизации ценообразования в секторе. Так, цифровизация страховой деятельности предоставляет потребителям страховых услуг возможность сравнить сотни страховых продуктов по их стоимости и качеству, в результате чего они становятся более информированными. Новые революционные технологии открывают новые модели ценообразования. Большие данные, машинное обучение и инструменты прикладного анализа данных дают страховым компаниям расширенные и широкие возможности для разработки моделей ценообразования на основе использования, в том числе, других инновационных моделей; извлекать данные из новых внешних источников и более точно оценивать риск или готовность потребителей платить, покупать или отказываться от услуг.

3. Маркетинговые стратегии страховых компаний должны в большей степени ориентировать потребителей своих услуг на понимание тех выгод, которые даёт им страхование, и раскрывать зависимость цены страхования и потребительских ценностей, которые получают страхуемые.

4. Необходимы разработка специальных учебных программ, направленных на повышение финансовой грамотности предпринимателей и населения по вопросам услуг рынка страхования, а также дальнейшие исследования и проекты по развитию государственно частного партнерства по реализации этих учебных программ.

Страховщики, которые продолжают полагаться исключительно на традиционные методы ценообразования в конечном итоге получат несбалансированный портфель с более рискованными и менее прибыльными договорами страхования, что снижает рентабельность страховой деятельности.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)

Литература:

1. Ackerman Sh. et all. Property/Casualty Insurance Company Insolvencies./ https://www.actuary. org/pdf/casualty/PC_Insurance_Company_Insolvencies_9_23_10.pdf

2. Gard, J.-C. and O. Eyal, 2012, The Six Steps to Pricing Power in Insurance, Technical Report, The Boston Consulting Group, Paris/London

3. M. David. A review of theoretical concepts and empirical literature of non-life insurance pricing. J. Procedia Economics and Finance. V.20, 2015, P. 157-162/ https://www.sciencedirect. com/~S221256711500060X

4. Werner G., Modlin C. Basic Ratemaking. Version 5, MAY 2016 Casualty Actuarial Society, P.64, https://www.casact.org/sites/default/files/old/ studynotes_werner_ modlin_ ratemaking.pdf.

5. Методические указания по расчету страховых тарифов в отрасли общего страхования и страхования жизни. Утверждены Министерством финансов Республики Узбекистан от 30.11.2007 г. №СБ16-02-32/415

6. Методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования (утв. распоряжением Росстрахнадзора от 08.07.1993 № 02-03-36) https:// docs.cntd.ru/document/9007827. Не применяются с 6 января 2020 года на основании указания Банка России от 26 декабря 2019 года N 5378-У

7. Ломакина, Т.П. Методологические и организационные основы страхования будущего урожая: дис. д-ра экон. наук: 08.00.10 / Т.П. Ломакина. - Волгоград, 2002.

8. Claims ratio for non-life insurance in Europe in 2020, by country. https://www.statista.com/ statistics/1268896/non-life-insurance-claims-ratio-country-europe

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.