22 (277) - 2012
Вопросы управления
УДК 368.01
АНДЕРРАЙТИНГ В СТРАХОВОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Н. Н. НИКУЛИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры страхования E-mail: nnniculina@yandex. ru
В. Н. ЯСЕНЕВ,
кандидат экономических наук, профессор, декан финансового факультета E-mail: Yasenev@fnf unn. ru Нижегородский государственный университет
имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет
В статье описываются сущность, цель и задачи андеррайтинга в страховом предпринимательстве, особенности андеррайтерной работы по управлению рисками, процесс андеррайтинга «страховщик -страхователь».
Ключевые слова: андеррайтер, андеррайтинг, андеррайтерская работа, андеррайтерная политика.
В Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2013 г.) проблемами страхования названы «недостаточное внимание страховых организаций к оценке рисков» и «принятие рисков на страхование, с учетом капитализации и платежеспособности страховых организаций, природы рисков, размера возможного ущерба». Эти проблемы возможно решить с помощью менеджмента андеррайтинга.
Цель менеджмента андеррайтинга - оптимальное использование всех видов ресурсов, которыми располагает страховщик; задачи - расширение ассортимента, повышение качества страховой
продукции, оптимизация расходов, повышение производительности труда в центрах финансовой ответственности и др.
Понятие андеррайтинга на современном этапе развития страхового рынка кардинальным образом меняется и, соответственно, меняется его роль в страховом предпринимательстве. Андеррайтинг -это основа принятия управленческих решений о возможности страхования потенциальных рисков. В крупных страховых организациях выделены специализированные подразделения, ответственные за выполнение и развитие таких бизнес-процессов, как: маркетинг, продажа страховых продуктов, андеррайтинг, урегулирование убытков и др. Процедура страхового предпринимательства - это совокупность последовательно выполняемых этапов отдельных бизнес-процессов, что представлено на рис. 1.
В теории страхового менеджмента сложилась терминология ключевых понятий, связанных с андеррайтингом (табл. 1).
Процесс андеррайтинга основывается на знании нормативно-правовой базы в области страхово-
I этап - маркетинг • Удовлетворение потребностей клиентов; • реализация задач: исследовательской, предпринимательской, стратегической
1
II этап - формирование ассортимента страховых продуктов • Простые программы; • корпоративные программы; • розничные программы; • партнерские программы
• Использование каналов продаж через: - агентов; - брокеров; - офисы и др.
III этап - продажа страховых продуктов
г
• Оценка риска; • принятие решения о его приеме (или отклонении); • согласование условий страхования
IV этап - андеррайтинг (метод управления рисками)
1
• Финансовый, бухгалтерский, управленческий учет; • расчет страховых резервов и их инвестирование; • контроль за поступлением страховых взносов; • организация контроля за объектами страхования и застрахованными лицами
V этап - сопровождение договора через центры финансовой ответственности
1
• Анализ заявления о страховом случае; • послестраховая экспертиза объекта страхования; • оформление акта осмотра и формирование взаимных требований; • решение о выплате или отказе в ней; • осуществление страховой выплаты
VI этап - урегулирование убытков через центры по урегулированию убытков
Рис. 1. Совокупность этапов последовательных бизнес-процессов в страховом предпринимательстве
Таблица 1
Ключевая терминология по андеррайтингу в страховом менеджменте
Термин Содержание термина
Андеррайтинг Процесс анализа рисков, принятие рисков на страхование (или перестрахование) или их отклонение; классификация, оценка страховых или нестраховых рисков; определение сроков, условий и размеров покрытия; расчет величины страховой премии
Андеррайтер Специалист, имеющий необходимые профессиональные знания, опыт и репутацию, достаточные для вынесения решения по принятию (или отклонению) рисков на страхование
Андеррайтерская политика Финансовые возможности страховщика платить по обязательствам; условия андеррайтинга; перечень объектов (рисков) с указанием лимитов убытков по ним, которые страховщик может принять (или отклонить)
Андеррайтинговый доход Разница между полученными страховыми премиями и издержками
Андеррайтинг стандартный (первичный, типовой) Выполняется силами продавцов; оценка стандартного риска по типовым процедурам и правилам; исходные документы: заявление-вопросник, опись имущества, иные документы, определенные андеррайтерской политикой
Андеррайтинг специализированный (индивидуальный) Выполняется квалифицированными андеррайтерами по нестандартным, индивидуальным рискам; критерии индивидуального андеррайтинга - это критерии рентабельности
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
Окончание табл. 1
Термин Содержание термина
Андеррайтинговая схема Упрощенная процедура андеррайтинга; наличие большой однородности застрахованных; участники схемы - работники одного предприятия, подверженные сходному влиянию профессиональных, географических, экономических факторов; страхователем выступает работодатель
Андеррайтерские заключения Принятие решения о страховании; акт осмотра объекта; предложения о других условиях страхования
Андеррайтерская служба Коллегиальный орган, включающий: главного андеррайтера, ведущих андеррайтеров по направлениям (дирекциям) страхования в центральном офисе и андеррайтеров по видам страхования в региональных структурных подразделениях (филиалах)
Андеррайтинговый результат Соотношение понесенных расходов, включая страховые выплаты, к заработанной нетто-премии
го дела, правил (существенных условий) страхования, основ построения тарифной политики и т. п. Принципы андеррайтинга следующие: объективность, креативность, преемственность, нацеленность на конечный финансовый результат. Место андеррайтинга в структуре бизнес-процессов страхового предпринимательства представлено на рис. 2.
Атрибутами объекта управления в менеджменте андеррайтинга выступают реинжиниринг и инжиниринг бизнес-процессов с позиции «риск-доходность». Андеррайтинг предполагает обеспечение заданных показателей убыточности как по видам страхования, так и по страховому портфелю в целом посредством селекции рисков, ранжирования существенных условий страхования и вариантов страхового покрытия. На рис. 3 представлены бизнес-операции андеррайтинга и их взаимосвязь.
Процесс андеррайтинга состоит из:
- оценки имущественного интереса, предлагаемого клиентом-страхователем на страхование;
- принятия решения о целесообразности страхования оцененного имущественного интереса;
- переговоров с конкретными заявителями (потенциальными страхователями);
Управление маркетингом
Управление
методологией
и развитием
Управление Управление
сервисным об- андеррайтин-
служиванием гом
клиента
Рис. 2. Место андеррайтинга в структуре бизнес-процессов страхования
- определения сроков, условий и размеров страхового покрытия;
- расчета размера премии (актуарных расчетов).
Риск выражается вероятностью получения таких нежелательных результатов, как потеря прибыли и возникновение убытков вследствие неплатежей за поставленную продукцию (услуги); сокращение ресурсной базы и т. д.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*
25
Разработка альтернативных вариантов сопровождения договоров страхования
Процедура подписания договора страхования
Измерение риска сводится к определению степени вероятности и размеров потенциального ущерба. На предприятиях, относящихся к разряду опасных производств, используются специальные методы оценки риска, основанные на разработке сценариев возникновения крупных аварий. В более простых производствах менеджеры проводят вероятностную оценку рисков, ранжируют ущербы по степени их вероятности и серьезности. Такой анализ позволяет разделить риски на группы:
- часто встречающиеся
ущербы, небольшие по размерам, не представляющие серьезной угрозы;
- ущербы менее частые, но более серьезные по размерам, наступление которых может вызвать серьезные финансовые трудности;
- катастрофические ущербы, отличающиеся малой вероятностью, но способные поставить под угрозу само существование предприятия. Оценка рисков позволяет решить вопрос о формах контроля за ними. Контроль за риском имеет две формы - физический контроль и финансовый.
Физический контроль означает использование различных способов, позволяющих снизить либо вероятность наступления ущерба, либо его размер. Меры физического контроля связаны с определенными затратами (закупка оборудования, оплата труда) и др. Финансовый контроль за риском заключается в поиске источников компенсации возможных ущербов в денежной форме. Финансирование риска может осуществляться через самострахование и страхование. Самострахование рассматривается либо как альтернатива к заключению договора страхования, либо как дополнение к нему. Собственные возможности компенсации ущерба на предприятии могут быть следующие:
- включение стоимости мелких ущербов в цену продукции или услуг;
- получение необходимых средств за счет продажи части активов;
Решение о принятии (или отказ) в страховании
Определение страхового тарифа по совокупному объекту, пакету рисков
Расчет страховой
премии в зависи-
/ мости от величины
риска
Выбор одного из вариантов страхового покрытия
Рис. 3. Составляющие бизнес-операций андеррайтинга
- создание специального резервного фонда;
- получение ссуды на покрытие ущерба и др.
Риск - величина непостоянная. Страховые организации постоянно следят за развитием риска, ведут статистический учет, анализ и обработку собранной информации. Исходя из полученной информации о возможности развития риска, делается вывод по оценке риска, проводится анализ всех рисковых обстоятельств, характеризующих параметры риска. По результатам оценки принимают те или иные решения: к какой рисковой группе следует отнести объект, какая тарифная ставка наилучшим образом соответствует данному риску. Средняя величина рисковых обстоятельств называется средней рисковой группой, она используется в качестве меры сравнения.
В страховой практике применяют различные способы для оценки риска, а именно:
индивидуальные оценки в отношении рисков, которые невозможно сопоставить со средним типом риска; страховщик делает произвольную оценку на основе своего профессионального опыта и субъективного взгляда; средние величины, предполагающие подразделение отдельных рисковых групп на подгруппы и создание аналитической базы для определения размера по рисковым признакам (например балансовая стоимость объекта страхования, суммарные производственные мощности, вид производственного цикла);
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
- способ процентов - совокупность скидок и надбавок (накидок) к имеющейся аналитической базе, зависящих от возможных положительных и отрицательных отклонений от среднего рискового типа; скидки и надбавки выражаются в процентах (иногда в промилле) от среднего рискового типа.
Андеррайтерская работа по уровням управления рисками. Система андеррайтинга включает два уровня: первичный и специализированный. Модель процесса стандартного (первичного) и индивидуального (специализированного) андеррайтинга в страховом предпринимательстве представлена на рис. 4.
Первичный андеррайтинг (типовой, стандартный) выполняется силами самих продавцов, оценка стандартного риска производится по типовым процедурам и правилам. Специализированный (индивидуальный) андеррайтинг осуществляется квалифицированными андеррайтерами по нестандартным (индивидуальным) рискам, исходя из финансовых результатов по виду страхования или страховому портфелю. Выполнение таких мер требует от андеррайтера специальных знаний, умения прогнозировать результат страхования; а соблюдение мер ограничивает продажи, и цель андеррайтинга вступает в противоречие с процессом продаж.
Противоречие между продавцами и андеррайтерами заключается в следующем. Во-первых, для обеспечения заданного объема продаж (главный критерий работы продавца) принимаются на страхование любые риски, что приводит к увеличению страховых выплат. Сосредоточение в одних руках продажи и андеррайтинга становится экономически небезопасным. Андеррайтер не допускает осуществлять продажи «любой ценой», обеспечивая рентабельность страхового портфеля. Во-вторых, переход к
системным продажам требует от продавца знаний особенностей процедуры андеррайтинга. В-третьих, продавцы по своему психологическому складу отличаются от андеррайтеров, так как в основе продаж лежат эмоциональные и интуитивные характеристики, а в основе андеррайтинга - логика, анализ, рациональность.
Индивидуальные риски, принимаемые на страхование, отличаются от средних рисков по виду страхования, для которых актуарии разрабатывали тарифное руководство. Для учета индивидуальных особенностей, принимаемых на страхование рисков, средний тариф увеличивают или уменьшают с помощью введения поправочных коэффициентов, учитывающих отклонения индивидуальных рисков от их средних значений. Поправочные коэффициенты позволяют учесть особенности принимаемых на страхование рисков, однако большое количество поправочных коэффициентов усложняет заключение договоров. Для массовых видов страхования количество поправочных коэффициентов обычно не превышает пяти-семи, для сложных (уникальных) видов страхования страховой тариф рассчитывается индивидуально.
Отбор статистического материала, определение вероятности по суммарному убытку, выбор поправочных коэффициентов составляют основу тарифной
Договор страхования на стандартных условиях
Предложение других условий страхования
Потенциальный покупатель -страхователь
Заявление на страховую защиту
Продавец-страховщик (стандартный андеррайтинг)
Объект и риски удовлетво^ ряют критериям стандартности
Объект и риски частично или полностью не удовлетворяют критериям стандартности
Заявление на страховую защиту
Андеррайтер (индивидуальный андеррайтинг)
Риск удовлетворяет крите риям убыточности страхового портфеля
Риск не удовлетворяет критериям убыточности страхового портфеля
Рис. 4. Модель процесса двухуровневого андеррайтинга в страховом предпринимательстве
политики и функциональных обязанностей актуария и андеррайтера. Если тарифная политика страховщика четко определена, то задача службы андеррайтинга после количественной оценки предлагаемого на страхование риска и отнесения его к той или иной тарифной группе сводится к назначению адекватных этому риску и условиям страхования (способ несения ответственности страховщика, вид и величина франшизы) поправочных коэффициентов, расчету индивидуального страхового тарифа.
Для расчета абсолютной величины страховой премии оценщик (или сам андеррайтер) определяет страховую стоимость (при страховании имущества), затем договаривается со страхователем о страховой сумме. Страховая премия рассчитывается путем умножения страховой суммы на величину индивидуального страхового тарифа.
Андеррайтеру необходимо оценить возможности подбора или разработки нового страхового продукта, описывающего параметры имущественного интереса, предложенного на страхование. Задача принятия решения о целесообразности подготовки договора с заявителем-клиентом относится к классу антиселекции клиентов. Не желательными для страховой организации могут быть как страховые интересы заявителя, так и сам заявитель-клиент. Организация-клиент относится к числу нежелательных, если он обладает признаками предрасположенности к:
- потере бдительности и осторожности в случае получения страхового полиса;
- регулярной подаче претензий на возмещение убытков;
- мошенничеству (например претензии с завышенными требованиями). Андеррайтер изучает степень опасности по страхуемому интересу и может либо:
- предложить страхование с обычной страховой премией для этого класса опасностей;
- рекомендовать страхование на опреде-
ленных условиях, которые будут оговорены; запросить дополнительную информацию от третьих лиц и провести изучение объекта на основе полученной информации; отказать в страховании при чрезмерно высокой степени риска страховщика. При страховании жизни анализируются аспекты, связанные со здоровьем застрахованного. Андеррайтер использует помощь врача-эксперта, чтобы оценить опасность, знакомится с заполненным заявлением, дополнительной информацией и принимает решение о: - страховании на обычных условиях;
страховании на условиях, которые будут подробно изложены в письме-предложении на основании медицинского отчета о состоянии здоровья клиента;
необходимости пройти обследование у независимого врача;
принятии (либо отклонении) риска по заявлению клиента.
Андеррайтер оценивает возможности подбора или разработки новой страховой услуги с учетом характеристик параметров риска, предложенных на страхование. На рис. 5 представлена процедура андеррайтинга.
Служба андеррайтера является коллегиальным органом и включает: главного андеррайтера, веду-
Экспертиза заявления и приложений, в том числе: классификация объекта и рисков; оценка поправочных коэффициентов и страхового тарифа
^ 1
Экспертиза объекта и окружающих условий, в том числе: идентификация и оценка состояния объекта; уточнение поправочных коэффициентов и страхового тарифа
Мониторинг объекта страхования, в том числе: составление и контроль за выполнением плана мероприятий по снижению рисков
Л 1
Анализ убыточности вида страхования
Андеррайтерское заключение:
принятие решения о страховании, об осмотре объекта;
предложения других условий страхования
Акт экспертизы:
принятие окончательного решения о страховании;
предложения других условий страхования
Изменение существенных условий договора страхования
Изменение тарифной и андеррайтерской политики
Рис. 5. Процедура процесса андеррайтинга «страховщик - страхователь»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ
щих андеррайтеров по направлениям (дирекциям) страхования в центральном офисе и андеррайтеров по видам страхования в региональных структурных подразделениях (филиалах). Служба андеррайтинга разрабатывает основные положения по андеррай-терской и тарифной политике; методологию андеррайтинга; рассматривает итоги работ по вопросам, входящим в сферу компетенции службы; выносит их на утверждение исполнительного органа. Вариант распределения ответственности в системе андеррайтинга по уровням управления рисками страховой организацией представлен в табл. 2.
Результаты работы андеррайтерской службы оформляются следующими документами и материалами:
• андеррайтерская и тарифная политика по отраслям страхования, страховому портфелю в целом;
• методология андеррайтерской работы;
• подготовка андеррайтерских руководств (тарифных руководств) для заключения договоров страхования по массовым видам страхования;
Направления андеррайтерской раб
• типовые андеррайтерские заключения по индивидуальным договорам страхования;
• типовые формы по условиям договоров в части компетенции службы андеррайтинга;
• рекомендации экспертам по факторам, подлежащим описанию при осмотре объектов страхования для целей андеррайтинга;
• лимиты ответственности по видам страхования на один договор страхования, порядок согласования договоров с лимитами ответственности, превышающими установленные лимиты;
• рекомендации продавцам по предварительным переговорам с потенциальными страхователями в части возможных условий страхования по индивидуальным договорам;
• аналитические материалы по прогнозу:
- операционного финансового результата (нетто-премии минус страховые выплаты);
- динамики изменения страховых резервов;
• решение службы андеррайтинга;
• проекты решений исполнительного органа.
Таблица 2
ы по уровням управления рисками
Направление андеррайтерской работы Субъект андеррайтинга Уровень управления риском Ответственные за подписание договора
Методология андеррайтинга; андеррайтерские руководства по стандартным договорам; андеррайтинг по видам страхования; андеррайтинг по портфелю структурного подразделения; установление лимитов ответственности для структурного подразделения Служба андеррайтинга; центральный офис (ЦО); главный андеррайтер; ведущие андеррайтеры по направлениям (дирекциям) ЦО Главный андеррайтер; ведущие андеррайтеры
Андеррайтинг по: видам страхования (в пределах лимита); портфелю структурного подразделения Ведущие андеррайтеры по направлениям ЦО; андеррайтеры по видам страхования регионального подразделения Руководство крупного регионального подразделения Руководство крупного регионального подразделения; ведущие андеррайтеры ЦО
Андеррайтинг по: стандартному договору страхования; индивидуальному договору страхования Продавец; андеррайтеры по видам страхования регионального подразделения Руководство регионального подразделения Руководство крупного регионального подразделения; андеррайтеры по видам страхования регионального подразделения; продавец (в зависимости от вида страхования, клиентской группы)
Андеррайтинг по стандартному договору страхования (в рамках установленных тарифов и ограничений) Продавец Страховое агентство Директор агентства; продавцы
Андеррайтинг по индивидуальным договорам страхования Андеррайтеры по видам страхования регионального подразделения Страховое агентство Директор агентства; андеррайтеры по видам страхования регионального подразделения
Таблица 3
Направления работы функциональных подразделений при создании андеррайтерской политики страховщика и специалисты, выполняющие работу по направлениям
Специалисты функциональных подразделений страховщика,
Бизнес-операции в андеррайтинге выполняющие бизнес-операцию
Андеррайтер Специалисты информационной службы Финансовый менеджер Руководитель направления страхования Актуарии
Оценка и прием рисков в страхо- + - - + +
вание и перестрахование
Расчет и обоснование страхового + - + - +
тарифа по совокупному объекту,
пакету рисков
Выбор одного из вариантов стра- + - + +
хового покрытия
Процедура подписания договора + + + +
страхования
Введение в информационную + + - - -
базу данных по договорам стра-
хования, перестрахования
Анализ результатов + + +
Разработка предложений по опти- + - + + -
мизации методов страховой защи-
ты на основе анализа результатов
Мотивация персонала в зависи- + - + + -
мости от результатов андеррай-
тинга
В разработке андеррайтерской политики страховщика принимают участие многие функциональные подразделения (табл. 3).
Выдвинутые в Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2013 г.) проблемы можно решать с помощью атрибутов менеджмента андеррайтинга, оптимально использовав все виды ресурсов, которыми располагает страховщик (расширение ассортимента и повышение качества страховых продуктов, оптимизацию расходов, и прежде всего расходов на ведение дел, повышение производительности труда в центрах финансовой ответственности и т. д.).
Обоснованная андеррайтерская политика и величина андеррайтерного дохода - залог успеха страхового предпринимательства. В основе работы
по реинжинирингу и инжинирингу бизнес-процессов в страховании лежат оценка «риск-доходность» и соблюдение процедуры эквивалентности интересов «страховщик-страхователь». В реализации андеррайтерской политики участвуют все функциональные подразделения страховой организации.
Список литературы
1. Архипов А. П. Андеррайтинг в страховании. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
2. НикулинаН. Н. Страховой менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
3. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: одобрена поручением Правительства РФ от 18.11.2008 № ВП-П13-6891.
30
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА