Научная статья на тему 'Ценообразование на услуги авиатопливообеспечения: институциональный аспек'

Ценообразование на услуги авиатопливообеспечения: институциональный аспек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В АЭРОПОРТАХ / РЕГУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ АВИАТОПЛАВООБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова О. О.

В работе проводится анализ подходов к ценообразованию на услуги авиатопливообеспечения в институциональном аспекте. Так, сравниваются преимущества и недостатки тарифного регулирования и установления цен в результате соотношения спроса и предложения при условии развития конкурентных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценообразование на услуги авиатопливообеспечения: институциональный аспек»

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.04.2013 г. N 511-р об утверждение стратегии развития электросетевого комплекса РФ.

2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг» // Собрание законодательства РФ. - 01.02.2010. - № 5. - Ст. 524.

3. Приказ Минэнерго РФ от 29.06.2010 № 296 «Об утверждении методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 20.09.2010. - № 38.

4. Приказ Минэнерго РФ от 08.07.2002 №204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (вместе с «Правилами устройства электроустановок. Издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10») // Вестник Госэнергонадзора. - 2002. - № 3.

5. Base Interruptible Program [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pge.com/mybusiness/energysavingsrebates/demandresponse/baseinter ruptible (дата обращения: 01.06.2013).

6. Premium Power Quality contracts and labeling [Электронный ресурс] // European Copper Institute. - 2007. - 46 p. - Режим доступа: www.leonardo-energy.org/webfm_send/129 (дата обращения: 01.06.2013).

7. Китушин В.Г. Функциональная структура показателей режимов электроэнергетических систем // Энергетика и транспорт. - 1990. - № 3. - С. 31-37.

8. Постановление Правительства РФ от 4.05.2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» // Собрание законодательства РФ. - 10.09.2006. - № 5. - Ст. 54.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

© Смирнова О.О.*

Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

В работе проводится анализ подходов к ценообразованию на услуги авиатопливообеспечения в институциональном аспекте. Так, сравни-

* Старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований, кандидат экономических наук.

ваются преимущества и недостатки тарифного регулирования и установления цен в результате соотношения спроса и предложения при условии развития конкурентных отношений.

Ключевые слова естественные монополии, наземное обслуживание в аэропортах, регулятивное воздействие, ценообразование на услуги авиатоплавообеспечения.

Эффективность осуществления деятельности по наземному обслуживанию авиаперевозчиков являются важной составляющей функционирования воздушного транспорта и относится к основополагающим элементам в его развития. Также, значимой является стоимость услуг на обслуживание, так, по данным ряда авиакомпаний России в составе затрат авиакомпаний при осуществлении перевозок (за исключением затрат на авиакеросин) она составляет около 14 %.

Оценка эффективности различных видов ценообразования - преимущество установления цен в результате соотношения спроса и предложения или тарифного регулирвоания является предметом множества дискуссий. Однако, рост стоимости на наземное обслуживание по-прежнему в большей степени ограничивают с помощью установления и пересмотра тарифов. Например, Приказом ФСТ от 05 июня 2012 года № 137/т3 устанавливается перечень 92 аэропортов и топливно-заправочных комплексов аэропортов, в которых действуют тарифы на услуги наземного обслуживания и заправку керосином с целью установления экономически обоснованной стоимости услуг.

Согласно порядку установления тарифа ставки сбора определяются как частное от деления планируемой валовой выручки на планируемый объем предоставления услуг в натуральном измерении:

Т' = ^ (1)

V

где Т - величина необходимого тарифа на ью регулируемую услугу;

НВВ' - необходимая валовая выручка по ьй регулируемой услуге;

V - плановый объём оказываемых услуг на расчётный период регулирования.

При этом расчёт необходимой валовой выручки осуществляется по формуле:

НВВ = ЭОЗ' + НП - С' ± АНВВ (2)

где ЭОЗ' - размер экономически обоснованных затрат субъекта регулирования, относимых на '-ю регулируемую услугу, в период расчёта тарифа;

НП' - величина нормативной прибыли, относимой на '-ю регулируемую услугу;

С' - размер государственной субсидии, направленной на частичную

компенсацию затрат по '-й услуге; АНВВ' - величина корректировки необходимой валовой выручки, учтенной по решению регулирующего органа при определении необходимой валовой выручки субъекта регулирования.

Тарифное регулирование услуг естественных монополий в аэропортах эффективно при решении проблемы с неконтролируемым ростом стоимости услуг на наземное обслуживание, однако оставляет открытым решение проблем, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, повышением выручки от предоставления услуг за счет увеличения количества слотов на взлет и посадку.

Таким образом, осуществление открытого доступа к рынку наземного обслуживания должно оцениваться с двух позиций:

- снижение эксплуатационных расходов авиакомпаний;

- улучшение качества обслуживания для пользователей аэропортов и поддержка развития воздушного транспорта.

Правилах обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 устанавливают более общие принципы и порядок доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, повышению прозрачности отношений операторов аэропортов и авиакомпаний, и защиты интересов участников рынка, способствуют созданию дополнительных условий для развития конкуренции между операторами аэропортовых услуг, обеспечивают недискриминационный доступ к аэропортовому обслуживанию. Кроме того, данные правила регулируют отношения в сфере авиатопливообеспечения.

Анализ рынков аэропортовых услуг в аэропортах федерального значения показал, наличие выделившихся в 2009-2010 гг. самостоятельных сегментов рынков по отдельным видам наземного обслуживания:

- в сфере наземного обслуживания в отдельных сегментах рынка осуществляют деятельность от 2-х до 7-х операторов;

- услуги (работы) по инженерно-авиационному обеспечению авиационной техники и техническому обслуживанию воздушных судов;

- клинингу (очистке, уборке) и экипировке ВС;

- услуги (работы) по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей ВС;

- услуги (работы) по коммерческому обслуживанию пассажиров.

При этом, наиболее значимым результатом ведения правил недискриминационного доступа стало изменение схемы реализации авиакеросина в аэропортах федерального значения. Так, вместо предоставления комплексной услуги авиатопливообеспечения (заправка «в крыло») авиакомпании

получили возможность самостоятельно закупать, хранить и осуществлять заправку авиакеросином в аэропортах.

В результате, в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло резкое изменение конкурентной среды услуг топливно-заправочных комплексов аэропортов (табл. 1), в частности, резко снизилось количество аэропортов, предоставляющих только комплексную услуг авиатопливообеспечения.

Таблица 1

Схема организации оказания услуг по обеспечению авиаГСМ До утверждения правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (2009 год) После утверждения правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах

(2010 год) 1 кв. 2012

Комплексная услуга авиатопливообеспечения 26 17 14

Хранение топлива поставщиков 8 8 8

Комплексная услуга авиатопливообеспечения, хранение топлива авиакомпаний 6 3 5

Комплексная услуга авиатопливообеспечения, хранение топлива авиакомпаний 2 7 8

Хранение топлива поставщиков и авиакомпаний 3 2 2

Все виды услуг 4 10 10

Кроме того, меры по развитию конкуренции имели не только прямой но и косвенный эффект. Так, как региональные аэропорты были вынуждены пересмотреть ценовую политику на авиатопливо, чтобы выдержать конкуренцию с аэропортами Московского авиа узла, представляющими наиболее дешевое авиатопливо в Российской Федерации.

Опыт применения правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий также оказал существенное влияние на рынки наземного обслуживания и стал причиной структурных изменений и более эффективного использования аэропортовой инфраструктуры.

Однако практика рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства указывает на наличие структурных проблем в области доступа в аэропортовой инфраструктуре, особенно в части авиатоливообес-печения. Так, с 2010 года по 1 квартал 2012 года ФАС России рассмотрено более 30 дел связанных с установлением монопольно высоких цен на авиакеросин и отказов в доступе к хранению и заправке воздушных судов как для авиакомпаний, так и для нефтяных компаний. Кроме того, наблюдается тенденция развития вертикально-интегрированных субъектов, осуществляющих весь комплекс наземного обслуживания или топливное обеспечение в нескольких аэропортах в пределах одного федерального округа - таких как группа компаний «Аэрофьюэлс» или группа «Базовый элемент» (дочерняя компания «Базэл Аэро» - оператор аэропортов в Сочи, Краснодара, Геленджика, Анапы, Ейска) что в перспективе может оказывать существенное воздействие на входные барьеры на соответствующие рынки.

Таким образом, выбор модели ценообразования на услуги авиатопливо-обеспечения в институциональном аспекте должно быть связано с дифференциацией норм и правил недискриминационного доступа, учитывающих ограничения, сложившиеся при развитии конкурентных отношений на рынках наземного обслуживания в аэропортах.

Список литературы:

1. Possible revision of Directive 96/67/EC on access to the groundhandling market at Community airports // European Commission Directorate-General Energy and Transport.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «об утверждении Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЫНКЕ ЖИЛЬЯ ГОРОДА МОСКВЫ

© Уварова С.С.*, Дорошенко А.В.Ф

Московский государственный строительный университет, г. Москва

В работе описаны основные методы прогнозирования цен на рынке недвижимости. Проведен анализ динамики цен на первичном рынке жилья города Москвы, описаны и представлены результаты прогнозирования цен на жилье двумя методами.

Ключевые слова прогнозирование, первичный рынок жилья, колебания, государственные программы, доступное жилье.

Одной из задач формирования рынка доступного и комфортного жилья является мониторинг и прогноз цен жилой недвижимости. Аналитические данные способствуют оптимизации процессов определения территориально сегмента доступного жилья, планирования застройки, планирования и осуществления целевых жилищных программ.

Традиционно выделяют ряд наиболее приемлемых и достоверных методов прогнозирования на рынке недвижимости: эвристический (фундаментальный); статистический метод; сценарный прогноз, в том числе метод разветвляющихся сценариев; многофакторное моделирование; нейронные сети; прогнозирование на основе метода негармонического разложения ценового тренда; экспертное предсказание [1].

* Доцент кафедры Экономики и управления строительством, кандидат экономических наук, доцент.

* Магистрант кафедры Экономики и управления строительством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.