Научная статья на тему 'Ценностный смысл и специфика современного образования'

Ценностный смысл и специфика современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1411
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностный смысл и специфика современного образования»

© Н.А. Тельнова, Д.А. Белявин, 2003

ЦЕННОСТНЫЙ СМЫСЛ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА. Тельнова, ДА. Белявин

В современном мире увеличилось значение образования как важнейшего фактора формирования нового образа человека, его личностных качеств, соответствующих социальным и экономическим потребностям развития общества, запросам личности. Образование относится к тем ценностям, которые оказывают наибольшее влияние на существование и развитие человека, что выражается в активном целесообразном изменении им своего бытия. Ценностный смысл образования состоит в том, что человек через его посредство стремится организовать свое бытие соответствующим образом и обрести гармонию с миром. Образование выступает способом активного отношения человека к миру, компенсирует его природную ограниченность и несовершенство, понижает степень зависимости от внешней среды, потенциально увеличивает возможности самореализации, способствует обретению своего, а не заданного извне, качества и смысла. Через познание, общение, диалог осуществляется актуализация субъективности, открытость бытию, со-единение с миром.

Институт образования и воспитания во все времена играл особую роль в репродукции основ человеческой культуры, способствуя ее сохранению и совершенствованию, поэтому в настоящее время необходимо по-новому взглянуть на систему образования, привести ее в соответствие с социокультурной реальностью. Важное значение имеют не сами по себе условия развития человека, а его фактическое место, характер деятельности в этих условиях и отношение к ним. В образовательной сфере конституируются образцы самоопределения человека, поэтому инновационная педагогика ориентирована на исследование образовательного материала (символов, моделей, программ, ценностей, психологической атмосферы), в процессе инвентаризации и реконструкции которого происходит саморазвитие субъектов обучения.

Образование, рассматриваемое как творческий процесс, выступает одним из условий конструктивного и открытого отношения человека к миру, специфическим способом связи внутреннего субъективного переживания с фактами внешней действительности. Античные философы очень высоко ставили образование, считая, что оно есть украшение для счастливых и убежище для несчастных. В творческой образовательной деятельности человек наполняет смыслом свою жизнь, формирует интимный мир самосознания, созидает собственную реальность, адекватную внутренним способностям и потребностям. Творческая активность человека создает поток социального процесса, способствует внутренней модификации его сущностной природы, выступает способом самореализации человека, продуцирует новые схемы его действия, общения и знания. Творчество — это специфическая форма человеческой деятельности, выражающаяся не только в наделении объектов новой энергийной (смысловой) насыщенностью, но главное — в самораскрытии субъекта творчества через достижение им особого эвристического и духовного состояния. Усилия человека по самопостроению обладают творчески активной природой, потому что являются откликом на различные духовные идеи: творчество, по сути, организуется как встреча идей. Особенно это проявляется в образовательной сфере, где реализуются стремления человека обрести полноту знания о сущем. С точки зрения синергетики, образование — это открытый диалог, ситуация пробуждения внутренних сил и потенций человека, стимуляция непроявленных линий развития.

Творчество есть высшая область деятельности, сопряженная с реализацией позитивных черт и сторон родовой сущности человека. Оно выступает как форма проявления человеческой природы, в которой проявляется стремление к максимальной

реализации ее индивидуальности; как деятельная активность человека, непрестанно раздвигающая границы возможностей его развития; как процесс и отношение, присущее всей целостности культуры. Творчество, понимаемое как движение содержания культуры и условие формирования жизненно-смысловых ориентиров бытия, выступает в качестве важнейшего механизма «увязывания» различных аспектов человеческой деятельности в единый целостный жизненный мир.

Творчество можно определить как над-ситуативное состояние, в котором соединяются глубина и высота человеческих устремлений. Человек всегда находится на границе того, что он есть, и того, чем он должен стать, и через творческое стремление к вершинам целостного бытия эта граница, зазор в какой-то мере преодолевается. Созидательное начало заложено в самой природе человеческого существа и связано с противоречивостью и неопределенностью его бытия. Отсутствие определенности не есть нечто негативное: смысл бытия приоткрывается именно в его неопределенности. Творчество возможно и необходимо благодаря ситуации нетождественности человека самому себе, неполноте его существования, разорванности бытия, способности распознания различия миров, к которым он принадлежит. Онтологическим основанием креативности человека является присущее его бытию фундаментальное различие между сущим и должным, наличными и ценностными формами его самопроявления. Это различие, выступая как исходная предпосылка существования и обоснования единства человеческого мира, позволяет продумать способы преодоления разорванности бытия и достижения его полноты.

Образовательная деятельность развивает способности человека к самовыражению, адекватному восприятию окружающего мира, трансцендированию, этической определенности, наличию социального чувства и креативности. В сфере образования происходит процесс трансформации, своеобразного «раскодирования» и удержания выработанных смыслов, в которых выражается полнота прояснения и реализации ценностей, корректируются значения и идеалы, образующие духовную детерминанту личностного мировоззрения, определяется континуум и мера субъективных притязаний индивида.

Система образования охватывает собой комплекс специальных средств, благодаря которым обеспечиваются процессы социальной самоорганизации, конденсации человеческого опыта, воспроизведения деятельности людей и выстраивание ее результатов в единую цепь общественной жизни. Именно в системе образования осуществляется отбор культурных факторов, базисных способов организации социального опыта, а также принятых способов осмысления событий и явлений. В образовательном смысловом пространстве симметричные и упорядоченные структуры действуют как идеальный принцип трансцендирования, обеспечивая полагание и группировку различных оппозиций, осуществление изоморфной корреляции эмпирически разрозненных феноменов и формирование нового смысла в результате их взаимодействия.

Образование человека во многом связано с осмыслением пережитого им на собственном опыте, в котором сочленяются важные восприятия в личностном пространстве и времени, упорядочиваются акты значимых действий в личностную историю, соединяются уникальные жизненные ситуации, и такой опыт выступает основой его самоидентификации. Все, что мы называем миром вне нас, является таковым, поскольку оно становится достоянием нашего внутреннего опыта. Каждый воспринимает существующую вне его полноту и красоту в той мере, в какой то и другое содержится в нем самом. Принципиальная открытость жизненных переживаний и личного опыта неизведанному сочетается со способностью человеческой психики воспроизводить типичные схемы и формы мышления и поведения. В индивидуальном опыте человек осознает границы своих возможностей и чувственного восприятия и одновременно открывает в себе способность к преодолению замкнутой сферы собственного бытия и трансцендированию, выхождению за ее границы к всеобщему универсальному опыту. Опыт выступает как результат рефлексии человека над условиями собственной жизнедеятельности и выражается в переживании, которое имеет аксиологическую тональность и соединяет в себе индивидуально-непосредственные и тотально-всеобщие формы бытия.

В процессе образования формируется смысловой центр личности, вокруг которого организуются ее мысли, чувства, переживания и поступки и который придает че-

ловеческому бытию индивидуальную значимость, качественную определенность, внутреннюю целостность и мировоззренческий статус. Образование помогает человеку осознать его основные жизненные цели, которые соотносятся с высшими ценностями и смыслами бытия. Ценности — это особый вид информации, отражающий своеобразие ее носителя и выражающий наиболее значимые для него стремления к самосовершенствованию. Ценностное отношение есть опосредованное духовной свободой отношение человека к той части объективной реальности, которую он познает, осваивает возможным для него способом, использует в своих интересах и потребностях, через которую он осмысливает свою жизнь и судьбу человечества. В современном обществе образование из простого транслятора знаний превращается в механизм, который повышает социальную мобильность личности, формирует новый ценностный подход к жизни, новое мироощущение и выступает неотъемлемым условием реализации жизненных планов человека.

Характерной чертой современного образования является все более расширяющаяся и углубляющаяся информатизация, на основе которой возникли новые научнометодические разработки технологии использования компьютерной техники. Содержание образования можно трактовать как целенаправленное накопление информации, увеличение ее использования. Информация имеет ключевое ценностное значение для человеческого бытия, поскольку является источником различных проявлений осведомленности человека о бытии, предпосылкой существования процессов сознания и познания, основой сохранения преемственности между различными поколениями людей. Информация выступает как фундаментальная основа и свойство образовательного процесса, характеризует способность человека к сохранению и передаче во времени и посредством развития главного содержания процессов своего существования и взаимодействия. Она предстает как единое поле взаимосвязи всех элементов и временных статусов бытия. Создание единого информационного пространства является условием глобализации мира. Образовательная деятельность социального субъекта является системообразующим фактором развития общества и способом его самосохранения.

В нарождающихся структурах образования акцент смещается в сторону его тесной взаимосвязи с решением практических задач, жизненных проблем. Образовательная система должна осваивать новые подходы к распространению знаний и ценностей в условиях углубляющейся информатизации общества. Образовательный процесс связан с проблемой поиска необходимой информации и передачей ее обучаемому. Использование компьютерных систем, которые порождают множество проблем и заставляют образование критически пересмотреть свое положение, дает возможность быстрого поиска информации, доступной в любое время. Одна из серьезных проблем — быстрая сменяемость версий использования программного обеспечения, опережение коммуникационных технологий по отношению к возможностям их использования в образовательных целях.

Что включает в себя содержание информационной парадигмы? Прежде всего, это знакомство с основными способами обработки информации, умение описывать информационные процессы и владение компьютером. Задачами информационной подготовки студента являются: изучение теоретических основ представления информации; владение типами записи информации на различных носителях; практическое освоение способов управления компьютерными системами; применение оптимальных моделей обработки информации; изучение различных знаковых систем, предназначенных для передачи информации. Информационный процесс связан с изменением характера труда человека, который перешел к управлению различными комплексно-техническими средствами. Он состоит из получения исходной информации, ее анализа, принятия решения и достижения результата. Результатом обучения становятся развитая системность мышления, логичность поставленных целей деятельности, оптимизация способов достижения полученных результатов.

Информационный характер образования подразумевает постоянный инфообмен между обществом и образовательным пространством, что является условием существования открытой системы. Социокультурным системам приходится иметь дело с таким проблемами, как адаптация, достижение цели, поддержание внутренних форм

бытия, интеграция и консолидация частей. Система стремится к выработке механизмов, блокирующих нарастание в ней негативных тенденций. Человечество реализует тенденцию к упорядочиванию своего бытия посредством познания и преобразования природы, в процессе организации социальной жизни, выработки законов, норм и регуля-тивов, которые выступают в качестве способов самоорганизации общественных систем. Механизмы регулирования социальных процессов оказываются весьма прочными, поскольку они концентрируют в себе полезную информацию, наиболее жизнеспособный опыт и традиции, скорректированные многовековой практикой; выражают сложные связи и отношения, включенные в многообразие форм дифференциации, рефлексии, регулирования и управления. В этом процессе важная роль отводится образованию.

В процессе приспособления живой системы к изменяющимся условиям бытия происходит накапливание ею полезной для себя информации, и через это — повышение уровня самоорганизации. В этом плане специфика человеческого бытия проявляется в том, что его эволюция осуществляется не столько через приспособительное отношение к миру, сколько через преобразование, активное освоение окружающей среды, постоянное отклонение от норм при взаимодействии с ней. Благодаря отклонению и возникают процессы отражения, информации, принципиально новый тип энергии и обратная связь как способ обмена энергией и веществом, необходимым для самоорганизации. В антропогенетическом процессе становления и развития человеческий род сохраняет все критерии жизни, основанные в процессе длительной эволюции на самоорганизации системы: пространственно-временная определенность, тенденция к изменчивости, активность, адаптивность, рефлексивность, экспансивность, репродуктивность, избирательность.

Сам феномен образования связывается именно с уменьшением энтропийных явлений в социуме и усилением способности к кодированию и передаче информации. В связи с этим встает проблема характера информации, которую пытаются в процессе обучения вложить в сознание студентов. Роль информации в современную эпоху может быть как позитивной, конструктивной, так и опасной и разрушительной для чело-

века, не готового к ее принятию в силу своих неразвитых духовных способностей. В эпоху потребления наука приобретает узко прагматический характер, игнорируя этический аспект открытий, что приводит к созданию потока информации, использование которой продуцирует аморальные и бездуховные формы деятельности. Отсутствие глубокой связи между рациональностью и нравственностью, утилитарностью и духовностью способствует понижению уровня совершенствования образования в целом. Модели образования, не ориентированные на духовно-личностное начало, лишены перспективы, поскольку прогресс цивилизации и моральная эволюция человечества — это однонаправленный процесс, главной проблемой которого является вопрос об исторической ответственности человека, его способности овладеть сложившейся ситуацией, поставить развитые научно-технические силы на службу собственному саморазвитию.

Прогресс информационного общества должен быть контролируемым. Ответственный субъект познания и действия должен предвидеть все возрастающую широту и полноту информационной обеспеченности, если не актуальной, то хотя бы потенциальной. Деструктивное влияние неконтролируемого информационного прогресса проявляется в том, что, во-первых, он (в силу распределения индивидами «своей информации — каждому по интересам») может атомизировать общество и тем самым разрушить устоявшиеся системы социокультурных ценностей. Если у каждого индивида идеалы и системы ценностей будут сугубо личностные, это приведет к столкновению индивидов друг с другом, к нарушению коммуникативных связей между ними.

Во-вторых, индивиды информационного общества, получив относительно полный доступ к различного рода информации, могут прийти к чреватым опасностями решениям, негативно влияющим на социальные процессы. Наличие каких-либо внешних логических форм процесса самоусовершенствования образования еще не значит, что они будут непременно этому самоусовершенствованию способствовать. Самолет можно собрать и из свинца так же, как его собирают из алюминия, но это не значит, что он поднимется в воздух. Сам процесс действия может иметь одну и ту же форму, но вот от его содержания зависит разный результат. Речь идет о том, что обес-

печение «информационной полноты и объективности» способно вызвать информационный шок, за которым следуют стресс, чувство дискомфорта и психологический перегрузки; создание компьютерных игр, которое оценивают как «творческое расширение и усовершенствование возможности игровых способов развлечений», создало «игровую наркоманию»; обеспечение «возможности глобального компьютерного общения» через Интернет привело к нарушению информационной безопасности индивида, его информационной экологии, а также породило ряд проблем, главная из которых — виртуализация межличностного общения в сети.

Для решения проблемы динамики информации и быстрой сменяемости версий используемого программного обеспечения необходимо пользоваться методами и приемами отбора значимой информации, никогда не спешить с освоением сразу всей информации, иначе индивид не сумеет ею правильно и своевременно воспользоваться и такая информация будет оседать в его голове неиспользованным балластом. В целом компьютеры, призванные совершенствовать информационное развитие общества, создали проблему угрозы физическому и психическому здоровью индивидов, способствовали возникновению информационной преступности и новой формы неравенства в обществе — информационного. А такое неравенство в иносфере может усугубить социальное неравенство, которое распространится на влияние в перераспределении различных общественных ресурсов.

Таким образом, ход информационного прогресса, осмысленный как «то, что должно вести к Благу», может обернуться трагическими последствиями для общественной системы, поскольку, как известно, полученное знание можно употребить и во зло. Слово «информация» само по себе подчеркивает то, что ее содержание имеет нейтральную природу, поэтому от субъекта, создающего знание, зависит какое значение ему придается и в каких целях оно используется. В связи с этим имеет смысл на всех ступенях образования делать акцент на формировании нравственной мировоззренческой компоненты информационной культуры личности как социально значимого, этического способа ее жизнедеятельно-

сти в информационном пространстве. Необходимо изучать современное состояние, основные направления и проблемы развития социальной информатики как образовательной дисциплины, исследующей социальные аспекты и проблемы процесса информатизации общества, их воздействие на различные стороны жизни и деятельности человека в новой для него иносфере. К этим проблемам можно отнести социально-психологические проблемы, вызванные информатизацией; этические и правовые аспекты информационных сетей; проблемы адаптации человека в обществе; различные тенденции прогресса компьютеризации и информатизации личности.

Информация на современном этапе развития общества становится движущей силой его развития и, более того, товаром. Передача информации приобретает смысл при условии возможности ее дальнейшего прочтения единичным субъектом, готовым к дальнейшему использованию тех смыслов и содержаний, которые в ней присутствуют. Новые знания, несмотря на их авторский характер, являются результатом совокупной силы интеллектуальных и практических усилий, наработок ряда поколений. В силу своего большого количества и разнообразия возникает проблема соразмерности объема знаний возможностям их самостоятельного изучения. Для решения этой проблемы имеет смысл дифференцировать знание по отраслям, специальностям, научным дисциплинам с целью переработки знания без искажения его смысла в форму учебных дисциплин, объем и сложность содержания которых могут подходить для усвоения их учениками определенного возраста и уровня подготовки. Этот путь обучения вполне оправдал себя, поскольку благодаря этой традиции обучающийся приобщается к накопленному человечеством знанию и приобретает индивидуальный опыт.

Организационное строение современной системы образования должно способствовать упрочению демократического правового государства, укреплению общечеловеческих ценностей, воспитанию гражданственности и нравственных качеств личности, подготовке свободного, самостоятельного, широко и пластично мыслящего человека, способного на интеллектуальный поиск и творческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.