Научная статья на тему 'Философия образования XXI века'

Философия образования XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРА / КРИЗИС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / PHILOSOPHY / CULTURE / CRISIS / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жовтун Дмитрий Тимофеевич

В статье дается философский анализ экзистенциально-коммукативного опыта, накопленного в практике образования к началу ХХI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF EDUCATION IN XXI CENTURY

The article shows a philosophical analysis of existential and communicative experience accumulated in educational practice at the beginning of XXI century.

Текст научной работы на тему «Философия образования XXI века»

приказать снизить такой значимый показатель, как детская смертность, свидетельствующий, если угодно, о цивилизованности страны.

Весьма опасны и потуги соотнести эффективность труда государственного служащего с количеством выполненных поручений начальника, обработанной корреспонденции или количества дел, снятых с контроля. Хотя именно этот аспект представляется наиболее наглядным и легко поддающимся учету. С одной стороны, арифметический подход может сыграть злую шутку, ведь дела и поручения могут быть разной степени сложности и важности, социальной значимости. С другой стороны, арифметика бывает весьма наглядной. Ведь даже Президент страны бывает вынужден публично сетовать на нерадивое исполнение его (главы государства!) поручений.

Арифметика в форме статистики и взвешенные экспертные оценки позволяют оценить реальное состояние российской демократии и российского общества. Использование международных стандартов эффективности управления, выработанных с учетом мнения России и с участием ее представителей, - одно из средств улучшения этого восприятия. Хотя мы понимаем, что экспертов с бело-сине-красным триколором за пазухой не ждут с распростертыми объятиями в международных аналитических центрах.

© И.Н. Барциц, 2011

Д.Т. Жовтун

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

ЖОВТУН Дмитрий Тимофеевич - доктор философских наук, профессор, заместитель главного редактора журнала «Социология власти» (e-mail: zhovt@ ur.rags.ru)

Аннотация. В статье дается философский анализ экзистенциально-коммукативного опыта, накопленного в практике образования к началу ХХI века.

Ключевые слова: образование, философия, культура, кризис, информационные технологии.

Кризис образования, превратившийся в мировое явление, неудачи в осуществлении принимаемых стратегий его реформирования выдвигают на первый план именно философское осмысление создавшейся ситуа-

ции. Без выработки новых концептуальных, методологических и аксиологических подходов невозможно достижение тех целей в сфере образования, которые выдвигаются как на международном уровне по инициативе ЮНЕСКО, так и на национально-государственном уровне. Философия образования XXI в. должна предусмотреть место для личного выбора различных решений традиционных метафизических проблем на основе консенсуса о реальностях актуального мира. Пока же существующая система образования чрезмерно ориентирована на образцы научного знания прошлого и во многом игнорирует культуру, а также человека, его природу и экзистенциальные жизненные потребности. Современное образование в силу недостаточной укорененности в культурно-историческом процессе как бы освобождает человека от культуры, что влечет за собой деструктивные последствия. Между тем образ мира и человека является продуктом творческой деятельности человека, человеческих сообществ, присущих им культурно-исторических устоев. Сама наука черпает из них свои нормы, является частью и проявлением культуры.

Сегодня мы являемся свидетелями методологической экспансии синергетики в самые различные области человеческого знания. Уже не вызывает сомнения применимость ее принципов и понятий к исследованию когнитивных процессов, процессов эволюции науки как сферы культуры. Закономерно возникает вопрос: приложима ли синергетика к процессу образования? Ответ будет утвердительным, если образование представить как открытую эволюционирующую систему, свободную от жестких форм и структур предписывающего характера. Кроме того, человек как объект образования должен мыслиться в качестве сложноорганизованной системы, которой присущи такие фундаментальные синергетические признаки, как открытость, постоянный обмен веществом, энергией и информацией с также открытым природным и социальным миром. Неравновесность, неустойчивость, нелинейность, необратимость, открытость мира, познание которого составляет сущность образовательных процессов, обуславливают необходимость трансформации, реформирования существующей системы образования в направлении содержательной и организационной открытости, усиления в ней творческих мотивов, духа свободы и спонтанности в реализации субъективности.

Образование - это постоянное воспроизводство, самопорождение человеком самого себя как человека. В синергетическом смысле образование есть безобъектный процесс, здесь субъект и объект тождественны. Образование выступает как конституирование, а не конструирование человека извне. Это формирование личности самой себя изнутри на основе своеобразной переработки доступной ей информации. Личность в этом процессе подобна духовной монаде, отражающей в себе весь мир, постоянно открытая всеми своими структурами бытию, концентрированная точка и тотальность одновременно.

Важнейшей характеристикой самоорганизации личности является спонтанность, свободное проявление имманентно присущих ей потенций. Но этот процесс организован, и суть этой организации заключается в создании благоприятных условий для проявления этой спонтанности и свободы. Вот почему важно в ходе реформирования системы образования отказаться от ориентации на жестко регламентируемые для усвоения объемы материала, вопросно-ответные методы обучения, игнорирующие человеческую индивидуальность и творческий характер освоения человеком мира. Человеческая деятельность выступает как система синергетического уровня, целостность которой раскрывается через множество измерений и обусловлена процессами самоорганизации, характерными для открытых систем, ярким примером которых является индивидуальность, неповторимая творческая субъективность. В современной студенческой и аспирантской среде, для которой характерна тонкая чувствительность к нестабильным состояниям социума, наблюдается повышение интереса к проблемам синергетики.

Синергетика позволяет познавать явления самоорганизации, прояснять значение открытых систем, роли случайности и конструктивной роли хаоса, природы катастрофических изменений в системах, механизмы альтернативного развития систем и т. д. На основе синергетики возможен синтез социально-гуманитарного и естественнонаучного знания в единую картину мира, формирование у обучающихся нелинейного типа мышления, способного адекватно описывать и объяснять нестабильные, неустойчивые, необратимые природные и социальные процессы.

Подобные знания необходимы специалисту, в обязанности которого будет входить способность и готовность принимать верное управленческое решение в вероятностных социальных ситуациях со множеством переменных. Поскольку открытое демократическое общество является своеобразным миром нестабильных феноменов, и субъекты управления не в состоянии полностью контролировать все социальные процессы, развитие событий в таком обществе моделируется не простым, а так называемым «странным аттрактором», предполагающим наличие в каждый данный из текущих моментов массы неопределенностей. Это кладет конец претензиям на абсолютный контроль над обществом, который предполагает устаревшая система образования.

Ответы природы на вопросы, возникающие в процессе познания, определяются не только устройством самой природы, но и способом постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. Неклассическая наука поместила наблюдателя внутрь системы наблюдения, и «мировая машина» стала выглядеть по-разному в зависимости от того, где находится наблюдатель. Оказалось, что в мире нет единого центра, мир полицентричен. Бутстреп-ный подход, который должен занять подобающее ему место в образова-

нии, отражает антифундаменталистский способ мышления, отвергая демо-критовскую традицию объяснения сложных структур посредством разложения их на более простые элементы. При бутстрепном подходе исчезают различия между составными частями Природы и их взаимодействиями, происходит слияние вещей и событий, материи и движения. Мир в этом случае предстает как единое и неделимое целое, самосогласованное целое, а фрагменты Природы являются не вещными, а событийными.

В процессе образования одним из центральных принципов должен быть принцип единства человека и мира, увязывающий воедино целый ряд физических, теоретико-познавательных, мировоззренческих, аксиологических проблем в контексте глобального эволюционизма. С точки зрения этого принципа Вселенная больше не кажется гигантской машиной, состоящей из множества отдельных объектов, но предстает как гармоническое и неделимое целое, как сеть динамических связей, включающая и наблюдателя и его сознание, а личность - это инструмент самореализации, целое наивысшего порядка, возникшее в результате эволюции целостностей более низкого уровня, включающее и разум и тело в качестве своих компонентов и поэтому примиряющее в себе противоречия между ними.

Теория самоорганизации (синергетика) раскрывает новое понимание единства человека и природы, природы и общества. Человек как часть саморазвивающейся системы не может насильственно ее переделывать, не вызывая катастрофических последствий. Поэтому образование в XXI в. должно преодолеть отчуждение субъекта от мира и мира от субъекта, вернуть целостность личности, освободиться от «разорванности» человека, дать ему возможность стать микрокосмосом, когда он сможет полностью воспроизводить в себе и пропускать через себя структуру мира (макрокосмоса). Новая система образования должна спасти человека от экстремизма современной технократической педагогики и сциентистских представлений о прогрессе.

Сложившаяся система образования формирует и культивирует калькулирующее и рассчитывающее мышление, сковывает мысль различного рода рационалистическими, метафизическими предпосылками. В ней отсутствует дух подлинного познания, характеризующегося свободой творчества и спонтанностью познавательных интенций, порывов и прорывов. Здесь преобладают методы насаждения, внедрения форм и формул, усвоение которых приводит к фрагментарности, схематизации, квантификации мира в сознании человека. Хайдеггер называет такой подход к миру «мерцающим» видением мира. Люди, так мыслящие, становятся иностранцами на своей земле, теряют свою укорененность, и эта потеря выражает дух нашего времени. человек, оказавшись наедине с миром, ощущает чуждость и холод лишившейся Бога Вселенной, он тревожно вслушивается в ее глу-

хое молчание. Эта бездомность и безопорность человека в мире компенсируется оборудованием и покорением Земли как планеты и захватом космического пространства. Так человек пытается «убежать» от своей собственной сущности.

Исторический ход нашей эпохи ознаменован видимостью того, что человек с помощью образования и техники взял в руки и под свою ответственность упорядочение мирового целого, будто он нашел правильный способ решения всей мировой ситуации. Но под возрастающим напором производственного процесса, техники и технологии Земля, Природа еще больше отчуждаются от человека, разрывается единая ткань бытия на два противочлена - субъект и противостоящий ему мир. Структура «субъект -объект» наиболее выразительно раскрывает истину возобладавшей сегодня в образовании технологической рациональности, основанной на принципе господства. Технологическая, техническая рациональность означает односторонний взгляд на природу, замечающий в ней только одно - способность быть средством удовлетворения потребностей субъекта. Главной осью отношения человека к природе является линия «цель - средство - результат». Пронизанная этой осью Природа, онемевшая от ужаса, молчит, она затаилась, скрывает свои тайны под леденящим взглядом «царя природы». Усечение целостного, полнокровного отношения «человек - мир» и замена его антитезой «субъект - объект» калечит и природу и человека. Рассматриваемая исключительно под углом зрения потребления Природа не раскрывает своей полноты, «выдает» только то, что хочет получить субъект. Она остается вечной загадкой для практически распоряжающегося ею субъекта.

Весь ужас и непоправимость человеческой ситуации состоит в том, что сложившиеся формы образования и практики, технологии производства являются воспроизводством этой разрушающей ткань бытия структуры «субъект - объект», воспроизводством онтологического отношения «господства - подчинения». Вся жизнь человека превращается в технологический комплекс, состоящий из технологии достижения успеха, технологии приобретения денег, имущества, технологии общения с людьми, достижения и удержания власти. Свертываются человеческие связи, человек абстрагируется от Природы, от эмоционального восприятия Природы, человека человеком. что-то ценное, существенное, живое выхолащивается из человеческих отношений. Впереди новые бедствия и мировые катастрофы, новые испытания для человека. Это эпоха, преисполненная темного пафоса отмщения за «слепоту», непонимание Природы, за грубый авантюризм брутальной воли к насилию, веками насаждаемый метафизическими системами образования. Сможет ли человек преодолеть эту метафизику, а следовательно, и самого себя? - Вопрос остается открытым, как открыт сам мир и человек в этом мире.

В обозримом будущем место России в мировом процессе будет определяться степенью реализации ряда стратегических программ, среди которых первостепенное значение приобретает развитие интеллектуальных и наукоемких производств. Чтобы государство вошло в число передовых, т. е. с преобладающим вкладом интеллектуального труда в валовой национальный продукт, необходимо, чтобы 40 - 60 % взрослого населения имело высшее образование, а численность научных работников в обществе должна составлять 2 - 5 % от общей численности населения. Следовательно, именно через систему образования проходит самый очевидный и самый эффективный путь прогресса и реформ в обществе. Без опережающего развития системы образования никакие экономические и социальные реформы не будут иметь успеха. Приоритетное внимание к проблеме подготовки специалистов, понимающих суть экономических и социальных реформ и способных воплотить их в жизнь через новые экономические механизмы хозяйствования, через создание новых прогрессивных технологий, через формирование новых социальных отношений, поможет России сохранить роль ведущей мировой державы, успешно преодолеть трудности на пути осуществляемых преобразований.

Одним из важнейших механизмов, воздействующих на все основные направления реформирования образовательной системы, России является ее информатизация, которая рассматривается как необходимое условие и важнейший этап информатизации страны в целом. Основой перехода от индустриального этапа развития общества к информационному являются новые информационные технологии. Информатизация образования позволит эффективно использовать следующие преимущества новых информационных технологий:

возможность создания открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообучения;

изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону синергетического мышления;

создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;

использование специфических свойств компьютерной техники, важнейшими из которых являются: индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности на основе программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ; возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств, вплоть до моделей «виртуальной реальности».

Информатизация образования позволит обеспечить его фундаментальность, т. е. ориентацию на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира; целостность,

предполагающую внедрение в образование единых циклов фундаментальных дисциплин, объединенных общей целевой функцией и ориентированных на междисциплинарные связи; ориентацию на интересы личности.

Информационные технологии обучения открывают новые возможности учащихся и преподавателей. Это, прежде всего, доступ к нетрадиционным источникам информации, повышение эффективности самостоятельной работы, новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, реализация принципиально новых форм и методов обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Дополнительные дидактические возможности обеспечиваются такой разновидностью моделей, как игровые задачи. Возникающее при этом общение выступает как одна из форм самовыражения личности в процессе информационного взаимодействия с компьютером и коллегами. Внедрение в учебный процесс гипертекстовых технологий обеспечивает учащимся и преподавателям принципиально новые возможности работы с текстовыми документами. Технологии мультимедиа не только превратили компьютер в полноценного собеседника, но и позволили учащимся, не выходя из учебного класса (дома), присутствовать на лекциях выдающихся ученых и педагогов, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить самые значительные музеи и культурные центры мира, самые удаленные и интересные в географическом отношении уголки Земли.

Осуществление информатизации образования зависит от общей информационной политики государства. Основные положения этой политики применительно к системе образования сформулированы в Национальном докладе России «Политика в области образования и новые информационные технологии», который был оглашен на втором Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», проходившем в Москве 1 - 5 июня 1996 г. В нем отмечалось, что уже разработан и осуществляется ряд государственных, межотраслевых научно-технических программ, предусматривающих выполнение широкомасштабных проектов информатизации образования по следующим основным направлениям:

совершенствование базовой подготовки учащихся по информатике и новым информационным технологиям;

совершенствование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров в области новых информационных технологий; информатизация процесса обучения и воспитания; оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

создание на базе новых информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;

участие России в международных программах, связанных с новыми информационными технологиями в образовании.

Особенно следует подчеркнуть важность и перспективность реализации программы дистанционного образования. Система дистанционного образования не имеет границ, она доступна для всех и на протяжении всей жизни человека. Эта система отвечает насущным потребностям населения России. По оценкам Федеральной службы занятости населения, в России ежегодно требуется переподготавливать около 2 млн специалистов, вынужденных изменять профиль работы вследствие закрытия или перепрофилирования предприятий, вынужденной миграции и других причин. Крупным потребителем системы дистанционного образования может стать русскоязычное население в зарубежных станах и лица, для которых русский язык является вторым основным языком. В отличие от традиционных систем, дистанционное образование позволяет построить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию обучения, пройти ее, обращаясь к созданной для этого специальной информационной среде, удовлетворить потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно.

Развитие и интенсивное использование новых информационных технологий в образовании, вхождение в международное образовательное пространство - это путь, где образование в XXI веке будет многовариантным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим разнообразные потребности социально-профессиональных групп и творческой самореализации отдельной личности.

Список литературы

1. Философия обазования. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.

2. Розанов, В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990.

3. Моисеев, Н.Н. Восхождение к разуму. - М.: Атомиздат, 1993.

4. Налимов, В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989.

© Жовтун Д.Т., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.