УДК 65.01
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ:
СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ
И. С. Нестеренко Научный руководитель - С. М. Самохвалова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Представлены результаты исследования ценностного подхода к управлению персоналом организации, описана сущность и тенденции развития ценностного подхода к управлению персоналом.
Ключевые слова: подход к управлению персоналом, ценностный подход, персонал.
THE VALUE APPROACH TO HUMAN RESOURSES MANAGEMENT:
ESSENSE AND TRENDS
I. S. Nesterenko Scientific Supervisor - S. M. Samohvalova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article presents the results of value approach to human resources, research, describes the essence and trends of value approach to human resources.
Keywords: approach to human resources, value approach to human resources, human resources.
В современном мире принципы управления персоналом значительно изменились. Из-за возросших требований к качеству работы, уровню профессиональности для менеджеров устанавливаются более высокие параметры, которые должны совершенствовать свои способы работы, чтобы соответствовать им. Результаты проведенного М. Тульчинским анализа массива работ по гуманитарным наукам показывают, что происходит переориентация исследовательских программ с методологии формационного подхода, системного подхода на социокультурные исследования - «перенос центра тяжести к проблемам ценностного характера» [3]. Раньше прогресс любого субъекта (человека, организации) означал в основном его способностью к процветанию и развитию работы. Сегодня же успех и прогресс стали также оцениваться важнейшим критерием для человечества - нашими ценностями [1].
Чтобы понять сущность управления персоналом на основе ценностного подхода, рассмотрим понятийную основу.
Подход к управлению персоналом - это совокупность разнообразных методов, технологий, объединенных определенной идеей к управлению персонала.
Существуют следующие основные подходы к управлению персоналом:
1) административный;
2) управление кадрами через экономические и иные стимулы;
3) социальный (социальная направленность HR-менеджмента);
Все чаще и чаще HR-менеджеры крупных компаний не ставят на первый план экономическое стимулирование персонала. Главную роль приобретает индивидуальная работа по мотивации сотрудников. В самом общем виде мотивацию человека к деятельности можно представить в виде совокупности внутренних и внешних по отношению к человеку сил, которые, непрерывно воздействуя на него, побуждают к совершению тех или иных действий [2].
Секция «Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»
Система мотивации персонала состоит из следующих трех подсистем:
1) материальная мотивация (любое поощрение работы персонала с помощью денег);
2) нематериальная мотивация (вид стимулирования работы сотрудника без использования денежных ресурсов);
3) персональная ответственность и контроль (это фокусирование деятельности каждого сотрудника на достижение поставленных целей и контроль ключевых показателей).
Современные тенденции свидетельствуют о том, что в начале XXI века подход к построению системы мотивации персонала в традиционном ключе уже не может привести к успеху, поскольку произошли существенные изменения. Эти изменения влекут за собой неизбежность пересмотра положения человека в организации. Сегодня в экономике персонал воспринимается как совокупность людей с их индивидуальными особенностями. Изучая поведение человека, следует говорить не о мотиве, а о системе мотивационных отношений, которая включает: потребность; мотив; цель; ценность. Остановимся подробней на ценностях.
Ценности, как показано Б. И. Додоновым, - это оценочные отношения к ситуации и включенным в нее объектам, отделившиеся от породивших их потребностей, и самостоятельно закрепившиеся в личности.
Изложенное понимание определений и современных тенденций ориентирует на обращение к проблеме использования ценностного подхода к управлению персоналом.
Подход, исходящий из понимания ценностей и эмоций как самостоятельная сфера личности, оказывающая существенное влияние на организацию процесса деятельности следует определить как ценностный. Цели экономики персонала с такой ориентацией заключаются в повышении эффективности организации в результате высвобождения индивидуального потенциала людей, который оставался невостребованным из-за включения индивида в решение лишь общих коллективных задач. Значимость, которую работник приписывает различным предметам и процессам, (личностные ценности) усиливает или ослабляет субъективный вес отдельных компонентов производственной обстановки, формируя в сознании работника «пристрастный» образ трудовой деятельности.
Использовать ценностный подход к управлению персоналом - это сложная задача и требует усилий как ИЯ-менеджеров, так и в целом руководства компании, для его внедрения и успешной реализации. В первую очередь необходимо умение объединить интеллект людей, пробуждать в них инициативу, творчество, новаторство, стремление к успеху, оригинальным, самостоятельным действиям и решениям, а также способность привлекать в организации профессионалов и удерживать их, работать на уровне высоких стандартов.
Формирование непосредственно представлений работника о трудовой деятельности проходит ряд этапов:
- возникновение в процессе трудовой деятельности наглядных образов;
- овладение выработанными социумом понятиями, знаниями, умениями, нормами;
- формирование личностного смысла под влиянием ценностей, эмоций (см. рисунок).
Управление «по ценностям» может и должно опираться на бренд компании как работодателя.
Так, в исследовании Я. Н. Гречуха и С. М. Самохваловой обоснована зависимость между факторами формирования бренда компании-работодателя и ценностями сотрудников [4].
Образ трудовой деятельности, основанной на ценностном подходе к управлению персоналом
«Дивиденды», возникающие в результате внедрения ценностного подхода к управлению персоналом: внутренняя сплоченность, мощный источник мотивации, возможность обеспечить более
высокую лояльность персонала, привлечение специалистов более высокого уровня, дифференциация себя от конкурентов, уникальное «лицо» компании.
Проведенный анализ сущности и особенностей использования ценностного подхода к управлению персоналом позволяет сделать следующие выводы. Задача ИЯ-менеджера в современной организации состоит в том, чтобы предоставить работнику возможность утвердить его систему ценностей в обмен на качественно выполненную работу. Также, при использовании данного подхода компания должна помочь осознать и оценить те достоинства, которые предоставляет человеку работа именно в данном коллективе, и что без труда конкретного человека невозможно было бы достичь результатов, которых добился коллектив. Таковы сущность и особенности использования ценностного подхода к управлению персоналом организации в современном мире.
Библиографические ссылки
1. Долан С., Гарсия С. Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в ХХ1 веке / пер. с англ. под ред.
B. Заведеева. 2008. С. 73.
2. Каз М. С., Бурыхин Б. С., Новоселова Е. Г. Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения) : учебник / под ред. В. А. Гаги. Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та. 2008. С. 17-21.
3. Тульчинский М. Наукометрический анализ «развития социологии» в начале 90-х годов // Социологические исследования. 1994. С. 97.
4. Гречуха Я. Н., Самохвалова С. М. Исследование современных тенденций управления брендом компании как работодателя. Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2011.
C.469-473.
© Нестеренко И. С., 2016