Научная статья на тему 'Методы оценки ценностных ориентаций в оценке потенциала сотрудников'

Методы оценки ценностных ориентаций в оценке потенциала сотрудников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКА / КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕРСОНАЛ / METHODS FOR ASSESSING THE POTENTIAL OF AN EMPLOYEE / CORPORATE VALUES / VALUE APPROACH TO HUMAN RESOURCES / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко И. С.

Представлены результаты исследования методов оценки потенциала сотрудника организации и его ценностей, которые являются составляющим элементом понятия потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE SYSTEM ASSESSMENT METHODS IN ASSESSMENT OF LABOUR POTENTIAL

The article presents the results of labour potential and its values estimation methods research, which are constituent elements of labour potential

Текст научной работы на тему «Методы оценки ценностных ориентаций в оценке потенциала сотрудников»

УДК 65.01

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ

И. С. Нестеренко Научный руководитель - С. М. Самохвалова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Представлены результаты исследования методов оценки потенциала сотрудника организации и его ценностей, которые являются составляющим элементом понятия потенциал.

Ключевые слова: методы оценки потенциала сотрудника, корпоративные ценности, ценностный подход, персонал.

VALUE SYSTEM ASSESSMENT METHODS IN ASSESSMENT OF LABOUR POTENTIAL

I. S. Nesterenko Scientific supervisor - S. M. Samohvalova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: [email protected]

The article presents the results of labour potential and its values estimation methods research, which are constituent elements of labour potential

Keywords: methods for assessing the potential of an employee, corporate values, value approach to human resources, human resources.

Без знания потенциала сотрудника работодатель может поставить под удар отдельный проект и даже компанию. Потенциал персонала - это явные и скрытые возможности и способности к эффективной деятельности в условиях современной организации, к развитию и адаптации к меняющимся условиям, что приводит к устойчивому развитию организации в долгосрочной перспективе.

Исходной основой для формирования потенциала персонала организации являются: природные свойства работника, врожденные психофизиологические характеристики, способности.

Перечислим классические методы выявления и развития внутреннего потенциала сотрудников:

• оценка (аттестация);

• обучение (внутреннее и внешнее, индивидуальное и корпоративное, одноразовое и периодическое);

• мотивация (материальная или нематериальная);

• создание ситуации конкуренции в рабочем процессе;

• коучинг [1].

Оценка трудового потенциала работника должна производиться в соответствии с планируемыми изменениями в организации или на основании прогнозов изменения требований к персоналу. Поэтому управление персоналом в организации через оценку трудового потенциала предполагает решение следующих задач:

Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»

1) сформирование производительных способностей работника, которые бы наиболее полно соответствовали его трудовым обязанностям на новом рабочем месте;

2) создание социально-экономических и производственных условий труда, при которых происходило бы наиболее полное использование способностей и навыков работника.

Наиболее распространёнными методами (тестами и опросниками), которые помогают оценить потенциал сотрудника, являются те, которые изображены в таблице 1 [2].

Таблица 1

Распространенные методы оценки потенциала сотрудника

№ п/п Название метода Цель проведения (краткая характеристика)

1 Тест структуры интеллекта Амт-хауэра - для выявления способностей к анализу и синтезу, логике, абстрагированию; - определению умственных способностей.

2 Тест Гилфорда - для измерения социального интеллекта, способности к психоанализу.

3 Тест Равена - для выявления способности к обучению и постоянной работе над собой.

4 Опросник Кеттела (16-РБ) - определяет величины показателей таких как: «общий уровень интеллекта», «уровень развития воображения», «восприимчивость к новому радикализму», «эмоциональная устойчивость», «степень тревожности», «наличие внутренних напряжений», «уровень развития самоконтроля», «степень социальной норми-рованности и организованности», «открытость - замкнутость», «смелость», «отношение к людям», «степень доминирования - подчиненности», «зависимость от группы», «динамичность».

5 Опросник Стефансона - для отображения представления сотрудника о себе как индивидуальности.

6 Бельгийская ИЯ-платформа ГОББр - онлайн опросники iWAM, VSQ и COMET, которые позволяют в итоге: замерить уровень развитости эмоционального интеллекта сотрудника, выявить мотиваторы и ценности сотрудника; определить его социокультурные предпочтения (наглядно показывает подойдет ли сотрудник к корпоративной культуре компании); узнать особенности мышления (позволяет идентифицировать сотрудника с выбранной для него работой); получить информацию о каналах восприятия и сортировки информации.

В результате оценки потенциала необходимо:

• определить круг интересов работника;

• выявить карьерные предпочтения;

• определить степень соответствия качеств работника требованиям планируемой должности;

• установить потребность в обучении.

Источником формирования потенциала работника являются знания, умения, ценности, навыки, т. е. приобретенные способности и возможности, что и подвергается в дальнейшем непосредственной оценки.

Остановим внимание на ценностях сотрудника, которые являются неотъемлемым элементом понятия потенциал. Поскольку очень часто менеджеры совершают одну и ту же ошибку: иерархию мотивов других людей они оценивают, ориентируясь на собственные представления об их значимости. В отличие от мотивов, которые могут меняться в зависимости от ситуации и степени их удовлетворения, ценности человека куда более устойчивы. Ценности определяют для человека значимость тех или иных явлений. С самого начала нужно понять, что заставляет сотрудника делать те или иные вещи, совершать поступки? [3].

Чтобы самостоятельно управлять ценностями, необязательно заниматься громоздкими исследованиями. Достаточно подготовить анонимные анкеты, раздать их сотрудникам, а затем проанализировать результаты. Наиболее подходящей для такого исследования является методика "Рейтинг ценностнопотребностных ориентаций персонала". Она достаточно проста как в использовании, так и при обработке данных. Если же нет необходимости в проведении групповых исследований следует обратить внимание на методику ценностных ориентаций М. Рокича, представляющую собой вариант распространенных опросников, применяемых в рамках общей пси-

ходиагностики личности. Однако необходимо понимать, что опросники подразумевают некоторые отклонения в достоверности полученных результатов и опыт прохождения человеком подобных тестов. И то, и другое влияет на результат тестирования. Широко применяемая технология интервьюирования - интервью по компетенциям - поможет специалисту по подбору персонала в рамках идентификации личностных компетенций также определить и ценностную направленность личности кандидата [4].

Задача HR-менеджера в современной организации состоит в том, чтобы предоставить работнику возможность удовлетворить его личные потребности в самореализации в обмен на качественно выполненную работу. При использовании ценностного подхода, который в современном обществе становится все более востребованным, компания должна помочь осознать и оценить те достоинства, которые предоставляет человеку работа, и что без труда конкретного человека невозможно было бы достичь результатов, которых добился коллектив [5]. Чтобы данное соотношение работало, необходимо проводить как в целом оценку потенциала работников, так и его ценностей, которые являются неотъемлемой частью потенциала.

Библиографические ссылки

1. Мурзина Т. Г. Особенности управления временем по тендерному признаку [Электронный ресурс]. Sci - Article. - 2015 - № 24. - Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php7i =1429812139.

2. Мурзина Т. Г. Информационные технологии в управлении персоналом. Сборник научных трудов III Международной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине». - Изд-во: Томск - 2016.

3. Тюличева Л. Д. Понятийное пространство категории "трудовой потенциал". Дискуссия. 2012. № 10.

4. Науменко Н. Н. Власть денег. [Электронный ресурс]. Апрель-май 2009 - № 17. - Режим доступа: http://www.management.com.ua/notes/vd_81.html.

5. Нестеренко И. С. Ценностный подход к управлению персоналом организации: сущность и тенденции, 2016.

© Нестеренко И. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.