Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018
УДК37.01:[14+17.02] (Основы образования. Теоретические основы. Философские основы и др.
Философские системы и концепции. Сущность нравственности. Проблемы нравственности)
ЦЕННОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ К КОНСТРУИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
© 2018 А.И. Салов, С.Л. Фролова
Салов Александр Игоревич, кандидат педагогических наук, доцент, ректор. E-mail: salovalex69@mail. ru Фролова Светлана Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры воспитательных систем.
E-mail: slfrolova@gmail.com
ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления». Москва, Россия
Статья поступила в редакцию 30.03.2018
В статье актуализируется проблема формирования этического мировоззрения учителя, решение которой видится авторам в контексте решения задачи конструирования содержания процесса формирования этического мировоззрения педагога в рамках повышения квалификации. Представлены пути преодоления трудности такого конструирования, суть которой заключается в том, что если программы повышения квалификации учителя разрабатываются на основе компетентностного подхода, то содержание процесса формирования этического мировоззрения педагога, ядро которого образуют базовые ценности как «ценности ценностей», не может быть сконструировано только на основе компетентностного подхода. Представлены результаты поиска ответа на вопрос: «Какой подход должен главенствовать при конструировании содержания процесса формирования этического мировоззрения учителя?», позволившие обосновать, что ценностный подход к конструированию содержания процесса формирования этического мировоззрения учителя в процессе повышения квалификации главенствует над компетентностным подходом. Показано конструирование содержания процесса формирования этического мировоззрения учителя с привлечением ценностного и компетентностного подходов на примере программы «Формирование и диагностика нравственных ценностей в учебной и внеучебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО». Приведены планируемые результаты обучения учителей в форме «знать» и «уметь» в ходе формирования этического мировоззрения педагогов в процессе повышения квалификации. Ключевые слова: учитель, этическое мировоззрение, структура, ценностный подход, компетентностный подход, содержание, формирование, конструирование, повышение квалификации учителя, программа, знания, умения.
Важной социально-педагогической проблемой в условиях современной реальности представляется формирование этического мировоззрения учителя. Ее решение способствует становлению системы ценностей педагога, проясняющих ему собственное место в окружающем мире в целом и в педагогической действительности в особенности.
Ранее одним из авторов данной статьи было дано определение этического мировоззрения учителя и обоснована его структура. Этическое мировоззрение учителя есть -
«...система "ценностей ценностей" как предельных смыслов жизни и деятельности, находящихся на устремленной в нравственно-ценностную действительность вертикали этического сознания; определяющих понимание мира как его образа в культуре; передающих по цепи своих смыслов морально-этические прин-
ципы, ориентирующие педагога на создание нравственно-ценностного пространства; выступающих в форме ориентиров на пути движения к нравственным идеалам, на вершине которых находится идеал "человека Человечества", выражающий отношение к миру и к подлинной нравственно-ценностной действительности, к самому себе» [1, с. 267].
Структурными компонентами этического мировоззрения учителя -
«...являются ценности, морально-этические принципы и нравственные идеалы, которые в своем единстве и взаимосвязи определяют понимание мира, образ которого запечатлен в культуре; понимание подлинной, нравственно-ценностной действительности и своего места в ней; отношение педагога к миру и к такой действительности, к самому себе. ... <...> ... Ценности как осознанные смыслы жизни в статусе
«ценностей ценностей» передают по своей цепи морально-этические принципы (второй компонент этического мировоззрения учителя), разворачиваются в образ, каким является нравственный идеал (третий компонент этического мировоззрения учителя)» [2, с. 183-184].
Решение проблемы формирования этического мировоззрения учителя связано с решением многообразных задач, одной из которых является задача конструирования содержания процесса формирования этического мировоззрения учителя в процессе повышения квалификации.
Содержание процесса формирования этического мировоззрения учителя, внутренним механизмом развития которого является этическое мышление, раскрывается сквозь призму содержания категории «этическое мировоззрение учителя», содержания структурных компонентов такого мировоззрения педагога и содержания понятия «опыт ценностно-ориентационной деятельности».
При конструировании содержания процесса формирования этического мировоззрения учителя мы столкнулись с трудностью, суть которой заключается в том, что если программы повышения квалификации учителя, которые реализуются в Академии социального управления разрабатываются на основе компетентностного подхода, то содержание процесса формирования этического мировоззрения учителя, ядро которого образуют базовые ценности как «ценности ценностей» и компонентами которого являются ценности, морально-этические принципы и идеалы, не может быть сконструировано только на основе компетентностного подхода. В содержании образования, в нашем случае, в содержании процесса формирования этического мировоззрения учителя, «на уровне учебного предмета (программы повышения квалификации учителя. - А.С., С.Ф.) оно (содержание. - А.С., С.Ф.) не только излагается в научных трудах по методике преподавания отдельных предметов (программ. - А.С., С.Ф.), но и воплощается в нормативных материалах - программах» [3, с. 18], в которых закладываемый результат повышения квалификации учителя представляется в форме «знать», «уметь». Естественно, на уровне учебного материала реализуемых в Академии социального управления программ повышения квалификации учителя возможно представить результат в форме «знать», «уметь», что и делается преподавателями Академии, обучающими учителей по той или иной программе и решающими задачу формирования этического мировоззре-
ния педагогов. Главным в этом аспекте является формирование этического мировоззрения учителя в процессе повышения квалификации. Результат чего по определению не может быть представлен в той форме, как это предписывается компетентностным подходом к содержанию процесса повышения квалификации учителя.
Стандарты не фиксируют результаты в форме «знать» (например, учитель знает виды мировоззрения, предмет и основной вопрос мировоззрения и др.), «уметь» (например, учитель умеет создавать нравственно-ценностное педагогическое пространство как воспитательное пространство, осуществлять нравственную оценку такого пространства по критерию находящихся на вертикали его этического сознания «ценностей ценностей», являющихся внеситуативной опорой такой оценки, и др.), не позволяют ответить на вопрос: с чего начинать: со знаний, умений, способов деятельности, или с чего-то другого? Это и есть вопрос, на который необходимо найти ответ. Содержание этого ответа должно строиться с учетом того, что ядро этического мировоззрения учителя образуют ценности, являющиеся и первым его компонентом, ибо как осознанные смыслы жизни в статусе «ценностей ценностей» они передают по своей цепи морально-этические принципы (второй компонент этического мировоззрения учителя), разворачиваются в образ, каким является нравственный идеал (третий компонент этического мировоззрения учителя).
Ответ на поставленный вопрос мы находим у В.Н. Сагатовского, который, представив философские основы мировоззрения, способного дать «Ответ на Вызов современной эпохи: философию развивающейся гармонии как основу ан-тропокосмистского ноосферного мировоззрения» [4, с. 275], указывает, что -
«...в сфере формирования человека необходимо осознать, что самые мощные знания и умения еще не создают субъекта, соответствующего человеческому образу. В основу образования должны быть положены ценности, по отношению к которым знания и умения - рычаги, средства. Человек, который органически сумеет соединить в себе ответственность, чувство меры, открытость трансценденции (духу) со свободной игрой творческих экзистенциальных сил, соединить надежность и радость - вот суть этого образа» [4, с. 284].
Поиск ответа на поставленный вопрос по определению приводит к новому вопросу: «Какой подход должен главенствовать при конструировании содержания процесса формирования этического мировоззрения учителя?» Ответ на этот
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018
вопрос лежит на поверхности - ценностный подход. В статье мы не раскрываем положения ценностного подхода. Заметим только, что положения ценностного подхода применительно к конструированию содержания педагогического образования раскрыты в работах И.И. Калины [5], В.П. Бездухова [6].
Согласно В.П. Бездухову, ценностный подход к содержанию педагогического образования «связан с отбором и реализацией ценностей, которые освящают выбор умений, способов деятельности, осуществление которых не может не затрагивать интересов другого человека» [6, с. 206].
Не смотря на то, что В.П. Бездухов не указывает на назначение ценностного подхода к конструированию содержания педагогического образования, а ведет речь лишь о том, что он связан с отбором и реализацией ценностей, мы полагаем, что назначением такого подхода к конструированию содержания процесса формирования этического мировоззрения учителя является отбор и реализация не только ценностей, но и формирование нравственных идеалов, которые обладают значением ценностей. Идеал, пишет М.С. Каган, «обладает для субъекта ценностью» [7, с. 186].
Не раскрывая положения компетентностного подхода к конструирования содержания педагогического образования, заметим, что ценностный подход к конструированию содержания процесса формирования этического мировоззрения учителя главенствует над компетентно-стным подходом. В отличие от компетентност-ного подхода, который, как подчеркивает В.П. Бездухов, «ведет к недооценке этического, морального знания, следствием которой может стать утрата уважения к такому знанию <...> выхолащивает из содержания педагогического образования ценностную компоненту, не позволяя тем самым в полной мере развивать способность будущего учителя (учителя. - А.С., С.Ф.) к оцениванию результатов деятельности по критерию нравственного развития учащегося, к достижению успеха в нравственной деятельности, к моральной рефлексии, к выражению ценностного отношения, к педагогическим фактам и явлениям и т.д.» [6, с. 206], ценностный подход «возвращает» «не замечаемые» компетентностным подходом ценности в содержание процесса формирования этического мировоззрения учителя. Заметим, что положения компетентностного подхода к конструированию содержания образования в целом и педагогического образования в
частности раскрыты в работах А.А. Вербицкого [8; 9; 10], А.А. Вербицкого и О.Г. Ларионовой [11], Н.С. Бондаревой [12], Т.Г. Губайдуллиной [13], И.А. Морозовой [14], А.И. Лаврова [15], В.П. Лукьяненко [15; 16] и др.
Покажем, как мы конструируем содержание процесса формирования этического мировоззрения учителя с учетом обозначенной выше трудности. Мы показываем на примере такой программы, как «Формирование и диагностика нравственных ценностей в учебной и внеучеб-ной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
Мы конструируем содержание процесса формирования этического мировоззрения учителя в рамках компетенций, дополняя запланированные результаты в форме «знать» и «уметь».
Планируемые результаты обучения учителей в форме «знать» и «уметь» в ходе формирования этического мировоззрения педагогов в процессе повышения квалификации следующие.
Учитель должен знать:
1. Содержание понятий «мировоззрение», «моральное мировоззрение», «этическое мировоззрение»; логические основы, функции, предмет и основной вопрос мировоззрения; особенность, суть и назначение этического мировоззрения учителя, структуру этического мировоззрения педагога (ПК3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в учебной и вне-учебной деятельности). Данное знание находится в структуре запланированных ранее результатов - знать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. Это знание вычленено нами на уровне учебного материала модуля базовой части содержания программы «Формирование нравственных ценностей обучающихся как приоритетное направление государственной образовательной политики в Российской Федерации»; на уровне темы «Педагогическая мастерская как эффективное средство формирования нравственных ценностей и идеалов обучающихся в учебной и вне-учебной деятельности» модуля 3 «Технологические основы формирования нравственных ценностей и идеалов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» профильной части содержания программы.
2. Базовые ценности как «ценности ценностей», образующие ядро этического мировоззрения учителя. (ПК3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития
личности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности). Знание о базовых ценностях находится в структуре запланированных ранее результатов - знать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. Это знание вычленено нами на уровне учебного материала модуля базовой части содержания программы «Формирование нравственных ценностей обучающихся как приоритетное направление государственной образовательной политики в Российской Федерации»; на уровне темы «Программа воспитания как инструмент реализации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательной организации» модуля 1 «Программный подход к духовно-нравственному воспитанию обучающихся» профильной части содержания программы; на уровне темы «Использование возможностей образовательной среды в целях формирования нравственных ценностей и идеалов обучающихся» модуля 2 «Организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся» профильной части содержания программы.
3. Содержание понятий «пространство подлинности», «нравственно-ценностное педагогическое пространство» (ПК-4 - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов). Знание о содержании данных понятий находится в структуре запланированных ранее результатов - знание возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Это знание вычленено нами на уровне учебного материала темы «Разработка модели образовательной среды, интегрирующей урочную и внеурочную деятельность обучающихся» модуля 2 «Организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся» профильной части содержания программы.
4. Ориентирующие учителя на создание нравственно-ценностного педагогического пространства морально-этические принципы (ПК3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности). Знание о морально-этических принципах находится в структуре запланированных ранее результатов -знать задачи воспитания и духовно-
нравственного развития личности обучающихся. Это знание вычленено нами на уровне учебного материала модуля базовой части содержания программы «Формирование нравственных ценностей обучающихся как приоритетное направление государственной образовательной политики в Российской Федерации»; на уровне тем «Средовой, интегративный и деятельностный подходы к формированию нравственных ценностей и идеалов, обучающихся в урочной и внеурочной деятельности», «Использование возможностей образовательной среды в целях формирования нравственных ценностей и идеалов обучающихся» модуля 2 «Организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся» профильной части содержания программы.
5. Философские смысложизненные, личностные смысложизненные, общественные смысло-жизненные идеалы (ПК-7 - способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности). Знание об идеалах находится в структуре запланированных ранее результатов - знать методы организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей. Это знание вычленено нами на уровне учебного материала модуля базовой части содержания программы «Формирование нравственных ценностей обучающихся как приоритетное направление государственной образовательной политики в Российской Федерации»; на уровне тем «Традиционные и инновационные технологии и методики формирования нравственных ценностей и идеалов обучающихся», «Описание эффективных методов или технологий в целях формирования нравственных ценностей и идеалов обучающихся» модуля 3 «Технологические основы формирования нравственных ценностей и идеалов, обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» профильной части содержания программы.
6. Внеситуативную опору нравственной оценки нравственно-ценностного педагогического пространства (ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики). Знание о внеситуативной опоре нравственной оценки нравственно-ценностного педагогического пространства находится в структуре запланированных ранее результатов -знать современные методы и технологии обучения и диагностики. Это знание вычленено нами
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018
на уровне учебного материала тем «Гуманитарный и герменевтический подходы к педагогической диагностике», «Эффективные методы и методики диагностики нравственных ценностей и идеалов обучающихся», «Программа диагностики нравственных ценностей и идеалов обучающихся» модуля 4 «Диагностика нравственных ценностей и идеалов обучающихся» профильной части содержания программы.
Учитель должен уметь:
1. Сообразно известным образцам ценностно-ориентационной деятельности с использованием репродуктивного метода обучения предъявлять учащимся известные способы производства, потребления и реализации ценностей (ПК3 -способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности). Это умение находится в структуре запланированных ранее результатов - уметь решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Это умение формируется в процессе освоения учителем учебного материала модуля, представленного в базовой части содержания программы «Формирование нравственных ценностей обучающихся как приоритетное направление государственной образовательной политики в Российской Федерации»; в процессе изучения тем «Педагогическая мастерская как эффективное средство формирования нравственных ценностей и идеалов, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности», «Традиционные и инновационные технологии и методики формирования нравственных ценностей и идеалов обучающихся» модуля 3 «Технологические основы формирования нравственных ценностей и идеалов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» профильной части содержания программы. (Опыт осуществления ценностно-ориентационной деятельности в форме известных ее образцов).
2. Решать спонтанно возникающие в урочное и во внеурочное время этические ситуации и нравственные задачи (ПК3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики). (Опыт творческой ценностно-ориентационной деятельности). Данное умение находится в структуре запланированных ранее результатов - уметь решать задачи
воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, уметь применять современные методы и технологии обучения и диагностики. Это умение формируется в процессе освоения учителем учебного материала, представленного в модуле базовой части содержания программы «Формирование нравственных ценностей обучающихся как приоритетное направление государственной образовательной политики в Российской Федерации»; в процессе изучения темы «Разработка плана воспитательной работы в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания обучающихся» модуля 1 «Программный подход к духовно-нравственному воспитанию обучающихся» профильной части содержания программы.
3. Создавать нравственно-ценностное педагогическое пространство (ПК-4 - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов). Данное умение находится в структуре запланированных ранее результатов - уметь использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов. Это умение формируется в процессе освоения учителем учебного материала, представленного в темах «Использование возможностей образовательной среды в целях формирования нравственных ценностей и идеалов обучающихся», «Разработка модели образовательной среды, интегрирующей урочную и внеурочную деятельность обучающихся» модуля 2 «Организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся» профильной части содержания программы. (Опыт творческой ценностно-ориентационной деятельности).
4. Осуществлять на основе внеситуативной опоры нравственную оценку созданного нравственно-ценностного педагогического пространства (ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики). Данное умение находится в структуре запланированных ранее результатов - уметь применять современные методы и технологии обучения и диагностики. Это умение формируется в процессе освоения учителем учебного материала, представленного в темах «Использова-
ние возможностей образовательной среды в целях формирования нравственных ценностей и идеалов обучающихся», «Разработка модели образовательной среды, интегрирующей урочную и внеурочную деятельность обучающихся» модуля 2 «Организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся» профильной части содержания программы; в темах «Эффективные методы и методики диагностики нравственных ценностей и идеалов обучающихся», «Программа диагностики нравственных ценностей и идеалов обучающихся» модуля 4 «Диагностика нравственных ценностей и идеалов обучающихся». (Опыт осуществления оценочного и ценностного отношения).
5. Интерпретировать различные ситуации, в которых находит отражение столкновение добра и зла, верности и вероломства и др., осуществлять предшествующую оценке категоризацию проблемных нравственных ситуаций (ПК-2 -способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики). Данное умение находится в структуре запланированных ранее результатов - уметь решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося в учебной и внеучебной деятельности. Это умение формируется в процессе освоения учителем учебного материала, пред-
ставленного в теме «Программа воспитания как инструмент реализации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательной организации» модуля 1 «Программный подход к духовно-нравственному воспитанию обучающихся» профильной части содержания программы; в теме «Программа диагностики нравственных ценностей и идеалов обучающихся» модуля 4 «Диагностика нравственных ценностей и идеалов обучающихся» (Опыт творческой ценностно-ориентационной деятельности, опыт осуществления оценочного и ценностного отношения).
Итак, все модули программы и темы данных модулей в той или иной мере обладают возможностями в формировании этического мировоззрения учителя. Однако тот или иной модуль или та или иная тема модуля в большей мере, чем другие модули и темы модулей ориентированы на формирование опыта познавательной деятельности, опыта морального познания или опыта осуществления ценностно-ориентаци-онной деятельности в форме известных образцов. Отметим, что в процессе формирования этического мировоззрения учителя используются широко практикуемые в системе повышения квалификации учителей формы и методы обучения.
1. Салов А.И. Вертикаль этического сознания учителя как ядра его этического мировоззрения // Мир психологии. 2016. №4(88). С. 262-268.
2. Салов А.И. О структуре этического мировоззрения учителя // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.5. №3 (16). С. 181-184.
3. Краевский, В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., Педагогическое общество России, 2001. 36 с.
4. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. Ч. 3. Антропология. СПб., Петрополис, 1999. 288 с.
5. Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования. М., Дрофа, 2011. 303 с.
6. Бездухов В.П. Ценностный подход к содержанию педагогического образования // Методология педагогики в контексте современного научного знания: сб. науч. тр. Международной научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.В. Краевского (22 сентября 2016 г.) / ред.-сост. А.А. Мамченко. М., ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. С. 203-209.
7. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
8. Вербицкий А.А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 2. С. 103-111.
9. Вербицкий А.А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 3. С. 29-34.
10. Вербицкий А.А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Педагогика и психология образования. 2012. № 2. С. 52-60.
11. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., Логос, 2017. 335 с.
12. Бондарева Н.С. Компетентностный подход в системе современного педагогического образования // Kant. 2017. № 2 (23). С. 14-16.
13. Губайдуллина Т.Г. Компетентностный подход в образовании // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 20. С. 78-84.
14. Морозова И.А. Особенности реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 4. С. 27-31.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018
15. Лавров А.И. Компетентностный подход в образовании и проблемы его реализации в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-3. С. 139-148.
16. Лукьяненко В.П. Компетентностный подход: оценка эффективности с позиций методологического анализа // Народное образование. 2016. № 1. С. 18-27.
17. Лукьяненко В.П. Компетентностный подход: проблемы реализации с позиций методологического анализа // Педагогика. 2016. № 9. С. 14-24.
VALUABLE AND COMPETENT APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF THE CONTENT OF THE PROCESS OF FORMING THE ETHICAL OUTLOOK OF THE TEACHER
© 2018 A.I. Salov, S.L. Frolova
Alexander I. Salov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector. E-mail: salovalex69@mail. ru Svetlana L. Frolova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Educational Systems.
E-mail: slfrolova@gmail.com
Academy of Public Administration. Moscow, Russia
The article actualizes the problem of the formation of the ethical worldview of the teacher, whose solution is seen by the authors in the context of solving the problem of constructing the content of the process of forming the ethical outlook of the teacher within the framework of professional development. The ways of overcoming the difficulty of such a design are presented, the essence of which is that if the teacher's development programs are developed on the basis of a competence approach, the content of the process of forming the ethical worldview of the teacher, the core of which forms the basic values as «values of values», cannot be constructed Only on the basis of the competence approach. The results of the search for the answer to the question «What approach should be used to design the content of the process of formation of the ethical worldview of the teach-er?» Are presented. They allowed us to understand that the value approach to constructing the content of the process of forming the ethical outlook of the teacher in the process of raising the level of qualification dominates the competence approach. It shows the construction of the content of the process of formation of the teacher's ethical outlook with the involvement of the value and competence approaches on the example of the program «Formation and diagnosis of moral values in educational and extracurricular activities in accordance with the requirements of FSES BGE». The planned results of training teachers in the form of «know» and «be able» in the course of forming ethical worldview of teachers in the process of raising skills.
Key words: teacher, ethical world view, structure, value approach, competence approach, content, formation, construction, teacher development, program, knowledge, skills.
1. Salov A.I. Vertikal eticheskogo soznaniya uchitelya kak yadra ego eticheskogo mirovozzreniya (The vertical of the ethical consciousness of the teacher as the core of his ethical outlook). Mir psikhologii. 2016. №4(88). S. 262-268.
2. Salov A.I. O strukture eticheskogo mirovozzreniya uchitelya (On the structure of the ethical outlook of the teacher). Baltiyskiygumanitarnyyzhurnal. 2016. T.5. №3 (16). S. 181-184.
3. Krayevskiy V.V. Soderzhaniye obrazovaniya: vpered k proshlomu (Educational content: forward to the past). M., Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii. 2001. 36 s.
4. Sagatovskiy V.N. Filosofiya razvivayushcheysya garmonii (filosofskiye osnovy mirovozzreniya) (The philosophy of developing harmony (the philosophical foundations of the world outlook)): v 3 ch. Ch. 3. Antropologiya. SPb., Pe-tropolis. 1999. 288 s.
5. Kalina I.I. Aksiologicheskiye osnovaniya modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya (Axiological foundations of the modernization of pedagogical education). M., Drofa. 2011. 303 s.
6. Bezdukhov V.P. Tsennostnyy podkhod k soderzhaniyu pedagogicheskogo obrazovaniya (Value approach to the content of teacher education). Metodologiya pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znaniya: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii. posvyashchennoy 90-letiyu so dnya rozhdeniya V.V. Krayevskogo (22 sentyabrya 2016 g.) / red.-sost. A.A. Mamchenko. M., FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO». 2016. S. 203-209.
7. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennosti (Philosophical theory of value). SPb., TOO TK «Petropolis». 1997. 205 s.
8. Verbitskiy A.A. Kompetentnostnyy podkhod: problemy i usloviya realizatsii (Competence approach: problems and conditions of implementation). Innovatsionnyye proyekty i programmy v obrazovanii. 2009. № 2. S. 103-111.
9. Verbitskiy A.A. Osnovaniya dlya vnedreniya kompetentnostnogo podkhoda v obrazovaniye (Grounds for introducing a competence approach to education). Munitsipalnoye obrazovaniye: innovatsii i eksperiment. 2009. № 3. S. 29-34.
10. Verbitskiy A.A. Problemnyye tochki realizatsii kompetentnostnogo podkhoda (Problem points of implementation of the competence approach). Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2012. № 2. S. 52-60.
11. Verbitskiy A.A., Larionova O.G. Lichnostnyy i kompetentnostnyy podkhody v obrazovanii: problemy integratsii (Personality and competence approaches in education: problems of integration). M., Logos. 2017. 335 s.
12. Bondareva N.S. Kompetentnostnyy podkhod v sisteme sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya (Competence approach in the system of modern pedagogical education). Kant. 2017. № 2 (23). S. 14-16.
13. Gubaydullina T.G. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii (Competence approach in education). Obucheniye i vospitaniye: metodiki i praktika. 2015. № 20. S. 78-84.
14. Morozova I.A. Osobennosti realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v professionalnom obrazovanii (Features of the implementation of the competence approach in vocational education). Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. 2014. № 4. S. 27-31.
15. Lavrov A.I. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii i problemy ego realizatsii v obrazovatelnom protsesse (Competence approach in education and problems of its implementation in the educational process). Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015. № 48-3. S. 139-148.
16. Lukianenko V.P. Kompetentnostnyy podkhod: otsenka effektivnosti s pozitsiy metodologicheskogo analiza (Competence approach: assessment of effectiveness from the standpoint of methodological analysis). Narodnoye obrazovaniye. 2016. № 1. S. 18-27.
17. Lukianenko V.P. V.P. Kompetentnostnyy podkhod: problemy" realizacii s pozicij metodologicheskogo analiza (Competence approach: problems of implementation from the standpoint of methodological analysis). Pedagogika. 2016. № 9. S. 14-24.