Научная статья на тему 'Ценностные жизненные ориентации студентов университета физической культуры как фактор, определяющий способности к педагогической деятельности'

Ценностные жизненные ориентации студентов университета физической культуры как фактор, определяющий способности к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL TRAINING OF A TEACHER / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / PERSONAL STUDENTS' QUALITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / PEDAGOGICAL PROFESSION / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / LIFE VALUES / ОТРЯДНЫЕ ВОЖАТЫЕ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ / LEADERS OF CHILDREN GROUPS IN CHILDREN CAMPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев В.С., Левченко А.А.

В статье представлена сравнительная характеристика жизненных ценностей разных групп студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Установленные различия в уровне значимости ряда жизненных ценностей указывают на необходимость и пути коррекционной работы в процессе подготовки к практике в качестве отрядных вожатых детских лагерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев В.С., Левченко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE LIFE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION AS A FACTOR DEFINING ABILITIES TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY

A comparative characteristic of life values of different student groups of Kuban state university of physical education, sport and tourism is revealed in the article. Differences set in the range of the importance of life values point to the necessity and the ways of correctional work in the process of preparing for the practice as leaders of children groups in children camps.

Текст научной работы на тему «Ценностные жизненные ориентации студентов университета физической культуры как фактор, определяющий способности к педагогической деятельности»

THE ROLE OF THE PHILOSOPHY IN THE SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION FOR SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

L. Bitarova, Senior Teacher, E. Mishustina,a Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

The article is devoted to philosophical problems in the humanitarian education of specialists in the field of physical education and sport, to the role which philosophy plays in the forming professional competence. The elaboration of a person-oriented paradigm of modern higher vocational education is exemplified in the article.

Key words: higher vocational education, humanization, humanitarianization, inculturation, anthropological centralism, paradigm, scientism, antiscientism, technocratism, axiology, humanist personality.

ЦЕННОСТНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СПОСОБНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преподаватель В. С. Матвеев, преподаватель А. А. Левченко Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В статье представлена сравнительная характеристика жизненных ценностей разных групп студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Установленные различия в уровне значимости ряда жизненных ценностей указывают на необходимость и пути коррекцион-ной работы в процессе подготовки к практике в качестве отрядных вожатых детских лагерей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, личностные качества студентов, педагогическая профессия, жизненные ценности, отрядные вожатые детских лагерей.

Введение. В процессе профессиональной подготовки трансформация целей, задач и содержания обучения сопровождается изменением требований к личностным качествам студентов. Многие черты личности обучающихся, которые благоприятствуют обучению в вузе, могут стать помехой в последующей практической работе педагога.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о наличии трех основных уровней развития морального суждения: «доконвенционального», т. е. игнорирующего традиции и социальные требования, «конвенционального» - основанного на договоренности людей между собой о правилах поведения, и «постконвенционального» - ори-

ентированного на высокие нравственные принципы, которые могут и не поддерживаться обществом в целом. Оказалось, данные научно-методической литературы свидетельствуют о том, что большинство людей находится на конвенциональном уровне морального развития, дети и правонарушители - на доконвенциональном и лишь некоторые этически развитые люди, имеющие альтруистическую профессию, могут достигать уровня постконвенционального (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 2001). Педагоги, как правило, относятся к последнему уровню, однако закономерно возникает вопрос о степени их соответствия высшему уровню жизненных ценностей.

С позиций теории психоанализа человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, личностные ориентации по отношению к другим людям, которых и придерживается впоследствии:

- движение к людям, когда главным является любовь со стороны других, а все остальные цели подчинены желанию ее заслужить;

- движение против людей, при котором господствует «философия джунглей»: жизнь есть непрекращающаяся борьба за существование, в том числе и с другими людьми;

- движение от людей, характеризующееся потребностью в независимости и неприкосновенности, отвращаю-

щей от всякого проявления борьбы, но одновременно препятствующей адаптации человека (Г. Крайг, 2000).

Педагогическая профессия является одним из распространенных вариантов «вертикального» взаимодействия во всех его формах, включая психотерапевтические и тренин-говые группы, особенностью которого является тот факт, что лидер обладает информацией и в силу этого особыми социальными функциями по отношению к другим членам группы. «Вертикальность» всегда присутствует при передаче опыта (знаний, умений, навыков, общечеловеческой культуры, национальных ценностей и т. д.) одним человеком другому; она включена в любой стиль индивидуальной педагогической деятельности (Е. А. Климов, 2000).

Обнаружена связь между предпочтением педагогического стиля и Я-концепцией человека. Так, автократический стиль чаще присущ людям, не принимающим и не знающим себя, характеризуется закрытостью для критики, обидчивостью, эмоциональной ригидностью. И напротив, педагоги, придерживающиеся демократического стиля, как правило, обладают позитивной Я-концепцией, открыты и дружелюбны, способны выдержать критику, обладают

самоиронией и готовы к самоизменению, что и составляет жизненные ценности будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Известны семь основных центраций, каждая из которых может доминировать в педагогической деятельности: эгоистическая, бюрократическая, конфликтная (на интересах коллег), авторитетная (на родителях, учащихся), познавательная (на требованиях обучения и воспитания), альтруистическая (на потребностях учащихся), гуманистическая (на проявлениях своей сущности и сущности других людей). Именно центрация определяет способ и успешность наставнической деятельности (Е. А. Климов, 2000).

Целью нашего исследования являлось сравнительное изучение жизненных ценностей разных групп студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Методика. В исследовании применялся морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ ) - форма С (В. Ф. Сопов, 2002). В данном тесте, включающем 60 утверждений, применяется пятибалльная шкала уровня значимости желаний и стремлений, побуждающих к определенным

Таблица

Уровень выраженности жизненных ценностей у студентов трех групп (М ± т)

Номер утверждения по МТЖЦ Группы t

1 (п=30) 2 (п=34) 3 (п=51) группы

1-3 2-3 1-2

1 2 3 4 5 6 7

7. Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему (балл) 3,33 ± 0,22 2,58 ± 0,16 3,14 ± 0,17 0,72 1,89 0,90

10. Быть лидером в моей семье (балл) 3,80 ± 0,18 3,30 ± 0,20 2,92 ± 0,16 3,67 1,49 1,87

12. Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением моих авторитетов (балл) 3,63 ± 0,18 2,61 ± 0,19 2,88 ± 0,17 3,10 1,07 3,95

19. Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость (балл) 3,67 ± 0,17 3,58 ± 0,18 2,96 ± 0,18 2,91 2,44 0,37

25. Чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение (балл) 3,90 ± 0,18 4,42 ± 0,12 3,71 ± 0,14 0,85 3,84 2,46

27. Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры (балл) 3,57 ± 0,18 3,76 ± 0,15 3,11 ± 0,18 1,82 2,79 0,82

32. Чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами (балл) 3,70 ± 0,15 3,35 ± 0,14 3,96 ± 0,09 1,44 3,51 1,65

35. Занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение (балл) 3,97 ± 0,13 4,31 ± 0,11 3,87 ± 0,14 0,49 2,45 2,02

36. Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность (балл) 3,93 ± 0,14 4,09 ± 0,15 4,30 ± 0,11 2,00 1,10 0,78

39. Придумывать новые упражнения для физической разминки (балл) 3,70 ± 0,17 2,94 ± 0,20 3,02 ± 0,16 2,84 0,32 2,84

40. Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах (балл) 3,38 ± 0,26 2,59 ± 0,18 2,34 ± 0,17 3,38 1,02 2,52

43. Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния (балл) 4,03 ± 0,16 4,59 ± 0,10 4,02 ± 0,14 0,06 3,40 2,97

51. Не говорить с умыслом неприятных вещей (балл) 3,73 ± 0,20 2,97 ± 0,22 3,87 ± 0,17 0,51 3,27 2,58

52. Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (балл) 3,83 ± 0,16 3,19 ± 0,19 3,62 ± 0,16 0,95 1,79 2,63

58. Тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте (балл) 3,50 ± 0,30 2,97 ± 0,18 2,69 ± 0,18 3,03 1,10 1,95

59. Не завидовать удаче других (балл) 3,53 ± 0,24 3,22 ± 0,18 3,78 ± 0,17 0,85 2,24 1,05

44

№4 • 2008

действиям. Обследовались три группы студентов: 1 группа - студенты 2 курса специальности «Физическая культура и спорт» (30 человек), 2 группа (34 студента) - студенты 2 курса специальности «Педагог-психолог», 3 группа (51 человек) - студенты университета старших курсов, прошедшие обучение в школе вожатых по разработанной нами программе и работавшие 2-3 года в качестве вожатых в детских лагерях.

Результаты. Согласно полученным данным, представленным в таблице, студенты первой группы отличались от учащихся второй и третьей повышенным стремлением к совпадению их общественно-политических взглядов с мнением значимых людей (утверждение № 12), придумыванию новых упражнений для физической разминки (№ 39), прекращению что-то делать при неуверенности в своих силах (№ 40), трате значительно большего количества времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте (№ 58). Выше, чем у студентов третьей группы, выявлен уровень стремления лидировать в семье (№ 10) и демонстрирования своей спортивной подтянутости (№ 19). По сравнению со студентами второй группы они меньше испытывают внутренний протест, когда их просят оказать услугу (№ 52).

Студенты второй группы, по сравнению с учащимися первой и третьей, имели более высокий уровень ориента-ций на то, чтобы увлеченность помогала укрепить материальное положение (№ 25), имели стремление занять такое место в обществе, которое укрепило бы их материальное положение (№ 35), чтобы семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния (№ 43). По отношению к студентам третьей группы у них выявлено более высокое желание, чтобы семейная жизнь исправила недостатки их личности (№ 27). Здесь и далее достоверность различий по 1>критерию Стьюдента установлена на уровне 95%-99%.

Студенты третьей группы, по сравнению со студентами других групп, выше оценивали способности не говорить с умыслом неприятных вещей (№ 19). Они имели по сравнению со второй группой учащихся более высокий уровень ориентации на возможность во время работы общения с сослуживцами (№ 32) и отсутствия зависти к удаче других (№ 59). По сравнению со студентами первой группы обучающиеся из третьей группы на более высоком уровне предпочитали, чтобы увлеченность подчеркивала их индивидуальность (№ 36).

Важное отличие студентов из третьей группы от сту-

дентов из первой и второй - высокая значимость ценности быть полезным для общества («постконвенциальный» уровень).

Степень значимости некоторых ценностей разная у студентов разных групп, что неизбежно в юношеском возрасте (Э. Эриксон, 1996).

В первой группе студентов из 60 пунктов жизненных ценностей нет показателя со средним баллом ниже 3,0.

Во второй группе установлены только четыре ценности, которые получили оценку выше трех баллов: стремление к совпадению общественно-политических взглядов с мнением значимых людей (№ 12), придумывание новых упражнений для физической разминки (№ 39), прекращение что-то делать при неуверенности в своих силах (№ 40) и большие затраты времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте (№ 58).

Заключение. Сравнительный анализ жизненных ценностей трех групп респондентов выявил, что для студентов третьей группы, уже имеющих опыт воспитательной работы, в целом педагогически ориентированные жизненные ценности более значимы по сравнению с младшекурсниками. Выраженная значимость материальных ценностей у студентов второй группы обусловлена, по нашему мнению, не только их эгоцентричностью, но и опасением, что при низком достатке полноценно осуществлять педагогическую деятельность воспитатель не сможет. Установленные различия в уровне значимости ряда жизненных ценностей между студенческими группами указывают на необходимость проведения коррекционной работы в процессе подготовки к практике в качестве отрядных вожатых детских лагерей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов Е. А. Психология: воспитание, обучение: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С.227-236.

2. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

- 980 с.

3. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению: методическое пособие. - Самара: Изд-во СамИКП - СНЦ РАН, 2002.

- 56 с.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2001. - 602 с.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 338 с.

VALUABLE LIFE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION AS A FACTOR DEFINING ABILITIES TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY

V. Matveev, Teacher, A. Levchenco,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

A comparative characteristic of life values of different student groups of Kuban state university of physical education, sport and tourism is revealed in the article. Differences set in the range of the importance of life values point to the necessity and the ways of correctional work in the process of preparing

for the practice as leaders of children groups in children camps.

Key words: professional training of a teacher, personal students' qualities, pedagogical profession, life values, leaders of children groups in children camps.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.