Научная статья на тему 'Исследование отношения магистрантов физкультурного вуза к научно-педагогической практике на основе изучения их личностных диспозиций'

Исследование отношения магистрантов физкультурного вуза к научно-педагогической практике на основе изучения их личностных диспозиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / МАГИСТРАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PRACTICE / MAGISTRATES / PROFESSIONAL PRIORITIES / PERSONAL DISPOSITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грец Ирина Антоновна, Силованова Ирина Михайловна, Мухина Эвелина Владимировна

Профессионально-образовательная программа магистерского уровня в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения позволяет обеспечить базу для подготовки магистрантов в качестве преподавателя и создать условия для приобретения их собственного опыта с целью выработки соответствующего профессионального мышления и мировоззрения. В статье рассмотрено отношение магистрантов физкультурного вуза к научно-педагогической практике на основе изучения их личностных диспозиций. Выявлены приоритеты общечеловеческих ценностей и ценностей, ориентированных на достижение жизненных целей магистрантов, уровень их готовности к участию в научно-педагогической деятельности и профессиональных поведенческих установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грец Ирина Антоновна, Силованова Ирина Михайловна, Мухина Эвелина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of attitude of physical training higher school magistrates to scientific and pedagogical practice based on the study of their personal dispositions

The professional educational program of master level according to the State educational standard of higher education of the third generation allows providing the base for preparation of undergraduates as a teacher and creating the conditions for acquisition of their own experience for the purpose of development of the corresponding professional thinking and outlook. The article considers the attitude of magistrates of physical training higher school to scientific and pedagogical practice based on the study of their personal dispositions. The priorities of human values and values directed on the achievement of magistrates` life purposes, level of their readiness to participation in scientific and pedagogical practice and their professional behavioral attitudes have been identified.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения магистрантов физкультурного вуза к научно-педагогической практике на основе изучения их личностных диспозиций»

Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.

REFERENCES

1. Aldoshin, A.V. (2008), "Pedagogical technology of special physical preparation of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs to fulfillment of fighting problems in the conditions of local conflicts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43, No. 9, pp. 3-7.

2. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

3. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.

4. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Kim John Kil. (2011), “Competence approach to design of the individual educational trajectories of students' physical development”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 35-41.

5. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L., Chistyakov, V.A. (2008), “The organization of process management of sports federation” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 3-9.

6. Severin, N.N. (2012), "Pedagogical conditions necessary for formation of professionalism at employees of state fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 131-134.

7. Starodubtsev, M.P. and Plaksin, A.A. (2012), “Pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bodies to performance of official duties”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 153-156.

8. Schegolev, VA. (2011) "Education and development of personal qualities of students by means of culture and sports", Topical issues of physical training of students: collection of scientific works, publishing house Polytechnic University, St.-Petersburg, pp.154-159.

9. Schegolev, V.A. and Schedrin, Yu.N. (2011), Physical culture and sport as means professional the focused education of student’s youth: monograph, publishing house “SPbSUCMO”, St.-Petersburg, Russian Federation

10. Chistyakov, V.A. (2006), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.

Контактная информация: kirill.grachev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2012.

УДК 378

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ДИСПОЗИЦИЙ

Ирина Антоновна Грец, доктор педагогических наук, профессор,

Ирина Михайловна Силованова, кандидат педагогических наук, доцент,

Эвелина Владимировна Мухина, старший преподаватель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

Профессионально-образовательная программа магистерского уровня в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего по-

коления позволяет обеспечить базу для подготовки магистрантов в качестве преподавателя и создать условия для приобретения их собственного опыта с целью выработки соответствующего профессионального мышления и мировоззрения. В статье рассмотрено отношение магистрантов физкультурного вуза к научно-педагогической практике на основе изучения их личностных диспозиций. Выявлены приоритеты общечеловеческих ценностей и ценностей, ориентированных на достижение жизненных целей магистрантов, уровень их готовности к участию в научнопедагогической деятельности и профессиональных поведенческих установок.

Ключевые слова: научно-педагогическая практика, магистранты, профессиональные приоритеты, личностные диспозиции.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p28-31

RESEARCH OF ATTITUDE OF PHYSICAL TRAINING HIGHER SCHOOL MAGISTRATES TO SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PRACTICE BASED ON THE STUDY OF THEIR PERSONAL DISPOSITIONS Irina Antonovna Grets, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Irina Mikhailovna Silovanova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Evelina Vladimirovna Mukhina, the senior teacher,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The professional educational program of master level according to the State educational standard of higher education of the third generation allows providing the base for preparation of undergraduates as a teacher and creating the conditions for acquisition of their own experience for the purpose of development of the corresponding professional thinking and outlook. The article considers the attitude of magistrates of physical training higher school to scientific and pedagogical practice based on the study of their personal dispositions. The priorities of human values and values directed on the achievement of magistrates' life purposes, level of their readiness to participation in scientific and pedagogical practice and their professional behavioral attitudes have been identified.

Keywords: scientific and pedagogical practice, magistrates, professional priorities, personal dispositions.

ВВЕДЕНИЕ

Научно-педагогическая практика является одним из этапов подготовки студентов к работе в качестве преподавателя средних специальных, высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры, спорта и туризма и предполагает освоение магистрантами разнообразных видов педагогической деятельности. В период прохождения данного вида практики наиболее важными критериями педагогической подготовленности являются личностные и профессиональные приоритеты студентов-магистрантов, которые могут быть установлены с учетом личностных диспозиций на основе использования социологической теории В.А. Ядова (1979). Одной из задач исследования явилось выявление отношения магистрантов к научнопедагогической практике как к одной из составляющих учебно-воспитательного процесса в физкультурном вузе на основе изучения их личностных диспозиций.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе теории саморегуляции социального поведения В. А. Ядова был составлен тестовый комплекс для изучения личностных и профессиональных приоритетов при прохождении научно-педагогической практики магистрантами физкультурного вуза. Комплекс заданий включал три смысловых блока, согласно уровням диспозиционной концепции. Первый блок предполагает выявление диспозиций высшего уровня (общечеловеческих ценностей и ценностей, ориентированных на достижение жизненных целей); второй - направлен на выявление диспозиций среднего уровня (профессиональной готовности к участию в научно-педагогической деятельности и оценки коллектива маги-

странтов); третий - позволяет определить диспозиции низшего уровня (профессиональные поведенческие приоритеты и установки). Респондентами выступили магистранты СГАФКСТ второго года обучения в количестве 20 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Установлено, что среди приоритетов общечеловеческих ценностей магистранты отдают предпочтение здоровью (3,08 балла), счастливой семейной жизни (3,84 балла) и любви (4,08 балла), соответственно. Менее значимыми являются - общественное признание (10,46), жизненная мудрость (10,69), стабильная обстановка в стране (11,69) и удовольствия (12,54 балла). Выявлено, что трудолюбие (5,0 баллов), ответственность (5,23 балла) и исполнительность (5,31 балла) занимают лидирующие позиции среди ценностей, ориентированных на достижение жизненных целей. Честность, независимость, воспитанность, твердая воля и общительность составляют от 7,00 до 7,85 баллов. Менее значимыми приоритетами являются широта взглядов (10,31 балла), умение прощать ошибки, заблуждения (10,69 баллов) и непримиримость к недостаткам в себе и других (12,54 балла). До прохождения научно-педагогической практики средний балл профессиональной готовности магистрантов в умении осуществлять научно-познавательную деятельность составил 3,84 балла; планировании занятий с учетом специфики условий их проведения и контингента обучающихся 3,68 балла; структурировании содержания учебного занятия, творческом подходе к подбору методов и средств управления деятельностью занимающихся 3,94 балла; подборе оптимальных форм проведения занятий и создании комфортных условий для деятельности обучающихся 4,15 балла; управлении своим эмоциональным состоянием, поведением, моделировании педагогических ситуаций и осуществлении продуктивного контакта с учебной аудиторией 3,94 балла (таблица 1); к участию в научно-педагогической деятельности 4,48 балла (таблица 2).

Таблица 1

Значения показателей профессиональной готовности магистрантов к участию в

научно-педагогической практике (личностные диспозиции второго уровня)

№ п/п Компоненты готовности М±т

1. Гностический (умение осуществлять научно-познавательную деятельность: систематизировать, анализировать, актуализировать необходимую в работе информацию) 3,84±0,11

2. Проектировочный (умение планировать занятия с учетом специфики условий их проведения и контингента обучающихся) 3,68±0,17

3. Конструктивно-творческий (умение структурировать содержание учебного занятия, творчески подходить к подбору методов и средств управления деятельностью занимающихся) 3,94±0,20

4. Организаторский (умение подбирать оптимальные формы проведения занятий, создавать комфортные рабочие условия для деятельности обучающихся) 4,15±0,19

5. Коммуникативно-психологический (умение управлять своим эмоциональным состоянием, поведением, моделирование педагогических ситуаций, осуществление продуктивного контакта с учебной аудиторией) 3,94±0,14

Таблица 2

Значения показателей оценки коллектива магистрантов ________(личностные диспозиции второго уровня)_________________________

№ п/п Составляющие оценки М±т

1. Профессиональная заинтересованность магистрантов 4,31±0,13

2. Благоприятный психологический климат в магистерской среде 4,47±0,11

3. Информационно-творческое сотрудничество магистрантов 4,10±0,16

4. Сплоченность магистерского коллектива 3,84±0,19

Установлено, что высший уровень проявления диспозиций в большей степени характерен для гностического (76%) и коммуникативно-психологического компонентов

(81%); средний и низший - проектировочного (46% и 15%) и конструктивно-творческого (44% и 18%) компонентов (таблица 3).

Таблица 3

Значения показателей уровня профессиональных поведенческих приоритетов и ______установок магистрантов (личностные диспозиции третьего уровня)____

Компоненты профессионально-поведенческих установок Уровни проявления компонентов диспозиций (%)

Высший Средний Низший

Гностический (умение осуществлять научно-познавательную деятельность: систематизировать, анализировать, актуализировать необходимую в работе информацию) 76,92 20,00 3,07

Проектировочный (умение планировать занятия с учетом специфики условий их проведения и контингента обучающихся) 38,46 46,15 15,39

Конструктивно-творческий (умение структурировать содержание учебного занятия, творчески подходить к подбору методов и средств управления деятельностью занимающихся) 36,92 44,62 18,44

Организаторский (умение подбирать оптимальные формы проведения занятий, создавать комфортные рабочие условия для деятельности обучающихся) 56,92 38,46 4,62

Коммуникативно-психологический (умение управлять своим эмоциональным состоянием, поведением, моделирование педагогических ситуаций, осуществление продуктивного контакта с учебной аудиторией) 81,54 15,38 3,08

Заключение. Таким образом, полученные данные по выявлению личностных и профессиональных приоритетов магистрантов физкультурного вуза позволят разработать модель прохождения научно-педагогической практики, которая предполагает наличие ознакомительного, учебно-методического, научно-исследовательского, учебновоспитательного, физкультурно-оздоровительного разделов работ с целью совершенствования профессионального уровня подготовки студентов.

Контактная информация: sim-seliger@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2012.

УДК 796.922

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Александр Викторович Гурский, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

Исследование ведущих параметров двигательных действий лыжника-гонщика в соревновательных условиях с последующим определением модельного уровня их развития для достижения прогнозируемой скорости передвижения позволяет определить недостаточный уровень развития ведущих параметров, что является резервом для роста спортивного мастерства. Причин недостаточного уровня двигательных действий может быть множество. Мы попытались найти некоторые из них и предложить комплексы упражнений для их развития. Сопоставление фактического и модельного уровня развития ведущих параметров двигательного действия позволяет определить пути воздействия для их развития, то есть разработать педагогическую программу тренировочных нагрузок.

Ключевые слова: спортивная тренировка, модельный уровень развития, ведущие параметры двигательного действия в скользящем шаге у лыжников-гонщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.