УДК 796.011
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, АДАПТИРОВАННОГО К СОВРЕМЕННОМУ ЖИЗНЕННОМУ МИРУ, СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Селищева, Ямальский нефтегазовый институт, г. Новый Уренгой. Контактная информация для переписки: selishcheva@mail.ru
В мире стремительных изменений всех сфер жизни уровень обновления методов воспитания подрастающего поколения не соответствует темпам развития современного жизненного мира, на что указывают результаты проведенного анкетирования студентов.
в ходе анкетирования обозначились характерные черты, присущие современной молодежи, которые могут привести к кризису личности. Так, выявлены: некритичное отношение к информации, что грозит потерей сущности человека в информационном обществе; нежелание нести ответственность за развитие своих качеств, что является угрозой отсутствия его мобильности в изменяющихся условиях; наличие большей тяги к материальным ресурсам общества, чем к духовным, интеллектуальным, что приводит к стагнации и разрушению личности. Одним из объяснений такого положения может являться неспособность применяемых традиционных методов и форм воспитания и развития личности обеспечить требуемый человеку будущего уровень.
Одним из выходов из этого положения является более рациональное использование имеющихся средств педагогического арсенала. Сопоставление качеств человека, успешно существующего в жизненном мире, и возможностей физического воспитания и спорта в деле развития личности позволяет выводить на уровень аксиомы необходимость увеличения потенциала физической культуры и спорта во всех сферах воспитания человека будущего.
Несмотря на продолжающуюся актуализацию в обществе лишь здоровьесберегающего аспекта физической культуры, необходимы инструменты, позволяющие обоснованно поворачивать вектор воспитания в сторону комплексного формирования морально-нравственных, психических, физи-
ческих качеств будущего поколения средствами физического воспитания и спорта. Это позволит интенсифицировать процесс развития интеллекта, творческих и познавательных способностей детей, поднимет механизм формирования лидерских качеств личности и воспитания патриотов страны на новый уровень.
Ключевые слова: жизненный мир; студенты-очники; традиционная школа; средства физического воспитания и спорта; мозговой штурм.
Введение. Процесс обновления современного мира как следствие влечет трансформацию личности, что констатируют ученые, образовательные политики, психологи и педагогические практики [1, с. 65; 4, с. 6; 6, с. 108; 9, с. 19]. Интенсивность метаморфизма качеств детей предполагает своевременную обновляемость арсенала педагогических средств воспитания. Для адекватного реагирования политики образования на происходящие изменения в личности, для достойной подготовки человека к жизненному миру необходима конкретизация задач воспитания через уяснение вопроса: какими качествами должен владеть человек будущего в сопоставлении с теми, что имеются на сегодня.
Методы и организация исследования. С целью обозначения набора наличествующих качеств современной молодежи в 2013, 2014 годах было изучено мнение первокурсников Ямальского нефтегазового института. Беседа по проблеме многозначности жизненного мира предшествовала «мозговому штурму» первокурсников для обрисовки круга признаков включенности человека в жизненный мир. Объединение полученных кругов помогло выделить 23 наиболее пересекающихся показателей, которые респонденты в дальнейшем в ходе анкетирования оценивали по степени значимости для них по критериям: 5 - наиболее значимый, 4 - значимый, 3 - менее значимый, 2 - меньшая степень значимости, 1 - наименьшая степень значимости.
Таблица
Степень значимости показателей включенности человека в жизненный мир (на основе опроса студентов первого курса заочной (Ы = 22) и очной (Ы = 25) форм обучения)
№ Показатель Категория респондентов М ср. б ± т
1 Успешность Заочники 4,86 0,35 0,07
Очники 4,76 0,44 0,09
2 Хорошее здоровье Заочники 4,64 0,49 0,10
Очники 4,52 0,51 0,10
3 Наличие денег Заочники 4,50 0,51 0,11
Очники 4,36 0,70 0,14
4 Лидерство Заочники 4,41 0,59 0,13
Очники 4,60 0,58 0,12
5 Умение контролировать себя Заочники 4,41 0,50 0,11
Очники 4,24 0,60 0,12
6 Самодостаточность Заочники 4,36 0,49 0,10
Очники 4,08 0,64 0,13
7 Умение взаимодействовать с людьми Заочники 4,27 0,63 0,13
Очники 4,16 0,80 0,16
8 Саморазвитие Заочники 4,27 0,55 0,12
Очники 3,52 0,92 0,18
9 Владение информацией Заочники 4,23 0,61 0,13
Очники 4,36 0,57 0,11
10 Иметь доступ к благам цивилизации Заочники 4,18 0,66 0,14
Очники 4,08 0,70 0,14
11 Умение оперировать информацией Заочники 4,14 0,64 0,14
Очники 4,16 0,62 0,12
12 Наличие хорошей работы Заочники 4,14 0,71 0,15
Очники 3,08 1,04 0,21
13 Умение избегать неудачи Заочники 4,09 0,75 0,16
Очники 4,00 0,82 0,16
14 Коммуникабельность Заочники 3,91 0,97 0,21
Очники 3,68 0,99 0,20
15 Умение планировать свою деятельность Заочники 3,77 0,75 0,16
Очники 3,52 1,05 0,21
16 Взаимопонимание в семье Заочники 3,64 0,79 0,17
Очники 2,84 0,90 0,18
17 Признание друзьями и коллегами Заочники 3,59 0,80 0,17
Очники 3,84 1,03 0,21
18 Умение приспосабливаться к условиям Заочники 3,55 0,86 0,18
Очники 3,08 0,86 0,17
19 Наличие глубоких знаний Заочники 3,50 0,51 0,11
Очники 3,76 0,88 0,18
20 Умение самосовершенствоваться Заочники 3,36 0,85 0,18
Очники 3,56 0,92 0,18
21 Умение организовывать свою жизнь Заочники 3,32 0,57 0,12
Очники 2,56 0,96 0,19
22 Быть полезным обществу Заочники 3,27 1,16 0,25
Очники 2,52 1,05 0,21
23 Креативность Заочники 3,23 0,92 0,20
Очники 2,92 0,91 0,18
№3 I 2015
39
В анкетировании приняли участие студенты-первокурсники в количестве 25 человек очной формы обучения и 22 - заочной формы обучения.
Результаты исследования. Полученные результаты анкетирования представлены в нижеследующей таблице.
Согласно полученным данным, имеем следующее: между критериями «наиболее значимый» (5 баллов) и «значимый» (4 балла) у студентов-заочников обозначились 13 показателей; 10 оставшихся показателей занимают место между критериями «значимый» и «менее значимый» (от 3 до 4 баллов). От 4 до 5 баллов у студентов-очников находятся 11 показателей, от 3 до 4 занимают 8 показателей; 4 показателя - в пределах от 2 до 3 баллов.
Представители обеих групп посчитали наиболее необходимым качеством в современном мире показатель успешности, который оценили заочники и очники наивысшим баллом (4,86 и 4,76 соответственно) с небольшим разбросом оценок (0,35 и 0,44 соответственно). В деле включения в жизненный мир студенты отдают приоритет наличию хорошего здоровья: показатель занимает второе место (4,64) у заочников, у очников - третье (4,52); разброс оценок - 0,49 и 0,51 соответственно. Показатель лидерства по оценке студентов-очников находится на втором месте (4,60), у заочников - на четвертом (4,41); разброс оценок - 0,58 и 0,59 соответственно. Владение информацией, как важный признак жизненного мира очников, стоит в пятерке первых показателей (четвертая позиция: Мср = 4,36; б = 0,57); заочников - в десятке значимых (девятое место: Мср = 4,23; б = 0,61). Причем умение оперировать информацией обе группы студентов считают менее важным (7 позиция у очников, 11 - у заочников), чем владение самой информацией (4 место у очников, 9 - у заочников).
Примечательно, что одни и те же показатели у обеих групп набрали от 4 до 5 баллов, за исключением для заочников двух показателей: саморазвитие и наличие хорошей работы. Актуализация заочниками темы работы является понятным в силу наличия у них опыта поиска работы. Вызывает вопрос низкая позиция очников по показателю саморазвития (17 позиция из 23). Можно предположить, что очники, находясь под постоянным контролем преподавателей, процесс саморазвития готовы переложить на плечи взрослых, что, в свою очередь, может являться подтверждением сдвига периода взрослости детей: после школы молодые люди не спешат брать ответственность за свое будущее - ждут «толчков» извне. Подобная позиция саморазвития в ряду показателей является достаточно неоднозначной в силу того, что умение контролировать себя и самодостаточность очники, наравне с заочниками, оценили как значимые (очники: Мср = 4,24; б = 0,60 и Мср = 4,08; б = 0,64; заочники: Мср =. 4,41; б = 0,50 и Мср = 4,36; б = 0,49 соответственно).
Ниже 4 баллов получили такие показатели, как умения организовывать свою жизнь, планировать свою деятельность, самосовершенствоваться. Причем на-
блюдается значимый разброс данных в группе очников по этим признакам, доходящий до 25%.
Такие показатели, как признание друзьями и коллегами, коммуникабельность, взаимопонимание в семье, полезность обществу получили ниже 4-балльного уровня. Для студентов показатели, характеризующие глубокие знания (очники: Мср = 3,76; б = 0,88; заочники: Мср = 3,50; б = 0,81) и креативность (очники: Мср = 2,92; б = 0,91; заочники: Мср = 3,23; б = 0,92), не оказались в числе лидеров по значимости, в то время как показатель «наличие денег» получил достаточно высокую оценку (очники: Мср = 4,36; б = 0,70; заочники: Мср = 4,50; б = 0,51), равно как и показатель «иметь доступ к благам цивилизации» (очники: Мс = 4,08; б = 0,70; заочники: Мср. = 4,18; б = 0,66).
Анализ результатов анкетирования по гендерным признакам не проводился, поскольку в исследовании принимали участие только 4 девушки.
Заключение. Таким образом, результаты анкетирования выявили наличие круга выделяемых основной массой современной молодежи показателей включенности в жизненный мир, анализ которых обозначает наличие в современном обществе проблем в области развития подрастающего поколения. Наблюдается крен в сторону материализации запросов студентов, незаинтересованность молодежи в общении и взаимодействии друг с другом, их некритичность к поступае-мой извне информации. Также настораживает факт отсутствия интереса молодежи к личностному развитию.
В то же время выделение студентами как приоритетных показателей жизненного мира успешность, здоровье и лидерство говорит о наличии у современной молодежи представлений о востребованности в современном мире людей с определенными качествами, что может служить попутным вектором планирования фундамента воспитательного поля социальными институтами.
Итак, с одной стороны, мы имеем достаточно полно расписанный «портрет» ожидаемого обществом и государством человека будущего в образовательных стандартах второго поколения; с другой - полученный в ходе нашего анкетирования студентов портрет молодого человека современности.
Согласно стандартам, общество ожидает, что вступающие во взрослую жизнь молодые люди должны уметь оптимально перерабатывать большой объем информации; быть гибкими, мобильными, инициативными; желать ответственности и лидерства; уметь ставить стратегические цели, разрабатывать тактические задачи, строить планы, контролировать свои результаты; быть готовыми к сотрудничеству и работать в команде; творчески созидать, в том числе и свое здоровье; уметь выстраивать ряд «самостей»: самоконтроль, самоопределение, самореализация, саморазвитие.
Однако анкетирование студентов-первокурсников показало, что в настоящее время выпускники школ подобными качествами не обладают, следовательно, на выходе из школы на сегодняшний день мы не имеем новый культурный тип личности, готовый включиться активно в жизненный мир.
Одним из объяснений подобного явления служат нежелание школы отходить от наработанных веками традиционных подходов в деле воспитания детей, ее «знаниевый» характер. Воспитание нового человека новой эпохи требует применения новых технологий, позволяющих интенсивно развивать психические и физические качества обучающихся, которые необходимы для включения в жизненный мир индивида.
Вышесказанное заставляет современное образование искать более эффективные средства обучения и воспитания детей. В последнее время одним из таких средств становится робототехника и конструирование, что имеет ряд преимуществ перед традиционным образованием в деле развития творческого потенциала детей. Но не менее ценным инструментом формирования нового востребованного обществом человека являются средства физического воспитания и спорта, поскольку общеизвестно, что подвижные и спортивные игры наряду с развитием физических качеств личности развивают также психические качества, творческий потенциал личности, его интеллект и лидерские качества [3, с. 21; 5, с. 58; 7, с. 26, 37]. К тому же робототехника и конструирование не способны повысить физическое здоровье личности, в отличие от средств физического воспитания.
Сегодня факт существования зависимости здоровья человека от его физической подготовленности является общепризнанным, поэтому процесс распространения физической культуры и спорта в массы приобретает ускорение. Физическая культура является ресурсом здоровья и устойчивости нации и обоснованно становится объектом внимания руководителей страны. Так, постепенно внедряется в современную жизнь проект ГТО, направленный как на повышение здоровья населения страны, так и на реализацию стратегической задачи - рост человеческого потенциала России [9], что, в свою очередь, предполагает укрепление жизнестойкости личности.
Потенциал физической культуры велик и не ограничивается созиданием физического здоровья человека. Общеизвестно, что физическая культура и спорт положительно влияют на развитие морально-нравственных качеств личности, его психику и интеллект [2, с. 60; 10, с. 15]. Однако эти знания не получили должного применения в традиционном образовании и воспитании детей. К сожалению, физическая культура продолжает неизменно восприниматься узконаправленной культурой здоровья, а иногда рассматривается как антипод развития культуры интеллекта. Так, к примеру, Татаг Lewin [11] сетует по поводу увеличения расходов на спорт в американских колледжах при наличии общей тенденции уменьшения расходов на образовательную и исследовательскую деятельность.
Следует отметить, что в настоящее время в образовательных учреждениях России вряд ли представляется возможным обнаружить программы физического воспитания детей, непосредственно направленные на развитие творческого потенциала, интеллекта, лидерства, а также на воспитание нравственности. Однако в 80-е годы прошлого столетия имелся некоторый опыт
использования развивающих программ физической культуры в сфере дополнительного образования детей, как, к примеру, практиковалось воспитание нравственных качеств личности через занятия в клубах фехтования. Но это были единичные программы.
Воспитание нового человека - неоднозначная задача со множеством возможных решений, с применением различных инструментов и средств, но пока средства физической культуры и спорта необоснованно продолжают оставаться в стороне. Для преодоления барьера однобокости взгляда на физическую культуру в сознании людей в деле воспитания человека будущего необходимо разрабатывать и внедрять в практику новые программы физического воспитания в социальные институты, направленные не только на физическое, но и психическое, морально-этическое воспитание личности, что будет гарантировать успешность её в жизненном мире.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зинченко, В. П. Готовность к мысли / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 63-75.
2. Кондратьев, А. Н. Формирование мотивационной сферы учащихся в условиях здоровьеформирующей технологии физического воспитания / А. Н. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 59-61.
3. Кузьмин, Н. И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся / Н. И. Кузьмин // Физическая культура в школе. - 2008. - № 6. - С. 20-22.
4. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
5. Рухленко, Н. М. О педагогике русских народных игр / Н. М. Рухленко // Физическая культура в школе. -2010. - № 7. - С. 58-59.
6. Селищева, Е. В. Взаимосвязь жизнестойкости и спорта как отражатель включенности личности в жизненный мир / Е. В. Селищева // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференция (31 мая 2014 г.): в 11 частях. - Часть 10. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С. 108-109.
7. Селищева, Е. В. Технология подготовки учащихся начальной школы к обучению в средней школе средствами физического воспитания с использованием подвижных игр в условиях Крайнего Севера: учебно-методическое пособие для педагогических работников / Е. В. Селищева. - Новый Уренгой, 2011. - 95 с.
8. Указ Президента РФ от 24.03.2014 г. «О возрождении советских норм физической подготовки «Готов к труду и обороне».
9. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д. И. Фельдштейн // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 18-32.
10. Филимонова, С. И. Выявление основных формирующих детерминант пространства физической культуры и спорта для самореализации личности / С. И. Филимонова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 2.- С. 12-16.
11. Lewin, T. Colleges Increasing Spending on Sports Faster Than on Academics, Report Finds. - The New York Times, APRIL 7, 2014. Режим доступа: http://www.psuaaup. net/.
№3 l 2015
41
THE PROBLEM OF PERSON EDUCATION ADAPTED TO MODERN WORLD BY METHODS OF PHYSICAL TRAINING
Selishcheva E., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Yamal Oil and Gas Institute, Novy Urengoy.
Contact information for correspondence: selishcheva@mail.ru
In a world of rapid changes in all spheres of life the update methods of education of the younger generation does not match the pace of modern life-world, as indicated by the results of a survey of students.
During questioning characteristic traits of today's youth, which could lead to a crisis of identity were designated. Thus, it was revealed uncritical attitude towards information that threatens the loss of the essence of a man in information society; unwillingness to take responsibility for the development of the qualities that is a threat to his lack of mobility in changing conditions; the presence of large thrust to the material resources of society than to the spiritual, intellectual, which leads to stagnation and destruction of personality.
One explanation for this state of affairs may be inability of the applied traditional methods and forms of education and personal development to provide the required level of human future.
One way out of this situation is more rational use of available resources of a pedagogical arsenal. Comparison of qualities of a person who successfully exists in the living world and the possibilities of physical education and sport in the development of personality can output to the level of the axioms of the need to increase the capacity of physical education and sports in all spheres of human education.
Despite the continuing actualization of health-social aspects of physical training it is necessary to have tools to turn the vector of education towards the complex formation of moral, mental, physical qualities of future generations by means of physical education and sport. This will intensify the development of intelligence, creative and cognitive abilities of children raise the mechanism of formation of personality and leadership, training patriots of the country to a new level.
Keywords: life-world, full-time students, traditional school, methods of physical training and sports, brainstorm.
References:
1. Zinchenko V. P. Availability to ideas Syn. Voprosy psiholo-gii [Questions of Psychology], 2005, no 4, pp. 63-75 (in Russian).
2. Kondrat'ev A. N. Formation of students' motivational sphere using technology of physical training. Fiziches-
kajakul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education and training], 2005, no 5, pp. 59-61 (in Russian).
3. Kuz'min N. I. Outdoor games as the method of student' training. Fizicheskajakul'tura vshkole [Physical culture in schools], 2008, no 6, pp. 20-22 (in Russian).
4. Polivanova K. N. Proektnaja dejatel'nost' shkol'nikov: po-sobiedlja uchitelja [Project activities of Students: a handbook for Teachers]. Moscow, Prosveshhenie, 2011, 192 p. (in Russian).
5. Ruhlenko N. M. The Pedagogy of Russian folk games. Fizicheskaja kul'tura v shkole [Physical culture in school], 2010, no 7, pp. 58-59 (in Russian).
6. Selishheva E. V. The correlation between viability and sports as a reflector of the person's involvement in the life-world. Voprosy obrazovanija i nauki: teoreticheskij i metodicheskij aspekty: sbornik nauchnyh trudovpo mate-rialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cija 31 maja 2014 g.: v 11 chastjah Chast' 10. [Education and science: theoretical and methodological aspects: Proceedings of the Materials International scientific and practical conference May 31, 2014 Mr. .: 11 parts. Part 10], Tambov, OOO «Konsaltingovaja kompanija Jukom», 2014. pp. 108-109 (in Russian).
7. Selishheva E. V. Tehnologija podgotovki uchashhihsja nachal'noj shkoly k obucheniju v srednej shkole sredstvami fizicheskogo vospitanija s ispol'zovaniem podvizhnyh igr v uslovijah Krajnego Severa: Uchebno-metodicheskoe poso-bie dlja pedagogicheskih rabotnikov [The Technology of training of primary school students to be ready to learn in the high school located in the Far North territories using physical training facilities: Educational handbook for teaching staff]. Novyj Urengoj, 2011. 95 p. (in Russian).
8. Ukaz Prezidenta RF ot 24.03.2014 g. «O vozrozhdenii sovetskih norm fizicheskoj podgotovki «Gotov k trudu i oborone». [The Presidential Decree of 24.03.2014 "The revival of the Soviet standards of physical fitness "To be ready for work and defense "]. (in Russian).
9. Fel'dshtejn D. I. Psycho-pedagogical science as a resource for the development of modern society. Psiho-logicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2012, no 1, pp. 18-32 (in Russian).
10. Filimonova S. I. Identification of major determinants forming space of physical culture and sports for personal fulfillment. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education and training], 2005, no 2. pp. 12-16 (in Russian).
11. Lewin T. Colleges Increasing Spending on Sports Faster Than on Academics, Report Finds. - The New York Times, APRIL 7, 2014. http://www.psuaaup.net/.