Научная статья на тему 'Ценностные установки у религиозных представителей: социально-гуманитарный контекст'

Ценностные установки у религиозных представителей: социально-гуманитарный контекст Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
130
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SPIRITUAL-MORAL VALUES / MORALITY / HUMAN RIGHTS / DIGNITY OF PERSON / GLOBALIZATION / WORLD RELIGIONS / SOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мчедлова Елена Мирановна

В статье говорится о развитии духовно-нравственных приоритетов в индивидуальном и массовом сознании и поведении верующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of religious believers: socio-humanitarian context

In the article we consider the development of spiritual-moral priorities in individual and mass consciousness and behavior of believers.

Текст научной работы на тему «Ценностные установки у религиозных представителей: социально-гуманитарный контекст»

Е.М. МЧЕДЛОВА доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН*

Ценностные установки у религиозных представителей: социально-гуманитарный контекст

Духовная и нравственная составляющая современной картины мира у людей верующих остается прежней и неизменной. Отличие начинается тогда, когда речь идет о количестве приверженцев того или иного направления, об отношении к тем или иным догматам, традициям, обычаям и участии в религиозных практиках. Так, мусульмане и иудеи наиболее точно следуют устоям своей религиозной конфессии, нежели православные и ряд иных верующих.

Верующие отнюдь не являются некой маргинальной группой, это, на наш взгляд, особый культурный пласт (можно сказать - социокультурная общность) исключительно благодаря своему мировоззрению и особого вида практикам. Однако они такие же граждане своего государства, с собственной гражданской позицией, порой довольно-таки активной. Они могут отстаивать свои нарушенные права практически во всех инстанциях. Эту социальную группу отличают терпение и толерантность.

По результатам ряда опросов среди представителей конфессий России, две трети опрошенных (точнее 66%) - верующие (по самоидентификации), среди которых превалирующее большинство - православные (почти 85%). При этом большая часть - невоцерковленные ( почти не посещают молельные дома, не молятся или молятся какими-то своими молитвами, не исповедуются и не причащаются, не соблюдают постов, не читают священных книг и т.д., т.е. практически не участвуют в религиозной жизни, в общины почти не

* Мчедлова Елена Мирановна, e-mail: [email protected]

собираются). Они более предрасположены к светской, мирской жизни, так как, во-первых, их прельщают человеческие взаимоотношения, патриотизм, стабильность, нравственность, толерантность и уважение, хорошие поступки, адекватное социальное поведение, принесение пользы обществу, труд, культура, здоровье, процесс обучения, семейные отношения, накопление материальных благ (что свидетельствует о невозможности отказа от материальной составляющей); во-вторых, они по преимуществу не против введения в образовательную программу азов православной культуры, но все же на факультативной основе, т.е. налицо тенденция к светскому образованию; в-третьих, они проявляют значительный интерес к общественной, государственной, в частности политической жизни, к властным структурам. Таковых - 69%. То есть несмотря на ряд пертурбаций религиозность (но не воцерковленность, остающаяся на уровне 10-12%) в России растет, хотя и незначительными темпами. Вероятные причины: влияние социальных, политических и экономических условий, т.е. объективной ситуации, сложившейся сегодня в стране; средство утешения от видимой безысходности; рост влияния всего церковного или религиозного; дань моде. Однако на сегодняшний день патриарх призвал «девушек выходить замуж, рожать детей и воцерковлять их», стало быть, церковь стремится приумножить своих адептов, а затем окрепнуть как социальный институт.

Если говорить о мировых религиях, то они так же, как и многое другое, меняют свое место и роль в жизни обществ. Из-за того, что их считали когда-то смыслообразующими, они идут примерно на одном уровне с оккультной мистикой и/или квазирелигиозными культами. Поэтому приходится говорить об определенном кризисе нравственно-гуманистических ценностей христианства, буддизма, ислама, иудаизма и др. Таким образом, нравственные предписания и культурные парадигмы в традиционных вероисповедных системах перестают быть позитивными. Например, в Европе зачастую одобряются нормы, граничащие с аморальностью. Во многих странах легализованы аборты. Это далеко также от идей гуманизма, поскольку здесь может идти речь об убийстве людей уже в зародыше, что само по себе является покушением на самое главное право человека -право на жизнь. Кое-где даже некоторыми христианскими конфессиями признана законность однополых браков. Ни

одни из существующих традиционных ценностей, в том числе нравственных, как видно, не соблюдаются. Скорее всего в сознании людей практически нет к ним даже апелляции.

Несмотря на различия в мировоззренческой направленности у ряда религиозных конфессий наметилась тенденция к сближению. Сегодня активизировалось экуменическое движение. Своего рода реализация концепции прав и свобод человека и гражданина прослеживается в деятельности церковных лидеров и их последователей. И в поле зрения по сей день остаются вопросы не мировоззренческого, а все больше политического или социально-политического плана. Стоит отметить и межконфессиональную солидарность, и даже определенное духовное единение по отдельным вопросам различных направлений христианской религии. Об этом свидетельствует, в частности, состоявшаяся не так давно на Кубе встреча двух глав церквей -Папы Римского Франциска и православного Патриарха Кирилла, где поднимались многочисленные вопросы, волнующие в первую очередь политиков: война и гонения иноверцев на Ближнем Востоке, непрекращающийся вот уже несколько лет конфликт на Украине, положение беженцев и вынужденных переселенцев по всему миру и защита их прав, бедность и нищета в отдельных регионах планеты. Глобалистика предполагает изучение ситуации и практические пути решения подобных проблем. Озабочены этим и церковные деятели. Вместе с тем в своей социально-политической деятельности они не забывают и о сохранении духовных ценностей. Показ мировых реликвий, святынь по разным странам ведет к сплочению и объединению людей.

Многие религиозные конфессии современного толка стремятся в целом к взаимодействию и диалогу, обновляя и порой пересматривая религиозные положения, представляющие ценность и ценности передающие. В духе сегодняшних реалий они считают необходимым пересмотреть свои социальные учения, которые не находят свое воплощение в том виде, в котором они создавались, формировались, и сегодня представляют собой определенную ступень развития как самого религиозного знания, так и всего общества. Неизвестно, что ждет Россию и другие аналогичные страны в религиозной сфере - разобщение или консолидация, радикализация или еще что-нибудь, но вполне вероятно, что в теории будет использована

концепция прав человека (защита прав и свобод, толерантность, нравственность, достоинство личности, ответственность и др.). Показательно, что случившийся за последние годы видимый всплеск религиозности повлек за собой очередную волну миграции, национальных движений, которые имеют религиозный окрас. Это может свидетельствовать о том, что религиозные деятели и адепты распространяющих свое влияние церквей порой приспосабливаются к современным формам социального и политического участия, включая всеобщую борьбу за права человека.

Предполагаем, что религиозную сферу в обществах можно связать с общественной же категорией прав человека, базирующихся прежде всего на нормах морали. Напомним, что концепция прав человека и толерантности не допускает никаких серьезных ограничений, в частности, в религиозной сфере не допускает особого статуса церквей, которые считаются «традиционными». Как подчеркивается в ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Совета Европы (принята 11 мая 1994 г.), «свобода религии не должна узко интерпретироваться государством, как, например, свобода только для традиционных религий. Новые религии или религиозные меньшинства имеют право на такую же защиту». В отчете Совету Европы его директора по правам человека подчеркивается: «Защита права на свободу религии не ограничивается широко распространенными и признанными в мире религиями, но также применяется и к редким и практически неизвестным верованиям. Религия, таким образом, понимается в широком смысле»1. Однако несмотря на многочисленные заявления о недопустимости ограничений в данной сфере они практикуются довольно часто.

Если так, то получается, что несколько видоизменилось или исказилось понятие о правах человека, а именно о равенстве всех граждан перед законом и между собой. При этом реализация «прав общества» ограничивает самодеятельность личности, а реализация «прав личности» расшатывает общество. И гармоничные отношения между обществом и личностью оказываются нарушенными. Вследствие этого на смену либеральным ценностям, нравственной ответственности приходят произвол и попрание обществен-

1 Цит. по: Совет Европы: деятельность и результаты. М., 1999, с. 12.

ной морали. Здесь можно сказать о том, что социум испытывает самый настоящий духовный кризис. В ответ на это многие ученые, общественные деятели, простые граждане западного мира заговорили о необходимости вовлечения традиционной церкви в публичную жизнь, ее участия в обсуждении и решении нравственных проблем общества как ценностнообразующей мировоззренческой системы, тем самым сохраняя общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

Теоретическое осмысление программных положений, содержащихся в отечественных и международных правовых документах, возводит проблемы прав человека на должный уровень, повышая степень их решаемости. Неизменно актуальным является то, что государство, сообразуясь с международными правовыми нормами и собственной конституцией, гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Нормативно права и свободы человека могут ограничиваться только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Принципиально новым является и то, что Российская Федерация в настоящее время выступает за обеспечение общечеловеческих норм и ценностей, использование новых форм и методов международной защиты прав человека. Следует особо отметить, что этому вопросу стали уделять значительное внимание и Государственная Дума, и Совет Федерации, и Президент РФ, и еще ряд структур, занимающихся ведением правовых дел.

Парадигма прав человека все активнее поддерживается общественностью, обсуждается на представительных общественных форумах. Так, например, она стала центральной на Х Юбилейном (состоявшемся 4-6 апреля 2006 г.), и последующих Всемирных Русских Народных Соборах, что выражено в ряде резолюций и главным образом в Декларации о правах и достоинстве человека. В частности, в Соборном Слове (6 апреля 2006 г.) была высказана мысль

о том, что «сегодня мы должны делать все зависящее для защиты прав тех, кто страдает от унижения и несправедливости. Прежде всего, это касается нынешних и потенциальных жертв терроризма, экстремизма и агрессивного национализма, тех людей, чьи религиозные и национальные чувства подвергаются оскорблению...». Это полностью относится к событиям на Ближнем Востоке. Для народов важнейшими в XXI в. станут не только вопросы научно-технического, экономического и социального развития, но и касающиеся духовной сферы. Вероятно, успешное решение практических проблем будет во многом зависеть от того, насколько они впишутся в параметры отечественной цивилизации.

Кроме того важной стороной миссии России становится инициирование и активное проведение диалога конфессий, культур и цивилизаций, что обозначит место и роль страны в мировом сообществе. Яркий пример - состоявшаяся 13 февраля 2016 г. на Кубе, в Гаване встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, итогом которой стало совместное заявление (декларация о мире). Оно предполагает ведение диалогов на международном уровне в защиту мирного сосуществования народов, не только христиан, подвергающихся гонениям на Ближнем Востоке, но и всех людей «доброй воли» независимо от их конфессиональной принадлежности. В декларации ставится также вопрос об урегулировании конфликтов на Украине, в Сирии и Ираке. Таким образом, религиозные деятели проявляют интерес не только и не столько в сфере своей компетентности, сколько в общей гражданской ситуации в различных странах, что напрямую ведет к выработке единства мнений, совместных идей и современных принципов толерантности, защиты прав человека, диалога и сотрудничества в мировой политике.

Представляется, что толерантности и взаимному уважению учат и основы курса по правам человека, гражданове-дение. Правовое просвещение весьма похоже на традиционное религиозное образование. И то, и другое - это ведь знание и умение жить в обществе, социализация. То же можно сказать и про духовные ценности, точнее их сохранение: ведь мы исходим из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности, в

том числе преподавательской. Никто не может оказывать предпочтение какой-либо профессиональной, социальной или религиозной группе. Любой человек должен быть независимым от влияния отдельных граждан или такой группы; проявлять корректность и внимательность в обращении с людьми; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; воздерживаться от недостойного поведения, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету. Подобное воспитание и образование дается с целью поднятия самооценки личности, формирования гражданина, мирного соседствования разных национальностей, людей разной веры и разных политических и других убеждений. Следуя важному принципу концентрации на развитии социальной и культурной компетентности личности, стратегия и тактика воспитания должны быть обязательно направлены на освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении. При обучении личность только формируется, но и тогда уже начинают складываться определенные личностные качества (см. табл.).

Качества личности % от числа опрошенных

Честность 75

Трудолюбие 61

Справедливость 54

Ответственность (за себя и 52

своих близких)

Предприимчивость, 14-28

инициативность, активность, прин-

ципиальность, патриотизм, чувство собственного достоинства, готов-

ность помочь, соблюдение мо-

ральных норм и др.

Толерантность, прагматизм, 6-9

рациональность, коллективизм,

религиозность

Смирение, послушание 4

Источник: Институт социологии РАН. Российское общество и вызовы времени / Под ред. Горшкова М.К. и Петухова В.В. М., 2016, с. 132-134.

Те или иные качества личности так или иначе являются мотивационными характеристиками для дальнейшей жизнедеятельности. Мы ведем речь о представителях различных социокультурных общностей. Так, честность и трудолюбие, отмеченные большинством респондентов, свидетельствуют как раз о предрасположенности к честному труду во благо общества, но, в отличие от традиционного понимания, обязательно во благо самого себя и своих близких. Превалирует также чувство ответственности и солидарности. Однако личные интересы ставят выше общественных молодежь и люди среднего поколения (68% и 6265% соответственно), очевидно, в связи с навязыванием ценностей западничества, т.е. капитализма, который у нас в России прижиться никак не может. Да и не приживется благодаря сильнейшему действию принципов и ценностей социализма, привитых с детства.

Думается, что по аналогии с мотивацией к труду можно рассуждать и о мотивации к соблюдению религиозных обрядов. Похоже, такой мотивации маловато. Судя по таблице, религиозность (как, впрочем, и толерантность) почти не относят к добродетели. И уж никак не смирение или послушание. Современные люди не желают смиряться с существующим положением дел и всячески проявляют свою активность, в том числе и гражданскую позицию.

Все, что происходит в Европе, оказывает влияние на ситуацию в России, которой буквально навязываются черты и ценности современного западного мира. Между тем основную идею европейской «идентичности» сами европейцы не могут толком сформулировать. Коллективное сознание заменяется индивидуалистическим. В качестве доминирующих утверждаются чисто утилитарные и прагматические ценности, господствует лозунг «никакой морали, кроме морали денег». Это все больше уводит в сторону от реальных интересов России. Как справедливо замечал еще в начале века А.С. Панарин, «современный индивидуалист либо слишком изнежен и неврастеничен, чтобы выдержать столкновение с реальностью, и предпочитает мигрировать в виртуально-наркотические миры «вечного детства», либо вооружаться философией супермена, которому «все позволено». Если эти супермены в самом деле начинают задавать тон в гражданском обществе, то последнее обретает неоязычес-

кие, милитаристские и фашизоидные черты» . СМИ навязывают унификацию мыслей, чувств и состояний, что особенно влияет на молодежь, т.е. происходит нивелирование личности, точнее манипуляция с целью расширения и создания искусственных потребностей: человек должен стремиться к удовольствию и избегать неприятного. Но порабощенный потреблением человек не способен к самостоятельному мышлению, суждениям и поступкам. Гедонистически понятая жизнь оказывается во власти инстинктов и теряет подлинное содержание. Таким образом, Россия вынуждена осваивать новые стороны социального бытия, изменения общего духовного климата.

Эту роль и пытается взять на себя религия, церковь, используя во благо внутреннюю потребность людей, не подверженных нравственным порокам, жить по совести, решать вопросы личного и общественного бытия по-человечески. Для того, чтобы преодолеть нравственную коррозию, обращаются к пропагандируемым церковью общечеловеческим ценностям - добру, милосердию, состраданию, духовности. В подобном люди видят заслон от распространяемых упаднических и лживых установок и норм, плодящих нравственную безысходность, цинизм, жестокость, страх, неуверенность в будущем. Поэтому перед обществом и государством, политическими и общественными деятелями, учеными стоит задача найти такие механизмы созидания будущей жизни человека и общества, которые, будут не разрушать, а обновлять, не сужать, а расширять духовно-нравственную сферу, опираясь на созданные веками архетипы сознания и поведения. По их мнению, необходимо найти механизмы влияния на сокращение избыточного потребления, гуманизировать образ жизни современного человека. Тем более, что сложившийся кризис морали и духовно-нравственных ценностей выражает нечто большее, чем кризисы в экономике, финансовых структурах, в социально-политической и других социальных сферах. Необходимы также выработка концептуально нового понимания общечеловеческих духовных ценностей, их переосмысление в условиях глобализации, более полное раскрытие их гуманистического потенциала, направленного на развитие всех способностей человека, разумное

1 Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2004, с. 546-547.

потребление, гармоничные отношения личности и общества, т.е. созидание обновленной культурно-цивилизационной модели социума.

Мчедлова Е.М. Ценностные установки у религиозных представителей: социально-гуманитарный контекст. В статье говорится о развитии духовно-нравственных приоритетов в индивидуальном и массовом сознании и поведении верующих.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, мораль, права человека, достоинство личности, глобализация, мировые религии, социальное поведение.

Mchedlova E.M. Values of religious believers: socio-huma-nitarian context. In the article we consider the development of spiritual-moral priorities in individual and mass consciousness and behavior of believers.

Keywords: spiritual-moral values, morality, human rights, dignity of person, globalization, world religions, social behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.