Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ Я-ОБРАЗА СТУДЕНТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ЦЕННОСТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ Я-ОБРАЗА СТУДЕНТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / VALUES OF MASS CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL VALUES / PROFESSIONAL IDENTITY / UNIVERSITY STUDENTS / TIME PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аршинова Е.В., Билан М.А., Браун О.А., Янко Е.В.

В соответствии с подходами постнеклассической психологии ценности массового сознания выступают ориентиром нравственного поведения личности, что имеет особое значение при осмыслении содержательных характеристик деонтологического профиля личности специалиста, чья работа зависит от сформированности профессиональноэтических принципов. Формирование таких принципов должно происходить в период обучения в вузе, где формируются содержательные характеристики Я-образа, которые в своем ценностном измерении наиболее приближаются к ценностям массового сознания, являющимся универсальным регулятором любых форм человеческой активности. Таким образом, выявление особенностей формирования ценностных ориентаций студентов в динамике и разработка методов, направленных на воспитание у будущих профессионалов деонтологического комплекса, с учетом современных подходов постнеклассической психологии, является важнейшей научной и прикладной проблемой в педагогической психологии на настоящий момент. В связи с этим нами были изучены темпоральные характеристики динамики ценностных составляющих Я-образа у студентов деонтологического профиля на всех курсах обучения. В результате исследования выявлены основные ценностные составляющие, которые характеризуют сформированность морально-этических, деонтологических принципов у студентов на всех этапах обучения. Ценности студентов претерпевают изменения в процессе обучения. Ценности утилитарно-гедонистического характера наиболее выражены у студентов первого курса, но и по мере становления личности профессионала не уступают свои первые ранговые позиции вплоть до последних курсов обучения. Исходя из методологии М. С. Яницкого, выделившего ценностные типы личности, у студентов старших курсов доминирует промежуточный тип. Кроме того, отмечается рассогласованность представлений студентов о должных ценностных ориентациях профессионала и фактических ценностях, выбираемых студентами, что создает противоречие, которое необходимо разрешать в ходе воспитательно-образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аршинова Е.В., Билан М.А., Браун О.А., Янко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE COMPONENTS OF THE SELF-IMAGE OF STUDENTS OF A DEONTOLOGICAL PROFILE OF TRAINING AT UNIVERSITY

According to post-non-classical psychology, the values of mass consciousness act as a guideline for the moral behavior of the individual. This is especially important for a specialist whose work depends on the formation of professional and ethical principles of their personality. Deontological principles develop during training. The substantial characteristics of one's self-image also develop at university. They approach the values of mass consciousness, which are the universal regulator of any form of human activity. The research featured the development of students' value orientations and the methods aimed at educating future deontology specialist. Such methods are usually based on post-non-classical psychology. Currently, this is the most important scientific matter in educational psychology. The article focuses on the temporal characteristics of the development of value components of the self-image in students of the deontological profile. The authors identified the main value components that characterize the development of moral and ethical principles in students at all stages of training. The values proved to undergo several changes during the learning process. Utilitarian and hedonistic values were most pronounced in first-year students and maintained their first rank positions until graduation. According to M. S. Yanitskiy's value types of personality, senior students demonstrated the intermediate type. The authors registered a certain discrepancy between students' ideas about professional values and the actual values they chose. This contradiction must be resolved during the training period.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ Я-ОБРАЗА СТУДЕНТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396 Psychology

оригинальная статья УДК 159.9

Ценностные составляющие Я-образа студентов деонтологического профиля подготовки в процессе обучения в вузе*

Елена В. Аршинова а Марина А. Билан а; Ольга А. Браун а; Евгений В. Янко а

а Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово @ агеЫпоуа75@таН.ш

Поступила в редакцию 01.04.2020. Принята к печати 28.04.2020.

Аннотация: В соответствии с подходами постнеклассической психологии ценности массового сознания выступают ориентиром нравственного поведения личности, что имеет особое значение при осмыслении содержательных характеристик деонтологического профиля личности специалиста, чья работа зависит от сформированности профессионально-этических принципов. Формирование таких принципов должно происходить в период обучения в вузе, где формируются содержательные характеристики Я-образа, которые в своем ценностном измерении наиболее приближаются к ценностям массового сознания, являющимся универсальным регулятором любых форм человеческой активности. Таким образом, выявление особенностей формирования ценностных ориентаций студентов в динамике и разработка методов, направленных на воспитание у будущих профессионалов деонтологического комплекса, с учетом современных подходов постнеклассической психологии, является важнейшей научной и прикладной проблемой в педагогической психологии на настоящий момент. В связи с этим нами были изучены темпоральные характеристики динамики ценностных составляющих Я-образа у студентов деонтологического профиля на всех курсах обучения. В результате исследования выявлены основные ценностные составляющие, которые характеризуют сформированность морально-этических, деонтологических принципов у студентов на всех этапах обучения. Ценности студентов претерпевают изменения в процессе обучения. Ценности утилитарно-гедонистического характера наиболее выражены у студентов первого курса, но и по мере становления личности профессионала не уступают свои первые ранговые позиции вплоть до последних курсов обучения. Исходя из методологии М. С. Яницкого, выделившего ценностные типы личности, у студентов старших курсов доминирует промежуточный тип. Кроме того, отмечается рассогласованность представлений студентов о должных ценностных ориентациях профессионала и фактических ценностях, выбираемых студентами, что создает противоречие, которое необходимо разрешать в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценности массового сознания, профессиональные ценности, профессиональная идентичность, студенты вуза, временная перспектива

Для цитирования: Аршинова Е. В., Билан М. А., Браун О. А., Янко Е. В. Ценностные составляющие Я-образа студентов деонтологического профиля подготовки в процессе обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 2. С. 387-396. БО!: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

Введение

Формирование ценностно-смысловой сферы будущего специалиста является одной из ключевых задач в области профессиональной подготовки и воспитания специалистов деонтологического профиля. По мнению ряда специалистов, профессионалы, чья деятельность лежит в области, сопряженной с этическими вопросами, должны обладать таким складом личности, в основе которого - особое ценностное отношение к субъекту деятельности [1-5].

Проведя анализ существующих научных и научно-практических подходов в постнеклассической психологии, становится очевидным, что инструментом этического анализа личности будущего специалиста деонтологического

профиля могут выступать ценности массового сознания [6-7]. Ценностные ориентации личности являются отражением совокупности ценностных ориентаций в обществе и на уровне отдельной личности выступают одним из наиболее значимых регуляторов поведения, приводящих к социально одобряемым формам человеческой активности. По мнению В. С. Степина, роль системы ценностных ориентаций приобретает все большее значение в постнекласси-ческую эпоху, которая учитывает «соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами», фиксируя внимание на ценностной проблематике [8, с. 634].

* Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00066 «Система идентичности личности учащейся молодежи: динамика, факторы, угрозы».

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

В современную постнеклассическую эпоху ценности массового сознания выступают неким ориентиром, внешним критерием, по отношению к которому соотносятся ценности отдельной личности как с точки зрения выраженности отдельных ценностей, так и с точки зрения их качественных характеристик, являясь основой изменения проблематики дискретной психологии и переходу к психологии поля [9-12].

Дальнейшее понимание природы регуляторов человеческой активности лежит в плоскости изучения ценностей массового сознания и тех механизмов, которые определяют поведение конкретной личности.

Для специалиста деонтологического профиля наиболее важным является особый уклад личности, где большое значение имеет ориентация на высшие, гуманистические ценности, безусловное принятие другого человека, профессиональное чувство любви и долга и в конечном счете отношение к другому человеку как высшей ценности. Соответственно, успешность профессионального обучения зависит не только от формирования знаний, умений и навыков, но и воспитания у будущих специалистов таких личностных характеристик, как принятие профессиональных ценностей, профессиональной культуры и в дальнейшем осмысленности профессиональной деятельности. Ценностно-смысловой подход в образовании позволяет сформировать образ будущего, выстроить перспективу личностного и профессионального развития профессионала и создать нравственную систему оценки профессиональной деятельности [13-16]. По мнению Б. С. Братуся, «нравственная оценка подразумевает внеситуативную опору, особый, относительно самостоятельный психологический план, которым становятся для человека смысловые образования, личностные ценности» [17, с. 30-31].

Становление такой личности профессионала является актуальной проблемой и должно выступать как основная задача подготовки психолога на всех этапах воспитательно-образовательного процесса. Согласно И. А. Шамову, деон-тологический профиль специалиста включает в себя следующие психологические характеристики [18]:

1. Профессиональное чувство любви к пациенту, готовность жертвовать своим временем, силами в интересах клиента, его безусловное принятие, способность к «коперниковскому повороту», т. е. способность поставить себя на место другого человека, стремление оказать помощь ad artis (по высшим меркам искусства).

2. Профессиональное чувство долга - в работе исходить только из интересов клиента, посвящая свою жизнь высоким целям помощи людям с отклонениями в психологическом здоровье.

3. Потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. Если специалист остановился в своем развитии, то он выступает живой преградой между потребностью клиента и современными достижениями психологической науки.

По нашему мнению, эти психологические характеристики дентологического комплекса специалиста представлены как структурные элементы Я-образа, и их изучение лежит в плоскости анализа ценностных составляющих процесса становления профессиональной идентичности будущих специалистов. Значимость смыслового обуславливания идентификационных процессов личности подчеркивается в исследовании А. В. Серого и М. С. Яницкого, отмечающих, что актуализация смысловых граней субъективных образов переживаемых человеком сфер идентификации по зволяет ему достигать четкой личностной идентичности на определенном этапе самоосуществления [19].

Цель данного исследования состоит в изучении динамики ценностных компонентов Я-образа в различных временных локусах личностного смысла будущей профессии студентов в контексте формирования профессионально-этических качеств на всех этапах обучения в вузе.

Методы

Исследование проводилось в 2019 г. Эмпирической базой исследования стал социально-психологический институт Кемеровского государственного университета. Выборку составили студенты с первого по шестой курсы, обучающиеся по направлению подготовки Психология (бакалавриат) и специальности Клиническая психология (специалитет). Всего в исследовании приняли участие 124 респондента: 1 курс - 38 человек, 2 курс - 26 человек, 3 курс - 29 человек, 4 курс - 13 человек, 5 курс - 10 человек, 6 курс - 8 человек, средний возраст составил 20±3 лет.

Для достижения поставленной цели использовался специально разработанный вариант техники репертуарных решеток Дж. Келли - ранговая решетка с заданными элементами и конструктами. В качестве элементов репертуарной решетки были предложены компоненты Я-образа студентов, отражающие временные локусы личностных смыслов профессиональной подготовки, а также идеальный и антиидеальный образы ее завершения. В качестве конструктов был представлен перечень ценностей массового сознания, предложенный М. С. Яницким [20].

Респондентам предлагалось проранжировать ценности (конструкты) в предложенных Я-образах по степени значимости от 1 до 5.

Результаты и обсуждение эмпирического исследования

Для оценки средних рангов во всей выборке нами проведен сравнительный анализ показателей усредненных рангов с первого по шестой курсы. Система представлений студентов первого курса деонтологического профиля о ценностях человека, эффективно реализующегося в профессиональной деятельности, отражена в табл. 1.

С точки зрения первокурсников, на первом месте в системе ценностей профессионала находится хорошая престижная работа, отсутствие нужды и материаль-

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

Табл. 1. Распределение средних показателей значимых ценностей у студентов первого курса Tab. 1. Mean significant values in first-year students

Конструкт Я в начале профессионального обучения Я на среднихкурсах профессионального обучения Я на завершающем этапе профессионального обучения Человек, эффективно реализующий в своей деятельности знания, умения, навыки, полученные в вузе (из всех, кого Вы знаете лично) Человек, не реализующий в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, полученные в вузе (из всех, кого Вы знаете лично)

Отсутствие нужды, материальный достаток 3,6 3,0 2,5 1,6 4,0

Семейное благополучие 3,7 3,0 2,4 1,9 3,7

Возможность интеллектуальной и творческой самореализации 3,2 2,7 2,4 2,2 4,3

Сохранение сил и здоровья 2,3 2,8 2,7 2,8 4,3

Хорошая, престижная работа 4,3 3,1 2,1 1,4 3,7

Возможность пользоваться демократическими правами и свободами 3,8 3,3 2,4 1,7 3,8

Сохранение порядка и стабильности в обществе 3,7 3,2 2,5 1,8 3,8

Уважение окружающих, общественное признание 3,8 3,1 2,2 1,7 4,2

Строительство более гуманного и терпимого общества 4,0 3,3 2,3 1,8 3,9

ный достаток. В представлении студента профессионал в ценностях ориентируется на социальный престиж и материальное благополучие. Интересно, что сложившийся в литературных источниках образ профессионала далек от ценностей материального мира, скорее, основной упор делается на морально-нравственные характеристики успешного специалиста: социально полезный труд, активная помощь людям, бескорыстие, преданность своему делу. Первокурсники, вероятно, ориентируются на внешние атрибутивные характеристики, ведь действительно успешные профессионалы имеют, как правило, более высокий доход, внутреннее этическое содержание деятельности студентам на первом курсе еще пока не доступно. Кроме того, по мнению студентов, успешный профессионал должен пользоваться общественным признанием, уважением, и тройку ценностей замыкает возможность пользоваться демократическими правами и свободами. Успешный профессионал наделяется утилитарно-гедонистическими ценностями, далекими от требований профессиональной этики и деонтологии. Похожие результаты были получены в исследованиях М. С. Иванова и М. С. Яницкого [21], Р. В. Кадырова [22], Е. В. Кривцовой [23], В. А. Хащенко [24] и др., где авторами описывается тенденция в возрастании значимости материальных ценностей у современной молодежи.

Что интересно, человек, который не в полной мере реализует себя в профессиональной деятельности, наделяется прак-

тически теми же самими атрибутами - хорошая престижная работа, возможность пользоваться демократическими правами и свободами - добавляется семейное благополучие, стабильность в обществе. По сути, система представлений студентов первого курса о профессиональных ценностях расплывчатая, неконкретная и не отражает сложившиеся в обществе ценностные требования к профессии деонто-логического профиля. Таким образом, в представлении студентов, человек, эффективно реализующий свою профессиональную деятельность, имеет хорошую престижную работу, которая позволяет ему в полной мере удовлетворить свои материальные потребности, имеет доступ к демократическим правам и свободам в гуманном и терпимом обществе. В широком смысле студенты выбирают ценности, которые описывают ценности среднего класса, проживающего в стабильном демократическом обществе. Обращает на себя внимание крайне низкие ранги таких инструментальных ценностей, как возможность интеллектуальной и творческой самореализации, поэтому не понятно, за счет чего студенты предполагают достижения высот в профессиональной деятельности. Учитывая, что хорошая престижная работа и материальный достаток занимают высшие ранги, можно предположить следующую логическую последовательность: окончание университета, устройство на хорошую работу, которая подразумевает высокий доход без стремления к самореализации и жизнетворчеству. Свое профессиональ-

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

ное будущее не связывают с экономической, творческой, интеллектуальной активностью, рассчитывая на блага, которые приносит определенная работа и должность.

Ранжируя собственные ценности, студенты первого курса наиболее значимыми ценностями считают сохранение сил и здоровья, возможность интеллектуальной и творческой самореализации, отсутствие нужды и материальный достаток. Особый интерес представляет проекция возможных ценностных ориентации, которые сформируются у студентов во время обучения с точки зрения самих студентов. На средних курсах обучения студенты деонтологического профиля предполагают, что ведущими ценностями будут являться следующие - возможность интеллектуальной и творческой самореализации, сохранение сил и здоровья, отсутствие нужды и материальный достаток, семейное благополучие. За исключением творческой самореализации остальные ценности носят адаптивный характер и по сути своей не ведут к развитию деонтологических свойств личности. В конце обучения на первое место среди ценностей выходят хорошая, престижная работа, уважение окружающих, общественное признание, строительство более гуманного общества, также высокие места в ранге занимают семейное благополучие, возможность интеллектуальной и творческой самореализации. В табл. 2 приведено сравнение предполагаемых ценностей успешного профессионала и ценностей, которые должны возникнуть в конце обучения. Для наглядности баллы, полученные в ходе выборов ценностей, нами были проранжированы.

Как видно из табл. 2, ценности, которые должны сформироваться к концу обучения, и ценности успешного

профессионала совпадают только в части наличия хорошей и престижной работы. Однако, что касается отсутствия нужды и материального достатка, на завершающем этапе разрыв наиболее выражен, что объясняется инфантильными представлениями студентов первого курса, как правило, находящихся на содержании родителей и не предающих особое значение финансовым аспектам деятельности. Остальные выборы вплотную приближаются к представлениям о ценностях профессионала, что для первого курса весьма неплохо и указывает на структурированность и последовательность в направленности становления деонтологических свойств личности.

Данные усредненных выборов ценностей у студентов 2 курса представлены в табл. 3. При анализе данных отмечается несколько основных тенденций. Первая тенденция - повышение значимости от курса к курсу ценности материального достатка, чего не наблюдалось на первом курсе, что указывает на более реалистичное восприятие действительности, где финансовая составляющая деятельности играет немаловажную роль в деятельности профессионала. Такая же тенденция наблюдается в отношении семейного благополучия, наличия хорошей, престижной работы, уважения окружающих, общественного признания. Таким образом, при безусловном наличии ценностей адаптации на первое место выходят ценности социализации, что косвенно указывает на успешно преодоленный период адаптации к вузу.

Данные усредненных выборов ценностей у студентов третьего курса представлены в табл. 4. Тенденции, появившиеся на втором курсе, сохраняются и на третьем курсе. В целом - преобладание ценностей социализации, сохра-

Табл. 2. Сравнительный анализ выборов ценностей к окончанию обучения и ценностей успешного профессионала у студентов первого курса

Tab. 2. Values chosen by graduate students vs. professional values chosen by first-year students

Конструкт Я на завершающем этапе профессионального обучения Человек, эффективно реализующий в своей деятельности знания, умения, навыки, полученные в вузе (из всех, кого Вы знаете лично)

Отсутствие нужды, материальный достаток 5 2

Семейное благополучие 4 5

Возможность интеллектуальной и творческой самореализации 4 6

Сохранение сил и здоровья 6 7

Хорошая, престижная работа 1 1

Возможность пользоваться демократическими правами и свободами 4 3

Сохранение порядка и стабильности в обществе 5 4

Уважение окружающих, общественное признание 2 3

Строительство более гуманного и терпимого общества 3 4

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

Табл. 3. Распределение средних показателей значимых ценностей у студентов второго курса Tab. 3. Mean significant values in second year students

Конструкт Я в начале профессионального обучения Я на средних курсах профессионального обучения Я на завершающем этапе профессионального обучения Человек, эффективно реализующий в своей деятельности знания, умения, навыки, полученные в вузе (из всех, кого Вы знаете лично) Человек, не реализующий в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, полученные в вузе (из всех, кого Вы знаете лично)

Отсутствие нужды, материальный достаток 3,7 3,1 2,2 1,8 3,8

Семейное благополучие 3,9 2,9 2,1 2,3 3,4

Возможность интеллектуальной и творческой самореализации 2,9 2,7 2,5 2,2 4,5

Сохранение сил и здоровья 3,2 2,6 2,2 2,8 3,9

Хорошая, престижная работа 3,7 3,2 2,2 1,8 4,0

Возможность пользоваться демократическими правами и свободами 3,2 3,0 2,1 2,3 3,7

Сохранение порядка и стабильности в обществе 3,3 2,7 2,5 2,3 3,8

Уважение окружающих, общественное признание 3,5 2,9 2,4 1,9 4,0

Строительство более гуманного и терпимого общества 3,0 2,8 2,2 2,6 4,1

Табл. 4. Распределение средних показателей значимых ценностей у студентов третьего курса Tab. 4. Mean significant values in third-year students

Конструкт Я в начале профессионального обучения Я на средних курсах профессионального обучения Я на завершающем этапе профессионального обучения Человек, эффективно реализующий в своей деятельности знания, умения, навыки, полученные в вузе (из всех, кого Вы знаете лично) Человек, не реализующий в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, полученные в вузе (из всех, кого Вы знаете лично)

Отсутствие нужды, материальный достаток 3,8 3,3 2,2 1,7 3,5

Семейное благополучие 3,9 3,1 2,4 1,9 3,4

Возможность интеллектуальной и творческой самореализации 3,2 2,6 2,3 2,0 4,6

Сохранение сил и здоровья 3,5 2,9 2,4 2,0 3,8

Хорошая, престижная работа 4,3 3,4 2,1 1,4 3,7

Возможность пользоваться демократическими правами и свободами 4,1 3,1 2,2 1,8 3,3

Сохранение порядка и стабильности в обществе 4,0 2,8 2,6 1,9 3,5

Уважение окружающих, общественное признание 3,7 3,0 2,4 1,8 4,0

Строительство более гуманного и терпимого общества 3,3 3,1 2,0 2,3 4,1

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

нение значимости финансового, семейного благополучия. Кроме того, на первом и втором курсах малозначимые ценности сохранения порядка и стабильности в обществе, возможности пользоваться демократическими правами и свободами приобретают свою значимость, которая в оценках студентов становится более востребованной от курса к курсу. В данном случае очевидно противоречивая система представлений о значимых социальных ценностях, неоднозначность выбора между ценностями адаптации и индивидуализации подчеркивает возникший и нарастающий интерес студентов к общественным явлениям и событиям.

Данные усредненных выборов значимых ценностей у студентов выпускных курсов (4 курс направления Психология и 6 курс специальности Клиническая психология) представлены в табл. 5. Особый интерес представляет собой выбор ценностей и их сравнение с ценностями успешного профессионала у студентов выпускных курсов. К концу обучения усредненные показатели ценностей выровнялись и отличаются в десятые доли баллов. Однако на первое место студенты ставят значимость хорошей престижной работы, строительство гуманного и терпимого общества, сохранение порядка и стабильности в обществе и демократические свободы. Если ценность хорошей престижной работы и ее выбор выпускниками понятен, то остальные ценности носят рыхлый, не отличающийся от середины обучения неструктурированный характер. Практически

одни и те же ранги занимают ценности адаптации, социализации, индивидуализации и система ценностей выпускников ближе к промежуточному типу массового сознания. Интересно, что возможность интеллектуальной и творческой самореализации не занимает вершину ценностной иерархии ни у выпускников, ни у сформировавшихся профессионалов. С точки зрения студентов, данная ценность у профессионалов занимает один из низших рангов. Как на первом курсе, так и на выпускных курсах преобладают ценности утилитарного характера - хорошая работа, крепкая семья, стабильность и возможность пользоваться демократическими благами. В научных трудах, посвященных деонтологическим принципам, на первое место авторы ставят творческую самореализацию, служение обществу, значимость интеллектуального труда и целый ряд других этических ценностей в профессиях деонтологического профиля, которые мы не наблюдаем в выборах студентов на вершине ценностных ориентации.

Ранг ценностей у студентов выпускных курсов практически не совпадает с ценностями, которые они же присваивают успешным профессионалам (табл. 6). Студенты-выпускники считают, что их ценности далеки от ценностей успешного профессионала. Такая самооценка, скорее всего, указывает на неготовность к трудовой деятельности, на трудности профессиональной идентификации, а возможно, и кризис профессионального становления в конце обучения, что

Табл. 5. Распределение средних показателей значимых ценностей у студентов выпускных курсов Tab. 5. Mean significant values in graduate students

Конструкт Я в начале профессионального обучения Я на средних курсах профессионального обучения Я на завершающем этапе профессионального обучения Человек, эффективно реализующий в своей деятельности знания, умения, навыки, полученные в вузе (из всех, кого Вы знаете лично) Человек, не реализующий в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, полученные в вузе (из всех, кого Вы знаете лично)

Отсутствие нужды, материальный достаток 3,5 3 2,5 2 3,9

Семейное благополучие 3,6 2,6 2,5 2,0 4,2

Возможность интеллектуальной и творческой самореализации 2,7 2,8 2,5 2,2 4,7

Сохранение сил и здоровья 2,7 2,9 2,7 2,4 4,4

Хорошая, престижная работа 4,2 3,0 2,0 1,4 4,2

Возможность пользоваться демократическими правами и свободами 3,9 3,5 2,3 1,9 4,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сохранение порядка и стабильности в обществе 3,8 2,9 2,5 1,8 3,9

Уважение окружающих, общественное признание 3,1 2,8 2,5 2,9 4,5

Строительство более гуманного и терпимого общества 3,5 3,4 2,1 1,7 4,3

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

Табл. 6. Сравнительный анализ выборов ценностей к окончанию обучения и ценностей успешного профессионала у студентов выпускных курсов

Tab. 6. Values chosen by graduate students vs. professional values in graduate students

Конструкт Я на завершающем этапе профессионального бучения Человек, эффективно реализующий в своей деятельности знания, умения, навыки, полученные в вузе (из всех, кого Вы знаете лично)

Отсутствие нужды, материальный достаток 4 5

Семейное благополучие 4 5

Возможность интеллектуальной и творческой самореализации 4 6

Сохранение сил и здоровья 5 7

Хорошая, престижная работа 1 1

Возможность пользоваться демократическими правами и свободами 3 4

Сохранение порядка и стабильности в обществе 4 3

Уважение окружающих, общественное признание 4 8

Строительство более гуманного и терпимого общества 2 2

неоднократно описано авторами, изучающими проблемы профессионального становления [25-28].

Заключение

Динамика ценностных составляющих Я-образа студентов деон-тологического профиля характеризуется рядом особенностей:

• от курса к курсу студенты деонтологического профиля склонны выбирать ценности от адаптирующегося типа в начале обучения с дальнейшей тенденцией к социализирующемуся на средних курсах и промежуточному на выпускных;

• в начале и середине обучения студенты более структурированно и последовательно прогнозируют ценностные изменения, которые в конечном счете приближают их к ценностям успешного профессионала;

• у студентов выпускных курсов отмечаются значимые различия в самооценке своих ценностных ориентаций и ценностных ориентаций, выбранных в отношении успешного профессионала;

• такие выборы ценностных предпочтений у выпускников деонтологического профиля могут указывать на кризис профессионального становления. Система ценностных ориентаций выпускников в данном исследовании не в полной мере соответствует ценностям, присущим деонтологическим видам профессий. Исходя из полученных данных необходимо разработать и внедрить в практику психолого-педагогические подходы, позволяющие создать условия, способствующие успешному становлению деонтологического профиля личности профессионала в период обучения в вузе.

Таким образом, данная проблема представляет определенный интерес для дальнейшего выявления психологических механизмов и закономерностей формирования деонтологических ценностей, в частности исследования взаимосвязей ценностных составляющих Я-образа с другими личностными характеристиками, такими как ценностно-смысловые ориентации и показатели самоактулизации личности студентов в период обучения в вузе.

Литература

1. Серый А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-практиков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 2. С. 158-162.

2. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невструевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. С. 147-159.

3. Лукьянова С. П., Пахомова Е. В. Ценностно-смысловые ориентации студентов-психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 17. С. 47-51.

4. Билан М. А., Григорьева Е. В., Хакимова Н. Р. Особенности духовно-нравственных ценностей студентов деонтологического профиля подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 127-135.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

5. Аршинова Е. В., Билан М. А. Динамические аспекты интернализации профессиональных ценностей будущих специалистов деонтологического профиля // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 4. С. 106-116. БОЕ 10.21603/2078-8975-2018-4-106-116

6. Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С., Утюганов А. А., Хакимова Н. Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд. Кемерово: КРИРПО, 2017. 202 с.

7. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 194-206. Б01: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

8. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 743 с.

9. Клочко В. Е. О понятийном аппарате постнеклассической психологии // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25-27 апреля 2016 г.) М.: ФГБОУ ВО МГУДиТ, 2016. Ч. 1. С. 128-133.

10. Знаков В. В. Ценностное осмысление человеческого бытия: тезаурусное и нарративное понимание событий // Сибирский психологический журнал. 2011. № 40. С. 118-128.

11. Юревич А. В. Ценностные основания психологической науки // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред. В. В. Знакова, Г. В. Залевского. М.: ИП РАН, 2008. С. 21-40.

12. Черменская Г. Г. Ценностно-смысловые основания и проблема поиска этической составляющей психологического знания // Сибирский психологический журнал. 2011. № 42. С. 19-28.

13. Браун О. А., Аркузин М. Г., Аршинова Е. В., Билан М. А. Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 30. С. 15-29. БОЕ 10.26516/2304-1226.2019.30.15

14. Милованова Н. Г., Пчелинцева И. Г., Чумакова А. В. Ценностно-смысловой подход в профессиональном образовании // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 6А. С. 194-201.

15. Чижакова Г. И. Современное образование: аксиологические ориентиры // Становление личности в образовательном процессе: культурные и педагогические аспекты / под ред. Д. Н. Асламазишвили, В. В. Игнатовой. Красноярск: Изд-во СибГТу 2010. С. 81-108.

16. Чурекова Т. М., Москаленко И. В. К вопросу о дефиниции нравственных ценностей и оснований для их выделения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2. С. 112-116.

17. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.

18. Шамов И. А. Врач и больной. М.: Изд-во УДН, 1986. 168 с.

19. Серый А. В., Яницкий М. С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. Режим доступа: Ьйр://р$у$1^у. ги/^ех.рЬр/пит/2015у8п43/1192-8егу143.Ы:т1 (дата обращения: 25.03.2020).

20. Яницкий М. С. Ценностная структура массового сознания современной России // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 7-27.

21. Иванов М. С., Яницкий М. С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования. 2004. № 3. С. 233-241.

22. Кадыров Р. В. Ценностно-смысловая сфера личности студентов специальности «Клиническая психология» в период обучения в вузе // Психология обучения. 2014. № 8. С. 72-85.

23. Кривцова Е. В. Особенности системы ценностей студенческой молодежи // Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологий / под ред. А. А. Зеленина, М. С. Яницкого. Кемерово: ИНТ, 2012. С. 44-58.

24. Хащенко В. А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях различных форм собственности // Социальная психология экономического поведения / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1999. С. 56-67.

25. Аршинова Е. В., Билан М. А. Ценностно-смысловые аспекты переживания кризисов профессионального становления в процессе обучения в вузе // Психология индивидуальности: мат-лы V Междунар. науч. конф. (Москва, 9-11 декабря 2015 г.) М.: Университетская книга, 2015. С. 219-221.

26. Манукян В. Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 109-117.

27. Валиуллина Е. В. Психологические особенности кризисов профессионального самоопределения в процессе высшего медицинского образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2. С. 131-134.

28. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 35-44.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

original article

Value Components of the Self-Image of Students of a Deontological Profile of Training at University*

Yelena V. Arshinova a Marina A. Bilan a; Olga A. Braun a; Evgeny V. Yanko a

a Kemerovo State University, Russia, Kemerovo @ arshinova75@mail.ru

Received 01.04.2020. Accepted 28.04.2020.

Abstract: According to post-non-classical psychology, the values of mass consciousness act as a guideline for the moral behavior of the individual. This is especially important for a specialist whose work depends on the formation of professional and ethical principles of their personality. Deontological principles develop during training. The substantial characteristics of one's self-image also develop at university. They approach the values of mass consciousness, which are the universal regulator of any form of human activity. The research featured the development of students' value orientations and the methods aimed at educating future deontology specialist. Such methods are usually based on post-non-classical psychology. Currently, this is the most important scientific matter in educational psychology. The article focuses on the temporal characteristics of the development of value components of the self-image in students of the deontological profile. The authors identified the main value components that characterize the development of moral and ethical principles in students at all stages of training. The values proved to undergo several changes during the learning process. Utilitarian and hedonistic values were most pronounced in first-year students and maintained their first rank positions until graduation. According to M. S. Yanitskiy's value types of personality, senior students demonstrated the intermediate type. The authors registered a certain discrepancy between students' ideas about professional values and the actual values they chose. This contradiction must be resolved during the training period.

Keywords: values, value orientations, values of mass consciousness, professional values, professional identity, University students, time perspective

For citation: Arshinova Ye. V., Bilan M. A., Braun O. A., Yanko E. V. Value Components of the Self-Image of Students of a Deontological Profile of Training at University. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, 22(2): 387-396. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

References

1. Seryy A. V. Meaningful attitude to professional activity as a condition for the development of professionally significant qualities of practicing psychologists. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2005, (2): 158-162. (In Russ.)

2. Yanitskiy M. S., Seryy A. V. Development of the system of value-semantic orientations of the individual in the professional activity of specialists in deontological status. Personality and professional activity, eds. Dikaia L. G., Nevstrueva T. Kh. Khabarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2008, 147-159. (In Russ.)

3. Lukyanova S. P., Pakhomova E. V. Values and life-meaning orientations of psychological students on finishing phase of education in context of professional self-determination. Vestnik Iuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Psikhologiia", 2010, (17): 47-51. (In Russ.)

4. Bilan M. A., Grigoryeva E. V., Khakimova N. R. Specific features of spiritual and moral values of students of the deontological direction of education. Professional education in Russia and abroad, 2019, (1): 127-135. (In Russ.)

5. Arshinova Ye. V., Bilan M. A. Dynamic aspects ofthe internalization ofprofessional values in students of deontology. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, (4): 106-116. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2018-4-106-116

6. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Ivanov M. S., Utyuganov A. A., Khakimova N. R. Post-non-classical pedagogical psychology: value-semantic trend. Kemerovo: KRIRPO, 2017, 202. (In Russ.)

7. Yanitskiy M. S. System of value orientations of personality and social communities: structural and dynamic model and its application in psychological research and psychological practice. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, 22(1): 194-206. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

8. Stepin V. S. Theoretical knowledge. Moscow: Progress-Traditsiia, 2003, 743. (In Russ.)

* This research was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 19-013-00066 "The system of personality identity in students: dynamics, factors, and threats".

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

9. Klochko V. E. On the conceptual apparatus of post-non-classical psychology. Humanitarian foundations of social progress: Russia and modernity: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf., Moscow, April 25-27, 2016. Moscow: FGBOU VO MGUDiT, 2016, pt. 1, 128-133. (In Russ.)

10. Znakov V. V. Value understanding the human being: thesaurus and narrative understanding of the events. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 2011, (40): 118-128. (In Russ.)

11. Yurevich A. V. Value foundations ofpsychological science. The value foundations of psychological science and the psychology of values, ed. Znakov V. V., Zalevsky G. V. Moscow: IP RAN, 2008, 21-40. (In Russ.)

12. Chermenskaya G. G. The value-semantic bases and problem of search of the ethical component of psychological knowledge. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 2011, (42): 19-28. (In Russ.)

13. Braun O. A., Arkuzin M. G., Arshinova Ye. V., Bilan M. A. Dynamic characteristics of the identity system of psychology students in the learning process. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2019, 30: 15-29. (In Russ.) DOI: 10.26516/2304-1226.2019.30.15

14. Milovanova N. G., Pchelintseva I. G., Chumakova A. V. The value-semantic approach in professional education. Pedagogical Journal, 2017, 7(6A): 194-201. (In Russ.)

15. Chizhakova G. I. Modern education: axiological guidelines. The formation of personality in the educational process: cultural and pedagogical aspects, eds. Aslamazishvili D. N., Ignatova V. V. Krasnoyarsk: Izd-vo SibGTU, 2010, 81-108. (In Russ.)

16. Churekova T. M., Moskalenko I. V. On defining moral values and grounds for distinguishing them. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, (2): 112-116. (In Russ.)

17. Bratus B. S. Moral consciousness of personality (psychological study). Moscow: Znanie, 1985, 64. (In Russ.)

18. Shamov I. A. Doctor and patient. Moscow: Izd-vo UDN, 1986, 168. (In Russ.)

19. Seryy A. V., Yanitskiy M. S. Semantic aspects of the experience of the social identity's crisis in the forced change of life situation. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(43). Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n43/1192-seryi43. html (accessed 25.03.2020). (In Russ.)

20. Yanitskiy M. S. The value structure of mass consciousness in modern Russia. Political and psychological problems of mass consciousness research, ed. Shestopal E. B. Moscow: Aspect Press, 2002, 7-27. (In Russ.)

21. Ivanov M. S., Yanitskiy M. S. To the problem of assessing the potential of personal self-realization in the learning process. Philosophy of education, 2004, (3): 233-241. (In Russ.)

22. Kadyrov R. V. Values students of specialty "Clinical psychology" in the period of study at the university of. Psikhologiia obucheniia, 2014, (8): 72-85. (In Russ.)

23. Krivtsova E. V. Features of the value system of student youth. Organization of work with youth: interdisciplinary integration of theory and technology, eds. Zelenin A. A., Yanitskiy M. S. Kemerovo: INT, 2012, 44-58. (In Russ.)

24. Khashchenko V. A. Value orientations ofvarious social groups under various forms of ownership. Social psychology of economic behavior, eds. Zhuravlev A. L., Shorokhova E. V. Moscow: Nauka, 1999, 56-67. (In Russ.)

25. Arshinova Ye. V., Bilan M. A. Value-semantic aspects of experiencing the crises of professional development in the learning process at university. Psychology of individuality: Proc. V Intern. Sci. Conf., Moscow, December 9-11, 2015. Moscow: Universitetskaia kniga, 2015, 219-221. (In Russ.)

26. Manukyan V. R. Psychological contents and factors of emergence of crisis of professional development in students of higher education institution. Psihologicheskaia nauka i obrazovanie, 2011, (4): 109-117. (In Russ.)

27. Valiullina Ye. V. Psychological features of crises of professional self-determination in the course of the higher medical education. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, (2): 131-134. (In Russ.)

28. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Crisis of professional development of personality. Psikhologicheskii zhurnal, 1997, 18(6): 35-44. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.