Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ'

НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / MORALS / MORAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY / YOUNG SPECIALISTS / DEONTOLOGICAL PROFESSIONS / TEACHER / EDUCATOR / NURSE / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Елена Владимировна, Хакимова Нурия Равильевна

Введение. Статья посвящена проблеме нравственной направленности личности специалистов деонтологических профессий в профессиональной деятельности. В сравнительном исследовании показаны особенности нравственной направленности личности учителей, воспитателей и медицинских сестер. Методология. Исследование проведено путем опроса, психодиагностики и сравнительного анализа эмпирических данных. Результаты. Подтверждено предположение о том, что нравственная направленность личности молодых специалистов деонтологических профессий имеет ряд особенностей, связанных как с общей спецификой данной профессиональной деятельности, так и с конкретным содержанием отдельной профессии. Заключение. Полученные результаты могут служить основой для организации образовательного процесса с целью формирования соответствующей нравственной направленности личности будущего специалиста. При планировании такой работы следует уделить внимание морально-нравственным ориентирам, этическим нормам и правилам, содержанию профессионального долга. При реализации обучения и воспитания будущих педагогических и медицинских работников важно сформировать нравственную доминанту специалистов деонтологического статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Григорьева Елена Владимировна, Хакимова Нурия Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF YOUNG SPECIALISTS IN DEONTOLOGICAL PROFESSIONS

Introduction. The article is devoted to the problem of the moral orientation of the personality of specialists in deontological professions in the conditions of professional activity. The comparative study shows the features of the moral orientation of the personality of teachers, upbringers and nurses. Methodology. The study was conducted based on the survey method, psychodiagnostics and comparative analysis of the obtained empirical data. Results. The assumption is confirmed that the moral orientation of the personality of young specialists in deontological professions has a number of features related to both the General specifics of this professional activity and the specific content of a particular profession. Conclusion. The results obtained can serve as a basis for organizing the educational process with students in the conditions of their profession in order to form the appropriate moral orientation of the future specialist's personality. When planning such work, attention should be paid to moral guidelines, ethical norms and rules, and the content of professional duty. When implementing the training and education of future teachers and medical professionals, it is important to form of the moral dominant of specialists of the deontological status.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ»

Coronavirus or the "vicious circle" of anxiety?]. Counseling Psychology and Psychotherapy, 2020, vol. 28, no. 2 (108), pp. 70-89. (In Russian).

13. Fedosenko E. V. Zhizn' posle karantina: psihologiya smyslov i koronavirus COVID-19 [Life after the quarantine: psychology of sense and coronavirus COVID-19]. Psychological Problems of the Meaning of Life and Acme: Electronic Collection of Materials of the XXV International Symposium. Moscow, 2020, pp. 34-47. (In Russian).

14. Kholodova J. B. Dinamika trevozhnosti v period pandemii COVID-19 [Features of anxiety associated with the COVID-19 pandemic]. COVID-19 and modern society: socio-economic consequences and new challenges. Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference. Penza, 2020, pp. 139-142. (In Russian).

15. Hawryluck L., Gold W. L., Robinson S., Pogorski S., Galea S., Styra R. SARS Control and Psychological Effects of Quarantine. Toronto, Canada, Emerg Infect Dis, 2004, 28 p. (In English).

УДК/UDC 159.9.07 Е. В. Григорьева, Н. Р. Хакимова

E. Grigoryeva, N. Khakimova

НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

MORAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF YOUNG SPECIALISTS IN DEONTOLOGICAL PROFESSIONS

Введение. Статья посвящена проблеме нравственной направленности личности специалистов деонто-логических профессий в профессиональной деятельности. В сравнительном исследовании показаны особенности нравственной направленности личности учителей, воспитателей и медицинских сестер.

Методология. Исследование проведено путем опроса, психодиагностики и сравнительного анализа эмпирических данных.

Результаты. Подтверждено предположение о том, что нравственная направленность личности молодых специалистов деонтологических профессий имеет ряд особенностей, связанных как с общей спецификой данной профессиональной деятельности, так и с конкретным содержанием отдельной профессии.

Заключение. Полученные результаты могут служить основой для организации образовательного процесса с целью формирования соответствующей нравственной направленности личности будущего специалиста. При планировании такой работы следует уделить внимание морально-нравственным ориентирам, этическим нормам и правилам, содержанию профессионального долга. При реализации обучения и воспитания будущих педагогических и медицинских работников важно сформировать нравственную доминанту специалистов деонтологического статуса.

Introduction. The article is devoted to the problem of the moral orientation of the personality of specialists in

deontological professions in the conditions of professional activity. The comparative study shows the features of the moral orientation of the personality of teachers, upbringers and nurses.

Methodology. The study was conducted based on the survey method, psychodiagnostics and comparative analysis of the obtained empirical data.

Results. The assumption is confirmed that the moral orientation of the personality of young specialists in deontological professions has a number of features related to both the General specifics of this professional activity and the specific content of a particular profession.

Conclusion. The results obtained can serve as a basis for organizing the educational process with students in the conditions of their profession in order to form the appropriate moral orientation of the future specialist's personality. When planning such work, attention should be paid to moral guidelines, ethical norms and rules, and the content of professional duty. When implementing the training and education of future teachers and medical professionals, it is important to form of the moral dominant of specialists of the deontological status.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, деонтологические профессии, нравственная направленность специалиста.

Keywords: morals, moral orientation of the personality, young specialists, deontological professions, teacher, educator, nurse, professional training.

Введение

Проблема нравственной сферы личности не теряет в психологии своей актуальности на протяжении многих лет. Психологи анализируют различные теоретико-методологические и прикладные аспекты проблемы нравственного становления личности [4; 5; 11-13]. Однако в психолого-педагогической литературе отмечается недостаточное количество исследований по обозначенным вопросам, хотя и указываются сложности усвоения и транслирования духовно-нравственных ценностей при недостаточности соответствующих мер поддержки современной молодежи в процессе социализации [9].

Проблема нравственной направленности личности специалиста деонтологического статуса в современных условиях жизни, осложненных пандемией, обретает особую значимость. Практика показывает, что отдельные нарушения специалистами разных сфер принципов этики и деонтологии отражаются на имидже их профессиональной деятельности в целом, а нравственная незрелость повышает общую социальную напряженность, искажая и уменьшая результаты труда самих работников. Так, в исследовании И. Г. Завойчинской выявлено, как следование нравственным принципам в определенных профессиях сказывается на результатах работы как отдельных специалистов, так и всего трудового коллектива [6].

По мнению Н. С. Пряжникова, ценностно-нравственное развитие является важнейшим в становлении личности профессионала [10]. При этом исследователи отмечают значение профессионального образования, так как именно в процессе обучения формируется и развивается самосознание, идентичность профессионала и особенно его нравственные ориентиры. В дальнейшем обучающиеся осознают, усваивают и соблюдают нормы профессиональной этики и деонтологии уже на этапе практической деятельности.

Исследования в области психологии профессионального развития показывают, что ценности зрелых специалистов определяются усвоенными в студенчестве нормами профессиональной этики. Например, Л. А. Закирзяновой при изучении нравственности журналистов в процессе профессионализации установлена актуализация нравственно-этических качеств личности непосредственно на рабочем месте, в результате которой оптимизируются совместная деятельность и взаимоотношения [7].

Также на этапе обучения происходит формирование личностной профессиональной готовности, а именно нравственных принципов и идеалов. Специалисты деонтологического профиля должны

обладать особыми индивидуальными качествами и системой ценностей, которые становятся определяющими для субъекта труда.

Однако для нравственного роста профессионала необходимы осознанный выбор и принятие общественных норм, интеграция их как духовных ценностей во внутреннем мире человека [8]. При этом исследования показывают несовпадение у студентов деонтологического профиля представлений о должных ценностных ориентациях профессионала и фактических ценностях, предпочитаемых студентами, что является противоречием, обусловливающим необходимость целенаправленного психолого-педагогического воздействия в условиях образовательной среды [1; 2].

Методология

Исследование с целью выявления особенностей нравственной направленности личности молодых специалистов деонтологических профессий было проведено в 2019 году на базе учреждений Кемеровской области. Исследование базируется на психологическом принципе единства личности, сознания и деятельности. Деятельностный подход позволяет раскрыть взаимообусловленность нравственных ори-ентаций личности и осуществляемой ею деятельности. Методологической основой исследования также выступил ряд теоретических и эмпирических разработок, изложенных в трудах Е. К. Веселовой, Г. В. Резапкиной, М. С. Яницкого [4; 5; 11; 13-15].

В исследовании проверялось предположение о том, что нравственная направленность личности молодых специалистов деонтологических профессий имеет ряд особенностей, связанных как с общей направленностью профессиональной деятельности, так и с конкретным содержанием деятельности специалиста. Общая выборка исследования составила 113 человек в возрасте от 21 до 29 лет, имеющих среднее профессиональное образование и опыт работы от 1 до 7 лет. Респонденты были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. В ЭГ вошли 67 молодых специалистов деонтологиче-ских профессий - 23 учителя начальных классов, 25 воспитателей образовательных учреждений разного уровня, 19 медицинских сестер учреждений здравоохранения Кузбасса. Участники ЭГ были разделены на 3 подгруппы в соответствии с указанной профессией. В КГ вошли 46 специалистов сферы информационных коммуникаций, индустрии красоты, общепита, торговли и сферы услуг.

Методами исследования выступили: анкетный опрос, психодиагностическая методика «Нравст-

венный потенциал личности» Г. В. Резапкиной, модифицированная М. С. Яницким методика диагностики ценностных ориентаций Р. Инглхарта [11; 14].

Методика Г. В. Резапкиной нацелена на диагностику нравственной направленности личности через использование системы топов как смысловых носителей ценностей. Противоположные по смыслу топы образуют 27 пар универсальных для культуры характеристик, которые объединены в 9 тем: «умеренность - излишества», «нестяжательство - сребролюбие», «кротость - гнев», «жизнелюбие - уныние», «смирение - тщеславие», «великодушие - зависть», «доверчивость - подозрительность», «трудолюбие -безделье», «самостоятельность в поступках и суждениях - зависимость» [11].

Методика Р. Инглхарта, модифицированная М. С. Яницким, на основе дифференциации ценностей определяет тип личности: адаптирующийся, социализирующийся, индивидуализирующийся и промежуточный. Модификация методики подкреплена моделью динамического развития ценностной системы личности, что предполагает формирование отдельного уровня системы ценностей на каждой стадии индивидуального развития. В этой связи динамика от ценностей адаптации к ценностям индивидуализации отражает «зрелость» системы ценностных ориентаций личности, а промежуточный тип говорит о несложившейся системе [14].

Для обработки полученных результатов исследования использовался метод математической статистики - сравнительный анализ с расчетом критерия Стьюдента, позволяющий определить значимость различий средних показателей. Расчет статистики осуществлялся с помощью программного обеспечения <^а^юа 6.0». Последовательность анализа эмпирических данных включала, во-первых, сравне-

ние результатов диагностики в экспериментальной и контрольной группах, во-вторых, сравнение результатов подгрупп экспериментальной группы, в-третьих, сравнение результатов каждой подгруппы экспериментальной группы с контрольной группой.

Результаты

Сравнительный анализ результатов выбранных методик в ЭГ и КГ выявил достоверные различия по одному показателю методики «Нравственный потенциал личности» Г. В. Резапкиной - «доверчивость - подозрительность» (при р<0,05). Молодые специалисты деонтологических профессий более открыты миру, больше склонны доверять окружающим в отличие от своих сверстников - специалистов других профессиональных групп, не приверженных строгим деонтологическим требованиям.

Далее сравнительному анализу были подвергнуты результаты диагностики трех подгрупп ЭГ. Достоверно значимые различия результатов диагностики выделенных подгрупп обнаружены по ряду показателей методики «Нравственный потенциал личности» Г. В. Резапкиной и отражены в таблице 1.

Направленность учителей на жизнелюбие и гнев выражена значимо больше, чем у воспитателей и медицинских сестер, у которых, соответственно, больше выражена направленность на кротость и уныние. Направленность на трудолюбие также более выражена в группе учителей, чем в группе медицинских сестер. Направленность на смирение достоверно выше у воспитателей по сравнению с медицинскими сестрами, у которых более заметна направленность на тщеславие. Семантический анализ топов методики «Нравственный потенциал личности» Г. В. Резапкиной полнее раскрывает их содержание и дает развернутую характеристику нравственной направленно-

Таблица 1

Показатели методики М в подгруппе учителей М в подгруппе воспитателей М в подгруппе медсестер Различия в подгруппах (при p<0,05)

1 2 3

Кротость 2,23 2,78 2,66 1-2; 1-3

Гнев 0,76 0,22 0,33 1-2; 1-3

Жизнелюбие 2,31 1,78 1,77 1-2; 1-3

Уныние 0,69 1,22 1,22 1-2; 1-3

Смирение 1,38 1,83 1,33 2-3

Тщеславие 1,61 1,17 1,66 2-3

Трудолюбие 2,62 2,17 1,88 1-3

Безделье 0,38 0,83 1,11 1-3

Достоверные различия показателей нравственной направленности в подгруппах ЭГ

сти каждой из групп специалистов деонтологиче-ского статуса. Нравственная направленность учителей отражает их оптимизм, бодрость духа, энергию и азарт, возможность отстаивать свои интересы, нацеленность на деятельность, усердие, прилежание и кропотливый труд. Нравственная направленность воспитателей характеризуется ориентацией на послушание, смирение, скромность, умеренность и долготерпение, спокойствие духа. Нравственная направ-

ленность медицинских сестер проявляется как уравновешенность, душевное спокойствие, доброта, человеколюбие, сдержанность в совокупности с потребностью в уважении к своему труду и праву на отдых.

Сравнительный анализ результатов каждой подгруппы ЭГ с результатами КГ показал достоверные различия по методике «Нравственный потенциал личности» Г. В. Резапкиной, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Достоверные различия показателей нравственной направленности респондентов подгрупп ЭГ и респондентов КГ

Показатели методики Экспериментальная группа Контрольная группа Различия в группах (при р<0,05)

М в подгруппе учителей М в подгруппе воспитателей М в подгруппе медсестер

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа

Нестяжательство 2,38 2,48 2,56 2,0 2-4; 3-4

Сребролюбие 0,62 0,52 0,44 1,0 2-4; 3-4

Кротость 2,23 2,78 2,66 2,2 2-4; 3-4

Гнев 0,76 0,22 0,33 0,8 2-4; 3-4

Жизнелюбие 2,31 1,78 1,77 1,4 1-4

Уныние 0,69 1,22 1,22 1,6 1-4

Смирение 1,38 1,83 1,33 1,0 2-4

Тщеславие 1,61 1,17 1,66 2,0 2-4

Доверчивость 1,91 1,98 2,0 1,2 2-4; 3-4

Подозрительность 1,07 1,04 1,0 1,8 2-4; 3-4

Самостоятельность 2,38 2,17 2,11 1,8 1-4

Зависимость 0,62 0,83 0,89 1,2 1-4

Сравнительный анализ выявил, что у подгрупп воспитателей и медицинских сестер, по сравнению с подгруппой учителей, показатели нравственной направленности достоверно отличаются от показателей группы специалистов без деонтологического статуса.

Так, воспитатели выделяются направленностью на бескорыстие, покладистость, скромность, открытость, искренность. Доминантой направленности медицинских сестер также является бескорыстие, служение, смирение, простота, доверие людям.

Распределение ценно

Нравственная направленность учителей начальных классов отличается от направленности специалистов контрольной группы большей ориентацией на жизнелюбие и самостоятельность.

Результаты методики Р. Инглхарта в модификации М. С. Яницкого выявили преобладание определенных ценностных типов как в экспериментальной группе в целом и ее подгруппах, так и контрольной группе. Но статистического подтверждения данного преобладания не обнаружено. Распределение ценностных типов представлено в таблице 3.

Таблица 3

ых типов в ЭГ и КГ (%)

Группа Адаптирующийся тип Социализирующийся тип Индивидуализирующийся тип Промежуточный тип

ЭГ: подгруппа учителей 39 31 15 15

ЭГ: подгруппа воспитателей 44 30 4 22

ЭГ: подгруппа медсестер 44 12 0 44

ЭГ 42 26 6 26

КГ 35 20 0 45

В ЭГ преобладают респонденты с адаптирующимся ценностным типом, тогда как в КГ - с промежуточным типом. Адаптирующийся ценностный тип ориентирован на устранение тревоги в контексте экономической и физической безопасности и на сохранение имеющихся достижений. Промежуточный тип отличается неструктурированной системой ценностных ориентаций. Среди респондентов ЭГ выявлен индивидуализирующийся ценностный тип, направленный на развитие, познание и самоактуализацию, в КГ он отсутствует.

Свою специфику распределения ценностных типов имеет каждая из подгрупп в ЭГ. Среди учителей и воспитателей обнаружены представители всех ценностных типов, с преобладанием адаптирующегося и социализирующегося типов личности. Социализирующийся тип, ориентированный на других людей и интеграцию в обществе, уступает в процентном соотношении адаптирующемуся типу, особенно в подгруппе воспитателей. При этом в подгруппе учителей больше индивидуализирующегося типа и меньше промежуточного, по сравнению с воспитателями. В подгруппе медицинских сестер обнаружено равное распределение адаптирующегося и промежуточного типа при незначительном присутствии социализирующегося типа и полном отсутствии индивидуализирующегося.

Заключение

В современных условиях нравственная зрелость специалиста любой сферы во многом определяет его профессиональные достижения. Нравственная направленность как устойчивая интеграция ценностей, убеждений, желаний, устремлений личности у специалистов деонтологического статуса является профессионально важной характеристикой и создает его профессиональную картину мира, реализуясь в трудовой мотивации, активности и поведении. Соответственно, уже в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные условия для формирования деонтологического профиля личности будущего специалиста.

Анализ результатов эмпирического исследования позволяет заключить, что вектором нравственной направленности личности молодых специалистов деонтологического статуса является их искренность, доверие и открытость окружающему миру. На наш взгляд, это отражает общую специфику профессиональной позиции педагогических и медицинских работников, деятельность которых связана со «служением людям». Отличительные характери-

стики нравственной направленности личности специалистов деонтологического статуса также связаны с конкретным содержанием их деятельности. Нравственная направленность учителей начальных классов включает ориентиры на жизнелюбие, оптимизм, энергию, бодрость духа, целеустремленность, трудолюбие и самостоятельность. Нравственная направленность воспитателей и медицинских сестер базируется на бескорыстии, служении, скромности и покладистости. При этом направленность воспитателей отличается большей ориентацией на смирение, а медицинских сестер - на признание и уважение своего труда.

В целом структура ценностных ориентаций у педагогов - учителей и воспитателей - более сбалансирована в контексте оценки ее структурно-динамических характеристик. Результаты диагностики по методике Р. Инглхарта, модифицированной М. С. Яницким, в подгруппах учителей и воспитателей сходны с данными исследования М. А. Билан и Е. Н. Ермолаевой, которые анализировали ценности студентов-выпускников педагогического колледжа г. Кемерово [3]. Это свидетельствует, на наш взгляд, о формировании профессиональной направленности будущих педагогов еще на этапе обучения. На этом фоне система ценностей медицинских сестер выглядит как менее сбалансированная, так как отличается «бедностью» оформленных структур и дихотомическим разбросом от низшего уровня становления ценностного типа до «рыхлости», несформированности ценностной системы личности.

Полученные нами результаты могут стать основой для организации воспитательно-образовательного процесса со студентами в условиях получения ими профессии с целью формирования соответствующей нравственной направленности личности будущего специалиста. При планировании и реализации такой работы следует уделить внимание морально-нравственным ориентирам, этическим нормам и правилам, содержанию профессионального долга для укрепления нравственной доминанты специалистов деонтологического профиля.

Перспективы исследования заявленной проблематики могут быть конкретизированы в решении частных задач, таких как расширение выборки респондентов и проведение сравнительных исследований в среде специалистов деонтологического статуса на разных этапах и в разных условиях профессионализации, в том числе образовательных. Мы также видим перспективу изучения особенностей нравственной направленности личности педагогических и медицин-

ских работников в рамках комплексного исследования духовно-нравственного потенциала личности специалистов деонтологических профессий.

Литература

1. Аршинова Е. В., Билан М. А. Динамические аспекты интерна-лизации профессиональных ценностей будущих специалистов деонтологического профиля // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 4. С. 106-116.

2. Ценностные составляющие Я-образа студентов деонтологического профиля подготовки в процессе обучения в вузе / Е. В. Аршинова, М. А. Билан, О. А. Браун, Е. В. Янко // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 2. С. 387-396. DOI: https://doi.org/ 10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396.

3. Билан М. А., Ермолаева Е. Н. Ценностные компоненты жизненных стратегий выпускников учреждений среднего профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 3. С. 727-734. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-727-734.

4. Веселова Е. К. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности // Научное мнение. 2013. № 6. С. 168-173.

5. Веселова Е. К. Нравственные основания личности психотерапевта: психология совести // Вестник НГУ. Серия Психология. 2014. Т. 8, № 2. С. 62-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Завойчинская И. Г Профессионализм и нравственность как факторы развития экономики [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 410. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12396 (дата обращения: 26.10.2020).

7. Закирзянова Л. А. Особенности нравственно-этических характеристик нравственности журналиста на разных этапах профессионализации : автореф. ... канд. психол. наук. Казань, 2012. 24 с.

8. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104-114.

9. Прокофьева Н. В. Современный взгляд на проблему морально-нравственного самоопределения человека [Электронный ресурс] // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10, № 4. С. 28-32. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennyy-vzglyad-na-problemu-moralno-nravstven-nogo-samoopredeleniya-cheloveka.

10. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001. 408 с.

11. Резапкина Г В. Главное измерение личности. История проблемы и возможности решения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Т. 13, № 4. С. 99-106. URL: https://psyjournals.ru/ vestnik_psyobr/2016/n4/Rezapkina.shtml (дата обращения: 26.10.2020).

12. Юревич А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 168-179.

13. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность. Хабаровск, 2008. Т. 1. С. 147-159.

14. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государ-

ственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 194-206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206.

15. Яницкий М. С. Ценностная структура массового сознания современной России // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания. М., 2002. С. 7-27.

References

1. Arshinova E. V., Bilan M. A. Dinamicheskie aspekty internalizacii professional'nyh cennostejbudushchih specialistov deontolo-gicheskogo profilya [Dynamic aspects of the internalization of professional values in students of deontology]. Bulletin of Kemerovo State University, 2018, no. 4, pp. 106-116. (In Russian).

2. Arshinova Ye. V., Bilan M. A., Braun O. A., Yanko E. V. Cennostnye sostavlyayushchie YA-obraza studentov deontologicheskogo profilya podgotovki v processe obucheniya v vuze [Value components of the self-image of students of a deontological profile of training at university]. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22. no. 2, pp. 387-396. DOI: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396. (In Russian).

3. Bilan M. A., Ermolaeva E. N. Cennostnye komponenty zhiznennyh strategij vypusknikov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya [Value components of life strategies in graduates of vocational postsecondary institutions]. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22. no. 3, pp. 727-734. DOI: https:// doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-727-734. (In Russian).

4. Veselova E. K. Metodologicheskie i metodicheskie problemy empiricheskogo issledovaniya nravstvennoj sfery lichnosti [Methodological and methodical problems of empirical research of a personality's moral sphere]. Scientific opinion, 2013, no. 6, pp. 168-173. (In Russian).

5. Veselova E. K. Nravstvennye osnovaniya lichnosti psihotera-pevta: psihologiya sovesti [The moral foundation of the psychotherapist's personality: the psychology of conscience]. Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Psychology, 2014, vol. 8, no. 2, pp. 62-67. (In Russian).

6. Zavojchinskaya I. G. Professionalizm i nravstvennost' kak faktory razvitiya ekonomiki [Professional experiense, professional mentality and moralas a reason of economic development]. Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 2, pp. 410. Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=12396 (accessed 26.10.2020). (In Russian).

7. Zakirzyanova L. A. Osobennosti nravstvenno-eticheskih harakteristik nravstvennosti zhurnalista na raznyh etapah professionalizacii [Features of the moral and ethical characteristics of the morality of a journalist at different stages of professionalization] Abstract of Ph. D. thesis. Kazan, 2012. 24 p. (In Russian).

8. Znakov V. V. Duhovnost' cheloveka v zerkale psihologicheskogo znaniya i religioznoj very [Human spirituality mirrored in psychological knowledge and in religious faith]. Voprosy Psychologii, 1998, no. 3, pp. 104-114. (In Russian).

9. Prokofyeva N. V. Sovremennyj vzglyad na problemu moral'no-nravstvennogo samoopredeleniya cheloveka [The modern view of the problem of moral and ethical self-determination rights]. North-Caucasian psychological Bulletin, 2012, vol. 10, no. 4, pp. 28-32. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennyy-vzglyad-na-problemu-moralno-nravstvennogo-samoopredeleniya-cheloveka. (In Russian).

10. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Psihologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Psychology of work and human dignity]. Moscow, 2001, 408 p. (In Russian).

11. Rezapkina G. V. Glavnoe izmerenie lichnosti. Istoriya problemy i vozmozhnosti resheniya [The main dimension of personality. History of the problem and possible solutions]. Bulletin of Practical Psychology of Education, 2016, vol. 13, no. 4, pp. 99-106.

Available at: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2016/n4/ Rezapkina.shtml (accessed 26.10.2020). (In Russian).

12. Yurevich A. V. Empiricheskie ocenki nravstvennogo sostoyaniya sovremennogo rossijskogo obshchestva [Empirical estimates of modern Russian society's morals]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 4, pp. 168-179. (In Russian).

13. Yanitskiy M. S., Seryy A. V. Razvitie sistemy cennostno-smyslovyh orientacij lichnosti v professional'noj deyatel'nosti specialistov deontologicheskogo statusa [Development of the system of value-semantic orientations of the individual in the professional activity of specialists in deontological status]. Personality and professional activity. Khabarovsk, 2008, vol. 1, pp. 147-159. (In Russian).

14. Yanitskiy M. S. Sistema cennostnyh orientacij lichnosti i social'nyh obshchnostej: strukturno-dinamicheskaya model' i ee primenenie v psihologicheskih issledovaniyah i psihologicheskojpraktike [System of value orientations of personality and social communities: structural and dynamic model and its application in psychological research and psychological practice]. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22, no. 1, pp. 194-206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206. (In Russian).

15. Yanitskiy M. S. Cennostnaya struktura massovogo soznaniya sovremennoj Rossii [The value structure of mass consciousness in modern Russia]. Political and psychological problems of mass consciousness research. Moscow, 2002, pp. 7-27. (In Russian).

УДК/UDC 159.922:364.048.4 Е. В. Кривцова, Т. Н. Мартынова, М. С. Яницкий

E. Krivtsova, T. Martynova, M. Yanitskiy

СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК СУБЪЕКТ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ: РИСКИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАНДЕМИИ COVID-19

SOCIAL WORK SPECIALIST AS A SUBJECT OF AN EXTREME SITUATION: RISKS AND THEIR MANIFESTATIONS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Введение. Статья посвящена анализу и оценке влияния внешних и внутренних (личностных) факторов на уровень социального и профессионального рисков у специалистов по социальной работе как субъектов экстремальной ситуации, в том числе в ситуации распространения пандемии COVID-19.

Методология. Для анализа и оценки социального и профессионального рисков разработана методика, которая позволила оценить значимость показателей риска (социального и профессионального), определить их иерархию (ранг рисков) с учетом распределения ответов специалистов по социальной работе. Исследование проводилось на базе учреждений социального обслуживания населения города Кемерово и Кемеровской области с участием специалистов по социальной работе. Для проведения исследования использовались: метод опроса (авторский вариант анкетного опроса), метод тестирования (стандартизированные психодиагностические методики «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой; опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко; опросник «Шкала организационного стресса» Мак-Лина).

В результате проведенного исследования определены характеристики профессиональной деятельности специалистов по социальной работе с учетом воздействия факторов социального и профессионального рисков в экстремальной ситуации, связанной, в том числе, с пандемией COVID-19. Установлено, что уровень социального и профессионального рисков и их воздействие в экстремальной ситуации зависят от возраста, стажа работы, профильного образования специалиста по социальной работе.

Заключение. Анализ и оценка социального и профессионального рисков позволили осуществить идентификацию и квантификацию факторов риска, что необходимо для последующего управления рисками, минимизации и корректировки их воздействия на специалистов по социальной работе как субъектов экстремальной ситуации, подобной пандемии COVID-19.

Introduction. The article is devoted to the analysis and assessment of the influence of external and internal (personal) factors on the level of social and professional risk among social work specialists, as subjects of an extreme situation, including in the situation of the spread of the COVID-19 pandemic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.