Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
НАУЧНЫЙ
ОТДЕЛ
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УДК 314.18:316.752+159.922.1
ЦЕННОСТНЫЕ РИСКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О РОДИТЕЛЬСТВЕ
Г. В. Вержибок
Вержибок Галина Владиславовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Минский государственный лингвистический университет, Беларусь E-mail: [email protected]
В статье анализируются актуальные вопросы глобальной ценностной трансформации, связанные с демографическими процессами и ресурсным потенциалом государства. Достижение предельных уровней и увеличение масштабов депопуляции, недостаточное отражение гендерного фактора в демографической политике определяют возрастание кризисных явлений и рисков современного общества. Выявление динамики и качественных (не только количественных) признаков изменений, институционализация гендерной стратегии, формирование у молодежи социальных ценностей и установок на создание семьи позволят стабилизировать социальную ситуацию.
Ключевые слова: ценности, риски, гендер, родительство, молодежь.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-314-317 К постановке проблемы
В условиях модернизации общественной системы, существенных сдвигов социально-экономических и демографических процессов, правовой и нормативной неопределенности, нарастании миграционных потоков происходит конвергенция системы ценностей, выступающая в качестве главной движущей силы социальных трансформаций, духовного развития личности. Провозглашение ценности индивидуализма оборачивается торжеством индивидуалистического прагматизма, происходит разрушение механизма сакрализации индивидуальной деятельности масштабными культурными смыслами, формируется тенденция нивелирования традиций. Фактический отказ от жестких принципов идеократии не замедлил сказаться в демографической сфере [1, с. 304-305, 360], где недостаточное отражение гендерного фактора сказывается на серьезных изменениях института семьи и брака, репродуктивных отношений и, как следствие, на возможностях модификации системы воспроизводства населения и уровне рождаемости [2, с. 74].
Зафиксированы длительная депопуляция и прогрессирующее старение населения, отмечаются гендерная диспропорция населения, дисбаланс на трудовом и брачном рынках, происходит снижение репродуктивной функции и уровня рождаемости. Г едонистическая парадигма сексуальной революции (И. С. Кон), либерализация взглядов на проблемы пола и брачные отношениям определили тенденцию подавления детородных установок традиционного сознания. Посредством СМИ и масс-медиа проводится артикуляция эмансипации, сексуальности и эротизма, распространение альтернативных браков, отмечается латентная пропаганда гомосексуализма: «Целенаправленное насаждение материалистического миропонимания и секуляризационная государственная политика привели к вытеснению из общественного сознания сакрального отношения к процессу воспроизводства» [1, с. 342, 345]. Осложняют ситуацию ранние сексуальные связи, рождение детей вне брака, возрастание числа разводов и «проблемных» семей, ослабле-
© Вержибок Г. В., 2015
Г. В. Вержибок. Ценностные риски и представления молодежи о родительстве
ние родственных, супружеских и родительских связей, снижение значимости семейных традиций, нарушение преемственности поколений. Нуклеаризация семейных отношений разрушает традиционную национальную модель трансляции идейно-духовного опыта.
Скорость демографических процессов и достижение предельных уровней является главной особенностью, имеющей очевидные кризисные черты, идет процесс изменения социокультурного пространства с неблагоприятным прогнозом [3]. Такие явления создают в социально-психологическом и правовом аспектах предпосылки неуправляемости общества, существенно осложняют внедрение многих инновационных проектов, затрудняют перспективное социальное планирование, показывают уязвимость жизнеобеспечения и психического состояния индивида. Потери людских ресурсов становятся не только внутриполитической, но и геополитической проблемой, они дестабилизируют и ослабляют страну, в экстремальной ситуации угрожают национальной безопасности.
Сохранение демографического, трудового и оборонного потенциалов, геополитического равновесия, нормализацию пропорций расселения следует отнести к фундаментальным для любого суверенного государства ценностям [3]. Самым сложным для осуществления «прорыва» демографических трендов и первым по значимости считается фактор идейно-духовного состояния общества, который надо рассматривать через парадигму глобальной ценностной трансформации. Стартовой позицией становится осознание того, что макроэкономические компоненты являются носителями социальных отношений и связаны с социальными ценностями.
Выявление действующих механизмов позволяет целенаправленно воздействовать на демографические процессы, но лишь в том случае, когда становится очевидным, как происходящее «внизу», на уровне семьи и человека, трансформируется в макропоказатели. Традиционные семейные структуры должны быть защищены посредством правовой легализации их статуса, юридического признания их существования [2]. Тенденции сексуализации молодежи следует противопоставить пропаганду целомудрия, морального осуждения добрачных половых контактов. Демографическая пропаганда должна дезавуировать с точки зрения общественной морали как незарегистрированные браки, так и любые формы альтернативной брачности [1]. Анализируя «Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2015 г.», «Концепцию демографической политики Российской Федерации до 2025 г.», некоторые исследователи предлагают дополнить их «Программой гендерного развития» как на федеральном, так и на региональном уровнях. Реализация на основе программно-целевого подхода может быть осу-
ществлена при институционализации гендерной стратегии в виде определения направлений, тематических блоков и технологий, которые связаны с социальными индикаторами [2, с. 76].
Образовательные учреждения - именно тот социальный институт, который помогает подрастающему поколению усвоить определенную совокупность ориентаций для включения в социальное пространство связей и отношений. Чрезвычайную значимость сегодня приобретает «баланс ориентации образования на Общество (систему социальных функций и отношений), Культуру (систему образцов, воспроизводящихся при смене поколений людей) и Индивида (совокупность и разнообразие личностных запросов к образованию)» [4, с. 193]. Одним из существенных и значимых путей достижения цели по формированию ценности создания семьи, осознанного супружества и ответственного родительства, эгалитарного мировоззрения в отношениях между полами становится гендерное образование молодежи.
Выборка, методики и методы исследования
В исследовании представлений о родительстве — будущем материнстве и отцовстве — выборка составила 120 человек в возрастном диапазоне от 18 до 20 лет (девушки - 112, юноши - 8), студенческая молодежь (Минский государственный лингвистический университет, 2 курс). Анализ проводился на основании данных эссе студентов по теме «Материнство и отцовство для меня, это ...». Материалы были собраны и затем обработаны после проведения авторского спецкурса «Гендерное образование: подготовка молодежи к семейной жизни».
Выявлено, что ответы, отражающие отношение к будущему родительству, отличает продуманность и разносторонность мнений, касающихся жизненного выбора и действия практически у половины студентов (46%). По 30% у опрошенных получили такие смысловые единицы, как «семья» и «финансовая поддержка». «Семья - основа человеческой жизни. Именно в ней начинается воспитание моральных и этических качеств в человеке» (здесь и далее - код респондента: 0101512). «Для меня семья - это что-то почти святое, это тот островок в бешеном мире, где можно укрыться от грозы, нервного переутомления, неприятных эмоций, окружающей нас холодности» (1731).
В представлениях молодежи раскрыты значимость детей и общность интересов для молодой семьи, что способствует стабильности отношений между ее членами. «Семья создается двумя любящими людьми, которые готовы отвечать друг за друга и готовы связать свои отношения на всю жизнь» (7632). «Отношения в семье очень важны для того, как дети будут воспринимать окружающий мир» (1705). «Семья без детей - это неполноценная семья. Одна из жизненных целей человека должна быть воспитать ребенка» (2687). Ребенок
Психология социального развития
315
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
должен родиться уже в семье, а не семья должна родиться как факт появления ребенка. «Только в полноценной и счастливой семье ребенок не чувствует себя одиноким: он живет там, где его любят» (2014). «Дети - это самый главный общий интерес у мужа и жены. Нет детей - нет семьи в полном смысле этого слова» (47539).
Подчеркивается значение счастья, уюта, доброты и тепла, которые должны быть в каждой семье. «С самого рождения мы окружим нашего ребенка любовью и заботой, потому что именно это является залогом хорошего развития детей» (375). «По возможности, семья должна быть полной, но это - по возможности. Гораздо хуже для ребенка расти в атмосфере "холодной войны", но с обоими родителями, чем с кем-либо из них, но в мире и спокойствии» (3214).
Большинство студентов (72%) считает, что без настоящей и искренней любви к своему ребенку нельзя воспитать хорошего человека. Например, в одном из эссе написано: «Любовь матери помогает формировать в ребенке личность - собственное Я» (5310), в другом - «чтобы ни случилось, ребенок должен чувствовать любовь и заботу матери и отца» (1953). Немаловажно для современной молодежи знать, что твои мама или папа - это, в первую очередь, друг (38%). Одна из студенток написала: «Я считаю, что у матери со своим ребенком должны быть доверительные отношения, поэтому буду делать все возможное, чтобы быть другом для ребенка» (1810).
У каждого третьего респондента сделан акцент и на значимости материального обеспечения (32%), финансовая сторона считается неотъемлемой частью хорошего воспитания и благополучия ребенка (различий по полу не обнаружено). «В моей идеальной семье - двое детей. Я считаю, что трое детей - это максимум, что могут позволить себе родители, ведь тогда и усложнятся условия жизни, надо будет много работать, чтобы прокормить большую семью» (0101512).
Однако семья, по их мнению, это «плюс ко всему и большая ответственность, что не всем под силу» (0101512). «Семья - это ответственность за других, готовность идти на уступки, стремление делить радость и горе с близким человеком, принятие своей половинки такой, какая она есть!» (1113). Для того, чтобы стать родителем, считают девушки и юноши, надо понимать, какая большая и серьезная ответственность будет сопровождать тебя в течение всей последующей жизни. «Для того, чтобы семья была полной и гармоничной, супруги должны постоянно работать над собой, следить за своими поступками» (3214). «Дети в семье очень важны, но к их появлению нужно подходить очень серьезно. Очень важно, чтобы они были желанны обоими супругами» (73251).
Для сравнения оценок отношения юношей и девушек к будущему родительству взяты первые три смысловые единицы: «любовь», «ответственность» и «финансовая поддержка». Эмоциональ-
ная сторона в большей степени предпочитается девушками (76% против 49%), материальное обеспечение несколько превалирует у юношей, большинство из которых готовы взять на себя ответственность за семью.
Студенты начинают не просто задумываться о создании семьи в будущем, но и размышляют о тех качествах, которыми надо обладать, чтобы воспитать ребенка. Говоря о дружеских отношениях, которые, по мнению испытуемых, должны устанавливаться у родителя с ребенком, был выделен такой компонент этих отношений, как «доверие» (34%). «Я хочу стать для них не просто мамой, учителем, а настоящим другом, чтобы они доверяли мне без всякого сомнения, делились самым сокровенным» (1810). Одной из смысловых единиц является «внимание», на которое указали 26% студентов. «Время и внимание - это самое главное, что нужно ребенку» (ЛВ).
Каждое поколение формирует свой культурный идеал отца в соответствии со своим временем, каждое поколение имеет дело с неизбежным пробелом между тем, что R. LaRossa (1993) назвал поведением отца в семье и «культурой» отцовства. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец «проторяет» ребенку путь к человеческому обществу, поощряет активность и социальную компетентность (А. Адлер). Одна из опрошенных студенток так раскрывает свое отношение к ролям матери и отца: «Авторитет отца значительно упал, важна культура отцовства. Отцовство - это экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть мужчины, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или не готовые к нему. Ребенок - большое испытание на прочность семьи» (47826).
Юноши относятся к идее отцовства весьма серьезно и основательно, для них это важное решение и событие. Один из них написал: «Мужчина всегда должен нести ответственность за свои поступки, и если у него есть ребенок, он должен воспитывать его, проводить с ним время и быть настоящим отцом. На мой взгляд, нормальный мужчина просто не имеет права лишить своего ребенка нормальной семьи, в которой будут мама и папа» (ЛВ). Другой студент высказал следующее мнение: «Самое главное в отцовстве - ответственность, а также надо воспитать ребенка, отдать себя, самое лучшее, что у меня есть, все, что необходимо для хорошего детства» (1705).
Высказывания студентов касаются и вопросов гендерного воспитания, что ранее, в эссе 2004 г., не наблюдалось. «Мы будем просвещать нашего ребенка в вопросах полового и сексуального воспитания, так как я уверена, что лучше наш ребенок узнает обо всем от нас, родителей, чем на улице» (329). «Родители должны уделять большое внимание половому воспитанию детей, так как это вещи, которые все равно рано или поздно узнают, но намного лучше, чтобы дети
316
Научный отдел
Г. В. Вержибок. Ценностные риски и представления молодежи о родительстве
узнавали все от родителей, а не методом проб и ошибок» (О7). Символично утверждение следующего плана: «Рождая ребенка, мы главным образом делимся с ним своей жизнью» (7229).
Заключение
Анализ представлений о будущем родительстве у студенческой молодежи подтвердил утверждение о том, что после проведения серии формирующих мероприятий ожидания и притязания, касающихся будущей семьи, брачносемейные установки сформированы у молодых людей в достаточной степени осознанности и готовности к действию. Ведь главной образовательной ценностью в воспитании остается обладающий свойствами устойчивости и изменчивости императив ответственности за общезначимые, витальные ценности (жизнь, здоровье, свобода, продолжение рода) как ядро новой формы мировоззрения [4, с. 121, 195]. Представленные данные подтверждают переход молодежи от зависимых форм поведения к самостоятельности и большей автономности, усвоению новых ценностей, форм и моделей поведения, что свидетельствует о процессе качественных изменений.
Несомненно, что от уровня информированности и понимания ценности семьи во многом будут зависеть качественная сторона решения проблем межличностного взаимодействия, устойчивость и целостность личности, ее мировоззренческих позиций. Снижение ценностных и демографических рисков с учетом гендерного фактора является экономически эффективным и взаимовыгодным решением для инивида, социума и для сохранения условий существования целых групп населения.
Библиографический список
1. Г осударственная политика вывода России из демографического кризиса / под общ. ред. С. С. Сулакшина. 2-е изд. М., 2007. 888 с.
2. Досина Н. В., Смирнов Я. О. Демографическая политика в гендерном контексте // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 69-76.
3. Баскова Н. А. Особенности подходов к решению де-
мографических задач в современной России // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2009. № 1. С. 60-71.
4. РозовН. С. Ценности в проблемном мире : философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998. 292 с.
Valued Risks and Youth's Conception of the Parenthood
Halina V. Verzhybok
Minsk State Linguistic University 21, Zaharov str., Minsk, 220034, Belarus E-mail: [email protected]
The article reflects the topical issues of global transformation of values, associated with demographic processes and resource potential of the state. Achievement of utmost levels and increase in depopulation, inadequate reflection of the gender factor in population policy determines the increase of the crisis and the risks of the contemporary society. Identification of the dynamics of the qualitative (not just quantitative) indications of changes, institutionalization of gender strategy, formation of the yaeth social values and attitudes in the family, will allow to stabilize the social situation.
Key words: values, risks, gender, parenthood, young people.
References
1. Gosudarstvennaya politika vyvoda Rossii iz demogra-ficheskogo krizisa. Pod obshch. red. S. S. Sulakshina. 2-e
izd. (State policy of Russia's driving out of demographic crisis). Ed. by S. S. Sulakshin. 2nd. Moscow, 2007. 888 p. (in Russian).
2. Dosina N. V., Smirnov Ya. O. Demograficheskaya politika v gendernom kontekste (Demographic policy in gender context). Vestn. Yaroslav. gos. un-ta im. P. G. Demidova. Ser. Gumanitarnye nauki (Bulletin of P. G. Demidov Yaroslavl State University. Ser. Human Science). 2009, no. 1, pp. 69-76 (in Russian).
3. Baskova N. A. Osobennostipodkhodov k resheniyu demo-graficheskikh zadach v sovremennoy Rossii (Peculiarities of approaches in realization of demographic goals in contemporary Russia). Vestn. Chelyabinsk. gos. un-ta. 2009, no. 1, pp. 60-71 (in Russian).
4. Rozov N. S. Tsennosti vproblemnom mire:filosofskie osno-vaniya i sotsial'nye prilozheniya konstruktivnoy aksiologii (Values in problematic world: philosophical groundations and social applications of constructive axiology). Novosibirsk, 1998. 292 p. (in Russian).
Психология
социального развития
317