Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. С. 181—186.
ОТЗЫВЫ, РЕЦЕНЗИИ
А. Я\ Камалетдинова
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО СОЗНАНИЯ: ПРЕДМЕТНО-ЭНЕРГИЙНЫЙ АНАЛИЗ (отчет о международном межвузовском семинаре, прошедшем в Челябинске 23 апреля 2014 года)
В рамках работы секции «Бытие человека: диалектика предметности и энергийно-сти» Российского философского общества 23 апреля 2014 г. силами преподавателей и студентов Челябинского государственного университета, преподавателей и курсантов ВУНЦ ВВС «Военно-Воздушная академия» (филиал в г. Челябинске) был организован международный межвузовский семинар «Ценностные основы революционного сознания: предметно-энергийный анализ». В работе приняли участие представители России, Анголы, Судана, Вьетнама, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана.
1. С приветственным словом на открытии пленарного заседания научно-методологического семинара выступил заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военно-Воздушной академии, кандидат педагогических наук, доцент Ш. Ш. Хайрулин.
Теоретическая и политическая нагружен-ность, а одновременно с ними - закамуфли-рованность, наукообразность методов ведения психологической войны в современном мире предполагают наличие не только высоких морально-психологических качеств, но и высокий уровень философско-теорети-ческой рефлексии, позволяющей защитить сознание от скрытого воздействия, которое дробит, изымает из контекста информацию, не позволяя осмыслить проблему в ее целостности. Происходит смешение информации и теоретически нагруженного мнения с целью, которая является определяющей в любой
психологической войне: вызвать недоверие к стране, её прошлому и настоящему, растерянность, смятение, неопределённость своей гражданской позиции и, как результат, апатию, безразличие к настоящему и будущему своей страны и своего народа.
Наша задача - защитить сознание, заведомо зная, что наш оппонент имеет определенный политический интерес. От нашего восприятия информации, мыслей и речи зависит многое и, прежде всего, наше мировоззрение, убеждения и идеалы, а значит, по большому счету - наше будущее.
2. С докладом «Энергия революционного сознания: между деструктивностью и конструктивностью», заявляющим проблематику научной дискуссии, выступил руководитель семинара «Бытие человека: диалектика предметности и энергийности», заведующий кафедрой философии Челябинского государственного университета, доктор философских наук А. Б. Невелев.
Методологическую основу исследования природы революционного сознания составляет разработанная нами онтологическая концепция обратного отношения между предметностью бытия человека и его энер-гийностью.
Предметность бытия задается культурой, которая выступает универсальной метой, разметкой объективной реальности, в которую погружен человек. Культура - средство отношения человека к окружающему миру. Мир становится предметом, предметным, когда он предстает перед этой разметкой
(«пред-мет», «перед метой»). Человек с его деятельной способностью (энергией, энер-гийностью) предстает как «бытие-между» этими полюсами. Они несут в себе, соответственно, два вида детерминации: природную и культурную. Следовательно, энергийность бытия человека, его деятельная способность формируется под воздействием этих двух детерминант. В концепции обратного отношения предметности и энергийности мы доказываем, что чем меньше предметная определенность бытия, тем больше его энергийная насыщенность (концентрированность, фоку-сированность).
Каждый более высокий предметный уровень не редуцируется к ниже лежащему уровню, и, в силу большей энергийной насыщенности, персональная идентификация с ним может быть предметно разрушительной по отношению к исходной персональной идентичности. Чтобы теоретически осмыслить природу этой разрушительности (деструктив-ности), мы реализуем методологическое требование рассмотрения исследуемого явления в чистом виде. Для этого проводим исходную демаркацию предметности и энергийности как противоположностей, находящихся в единстве в структуре бытия человека.
Человек - принципиально предметное существо, и даже при выходе на предельную энергийность (экстаз) предметность не исчезает, она достигает уровня «безотносительного не» (Гегель). Зато энергийность, сопряженная с этим «не», достигает максимума. Это состояние энергийной вспышки, события духа. Энергийная вспышка в человеке (экстаз, «героический энтузиазм», «пассионарный толчок») становится конституирующим основанием ценности как побуждающего к определенной деятельности начала. Как правило, экстаз как предельную энергийную вспышку в бытии человека не отделяют, не демаркируют от того предмета, по поводу которого эта вспышка произошла, не рассматривают её в чистом виде.
Только «безотносительное не», обращенное человеком к самому себе, в состоянии справиться с экстатической вспышкой бытия. Если оно не введено в сознательный оборот человеческого бытия, неизбежен фанатизм. Фанатизм - это не контролируемое с помощью собственного «не» состояние предметной захваченности человека какой-либо предметной формой бытия. Например,
религиозной, политической, национальной и т. д. идеей. «Безотносительное не» создает пространство рефлексии над тем предметным содержанием, которое претендует захватить энергийную вспышку бытия, его экстаз как образующее предметные ценности основание.
В дальнейшей работе научно-методологического семинара с докладами и сообщениями выступили:
3. Нгуен Ван Там (Ханой, Социалистическая Республика Вьетнам). Ценностная основа гражданского противостояния Вьетнама внешней агрессии.
После окончания Второй мировой войны Вьетнам вёл борьбу против колониализма за свою свободу. Вмешательство извне стимулировало начало противостояния между различными гражданскими группами. Постепенно во внутривьетнамский конфликт включились Франция и США на стороне южной части страны, а КНР и СССР поддержали ДРВ. Для США и СССР эта война - война между идеологическими системами коммунизма и капитализма. Если СССР и Китай стремились к распространению коммунистических идей, то США хотели предотвратить их распространение. Развитие событий показывает, что вмешательство во внутреннее развитие страны приводит к поддержанию конфликта, увеличению человеческих жертв. Традиционные ценности нашего народа обладают древней основой. Настойчивость Вьетнама в достижении свободы помогла сохранить единство страны, избежать раскола нации на две части, как это было с Германией и Кореей. Вьетнамский народ смог самостоятельно осуществить выбор пути своего развития.
4. Амарсанаа Амартувшин (Улан-Батор, Монголия). Традиционные ценности и общественное сознание современной Монголии.
Основным традиционным духовным учением Монголии является ламаизм. Представителей этой ветви буддизма в Монголии насчитывается 80 %, поэтому ценности буди-изма больше всего влияют на общественное сознание нашей страны. Учение Будды нацелено на полное развитие и свободу тела, речи и ума.
Буддизм соединяет логическое видение и совершенствование личности религиозными методами, которым 2500 лет. Есть четыре основные буддийские мысли о смысле нашей жизни. Во-первых, мы ценим наш ред-
кий шанс встречи с духовным учением. Во-вторых, мы понимаем, что у нас не всегда будет этот шанс. В-третьих, мы понимаем, что мир - это причины и следствия, а наши действия, слова - это наше будущее. Негативные впечатления проявятся в будущем как страдание и неприятные ситуации, если мы их вовремя не предотвратим.
Итак, размышление над этими четырьмя факторами даёт основу для буддийской практики. Поскольку буддийская практика является доминирующей в нашей стране, идейная сила лам помогает укреплять общество на основе наших традиционных духовных ценностей.
5. Абдельгадир Абдоелазиз Мустафа Хассан (Хартум, Республика Судан). Традиционные ценности и преодоление конфликта в Судане.
В своём выступлении я затрону конфликт между Суданом и Южным Суданом, который длился на протяжении 50 лет. Началом конфликта стало провозглашение независимости Судана от английских колонизаторов в 1956 г. Уже в этот момент обозначились две основные политические силы, которые повели борьбу между собой. С одной стороны -законно избранное правительство Судана во главе с президентом демократической республики Исмаилом Аль Азхари, и с другой стороны - созданные англичанами группы незаконных вооружённых формирований.
После освободительной революции правительство приняло программы развития всех районов страны. Но англичане в последние годы своего правления стали выявлять проблемные ситуации, которые возникали между арабами и африканцами, и стремиться к дальнейшему углублению противостояния между ними. Культурные, языковые, традиционные и религиозные различия послужили основой для разрушительных сил, стремившихся столкнуть между собой части одной страны. Конечно, в основе любого конфликта лежат большей частью экономические интересы, а противоречия, доведенные до крайности, часто дают повод для возникновения войны.
В итоге данной политики углубилась ситуация противостояния вплоть до вооруженного, исключавшая диалог. Попытки правительства республики мирного разрешения конфликта оставались безуспешными. Конфликт приобрел характер эпизодических
столкновений бандитов с регулярными войсками страны, и этому не было видно конца. В референдуме, который проходил в 2009 г., участвовали только жители южных городов, которые вошли в состав Южного Судана. Таким образом, произошло отделение части Судана. Это было неизбежно, так как многолетний конфликт окончательно разделил население Судана не только по культурным и религиозным основаниям. Раскол народа произошел по отношению к власти и государству и стал возможен потому, что часть общественного сознания испытывала деструктивное воздействие на систему ценностей. Но мы должны помнить, что традиционные ценности, такие как гуманизм, то, что дорого каждому из нас, - семья, дети, традиции отцов, - способны дать основу диалогу и содружеству, интеграции и взаимодействию.
6. А. Р. Третьяк (Челябинск, Российская Федерация). Особенности интерпретации гегелевского понятия Духа Александром Кожевым.
А. Кожев высказывает убеждение, что феноменологию Духа необходимо понимать в связи с историческими событиями, современными Г. Гегелю, и в целом с историческим измерением человека. В истории человек противостоит уже не природе, а другому человеку. Такая тенденция для самого Г. Гегеля характерна, ведь он, как правило, рассматривает Дух всегда под разными углами, имея в виду либо человека вообще, либо человека данного исторического периода и т. д. Как эти особенности отразились на интерпретации гегелевского духа? Понимание действия как важной особенности человека, а вместе с тем и Духа, характерно как для Кожева, так и для Гегеля, в этом они полностью совпадают. У Г. Гегеля индивидуальный человек есть то, что есть оно; у А. Кожева - человек есть действие.
Под историей А. Кожев понимает историю человека как гражданина, не как биологического (природного существа), а как человека, живущего в обществе других людей, т. е. человека социального.
А. Кожев полностью переосмысливает концепт гегелевского духа, где ценностью для него выступает, прежде всего, сам человек. Итак, «кожевский» дух есть человек как гражданин государства, живущий в истории (во времени), который сам творит и одновременно является продуктом своей истории. Эти особенности в понимании гегелевского
концепта Духа мы и вычитываем в неогегельянстве Александра Кожева.
7. Эшенканов Кудайберген Торобеко-вич (Балыкчы, Республика Кыргызстан).
Межнациональные отношения в Киргизстане как следствие конфликта ценностей и интересов противоборствующих социальных групп.
Истоки проблемы межнациональных отношений лежат в историческом прошлом Киргизской Республики, в тот период имевший название Кара-Киргизской автономной области. Проявлениями существующих проблем в межэтнических отношениях были события в городе Ош в июне 1990 г., Баткен-ские события в 1999 г. Аналогично событиям в Украине в Киргизии действовали третьи силы.
Основные причины развития этих событий:
• свержение прежней власти;
• целенаправленные действия руководителей и сторонников бывшей власти по дестабилизации обстановки в стране и разжиганию различного рода конфликтов;
• открытые призывы отдельных лидеров узбекской этнической общины к продвижению сепаратистских идей;
• некомпетентность отдельных руководителей в органах власти, отсутствие надлежащего взаимодействия и координации совместных усилий по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций;
• деморализация и дезориентация правоохранительных органов, связанная с противостоянием протестующему народу;
• подстрекательство, влияние и участие организованных криминальных групп в разжигании и эскалации конфликта;
• отсутствие в распоряжении Временного Правительства достаточных политических, финансовых, правоохранительных, силовых ресурсов для противодействия масштабным провокациям межэтнических столкновений;
• сложная социально-экономическая и политическая обстановка в регионе конфликта.
Таким образом, можно сделать следующие общие выводы. 1. Конфликт в обществе, даже с глубокими традиционными корнями и древней культурой, может развиться по причине невнимательного отношения к традиционным ценностям и устоям жизни народа. 2. Эти деструктивные тенденции всегда сыграют на руку третьей силе, вне зависимости
от ее происхождения. 3. Традиции и традиционные ценности, глубоко укорененные в нас, в наших народах, могут быть предохранителем от разрушения целостности нашей общественной и культурной жизни. Поскольку опыт прошлого является уроком для будущего, наша задача - усвоить этот урок.
8. И. А. Михайлова (Челябинск, Российская Федерация). Мотивация монашеского пострига.
Основной причиной ухода в монашество является конфликт: как внутриличностный, так и межличностный. Подавляющее большинство подобные конфликты пытается решить двумя способами: либо борьбой с внешними силами, обстоятельствами, принесшими страдания, либо уклонением от противодействия этими силам. Но есть и другие способы. Это стремление подавить страдания посредством религиозного аскетизма. В православии аскетизм считается христианской обязанностью, осуществляемой в различных формах - в монашестве и общественно-деятельной жизни. От страданий - физических или нравственных - не застрахован ни один человек. Предлагалось немало способов избавления от страданий. Один из них сформулировал Н. А. Бердяев, назвав его «психологическим парадоксом»: «Человек может усилить свое страдание, чтобы меньше страдать. Это экзистенциальная диалектика страдания: страдая от одного, он утешает себя другим страданием. Человек идет в монахи и совершает аскетические подвиги, чтобы отвлечь себя от страдания, вызванного несчастной любовью или смертью близкого человека». Разочарование в прежних идеалах у людей обычно появляется в результате стечения обстоятельств или вследствие сформировавшейся убежденности в возможности изменения собственного бытия в монастырских условиях. Православная аскеза, помогая накоплению благодати, позволяет тем самым христианину укрепить свою волю к добру, поскольку она зависит от присутствия в человеке благодатной энергии.
9. Соломов Джанибек (Худжант, Республика Таджикистан). Проблема отсталости малых стран как глобальная проблема большого мира.
На пороге третьего тысячелетия наш огромный мир со множеством государств, национальностей и культур сталкивается с необходимостью постепенного объединения
в единое человечество с очень важной целью. Этой целью является решение глобальных проблем, которые не устранить усилиями одной или нескольких стран. Одна из таких проблем - неравномерности развития разных регионов планеты - словно лакмусовая бумажка, способна показать нам степень нравственной готовности человечества для объединения ради достижения этих благородных целей. Объединения в мире, где в его одной части население экономически неразвитых регионов погибает от голода, а в другой - существует проблемы экологического загрязнения среды от уничтожения продуктов питания. Именно эта проблема отсталых стран дает человечеству возможность выбора: объединиться всему миру на основе общечеловеческих ценностей либо обслуживать всем миром интересы отдельных высокоразвитых регионов и их управляющих слоев.
10. Е. В. Пинчуков, И. Ю. Макаров, А. А. Чернышов (Челябинск, Российская Федерация). Антиценностная основа западного сценария для СНГ.
Выявлены концептуальные философские основания различных моделей взаимоотношения и развития бывших союзных республик, а ныне - Независимых Государств в составе Содружества в связи с неоднозначной международной обстановкой вокруг Российской Федерации, обусловленной неоднородностью ее окружения, расширением НАТО и ЕС на восток. Авторы доклада различают наукообразные формы идеологической борьбы, противостояние парадигм как основу современной информационной и психологической войны.
Для этого проводится критический анализ во многом неоднозначной концепции «второго мира» П. Ханны, касающейся тенденции развития государств в условиях «трехпо-люсного мира». Теоретическую основу этой концепции можно генерализовать хантингто-новской формулой «столкновение цивилизаций». Определены альтернативные подходы в отечественной философской мысли, противопоставленные западной тем, что евразийская альтернатива взамен западной формуле столкновения противопоставляет идею «месторазвития», содружества и интеграции. Докладчики определили применимость этих принципов в текущей обстановке, в решении актуальных проблем межнациональных и межэтнических проблем. Сделан вывод о соответствии и преимуществах цивилизаци-
онных концепций евразийской направленности принципам строительства и дальнейшего развития Содружества Независимых Государств.
11. И. А. Медченко (Челябинск, Российская Федерация). Ценностные основы философии «общего дела» Н. Ф. Федорова.
Проанализированы особенности формирования ценностной ориентации Н. Ф. Федорова, послужившей основой для зарождения его философии «общего дела», сформулирован вопрос о соответствии ценностных основ философии «общего дела», научной философии и философии христианства.
12. Н. Д. Неретин (Челябинск, Российская Федерация). Мировоззренческая революционность философии космизма.
Развивая положения концепции Н. Федорова, мы должны выделить то, что является самым контрастным и загадочным моментом его творчества. Почему Н. Фёдоров, считая себя религиозным, по-иному относится к телесности и материальности, к жизни и смерти, к доктрине воскресения? Ведь, по его мнению, воскресение обладает иным смыслом, чем это трактует нам христианство. К воплощению в жизнь своей идеи он подходит на сугубо материальном уровне и пытается найти решение этого вопроса при помощи науки, упразднив тем самым сакральную часть Бытия. Противоречивость воскрешения, по Н. Фёдорову и в христианском понимании, заключается в следующем. Согласно христианской концепции, смерть человека в нашем мире - это начало его жизни в ином, абсолютном мире. Воскрешение же его возможно, но только лишь в судный день. В федоровском же понимании воскрешение происходит в материальном мире, т. е. человек воскрешает человека с помощью науки. Н. Фёдоров строит свои мысли на Евангельских положениях, основные христианские догматы он воспринимает «жизненно, обращая их в заповеди для руководства мыслей, чувств, воли и дела, словом - всей жизни нашей».
13. А. И. Мацына (Челябинск, Российская Федерация). О стремлении к деструктивным потрясениям.
В агрессивной среде информационной войны общественное и индивидуальное сознание испытывает воздействие противоборствующих сил, желающих контролировать политический выбор субъекта. В личном плане любой политический выбор субъекта -
это, прежде всего, нравственный выбор.
Возможность же свободного выбора можно рассматривать как результат тяжелейшей нравственной, мыслительной, философской работы субъекта по осознанию собственных ценностей. Это создание субъектом шанса для себя встать над предметной самоидентичностью. Эта свобода, возникающая в «стоянии на границе» (А. Б. Невелев) силового воздействия любой предметной идентичности, дает нам возможность свободного выбора в пользу трансцендентных ценностей. Но этот личный выбор, выводящий в сферу общественного и политического, предполагает тяжелую работу философствующего сознания.
Философствующая часть общественного сознания играет роль скрепляющего компонента Целого. Того Целого, которое подвергается опасности разрушения от энергийной бесцельной разрушительной «болтанки» не-философствующей его части.
Каким образом возникает это опасное состояние? Видится, что любая третья сила в условиях информационной войны, создающей состояние нефилософствующего разброда, «болтанки» общественного сознания, задействует схему общечеловеческого порядка, названную нами ранее метафизикой Преодоления. Эта динамическая модель соотнесения части и Целого предполагает жертвенность. Часть стремится к самопреодолению ограниченности путем отречения части себя ради наполнения трансцендентными смыслами Целого. Эта схема, на наш взгляд, является глубинной онтологической основой такого феномена, как акт гражданского самопожертвования. Смысл его зависит от ценностей субъекта, от его нравственного выбора и может быть в отношении Целого как конструктивно, так и деструктивно направленным. Деструктивная направленность определяется степенью девиации индивидуального и общественного сознания, что проявляется как результат психологической войны.
14. А. Я. Камалетдинова (Челябинск, Российская Федерация). Предметное ядро гражданской идентичности.
В свете состоявшейся дискуссии актуально звучит проблема определения предметного ядра гражданской идентичности. В качестве самостоятельной проблема идентичности рассматривается в трудах представителей классической философии и в рамках психоанализа (А. Адлер, Э. Бёрн, З. Фрейд).
Феномен идентичности был освещен в рамках антропологической (Р. Бенедикт, К. Леви-Стросс), исторических (А. Тойнби, О. Шпенглер), социально-антропологических и этнометодологических школ (И. Хей-зинга, X. Сакс), а также в рамках зарубежной и отечественной социальной феноменологии (Э. Гуссерль, М. Шелер, П. Бергер). Идентичность определяется одновременно и как некий целостный образ, который индивид составляет о самом себе, и через понятие идентификации, т. е. соотнесение с социальной группой.
В теории психосоциального развития Э. Эриксон задает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру: индивидное, личностное и социальное.
Анализируя уровень разработанности проблемы, приходим к выводу, что выявленные направленность, структура, механизм становления гражданской идентичности не гарантируют эффективности процесса, т. к. не определено предметное ядро гражданской идентичности, которое мы можем определить, опираясь на концепцию предметно-энергий-ной природы человека А. Б. Невелева.
В рамках культуры как универсального средства бытия человека А. Б. Невелев выделяет четыре группы средств, условно называемые 'орудия', 'символы', 'знаки', 'универсалии'. Они задают четыре предметных уровня, которые названы 'предметности', трактуемые «как уровни предметной идентичности человеческого Я и как предметные уровни энергийности бытия человека. По мере восхождения к всё более абстрактным, общим уровням предметного бытия (от орудий к универсалиям) предметная идентичность Я унивесализируется, а энергийная насыщенность бытия человека возрастает».
Деятельная способность, энергия становящегося гражданина в пределе может укорениться в не-предметности, которая одновременно и универсальное табу, и основа самоопределения свободной личности гражданина. Это рубежное событие в становлении гражданина, поскольку знаменует начало зрелой саморегуляции, на которую, как на матрицу, ложатся все моральные, правовые, политические, социальные, государственные императивы.