Научная статья на тему 'Ценностные основания социально-культурного проектирования'

Ценностные основания социально-культурного проектирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / общество / культура / проект / социально-культурное проектирование / ценности / мораль / нравственность / традиции / state / society / culture / project / socio-cultural design / values / morality / morality / traditions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Олег Николаевич Корчагин

Предметом исследования являются ценности как основание социально-культурного проектирования. Цель настоящей статьи заключается в определении роли и места ценностей в процессе реализации социально-культурного проектирования и соответствующей деятельности. Методологию исследования составили логический, сравнительный, аналитический методы, тезаурусный подход, системный подход и структурно-функциональный метод. Проведенный в статье анализ позволил определить ключевые признаки социально-культурного проектирования и получить вывод о целесообразности использования ценностного подхода на современном этапе реализации социально-культурного проектирования для создания качественных культурных продуктов проектной деятельности. Полученные в процессе написания статьи выводы и результаты могут быть использованы при проведении научных исследований по проблематике социально-культурного проектирования, в образовательной деятельности и в процессе реализации конкретных мер социально-культурного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Олег Николаевич Корчагин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value bases of socio-cultural design

The subject of the study is values as the basis of socio-cultural design. The purpose of this article is to determine the role and place of values in the process of implementing socio-cultural design and related activities. The research methodology consists of logical, comparative, analytical methods, a thesaurus approach, a systematic approach and a structural and functional method. The analysis carried out in the article allowed us to identify the key features of socio-cultural design and to conclude that it is advisable to use a value-based approach at the present stage of the implementation of socio-cultural design to create high-quality cultural products of project activities. The conclusions and results obtained in the process of writing the article can be used in conducting scientific research on the problems of socio-cultural design, in educational activities and in the process of implementing specific measures of socio-cultural design.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания социально-культурного проектирования»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 296-302. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):296-302.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 316.7

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-296-302 NIION: 2007-0062-2/24-109

EDN: https://elibrary.ru/VAEFCX MOSURED: 77/27-004-2024-02-309

Ценностные основания социально-культурного проектирования

Олег Николаевич Корчагин

РАНХиГС, Москва, Россия, on.korchagin@igsu.ru

Аннотация. Предметом исследования являются ценности как основание социально-культурного проектирования. Цель настоящей статьи заключается в определении роли и места ценностей в процессе реализации социально-культурного проектирования и соответствующей деятельности. Методологию исследования составили логический, сравнительный, аналитический методы, тезаурусный подход, системный подход и структурно-функциональный метод. Проведенный в статье анализ позволил определить ключевые признаки социально-культурного проектирования и получить вывод о целесообразности использования ценностного подхода на современном этапе реализации социально-культурного проектирования для создания качественных культурных продуктов проектной деятельности. Полученные в процессе написания статьи выводы и результаты могут быть использованы при проведении научных исследований по проблематике социально-культурного проектирования, в образовательной деятельности и в процессе реализации конкретных мер социально-культурного проектирования.

Ключевые слова: государство, общество, культура, проект, социально-культурное проектирование, ценности, мораль, нравственность, традиции

Для цитирования: Корчагин О.Н. Ценностные основания социально-культурного проектирования // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 296-302. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-296-302.

EDN: https://elibrary.ru/VAEFCX.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

The value bases of socio-cultural design

Oleg N. Korchagin

RANEPA, Moscow, Russia, on.korchagin@igsu.ru

Abstract. The subject of the study is values as the basis of socio-cultural design. The purpose of this article is to determine the role and place of values in the process of implementing socio-cultural design and related activities. The research methodology consists of logical, comparative, analytical methods, a thesaurus approach, a systematic approach and a structural and functional method. The analysis carried out in the article allowed us to identify the key features of socio-cultural design and to conclude that it is advisable to use a value-based approach at the present stage of the implementation of socio-cultural design to create high-quality cultural products of project activities. The conclusions and results obtained in the process of writing the article can be used in conducting scientific research on the problems of socio-cultural design, in educational activities and in the process of implementing specific measures of socio-cultural design.

Keywords: state, society, culture, project, socio-cultural design, values, morality, morality, traditions

For citation: Korchagin O.N. The value bases of socio-cultural design // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):296-302. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-296-302. EDN: https://elibrary.ru/VAEFCX.

ГЬворя о терминах «социальное проектирование» и «<социально-культурное проектирование», необходимо отметить, что не существует однозначных, исчерпывающих определений соответствующих понятий ввиду наличия

© Корчагин О.Н., 2024

различных подходов к их пониманию с вариативными критериями. В общих чертах социальное (социально-культурное) проектирование представляет собой ограниченную ресурсами деятельность, ориентированную на решение определенных проблем общества (в сфере культуры).

Специалисты приводят следующие определения социального проектирования:

■ «конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам» [6, с. 7];

■ «звено социально-управленческого цикла, представляющее собой социальную технологию (комплекс взаимосвязанных операций), нацеленную на диагностику актуальных, перспективных и социально значимых проблем, выработку вариантных образцов решения таких проблем совместно с механизмом обеспечения согласованных действий по их реализации» [12, с. 140].

И социокультурного проектирования:

■ «технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений» [7, с. 41];

■ «специфическая технология, представляющая собой конструктивную, креативную деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, определяющих необходимое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей» [8, с. 219].

На основе анализа различных определений, в том числе представленных выше, в качестве ключевого признака или отличительной черты социального проектирования можно отметить решение наиболее актуальных проблем общества, иначе говоря, социоориентированную направленность, благотворное влияние на объект регулирования.

В Положении об организации проектной деятельности в Правительстве РФ представлено определение проекта как «...комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений» [5]. Проектная же деятельность определяется «как деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией (включая мониторинг и внесение изменений в проекты) и завершением реализации проектов» [5]. Проектная деятельность связана с рядом характеризующих ее признаков. Так, одним из специфических признаков проекта является уникальность. «Проектная деятельность относится к разряду инновационной, креативной деятельности, так как она подразумевает преобразование реальности, строит-

ся на базе определенной технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать» [8, с. 218]. «Признаком любого проекта является его уникальность. Решение уникальных задач посредством проектного инструментария в условиях высокого уровня риска и неопределенности является главным драйвером ценности» [10, с. 187].

При этом первоначальным этапом является формирование концептуального замысла проекта, включающего информацию о содержании проекта, проблемах, на решение которых ориентирован проект, цели реализации соответствующего проекта на основе социальных потребностей, (описание альтернатив и выбор наилучшего варианта достижения поставленных целей) — технология (сценарный подход); статистические исследования среды реализации проекта (сбор и анализ данных о состоянии общества); выработка креативных решений (использование методов коллективного поиска решений).

«Если исходить из тезаурусного подхода к социальному проектированию, то в определении социального проекта необходимо выделить его ценностную природу и ведущую роль субъекта проектной деятельности» [12, с. 139]. «Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной и духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению» [12, с. 139]. Субъект проектной деятельности, являясь представителем общества, создает проект на основе присущих соответствующему обществу ценностей, при этом, действительно, необходимо отметить его ключевую роль в формировании и реализации творческого замысла проектной деятельности.

Далее перейдем к рассмотрению ключевого понятия исследования — «ценности», многогранно раскрывающегося в определениях, связанных с разными подходами к его пониманию. Разброс определений значительный и зависит от области научного знания: от понимания ценностей в качестве стоимостной категории до «вечных ценностей», духовно-нравственных жизненных ориентиров. Необходимо отметить центрообразую-щее, определяющее значение ценностей в культурной жизни общества. Ценности лежат в основе любой культурной деятельности, обосновывают ее идейную, концептуальную направленность. «Ценности и нормы образуют ценностно-

нормативную систему, преобразующую естественные человеческие потребности и лежащую в основе культуры» [6, с. 14].

Рассмотрим понятие ценностей в российском законодательстве в различных его конфигурациях, речь идет о культурных, морально-нравственных, традиционных ценностях. В Основах законодательства о культуре представлено следующее определение культурных ценностей: «...нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» [1] — все это представляет культурную ценность.

С течением времени в обществе формируются определенные традиционные ценности, становящиеся основополагающими для конкретного народа, народов, всего общества (общечеловеческие ценности). Культура представляет различные возможности сохранения, передачи традиционных ценностей, признанных необходимыми для обеспечения стабильности и устойчивости общественного и государственного развития. Традиционным ценностям, к примеру, в Российской Федерации отводится ключевая роль в консолидации общества. «Значимость объединяющей функции традиционных ценностей прослеживается в нормах действующего российского законодательства, а также красной нитью проходит и сквозь концептуальные документы стратегического планирования, определяющие современное состояние государства и общества и задающие векторы различным направлениям государственной политики. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти признается стратегическим национальным приоритетом» [3]. При этом отмечается, что «...защита традиционных ценностей осуществляется в целях сохранения исконных общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития». В 2022 г. был принят нормативный правовой акт, имеющий целевой характер регулирования в рассматриваемой сфере, — Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [4].

В соответствии с обозначенным документом « традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [4].

Переходя непосредственно к предмету настоящего исследования, рассмотрим роль ценностей в проектной деятельности. Широкая понятийная категория ценностей охватывает весь жизненный цикл социального проектирования, являясь как основанием разработки и реализации проектов, так и результатом каждого реализованного проекта.

В наиболее общем понимании (в соответствии с подходом известного социального психолога Милтона Рокича) «ценности — это основные представления о желаемом в каждом человеке и обществе. Они служат стандартами или критериями, которыми руководствуются не только в действиях, но и в суждениях, выборе, отношении, оценке, аргументации, увещевании, рационализации и ... установлении причинно-следственной связи». Рокич полагал, что ценностная ориентация так или иначе воздействует на любые общественные явления.

При этом он предложил два набора ценностей (терминальные ценности, т.е. конечные ценности для конкретного человека; например, «что такое хорошо, а что такое плохо» у Маяковского; или некоторые читатели могут вспомнить диалоги Платона с Сократом, в которых они спорили о том, что же есть Summum bonum, или высшее благо, или же Аксиологизм, выраженный в безусловной субъектной ценности или ценностности каких-либо категорий человеческого восприятия еще до сократовской эпохи) и основных средств их достижения (инструментальные ценности, т.е. те ценности, которые помогают нам достигать цель получения этого конечного блага, — это убеждения или концепции о желательных способах поведения, которые способствуют достижению желаемых конечных результатов, таких как честность, ответственность и способности).

Ценность представляет собой фактор, позволяющий отдельному индивиду ориентироваться в социальной среде, реализуя имеющиеся у него стратегические интересы и сформированные потребности. Ценности являются подвижной со-

ставляющей культурной жизни социума, претерпевающей с течением времени определенные, порой существенные, изменения, подверженной влиянию тенденций, присущих различным этапам общественного развития (именно это, на наш взгляд, подразумевал Цицерон, восклицая «O témpora, o mores! О времена, о нравы! во время суда над Катилиной»).

Здесь правда стоит отметить, что ценности при своей приверженности изменениям в сравнении с иными категориями духовной сферы жизнедеятельности общества выступают относительно устойчивым феноменом в рамках сложившейся отдельно взятой системы нравственных (общественных) отношений. Вероятнее всего это объясняется тем, что понятие ценностей в рассматриваемом контексте тесным образом связано с понятием нравственности, является его содержательной характеристикой.

Ряд экспертов полагают, что «культура как система принятых норм есть нечто, противостоящее развитию, поскольку консервирует и удерживает стабильность онтологической картины мира, является производной от нее и создает нормативные институты ее закрепления» [7, с. 46]. Так, ценности, являясь нравственными ориентирами развития, служат свидетельствами принимаемых в обществе культурных концептов. В культурологии существует понятие идеоло-гем — семантико-тематического обозначения духовных ценностей в картине мира языковой личности [9, с. 90]. Одним из свойств идеологем выступает усиление какой-либо тенденции социально-культурного развития; она намеренно, осмысленно конструирует основную цель общественного развития.

Рассматривая ценности как нравственные ориентиры развития в рамках проектной деятельности, отметим ключевую роль ценностей как основания, фундамента или, иными словами, направляющего фактора (вектора) проектной деятельности, нацеленной на достижение определенных целей общественного развития. То есть ценности, определяя ориентиры развития, выступают факторами, определяющими и содержание реализуемых проектов.

Проектная деятельность, как известно, связана с определенными временными и иными ресурсами. Идейная, концептуальная направленность проекта является одной из определяющих характеристик рассматриваемой деятельности. От ценностных ориентаций заданных приоритетных направлений социокультурного развития отталкивается проектная деятельность, определяя задачи по достижению определенных целевых установок.

При этом и социальное управление, и социальное проектирование исходят из системы принятых и транслируемых в конкретном обществе ценностей. «Проектирование социально-культурного пространства — это, как и в любом проектировании, управленческий выбор, в основе которого лежит иерархия ценностей» [11, с. 123]. Таким образом, ценности лежат как в основе управления сферой культуры в целом, так и в основе социокультурного проектирования как управленческой технологии, в частности. Ценности находят отражение в миссии и целях созданного проекта.

«В основе генерирования идеи проекта и разработки условий и способов его воплощения лежит система принципов, то есть основных исходных положений, теоретико-мировоззренческих оснований и наиболее общих нормативов проектной деятельности» [7, с. 41].

Ценности и ценностно-смысловые факторы определяют нормы социального устройства, выступают своего рода регулятором общественных отношений. При этом идентифицированная проблемная ситуация, являясь нарушением ожидаемого идеального состояния общественного устройства и социального взаимодействия, препятствует достижению такого состояния или же заключает в себе нереализованный потенциал (ряд возможностей), требует специальных мер по ее решению. Когда мы сталкиваемся с проблемой, мы сталкиваемся с противоречием. Нам надо дать себе ответ на вопрос, оставить все как есть и быть неудовлетворенными или попробовать что-то изменить? Это определенный этап осознания проблемы и формирования дальнейшей осознанности в ее решении. Переходя на уровень проектной деятельности и закладывая в качестве фундамента те ценности, которые лежат в основе неудовлетворяемой потребности, мы начинаем решать проблему. И тут, конечно, важно своевременно и корректно определять критические точки / идентифицировать проблемные ситуации.

Таким образом, именно ценности выполняют направляющую роль в определении требующих приоритетного решения проблемных ситуаций в сфере культуры, задают векторы необходимых изменений и трансформаций исходя из значимости ситуаций, требующих специальных регулирующих мер. Более того, ценности влияют и на выбор конкретного проекта из имеющихся альтернативных сценариев, иначе говоря, способа, выраженного в перечне специальных мер (мероприятий), посредством реализации которых будет осуществляться достижение заранее определенных целей развития.

Становится очевидным факт необходимости наличия ценностных ориентиров при описании содержательной части проекта, что повлияет в конечном итоге в том числе на поддержку социокультурного проекта со стороны адресата, что может быть выражено и в готовности участия в его реализации, а также на эффективность при реализации соответствующих проектов трудовой деятельности коллективов, ориентированных на общественно полезную миссию. «Опыт регионального проектирования показывает, что успешность реализации любого проекта определяется как минимум двумя факторами: наличием идеи, значимой для определенной части населения, и ее персонифицированным выражением — лидером, являющимся ее носителем» [7, с. 45]. Ценности, мировоззренческая позиция проектировщика социокультурной сферы определяют видение им конфигурации существующих проблемных аспектов и формирование своего мнения относительно необходимых преобразований.

В другом понимании ценность — это определенная польза (важность, значимость, полезность чего-либо). Специалисты трактуют соответствующий подход как более прикладной к пониманию ценностей: «Ценности могут рассматриваться как все то, что имеет значение для человека в его жизни» [6, с. 13]. И данный подход к определению также выступает одной из граней ценностного обоснования проекта, указывающий на его результаты, а именно конечных бенефициаров. «Ценность проекта связана с выгодами, которые продукт проекта формирует, при условии удовлетворенности всех требований миссии проекта» [11, с. 183]. Как хорошо подмечено, «ценность — это выгода, получаемая от реализации проекта всеми заинтересованными сторонами» [11, с. 187].

Безусловно, ценности играют значимую роль в проектном менеджменте ввиду того факта, что ценность для адресата является также результирующим эффектом и характерным признаком социального проектирования. Более того, существует ценностный подход к проектной деятельности, являющийся в настоящее время главной концепцией управления социальными проектами, в рамках которого проект рассматривается как способ максимизации ценности для заинтересованных лиц [11, с. 187]. Ценностный подход предполагает управление ценностью проекта посредством использования специальной методологии. Под ценностью в данном случае «понимается субъективная категория полезности для заинтересованных сторон, выраженная в практической форме. Основными задачами при этом

являются определение миссии, критериев ценности, управление проектом и командой». Таким образом, отмечаем ключевую роль ценностей как основания проектной деятельности, нацеленной на решение определенных проблем, возникающих в процессе общественного развития. Важно отметить, что при данном подходе к пониманию ценностей в социокультурном проектировании ведущая роль ценностей как нравственных ориентиров также сохраняется.

Конечным бенефициаром социально-культурного проектирования, в основе своей имеющего ценностное социальное обоснование, являются общество в целом, отдельные его представители, социальные группы и категории — в зависимости от характера, масштаба проекта. Так, проект может быть направлен на решение проблем в сфере культуры в масштабе государства, региона или же нацелен на решение локальных проблемных ситуаций.

Успешно реализованный социально ориентированный проект, изначально разрабатываемый специально в целях решения какой-либо социальной проблемы, достигает своих целей, принося определенную, заранее запланированную пользу обществу. На перечисленном влияние рассматриваемых проектов на общество не исчерпывается. Социальные проекты, обеспечивая достижение социальной стабильности и поступательного общественного развития, реализацию потенциала общества, играют также существенную роль в обеспечении государственной безопасности. Речь идет о том, что ценности выступают в качестве объединяющего и сплачивающего общество фактора. Роль духовно-нравственных ценностей как основы общероссийской гражданской идентичности, как фактор объединения самобытных культур многонационального народа Российской Федерации отмечена в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [2] и была рассмотрена ранее. Государство, поддерживая реализацию социально ориентированных проектов, выполняет миссию социального государства.

Переходя к выводам, автор отмечает, что культура, являясь объектом программного и проектного подходов, может представлять собой интегративное и разноплановое явление. К примеру, А.П. Марков рассматривает культуру на процессуальном, материальном и духовно-нравственном уровнях [7, с. 41]. В рамках обозначенной классификации соответственно дифференцируются и социокультурные проекты, ориентированные на решение специфических задач на каждом из представленных уровней. Проектные

решения на процессуальном уровне предполагают поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на уровне личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом; создание условий оптимизации становления и развития различных субъектов культуры; поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности. На материальном уровне культуры разрабатываются и реализуются программы, связанные с организацией музейного дела, развитием краеведческой деятельности, сохранением памятников истории и культуры [[7, с. 27—35].

«Проект может принести имущественную, экономическую, социальную ценность (включая интеллектуальные нематериальные активы), потребительскую, инновационную, синергетичес-кую ценность и др.» [11, с. 187].

Таким образом, проект может и должен иметь свою интегрированную цену и именно сохранение баланса между начальными и конечными ценностно-смысловыми факторами проекта, между его социально-культурными и экономическими ценностями способно, на наш взгляд, сделать проект уникальным и востребованным.

Список источников

1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства о культуре» // Российская газета. 1992. № 248.

2. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

4. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 46. Ст. 7977.

5. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 45. Ст. 6947.

6. Луков ВА. Социальное проектирование: учеб. пособие. 11-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2021.

7. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, 1997.

8. Проценко Е.Г. Национальное культурное наследие в практике социально-культурного проектирования / / Национальное культурное наследие России. Региональный аспект: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Л.М. Артамоновой, В.И. Ионе-сова, М.В. Курмаева. Самара, 2020. С. 218—221.

9. Романова Т.В. Топоним Соловки в русском художественно-публицистическом дискурсе: образ? Понятие? Символ? Метафора? Культурема? Мифологема? Идеологема? Аксиологема? Концепт? // Мир русского слова. 2012. № 3.

10. Симонова И.Ф. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии: учеб. пособие. СПб.: Наукоемкие технологии, 2020.

11. Симонова И.Ф. Управление проектами в учреждении культуры: подходы, ценности, технологии: учеб. пособие. СПб.: Наукоемкие технологии, 2021.

12. Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023.

References

1. Law of the Russian Federation No. 3612-I of October 9, 1992 "Fundamentals of legislation on culture" // Rossiyskaya Gazeta. 1992. No. 248.

2. Decree of the President of the Russian Federation dated December 24, 2014 No. 808 "On approval of the Fundamentals of the State cultural policy".

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" / / Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 27 (Part II). Article 5351.

4. Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 No. 809 "On approval of the Foundations of State policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 46. St. 7977.

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated October 31, 2018 No. 1288 "On the organization of project activities activities in the Government of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2018. No. 45. St. 6947.

6. Lukov VA.. Social design: textbook. stipend. 11th ed., ster. M.: FLINTA, 2021.

7. Markov A.P., Birzhenyuk G.M. Fundamentals of socio-cultural design: textbook. stipend. St.

Petersburg: St. Petersburg. humanitarian. un-t of Trade unions, 1997.

8. Protsenko E.G. National cultural heritage in the practice of socio-cultural design // National cultural heritage of Russia. Regional aspect: materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference / edited by L.M. Artamonova, V.I. Ionesov, M.V. Kurmaev. Samara, 2020. pp. 218—221.

9. Romanova T.V. Toponym of Solovki in Russian artistic and journalistic discourse: an image? A concept? A symbol? A metaphor? Culture? A mythologeme? An ideology? An axiologeme?

The concept? // The world of the Russian word. 2012. № 3.

10. Simonova I.F. Socio-cultural design: modern approaches and technologies: textbook. stipend. St. Petersburg: High-tech Technologies, 2020.

11. Simonova I.F. Project management in a cultural institution: approaches, values, technologies: studies. stipend. St. Petersburg: Science-intensive technologies, 2021.

12. Stegny V.N. Social forecasting and design: textbook for universities. 2nd ed., ispr. and add. M.: Yurayt Publishing House, 2023.

Информация об авторе

О.Н. Корчагин — генеральный директор ГБУК г. Москвы «ОКЦ ЮЗАО», доцент кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы ИГСУ РАНХиГС, кандидат юридических наук.

Information about the author

O.N. Korchagin — General Director of GBUK Moscow "OKC UZAO", Associate Professor of the Department of Legal Support of the State and Municipal Service of the IGSU RANEPA, Candidate of Law.

Статья поступила в редакцию 29.03.2024; одобрена после рецензирования 29.04.2024; принята к публикации 29.05.2024.

The article was submitted 29.03.2024; approved after reviewing 29.04.2024; accepted for publication 29.05.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ФИНАНСОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

Финансово-экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Финансы и кредит» (магистерская программа «Финансовая аналитика, корпоративные финансы»), «Экономика» / под науч. ред. В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриаш-вили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 335 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISBN 978-5-238-03661-8

Представлен механизм проведения финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Детально рассмотрены приемы, методы и методики проведения аналитических расчетов по оценке финансового состояния предприятия. Рассмотренные методы иллюстрируются примерами, позволяющими понять логику анализа финансового состояния предприятия для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Учтены последние изменения законодательства.

В конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты для закрепления материала. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. Может быть полезен специалистам в области управления бизнесом, аспирантам, преподавателям, аудиторам, предпринимателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.