Научная статья на тему 'Принципы и методы управления проектами в социально-культурной сфере'

Принципы и методы управления проектами в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2985
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурное проектирование / социокультурный проект / социально-культурная сфера / принципы управления / методы управления / эффективность управления / региональное проектирование / культурные ценности. / sociocultural design / sociocultural project / socio-cultural sphere / management principles / management methods / management efficiency / regional design / cultural values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглова Элла Викторовна, Алексеева Оксана Витальевна

Важность освоения социокультурного проектирования продиктована тем, что данные знания имеют обширную сферу применения для всех направлений социокультурных профессий. Также, знания логики и технологий социокультурного проектирования даст возможность специалистам наиболее качественно реализовывать аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. Проектные технологии гарантируют конкурентоспособность учреждения. Из чего следует, что успешная деятельность учреждения во многом зависит от знания специалиста социальнокультурной сферы технологии социокультурного проектирования, содержание которой включает грамотный анализ текущей ситуации, разработка и реализация проектов и программ, улучшающих главные элементы человеческой жизнедеятельности. Достижение успехов в развитии учреждения в условиях рыночной экономики взаимосвязано с процессом долгосрочного проектирования. В нынешней ситуации все чаше учреждения социокультурной направленности понимают потребность в осознанном инновационном управлении проектной деятельностью на основе научных методов прогноза ее направлений и форм, трансформации к общим целям развития учреждения и меняющимся условиям внешней инвестиционного климата. В статье систематизируются и анализируются принципы и методы социокультурного проектирования, которые раскрывают общие и отличительные черты проектов, пути и способы достижения поставленных в ходе их реализации целей. В работе утверждается, что для успешного проекта необходимо определение перечня основополагающих принципов в зависимости от специфики проектирования. Для социокультурного проекта таковыми являются следующие принципы: «критического порога модификации», оптимизации «зоны ближайшего развития» личности, персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования, оптимальной ориентации на сохранение и изменение социокультурных процессов, проблемноцелевой ориентации. Принципы социокультурного проектирования формируют понимание как управлять развитием проекта, а также стиль управления и нравственную составляющую разрабатываемых проектов, программ, т. е. гарантируют ценностно-ориентационный уровень проектирования, что определяется набором необходимых методов управления. В процедуре социокультурного проектирования чаще всего используются следующие методы: метод матрицы идей, метод вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles and methods of project management in the socio-cultural sphere

The importance of mastering the foundations of socio-cultural design is dictated by the fact that this knowledge has an extensive scope for all areas of socio-cultural professions. Also, knowledge of the logic and technologies of sociocultural design will enable specialists to most efficiently implement analytical, organizational, managerial and consulting-methodological functions in the socio-cultural sphere. Design technology ensures the competitiveness of the institution. From which it follows that the success of an institution depends largely on the knowledge of a specialist in the socio-cultural sphere of sociocultural design technology, the content of which includes a competent analysis of the current situation, development and implementation of projects and programs that improve the main elements of human life. Achieving success in the development of an institution in market economy is interconnected with the long-term design process. In the current situation, socio-cultural institutions are increasingly recognizing the need for conscious innovative management of project activities based on scientific methods for predicting its directions and forms, transformation to the general goals of the institution's development and the changing conditions of the external investment climate. The article systematizes and analyzes the principles and methods of socio-cultural design, which reveal the general and distinctive features of projects, ways and means of achieving the goals set during their implementation. The paper states that for a successful project it is necessary to determine the list of fundamental principles depending on the specifics of the design. For a sociocultural project, these are the following principles: the «critical threshold of modification», the optimization of the «zone of proximal development» of the individual, the personification of the process and the results of sociocultural design, the optimal orientation toward the preservation and change of sociocultural processes, and the problem-target orientation. The principles of sociocultural design form understanding of how to manage the development of the project, as well as the management style and moral component of the developed projects, programs, guarantee a value-orientational level of design, which is determined by the set of necessary management methods. The following methods are most often used in the process of sociocultural design: the matrix of ideas method, the method of getting used to the role, the analogy method, the association method, the brainstorming method, the synectics method.

Текст научной работы на тему «Принципы и методы управления проектами в социально-культурной сфере»

DOI 10.24411/2499-9679-2019-10613 УДК 304.4

Э. В. Круглова https://orcid.org/0000-0002-0746-3310

О. Н. Астафьева https://orcid.org/0000-0001-8727-6322

Принципы и методы управления проектами в социально-культурной сфере

Важность освоения социокультурного проектирования продиктована тем, что данные знания имеют обширную сферу применения для всех направлений социокультурных профессий. Также, знания логики и технологий социокультурного проектирования даст возможность специалистам наиболее качественно реализовывать аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. Проектные технологии гарантируют конкурентоспособность учреждения. Из чего следует, что успешная деятельность учреждения во многом зависит от знания специалиста социально-культурной сферы технологии социокультурного проектирования, содержание которой включает грамотный анализ текущей ситуации, разработка и реализация проектов и программ, улучшающих главные элементы человеческой жизнедеятельности. Достижение успехов в развитии учреждения в условиях рыночной экономики взаимосвязано с процессом долгосрочного проектирования. В нынешней ситуации все чаше учреждения социокультурной направленности понимают потребность в осознанном инновационном управлении проектной деятельностью на основе научных методов прогноза ее направлений и форм, трансформации к общим целям развития учреждения и меняющимся условиям внешней инвестиционного климата.

В статье систематизируются и анализируются принципы и методы социокультурного проектирования, которые раскрывают общие и отличительные черты проектов, пути и способы достижения поставленных в ходе их реализации целей. В работе утверждается, что для успешного проекта необходимо определение перечня основополагающих принципов в зависимости от специфики проектирования. Для социокультурного проекта таковыми являются следующие принципы: «критического порога модификации», оптимизации «зоны ближайшего развития» личности, персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования, оптимальной ориентации на сохранение и изменение социокультурных процессов, проблемно-целевой ориентации. Принципы социокультурного проектирования формируют понимание как управлять развитием проекта, а также стиль управления и нравственную составляющую разрабатываемых проектов, программ, т. е. гарантируют ценностно-ориентационный уровень проектирования, что определяется набором необходимых методов управления. В процедуре социокультурного проектирования чаще всего используются следующие методы: метод матрицы идей, метод вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики.

Ключевые слова: социокультурное проектирование, социокультурный проект, социально-культурная сфера, принципы управления, методы управления, эффективность управления, региональное проектирование, культурные ценности.

E. V. ^uglova, O. N. Astafieva

Principles and methods of project management in the socio-cultural sphere

The importance of mastering the foundations of socio-cultural design is dictated by the fact that this knowledge has an extensive scope for all areas of socio-cultural professions. Also, knowledge of the logic and technologies of socio-cultural design will enable specialists to most efficiently implement analytical, organizational, managerial and consulting-methodological functions in the socio-cultural sphere. Design technology ensures the competitiveness of the institution. From which it follows that the success of an institution depends largely on the knowledge of a specialist in the socio-cultural sphere of sociocultural design technology, the content of which includes a competent analysis of the current situation, development and implementation of projects and programs that improve the main elements of human life. Achieving success in the development of an institution in market economy is interconnected with the long-term design process. In the current situation, socio-cultural institutions are increasingly recognizing the need for conscious innovative management of project activities based on scientific methods for predicting its directions and forms, transformation to the general goals of the institution's development and the changing conditions of the external investment climate.

© Круглова Э. В., Астафьева О. Н., 2019

The article systematizes and analyzes the principles and methods of socio-cultural design, which reveal the general and distinctive features of projects, ways and means of achieving the goals set during their implementation. The paper states that for a successful project it is necessary to determine the list of fundamental principles depending on the specifics of the design. For a sociocultural project, these are the following principles: the «critical threshold of modification», the optimization of the «zone of proximal development» of the individual, the personification of the process and the results of sociocultural design, the optimal orientation toward the preservation and change of sociocultural processes, and the problem-target orientation. The principles of sociocultural design form understanding of how to manage the development of the project, as well as the management style and moral component of the developed projects, programs, guarantee a value-orientational level of design, which is determined by the set of necessary management methods. The following methods are most often used in the process of sociocultural design: the matrix of ideas method, the method of getting used to the role, the analogy method, the association method, the brainstorming method, the synectics method.

Keywords: sociocultural design, sociocultural project, socio-cultural sphere, management principles, management methods, management efficiency, regional design, cultural values.

Принципы управления проектами в социально-культурной сфере на первый взгляд не отличаются от аналогичных принципов в иных сферах: доход от вложенных инвестиций, адресность вложений, измеримость, выгодность, уникальность [6]. Однако при углубленном анализе ряда проектов можно выделить отдельные принципы, которые прямо или опосредованно указывают на принадлежность к социально-культурной сфере. К ним относятся - разработка условий, способствующих творческому саморазвитию субъекта (личности, общности, общества в целом) посредством решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности; корректируемость социокультурных процессов и оценка социально значимых последствий такой модификации; оптимальная ориентация на сохранение и изменение социокультурных процессов; персонифицированность процесса и результатов социокультурного проектирования. Таким образом, можно говорить о целевой ориентации социокультурных проектов и программ на решение различного рода проблем, носителями которых является личность, социальная группа, определенная территория или регион, общество в целом [16].

Разработка и реализация проектов такого типа связана с необходимостью обращения к инструментам и методикам их использования, адекватным исходным условиям проектирования. С учетом ориентации на достижение социокультурных целей к числу первостепенных принципов проектирования относятся:

1. Принцип «критического порога модификации», предполагающий учет границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который одновременно является субъектом самоорганизации и саморазвития), степени корректируе-

мости социокультурных процессов и оценку социально значимых последствий такой модификации.

В основе этого принципа заложена идея, определяющая пределы вмешательства в работу ан-тропо-социо-культурных систем: любая суперсверхсложная система (подобно личности) предположительно включает в себя некое множество вариантов развития, соответствующих ее природе [3]. Исходя из этого, вторжение в систему ограничивается возможными вариантами ее развития, поэтому прогнозировать варианты развития, не следующие из внутренней логики самой системы, весьма проблематично. Важно понимать тенденции и возможные траектории, способы саморазвития системы и помогать их раскрытию [4].

Этот принцип в нынешней ситуации видится более результативным, так как его использование позволит в наибольшей степени воспроизвести энергию саморазвития культуры, поставить в рамки возможности административного и некомпетентного вторжения в культурную жизнь. На практике он означает предоставление субъектам социокультурного развития наибольшей организационно-правовой самостоятельности, отказ от идеи насаждаемого изменения, приводящей к уничтожению - человека, природы, мира, но основное - создание оснований для саморазвития и самоорганизации субъекта социально-культурной жизни [8].

2. Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности - социально-культурной среды ее обитания.

Основная целевая направленность проектирования заключается в создании условий, благоприятствующих саморазвитию социально-культурного субъекта (личности, общности, общества в целом) с помощью решения или профи-

лактики проблем, указывающих на неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности. Исходя из этого, важной задачей содержательной части проекта становится качественное развитие непосредственной среды обитания человека, предоставление таких социальных условий, которые были бы направлены на личностный творческий рост. Известно, что полнота индивидуальности определяется наличием многообразных социально-культурных возможностей, которые служат формой востребования личностного потенциала. И это вполне закономерно, ибо лишь творческая самобытность, индивидуальность, востребованная обществом, гарантирует «приращение» и накопление культурных ценностей, их сохранение и развитие [18].

Под социально-культурной средой нужно понимать всю совокупность социальных и духовных факторов и условий, в которых находится человек на протяжении его жизнедеятельности. Внимание на улучшение социально-культурной среды обитания обусловлено тем обстоятельством, что она является основой фактора, определяющим человеческие ценности, нормы, идеалы и т. д. (вместе с семейно-бытовой и общеидеологической направленностью общества) [11].

3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социально-культурного проектирования. Вариативность идей и проектов, создающая условия для свободного самовоплощения, самореализации человека посредством культурной деятельности. Фундаментом поведения человека в поле проекта должна стать его внутренне детерминированная самостоятельная творческая активность. Самореализация личности, перевод общественных ценностей в личные невозможен без самодеятельности человека, его встречной активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие - каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности для себя в процессе духовного самостроительства, надо осуществлять эти ценности в условиях повседневности [18].

Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования выстраивается на понимании культуры как ценного духовного мира, наполненного весомыми для человека образами, смыслами, идеями, ценностями, на восприятии задач развития культуры как определенного разногласия между имеющейся и желаемой системами ценностей (которые утеряны и которые нужно возродить) [12]. Важно при этом культурную норму видеть в тесной связи с ее об-

ладателем - образом определенной личности (исторического деятеля, современника), которая становится по отношению к аудитории проекта примером, задающим идеал личностного роста, способы решения ситуационной задачи. По опыту регионального проектирования можно увидеть, что в успехе реализации различных проектов лежит, как минимум, два фактора: наличие идеи, весомой для выделенной группы населения и ее персонализированной проекцией - деятелем, являющимся ее носителем [14].

Персонифицированность - это ценностный вклад создателя программы (и субъекта культурной политики) к рассматриваемым и проектируемым процессам - ощущение себя как органичного элемента целого культурного мира, отожествление с ним - с его достижениями, трудностями, проблемами.

На уровне регионального проектирования рассмотренный принцип можно воплотить с помощью разработки и реализации проектов и программ, популяризирующих исторические личности, жившие в данном месте, рекламирующих ныне живущих людей, развивающих и определяющих особенность территории [10].

4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение социально-культурных процессов (т. е. пропорции традиционных и инновационных систем и способов культурного развития).

Лучшее соотношение между процессами использования культурного наследия (т. е. востребованности уже существующих в культуре или существовавших ранее традиций, ценностей, явлений, норм, актуализации, и т. д.) и процессами культурной инновации определяет безусловное преобладание первой направленности. Тем не менее следует учитывать, что ориентация на кумуляцию (ценностей, традиций, форм жизнедеятельности и т. д.) и на обновление обеспечивает воспроизводство культуры как целостной и органичной системы, включающей на равных прошлое, настоящее и будущее [18].

Перемены и развитие - это качество цивилизации, информационно-технической культуры, но не культуры духовной, гуманитарной. Понятно, что в трактовке социокультурного проектирования особо продуктивное миропонимание - традиционно ориентированное и консервативное. Цель проектировщика (особенно федеральных и региональных программ) - при помощи проекта добиться совершенствования культурных условий жизни человека - путем сохранения, защиты и восстановления образцов культуры как единой системы духовных,

(материальных, технологических и др.) [16].

Развитие культурного пространства, особенно на региональном уровне, определяет востребованность историко-культурных ценностей, причастность их в области современных культурных процессов. Соответственно, для культурного развития в основе лежит идея наследия, сохранения, созидания. На основе этого первоочередными задачами социокультурного проектирования нужно считать поддержку тех ценностей, норм, традиций, культурных практик, которые отвечают критериям нравственности и гуманистичности многих поколений, выявляют самобытность территории и имеют возможность использоваться в качестве социокультурных основ деятельности человека и общества [2].

5. Принцип проблемно-целевой ориентации -ведущий технологический принцип социокультурного проектирования. Его разработка определяет в первую очередь точную направленность программ на урегулирование различных проблем, обладателями которых является личность, социальная группа, определенная территория или регион, общество в целом; их нацеленность на саморазвитие личностей и социальных групп, на самоощущение человека в социально-культурной сфере. На всех стадиях проектирования указанный принцип реализовывается в виде экспертизы основных неудач и проблем (территории в целом, социальных групп и личностей); поиска уникальных методов и путей их решения; планирование ресурсов и финансов; привлечение всех заинтересованных субъектов социально-культурной жизни в процесс реализации проекта [6].

Организационно-управленческая основа проблемно-целевого принципа проектирования содержится в обязательном поиске соизмеримых социальных сил, заинтересованных в решении различных трудностей. И в системе культурной политики каждая группа трудностей должна иметь своего адресата (местная администрация, Министерство культуры, потенциальные спонсоры, зарубежные партнеры, СМИ и др.), готового оценить и транслировать свою позицию и решения [5].

Значение проблемно-целевого принципа проектирования сформировано: трактовкой культуры в широком социальном контексте - как той системы, которая содержит все сферы человеческой жизнедеятельности; расширением сферы культуры как объекта культурной политики и перехода к проектированию процессов развития культуры в широком понимании этого слова [13].

Вышеизложенные принципы социокультурного проектирования формируют понимание как управлять развитием проекта, а также стиль управления и нравственную составляющую разрабатываемых проектов, программ, т. е. гарантируют ценностно-ориентационный уровень проектирования. По степени их воплощения можно судить об органичности программы, мере ее созида-тельности или разрушительности [26].

Продвижению и развитию проекта часто мешают недоверие к смелым и уникальным идеям, желание быстрее воплотить проект, недостаточно качественно организованная система стимулирования активности. Изрядный урон наносит неудовлетворенность существующим порядком, тиражирование прежних достижений. От этого нет желания рисковать и стремится придерживаться ранее намеченному курсу [22].

Рассматривая же внутренние условия развития проекта, то тут много зависит от личности, которая управляет проектом, от его умения нестандартно и профессионально действовать, от его знаний и желания в достижении поставленных целей. Зачастую минусовые последствия появляются из-за нежелания принимать новые мысли, приверженность привычным нормам и т. д. [9].

Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, наиболее важных в области социального проекта [20].

В процедуре социокультурного проектирования чаще всего используются следующие методы: метод матрицы идей, метод вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики [23].

1. Метод матрицы идей - когда на основе нескольких независимых вариаций составляются различные макеты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, от сложности и первоочередности поставленных задач, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты, можно определить наиболее качественный путь осуществления проекта в данных условиях. Этот важный прием используют, как правило, при ограниченных ресурсах.

2. Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в проектируемое будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда

проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

3. Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

— чем больше известно общих признаков у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;

— чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

— чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности [25].

4. Метод ассоциации. При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления? С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

5. Метод мозгового штурма - связана с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Она осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений [19].

6. Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Подводя итог нужно подчеркнуть, что принципы и методы реализации проекта в социально-культурной сфере не отличаются от сходных принципов и методов в других сферах, но имеют свои особенности. Особенностью реализации

проектов в социально-культурной сфере является высокая интеллектуальная основа и творческая направленность. Определение качества реализации проектов в социально-культурной сфере с помощью экономических показателей не всегда отражает реальную картину эффективности его исполнения [15].

В будущем социокультурные проекты будут тесно связаны с воспроизводством, закреплением социальных норм, в основе которых, российские ценности [1]. Эффективность мер управления в области культуры будут оцениваться на основе социологических, статистических и экспертных данных, доказывающих положительное социальное влияние культуры на укоренение в российском обществе социальных норм и традиционных российских ценностей, включая рост подобных ценностей в мироощущении граждан России; включенность образов наследия и исторической памяти в образовательную, профессиональную, творческую деятельность; улучшение социально-демографических параметров; сохранение единого культурного пространства, достижение национального единства, согласия, сплоченности и солидарности [17].

Библиографический список

1. Астафьева, О. Н., Шлыкова, О. В., Горушкина, С. Н., Усачева, О. Ю., Коротеева, О. В., Калмыков, Н. Н. Социокультурная политика [Текст] // Перспективы социально-экономического развития Российской Федерации: Аналитический доклад под ред. Н. Н. Калмыкова. - М. : Изд. дом «Дело», 2017. -С. 156-170.

2. Астафьева, О. Н., Горушкина, С. Н. Инфраструктура культуры локальных территорий и место проектной деятельности в ее развитии [Текст] // Местные сообщества: проблемы социокультурного развития: сборник научных статей / под ред. Ю. М. Резника, Н. И. Мироновой. - М. : Независимый институт гражданского общества, 2010. - С. 102-118.

3. Астафьева, О. Н. Культура как самоорганизующаяся система: синергетическая концепция [Текст] / О. Н. Астафьева и др. // Теория культуры: разнообразие подходов и возможности интерпретации: монография / под общ. ред. Ю. М. Резника. - М. : Научно-политическая книга, 2012. - С. 5-150.

4. Антропова, Ю. Ю. Проектное управление [Текст] / Ю. Ю. Антропова // Вестник Челябинского государственного университета. - Серия Философия. Социология. Культурология. - 2009. - № 11 (149). -С. 164-168.

5. Барциц, И. Н. Система государственного и муниципального управления: курс лекций: в 2-х т. : Т. 1 [Текст] / И. Н. Барциц. - М. : РАНХиГС, 2019. - 511 с.

6. Берестова, Л. И. Основы технологии социально-

го прогнозирования и проектирования [Текст] : учебное пособие / Л. И. Берестова. - 2- изд. - М. : Юриспруденция, 2015. - 103 с.

7. Грашина, М. Н., Дункан, В. Р. Основы управления проектами [Текст] / М. Н. Грашина,

B. Р. Дункан. - 2-е издание. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 238 с.

8. Ивантер, В. В. Культура должна стать составной частью любого проекта [Текст] // Культура и экономика: поиск новых моделей взаимодействия / под ред. О. Н. Астафьевой, Н. Левичева, Е. В. Никоноровой. - М. : Ключ-С, 2007. -

C. 14-22.

9. Козлова, Т. В. Социально-культурное проектирование: от идеи до реализации [Текст] / Т. В. Козлова. - М., 2007. - 136 с.

10. Кокорина, К. А. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2. -С. 141-143. - URL: http ://elibrary. ru/item. asp?id=18955527

11. Курбатов, В. И. Социальное проектирование [Текст] : учебное пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - М. : Изд-во Феникс, 2001. - 416 с.

12. Луков, В. А. Социальное проектирование [Текст] / В. А. Луков. - М. : Изд-во Флинта, 2007. - 397 с.

13. Лукс, Г. А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодёжной политике [Текст] / Г. А. Лукс. - Самара : Изд-во «Самарский университет», 2009. - 278 с.

14. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность [Текст] /

A. П. Марков. - СПб. : СПбГУП, 2005. - 398 с.

15. Орлова, Э. А. Эффективные социокультурные программы и проекты [Электронный ресурс] / Э. А. Орлова. - М. : ГАСК, 2015. - 343 с. - URL: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=419.

16. Основы управления проектами [Текст] : учебное пособие: допущено Советом УМО по образованию... по специальности «Менеджмент организации» // Управление командой проекта /

B. В. Алесковский, А. А. Козырев, Ю. Г. Слуцкая; под ред. Н. А. Тарасова. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2011. -287 с.

17. Социокультурное проектирование: региональные подходы и практики: сборник статей и материалов по итогам Всероссийского образовательного проекта «Школы директора» [Текст] / сост. и общ. ред О. Н. Астафьевой, Н. В. Клещевой, О. В. Шлыковой. -Вып. 2. - Екатеринбург : ИРА УИК, 2016. - 219 с.

18. Тощенко, Ж. Т. Социология [Текст] / Ж. Т. Тощенко. - М. : Изд.-во «Юрайт», 2004. - 527 с.

19. Тульчинский, Г. Л. PR в сфере культуры [Текст] : учебное пособие / Г. Л. Тульчинский. - СПб. : Лань : Планета музыки, печ. 2011. - 571 с.

20. Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры [Текст] : учебное пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. - СПб. : Лань : Планета музыки, 2009. -495 с.

21. Тульчинский, Г. Л., Шекова, Е. Л. Маркетинг в сфере культуры [Текст] / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. - СПб. : Изд-во «Лань», 2009. - 496 с.

22. Управление проектами [Текст] : учебное пособие: допущено М-вом образования и науки Российской Федерации для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур и др.; под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. - 9-е издание, стереотипное. - М. : Омега-Л, 2013. - 960 с.

23. Управление проектами. Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетенции специалистов [Текст]. - М. : Изд-во «Консалтинговое Агентство „КУБС Групп - Кооперация, Бизнес-Сервис"», 2001.

24. Шахназаров, М. П. Инвестиции: ситуация и перспективы [Текст] / М. П. Шахназаров. - М. : Изд.-во «Экономист», 2001. - С. 56-61.

Reference List

1. Astafeva, O. N., Shlykova, O. V., Gorushkina, S. N., Usacheva, O. Ju., Koroteeva, O. V., Kalmykov, N. N. Sociokul'turnaja politika = Sociocultural policy [Tekst] // Perspektivy social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii: Analiticheskij doklad pod red. N. N. Kalmykova. - M. : Izd. dom «Delo», 2017. -S. 156-170.

2. Astafeva, O. N., Gorushkina, S. N. Infrastruktura kul'tury lokal'nyh territorij i mesto proektnoj dejatel'nosti v ee razvitii = Infrastructure of local territory culture and place of project activity in its development [Tekst] // Mestnye soobshhestva: problemy sociokul'turnogo razvitija: sbornik nauchnyh statej / pod red. Ju. M. Reznika, N. I. Mironovoj. - M. : Nezavisimyj institut grazhdanskogo obshhestva, 2010. - S. 102-118.

3. Astaf'eva, O. N. Kul'tura kak samoorganizujush-hajasja sistema: sinergeticheskaja koncepcija = Culture as a self-organizing system: a synergistic concept [Tekst] / O. N. Astafeva i dr. // Teorija kul'tury: raznoobrazie pod-hodov i vozmozhnosti interpretacii: monografja / pod obshh. red. Ju. M. Reznika. - M. : Nauchno-politicheskaja kniga, 2012. - S. 5-150.

4. Antropova, Ju. Ju. Proektnoe upravlenie = Project management [Tekst] / Ju. Ju. Antropova // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - Serija Filosofija. Sociologija. Kul'turologija. - 2009. - № 11 (149). - S. 164-168.

5. Barcic, I. N. Sistema gosudarstvennogo i munici-pal'nogo upravlenija: kurs lekcij: v 2-h t. : T. 1 = System of state and municipal administration: course of lectures: in 2 vol.: V 1 [Tekst] / I. N. Barcic. - M. : RANHiGS, 2019. - 511 s.

6. Berestova, L. I. Osnovy tehnologii social'nogo prognozirovanija i proektirovanija = Basics of social forecasting and design technology [Tekst] : uchebnoe

posobie / L. I. Berestova. - 2- izd. - M. : Jurisprudencija, 2015. - 103 s.

7. Grashina, M. N., Dunkan, V R. Osnovy upravlenija proektami = Bases of project management [Tekst] / M. N. Grashina, V. R. Dunkan. - 2-e izdanie. - M. : BINOM. Laboratorija znanij, 2011. - 238 s.

8. Ivanter, V. V Kul'tura dolzhna stat' sostavnoj chast'ju ljubogo proekta = Culture should be an integral part of any project [Tekst] // Kul'tura i jekonomika: poisk novyh modelej vzaimodejstvija. - M. : Kljuch-S, 2007. -S. 14-22.

9. Kozlova, T. V. Social'no-kul'turnoe proektirovanie: ot idei do realizacii = Social and cultural design: from idea to realization [Tekst] / T. V. Kozlova. - M., 2007. - 136 s.

10. Kokorina, K. A. Sociokul'turnoe proektirovanie v sisteme razrabotki i realizacii regional'noj kul'turnoj poli-tiki = Socio-cultural design in the system of development and implementation of regional cultural policy [Jel-ektronnyj resurs] // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. -2013. - № 2. - S. 141-143. - URL: http ://elibrary. ru/item. asp?id=18955527

11. Kurbatov, V I. Social'noe proektirovanie = Social design [Tekst] : uchebnoe posobie / V. I. Kurbatov, O. V. Kurbatova. - M. : Izd-vo Feniks, 2001. - 416 s.

12. Lukov, V. A. Social'noe proektirovanie = Social design [Tekst] / V. A. Lukov. - M. : Izd-vo Flinta, 2007. - 397 s.

13. Luks, G. A. Social'noe innovacionnoe proektirovanie v regional'noj molodjozhnoj politike = Social innovation design in regional youth policy [Tekst] / G. A. Luks. - Samara : Izd-vo «Samarskij universitet», 2009. - 278 s.

14. Markov, A. P. Proektirovanie marketingovyh kommunikacij. Reklamnye tehnologii. Svjazi s ob-shhestvennost'ju. Sponsorskaja dejatel'nost' = Marketing communications design. Advertising technology. Public relations. Sponsorship activities [Tekst] / A. P. Markov. -SPb. : SPbGUP, 2005. - 398 s.

15. Orlova, Je. A. Jeffektivnye sociokul'turnye pro-grammy i proekty = Effective socio-cultural programmes and projects [Jelektronnyj resurs] / Je. A. Orlova. - M. : GASK, 2015. - 343 s. - URL: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=419.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Osnovy upravlenija proektami = Basics of project management [Tekst] : uchebnoe posobie: dopushheno Sovetom UMO po obrazovaniju... po special'nosti «Menedzhment organizacii» // Upravlenie komandoj

proekta I V. V. Aleskovskij, A. A. Kozyrev, Ju. G. Sluckaja; pod red. N. A. Tarasova. - SPb. : Izd-vo SZAGS, 2G11. - 287 s.

17. Sociokul'turnoe proektirovanie: regional'nye podhody i praktiki: sbornik statej i materialov po itogam Vserossijskogo obrazovatel'nogo proekta «Shkoly direktora» = Socio-cultural design: regional approaches and practices: collection of articles and materials on the results of the All-Russian educational project «School of the Headmaster» [Tekst] I sost. i obshh. red O. N. Astafevoj, N. V. Kleshhevoj, O. V. Shlykovoj. -Vyp. 2. - Ekaterinburg : IRA UIK, 2G16. - 219 s.

18. Toshhenko, Zh. T. Sociologija = Sociology [Tekst] I Zh. T. Toshhenko. - M. : Izd.-vo «Jurajt», 2GG4. - 527 s.

19. Tul'chinskij, G. L. PR v sfere kul'tury = PR in culture [Tekst] : uchebnoe posobie I G. L. Tul'chinskij. -SPb. : Lan' : Planeta muzyki, pech. 2G11. - 571 s.

2G. Tul'chinskij, G. L. Marketing v sfere kul'tury = Culture marketing [Tekst] : uchebnoe posobie I G. L. Tul'chinskij, E. L. Shekova. - SPb. : Lan' : Planeta muzyki, 2GG9. - 495 s.

21. Tul'chinskij, G. L., Shekova, E. L. Marketing v sfere kul'tury = Culture marketing [Tekst] I G. L. Tul'chinskij, E. L. Shekova. - SPb. : Izd-vo «Lan'», 2GG9. - 49б s.

22. Upravlenie proektami = Project management [Tekst] : uchebnoe posobie: dopushheno M-vom obra-zovanija i nauki Rossijskoj Federacii dlja studentov, obuchajushhihsja po special'nosti «Menedzhment organizacii» I I. I. Mazur i dr.; pod obshh. red. I. I. Mazura i V. D. Shapiro. - 9-e izdanie, stereotipnoe. - M. : Omega-L, 2G13. - 96g s.

23. Upravlenie proektami. Osnovy professional'nyh znanij. Nacional'nye trebovanija k kompetencii specialis-tov = Project management. Basics of professional knowledge. National competency requirements [Tekst]. -M. : Izd-vo «Konsaltingovoe Agentstvo „KUBS Grupp -Kooperacija, Biznes-Servis», 2001.

24. Shahnazarov, M. P. Investicii: situacija i perspek-tivy = Investment: situation and prospects [Tekst] I M. P. Shahnazarov. - M. : Izd.-vo «Jekonomist», 2001. -S. 56-61.

Дата поступления статьи в редакцию: 23.10.2019 Дата принятия статьи к печати: 15.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.