ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
С. И. Пелевин
Кандидат политических наук, доцент кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук Армавирского государственного педагогического университета E-mail: pelevin17@gmail.
Sergei I. Pelevin
PhD (Political Sciences), Associate Professor of the Chair of Philosophy, Law and Social Sciences, Armavir State Pedagogical University, Russia
УДК 101.1:316"312" Б 01: 10.24412/2071-6427-2021-1-92-102
Ценностные ориентиры технологического и технического развития общества
В статье рассматривается проблема аксиологического влияния развития технических средств и технологий на динамику социальной системы. Цель работы — раскрытие базовых смыслов технологического и технического развития общества, его ориентиров и ценностей. Рассмотрены явные факторы ценностного воздействия техники и технологий на общественное развитие и эксплицированы латентные ценностные ориентиры и смыслы технического развития. В работе применяется системный подход с использованием принципов диалектики и идей современной аксиологии на базе социально-философской рефлексии. Анализируются основные противоречия общественного развития, происходящего под воздействием развития технологий и технических средств. В статье отмечается, что активное применение техники и технологий создало предпосылки для появления современного общества. С развитием общества развивается его экономическая сфера, но культура, культурные институты и традиции более устойчивы в рамках социальной системы, чем развивавшиеся под воздействием технологических инноваций экономические институты. То есть культура может фреймиро-вать процесс технико-технологического развития, ограничивая широту использования технологий или вовсе запрещая их применение. При этом развитие информационных и инфокоммуникационных технологий в совокупности с усовершенствованием средств отображения, обработки и хранения информации создали условия для четвертой промышленной технологической революции, визит-
Как цитировать статью: Пелевин С. И. Ценностные ориентиры технологического и технического развития общества // Ценности и смыслы. 2021. № 1 (71). С. 92-102.
ной карточкой которой стала цифровизация. Технологии применения и хранения больших массивов данных (Big data) за последние десять лет изменили не только принципы экономического развития, но и затронули практически все сферы жизнедеятельности человека, включая сферу коммуникации.
Ключевые слова: социальное развитие, социальные изменения, техника, технологии, техногенная цивилизация, промышленные технологические революции, ценности и ориентиры технологического развития.
Введение
Во время становления общества Модерна социальное развитие представлялось в философских концепциях как процесс, связанный с возрастанием рационализации общественной жизни. При этом доминировал оптимистический взгляд на социальные изменения, связанный с ростом научных знаний в области фундаментальных естественных наук и успехами технико-технологического развития. Представлялось, что внедрение в социальные отношения принципа рационализации, а также активное использование различных технологий и технических средств в производственной сфере не только изменит образ общества и конфигурацию социальной системы, но и затронет экзистенциальные и духовные основания развития личности, сделав практически каждого индивида, как социального субъекта, полноценным и полезным членом общества. Такова суть многих концепций эпохи Просвещения и особенно более поздних проектов социальных преобразований О. Конта и К. Маркса. Безусловно, общество Модерна самосозидалось на принципиально иных основаниях, чем общество традиционное. Так, если традиционные общества (общества Премодерна) были ориентированы на натуральное хозяйство и сосредоточены на себе, поддерживая определенные культурные образцы — религиозные и моральные традиции, то общество Модерна, зародившиеся в Европе, стало более открытым для внедрения инноваций и проведения не только политической и социально-экономической, но и культурной экспансии во все уголки Земли [5]. Активное применение техники и технологий стало визитной карточкой общества Модерна, в совокупности с другими факторами создало предпосылки для появления современного общества [4]. В связи с этим общество Модерна можно представить как особую техногенную цивилизацию, становление и полноценное развитие которой было бы невозможно без успешного внедрения технических средств и технологий не только в производство,
но и в разнообразные социальные и коммуникативные практики [11]. Как показал академик В. С. Степин, ростки техногенной цивилизации появились достаточно давно по историческим меркам, начиная с эпохи Античности [12]. Иначе говоря, техническое развитие в современном мире обусловлено прежде всего определенной социокультурной средой, которая окружает человека и создается социальными общностями. При этом поддержание воспроизводства культурного образца связано с системой образования, а, в свою очередь, воспроизводство и поддержание определенных инженерных и технологических установок связано с системой современного университетского образования [7]. В свою очередь внедрение цифровых технологий подвергает трансформации сферу образования [2]. То есть техника и технологии связаны не только и не столько с наукой, сколько с определенными установками, существующими в культуре определенного общества, или даже в интегральной культуре современного человечества как среды развития техногенной цивилизации, приобретшей в последнее время глобальные контуры.
Постановка целей и задач исследования
Основной целью данного исследования является раскрытие базовых смыслов технико-технологического развития, его ориентиров и ценностей. Исходной посылкой описания аксиологических контуров современности является положение о том, что в социокультурной среде, в которой мы живем, доминируют технологии, оказывающие влияние на ценностные ориентиры человека. Собственно, сама человеческая идентичность не может быть установлена и описана без обращения к охватывающей индивида среде: даже отношения с природой устанавливаются через посредничество технических медиаций, то есть сложной практико-теоретической системы, генезис и функционирование которой является результатом целенаправленной активности человека в области накопления знаний и навыков и социальных изменений как результата использования и применений этих знаний и навыков. В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи: выявить основания взаимодействия технико-технологического развития экономической сферы общества и социокультурной среды, а также рассмотреть суть технологических революций и связанных с ними социальных изменений.
Методы исследования
Методологическая стратегия исследования строится с применением системного подхода, с использованием принципов диалектики и идей современной аксиологии на базе социально-философской рефлексии. Исследование осуществлялось на основе исторического и логического методов, логических выводов путем анализа, синтеза, аналогии и обобщения.
Технико-технологическое развитие, экономическая сфера общества и социокультурная среда
Если рассматривать вопрос о ценностных основаниях и социальных ориентирах технико-технологического развития, то на первый план выходит взаимосвязь техники, технологии и экономической сферы общества. Потребность в адаптации внешней природной среды для обеспечения жизнедеятельности человеческих сообществ и стимулировала использование технических средств и поиск новых технологий. В экономическом аспекте техника связана именно с переменами, а разработка технологий в современном обществе всегда ориентирована на внедрение инноваций. Практически всегда, на всем протяжении исторического развития, человечество устремлено в будущее и, безусловно, главная идея технико-технического развития связана с постоянным совершенствованием технологий и технических средств [6]. Безусловно, двигателем развития техники и технологии является экономическая эффективность их применения и плодотворность их использования в аспекте повышения адаптационного потенциала существования социальных сообществ во внешней природной среде.
При этом техника развивается, технологии развиваются, общество в целом развивается вместе с элементами экономической сферы, а культура в своем развитии не так динамична, является более ригидной, так как ее истоки связаны с традициями. В социально-аксиологическом измерении культурные традиции более устойчивы, чем ценности экономического и технологического характера, ориентированные на инновации [1]. Данная закономерность работает в рамках любой социальной системы. Можно активно внедрять и применять различные технологии и технические средства, пытаться переформатировать социальную жизнь, но культура всегда выступает в роли ограничителя этого процесса, она фреймирует применение результатов технико-технологического развития.
Так, например, автор был свидетелем того, что внедрение четверть века назад в южных регионах России кредитных банковских карт Сбербанка было сопряжено с определенными трудностями социокультурного характера, чему имеются многочисленные свидетельства. Как и практически любые инновации и реформы, проводимые «сверху», они первоначально затронули государственных и муниципальных чиновников, которые не использовали банковские карты, а просто хранили. Особенно передовые госслужащие, чтобы показать лояльность проводимым реформам, «украшали» банковскими картами свои кабинеты, помещая их в рамки под стекло, тем самым демонстрируя их наличие. Заметим, что если четверть века назад банковские карты были «в диковинку» (несмотря на многочисленность банков) и россияне предпочитали использовать наличные деньги, то сегодня различными технологиями банковского обслуживания охвачено практически все взрослое население страны. Таким образом, в социокультурной среде произошел заметный сдвиг, и сейчас видно совершенно другую ситуацию с использованием банковских технологий и карт в России.
Кроме того, ценности технического развития связаны прежде всего с установкой на совершенствование социальных отношений. Если в обществе существует ориентация на поддержание определенного устойчивого архаичного порядка, то, безусловно, ценности технического развития будут несущественны для большинства членов общества или же отдельных социальных общностей и групп, входящих в это сообщество. Иными словами, если техника и технологическое развитие имеют для социальных субъектов негативное ценностное значение, то есть значительная часть общества представляет, что процесс развития техники несет в себе деструктивный потенциал для общества, то в этом случае возникает некая социальная конвенция, интегральное общественное мнение относительно того, что техника представляет собой отрицательную ценность, нежелательную для общества.
В данной связи можно вспомнить такую страну, как США, она очень разнообразна, и кроме больших городов, таких как Нью-Йорк и Лос-Анджелес, ориентированных на инновационное развитие, там также существует сельская глубинка, где население консервативно и востребует традиции. В этом плане интерес вызывает такая христианская деноминация, как амиши (амониты), являющаяся одной из ветвей анапбаптизма и евангелизма, происходящего от возникшего в XVI веке
в Швейцарии религиозного братства. Особенность их религиозного мировоззрения заключается в буквальном понимании Библии и связанной с этим строгой ориентацией на поддержание традиций простоты жизнедеятельности. Женщины и мужчины ходят в повседневной традиционной одежде, подобной той, которую носили их предки 200 лет назад. Амиши практически не пользуются техникой и современными технологиями, особенно сторонясь электроприборов и электричества [10]. И категорически сторонятся использования современных инфо-коммуникационных технологий, электронных средств массовой информации и телевидения, что, очевидно, является вынужденной мерой для сохранения их первоначальной духовной традиции. В основном амиши занимаются сельским хозяйством, используя в качестве тягловой силы лошадей. У представителей рассматриваемого религиозного сообщества в мировоззренческом плане существует установка на неиспользование техники, потому что считается, что техника и большинство современных технологий имеют негативный контекст. Но есть и исключения, например, использование пестицидов и химических удобрений. Все же иногда амиши идут на технологические компромиссы, например, используя мотокультиваторы или газонокосилки с бензиновыми двигателями, но перемещение их осуществляется лошадьми или людьми. И хотя амиши имеют определенный достаток от фермерской деятельности и в принципе могут купить автомобили, пользоваться мобильной связью и смотреть телевидение, они себя ограничили в этом в свете своих религиозных установок. Данный пример иллюстрирует то, что традиционные религиозные установки влияют не только на ориентиры в экономической жизни, но и на применение техники, технических средств и технологий в социокультурной среде.
На примере сообщества амишей становится очевидным, что развитие техники и технологий и особенно их применение не только является вопросом социально-экономическим, но и всегда несет определенные смыслы и имеет определенные ценностные ориентиры, сопряженные с позитивизацией или негативацией технико-технологического развития в общественной жизни. Иначе говоря, с развитием общества бурно развивается и его экономическая сфера, но культура, культурные институты и традиции более устойчивы в рамках социальной системы, чем развивавшиеся под воздействием технологических инноваций экономические институты. В обществе могут применяться различные
технологии и технические средства, но культура может накладывать определенные ограничения на данные процессы, ограничивая широту использования технологий или вовсе запрещая их применение.
Технологические революции и социальные изменения
Картина повсеместного влияния технико-технологического развития на социокультурную среду была бы неполной, если бы под данным развитием понимали бы только техническое оборудование и аппаратное обеспечение. Культурная среда человеческих сообществ определяет (и определяется!) также формой и содержанием технологического развития. Именно технологии играют важную роль в жизни людей и формируют взгляд на мир и отношения; активно создают новые потребности и ценности, стимулируют дальнейшее технологическое развитие. Чем больше используются технологии, тем активнее происходит процесс технико-технологического развития. Смыслы технического развития связаны с тем, чтобы усовершенствовать не только саму общественную систему и экономику, но и оптимизировать коммуникацию между людьми. Этот момент мы должны осознавать и четко, и последовательно. Но значит, если мы говорим об ускорении социального развития, которое происходит сейчас, то мы, безусловно, должны понимать, что технологии в своем развитии также ускорились. Если раньше технические средства совершенствовались в течение жизни нескольких поколений, то сейчас техника меняется очень быстро: в течение жизни одного современного поколения произошли как минимум две технологических революции — третья и четвертая. Вполне очевидно, что если под технологическими революциями понимать глубокие трансформации технологических способов в процессе производства и сопутствующие модификации перераспределения базовых технологических форм и производительных сил в системе «человек — техника», то становится очевидным, что начиная с середины XX века произошли две промышленных технологических революции (кроме того, выделяют также аграрные технологические революции).
Промышленная технологическая революция, известная как «третья» произошла в 60-е годы ХХ века. Заметим, что первая промышленная технологическая революция произошла в XVIII веке и связана с эксплуатацией станков на заводском и фабричном производстве, тогда как вторая промышленная технологическая революция была ориентирована на использование новых источников энергии и материалов
с сопутствующим активным развитием металлургической и химической промышленности. Третья технологическая революция была связана с появлением и началом применения электронно-вычислительных машин (ЭВМ) благодаря технологии создания полупроводниковых устройств, приборов и особенно больших интегральных схем [8]. Уже в 60-90-е годы ХХ века промышленное производство было практически немыслимо без применения ЭВМ. Широко ЭВМ внедрялись в сельском хозяйстве и в различных сферах экономики, а также в области государственного и муниципального управления. Но особенно сильно ЭВМ изменили структуру коммуникации между людьми благодаря созданию всемирной глобальной паутины, в связи с чем третью промышленную технологическую революцию называют «информационной» [9].
Развитие информационных и инфокоммуникационных технологий в совокупности с усовершенствованием средств отображения, обработки и хранения информации создали условия для четвертой промышленной технологической революции, визитной карточкой которой стала цифровизация. Технологии применения и хранения больших массивов данных (Big data) буквально за последние десять лет не только изменили принципы экономического развития, но и затронули практически все сферы жизнедеятельности человека, включая сферу коммуникации [3]. Однако нужно понимать, что обычная механическая техника, технические средства никуда не исчезают. Безусловно, они совершенствуются, и их развитие (в совокупности с процессами цифровизации) изменяет структуру современного производства. В идеале современное производство должно быть максимально роботизировано, в связи с чем возникает такая потенциальная проблема, как безработица. Очевидно, что через определенный период времени машины будут заменять человека во многих областях, при этом машины будут самосовершенствоваться. В результате промышленных технологических революций усиливаются социальные трансформации, являющиеся результатом внедрения в жизнь ценностных ориентиров, сформированных в рамках современной тех-нонаучной культуры и технико-технологического развития.
Заключение
Ценностные ориентиры технико-технологического развития, безусловно, связаны с установками техногенной цивилизации и проявляют себя как ориентация на демократию и рационализм. Сама по себе тех-
ника не является самодостаточным основанием социальных перемен. Для того чтобы в обществе происходили изменения, нужно активное взаимодействие техники и технологий с другими феноменами из различных социальных сфер. Это взаимодействие осуществляется через определенные ценностные ориентиры, включая ценности экономические, политические и социокультурные. Современные техника и технология связаны с ценностными ориентациями на применение инноваций, на расширенное совершенствование жизни человека и человеческого сообщества. Технологии проявляют себя в определенной социальной среде. Если среда ориентирована на неприменение техники, на традиции, то новые техника и технологии рассматриваются в обществе или отдельными социальными группами как зло. Если же общество ориентировано на активное применение техники, то техника рассматривается как позитивный социальный феномен и, возможно, даже как путь освобождения человека от каких-то ненужных рутинных действий. В связи с этим в современном обществе растет понимание того, что техника всегда имеет и негативные, и позитивные коннотации, то есть любая техника, любая технология практически всегда приносят в общество и что-то позитивное и что-то негативное как, в принципе, любые другие социальные феномены.
Литература
1. Аргамакова А. А. Прикладное социогуманитарное знание, социальные технологии и инженерия // Epistemology & Philosophy of Science. 2015. Т. 46. № 4. С. 70-84.
2. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6-27.
3. Колин К. К. Технология как наука: социальные критерии эффективности новых технологий // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2020. Т. 16, № 1 (46). С. 39-48.
4. Пелевин С. И. Особенности и риски реализации социальных технологий Модерна // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 3. С. 18-29.
5. Пелевин С. И. Развитие технологий в процессе перехода от традиционного общества к обществу Модерна: философский анализ // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 3. С. 155-160.
6. Розин В. М. Технология как вызов времени (изучение, понятие и типы технологий) // Philosophy and Cosmology. 2017. Т. 19. С. 133-142.
7. Baklanov I., Rodionova V., Ivashova V., et al. Social Trends for Increasing Satisfaction with the Educational Services of a Modern University // Quality — Access to Success. 2020. Vol. 21, No. 179. P. 88-90.
8. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting.
N.Y.: Basic Books, 1973. 616 p.
9. Floridi L. The Philosophy of Information. Oxford: Oxford University Press, 2011. 426 p.
10. MarshallR. M. New York Amish: Life in the Plain Communities of the Empire State by Karen M. Johnson-Weiner (review) // Utopian Studies. 2017. Vol. 28, No. 1. P. 198-202.
11. Pelevin S. I., TaubaevB. D., BaklanovI. S. Problem of Technogenic Society Dynamics under the Conditions of Contemporaneity // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9, No. 11. P. 2437-2443.
12. Stepin V. S. Traditional and Technogenic Civilizations // Russian Studies in Philosophy. 2015. Vol. 53, No. 2. P. 159-167.
VALUE GUIDELINES OF TECHNOLOGICAL AND TECHNICAL DEVELOPMENT OF SOCIETY
The article deals with the problem of the axiological influence of the development of technical means and technologies on the dynamics of the social system. The purpose of the work is to reveal the basic meanings of technological and technical development, its guidelines, and its values. The explicit factors of the value impact of technology on social development were considered and latent value orientations and meanings of technological and technical development were explicated. The work uses a systematic approach using the principles of dialectics and the ideas of modern axiology based on socio-philosophical reflection. The main contradictions of social development under the influence of the development of technologies and technical means are analyzed. The article notes that the active use of technology has created the preconditions for the emergence of modern society. With the development of society, its economic sphere develops, but culture, cultural institutions, and traditions are more stable within the social system than economic institutions that developed under the influence of technological innovation. That is, culture can frame the process of technical and technological development, limiting the breadth of use of technologies or even prohibiting their use. At the same time, the development of information and info-communication technologies, together with the improvement of means of displaying, processing, and storing information, created conditions for the fourth industrial-technological revolution, the hallmark of which was digitalization. The technology of using and storing large amounts of data (bid data) for the past ten years has changed not only the principles of economic development but also affected almost all spheres of human life, including the sphere of communication.
Keywords: social development, social changes, technology, technics, tech-
nogenic civilization, industrial technological revolutions, values and guidelines
for technological development.
References
• Argamakova A. A. Prikladnoe sociogumanitarnoe znanie, social'nye tekhnologii i inzheneriya // Epistemology & Philosophy of Science. 2015. T. 46, № 4. S. 70-84. [In Rus].
• Baklanov I., Rodionova V., Ivashova V., et al. Social Trends for Increasing Satisfaction with the Educational Services of a Modern University // Quality — Access to Success. 2020. Vol. 21, No. 179. P. 88-90.
• Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N.Y.: Basic Books, 1973. 616 p.
• Floridi L. The Philosophy of Information. Oxford: Oxford University Press, 2011. 426 p.
• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sistemnye transformacii v sfere obrazovaniya v usloviyah vne-dreniya cifrovyh tekhnologij // Cennosti i smysly. 2020. № 5 (69). S. 6-27. [In Rus].
• Kolin K. K. Tekhnologiya kak nauka: social'nye kriterii effektivnosti novyh tekhnologij // Ustojchivoe innovacionnoe razvitie: proektirovanie i upravlenie. 2020. T. 16, № 1 (46). S. 39-48. [In Rus].
• Marshall R. M. New York Amish: Life in the Plain Communities of the Empire State by Karen M. Johnson-Weiner (review) // Utopian Studies. 2017. Vol. 28, No. 1. P. 198-202.
• Pelevin S. I. Osobennosti i riski realizacii social'nyh tekhnologij Moderna // Gumanitarnye i social'nye nauki. 2020. № 3. S. 18-29. [In Rus].
• Pelevin S. I. Razvitie tekhnologij v processe perekhoda ot tradicionnogo obshchestva k obshchestvu Moderna: filosofskij analiz // Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovani-ya regionov. 2020. № 3. S. 155-160. [In Rus].
• Pelevin S. I., Taubaev B. D., Baklanov I. S. Problem of Technogenic Society Dynamics under the Conditions of Sontemporaneity // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9, No. 11. P. 2437-2443.
• Rozin V. M. Tekhnologiya kak vyzov vremeni (izuchenie, ponyatie i tipy tekhnologij) // Philosophy and Cosmology. 2017. T. 19. S. 133-142. [In Rus].
• Stepin V. S. Traditional and Technogenic Civilizations // Russian Studies in Philosophy. 2015. Vol. 53, No. 2. P. 159-167.