Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы'

Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЯ ВЫБОРА / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостенина Валентина Ивановна, Лупенкова Екатерина Юрьевна

В статье анализируются проблемы реформирования российского высшего профессионального образования в современном российском обществе. Авторы рассматривают управление аксиологией выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гостенина Валентина Ивановна, Лупенкова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы»

УДК 316.74:378

ГОСТЕНИНА В.И., Ценностные ориентиры и ЛУПЕНКОВА Е.Ю. социальные факторы

реформирования российской высшей школы

В статье анализируются проблемы реформирования российского высшего профессионального образования в современном российском обществе. Авторы рассматривают управление аксиологией выбора.

Ключевые слова: институт образования, высшее профессиональное образование, аксиология выбора, социальные риски, социальная стратификация.

Реформирование российской высшей школы во многом обусловлено жизненными ориентирами населения. Необходимость изменения обществом моделей образования происходит из рассогласования ценности образования, как она представляется каждым отдельным человеком и существующей реальной системой. Кроме того, важность образования в повседневной жизни обусловлена профессиональной мобильностью, достижением не только профессионального, но и социального статуса, обеспечивающего высокое качество жизни. Фундаментальные социологические категории, такие как социализация, социальный опыт и ценности, профессиональная мобильность, социальная стратификация, имеют практическое значение при выборе модели образования. Поэтому анализ реформы образования начинается с функций данных социологических категорий в обществе, которые рассматриваются в социологической науке рядом зарубежных и отечественных ученых, в том числе Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, П. А. Сорокиным, Т.И. Заславской, В.А. Ядовым, В.Я. Нечаевым.

В данной статье коснемся социального значения образования, которое сформулировано Э. Дюркгеймом: «Образование - методично организованная социализация»1. Таким образом, образование -это подготовка человека к самостоятельной жизни. Процесс социализации подразумевает запечатление в памяти социаль-

ного опыта, главной опорой в расширении объема которой служат не только свойства организма, но и развитие предметной деятельности, языка как социально-знакового кода трансляции этого опыта, памяти как свойства психики, которое обращено к культурным и социальным образцам общества. Таким образом, основная линия природной и социальной модернизации обучения - развитие механизмов наследования, способности запечатлевать в памяти и воспроизводить оптимальные социальные связи, поддерживать преемственность социального опыта, который институционализирует система образования.

Следует отметить, что современное реформирование высшего профессионального образования продиктовано социальной эволюцией. В обществе прерывистой социокультурной динамики образование соотнесено с дискретностью потоков знаний и информации, образов и знаков, их мобильностью. Данные характеристики определяют реформацию образования как системы, в которой процесс обучения реализуется в коммуникативных связях. В таком контексте университетское образование выступает знаковой субстанцией, отражающей реальное коммуникативное состояние общества.

Динамика стабильного общества обязывает характеризовать образование категориями постоянства, незыблемости социального статуса, минимальной социальной мобильностью, традиционной аксиологией.

Система образования с позиций данной динамики, с одной стороны, утверждает устойчивость существующего социального порядка, обеспечивает системный контроль и составляет основу обучения профессии, подтвержденной опытом поколений, с другой - транслирует социальные требования общества к системе образования, обеспечивая воспроизводство социальной структуры на основе существующей социальной стратификации. Отвечая на вопрос, соответствует ли позиционирование субъектов социальной деятельности их способностям, система образования детерминирует социальную стратификацию.

Социальная стратификация находит выражение в наличии низших и высших слоев, социальных страт, групп. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, в отражении отношения субъектов к экономическим ресурсам и владению материальными благами, властью и влиянием отдельных индивидов на членов того или иного сообщества. Кроме того, каждое общество является политически дифференцированным. Назовем еще один интересующий нас принцип социальной стратификации - профессиональный.

Профессиональная стратификация воспроизводится институтом образования и соответствует требованиям того или иного периода исторического развития, но вместе с тем имеет константную и универсальную основу, которая зависит от запросов общества на профессиональные классы.

Исследование социальных аспектов реформирования образования в историческом контексте позволяет выделить два порядка факторов.

Факторы первого порядка направлены на выработку системой образования эффективных каналов передачи социально-профессиональных знаний на основе профессионально-именного способа фрагментации и трансляции опыта, при котором наследуемая профессия обеспечивала стабильную форму сохранения знания в преемственности поколений. Однако в современном обществе у этого образовательного кода возникли существенные трудности, в частности восприятие инноваций в динамичной, мобильной среде. На смену профессионально-именному принципу обучения прихо-

дит универсально-понятийный социокод. Универсальные понятия замещают имена профессий, почерпнутые из структур универсальной текстовой деятельности. Таким образом, опыт и его структура как социальный код, сформированные многими поколениями, с одной стороны, сохраняют эмпирическую и эмоциональную доступности для любого «Я» и для любого обобщенного «Другого» (реципиента и коммуникатора), с другой - доступность опыта в универсально-социальном коде формирует адекватное восприятие реальности конкретным субъектом. Так происходит формирование личностно-имен-ного кода познания.

Вполне можно согласиться с исследователем в области социологии образования В.Я. Нечаевым, утверждавшим, что в процессе образования происходит овладение со-циокоммуникативным кодом2. «В упрощенном виде задача образования состоит в том, чтобы научить человека принимать сообщения (фрагментировать опыт), выполняя функцию реципиента, но для этого следует научиться передавать сообщения (кодировать их), выполняя функцию коммуникатора. Вместе с тем недостаточно раскодировать сообщение - для его распознавания необходим контекст, встроенный в структуры общения. Однако для усвоения информации следует внешней, знаковой конструкции придать субъектный смысл, который воспринимается как норма, которая в процессе самоидентификации субъектом фрагмента опыта проследует от нормы к обобщенной и значимой реальности, передаваемой через коммуникацию». Знаковая конструкция коммуникации преобразуется в ценность, становится регулятором усвоения опыта.

Проблема освоения социального опыта соотносится с современными коммуникативными технологиями, прежде всего необходимостью его фрагментирова-ния и дозирования таким образом, чтобы объем информации не превысил объема памяти конкретного индивида. Это должны быть дискретные единицы, емко и надежно хранящие опыт и доступные для выявления и декодирования. Кроме того, у транслируемого фрагмента опыта должен быть конкретный социальный адресант и адресат, иначе его социальное значение утрачивается, реальный потенциал опыта преобразуется в инертный.

Таковы социальные факторы первого порядка реформирования университетского образования3.

Российская современность социального риска диктует собственные требования к системе образования, отражая характер и темпы формирования социальных ценностей. Динамика ценностей - эффективный способ выявления и изучения проблем образования. Вместе с известными российскими учеными (В.П. Тугаринов, В.А. Ядов) отнесем ценности к фундаментальной социологической категории, поскольку именно ценности определяют специфику восприятия индивидом окружающей действительности. Ценности большинства членов общества составляют основу его целостности.

М. Вебер, изучая феномен ценностей в рамках концепции социального действия, анализирует их функционирование наряду с целями, аффектами и традициями, относит ценности к основным мотивам человеческой деятельности. Характеризуя идеальный тип ценностно-рационального социального действия, М. Вебер определяет его как основанный «на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового». Идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления, способствуя внесению целесообразности в мышление и поведение людей, организуя их общественную жизнь. Речь идет прежде всего о формировании сознательных установок субъекта на ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и деятельности4. Эта трактовка ценностей имеет большое значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и вида профессиональной деятельности. Т. Пар-сонс, разделяя идею М. Вебера о смысловом характере и ценностной обусловленности социального действия, приходит к выводу, что понимание людьми друг друга возможно лишь на основе общих ценностей, рассматривает ценности как высшие принципы организации социальных систем, которые выполняют функцию интеграции, поддержания социального порядка и контроля. Система ценностей од-

новременно интегрирует и дифференцирует людей, способствуя возникновению социальных классов, слоев, этнических групп, наций и народов. Она формирует «коллективный портрет» любой из этих общностей, обусловливает их своеобразие, отличие друг от друга.

Таким образом, запросы общества на определенные ценностные ориентиры классов профессий, которые составляют верхние социальные страты, - второй ряд факторов, определяющих социальный фон реформирования университетского образования.

В любом обществе есть много людей, стремящихся в верхние слои, но трудно определить, есть ли у человека та или иная способность, обеспечивающая продвижение и положение в общественной элите. Проявляется ли она у него в большей степени, чем у другого, и какими талантами обладает каждый человек вообще?

Ответить на этот вопрос помогает анализ аксиологических ориентиров населения Брянской области по результатам Всероссийского социологического опроса (исследование «Мнения о прошлом, настоящем и будущем России» социологического Центра РАГС (9-16 ноября 2007 г.), в котором авторы статьи принимали участие. Опрос зафиксировал не только состояние и ценностные установки выбора, рейтинговые параметры конъюнктуры выбора как основы прогноза поведения личности, но и мотивы действия5.

Согласно результатам исследования, на территории Брянской области из 100% обследуемых респондентов 15% составили студенты. Анкета построена таким об-разом,что позволяет выявить интересы индивидов и групп, отличие мотивов выбора определенной группы от других, внешних по отношению к ней сообществ. Именно с помощью данной методики, с одной стороны, происходит дифференциация респондентов, с другой - такой подход усиливает сплачивающую функцию группы.

Дифференцирующую роль в названной анкете играет вопрос «Если говорить о патриотизме, что следует иметь в виду?» (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было бы выбрать несколько вариантов). Дифференциация респондентов по результатам вопроса о патриотизме представлена в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Дифференциация респондентов по результатам вопроса о патриотизме (в %)

Ответы респондентов на вопрос этой же анкеты «Считаете ли Вы себя патриотом России?» позволяют представить группы интересов респондентов на основе партикуля-ристских ценностей. «По Вашему мнению, во имя чего окружающие Вас люди готовы терпеть страдания, жертвовать собой?» (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов). Дифференциация респондентов по результатам данного вопроса представлена в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Дифференциация респондентов по результатам вопроса о самопожертвовании (в %)

Отсюда мы видим, что основное содержание ценностных ориентаций студентов заключается в сохранении жизни и здоровья как высших жизненных ценностей, в первостепенности семьи. Существует прямая зависимость ценностных ориентаций студенчества, формируемых в процессе профессионального обучения, с перспективами формирования моделей поведения, хотя в рамках университетского образования слабо формируются общегуманные ценностные ориентиры.

Анализ основных тестирующих институтов способностей человека приводит выдающегося социолога современности П.А. Сорокина к проблемам семьи, школы, церкви, профессиональным организациям как фундаменту социальной селекции. Состояние данных социальных институтов следует отнести ко второй группе факторов реформирования университетского образования, т.е. реформирование высшей школы обозначено социальной дифференциацией, происходящей в обществе, которая коррелиро-вана с социальной стратификацией.

В связи с этим интерес представляют результаты социологического исследования, проведенного группой аспирантов Брянского государственного университета совместно с областными органами статистики в период с 2005 по 2008 год, о влиянии качества жизни на расслоение населения области6.

Анализ массива статистических данных за период с 1990 по 2005 год подтвердил устойчивый тренд увеличения среднемесячной начисленной заработной платы на одного работника. Особенно показателен для большинства районов период с 2000 по 2005 год. В г. Брянске увеличение этого показателя за указанный период произошло в несколько раз. Самый высокий рост приходится на следующие районы: Стародубский - в 5,27 раза (от 701,8 руб. в 2000 году до 3699, 6 руб. в 2005); Новозыбковский - в 4,9; Клинцовский - в 4,82. Подобные тенденции отмечены более чем в половине районов области. Происходит и относи-

тельный рост качества жизни. Тем не менее более четверти населения области еще живет за чертой бедности. Остается достаточно высокой дифференциация населения по уровню доходов, структура питания далека от медицинских стандартов, серьезное негативное влияние на демографическую ситуацию и здоровье людей продолжает оказывать чернобыльская катастрофа.

В целом можно сделать вывод, что происходит определенное улучшение качества жизни населения Брянской области. В ходе исследования было выяснено, что на этом фоне особое значение приобретает отношение населения к созданию комфортных условий проживания и предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

Поэтому кластер социологического исследования включал анализ качества жизни населения через отношение населения к названным проблемам.

Инструментом локального исследования определены не только ежегодные статистические отчеты, а также данные, составленные на основе группового анкетирования. Социологическое исследование включало в себя два этапа: первый - занимал период с января по декабрь 2005 года. Работа проводилась после выхода Постановления администрации Брянской области от 28 октября 2004 г. № 528 о Программе повышения качества жизни населения Брянской области. Анализ основан на пилотажных опросах населения, анализе публикаций, статей районных средств массовой информации и блиц - интервью с руководителями, с которыми сталкиваются жители. Анкетный лист по оценке качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями различных форм собственности, интересен для нас с позиций зависимости оценки услуг респондентами от уровня образования.

Второй этап исследования - январь-август 2006 года включал выборочное анкетирование жителей области ^ = 420, 100%). Выборка квотная, районированная, с заданными возрастными параметрами,

а также параметрами занятости и образования. Выборка репрезентативна.

Анкета включала два блока вопросов. На основе ответов на первый блок создан социальный портрет респондента - жителя Брянской области (4: 386-387).

Соотношение мужчин и женщин представлено как 1:1,4. Гендерный состав респондентов представлен женской доминантой - 245 участников опроса или 58,3%, мужчины составляют соответственно 41,7%, или 175 человек.

Состав респондентов диверсифицирован по образовательным категориям: из 175 респондентов мужчин, имеющих высшее образование, - 40 человек, или 9,5% от общего количества; из 245 женщин - 60 с высшим образованием, или 14,2%; 10% мужчин имеют начальное профессиональное, которое чаще всего встречается среди мужской части респондентов, среди женщин самое распространенное образование - среднее профессиональное - 28,3%.

Самые распространенные виды деятельности: работник бюджетной сферы -134 человека, наемный работник внебюджетной сферы - 128 человек, самозанятых и работающих в малом и среднем бизнесе - 1,3% от общего числа респондентов, пенсионеров - 97 человек.

Социальный портрет респондентов квалифицировал участника опроса как человека среднего возраста, самый распространенный уровень образования которого - среднее профессиональное, основная сфера занятости - бюджетная.

Ответы респондентов на второй блок вопросов анкеты отражают отношение к предприятиям различных форм собственности, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

Сравнительный анализ ответов респондентов позволяет заключить, что наибольшим доверием у участников опроса пользуются предприятия государственной формы собственности: очень хорошее и хорошее отношение к предприятиям этой формы собственности высказали 66,4%; второе место по степени доверия занимает муниципальная

собственность- 38,1%. Обоснованность наивысшей оценки респонденты связывают с приемлемостью цен. 66,7% респондентов считают их удовлетворительными в государственных жилищно-коммунальных предприятиях, 50% - в муниципальных, 27,3 % - на предприятиях смешанной формы собственности, лишь 19,4% респондентов удовлетворены ценами на услуги в частных предприятиях и фирмах.

Представленные данные позволяют сделать следующие выводы:

■/ Конкретные социологические исследования качества жизни населения Брянской области показали, что мен-тальность и ценностные ориентиры широких слоев населения области незначительно изменились за период проведения реформ, решение повседневных забот население по-прежнему связывает с государственными структурами. Таким образом, институциональные рыночные преобразования не коснулись традиционно доверительного отношения населения к государственной собственности. Это позволяет фиксировать высокий уровень доверия населения и к образовательным учреждениям государственной формы собственности. Так, по результатам данного исследования, доверие к предприятиям государственной собственности высказали 66,4% респондентов.

Уровень развития информационного-коммуникативного пространства образования в области определяет распространенное образование населения - среднее профессиональное. Существующую динамику образования вполне можем охарактеризовать категориями стабильного общества, которая во многом направлена на сохранение минимальной профессиональной мобильности и существующего статуса основной массы населения.

■/ Устоявшиеся виды профессиональной мобильности и статусные барьеры препятствуют трансформации модели специалитета высшей школы в прерывистую социокультурную динамику

СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ

обучения, основанную на двух уровнях (бакалавриат и магистратура), интенсивной социальной мобильности, знаковых коммуникативных технологиях, повышении престижности университетского образования.

Социальные факторы реформирования университетского образования обозначены социальными запросами общества к формированию элиты общества, которое в рамках системы образования области подчинено традиционным ценностям. Все большее значение приобретает профессиональная стратификация, продвижение по каналам мобильности с целью достижения значительного профессионального, а значит, и социального статуса, обеспечивающего высокое качество жизни. Место инновационной ниши в структуре образовательного пространства сохраняется в незначительных размерах.

1 Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. С.123.

2 Добреньков В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 46-64.

3 Гостенина В.И. Социально-экономические факторы реформирования российского университетского образования // Международная научно-практическая конференция «Социокультурные проблемы подготовки современного педагога». Брянск, 2008. С. 166-172.

4 Лупенкова Е. Ю. Ценностные ориентации студентов в формирующихся моделях электорального поведения // Социокультурные проблемы подготовки современного педагога. Материалы Международной научно-практической конференции 20-21 ноября. Брянск: РИО БГУ, 2008. С.196-198.

5 Материалы социологического исследования «Мнения о прошлом, настоящем и будущем России». М.: РАГС, 2007. С. 6-38.

6 Гостенина В.И. Рационализация муниципального управления на фоне качества жизни населения Брянской области // Первые Всероссийские социологические чтения. Орел, 2009. С. 34-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.