Научная статья на тему 'Ценностные ориентации Уральской молодежи в сфере образования'

Ценностные ориентации Уральской молодежи в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации Уральской молодежи в сфере образования»

112

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

12. Психолопя особистосп: Словник-довщник / За редакщею П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001. - 320 с.

13. Худякова Н.Л. Курс лекций: Аксиологические основы поведения [Электронний ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-213572.html.

14. Яницкий М.С. Основные механизмы и факторы развития системы ценностных ориентации личности - Ценностные ориентации личности как динамическая система [Электронный ресурс] / М.С. Яницкий. - Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o070_page_15.html.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УРАЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ1

© Пикулева Ю.Б.*

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Статья представляет результаты социологического опроса, проведенного среди студентов Уральского федерального университета и отражающего систему устремлений современной молодежи, живущей в провинциальном российском городе. В центре описания - ценностные ориентации молодежи в сфере образования. Как ценностные феномены описаны первое и второе высшее образование, получение знаний, имеющих практическую значимость, изучение иностранного языка, чтение.

Ключевые слова образование, ценности, высшее образование, знания, иностранный язык, чтение, социологический опрос.

Изучение ценностных ориентаций современной молодежи продолжает оставаться важнейшим направлением социологических исследований. Подобные работы позволяют выявить специфику процессов социализации учащейся молодежи в начале XXI века, описать процесс присвоения ею традиционных и новых ценностей. Прогностический потенциал таких исследований позволяет осознать шкалу ценностных приоритетов, типичных для

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант 15-04-00239а «Национальные базовые ценности и их отражение в коммуникативном пространстве провинциального города: традиции и динамика»), а также ППК УрФУ (научная группа «Лаборатория коммуникативной филологии»).

* Доцент кафедры Риторики и стилистики русского языка, кандидат филологических наук, доцент.

Ценностные ориентации современной молодежи

113

представителей данной социальной группы мотивы, определяющих стратегию жизненного выбора.

В 2014-2015 годах кафедрой риторики и стилистики русского языка Уральского федерального университета был проведен масштабный социологический опрос, который позволил описать базовые концепты современного молодого человека - жителя крупного, но все же провинциального российского города. В рамках анкетирования перед студентами, помимо закрытых вопросов, выявляющих ценностные предпочтения молодежи на базе оценки имен базовых концептов русского национального сознания, был поставлен и один открытый вопрос: «К чему вы стремитесь в ближайшем будущем?». Глагол стремиться, использованный в значении ‘испытывать стремление, настойчиво добиваться чего-нибудь’ [Лопатин, Лопатина, 1997: 681], указывает на волевую составляющую вопроса: для составителей анкеты важно было узнать, что мотивирует молодежь на активную деятельность. Планы молодых людей, как нам представляется, отражают конкретизированные жизненные установки и базовые ценности.

В ответе на поставленный вопрос студенты могли перечислить до 10 разных жизненных планов. Была обработана 641 анкета, в которых обнаружилось 4522 ответа. Они были подвергнуты обработке по методике ключевых слов. В результате было выявлено 642 ответа (14 % от общего числа ответов), в которых молодые люди озвучили планы, связанные с образованием, повышением собственного интеллектуального или профессионального уровня. Подобные ответы содержались практически в каждой анкете. Именно эти ответы стали материалом данной статьи.

Чаще всего студенты озвучивали мысль о том, что они стремятся получить высшее образование. Подобная установка выявлена в 280 из 642 ответов (43,6 %). Отмечается высокая стереотипизация подобных ответов, проявляющаяся в большом количестве однотипных формулировок: образование, высшее образование, получение высшего образования, получить высшее образование, окончание университета, закончить / окончить вуз /университет / институт. Студентами УрФУ высшее образование осознается как социальная ценность, причем, скорее всего это «во многом следствие основных требований российских работодателей, предъявляемым ими к нанимаемым сотрудникам» [Заякина, 2008: 133]. Символом успешности в реализации планов по образованию становится диплом, необходимый для трудоустройства на престижную работу. При этом студенты стремятся не просто окончить вуз, а сделать это успешно, о чем свидетельствует конкретизация: красный диплом, диплом с отличием. Показательны также квалитативные определения, которые употребляют молодые люди при описании образования, к которому они стремятся: достойное (‘уважаемое’, ‘соответствующее представлению о хорошем’), качественное (‘лучшее, высокое по качеству’), престижное (‘обеспечивающее авторитет, уважение, престиж’).

114

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В сознании студента на основе общественного и личного мнения формируется образ «ценного образования, которое соответствует эталону его качества» [Сериков, Сериков, 2008: 14]. Особую привлекательность такому образованию придает его полезность. Образование должно удовлетворять не только познавательный интерес человека, но потребность в самореализации в такой сфере, которая маркируется как значимая членами данного общества. Очевидно, что российские студенты, которые, как правило, поступают в вузы сразу же после окончания школы, не всегда сознательно делают выбор специальности: общественная мода, давление родителей нередко приводят к тому, что молодые люди получают образование по специальности, которая их не привлекает. Нередко уже на первом курсе такие студенты говорят о том, что будут стремиться получить второе высшее образование: 27 ответов из 642 (4,2 %). Формирующаяся в российском обществе установка на непрерывное образование всю жизнь будет способствовать усилению таких настроений у студентов старших курсов. Однако следует отметить небольшое количество ответов, касающихся возможности самореализации в серьезной научной деятельности: 16 ответов из 642 (2,5 %). Научная работа в сознании студентов остается элитарным, не ориентированным на практику типом деятельности, причастность к которой требует серьезной интеллектуальной работы и определенного самоотречения, к которому большая часть учащейся молодежи пока не готова.

В 14,8 % случаев (95 из 642 ответов) студенты акцентировали внимание не на формальной статусной стороне образовательного процесса, выраженной в получении дипломов и сертификатов а говорили о повышении собственного интеллектуального уровня, стремлении к знаниям. Знания становятся для таких студентом источником «внутреннего роста, личностного духовного роста, активного саморазвития, самосовершенствования, интеллектуального развития, расширения». Причем важными оказываются как знания, связанные со специальностью, так и относящиеся к другим сферам жизни. Отход от советской идеологической установки на единственно верный образ жизни и узкую специализацию, свобода выбора в самореализации, появившаяся у представителей молодого поколения в XXI веке приводят к тому, что многие учащиеся осмысляют процесс саморазвития и возможность свободной самореализации как главные ценности нашего общества. Российский рынок образовательных услуг настолько широк, что может удовлетворить потребности в образовании как начинающего специалиста, так и состоявшегося в профессии человека. Виртуальная среда позволяет заниматься также и самообразованием.

13,5 % ответов содержали описание конкретных ближайших задач, к реализации которых стремится учащаяся молодежь: сдать сессию, сдать сессию без троек, сдать все задания и зачетную неделю, сдать ботанику, сдать общество, сдать долги, сделать несколько научных работ по органической

Ценностные ориентации современной молодежи

115

химии, выучить «Памятник», дописать работу о св. Августине и др. Подобные ответы демонстрируют другое понимание представления о том, что является «ближайшим будущим» человека и его целью на определенный отрезок времени. Все усилия таких студентов направлены на достижение узких прагматических задач, в рамках образовательного процесса они мыслят отдельными тактическими ходами, не осознавая значимость стратегического подхода к получению образования.

Среди значимых планов уральских студентов, как показывают результаты анкетирования, - изучение иностранных языков. На такой тип познавательной активности указывают 10,9 % ответов (70 из 642). Современные студенты хорошо осознают, что без знания иностранного языка в XXI веке не обойтись, причем школьный уровень преподавания иностранных языков их категорически не устраивает. Они пишут о своем желании выучить иностранный язык «до разговорного уровня, до свободного уровня», знать его «на хорошем уровне», «чтобы читать книги в оригинале», «сдать международный экзамен», «получить сертификат С2». Ответы студентов свидетельствуют о желании значительной части опрошенных изучить несколько иностранных языков (от 2 до 5), причем репертуар языков, представленная в анкетах, разнообразна: от традиционных для российских школ английского, немецкого, французского языков до испанского, итальянского, корейского, китайского, чешского, шведского, японского, сербского, арабского, украинского. «Язык и речь могут мыслиться ... студентами как аксиологическая категория, связующая ценностными основами речь и бытие» [Дерябина, 2010: 28]. Молодые люди, погруженные в жизнь российского общества, не отделенного «железным занавесом» от мира, стремятся к познанию этого мира через познание языка. Намерение стать полиглотами, характерное для студенческой молодежи, свидетельствует, с одной стороны, о желании выделиться из толпы, стать уникальным, с другой стороны - о желании быть причастным к огромному социальному и культурному контексту, который стоит за каждым языком. Если для объяснения с большинством иностранцев будет достаточно знания английского языка, то для познания определенной национальной культуры, нужно быть знакомым с соответствующим языком. «Взаимодействие различных компонентов культурно-развивающей среды создает своеобразный культурный социум, в котором личность самореализуется как субъект культуры» [Никитина, 2003: 197]. Таким образом, изучение иностранного языка становится актом культурно-развивающего образовательного процесса.

Ещё одна относительно большая группа ответов указывает на специфическое средство инкультурации, т.е. процесса приобщения человека к культуре [Горбухова, 2008: 115]. Она указывает на осознание студентами чтения и книг как ценности. Подобная точка зрения отражена в 37 ответах из 642

116

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

(5,76 %). Молодые люди указывают, что хотели бы «больше читать», «начать читать книги», «перечитать книги в домашней библиотеке», «прочитать все запланированное», «прочитать все литературные произведения, признанные лучшими», «прочитать 100 книг», «прочитать как можно больше книг, которые мне интересны», «быть начитанным человеком» и т.д. Внесение количественных характеристик (все, много, больше, 100 и др.), отражает стереотипное представление о том, что образованный человек должен читать много. Начитанность становится одной из ключевых характеристик образованного человека, приобщенного к практике книжного чтения [Гудова, 2014: 85]. В ценностной картине уральской молодежи особое место занимает классическая литература и Библия, знакомство с которыми считается обязательным. Особого упоминания удостаиваются такие авторы, как Ф.М. Достоевский, И.В. Гете, Э.М. Ремарк, в произведениях которых поднимаются сложные проблемы нравственного выбора. Размышление над проблемами философского характера - традиционная черта социокультурной идентичности российского читателя, и молодое поколение наследует эту традицию.

В заключение отметим, что образование осознается уральскими студентами как безусловная ценность социокультурного характера. Данные статистического анализа ценностных предпочтений выявил, что концепт «Знания» находится на 9 месте по степени значимости (93,4 % опрошенных указали на значимость для себя этого концепта) и стоит в одном ряду с такими эмоционально значимыми концептами, как «Свобода», «Честь», «Дружба», «Добро», «Счастье», «Самореализация», «Уважение».

Список литературы:

1. Горбухова М.Ю. Философско-образовательные аспекты формирования гуманитарной культуры при изучении иностранных языков // Философия образования. - 2008. - № 3. - С. 114-119.

2. Гудова М.Ю. Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 3 (39). - С. 82-88.

3. Дерябина Н.А. Онтология языка в повседневности: мотивация к изучению родного и иностранного языка // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. -Т 81, № 4. - С. 20-30.

4. Заякина О.А. Высшее образование как социальная ценность // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2008. - № 5. -С. 132-136.

5. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь: Около 35000 слов. - 4-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1997. - 832 с.

Ценностные ориентации современной молодежи

117

6. Никитина Г.И Условия организации учебно -познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка: культурологический подход // Вестник РУДН. Сер. Философия. - 2003. - № 2. -С. 193-198.

7. Сериков Г.Н., Сериков С.Г Качество образования как ценность // Вестник Южно-уральского государственного университета. - 2008. - № 29. -С. 14-33.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

© Шнуренко Т.И.*

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Старый Оскол

Статья посвящена важности формирования ценностных ориентаций молодежи в условиях напряженной геополитической обстановки в мире. Отмечается необходимость реализации опережающего образования с целью формирования системы духовной безопасности России.

Ключевые слова духовная безопасность, ценностные ориентации, деструкции и деформации национальных ценностей, интериоризация, механизм межпоколенной преемственности историко-культурных ценностей.

В условиях сложившейся геополитической и геокультурной обстановки в мире, особенно объявление России главной угрозой мировому сообществу, требуют переосмысления стратегии национальной безопасности.

Безопасность определяется как совокупность факторов обеспечивающих защищенность всех структур жизнеспособности народа. Ядром теории безопасности является духовная безопасность.

В настоящее время в политические процессы включены более тонкие политтехнологии «размировоззренивания» и «разкультивирования». Процесс «разкультивирования» предполагает негативный процесс обратного преобразования нации в толпу через деформацию ценностей. Лебон Г. в своей работе «Психология народов и масс» отмечал, что приобретение прочно слаженной коллективной души представляет собой для народа апогей его величия, а разложение этой души - час его падения [2].

Доцент кафедры Менеджмента, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.