Научная статья на тему 'Ценностные ориентации современных городских подростков'

Ценностные ориентации современных городских подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1307
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / РИСКИ / ADOLESCENTS / LIFE VALUES AND GOALS / GENDER DIFFERENCES / RISKS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Рослякова Светлана Васильевна

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций современных городских подростков. Выделена направленность на традиционные духовные ценности при высокой значимости материального благополучия и достатка. Отмечено совпадение ценностей и жизненных целей современных подростков, ориентация их на создание счастливой семьи, поиск верных друзей, получение хорошей профессии. Выявлены различия в ценностных ориентациях в зависимости в пола и риски достижения жизненных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Рослякова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations of modern urban adolescents

The article presents the results of the study of value orientations of the modern urban adolescents. The focus on traditional spiritual values with a high value of material well-being and wealth is highlighted. The coincidence of values and life goals of modern adolescents, their orientation towards creating a happy family, finding true friends, and getting a good profession are noted. The differences in value orientations depending on gender and the risks of achieving life goals are revealed.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации современных городских подростков»

соревновательными задачами (ориентирование на местности, нахождение КП, быстрое по времени прохождение дистанции и др.), рационально принимать решения исходя из ситуации - все это приходит с опытом.

Результаты изучения силы воли (по Обозову Н.Н) показали, что ни у кого из спортсменов не обнаружилось слабой «силы воли»; 60% опрашиваемых (в основном спортсмены 3, 2, 1 разрядов) обладают средней «силой волей»; 40% опрашиваемых (КМС, МС, ЗМС) -имеют большую «силу воли» (таблица 1).

Таблица 1 - Результат изучения «силы воли» спортсменов-ориентировщиков в зависимости от разряда____

Параметр Слабая «сила воли» Средняя «сила воли» Большая «сила воли»

Спортсмены-разрядники - 60% (спортсмены 3, 2, 1 разрядов) 40% (КМС, МС, ЗМС)

Результаты, полученные в ходе анкетирования, показали, что уровень «силы воли» ориентировщиков зависит от уровня спортивного разряда. Факт наличия большой «силы воли» у спортсменов с высокими разрядами (КМС, МС, ЗМС) обусловлен серьезной тренировочной подготовкой и огромным соревновательным опытом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты выявили соответствие степени спортивного мастерства и уровня сформированное™ волевых качеств спортсменов-ориентировщиков. Однако, далеко не у всех спортсменов высокого спортивного мастерства, могут быть сформированы одинаково хорошо такие качества как, например, целеустремленность и выдержка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкарев, В.И. Методика применения военно-спортивного ориентирования в системе физической подготовки курсантов пограничного вуза / В.И. Бочкарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 20-25.

2. Кузьмин, М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта / М.А. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 84-89.

3. Ткачев, В.И. Методика подготовки спортсменов-разрядников по спортивному ориентированию в условиях вуза / В.И. Ткачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 91-96.

REFERENCES

1. Bochkarev, V.I. (2008), "Theoretical-methodological bases of formation of culture of health trained", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (153), pp. 20-25.

2. Kuzmin, M.A. (2012), "Motivation for sports activities in various sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (84), pp. 84-89.

3. Tkachev V.I. (2010), "Methods of training athletes-dischargers on orienteering in the conditions of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (64), pp. 92-96.

Контактная информация: tania.chedova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2018

УДК 316.6

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ

Елена Геннадьевна Черникова, кандидат социологических наук, доцент, Татьяна Геннадьевна Пташко, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Васильевна Рослякова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ), г. Челябинск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций современных городских подростков. Выделена направленность на традиционные духовные ценности при высокой

значимости материального благополучия и достатка. Отмечено совпадение ценностей и жизненных целей современных подростков, ориентация их на создание счастливой семьи, поиск верных друзей, получение хорошей профессии. Выявлены различия в ценностных ориентациях в зависимости в пола и риски достижения жизненных целей.

Ключевые слова: подростки, жизненные ценности и цели, гендерные различия, риски.

VALUE ORIENTATIONS OF MODERN URBAN ADOLESCENTS

Elena Gennadyevna Chernikova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Tatyana Gennadiyevna Ptashko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svet-lana Vasilyevna Roslyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article presents the results of the study of value orientations of the modern urban adolescents. The focus on traditional spiritual values with a high value of material well-being and wealth is highlighted. The coincidence of values and life goals of modern adolescents, their orientation towards creating a happy family, finding true friends, and getting a good profession are noted. The differences in value orientations depending on gender and the risks of achieving life goals are revealed.

Keywords: adolescents, life values and goals, gender differences, risks.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс взросления современных подростков происходит в условиях разрушения традиционных норм и ценностей, снижения общей культуры, усиления влияния медийного пространства. Трансформация духовной сферы общества оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций подростков и их жизненные цели. В результате в молодежной среде наблюдается их деформация, что вызывает развитие различных форм асоциального поведения, внедрение криминальной субкультуры. С другой стороны, приходится признать, что требования, предъявляемые к подрастающему поколению, постоянно растут. От молодежи ожидают развитого сознания, ответственности, понимания того, какие условия предъявляет современное общество и где необходимо себя реализовать [2]. В этой связи важным становится вопрос изучения ценностных ориентаций подростков и оценки их качественного состояния.

Интерес к ценностной сфере подростков сохраняется в науке на протяжении многих лет. В 90-е гг. XX в. коллективом авторов под руководством С. Щегловой изучались мировоззренческие проблемы глазами подростков, готовность подростков реформировать общество, отношение к правам, ценности, особенности досуга, отношение к СМИ [4, c. 48]. Позднее П.С. Макеев, осуществив поколенческий анализ детей и подростков, пришел к заключению о том, что современные технологии позволяют уже в юном возрасте самоопределяться и развиваться личности [1] приобретать жизненные навыки, достигать высших точек в деятельности [6].

В последние десятилетия в разных странах мира были проведены сравнительные исследования, которые подтвердили факт трансформации ценностей в современном обществе. Р. Инглехарт и В.Е. Байкер в 1990 году провели обзор ценностей и установили, что люди во всем мире отказываются от традиционных ценностей в пользу светских (рациональных) [7]. Аналогичные результаты были получены и в более поздних исследованиях, проводимых в Китае [4] и России [8, 9].

Таким образом, многие ученые [1; 3; 5] считают важным изучение ценностных ори-ентаций современных людей (представителей разных поколений), в том числе и подростков, т.к. с одной стороны, изменения в социуме отражаются в трансформациях мировоззрения подрастающего поколения, и, с другой стороны, накопленных данных недостаточно для понимания современных тенденций социализации подростков.

В этой связи цель нашего исследования - выявление особенностей ценностных ори-ентаций современных городских подростков. Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2018 г. в общеобразовательных школах г. Челябинска и г. Пласта Челябинской области. В исследовании приняли участие 192 подростка 14-15 лет обоего пола (101 мальчик и 91девочка) 8 и 9 классов. Для сбора эмпирических данных использовалась анкета, направленная на изучение ценностных ориентаций и жизненных целей подростков, а также рисков в их достижении (автор Е.Г. Черникова). С целю выявления гендерных различий использовался точный критерий Фишера. Расчеты проводились с помощью пакета статистических программ IBM SPSS Statistics 22.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение ценностных ориентаций показало, что в структуре ценностей подростков на первом месте находятся традиционные духовно-нравственные ценности. Чаще всего подростки приоритет отдают категории «семья» (77,6%). На второе место подростки ставят «здоровье» (76,0%), на третье - «любовь» (63,4%). Замыкает пятерку значимых ценностей «дружба» (52,1%). При этом в эту пятерку входит «материальная обеспеченность» (53,6%), что характеризует не только ценностную сферу подростков, но и их потребност-ную сферу. Не менее значимы для подростков «образование и карьера» (45,6%).

В то же время выбор наиболее значимых жизненных ценностей отражает противоречивость нравственных норм подрастающего поколения. Так, более половины опрошенных (62,1% подростков) в качестве важных жизненных ценностей выбирают «жизнь в свое удовольствие», а чуть менее половины 44,3% - «жизнь без всяких обязательств перед кем-либо», 22,6% - «развлечение и отдых». К непопулярным среди подростков ценностям относятся «саморазвитие и самосовершенствование» (14,2%).

Анализ результатов исследования с применением критерия Фишера позволил установить гендерные различия в ценностях подростков. Так, девочки чаще к значимым ценностям относят категории «саморазвитие» и «духовное просвещение» (F=3,720, p<0,06), «жизнь без всяких обязательств перед кем-либо» (F=7,309, p<0,01); а мальчики - «материальная обеспеченность» (F=3,900, p<0,05), «власть» (F=5,170, p<0,04), «нравственность» (F=4,758, p<0,03). Жизненные цели подростков совпадают с их ценностями (таблица).

Таблица - Жизненные цели подростков

№ п/п Цели Кол-во выборов (%) Ранг

1. высокое материальное положение 57,4 4

2. любимая профессия 68,2 2

3. благополучная счастливая семья 69,3 1

4. современная дорогая оргтехника и теле-радиоаппаратура 9,5 13

5. престижный автомобиль 24,1 7

6. любое средство передвижения 14 11

7. дача, загородный дом 21 8

8. верные, надежные друзья 61,3 3

9. хорошие состоятельные родители (родственники) 9,5 14

10. добрые, талантливые учителя 6,3 15

11. животные в доме 19,5 9

12. мир на планете 25,8 6

13. стабильное экономическое и полит. положение в стране 13,7 12

14. жить за границей, путешествовать по миру 28,4 5

15. спортивная (творческая) карьера 14,2 10

16. другое 1 16

Оценивая жизненные цели подростков, можно отметить, что их стремления связаны с благополучием в семье (69,3%), желанием найти любимую профессию (68,2%) и верных, надежных друзей (61,3%). В будущем подростки хотели бы иметь высокое материальное положение (57,4%). Более четверти респондентов мечтают жить за границей,

путешествовать по миру (28,4%) и иметь престижный автомобиль (24,1%), дачу и/или загородный дом (21,4%). Следует отметить, что жизненные цели в тендерных группах в основном совпадают. Различия проявляются в желании девочек иметь верных друзей (Б=4,759, р<0,02), животных в доме (Б=4,747, р<0,03). Чаще значимым для них является и мир на планете (Р=4,297, р<0,05). Мальчики же хотят иметь современную дорогую оргтехнику и теле-, радиоаппаратуру ^=9,582, р<0,002). Девочки, чаще, чем мальчики, готовы потратить деньги на обучение ^=5,569, р<0,02), на отдых за рубежом ^=4,782, р<0,02), на помощь родителям ^=12,447, р<0,01).

Желание продолжить обучение после школы также чаще возникает у девочек, чем у мальчиков. Так 78,2% девочек и только 56,3% мальчиков считают, что для реализации своих целей им необходимо продолжение обучения ^=10,027, р<0,002). Девочки чаще указывают на то, что знания являются более значимыми для получения престижной профессии ^=10,027, р<0,03) и для организации собственного дела ^=5,338, р<0,02).

Также для обеих гендерных групп продолжение обучения является ступенью для получения престижной профессии (66,1%), основой достижения материального благополучия (41,2%), позволит стать хорошим специалистом (31,5%), хорошо воспитать своих детей (21,3%). Только 15,6% подростков видят в образовании источник повышения своей культуры и образованности, а также достижений в будущей профессиональной деятельности (организовать свое дело).

Оценивая риски в достижении жизненных целей, подростки отметили в числе первостепенных лень (61,6%), незнание иностранных языков (30,4%), невысокое материальное положение семьи (27,3%), плохое образование, полученное в школе (23,1%) и незнание иностранных языков (30,4%), отсутствие целеустремленности (25,8%) плохое окружение (в школе, семье или во дворе) (15,3%). При этом девочки чаще отмечают в качестве препятствия неуверенность в себе ^=4,855, р<0,03), а мальчики - нестабильность экономики ^=6,473, р<0,01) и высокий уровень преступности в стране ^=7,599, р< 0,01).

ВЫВОДЫ

Проведенное нами исследование, позволило выделить следующие особенности ценностных ориентаций современных городских подростков:

1. У подростков сохраняется традиционная шкала ценностей, которая определяет их цели на будущее. Они ценят и стремятся к семейному счастью, благополучию в профессии, материальному достатку, общению с друзьями. Вместе с тем они прагматичны и эгоистичны, поскольку считают важным жить в свое удовольствие, отдыхать и развлекаться.

2. Девочки чаще желают иметь верных друзей, домашних животных; считают важным мир на планете; ориентированы на продолжение обучения, саморазвитие и духовное совершенствование. Среди мальчиков чаще встречаются те, для кого важны материальная обеспеченность и власть.

Обнаруженные в ходе исследования особенности ценностей современных городских подростков ставят перед исследователями задачу выявления причин нежелательных для будущего российского общества трансформаций в их мировоззрении, выявления и конструирования социально-культурных условий для их успешной социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макеев, П.С. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик / П.С. Макеев // Социальная политика и социология. - 2015. - Т. 14. - № 3. -Часть 1. - С. 52-62.

2. Пташко, Т.Г. Система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза / Т.Г. Пташко, Е.Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4. - С. 95-100.

3. Рослякова, С.В. Концепция формирования познавательной компетентности у современных подростков в условиях интеграции общего и дополнительного образования : монография / С.В.

Рослякова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 341 с.

4. Тан, Ф. Психологические особенности взаимодействия между поколениями в Китае на примере семейных отношений / Ф. Тан // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5 (54). - С. 249-251.

5. Цымбаленко, С. Кто они, подростки девяностых? (социологический портрет современного детства) / С. Цымбаленко, С. Щеглова // Воспитание школьников. - 1995. - № 6. - С. 48.

6. Черникова, Е.Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков / Е.Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 4 (333). - С. 169-172.

7. Inglehart, R. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values / R. In-glehart, W.E. Baker // American sociological review. - 2000. - Vol. 65. - Issue 1. - Р. 19-51.

8. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values / B. Oosterhoff, K.A. Ferris, C.A. Palmer, A. Metzger // Social development. - 2017. - Vol. 26. -Issue 4. - P. 846-859.

9. Rykiel, A.M. Social and psychological model of values of various generations of modern Russian society / A.M. Rykiel, S.V. Dorenskaya // Russian psychological journal. - 2017. - Vol. 14. - No. 4. -P. 205-225.

REFERENCER

1. Makeev, P.S. (2015), "Pokolenichesky analysis of modern children and adolescents: a quantitative analysis of characteristics", Social policy and sociology, Vol. 14, No. 3, Part 1, pp. 52-62.

2. Ptashko, T.G. and Chernikova, E.G. (2017), "The system of social education of a student in the conditions of the pedagogical process of the university", Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 4, pp. 95-100.

3. Roslyakova, S.V. (2016), The concept of formation of cognitive competence in modern adolescents in the context of the integration of general and additional education: monograph, Publishing house Chelyab. state ped. University, Chelyabinsk.

4. Tang, F. (2015), "Psychological features of interaction between generations in China on the example of the family relations", World of science, culture, education, No. 5 (54), рр. 249-251.

5. Tsymbalenko, S. and Shcheglova, S. (1995), "Who are they, teenagers of the nineties? (sociological portrait of modern childhood)", Education of schoolchildren, No. 6, pp. 48.

6. Chernikova, E.G. (2014), "On the formation of a healthy in adolescents", Herald of Chelyabinsk State University, No. 4 (333), pp. 169-172.

7. Inglehart, R. and Baker, W.E. (2000) "Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values", American sociological review, Vol. 65, Issue 1, pp. 19-51.

8. Oosterhoff, B., Ferris, K.A., Palmer, C.A. and Metzger, A. (2017). "Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values", Social development, Vol. 26, No. 4, pp. 846-859.

9. Rykiel, A.M. and Dorenskaya, S.V. (2017), "Social and psychological model of values of various generations of modern Russian society", Russian psychological journal, Vol. 14, No. 4, pp. 205-225.

Контактная информация: Helen1268@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.01.2019

УДК 796.814

КОМПЛЕКС ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ К БРОСКАМ В САМБО ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Виктор Борисович Шилакин, преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, Юрий Валентинович Чехранов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва

Аннотация

В работе используется методика совершенствования специальных двигательных действий с использованием комплекса подводящих упражнений для изучения самостоятельной специальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.