Рослякова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 341 с.
4. Тан, Ф. Психологические особенности взаимодействия между поколениями в Китае на примере семейных отношений / Ф. Тан // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5 (54). - С. 249-251.
5. Цымбаленко, С. Кто они, подростки девяностых? (социологический портрет современного детства) / С. Цымбаленко, С. Щеглова // Воспитание школьников. - 1995. - № 6. - С. 48.
6. Черникова, Е.Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков / Е.Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 4 (333). - С. 169-172.
7. Inglehart, R. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values / R. In-glehart, W.E. Baker // American sociological review. - 2000. - Vol. 65. - Issue 1. - Р. 19-51.
8. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values / B. Oosterhoff, K.A. Ferris, C.A. Palmer, A. Metzger // Social development. - 2017. - Vol. 26. -Issue 4. - P. 846-859.
9. Rykiel, A.M. Social and psychological model of values of various generations of modern Russian society / A.M. Rykiel, S.V. Dorenskaya // Russian psychological journal. - 2017. - Vol. 14. - No. 4. -P. 205-225.
REFERENCER
1. Makeev, P.S. (2015), "Pokolenichesky analysis of modern children and adolescents: a quantitative analysis of characteristics", Social policy and sociology, Vol. 14, No. 3, Part 1, pp. 52-62.
2. Ptashko, T.G. and Chernikova, E.G. (2017), "The system of social education of a student in the conditions of the pedagogical process of the university", Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 4, pp. 95-100.
3. Roslyakova, S.V. (2016), The concept of formation of cognitive competence in modern adolescents in the context of the integration of general and additional education: monograph, Publishing house Chelyab. state ped. University, Chelyabinsk.
4. Tang, F. (2015), "Psychological features of interaction between generations in China on the example of the family relations", World of science, culture, education, No. 5 (54), рр. 249-251.
5. Tsymbalenko, S. and Shcheglova, S. (1995), "Who are they, teenagers of the nineties? (sociological portrait of modern childhood)", Education of schoolchildren, No. 6, pp. 48.
6. Chernikova, E.G. (2014), "On the formation of a healthy in adolescents", Herald of Chelyabinsk State University, No. 4 (333), pp. 169-172.
7. Inglehart, R. and Baker, W.E. (2000) "Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values", American sociological review, Vol. 65, Issue 1, pp. 19-51.
8. Oosterhoff, B., Ferris, K.A., Palmer, C.A. and Metzger, A. (2017). "Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values", Social development, Vol. 26, No. 4, pp. 846-859.
9. Rykiel, A.M. and Dorenskaya, S.V. (2017), "Social and psychological model of values of various generations of modern Russian society", Russian psychological journal, Vol. 14, No. 4, pp. 205-225.
Контактная информация: Helen1268@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.01.2019
УДК 796.814
КОМПЛЕКС ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ К БРОСКАМ В САМБО ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Виктор Борисович Шилакин, преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, Юрий Валентинович Чехранов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва
Аннотация
В работе используется методика совершенствования специальных двигательных действий с использованием комплекса подводящих упражнений для изучения самостоятельной специальной
физической подготовки, включающих имитационные, идеомоторные задания, а также упражнения с тренажерными устройствами, направленные на совершенствования основных компонентов бросковой техники сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: имитационные упражнения, тренажерные устройства, бросковая техника, правоохранительные органы.
COMPLEX OF CONDUCTING EXERCISES TO THROWS IN SAMBO FOR INDEPENDENT SPECIAL PHYSICAL PREPARATION
Viktor Borisovich Shilakin, the teacher, Far Eastern Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Khabarovsk, Yury Valentinovich Chekhranov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow
Annotation
The study applies the method of improving the special motor actions, using a set of summing exercises to study self-specific physical training, including imitation, ideomotor tasks, as well as exercises with the training devices aimed at improving the main components of the throwing technique of law enforcement officers.
Keywords: simulation exercises, training devices, throwing equipment, law enforcement agencies.
В специальной физической подготовке спортсмена-самбиста важная роль отводится упражнениям скоростно-силового характера, подводящим борца к точному и быстрому выполнению отдельных действий борьбы, включая броски [1]. Подобные упражнения подразделяются, как правило, на три группы: имитационные, с тренажерами, с партнером. Ряд специалистов, вполне справедливо, включает в этот список группу идеомоторных упражнений [2, 8]. Немаловажна смысловая составляющая часть педагогической триады «зна-ния-умения-навык», позволяющая осознать необходимость правильной постановки рук, ног, туловища, направления усилий, распределения усилий мышц, реакций опоры и массы тела спортсмена. Только получив достаточный объем знаний о предстоящих упражнениях следует приступать к освоению умений.
При этом ведущее значение следует отводить упражнениям с партнером, с них должно начинаться знакомство с комплексом упражнений ими же комплекс должен завершаться.
Имитационные упражнения могут проводиться без использования спортивного оборудования так и с их использованием.
Особое внимание необходимо уделить упражнениям с тренажерами, при этом следует уточнить понятие «тренажер», которое специалистами различных сфер деятельности рассматривается в трех значениях. Первое, принятое учеными в спортивной педагогике: специальное информационно-контролирующее устройство [4]. Второе, наиболее характерное для обучения в сфере производства: учебная установка [5]. И третье, наиболее доступное и простое для обучения: техническое средство или комплекс технических средств [10].
Как было указано выше, комплекс должен начинаться с демонстрации упражнений с партнером, чтобы последующие имитационные, идеомоторные упражнения, а также упражнения с тренажерами имели предметное направление.
1. Упражнения с партнером (начальные - демонстрационные). Выполняются либо самим преподавателем (тренером), либо назначенным опытным спортсменом.
1.1 Бросок через спину с захвата одной рукой. (Указания представлены для правосторонней стойки, в левосторонней стойке действия выполняются идентично в зеркальном отражении).
1.1.1 с захвата левой рукой за правый рукав партнера (рисунок 1, а-в).
Потянуть на себя левой (выводящей из равновесия) рукой, поднимая левый локоть до уровня своего плеча и отводя его назад-влево.
а) б) В)
Рисунок 1 - Бросок через спину с захвата одной рукой за рукав (рисунок из книги Ю.А. Шулико, 2006 г.) а - фаза выведения из равновесия; б - начало поворота спиной (фазы сближения); в - фаза сближения, окончание поворота перед фазой подбива.
Поставить правую (опорную) ногу вперед на одну линию со своей левой ногой и, продолжая отведение левого локтя назад, развернуться влево, подставив свое правое плечо подмышку партнеру, а правой ладонью прижать его правое плечо к своему правому плечу. Продолжая поворот туловища влево шагнуть левой ногой между ног партнера, прижимая левый бок к его туловищу и, сгибая обе ноги, прижать тело партнера к своей спине.
2. Имитационные упражнения:
2.1 без использования спортивного оборудования;
2.2 с использованием спортивного оборудования;
3. Упражнения с тренажерами (тренажерными устройствами);
3.1 с не амортизационными (на примере тренажера для спортсменов-единоборцев, патент RU 183 911 и, [9]). Упражнения на данном простейшем тренажерном устройстве, представляющем собой пояс от куртки самбо (или от кимоно), закрепленным на вертикаль-
Рисунок 2 - Упражнения при изучении броска через спину с захвата одной рукой за рукав с использованием тренажера для спортсменов-единоборцев, патент Яи 183 911 и (преобразованный рисунок из книги Ю.А. Шулико, 2006 г.) а - фаза выведения из равновесия; б - начало поворота спиной (фазы сближения); в - фаза сближения, окончание поворота перед фазой подбива
Данный простейший тренажер позволяет выполнять те же операции, что и на партнере, при этом в конечной фазе упражнения формируется правильная поза атакующего спортсмена перед выполнением фазы подбива. Правильная атакующая поза требует неустойчивого положения борца, когда проекция его общего центра тяжести (ОЦТ) находится впереди его площади опоры (ПО).
Подобным образом можно тренировать множество бросков. Из серии бросков через спину предлагается самим рассмотреть следующие броски:
- Бросок через спину с захвата одной рукой;
- с захвата левой рукой за правый отворот партнера;
- Бросок через спину с захвата двумя руками;
- с косого захвата (левой рукой за правый рукав партнера и правой за его правый отворот);
- с прямого захвата (левой рукой за правый рукав партнера и правой за его левый отворот);
- с прямого захвата (левой рукой за правый рукав партнера и правой за его левый отворот) обратный бросок через спину - с поворотом вправо.
Также с использованием тренажера для спортсменов-единоборцев, патент RU 183 911 и, имеется возможность изучения следующих бросков: передняя подножка, бросок через бедро, подхват, различные виды подсечки и т.п.
После усвоения техники выполнения операций бросков с помощью не амортизационного тренажера, рекомендуется выполнять следующие упражнения комплекса:
- с амортизационными (резина, пружина);
- с переменными грузами.
4. Упражнения с партнером (учебно-тренировочные). Выполняются самим спортсменом от стадии умения до наработки стадии устойчивого навыка.
5. Идеомоторные упражнения (выполняются в чередовании со всеми упражнениями).
Данная методика особенно актуальна для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, которым незначительное время отводится на физическую подготовку в спортивных залах [3, 6, 7]. Комплекс позволяет использовать минимальные площади, а также слабо оборудованные сооружения для выполнения представленных упражнений и за короткий срок подготовки своего организма к предстоящей служебно-боевой и служебно-оперативной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ионов, С.Ф. Исследование методики совершенствования технических действий в борьбе самбо на основе специальной скоростно-силовой подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ионов Станислав Федорович. - М., 1973. - 19 с.
2. Кан, Л.В. Идеомоторная тренировка сотрудников полиции при освоении техники боевого самбо: понятия и особенности реализации / Л.В. Кан, В.Е. Петров // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2012. - № 2 (22). - С. 60-65.
3. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник : в 2 ч. Часть 2 / под общ. ред. В. Л. Кубышко. - М. : Департамент государственной службы и кадров МВД России, 2014. - 459 с.
4. Ратов, И.П. Проблемы преодоления противоречий в процессе обучения движениям и реализация дидактических принципов / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 7. - С. 40-44.
5. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения : учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение» / П.С. Самородский ; под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск : Издательство Брянского гос. ун-та, 2002. - 95 с.
6. Смирнов, В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.06 / Смирнов Владимир Николаевич. - М., 2004. - 60 с.
7. Степанов, Г.И. Роль и значение служебно-прикладных видов спорта в физической подготовке сотрудников подразделений государственной защиты МВД России / Г.И. Степанов // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 3 (94). - С. 245-246.
8. Троян, Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебно-прикладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Троян
Евгений Иванович. - Тобольск, 2006. - 28 с.
9. Пат. № 183911 Российская Федерация. Тренажер для спортсменов-единоборцев / Ю.В. Чехранов, В.Л. Дементьев, В.Б. Шилакин. - № 2018117554 ; заявл. 11.05.2018. ; опубл. 08.10.2018, Бюл. № 28. - 5 с.
10. Чистяков, В.А. Анализ индивидуальной тренированности спортсменов-единоборцев / В.А. Чистяков, С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина // Спорт, Человек, Здоровье : материалы конгресса. -Санкт-Петербург, 2013. - С. 137-139.
11. Юшкевич, Т.П. Тренажеры в спорте / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 320 с.
REFERENCES
1. Ionov, S.F. (1973), Research methods of improving technical actions in the fight against sambo on the basis of special speed-strength training, dissertation, Moscow.
2. Kan, L.V. and Petrov, V.E. (2012), "Ideomotor training of police officers while mastering combat sambo techniques: concepts and implementation features" Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Studies of the Staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 22, No. 2, pp. 60-65.
3. Kubyshko, V.L. (2014), Vocational training of police officers (police training): a textbook at 2 o'clock, Part 2, DGSK MIA of Russia, Moscow.
4. Ratov, I.P. (1983), "Problems of overcoming contradictions in the process of teaching movements and the implementation of didactic principles", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 40-44.
5. Samorodsky, P.S. (2002), Methods of vocational training: Teaching aid for the teacher of the specialty "Vocational training", BSU Publishing House, Bryansk.
6. Smirnov, V.N. (2004), Professional and psychological training of employees of special units of internal affairs bodies to act in extreme conditions, dissertation, Moscow.
7. Stepanov, G.I. (2016), "The role and importance of service-applied sports in the physical training of employees of state defense departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Eurasian Law Journal, Vol. 94, No. 3, pp. 245-246.
8. Troyan, E.I. (2006), Training in combat techniques in the service-applied physical training of students of educational centers of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Tobolsk.
9. Chekhranov, Y.V., Dementiev, V.L., and Shilakin, V.B. (2018), Simulator for martial arts athletes. Patent for useful model No. 183911.
10. Chistyakov, V.A., Bakulev, S.E., and Dveirina, O.A. (2013), "Analysis of individual fitness of athletes-martial arts", Materials of the international congress, St. Petersburg, pp. 137-139.
11. Yushkevich, T.P., Vasiuk, V.E., and Bulanov, V.A. (1989), Fitness equipment in sports, Physical Culture and Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2019
УДК 796.011.3
О НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Кирилл Владимирович Бученков,
Северо-Западный государственный университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Александр Семенович Митрюков, кандидат педагогических наук, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Виталий Валерьевич Попадьин, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается необходимость обучения студентов-медиков приемам быстрого восстановления после нагрузок. Предложены направления воздействия различных средств и методов на организм с целью быстрого восстановления функционального состояния после интенсивной профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях. Основными из них