Научная статья на тему 'Ценностные ориентации регионального студенчества: социологический анализ'

Ценностные ориентации регионального студенчества: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая молодежь / ценности / ценностные ориентации / воспитание / регион / student youth / values / value orientations / education / region

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинникова Марина Викторовна, Толок Екатерина Сергеевна

В статье проанализированы ценностные ориентации регионального студенчества как социальной группы, имеющей свое особое оценочное отношение к совокупности материальных и духовных благ, выражающееся через когнитивный, эмотивный и поведенческий аспекты жизнедеятельности. Особое внимание уделяется теоретическим подходам к рассмотрению ценностных ориентаций, данным в трудах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Т. Лукмана, К. Клакхонома, П. Сорокина, Ж. Тощенко и др. Понимание ценностных ориентаций как одного из регуляторов поведения личности, позволило выявить мотивацию действий и способов достижения целей региональной студенческой молодежи. В ходе авторского социологического исследования проводился опрос студенческой молодежи г. Балаково (n = 332 чел., отобранных по вероятностной квотной выборке). Было выяснено, что значительная часть респондентов ориентируются на традиционные ценности, такие как семья (82,2%), здоровье (49,3%), деньги (34,0%), друзья (29,5%). Однако у студенческой молодежи появились новые доминантные формы ценностных ориентаций, а именно «жить в достатке», «открыть свой бизнес». По мнению 50,3% респондентов, формирование их ценностных ориентаций зависит от воспитательной системы, при этом главная роль в формировании ценностной картины мира принадлежит семье (69,2%). В статье делается вывод, что ценностные ориентации студентов Саратовской области (г. Балаково) носят специфический и противоречивый характер. С одной стороны, они выражают собственную активность молодых людей и понимание необходимости саморазвития, а с другой – отражают тенденции индустриальной экономики, в основе которой находятся вещественный капитал и потребительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations of regional students: Sociological analysis

The article analyzes the value orientations of regional students as a social group that has its own special evaluative attitude to the totality of material and spiritual benefits, expressed through cognitive, emotive and behavioral aspects of life. The article pays special attention to the theoretical approaches to the consideration of value orientations given in the works of E. Durkheim, T. Parsons, T. Lukman, K. Klakhonoma, P. Sorokin, J. Toshchenko and others. Understanding value orientations as one of the regulators of personality behavior allowed to identify the motivation of actions and ways to achieve the goals of regional student youth. In the course of the author's sociological research, a survey of the student youth of Balakovo was conducted (n= 332) people selected according to a probabilistic quota sample. It was found out that a significant part of the respondents are guided by traditional values such as family (82.2%), health (49.3%), money (34.0%), friends (29.5%). However, students have new dominant forms of value orientations, namely, «to live in prosperity», «to open their own business». According to more than half of the respondents (50.3%), the formation of their value orientations depends on the educational system, while the family plays the largest role in shaping the value picture of the world (69.2%). The article concludes that the value orientations of students of the Saratov region (Balakovo city) are specific and contradictory. On the one hand, they express young people's own activity and understanding of the need for self-development, and on the other hand, they reflect the trends of the industrial economy, which is based on material capital and consumerism.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации регионального студенчества: социологический анализ»

СОЦИОЛОГИЯ

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 124-131

Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 124-131 https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-2-124-131

EDN: PUJEVU

Научная статья УДК 316.014

Ценностные ориентации регионального студенчества: социологический анализ

М. В. Калинникова1 Е. С. Толок2

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83 2Балаковский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, Саратовская обл., 413853, г. Балаково, ул. Чапаева,д. 140

Калинникова Марина Викторовна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии регионов, kalinnikova1@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4077-0221

Толок Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Гуманитарные дисциплины», tolokks@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-8344-3412

Аннотация. В статье проанализированы ценностные ориентации регионального студенчества как социальной группы, имеющей свое особое оценочное отношение к совокупности материальных и духовных благ, выражающееся через когнитивный, эмотивный и поведенческий аспекты жизнедеятельности. Особое внимание уделяется теоретическим подходам к рассмотрению ценностных ориентаций, данным в трудах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Т. Лукмана, К. Клакхонома, П. Сорокина, Ж. Тощенко и др. Понимание ценностных ориентаций как одного из регуляторов поведения личности, позволило выявить мотивацию действий и способов достижения целей региональной студенческой молодежи. В ходе авторского социологического исследования проводился опрос студенческой молодежи г. Балаково (n = 332 чел., отобранных по вероятностной квотной выборке). Было выяснено, что значительная часть респондентов ориентируются на традиционные ценности, такие как семья (82,2%), здоровье (49,3%), деньги (34,0%), друзья (29,5%). Однако у студенческой молодежи появились новые доминантные формы ценностных ориентаций, а именно «жить в достатке», «открыть свой бизнес». По мнению 50,3% респондентов, формирование их ценностных ориентаций зависит от воспитательной системы, при этом главная роль в формировании ценностной картины мира принадлежит семье (69,2%). В статье делается вывод, что ценностные ориентации студентов Саратовской области (г. Балаково) носят специфический и противоречивый характер. С одной стороны, они выражают собственную активность молодых людей и понимание необходимости саморазвития, а с другой - отражают тенденции индустриальной экономики, в основе которой находятся вещественный капитал и потребительство.

Ключевые слова: студенческая молодежь, ценности, ценностные ориентации, воспитание, регион

Для цитирования: Калинникова М. В., Толок Е. С. Ценностные ориентации регионального студенчества: социологический анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 124-131. https://doi. org/10.18500/1818-9601-2024-24-2-124-131, EDN: PUJEVU

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Value orientations of regional students: Sociological analysis M. V. Kalinnikova1 E. S. Tolok2

1Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

2Balakovo Institute of Engineering and Technology of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), 140 Chapaeva St., Balakovo 413853, Saratov region, Russia

Marina V. Kalinnikova, kalinnikova1@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4077-0221 Ekaterina S. Tolok, tolokks@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-8344-3412

Abstract. The article analyzes the value orientations of regional students as a social group that has its own special evaluative attitude to the totality of material and spiritual benefits, expressed through cognitive, emotive and behavioral aspects of life. The article pays special attention to the theoretical approaches to the consideration of value orientations given in the works of E. Durkheim, T. Parsons, T. Lukman, K. Klakhonoma, P. Sorokin, J. Toshchenko and others. Understanding value orientations as one of the regulators of personality behavior allowed to identify the motivation of actions and ways to achieve the goals of regional student youth. In the course of the author's sociological research, a survey of the student youth of Balakovo was conducted (n= 332) - people selected according to a probabilistic quota sample. It was found out that a significant part of the respondents are guided by traditional values such as family (82.2%), health (49.3%), money (34.0%), friends (29.5%). However, students have new dominant forms of value orientations, namely, «to live in prosperity», «to open their own business». According to more than half of the respondents (50.3%), the formation of their value orientations depends on the educational system, while the family plays the largest role in shaping the value picture of the world (69.2%). The article concludes that the value orientations of students of the Saratov region (Balakovo city) are specific and contradictory. On the one hand, they express young people's own activity and understanding of the need for self-development, and on the other hand, they reflect the trends of the industrial economy, which is based on material capital and consumerism. Keywords: student youth, values, value orientations, education, region

For citation: Kalinnikova M. V., Tolok E. S. Value orientations of regional students: Sociological analysis. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 124-131 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-2-124-131, EDN: PUJEVU This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Происходившие в России в начале XXI в. трансформации социально-политических и экономических процессов повлекли за собой изменения социальных норм и ценностных ориентаций, прежде всего такой социальной группы, как студенческая молодежь, обладающей высокой восприимчивостью и социальной мобильностью.

Студенчество представляет собой специфическую социальную группу, основным видом деятельности которой является приобретение знаний для будущей профессиональной деятельности с целью обретения социального статуса в обществе [1]. В настоящее время образовательный потенциал молодого поколения во многом определяется характером экономического и социального развития не только страны, но и региона [2]. В этом отношении Саратовская область входит в группу перспективных регионов России, в которых создаются условия для накопления образовательного потенциала молодых поколений. На территории Саратовской области функционируют 94 образовательных учреждения высшего и среднего профессионального образования: 35 вузов и 59 учреждений СПО. Административный центр Саратовского региона, г. Саратов, по праву считается образовательной столицей Приволжского федерального округа, имеющей большие исторические традиции.

Цель данного исследования - выявить главные ценностные ориентации региональной молодежи и особенности их формирования на примере студентов, обучающихся в вузах г. Балаково Саратовской области. Тео -ретико-методологическую основу исследования составляют труды западных мыслителей: Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Т. Лукмана, К. Клак-хонома и др.

Французский социолог Э. Дюркгейм считал, что всякая ценность предполагает оценку, осуществляемую субъектом в тесной связи с определенным состоянием чувств [3]. По мнению Т. Парсонса, ценности выступают связующим элементом социальной и культурной систем [4]. Согласно Т. Лукману, ценности есть структурные элементы субъективного смысла социального действия, имеющие значения для индивида [5]. П. А. Сорокин отмечает, что традиционные ценности складываются исторически под влиянием совокупности социальных и природных факторов и оформляются под понятием традиции, национальной идеи [6]. По мнению исследователя К. Клакхонома, ценности - это представление о желаемом, определяемое выбор целей с учетом возможных средств и способов действия [7]. Ценности, таким образом, выступают звеном, связывающим человека и общество.

В рамках социологического знания понятия «ценности» и «ценностные ориентации» взаимосвязаны. Однако их необходимо различать с точки зрения содержательной характеристики.

Ценности - это социально одобряемые, разделяемые обществом представления о добре, справедливости, патриотизме, дружбе и т.д. По мнению У. Томаса и Ф. Знанецкого, ценности можно понимать как более или менее точные и формальные правила, с помощью которых группа старается удержать, регулировать, а также сделать более распространенными и частыми соответствующие типы действий своих членов [8].

Для описания того, на какие ценности опираются люди, в современной науке используется понятие «ценностные ориентации», под которыми исследователь О. В. Третьякова предлагает понимать оценочное отношение личности к совокупности материальных и духовных благ [9]. Они выражаются в идеалах, смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности. Согласно утверждению А. Г. Здравомыслова, ценностные ориентации, обусловливают мотивацию действий и поступков личности [10]. В данном определении отражена их важная роль как одного из регуляторов поведения и деятельности.

В структуре ценностных ориентаций Ж. Т. То -щенко выделяет три основных компонента: когнитивный, связанный с процессом познания; эмотивный, являющийся эмоциональной составляющей; поведенческий, отвечающий за реализацию ценностных ориентаций в процессе жизнедеятельности личности [11].

Следовательно, ценностные ориентации являются частью системы оценок и отношений личности, выражают содержание и направление личностных позиций, поведения, поступков.

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи носят противоречивый характер. Сможет ли современная студенческая молодежь стать фактором обновления страны? Каковы традиционные ценностные ориентации регионального студенчества? Поиск ответов на данные вопросы предопределил проведение социологического исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи методом анкетирования.

Гипотеза исследования предполагает, что через ценностные ориентации формируется и

одновременно в них проявляется отношение субъекта к миру, отношение, в котором отражается ценность жизни и происходит самоутверждение, самораскрытие сущности личности; наряду с традиционными ценностями (семья, здоровье, дружба) в иерархии жизненных ценностей современных студентов повысилась значимость прагматических, гедонистических и экономических ценностей, резко усилилась роль индивидуальных ценностей.

Эмпирической базой исследования является анкетный опрос студенческой молодежи г. Балаково: п = 332 чел., отобранных по вероятностной квотной выборке, из них 46% женщин, 54% мужчин. Критерии отбора - вуз и пол. Все респонденты - студенты 1-4-го, 6-го курсов очной формы обучения технических и гуманитарных специальностей/направлений подготовки, из которых: студенты 1-го курса - 44%, 2-го - 26%, 3-го - 22%, 4-го - 6% и 6-го курса - 2%. Студенты технических специальностей/направлений подготовки составили 54%, гуманитарных - 46%.

Вопросы анкеты позволяют определить и проранжировать ценности респондентов, их жизненные цели и способы достижения.

Мнения респондентов о наиболее важных для них ценностях представлены в табл. 1. Как следует из ее данных, наибольшие показатели сводятся к семье (82,2%), здоровью (49,3%), деньгам (34,0%), друзьям (29,5%).

Таблица 1

Наиболее значимые ценности студенческой молодежи, % к опрошенным

Ценности Показатель

Семья 82,2

Здоровье 49,3

Деньги 34,0

Друзья 29,5

Личная свобода и независимость 23,1

Любовь 21,0

Карьера 20,7

Интересная работа 18,9

Образование 16,2

Слава, всеобщее признание 1,8

Затрудняюсь ответить 1,2

Итого 297,9

Примечание. Сумма не сводится к 100%, так как респонденты указывали несколько вариантов ответов.

Следует отметить высокий процент ценности «карьера» (20,7%), коррелирующей с ценностью «интересная работа» (18,9%), рассматриваемой студенческой молодежью не только как источник дохода, но и как самоценность, как то, чем можно заниматься с удовольствием. Следует отметить, что карьера и интересная работа опережают по рейтингу ценность «образование», которое занимает в таблице 9-е место.

Однако поскольку основной деятельностью студентов является учеба, то студентам всех курсов был задан вопрос о ценности «учеба» в их жизни. На этот вопрос ответы респондентов распределились следующим образом (табл. 2): 63,8% объясняют ценность учебы тем, что она позволяет приобрести профессию; 39,7% считают, что учеба дает возможность стать образованным; 25,6% полагает, что учеба подготавливает к самостоятельной жизни; а 23,4% считают, что она способствует достижению высокого положения в обществе. Таким образом, все респонденты осознают необходимость получения образования для достижения своих целей.

Таблица 2

Показатели ценности учебы, % к опрошенным

Ценность «учеба» Показатель

Позволяет приобрести профессию 63,8

Дает возможность стать образованным 39,7

Подготавливает к самостоятельной жизни 25,6

Способствует достижению высокого положения в обществе 23,4

Позволяет получить «корочки» диплома о высшем образовании 22,2

Позволяет не служить в армии 12,0

Не знаю 0,6

Итого 187,3

Примечание. Сумма не сводится к 100%, так как респонденты указывали несколько вариантов ответов.

Как видно из приведенных в табл. 2 данных, приобретение профессии в процессе учебы является наиболее приоритетным ответом у большинства опрошенных (63,8%), тем не менее, мнения респондентов по поводу своей будущей профессии распределились следующим образом (табл. 3).

Таблица 3

Мнения респондентов по поводу своей будущей профессия, % к опрошенным

Будущая профессия должна... Показатель

Приносить большой материальный достаток 63,5

Приносить пользу людям 22,2

Быть престижной 13,8

Приносить удовольствие и достаток 3,6

Быть интересной 2,7

Нравиться 2,4

Удовлетворять потребности семьи 0,3

Обеспечивать большой материальный достаток, быть престижной, приносить пользу людям 0,3

Итого 108,8

Примечание. Сумма не сводится к 100%, так как респонденты указывали несколько вариантов ответов.

Большая часть молодежи при выборе своей будущей профессии руководствуется критерием высокооплачиваемое™, и здесь просматривается присутствие у студенческой молодежи фактора прагматизма и индивидуализма, что подтверждает один из пунктов гипотезы исследования. Вместе с тем через связь ценностных ориентаций с процессом познания происходит самоутверждение, самораскрытие студентов. Полученные результаты, таким образом, свидетельствуют о значимости когнитивного аспекта в структуре ценностных ори-ентаций студентов.

Важным социально-ценностным аттитю-дом являются представления студенческой молодежи о семье (см. табл. 1). Действительно, в семье человек растет и познает мир, учится проявлять уважение к старшим, заботиться о младших, любить свою Родину. Полюбив, молодые люди создают свою семью и сами уже воспитывают детей. Следует отметить, что в современном обществе зачастую трансформируется и понятие семьи и ее функции [12]. Чтобы выяснить мнение студентов о семье, был задан вопрос: «Какой тип брачно-семейных отношений наиболее приемлем для Вас в настоящее время?». Респонденты ответили следующим образом (рис 1).

Несмотря на то что наиболее приемлемым типом брачно-семейных отношений для 72%

■ Традиционная семья

■ Фактический брак

■ Гостевой брак

Традиционная семья и фактический брак

■ Традиционная семья с правом на свободу выбора

■ Не планирую вступать в отношения в принципе

Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Мнения респондентов о наиболее приемлемом типе брачно-семейных отношений, % к опрошенным (цвет онлайн)

респондентов является традиционная семья, в студенческой среде отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям, объясняемое несколькими причинами. Во-первых, фактический брак является средством решения материальных проблем - не надо тратиться на свадьбу, деньги можно потратить или на оплату квартиры, или на что-то более необходимое. Во-вторых, такой союз дает возможность лучше узнать партнера и в случае несовместимости разойтись, т. е. в отношениях остается ощущение «свободы» [13].

По мнению респондентов, факторами, мешающими заключению брака, являются: неуверенность в партнере (73,1%), отсутствие материально-бытовых условий (56,3%), стремление сделать карьеру (28,6%), несогласие родителей (11,4%).

Следовательно, в ответах респондентов на вопросы, касающиеся оценки наиболее значимых семейно-брачных отношений, нашел свое отражение эмотивный аспект ценностных ори-ентаций, включающий суждения, через которые человек воспринимает окружающую реальность.

Анализ ответов на вопрос «Каковы наиболее важные жизненные цели регионального студенчества?» показал, что наряду с традиционными ценностями, такими как «быть здоровым», «создать семью», «иметь хороших друзей», у студенческой молодежи появились новые доминантные формы ценностных ори-ентаций, а именно «жить в достатке», «открыть свой бизнес» (рис 2). Полученные ответы респондентов позволяют говорить о том,

Открыть свой бизнес

Получить хорошее образование

Иметь хороших друзей

Создать семью

Быть здоровым

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жить в достатке

25,9

31,6

37,6

54,5

63,5

74,3

%

0 10 20 30 40 50 60 70 80 Рис. 2. Наиболее важные жизненные цели респондентов, % к опрошенным

что в среде студенческой молодежи г. Балаково преобладает традиционная система ценностей, включающая ценности семьи и дружбы, однако в иерархии жизненных ценностей современных студентов повысилась значимость прагматических, гедонистических и экономических ценностей, резко усилилась роль индивидуальных ценностей, что соответствует гипотезе исследования.

Поведенческий аспект ценностных ориен-таций находит свое выражение в способах достижения целей. Большинство респондентов

(65,7%) ориентируются исключительно на собственные силы, меньшая часть (28,3%) считают, что реализация целей возможна благодаря настойчивому овладению знаниями, и только 3,9% студентов надеются на помощь влиятельных знакомых. Таким образом, полученные результаты отражают собственную активность молодых людей и понимание ими необходимости саморазвития.

Ответы респондентов на вопрос, от чего зависит формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Мнения респондентов о том, что в наибольшей степени влияет на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи, % к опрошенным

Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи во многом зависит от... Показатель

Воспитательной системы 50,3

Культуры 31,0

Государственной политики 17,4

Преемственности социального опыта поколений 14,4

Особого национального менталитета 13,2

Государственных организаций 6,0

В целом от окружения 1,2

Личного опыта 0,6

Тенденций времени 0,3

От сознательности человека 0,3

Блогеров, лидеров мнений, политиков 0,3

Дисциплины 0,3

Все варианты ответов 0,3

Затрудняюсь ответить 0,3

Итого 135,9

Примечание. Сумма не сводится к 100%, так как респонденты указывали несколько вариантов ответов.

По мнению половины респондентов (50,3%), формирование ценностных ориента-ций зависит от воспитательной системы. Система воспитания, представленная социальными институтами, определяет гуманистические и нравственные установки в обществе; отвечает за формирование личности. Поэтому встает вопрос: «Какие социальные институты оказывают наибольшее влияние на формирование ценностных ориентаций региональной студенческой молодежи?» (рис 3).

Как видно из приведенных данных, по мнению большинства респондентов (69,2%),

именно семья сыграла огромную роль в формировании их ценностей, и лишь 4,0% заявили о том, что семья никак не повлияла на формирование их ценностной картины мира.

Из ответов респондентов следует, что воспитательный аспект семьи проявляется через соблюдение традиций. Ответы на вопрос «Соблюдаются ли в Вашей семье традиции?» можно представить следующим образом: у 93,0% участников опроса в семье есть традиции, и связаны они с чаепитиями с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой в кругу семьи (50,3%), совместным вечерним

Общественные организацииИ 2,1 Профессиональное учебноезаведение 4,

СМИ Школа

Друзья

Семья

2,1

4, 8

0

11,7

29,8

-

69,2

0

10

20

30

40

50

%

60

70

80

Рис. 3. Социальные институты, в наибольшей степени повлиявшие на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи, % к опрошенным

досугом (30,4%)), с совместными путешествиями (32,5%), со здоровым образом жизни (12,9%), с регулярными экскурсиями по памятным местам, музеям, паркам (3,0%), лишь у 7,0% респондентов в семье нет сложившихся традиций.

На вопрос «Цените ли Вы традиции своей семьи?» 86% респондентов ответили «да», 14% - дали отрицательный ответ.

Мнения респондентов по вопросу о том, насколько традиции семьи формируют ценностные ориентации человека, отражены на рис. 4.

Для большинства опрошенных (87,0%) их дом является крепостью, 11,0% респондентов не согласились с данным утверждением, у 2,0% ответ на данный вопрос вызвал затруднения.

Полученные результаты говорят о том, что в процессе формирования ценностных ориента-ций студенчества огромная роль принадлежит семье как социальному институту, важнейшая миссия которого заключается в сохранении и передаче молодому поколению традиционных ценностей, лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны.

18

Огромную

Сравнительно небольшую

Совсем не сыграла

Затрудняюсь ответить

Рис. 4. Мнения респондентов о роли семьи в формировании ценностных ориентаций человека, % к опрошенным (цвет онлайн)

Подводя итоги, можно сделать выводы, что в процессе формирования ценностных ори-ентаций студенческой молодежи в их жизни

происходит переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предшествующих поколений, формируются новые представления о

своем профессиональном будущем и будущем общества. Гипотеза исследования была доказана. Ценностные ориентации студентов Саратовской области (г. Балаково), носят специфический и противоречивый характер. С одной стороны, они выражают собственную активность молодых людей и понимание необходимости саморазвития, а с другой стороны, отражают тенденции индустриальной экономики, в основе которой находятся вещественный капитал и потребительское отношение.

Студенческая молодежь уверена в том, что через ценностные ориентации формируется и одновременно в них проявляется отношение человека к миру и происходит самоутверждение, самораскрытие сущности человека. Студены Саратовского региона показывают стремление к высокой профессионализации, что соответствует постиндустриальному укладу хозяйствования. Вместе с тем у них наблюдаются стратегии жить в свое удовольствие, стремление к богатству, карьеризм и готовность переступить через нормы морали для достижения своей цели.

Представляется, что важной задачей общества и государства сегодня является усиление поиска новых оптимальных, эффективных способов решения проблем духовно-нравственного воспитания молодежи и культурно-образовательного пространства как основной сферы жизнедеятельности молодого поколения.

Список литературы

1. Ешев М. А., Марков П. Н., Нехай В. Н., Кривола-пова А. А. Ценностные ориентации студенческой молодежи: актуальное состояние и тенденции развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2023. № 2 (319). С. 90-96. https://doi.org/10.53598/2410-3691-2023-2-319-90-96

2. Ростовская Т. К., Мулжанова Р. А. Социологический портрет молодежи (на примере Саратовской и

Нижегородской областей) // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 1 (26). С. 58-70.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М. : Канон, 1995. 352 с.

4. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль : пер. с англ. / под ред. В. И. Добренько-ва. М. : Изд-во МГУ, 1994. С. 448-464.

5. Лукман Т. О социологическом видении нравственности и нравственной коммуникации. М. : Интеллект, 1998. 314 с.

6. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М. : Политиздат, 1992. 543 с.

7. Хлопова А. И. Динамика содержания базовой ценности arbeit // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2020. № 2 (65). С. 92-100. EDN: PGCCWP

8. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль : пер. с англ. / под ред. В. И. Добренькова. М. : Изд-во МГУ, 1994. С. 335-357.

9. Третьякова О. В., Попкова А. А. Молодежь в современном обществе: система ценностей // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (65). С. 112-116. https://doi. org/10.26105/SSPU.2020.65.2.016

10. Здравомыслов А. Г. Человек и его работа. М. : Аспект Пресс, 2008. 485 с.

11. Ситникова С. В. Концептуализация ценностного пространства общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 2. С. 133-137. https://doi. org/10.18500/1818-9601-2016-16-2-133-137

12. Ивченков С. Г., Сайганова Е. В., Шахматова Н. В. Динамика социального самочувствия Саратовской молодежи: трудоустройство, ценности и опасения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 51-59. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-51-59

13. Бессчетнова О. В. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи // Общество: социология, психология и педагогика. 2023. № 2 (106). С. 17-22. https://doi.org/10.24158/ spp.2023.2.1, EDN: IUVZSJ

Поступила в редакцию 10.01.2024; одобрена после рецензирования 20.01.2024; принята к публикации 07.02.2024 The article was submitted 10.01.2024; approved after reviewing 20.01.2024; accepted for publication 07.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.