Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ СПОРТСМЕНОВ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELITE SPORTS / APPLIED PROFESSIONAL SPORTS / VALUE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL CAREER / NEED FOR ACHIEVEMENTS / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронин С.В., Дубовицкая Т.Д., Базалева Л.А., Шашков А.В., Федякина Л.К.

Цель исследования - сравнение ценностных ориентаций спортсменов, отличающихся степенью их вовлечения в спортивную деятельность. Методика и организация исследования. В ходе проведенного эмпирического исследования использовались: методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн); методика диагностики потребности в достижениях (автор Ю.М. Орлов). В качестве испытуемых выступили спортсмены-студенты Сочинского государственного университета. Результаты исследования и выводы. Установлено, что спортсмены, представляющие спорт высших достижений, характеризуются более высокими показателями ценностных ориентаций «Профессионализм» (ориентация на совершенствование в своей профессии, достижение высоких результатов) и «Вызов» (готовность к преодолению препятствий, к борьбе и стремление к победе). Так же у них более высокие показатели потребности в достижениях (стремление превзойти достигнутые результаты, настойчивость в ситуации преодоления препятствий и достижении цели). У спортсменов, представляющих профессионально-прикладной спорт, более высокие показатели по шкале «Автономия» (желание быть свободным и независимым в своей профессиональной области, не быть ограниченным жесткими правилами, самостоятельно принимать решения). Оказавшись вовлеченными в спорт в силу различных обстоятельств и достигнув определенных результатов на начальных этапах спортивной подготовки за счет имеющегося природного потенциала, в последующем такие спортсмены находят более привлекательные для них виды деятельности и могут уйти из большого спорта. Примечательно, что самые высокие показатели у обеих групп спортсменов выявлены по шкале «Служение» (стремление служить людям, желание сделать жизнь лучше, защищать права других людей, помогать им в своей профессии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронин С.В., Дубовицкая Т.Д., Базалева Л.А., Шашков А.В., Федякина Л.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations of professional sport career

Objective of the study was to compare value orientations that differ in the degree of their involvement in sports activity. Methods and structure of research. During the empirical study the following research methods were applied: the "Career Anchors" questionnaire by E. Schein for determining career-related value orientations; technique of diagnostics of the need for achievements. Sampled for the study were the sporting students of Sochi State University. Results of the study. It has been established that elite athletes are characterized by the higher levels of the following value orientations: "Expertise" (orientation towards sports perfection, achievement of high results) and "Challenge" (readiness to overcome obstacles, struggle and strive for victory). They also demonstrated higher indicators of the need for achievements (desire to exceed the results achieved, perseverance when overcoming obstacles and achieving the set goal). The athletes involved in applied professional physical training had higher indicators on the "Self-government" scale (desire to be free and independent in their professional field, not to be limited by strict rules, to make decisions independently). Being involved in sports by force of various circumstances and having achieved certain results at the initial training stages by utilizing natural potentials, such athletes find more attractive occupations and, thus, can retire from elite sports as they go forward. It is noteworthy that the highest indicators for both groups of athletes were registered on the "Serving" scale (desire to serve people, to make life better, protect other people’s rights, help them in own professional activity). Conclusion. The results obtained can be used during sport selection, since they help identify those who are truly focused on the highest achievements, ready to overcome difficulties, life obstacles and trials of their will power; as well as during trainings, as they stimulate the development and maintenance of relevant value orientations and personality traits.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ СПОРТСМЕНОВ»

ценностные ориентации профессиональном карьеры спортсменов

УДК/UDC 159.9.07

Поступила в редакцию 14.08.2019 г.

Информация для связи с автором: in-makarova@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Воронин1 Доктор психологических наук, профессор Т.Д. Дубовицкая1 Кандидат психологических наук, доцент Л.А. Базалева1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шашков1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.К. Федякина1 1 Сочинский государственный университет, Сочи

VALUE ORIENTATIONS OF PROFESSIONAL SPORT CAREER

PhD, Associate Professor S.V. Voronin1 Dr.Sc.Psych., Professor T.D. Dubovitskaya1 PhD, Associate Professor L.A. Bazaleva1 PhD, Associate Professor A.V. Shashkov1 PhD, Associate Professor L.K. Fedyakina1 1 Sochi State University, Sochi

□ и

Аннотация

Цель исследования - сравнение ценностных ориентаций спортсменов, отличающихся степенью их вовлечения в спортивную деятельность. Методика и организация исследования. В ходе проведенного эмпирического исследования использовались: методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн); методика диагностики потребности в достижениях (автор Ю.М. Орлов). В качестве испытуемых выступили спортсмены-студенты Сочинского государственного университета. Результаты исследования и выводы. Установлено, что спортсмены, представляющие спорт высших достижений, характеризуются более высокими показателями ценностных ориентаций «Профессионализм» (ориентация на совершенствование в своей профессии, достижение высоких результатов) и «Вызов» (готовность к преодолению препятствий, к борьбе и стремление к победе). Так же у них более высокие показатели потребности в достижениях (стремление превзойти достигнутые результаты, настойчивость в ситуации преодоления препятствий и достижении цели). У спортсменов, представляющих профессионально-прикладной спорт, более высокие показатели по шкале «Автономия» (желание быть свободным и независимым в своей профессиональной области, не быть ограниченным жесткими правилами, самостоятельно принимать решения). Оказавшись вовлеченными в спорт в силу различных обстоятельств и достигнув определенных результатов на начальных этапах спортивной подготовки за счет имеющегося природного потенциала, в последующем такие спортсмены находят более привлекательные для них виды деятельности и могут уйти из большого спорта. Примечательно, что самые высокие показатели у обеих групп спортсменов выявлены по шкале «Служение» (стремление служить людям, желание сделать жизнь лучше, защищать права других людей, помогать им в своей профессии).

Ключевые слова: спорт высших достижений, профессионально-прикладной спорт, ценностные ориентации, профессиональная карьера, потребность в достижениях.

Annotation

Objective of the study was to compare value orientations that differ in the degree of their involvement in sports activity.

Methods and structure of research. During the empirical study the following research methods were applied: the "Career Anchors" questionnaire by E. Schein for determining career-related value orientations; technique of diagnostics of the need for achievements. Sampled for the study were the sporting students of Sochi State University.

Results of the study. It has been established that elite athletes are characterized by the higher levels of the following value orientations: "Expertise" (orientation towards sports perfection, achievement of high results) and "Challenge" (readiness to overcome obstacles, struggle and strive for victory). They also demonstrated higher indicators of the need for achievements (desire to exceed the results achieved, perseverance when overcoming obstacles and achieving the set goal). The athletes involved in applied professional physical training had higher indicators on the "Self-government" scale (desire to be free and independent in their professional field, not to be limited by strict rules, to make decisions independently). Being involved in sports by force of various circumstances and having achieved certain results at the initial training stages by utilizing natural potentials, such athletes find more attractive occupations and, thus, can retire from elite sports as they go forward. It is noteworthy that the highest indicators for both groups of athletes were registered on the "Serving" scale (desire to serve people, to make life better, protect other people's rights, help them in own professional activity).

Conclusion. The results obtained can be used during sport selection, since they help identify those who are truly focused on the highest achievements, ready to overcome difficulties, life obstacles and trials of their will power; as well as during trainings, as they stimulate the development and maintenance of relevant value orientations and personality traits.

Keywords: elite sports, applied professional sports, professional career, need for achievements.

value orientations,

£ Г.

CL

4—

о

OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Профессиональная карьера, понимаемая как выбор профессии и продвижение в ней, может быть реализована человеком в самых различных сферах, в том числе и в спорте - в виде достижения определенного уровня спортивного мастерства и успехов в соревнованиях. Спортивная карьера, согласно Н. Б. Стамбуловой [4], начинается достаточно рано, связана с постоянным самосовершенствованием, направлена на достижение высоких

спортивных результатов в одном или нескольких видах спорта и нуждается в психологическом сопровождении. Исследованию спортивной карьеры посвящены также работы других авторов [2, 3, 5].

Характер карьеры, в каком направлении и в какой мере человек будет реализовывать себя в профессиональной деятельности, в значительной мере обусловливается его ценностями и ценностными ориентациями (установками), высту-

пающими, согласно В. Шейну, внутренними побуждениями к деятельности и названные им «якоря карьеры». В связи с этим представляет практический интерес сравнение ценностных ориентаций профессиональной карьеры у разных групп спортсменов. В частности, особенности ценностных ориентаций спортсменов силовых единоборств на различных этапах тренировочного процесса отражены в статье А. А. Бобрищева, К. В. Мотовичева [1].

Цель исследования - сравнение ценностных ориентаций спортсменов, отличающихся степенью их вовлечения в спортивную деятельность.

Методика и организация исследования. В ходе проведенного эмпирического исследования использовались: методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн); методика диагностики потребности в достижениях (автор Ю. М. Орлов).

В качестве испытуемых выступили спортсмены - студенты Сочинского государственного университета, обучающиеся по направлениям подготовки «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии развития», среди которых были выделены две группы: 1) спортсмены (СВД), представляющие спорт высших достижений (27 человек); 2) спортсмены (ППС), представляющие профессионально-прикладной спорт (42 человека). Сравнение данных групп обусловлено значимыми различиями в их образе жизни, физических нагрузках и волевых усилиях, которые они испытывают. То напряжение, которое приходится регулярно преодолевать спортсменам, представляющим спорт высших достижений, должно иметь для них особый смысл и обусловливаться определенными ценностями.

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ средних арифметических показателей ценностных ориентаций показал, что спортсмены, представляющие спорт высших достижений, имеют значимо более высокие показатели ценностных ориентаций по следующим шкалам: «Профессиональная компетентность» (р<0,05), «Вызов» (р<0,01); «Стабильность места жительства» (р<0,05); в то же время у данной группы спортсменов, по сравнению со спортсменами, представляющими прикладной спорт, выявлены значимо более низкие показатели ценностной ориентации «Автономия» (р<0,05). Полученные результаты свидетельствуют о следующих отличительных особенностях спортсменов разных групп (см. таблицу).

Спортсменам, представляющим спорт высших достижений, в большей степени свойственна ориентация на конкуренцию, соревновательную деятельность, решение неразрешимых проблем, преодоление препятствий, готовность к борьбе и стремление к победе. Также у них более выражено стремление к постоянному совершенствованию в осуществляемой деятельности и достижению максимально высоких

результатов. При этом отмечающиеся более высокие показатели по шкале «Стабильность места жительства» обусловлены, скорее всего, переживаемыми ими трудностями переездов и командировок, которые связаны с необходимостью участия в соревнованиях. У данной группы спортсменов выявлены также более высокие средние арифметические показатели потребности в достижениях (15,8 и 14,5 балла соответственно; и-эмп=386, р<0,05). То есть они в большей степени стремятся превзойти достигнутые ими самими или другими результаты, проявляют большую настойчивость в ситуации преодоления препятствий и достижении цели, стремятся решить поставленную задачу.

Спортсмены, представляющие прикладной спорт, характеризуются более выраженными стремлениями быть свободными и независимыми в своей профессиональной области, самостоятельно принимать решения, не быть ограниченными внешне навязываемыми правилами, режимом дня и питания, регламентацией способов выполнения действий. Соответственно, даже при наличии необходимого психофизического потенциала к достижению высоких спортивных результатов они могут отказываться от их реализации в силу внутренней неприемлемости ограничений своей жизнедеятельности, связанных со спортом. Оказавшись вовлеченными в спортивную деятельность в силу различных обстоятельств и достигнув определенных результатов на начальных этапах спортивной подготовки, в последующем такие спортсмены могут найти более привлекательные виды деятельности, в которых они чувствуют себя более свободно, сами определяют круг своих обязанностей и требований, самостоятельно выстраивают траекторию своей профессиональной и личностной реализации. При этом они могут связать свою жизнь с профессиями, в которых их спортивные навыки будут востребованы.

Примечательно, что у обеих групп спортсменов наибольшие баллы и в равной степени выявлены по ценностной ориентации «Служение» (35,98 и 36,63 балла соответственно). Спортивная деятельность, как известно, требует значительных волевых усилий, выхода за пределы своих возможностей, преодолений боли и других видов дискомфорта. Все это предполагает в своей основе определенный смысл, который, в свою очередь, вкладывается в спортсмена тренерами, родителями, спортивными психологами, коллегами по работе, средствами массовой информации и др. Тем самым высшим смыслом для спортсмена становится стремление служить своей стране, принести пользу отечеству, людям, желание сделать свою жизнь и жизнь других лучше, благодаря этому чувствовать свою значимость, получать подтверждение своей ценности, самоутверждаться.

Выводы. Спортсмены, представляющие спорт высших достижений, характеризуются более высокими показателями ценностных ориентаций «Профессионализм» (ориентация на совершенствование в своей профессии, достижение

Результаты сравнения средних арифметических показателей ценностных ориентаций профессиональной карьеры у различных групп студентов

№ п/п Наименование ценностных ориентаций ППС СВД и-эмп Манна-Уитни Уровень значимости различий, р

1 Профессиональная компетентность 30,404 35,333 420,5 <0,05

2 Менеджмент 28,810 29,556 554,0 -

3 Автономия (независимость) 36,214 31,778 402,0 <0,05

4 Стабильность работы 29,143 30,926 489,5 -

5 Стабильность места жительства 18,512 23,000 430,0 <0,05

6 Служение 37,119 37,889 561,0

7 Вызов 28,143 35,556 354,0 <0,01

8 Интеграция стилей жизни 35,976 36,630 560,5 -

9 Предпринимательство 32,833 31,185 510,5 -

Примечание. ППС - профессионально-прикладной спорт; СВД - спорт высших достижений.

№ 2 • 2020 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

высоких результатов) и «Вызов» (готовность к преодолению препятствий, к борьбе и стремление к победе), а также более высокими показателями потребности в достижении. Спортсмены, представляющие профессионально-прикладной спорт, имеют более высокие показатели ценностной ориентации «Автономия» (желание быть свободным и независимым в своей профессиональной области, не быть ограниченным правилами, самостоятельно принимать решения). Обе группы спортсменов показали наибольшие баллы по ценностной ориентации «Служение», что, по-видимому, помогает им морально преодолевать те значительные трудности и испытания, которые связаны с их спортивной деятельностью. В соответствии с полученными результатами отбор спортсменов и тренировочная работа с ними должны строиться с учетом ценностных ориентаций, значимых для них в их карьере.

Литература

1. Бобрищев А.А. Карьерные ориентации спортсменов силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях [Электронный документ] / А.А. Бобрищев, К.В. Мотовичев // https://cyberleninka.ru/artide/n/kariemye-orientatsN-sportsmenov-silovyh-edinoborstv-s-razlichnym-urovnem-psihologicheskoy-gotovnosti-k-sorevnovatelnoy (дата просмотра 21.07.19).

2. Горская Г.Б. Психологические ресурсы и барьеры самореализации спортсменов на разных этапах спортивной карьеры / Г.Б. Горская // Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта (11-12 мая 2017 г.) / под общ. ред. Ю.В. Бай-ковского, А.В. Вощинина. - М.: РГУФКСМиТ, 2017. - С. 141-145.

3. Макарова И.Н. Технологии психологической подготовки спортсменов в вузе для Олимпиады Сочи-2014 / И.Н. Макарова // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. - № 4 (10). - С. 70-79.

4. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: автореф. дис. ... докт. психол. наук / Н.Б. Стамбулова. - СПб., 1999. - 41 с.

References

1. Bobrishchev A.A., Motovichev K.V. Karernye orientatsii sportsmenov silovykh edinoborstv s razlichnym urovnem psikhologicheskoy gotovnosti k sorevnovatelnoy deyatelnosti v ekstremalnykh situatsiyakh [Career orientations of martial artists with different levels of psychological fitness for competitive activity in extreme situations [Electronic document] https://cyberleninka.ru/article/n/kariernye-orientatsii-sportsmenov-silovyh-edinoborstv-s-razlichnym-urovnem-psihologicheskoy-gotovnosti-k-sorevnovatelnoy (data prosmotra 21.07.19).

2. Gorskaya G.B., Baykovsky Yu.V., Voshchinin A.V. [ed.] Psikhologicheskie resursy i barery samorealizatsii sportsmenov na raznykh etapakh sportivnoy karery [Psychological resources and barriers of athletes' self-realization at different stages of sports career]. Rudikov conference: Proc. XIII International res.-practical conference of Physical education and sports psychologists (May 1112, 2017). M.: RGUFKSMiT publ., 2017. pp. 141-145.

3. Makarova I.N.Tekhnologii psikhologicheskoy podgotovki sportsmenov v vuze dlya Olimpiady Sochi-2014 [Technologies of academic mental conditioning of athletes for Sochi 2014 Olympics]. Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta turizma i kurortnogo dela. 2009. no. 4 (10). pp. 70-79.

4. Stambulova N.B. Psikhologiya sportivnoy karery [Psychology of sports career]. Doct. diss. abstr.. St. Petersburg, 1999. 41 p.

5. Wylleman P.R.F. The career development of elite athletes: a lifespan perspective. 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. V.1. Thessaloniki, 2004. pp. 14-15.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИК0-ТАКТИЧЕСК0И

ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Родин1

1Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

УДК/UDC 796.05

Ключевые слова: спортивные игры, технико-тактическая подготовка, информационное обеспечение.

Цель исследования - изучить и обосновать критерии эффективного информационного обеспечения технико-тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в период с 2005 по 2019 г, в нем приняли участие спортсмены различной квалификации в возрасте от 10 до 24 лет, специализирующиеся в волейболе и баскетболе. В процессе исследования применялся автоматизированный биомеханический комплекс и психофизиологическая диагностическая методика. Изучение скорости ответных действий и моторное выполнение двигательного акта позволили оценить эффективность информационного воздействия на спортсмена с помощью тренерских ключей, описывающих детали формирования технико-тактического мастерства в процессе выполнения специализированных упражнений в конкретной игровой ситуации.

Результаты исследования и их обсуждение. Для эффективного формирования индивидуального технико-тактического мастерства тренер обязан применять различные варианты срочной информации, которая обеспечивает уточнение выполнения задания, его восприятия и оценки конкретных характеристик движения.

Логика проведения научных исследований свидетельствует, что для эффективного выполнения двигательного задания требуется обратная связь между тренером и спортсменом, которая является основой любого програм-

INFORMATIONAL SUPPORT OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF TEAM ATHLETES

PhD, Associate Professor A.V. Rodin1 1Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk

Поступила в редакцию 14.09.2019 г.

мированного обучения. В свою очередь, основной задачей программированного формирования индивидуальных технико-тактических действий является определение ведущих принципов и законов для понимания сущности структурности движений в спортивных играх на основе данных срочной информации.

Биомеханические и психофизиологические исследования показали, что для повышения технико-тактического мастерства спортсменов в игровых видах спорта ведущее значение имеет информационное обеспечение, которое базируется на принципах многоструктурности и перестройки системы движений, а также законах поэтапного построения системы движений, стабилизации вариативности действий и оптимизации динамической структуры.

Вывод. Описанные выше многочисленные закономерности применяются при конкретизации перечисленных принципов и законов, которые помогают раскрыть информационную составляющую двигательного действия в спортивных играх и создают благоприятные условия для формирования индивидуального технико-тактического мастерства.

Использованная литература

1. Губа В.П. Модернизация теории и методики спортивных игр / В.П. Губа, А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 4. - С. 16-19.

2. Родин А.В. Теоретико-методическое обоснование биомеханического компонента индивидуальных тактических действий спортсменов в игровых видах спорта / А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 2. - С. 47.

Информация для связи с автором: rodin67@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.