Научная статья на тему 'Ценностные ориентации приемных родителей'

Ценностные ориентации приемных родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
772
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / НЕЭФФЕКТИВНЫЕ РОДИТЕЛИ / EFFECTIVE ADOPTIVE PARENTS / INEFFICIENT ADOPTIVE PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Япарова Ольга Георгиевна

Статья посвящена описанию убеждений, целей и ценностей провинциальных родителей, принимающих на воспитание детей-сирот. Было выявлено, что некоторые убеждения и ценности неэффективных приемных родителей относительно семьи, детей, собственных способностей мешают установлению взаимопонимания с детьми и усложняют процесс адаптации членов приемной семьи. Показано, что эффективные приемные родители альтруистичны, социально ориентированы и видят свое предназначение в служении людям, и прежде всего детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Япарова Ольга Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of adoptive parents

The work is devoted to the description of believes, purposes and values of provincial parents who have adopted children. The author reveals that some believes and values of inefficient adoptive parents concerning family, children and their own abilities prevent them from establishing mutual understanding with children and complicate the process of adaptation of foster family members. The author also shows that effective adoptive parents are altruistic, socially oriented and see their destiny in service to people and, first of all, to children.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации приемных родителей»

О. Г. Япарова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Работа представлена кафедрой психологии и психофизиологии ребенка.

Научный руководитель - доктор биологических наук, профессор Е. И. Николаева

Статья посвящена описанию убеждений, целей и ценностей провинциальных родителей, принимающих на воспитание детей-сирот. Было выявлено, что некоторые убеждения и ценности неэффективных приемных родителей относительно семьи, детей, собственных способностей мешают установлению взаимопонимания с детьми и усложняют процесс адаптации членов приемной семьи. Показано, что эффективные приемные родители альтруистичны, социально ориентированы и видят свое предназначение в служении людям, и прежде всего детям.

Ключевые слова: эффективные приемные родители, неэффективные родители.

O. Yaparova

VALUES OF ADOPTIVE PARENTS

The work is devoted to the description of believes, purposes and values of provincial parents who have adopted children. The author reveals that some believes and values of inefficient adoptive parents concerning family, children and their own abilities prevent them from establishing mutual understanding with children and complicate the process of adaptation of foster family members. The author also shows that effective adoptive parents are altruistic, socially oriented and see their destiny in service to people and, first of all, to children.

Key words: effective adoptive parents, inefficient adoptive parents.

Введение. Приемный родитель - сравнительно недавно существующая общественная функция-роль. Выполнение этой роли накладывает большую ответственность на того, кто примеривает ее на себя, и на того, кто принимает участие в отборе кандидатов

на эту роль. Известно, что позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности (к обществу, труду, людям, самому себе), установок и мотивов, целей и ценно-

стей [1]. Очевидно, что убеждения, которые каждый из нас имеет по отношению к собственной личности, другим людям и миру в целом, оказывают значительное влияние на наш опыт [2]. А ценности оказывают определяющее влияние на целостность нашей личности. Нам представляется, что прогнозирование эффективного функционирования приемных семей возможно с помощью изучения ценностных ориентаций приемных родителей. Целью данного исследования стало изучение ценностных ориентаций эффективных и неэффективных приемных родителей.

Объекты наблюдения и методы исследования. В исследовании приняли участие 89 человек. Все испытуемые были разбиты на три группы. Первую группу составили эффективные приемные родители (51 человек), вторую - неэффективные приемные родители (8 человек), 3 - кровные родители (30 человек).

Группы были сформированы из родителей, обратившихся в психологический центр за различного рода помощью: приемные родители проходили обязательное тестирование, необходимое при сопровождении приемных семей. 16 человек из числа кровных родителей составили педагоги школ, принявшие участие в «Тренинге родительской компетентности» в том же центре, 14 человек обратились в него за помощью в связи с психологическими проблемами у детей.

Следовательно, общим для всех групп было стремление к сотрудничеству с психологом в разрешении типичных детско-родительских проблем. В то же время приемные родители не составляли однородную группу, поскольку внутри нее выделялись родители более или менее успешные. Именно поэтому из родителей, у которых не было случаев отказа от детей, была сформирована группа эффективных родителей, тогда как родители, которые либо отказались от детей, либо в течение 2 лет не достигли взаимопонимания с приемными детьми (о чем есть свидетельства социальных работников и психолога), составили группу «неэффективных».

Все испытуемые заполнили тест неоконченных предложений, касающийся ценност-

ных представлений родителей. В настоящей работе представлены только данные, достоверно отличающие группы родителей на основании критерия Стьюдента.

Результаты исследований. При продолжении предложения «Приемный ребенок...» обнаружились различия между кровными и эффективными приемными родителями (р = 0,02). Ожидаемые ответы дали кровные родители. Для 56,7% кровных родителей приемный ребенок - большая смелость и ответственность, не приносящая радости, ведь дети-сироты - это дети с большими проблемами. 20% кровных родителей никогда не задумывались об этом. Мнение 6,7% кровных родителей отражает распространенный стереотип отдельной части общества о том, что приемный ребенок является, скорее всего, «средством заработать, так как за это платят» и «не будет родным». Эффективные приемные родители достоверно чаще кровных считают, что приемный ребенок - «двойное счастье, подаренное семье и приемному ребенку; будет хорошо себя чувствовать, если поймет, что его взяли в семью из-за любви, и если родители не будут делать различия между своим и приемным ребенком; так же желанный, как свой; он уже мой ребенок; родной ребенок, нет никаких отличий».

При продолжении утверждения «Моя мать.» не обнаружено значимых различий, однако процент неэффективных приемных родителей, давших отрицательное описание собственной матери, выше, чем родителей из других групп. Так, среди их ответов часто встречаются: «всегда была занята и усталая; хуже всех». В основном же родители из всех групп описывают собственных матерей тепло: «очень хорошая умная женщина; прекрасный человек, родившая 7 детей; самый дорогой мне человек; образец для подражания».

При продолжении утверждения «По сравнению с большинством других семей.» значимые различия обнаружены в группах эффективных и неэффективных приемных родителей (р = 0,01). Только половина неэффективных приемных родителей рассматривают свою семью дружной, счастливой, с достатком, треть считает, что их семья не от-

личается от остальных. При этом 79% эффективных приемных родителей довольны своими семьями («наша семья дружная; моя семья живет в достатке; у нас тепло и стабильно; мы живем хорошо; моя крепче стоит на ногах; в моей - покой, уют, любовь; нам живется легче; в нашей семье больше взаимопонимания; у нас семья порядочная и счастливая; моя семья удалась, особенно с детьми, мы понимаем друг друга, уважаем взаимно; мы счастливы».

При продолжении утверждения «Если ребенок провинился, то родитель.» выявились значимые различия между эффективными приемными и кровными родителями (р = 0,001), между неэффективными приемными и кровными родителями (р = 0,02). Четверть неэффективных приемных родителей за то, чтобы безоговорочно наказывать детей за провинность. Подавляющая же часть эффективных приемных родителей считают, что сначала необходимо выяснять причины, объяснять ребенку, что он не прав, больше с ним разговаривать, а уж потом при необходимости наказывать.

Значимые различия обнаружились в категории «Страхи и негативные переживания». В утверждении «Я нервничаю, когда.» значимые различия обнаружились между эффективными и неэффективными приемными родителями (р = 0,008). Основная причина переживаний неэффективных приемных родителей заключается в невыполнении требований и нарушении правил: «ему говоришь одно, а он делает обратное; дети меня не слушаются, а делают мне назло». Эффективные приемные родители в большей степени, чем неэффективные родители, переживают и тревожатся из-за детей: «мои дети поздно возвращаются; ребенка нет дома, где-то задерживается; дома нет ребятишек, когда вообще дома кого-нибудь нет; ребенок где-то задерживается или заболеет; ребенок обманывает, ворует, не хочет делать то, что ему не нравится; ребенок плачет, и я не понимаю причину (касается годовалого сына); ребенок заболеет, опаздывает откуда-нибудь, со школы, улицы или что-нибудь не ладится с уроками, а я не мо-

гу объяснить; моего ребенка нет долго из школы, когда у него плохой аппетит».

При завершении утверждения «Меня беспокоит...» обнаружены значимые различия между эффективными и неэффективными приемными родителями (р = 0,000). Ответы эффективных приемных родителей демонстрируют мудрость, глубину, истинную заинтересованность судьбами детей: «будущее моих детей; мои дети и их будущее; дальнейшая жизнь моих приемных детей, так как Кате 15 лет - уже! - но она не готова к самостоятельности; образование детей и их дальнейшая судьба». Для неэффективных приемных родителей важным являются ежедневные заботы, прежде всего учеба и поведение детей и жизнь семьи в целом. Возможно, переживания, связанные с постоянным контролем за «правильным» поведением детей, мешают установлению естественных, неформальных отношений внутри семьи в неэффективных семьях.

Значимые различия обнаружены при продолжении утверждения «Если б я мог.», описывающие мечты и планы на будущее. Обнаружены значимые различия между эффективными и неэффективными приемными родителями (р = 0,000). Главное желание эффективных приемных родителей состоит в том, чтобы помогать детям: «перевернула бы горы для своих детей; я бы сделала все, чтобы дети выросли достойными гражданами страны; я бы сделала так, чтоб дети рождались здоровыми и не было безработицы и бедных и у всех детей были родные родители; то помогла бы нуждающимся, больным детям; все проблемы детей взять на себя; вернуть время, раньше взяла бы детей под опеку или усыновить». Неэффективные родители дают самый большой процент (50%) размытых, неопределенных ответов: «что-то исправить, многое изменить» - по сравнению с кровными (17,7%) и эффективными родителями (1,5%). В отличие от остальных групп у неэффективных родителей отсутствуют ответы, описывающие желание помогать детям. Интересно, что треть неэффективных родителей сохранили детские мечты и желание изменить мир: «вернула бы время моло-

дости; дожить до 100 лет; летать; их исправить, но они неисправимы».

При продолжении утверждения «Моя мечта.» обнаружены значимые различия между эффективными и неэффективными приемными родителями (р = 0,02) и между эффективными и кровными родителями (р = 0,007). Эффективные родители достоверно чаще связывают свои мечты с детьми и в меньшей степени с хозяйством, большим домом: «чтоб мои дети оставались людьми; видеть своих детей и внучат счастливыми; взять еще детей; вырастить здоровых, добрых детей; как можно больше дать жизненных знаний; сбылась, у меня есть дочь и прибавился сын; иметь большую дружную семью и семейный детский дом; вырастить детей хорошими людьми; видеть детей образованными, честными, счастливыми; выучить детей и чтобы у них были полные семьи; сделать Женю (приемного ребенка) счастливым». Обращает внимание тот факт, что как для кровных родителей, так и для неэффективных родителей достоверно значимыми пока являются мечты о бытовом благополучии: «большой дом с садом, муж, крепкая семья; отдельная квартира; большой дом, где мы вместе и нас много; хороший уютный дом», «достроить дом; построить дом; чтобы дети добились своих желаний, и был просторный дом».

При продолжении утверждения «Думаю, что я достаточно способен, чтобы.» достоверные различия обнаружены между эффективными и неэффективными приемными родителями (р = 0,04). Эффективные приемные родители демонстрируют достоверно высокую степень способности любить детей, заботиться о них, стремится сделать их счастливыми и образованными «дать детям много, так как имею большой опыт педагогической работы; дети не нуждались в любви и ласке и материальных благах; поднять на ноги приемных детей, научить их хорошему; у детей было беззаботное и спокойное детство; дать детям все, понимать их и помочь в трудную минуту; вырастить, воспитать своих детей и приемных; вырастить достойных хороших детей».

Заключение. Таким образом, из 30 утверждений теста по 12 утверждениям обнаружены достоверные различия. Для эффективных приемных родителей основной и определяющей ценностью являются дети. Страхи, переживания, воспоминания о прошлом, настоящее, мечты и планы на будущее, собственные способности связаны с воспитанием и развитием детей. Эффективные родители в большей степени социально центрированы и альтруистичны, в то время как фокус внимания кровных и неэффективных родителей сосредоточен на собственных переживаниях и размышлениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойков Д. И., Бойкова С. В. Социальная компетентность ребенка как основа его успешности и безопасности // Социальная защита детства: материалы межд. конф. «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги» / под ред. К. В. Султанова. СПб., 2006. С. 191-196.

2. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Ави-ценум, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.