которые формируются прижизненно в процессе социального взаимодействия (Л.С. Выготский,
Н.И. Лисина). Мы считаем, что развитие личности основано на врожденных аффективных механизмах (имитации и эмпатии), функционирование которых возможно только при условии задействованной системы знаков культуры, самоидентификации (аффективно-когнитивной) с иным. В отличие от Э. Эриксона, который рассматривал консолидацию Я-идентичности как происходящую бессознательно в процессе общения, мы считаем, что она охватывает все уровни психики и все компоненты человеческой личности. Механизм самоидентификации в процессе социализации/инкультурации можно представить так: подражание/эмпатия - различение себя с иным/обособление от других - узнавание/идеализация - понимание/применение универсального в конкретной жизненной ситуации.
Литература
1. Аверьянов Л.Я. Порог социализации. [Электронный ресурс]. - ЦРЬ: http://sbiblio.com/biblio/archive/ ауег_роп^/ poisk5_10.aspx.
2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / пер. с англ. Н.М. Падалко. - М.: Класс, 1998. - 80 с.
3. Волынская Л.Б. Динамика социокультурной адаптации личности: автореф. дис. ... д-ра культурологии. - М., 2009. - 36 с.
4. Гадамер Г.-Г. Искусство и подражание. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.
5. Кляйн М. Ненависть, зависть, любовь, сочувствие. -М.: Астер-Х, 2012. - 116 с.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. -456 с.
7. Рубинштейн С.Л. Жизненный путь личности. -СПб.: Питер, 2000 - 712 с.
8. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
9. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. - М.: Академический Проект, 2007. - 479 с.
10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -С. 172-181.
11. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000. - 415 с.
12. Якобони М. Отражаясь в людях: почему мы понимаем друг друга / пер. с англ. Л. Мотылев. - М.: Юнайтед Пресс, 2011. - 366 с.
Мазур Любовь Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов, e-mail: [email protected].
Mazur Lyubov Ivanovna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of philosophy, National University «Lvov Polytechnic», Lvov, e-mail: lyubovmazur@ mail.ru.
УДК 316.752 © М.К. Гайдай, Ю.Р. Герасимова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
В статье рассмотрено мнение осужденных к лишению свободы по вопросам ценности человеческих качеств, смысла жизни и его слагаемых, взглядов на будущее.
Ключевые слова: ценности, осужденные, пенитенциарное учреждение, смысл жизни.
M.K. Gaidai, Yu.R. Gerasimova
THE VALUE SYSTEM OF CONVICTS
The article discusses the opinions of convicts concerning the issues ofpersonal features ’ value, sense of life and its components and their views on future life.
Keywords: values, convicts, penitentiary institution, sense of life.
Одним из важных средств социальной регуляции человеческой деятельности выступают ценности - основные принципы, которые определяют отношение индивида и социальных групп к общепринятым образцам поведения, мышления. Ценности являются ориентирами человека в его жизнедеятельности. Однако социальная действительность, а также и сам человек подвержены постоянному развитию, изменению. С течением времени изменяется и цен-
ностная направленность человека. Кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе в конце прошлого - начале нынешнего тысячелетия: смена политической власти, переориентация экономики на рыночные отношения, разгосударствление и приватизация, повлекли за собой новые ценностные ориентиры. Однако адаптироваться к новым социальным реалиям смогли далеко не все, что вызвало расслоение населения страны по доходам, резкое различие в
материальных возможностях разных групп населения: появление слишком богатых и очень бедных, бездомных людей, как следствие - усиление социальной напряженности, ухудшение криминогенной обстановки. Нередко прежние ценности попросту перечеркивались, а их место занимали пришедшие с западной культурой, нетрадиционные для нашей страны, ценности индивидуализма. Социальная нестабильность и смена ценностных ориентаций привели к тому, что в местах лишения свободы оказалось большое число наших сограждан. К примеру, в 1995 г. в местах лишения свободы находилось 1018,0 тыс. человек [1]. Конечно, в последние годы ситуация несколько меняется, что в ряде случаев обусловлено и начавшимся реформированием уголовно-исполнительной системы, отправной точкой которого можно считать утверждение в октябре 2010 г. Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 г.
Данная статья посвящена изучению ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы и подготовлена на основе результатов анкетного опроса, проведенного авторами в конце 2012 г. в исправительных учреждениях Иркутской области.
В литературе одной из распространенных является трактовка ценностей как значимости (важности) чего-либо для человека, социальной группы или общества в целом. Жизнь человека включает различные стороны и аспекты окружающей его действительности, и многообразие явлений, окружающих человека, а также его потребностей, порождает различные основания для иерархии ценностных ориентаций. Поэтому нередко ценности одних людей отличны от ценностей других. В жизни каждый человек обязательно руководствуемся теми или иными ценностями, т.е. тем, что для него имеет значение. Жизненные ориентиры, заложенные в человека с детства, определяют всю его последующую жизнь, его цели, поступки, образ жизни, характер.
В связи с этим особый интерес представляет изучение ценностей осужденных, отбывающих наказание в закрытой социальной системе, которую составляют различного рода отношения, взгляды, предположения, мнения по поводу значения культуры и науки в жизнедеятельности человека, ценностей, успеха, идеалов, смысла жизни, будущего, религии и т.д.
С одной стороны, ценности которые сформировались у человека еще до пребывания в исправительном учреждении, он привносит с со-
бой в новую для него закрытую систему, а с другой стороны - резкое и кардинальное изменение жизнедеятельности, связанное с пенитенциарным учреждением нередко заставляет пересмотреть существовавшую прежде ценностную систему. Подобный пересмотр может быть связан как с духовным перерождением личности, осознанием своей вины, иногда приходом к Богу и вере, а также и с изменением жизненных реалий, новым потребностями.
В пенитенциарии почти всегда осужденные находятся под чьим-то присмотром (сотрудники исправительного учреждения (ИУ), такие же осужденные-сокамерники). Достаточно сложно, а порой и невозможно остаться наедине с собой. Поэтому особенно важно найти взаимопонимание и определенные условия для взаимодействия с другими людьми. В связи с этим респондентам было предложено определить значимые для них в других людях качества личности (рис. 1).
Мнения осужденных по вопросу значимости человеческих качеств, распределись следующим образом: наиболее значимыми качествами являются - честность (43,4%), порядочность (42,3%), доброта (36,9%), трудолюбие (34,9%); менее значимыми - преданность (25,7%), чувство собственного достоинства (24,8%), целеустремленность (24,8%), скромность (23%), милосердие (20,1%), предприимчивость (16,3%), патриотизм (14,8%), принципиальность (12,2%), амбициозность (12,1%) и в качестве иных (1,7%) отметили искренность, понимание, непредатель-ство. Подобный выбор со стороны осужденных, которым в большинстве своем, указанные черты не свойственны, может быть объяснен с одной стороны тем, что осужденные в собственных глазах и глазах окружающих хотят выглядеть другими - лучше, чем они есть на самом деле, а с другой - тем, что в условиях отбывания наказания происходит некая переоценка человеческих качеств и, находясь в местах лишения свободы, человек как раз и нуждается в проявлении по отношению к себе подобных черт. Более того, некоторые авторы полагают, что «ценность... представляет собой не просто необходимую и должную, но и желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные, межчеловеческие отношения, а через них и на социальную практику» [2, с. 23]. Таким образом, выбранные осужденными положительные черты человека могут являться для некоторых, той желанной целью, о которой говорит автор.
Как уже отмечалось, особо остро понимание ценностей и их переоценка происходит у наших респондентов в условиях отбывания наказания. Особенно это касается осознания смысла жизни, представления о котором напрямую связаны с индивидуальными ценностями личности. Вопрос о смысле жизни относится к разряду тех, которые рано или поздно задает себе каждый человек. Когда же в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это сказывается на качестве самой жизни. Считаем уместным привести слова Е. Сикирич: «жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он
становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия» [3], т.е. человек становится управляемым, слабохарактерным, легко убеждаемым для достижения различных целей и интересов других людей. В работе М. Веллера «Все о жизни» есть такие слова: стремление к смыслу жизни - это стремление к своей значительности. Стремление к смыслу жизни - это аспект стремления к максимальным действиям. Поиск смысла жизни - разновидность потребности в страдании. И в итоге: смысл жизни - «это вечное несоответствие между тем, что ты есть - и тем, чем ты в идеале хочешь быть» [4, с. 387, 406].
□ ценные человеческие черты (качества)
Рис. 1. Качества, ценимые осужденными в людях, %
Что касается осужденных к лишению свободы, то 54,1% опрошенных нами, на вопрос: «есть ли у Вас смысл жизни на сегодняшний день?» ответили положительно, 24,1% - отрицательно, 19,2% отметили, что смысл был до осуждения, а сейчас его нет, и только 2,6% указали, что смысла не было и нет. Следовательно, 45,9% респондентов можно назвать «лишенными смысла жизни», но в тоже время это люди, которые в условиях отбывания наказания могут попытаться его найти. Ведь как в свое время сказал И. Бродский - «тюрьма - это недостаток пространства, восполняемый избытком времени», и заполнить его осужденный может, в том числе и рефлексируя над прожитой жизнью, представляя будущее и т.п. А вот в каком направлении будет выстроен «поиск чего-то устойчивого в хаосе бытия» (поиск смысла жизни) зависит от многих факторов, но варианта, как правило, два: путь исправления с принятием социально одобряемых ценностей, культуры и т.п. и следование пенитенциарной субкультуре и
принятие ее псевдоценностей. Часть респондентов (2,6%), ответивших, что смысла жизни нет и не было, можно соотнести с теми 2% респондентов, которые отнесли себя к лицам без определенного места жительства, поскольку данной категории лиц, как правило, и присуще отсутствие смысла жизни.
Наряду с признанием наличия или отсутствия такого важного понятия, как «смысл жизни», имеет значение, какие именно слагаемые осужденные вкладывают в него. Так, для реализации смысла жизни важными по степени значимости ими признаются следующие: создание хорошей, дружной семьи (46,1%), благополучие и здоровье родных и близких (29,9%), удачный брак по любви (27,6%), любить и быть любимым (27,2%), финансовое благополучие, устроенный быт (26,4%), жизнь по совести (26,2%), наличие верных друзей (24,5%), независимость (20,7%), получение удовольствия от жизни (17,5%), душевное равновесие (17,5%), успешная реализация в профессиональной деятельности (15,8%),
получение хорошего образования (профессии) (12,9%), бескорыстная помощь другим, добродетель, милосердие (12,6%), борьба с несправедливостью (11,2%), уважение и престиж (10,5%), наличие власти, силы, высокого должностного положения (8%), патриотизм (7,8%), удачный брак по расчету (7,5%).
В свою очередь, на сайте zpsy.ru с 2005 по 2009 гг. был проведен опрос всех желающих по вопросу - «в чем заключается Ваш смысл жизни?», в опросе приняло участие 26876 человек из 11 стран. Мы приведем данные по России: 11,3% россиян, считают, что «нет никакого смысла жизни», 24,2% указали, что смысл жизни заключается в саморазвитии («реализовать максимально свои возможности, способности...»), 20,0% - в процессе жизни («жить максимально полной, насыщенной жизнью»), 17,1% - в понимании («уяснить для себя, в чем смысл жизни»), 8,6% - в пользе («...принести максимум полезного себе, близким и обществу»), 6,6% - в движении к Богу («обрести полноту общения с Богом»), 4,9% - в семье («я живу ради своей семьи»), 4,3% - в достижении («занять определенное место в обществе...»), 2,5% - в разном и только 0,5% - в любимой работе («моя работа - мой смысл жизни») [5].
Приведенные данные свидетельствуют о том, что социальная среда, в которой находится человек, оказывает влияние на наличие и осознание смысла жизни. Так, число осужденных, считающих, что лишены смысла жизни, значительно больше, чем при опросе свободных граждан. Для осужденных, лишенных возможности общения с родными и близкими семья (46,1%) и все что с ней связано (благополучие, любовь, здоровье, быт и т.д.) являются важными составляющими в реализации смысла жизни, в отличие от свободных граждан, для которых семья не является первостепенной ценностью (4,9%), а важнее саморазвитие, непосредственно сама жизнь и ее понимание, польза.
Поиск жизненно важных ценностей, составляющих смысл жизни человека, лишенного в данный момент свободы, связан, как правило, с мыслями о будущем, с жизнью после освобождения. Поэтому интерес представляет ответ на вопрос анкеты: «что у Вас вызывает беспокойство, когда Вы думаете о будущем?». Наших респондентов в большей степени беспокоит следующее. 41,5% указали, что озабоченность вызывает «жизнь в целом», конечно, эта достаточно широкая категория дает простор для ее выбора среди иных вариантов, и когда у человека растерянность вызывают не одна, а несколько и
абсолютно разных сторон жизни после освобождения, то такой вариант, посчитали приемлемым многие из опрошенных. В действительности после продолжительной изоляции (ведь сроки лишения свободы у наших респондентов исчисляются годами и десятилетиями) «жизнь в целом», а именно различные ее стороны (в том числе и перечисленные ниже) одновременно вызывают страх, психологический дискомфорт, перерастающий иногда в нежелание возвращаться в общество, выходить, как говорится, «на волю» из привычного, размеренного пребывания в колонии (такие случаи встречаются и в жизни, а не только в кино).
Озабоченность своим здоровьем выразили 28,9%. При этом, опрошенные нами респонденты относительно своего здоровья до и после осуждения ответили следующим образом: 78,4% респондентов указали, что до осуждения были здоровы (из них совершенно здоровы 51,8% и скорее здоровы 26,6%), 21,6% отметили, что страдали определенными заболеваниями (психическими - 6,8%, хроническими - 14,8%). Но во время отбывания наказания у 63,7%, по их мнению, состояние здоровья ухудшилось, у 8,7% - улучшилось, что можно объяснить тем, что для определенной части осужденных условия исправительного учреждения намного лучше и комфортнее тех, которые были до осуждения и у 27,6% оно не изменилось.
Материальное положение вызывает беспокойство у 26,2%, в то же время невозможность или сложность в трудоустройстве беспокоят лишь 16% осужденных. Получается, что далеко не все (разница почти в десять процентов) связывают свой материальный достаток с наличием работы. Хотя трудности с устройством на работу при наличии судимости, несомненно, есть, о чем говорят как социальные работники, сотрудники службы занятости населения, так и лица, вышедшие на свободу после отбытия уголовного наказания. «Вчерашний заключенный» оказывается в состоянии «социальной исключенно-сти», ярлык «бывшего зека» преследует его, поэтому вполне оправдано подобное беспокойство.
Семейными отношениями обеспокоены 24,8%, а, как отмечалось выше, почти для половины респондентов (46,1%) создание хорошей, дружной семьи является главным составляющим смыла жизни и важной жизненной ценностью.
В меньшей степени осужденных заботит -отношения с родными и близкими (15,5%), взаимоотношения с противоположным
полом (11,4%), общение с друзьями (10,4%), невозможность или трудность в получении образования (6,1%) и иное (налаживание социальных связей, потерянная молодость, одиночество) -
1,2%.
Наиболее ценными качествами осужденные в других людях считают: честность, порядочность, доброта, трудолюбие, далеко не всегда присущие им самим. Реализация смысла жизни, как жизнеобразующей ценности ассоциируется ими с созданием хорошей, дружной семьи, благополучием и здоровьем родных и близких, удачным браком по любви, с возможностью любить и быть любимым, финансовым благополучием, устроенным бытом, т.е. в первую очередь с теми моментами, которых они лишены в условиях пенитенциария. При этом поиск смысла жизни нередко связывается осужденными с беспокойством о будущем, а именно озабоченность вызывает: «жизнь в целом», здоровье, материальное положение и семейные отношения.
Литература
1. Российский статистический ежегодник 2011 г. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http: www.gks.ru. (дата обращения 09.04.2012).
2. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. - 1994. - №3-6. -С. 16-31.
3. Сикирич Е. Смысл жизни [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.newacropolis.ru/magazines/9_2005/smysl_
zhizny/. (дата обращения 14.08.2013).
4. Веллер М. Все о жизни. - СПб.: Пароль, 2003.
5. Опрос «Смысл жизни» (2005-2009) [Электронный ресурс]. - URL: http://zpsy.ru/public/27274.htm. (дата обращения 14.08.2013).
Гайдай Мария Константиновна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Герасимова Юлия Радиковна, преподаватель кафедры уголовного процесса Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Gaidai Maria Konstantinovna, doctor of sociological sciences, associate professor, professor, department of philosophy, psychology and social-humanitarian disciplines, Eastern-Siberian Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk, e-mail: [email protected].
Gerasimova Yulia Radikovna, lecturer, department of criminal law, East-Siberian Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk, e-mail: [email protected].
УДК 316.624-053.2 © А.М. Котцова
ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОРОВСТВА КАК ФОРМЫ ДЕВИАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье рассматривается воровство как форма девиантного поведения, причины, особенности, формы его проявления у несовершеннолетних.
Ключевые слова: девиантное поведение, воровство, несовершеннолетние.
A.M. Kotsova
CAUSES AND FEATURES OF THEFT AS A FORM OF DEVIATION OF JUVENILES
The article considers theft as a form of deviant behavior, causes, features, forms of its manifestations at juveniles. Key word: deviant behavior, theft, juveniles.
Проблема отклоняющегося поведения подростков - одна из актуальных на современном этапе развития российского общества. Деструктивные процессы, затронувшие различные сферы жизни общества, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи.
В последние годы возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. В этих случаях ими руководит как корысть и стремле-
ние удовлетворить свои потребности преступным путем, так и привлекает сам процесс совершения преступления. Проблемы воровства несовершеннолетних и его предупреждения в последние годы привлекают внимание не только криминологов, но и представителей многих других наук.
Современное состояние воровства, его общественно-социальные последствия, профилактика предупреждения краж являются одними из основных факторов, дестабилизирующих социально-экономическую ситуацию.