Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / ранняя профессиональная социализация / ценности / осознанный выбор / value orientations / early professional socialization / values / conscious choice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Ольга Игоревна

Актуальность статьи заключается в том, что в ней показана взаимосвязь между ценностными ориентациями и ранней профессиональной социализацией обучающихся, раскрывается важность формирования нравственных ценностей, обеспечивающих приобретение личностного смысла выбранной профессии. Автор рассматривает раннюю профессиональную социализацию как процесс усвоения обучающимися системы ценностей, моделей поведения, социальных норм, необходимых для развития и профессионального самоопределения личности. Результаты исследования, представленные в статье, являются основой для дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS AS A BASIS OF EARLY PROFESSIONAL SOCIALIZATION

The relevance of the article lies in the fact that it shows the relationship between value orientations and early professional socialization of students, reveals the importance of the formation of moral values that ensure the acquisition of the personal meaning of the chosen profession. The author considers early professional socialization as a process of a certain system of values, behavior models, social norms necessary for the development and professional selfdetermination of a person. The research results presented in the article can serve as a basis for further research.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 377.6

DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-52-59

Корчагина Ольга Игоревна

аспирант

ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, д. 29

преподаватель истории и обществознания

ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище», Пермь, Россия 614575, Пермский край, пгт Звездный, ул. Ленина, 15 e-mail: olga-korgim3@yandex. ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Olga I. Korchagina

Postgraduate Student

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm National Research Polytechnic University», Perm, Russia 614990, Perm, Komsomolsky Prospekt str., 29

Teacher of History and Social Studies

Federal State Treasury Educational Institution «Perm Suvorov Military School», Perm, Russia 614575, Perm Territory, urban village Zvezdny, str. Lenin, 15 e-mail: olga-korgim3@yandex.ru

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS AS A BASIS OF EARLY PROFESSIONAL SOCIALIZATION

Аннотация. Актуальность статьи заключается в том, что в ней показана взаимосвязь между ценностными ориентациями и ранней профессиональной социализацией обучающихся, раскрывается важность формирования нравственных ценностей, обеспечивающих приобретение личностного смысла выбранной профессии. Автор рассматривает раннюю профессиональную социализацию как процесс усвоения обучающимися системы ценностей,

© Корчагина О.И., 2020

моделей поведения, социальных норм, необходимых для развития и профессионального самоопределения личности. Результаты исследования, представленные в статье, являются основой для дальнейшего исследования.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ранняя профессиональная социализация, ценности, осознанный выбор.

Abstract. The relevance of the article lies in the fact that it shows the relationship between value orientations and early professional socialization of students, reveals the importance of the formation of moral values that ensure the acquisition of the personal meaning of the chosen profession. The author considers early professional socialization as a process of a certain system of values, behavior models, social norms necessary for the development and professional self-determination of a person. The research results presented in the article can serve as a basis for further research.

Key words: value orientations, early professional socialization, values, conscious choice.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определены приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей. Одной из главных задач в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, обладающей широким спектром компетенций и сформированностью готовности к защите Родины [7, с. 13]. Вопросами формирования готовности молодых людей к защите Отечества в системе российского образования занимаются профессиональные общеобразовательные учебные организации Министерства обороны РФ.

В военные училища обучающиеся поступают в возрасте 11 лет, когда выбор военной профессии делается под влиянием родителей, сверстников, просмотренных фильмов, прочитанных книг и т.п. Очень редко в данном возрасте делается осознанный выбор профессии. Для того чтобы осознанный выбор состоялся, необходимо уделять внимание профессиональному становлению личности обучающихся. В данном процессе важную роль играют ценностные ориентации, являющиеся частью внутреннего мира и формирующие направленность личности подростка, позволяя ему сделать осознанный выбор военной профессии.

Исследование проводилось в ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище». Суворовское училище - это образовательная организация среднего общего образования с программами, направленными на раннюю профессиональную ориентацию высших военных образовательных учреждений. В стенах училища образование продолжается на протяжении шести лет. Важно понять, какое место занимает период с 11 до 17 лет в непрерывном процессе профессионального становления личности.

В современной психологии профессий учеными выделяется несколько стадий.

Т.В. Кудрявцев выделяет четыре стадии: возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности; вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе; полная реализация личности в профессии [5, с. 24].

Е.А. Климов описывает шесть стадий профессиональной ориентации: стадия оптации, в которой идет процесс подготовки к сознательному выбору профессии; стадия адаптации; стадия интернала, где происходит приобретение опыта; мастерство, на данной стадии человек квалифицированно выполняет трудовую деятельность; стадия авторитета, на данном этапе достигается высокая квалификация; наставничество, где происходит передача опыта [4, с. 420].

А.К. Марков определяет 5 уровней и 9 этапов становления профессионала.

Широкое распространение в зарубежной литературе получила периодизация Дж. Сьюпера, который определяет пять этапов: рост или развитие интереса (0-14 лет); апробация своих сил (14-25 лет); утверждение, получение профессионального образования и упрочнение своих сил и позиций в обществе (25-44 года); создание устойчивого профессионального положения (45-64 года); последняя стадия - спад, где происходит уменьшение профессиональной активности (65 и более лет) [6, с. 117].

Э.Ф. Зеер рассматривает 7 стадий профессионального становления личности: аморфная оптация (0-12 лет); оптация (12-16 лет); профессиональная подготовка (16-23 года); профессиональная адаптация (1825 лет); первичная профессионализация; вторичная профессионализация; профессиональное мастерство [3, с. 21-22].

Таким образом, мы видим, что в каждой периодизации присутствует период, где формируются профессиональные намерения, происходит выбор своего профессионального пути. Он совпадает с подростковым и ранним юношеским возрастом (11-17 лет), и его можно определить как период ранней профессиональной социализации. Под ранней профессиональной социализацией понимается усвоение обучающимися самостоятельно или посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, моделей поведения, социальных норм, необходимых для развития и профессионального самоопределения личности.

Целью раннего профессионального воспитания обучающихся в суворовском училище является развитие личности, которое невозможно без включения их в деятельность. Однако необходимо учитывать, что деятельность должна способствовать формированию профессиональных установок военного, ценностных ориентаций, обеспечивающих приобретение личностного смысла военной профессии. Знаний, умений, навыков, необходимых для успешной реализации военной карьеры, недостаточно, необходимо формировать социально-профессиональные качества, убеждения, мировоззрение и ценности как фундамент для развития профессионализма будущих военных. Важно

понимать, что, формируя интерес к профессии военного, необходимо развивать нравственные основания личности, позволяющие в дальнейшем решать актуальную личностную проблему перехода к активной, самостоятельной, ответственной профессиональной роли.

Особое внимание в суворовском училище уделяется освоению военных традиций и военно-исторического наследия страны, которые становятся частью внутреннего мира суворовцев. В процессе обучения и воспитания суворовцев на примере героического прошлого страны происходит процесс формирования духовных ценностей. Ценность - «это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе знаний, информации и собственного жизненного опыта человека» [2, с. 150]. Духовные ценности способствуют развитию и саморазвитию личности и становятся «синергетическим потенциалом общественного состояния» [2, с. 150].

Для изучения ценностных ориентаций обучающихся суворовского училища была выбрана возрастная группа старших подростков 13-14 лет (7-8-й класс). Выбор старшего подросткового возраста связан с тем, что именно в данный период идет процесс осознания себя и начинается осознанный поиск будущего профессионального пути. Л.С. Выготский описывает процесс «разрушения и отмирания старых интересов», вследствие этого происходит созревание «новой биологической основы, на которой развиваются новые интересы: интерес к собственной личности; тяга к сопротивлению, волевым напряжениям (могут проявляться в упрямстве, хулиганстве и др.); стремление к неизвестному, рискованному» [1, с. 310]. В этот период происходит осознание своей системы ценностей. При изучении ценностных установок суворовцев понимается, что ценности личности носят двойственный характер: с одной стороны, они индивидуальны, включают опыт человека, а с другой стороны, они являются частью того общества, в котором он живет и разделяет исторически сложившиеся стереотипы. Общественные ценности дают доступ к определенным социальным группам и обществу в целом, личностные ценности формируются в процессе социализации и фиксируют изменения, которые происходят с личностью и работают как регулятор поведения во многих сферах жизни.

В исследовании сформированности ценностных ориентаций суворовцев приняли участие 103 обучающихся 7-8-х классов в возрасте 13-14 лет. Цель исследования - изучение ценностных ориентаций суворовцев как основы ранней профессиональной социализации.

Для исследования ценностных ориентаций обучающихся использовались следующие методики: анкета «Размышляя о судьбах моей Родины, я думаю о...» и «Шкала догматизма». Первая методика выявляет индивидуальные ценностные ориентиры обучающихся, а вторая - общественные ценностные установки, которые разделяются или не разделяются суворовцами.

В задании к анкете обучающимся предлагалось расставить баллы от 1 до 10, определяя значимые для себя варианты ответов на вопрос: «Когда вы размышляете о своей стране, России, о чем вы думаете?». Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Выбор обучающимися значимых для себя ответов

Варианты ответов Количество баллов

7 класс 8 класс

1) ... о месте, где я родился и вырос 8,34 8,2

2) моей семье, доме 8,74 9,25

3) нашем прошлом, нашей истории 6,93 6,66

4) своем городе 6,84 7,35

5) территории, на которой мы живем 6,13 6,6

6) языке моего народа 6,13 6,05

7) родной природе, пейзаже за окном, просторах 6,87 7,33

8) государстве, в котором я живу 7 6,85

9) социальных проблемах, бедности, грязи 5,27 5,8

10) друзьях, ближайшем окружении 7,2 7,75

11) идеях и идеалах Родины (напиши какие) Представлены ниже

12)другое - -

Таким образом, мы можем видеть, что, размышляя о судьбе Родины, суворовцы думают о семье и доме (8,74 балла - 7-е классы и 9,25 баллов - 8-е классы); о том месте, где родились и выросли (8,34 балла - 7-е классы и 8,2 - 8-е классы); о друзьях и своем близком окружении (7,2 балла - 7-е классы и 7,75 баллов - 8-е классы). Самое низкое количество баллов набрало положение, связанное с социальными проблемами (бедность, грязь), хотя среди суворовцев 7-х классов выявлено в идеях и идеалах Родины желание, чтобы не было бедных, курящих, пьющих, болезней и войн.

Выбирая одиннадцатую позицию, обучающиеся формулировали свои идеи и идеалы Родины. Рассмотрим подробнее, о чем рассуждают суворовцы:

7-й класс: нет бедных, курящих, пьющих, нет болезней и войн (10 человек); люди живут не ради себя, а на пользу других (10 человек); о доброте и помощи друг другу (10 человек); о мире (10 человек); о красоте (10 человек); честность, в том числе и в мыслях (10 человек); размышляю об армии страны (9 человек); о характере своего народа (9 человек); о природе, друзьях, свободе (8 человек); о защите страны и веры (7 человек); жизнь в равных условиях (7 человек); об экологии страны (6 человек); о вере (5 человек); идеал русского воина (2 человека).

8-й класс: на планете Земля - мирное небо (10 человек); об образовании, развитии технологий, культуре, инфраструктуре (10 человек); жить в мире и любить Родину (10 человек); о нравственной (моральной) внутренней политике в стране (10 человек); об армии (10 человек); о природе (10 человек); защита и служение Родине, сохранение ее достоинства (9 человек); чтобы все были здоровы (6 человек); о подвиге (5 человек); о политике (5 человек).

Анализируя сформулированные подростками идеи и идеалы Родины, о которых задумываются суворовцы, отмечаем, что большое количество воспитанников думают и размышляют об армии (9 человек - 7-е классы; 10 человек - 8-е классы); о служении Родине, ее защите (7 человек - 7-е классы и 9 человек - 8-е классы); о мире (10 человек - 7-е классы) и о жизни в мире и о любви к Родине (10 человек - 8-е классы).

Анкета «Размышляя о судьбах моей Родины, я думаю о.» позволила увидеть, что для подростков ценна семья и близкие; место, где родились и выросли; друзья и ближайшее окружение. Этот выбор, безусловно, соответствует подростковому возрасту. Формулируя ответ на 11-й вопрос об идеях и идеалах Родины, многие воспитанники рассуждают и думают об армии, о любви к родине и ее защите. Данные ответы демонстрируют ценностные установки обучающихся, интерес к профессии военного и нравственные основания личности.

Во второй методике - «Шкала догматизма» - суворовцам необходимо было отнестись к предлагаемым суждениям и в соответствии с их согласием или несогласием проставить «+» или «-». Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты методики «Шкала догматизма»

Высказывания Суворовцы, согласные с высказываниями

7 класс 8 класс Всего

1. Человек, который думает главным образом о собственном благополучии, достоин лишь презрения 33 (68,7 %) 43 (78 %) 76 (73,7 %)

2. Определяющим в жизни человека является желание совершить нечто важное 35 (72,9 %) 37 (67 %) 72 (69,9 %)

3. «Единственная роль, которую должен исполнять каждый - это роль гражданина» (Демокрит) 19 (39,5 %) 24 (43,6 %) 43 (41,7 %)

4. В дискуссии я нередко считаю необходимым повторить свою мысль несколько раз с тем, чтобы не сомневаться, что меня понимают правильно 36 (75 %) 35 (63,6 %) 71 (68,9 %)

5. Люди не умеют отличать добро от зла 25 (52 %) 27 (49 %) 52 (50 %)

6. «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает» (Ж. де Местр) 22 (45,8 %) 38 (69 %) 60 (58 %)

7. В наше время человек, который на первое место в жизни ставит личное благополучие,эгоистичен 31 (64,5 %) 44 (80 %) 75 (72,8 %)

8. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях 33 (68,7 %) 44 (80 %) 76 (74,7 %)

9. Часто люди разделяют утверждение: «цель оправдывает средства» 36 (75 %) 38 (69 %) 74 (71,8 %)

10. Ценностей нет, все идут по головам 20 (41,6 %) 17 (30 %) 37 (35,9 %)

11. Применение смертной казни необходимо 14 (29 %) 9 (16 %) 23 (22 %)

Окончание табл. 2

Высказывания Суворовцы, согласные с высказываниями

7 класс 8 класс Всего

12. «Кто входит в дом счастья через удовольствие, тот выходит, скорее всего, через страдание» (Паскаль) 40 (83 %) 47 (85 %) 87 (84 %)

13. Тот не понял, что такое жизнь, кто не верит в идеалы 29 (60 %) 33 (60 %) 61 (60 %)

14. Где найти человека, который бы посоветовал, как мне справиться со своими проблемами 19 (39,5 %) 35 (63,6 %) 53 (52 %)

15. Из всех существовавших в истории философских учений вероятно лишь одно -верное 21 (43,7 %) 25 (45 %) 46 (44,6 %)

16. Жизнь состоит из конфликтов 25 (52 %) 36 (65 %) 62 (59 %)

17. «Рожденный ползать летать не может» (М. Горький) 10 (20,8 %) 22 (40 %) 32 (31 %)

18. Чтобы сориентироваться в происходящем, нужно узнать у специалистов 15 (31 %) 13 (23,6 %) 28 (27 %)

19. «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо» (Теренций) 28 (58 %) 32 (58 %) 60 (58 %)

20. «Демократия - это худший способ управлять страной, если не считать тех способов, к которым до сих пор прибегало человечество» (У. Черчилль) 29 (60 %) 25 (45 %) 54 (52 %)

21. Есть несколько человек, с которыми я испортил отношения из-за того, что они отстаивали свои принципы 23 (47,9 %) 34 (61,8 %) 57 (55 %)

22. Чем строже законы, тем больше порядка 24 (50 %) 27 (49 %) 51 (49,5 %)

23. «Чтобы жить, будь осторожней» (Гораций) 40 (83 %) 49 (89 %) 89 (86 %)

24. Не стоит высказывать своих суждений о том, что происходит, до тех пор, пока не представится случай услышать мнение уважаемых людей 25 (52 %) 26 (47 %) 51 (49,5 %)

Анализируя результаты методики «Шкала догматизма», мы видим, что на первое место у суворовцев выходит высказывание Горация «Чтобы жить, будь осторожней», с ним согласны 86 % респондентов. На втором месте (84 %) высказывание Б. Паскаля «Кто входит в дом счастья через удовольствие, тот выходит, скорее всего, через страдание». На третьем месте (74,7 %) высказывание «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях».

Наибольшее несогласие вызвало утверждение «Применение смертной казни необходимо», его поддержало всего 22 % респондентов. На второе место по наименьшему согласию вышло утверждение «Чтобы сориентироваться в происходящем, нужно узнать у специалистов», его поддержало 27 % суворовцев, а высказывание М. Горького «Рожденный ползать летать не может» - 31 % подростков.

Данная методика показывает, что у суворовцев на первое и третье место выходят высказывания: «Чтобы жить, будь осторожней» и «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Это свидетельствует о том, что у обучающихся формируются общественные ценности, связанные с военной профессией.

С одной стороны, суворовцы остаются подростками и для них характерны возрастные ценности, такие как семья, дом, сверстники, а с другой стороны, мы наблюдаем убеждения и мировоззренческие позиции, составляющие фундамент профессии военного: защита и служение Родине, сохранение ее достоинства, мужество и стойкость.

Проведенное исследование доказывает, что к 13-14 годам у обучающихся в военном училище формируются убеждения, мировоззрение и ценностные ориентации, связанные с военной профессией, именно они становятся фундаментом для осознанного профессионального выбора и основой ранней профессиональной социализации.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2005. -С. 310.

2. Долинина И.Г. Формирование политической культуры учащихся. - М.: АСТ; Пермь, 2008. - С. 150.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2003. -С. 21-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Климов А.Е. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академический проект, 2004. - С. 418-425.

5. Кудрявцев Т.Е. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 20-31.

6. Михайлов И.В. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 110-123.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, г. Москва // Российская газета. - 2015. - 8 июня. - № 6693 (122). -С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.