Научная статья на тему 'Ценностные ориентации молодежи юга Тюменской области (межпоколенный подход)'

Ценностные ориентации молодежи юга Тюменской области (межпоколенный подход) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / МЕЖПОКОЛЕННЫЙ ПОДХОД / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / GENERATION / GENERATION METHOD / YOUTH / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Герцен Светлана Михайловна

В данной работе анализируются ценностные ориентации старшего, среднего и младшего поколений юга Тюменской области по результатам проведенного количественного и качественного исследования, с точки зрения интеграции в единую ценностную систему; выявляются причины межпоколенного разрыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH VALUE ORIENTATIONS OF THE SOUTH OF TYUMEN REGION (THE GENERATION METHOD)

The article is concerned with the analysis of the South of Tyumen region elder, middle-aged and youth generations value orientations in terms of the system method; the reasons of the generation gap are revealed.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации молодежи юга Тюменской области (межпоколенный подход)»

Существующие в Бурятии типы двуязычия при всем своем различии спокойно воспринимались и воспринимаются и русскими и бурятами, проживающими в разное время, что служит индикатором спокойного восприятия языка своих соседей. Отсутствие конфликтогенного потенциала во многом обусловлено практической необходимостью использования доминирующего языка и межнациональной толерантностью, истоки которой уходят в историческое прошлое. Толерантность в сфере межъязыковой коммуникации народов Бурятии обусловлена важностью заимствования достижений человеческого труда и разума, насущностью преодоления этнических границ в освоении окружающего мира.

Литература

1. Паллас П.С. Собрание исторических сведений о монгольских народах, - СПб., 1776. - С.222.

2. Энциклопедический лексикон. - Л., 1934. Т.7. - С.436.

3. Поляков И.С. Отчет о поездке в Восточный Саян // Отчет о действиях Сибирского отдела РГО за 1868 г. -

СПб., 1869. - С. 182.

4. Бабушкин С.М. и Бабушкина Н.С. Языковое поведение и ориентации русских в Бурятии // Русские в Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2002.

- С. 525.

5. Сигуан М., Макки У.Ф. Образование и двуязычие. -М., 1990. - С. 22-24.

6. Итоги всероссийской переписи населения 2002 г. «Национальный состав и владение языками, гражданство».

- М.: Статистика России, 2004. Т.4. Кн. 1. - С. 96, 135.

7. Балдано М.Н. Индустриальное развитие Бурятии (1923-1991 гг.): достижения, издержки, уроки. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2001. - С.24.

8. Осинский И.И., Осинский П.И. Место и роль русских рабочих в социальной структуре республики // Русские в Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госунивер-ситета, 2002. - С. 171-172.

9. Халбаева-Боронова М.М. Бурятия: проблемы комплексного развития региона. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. - С. 88.

10. Народное хозяйство Бурятской АССР. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1971. - С. 235, 239.

11. Образование и культура в Республике Бурятия. Стат. сб. - Улан-Удэ, 2010. - С. 13,15, 41, 43, 48.

12. Бурятия в цифрах. Стат. сб., - Улан-Удэ, 2010. - С.12.

Будаева Дарима Цырендоржиевна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления БГУ, e-mail: [email protected].

Budaeva Darima Tsyrendorzhievna - candidate of political studies, senior lecturer of the department of state and municipal management at Buryat State University, e-mail: [email protected].

УДК 31б.4.051.б3

С.М. Герцен

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МЕЖТОШЛЕННЬШ ПOДXOД)

В данной работе анализируются ценностные ориентации старшего, среднего и младшего поколений юга Тюменской области по результатам проведенного количественного и качественного исследования, с точки зрения интеграции в единую ценностную систему; выявляются причины межпоколенного разрыва.

Ключевые слова.' поколение, межпоколенный подход, молодежь, ценностные ориентации.

S.M. Herzen

YOUTH VALUE ORIENTATIONS OF THE SOUTH OF TYUMEN REGION (THE GENERATION METHOD)

The article is concerned with the analysis of the South of Tyumen region elder, middle-aged and youth generations value orientations in terms of “the system method”; the reasons of the generation gap are revealed.

Keywords: generation, generation method, youth, value orientations.

С момента распада Советского Союза наша страна подверглась радикальной социальной трансформации. После реформ 1991 г. российское общество столкнулось с резкой сменой идеологии: от социалистических ценностей и плановой экономики - к либерализации, рыночной экономике и конкуренции, к чему большинству населения России было не готово. Одним из главных последствий такой ситуации стал

ценностный конфликт между поколениями и, как следствие, нарушение преемственности межпоколенных групп. В обществе отмечается распространение рассогласования, размытости у населения России, и в первую очередь, у молодежи важных нравственных ценностей, нарастание неопределенности в отношении того, что считать правильным, а что - нет.

Проблемы «отцов и детей» активно обсуж-

даются многими современными социологами. Ряд авторов отмечает значительную разницу в ценностных ориентациях поколений, ценностный дисбаланс поколенческих групп, отсутствие системности и целостности в российском обществе.

Особенностью современного постперестро-ечного периода является охлаждение связей между поколениями, а нередко и ценностный конфликт между молодежью и старшими поколениями.

Разрыву связей между поколениями способствуют экономические, политико-идеологические, духовные, психологические и социальнокультурные факторы, в том числе, нравственные и эстетические.

Ценностный конфликт в российском обществе вызвали радикальные социально-экономические преобразования, следствием которых явилось разное отношение к экономике и производству, государству, развитию общества в целом представителей разных поколений. Возрастание значимости экономической деятельности неизбежно вызывает в молодежной среде подчинение ценностям богатства, власти, социального успеха, а также неудовольствие от такого подчинения в поколении отцов, стойкое неприятие этого в поколении дедов.

Сегодня молодежью уже не столь востребованы ценности старших поколений в экономической сфере: трудовой героизм, служение любимому делу и стране в целом, усердие, бережливость, примат справедливости над выгодой, самодисциплина.

В одной из последних публикаций В. Лисовский писал, что сегодня «социальные ценности, которыми жили «отцы» в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны ни для настоящей, ни для будущей жизни» [5, с. 166].

Старшее поколение оказалось в положении, когда нарушен процесс передачи молодому поколению духовного, социального и материального наследия. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации во многом утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми».

Качественная ломка традиционных ценностных систем особенно ярко проявляется в кризисе воспитательной функции родительского поколения.

Что касается отношения к такой ценности, как образование, ряд современных ученых, Ю. Вишневский, В.Шапко, Л.Банникова, Я. Дидковская и др. [3, с. 56-63], делают вывод, что образование для молодежи имеет ценность в

инструментальном плане как перспектива улучшения качества жизни, завоевания определенного социально-экономического статуса. Все это сочетается с уходом молодого поколения от фундаментальных знаний, в частности, от чтения книг.

Исследователи отмечают расхождение у поколений современной России в нравственных ориентациях. Усилившиеся в последнее время нравственные различия и противоречия между поколениями говорят о системном межпоколенном конфликте, кризисе межпоколенных отношений.

Отмечается распространение аномии, то есть рассогласования, размытости у части молодежи важных нравственных ценностей, нарастание неопределенности в отношении того, что считать правильным, а что - нет. Резко понизили свой статус в глазах региональной молодежи такие ценности, как товарищество и бескорыстие, трудолюбие, честность, патриотизм и любовь к Родине, законопослушание, жизнь в ладу со своей совестью, которые прививались старшим поколениям.

Расхождения между ценностями молодежи и старших поколений современной России фиксируются также в сфере потребительских ориентаций, сексуальной морали, досуга, художественных вкусов, отношения к здоровью.

Многое сегодня в социальной жизни в руках молодых. Быть молодым модно и престижно. Об этом постоянно говорится с экранов и страниц СМИ, пропагандирующих новые методы омоложения, доступные немногим. Для молодых создаются новинки моды, работают престижные клубы, развлекательные заведения. А вот быть пожилым в России - совсем не престижно, а иногда и «позорно». У пожилых в большинстве нет денег не только на развлечения, но и на безбедную повседневную жизнь. Пожилые сегодня часто воспринимаются как ненужный «балласт».

Старшее поколение жило в многонациональном и «многорелигиозном» государстве, в котором существовало понятие «солидарность», а современная молодежь путает понятия «национализм» и «патриотизм», для нее характерен правовой нигилизм. О том, что молодежь не может найти свое место в современном обществе, ее роль не определена, говорят массовые беспорядки на Манежной площади в Москве, происшедшие 11 декабря 2010. Массовые акции начались в столице после убийства молодого болельщика «Спартака». В течение недели после этого события в рамках мероприятий по пресечению противоправных действий были задержа-

ны около 800 человек. По мнению политолога А. Ципко, для большинства погромщиков разговоры о межнациональной розни лишь повод для выражения своего недовольства жизнью. «На самом деле за всплеском этих настроений якобы недовольством, несогласием межэтническим, есть еще просто недовольство молодежи. Она не встроена в новую жизнь, нет каналов, по которым она себя может реализовать». Как показал опрос ВЦИОМ, каждый десятый житель страны готов к участию в подобного рода акциях. Получается, что большинство молодежи считает, что ей все можно в городе, можно бесчинствовать и убивать ни в чем не повинных горожан. При этом у россиян, следивших за событиями на Манежной площади, нет единой оценки происшедшего: 31% квалифицируют случившееся как беспорядки и хулиганство, в то же время 29% считают, что это была акция протеста.

Нами был проведен сравнительный анализ результатов мониторинговых исследований 1998

- 2005 гг. кафедры социологии и социального управления Тюменского государственного университета (авторы В.Гаврилюк и Н.Трикоз) и результатов авторского исследования 2008 г. Региональные авторы, изучавшие проблемы ценностного конфликта поколений Тюменской области, пришли к выводу, что «ценностные ориентации молодого и родительского поколений неоднородны. Результаты исследования позволили им говорить об аномии, состоянии общества, при котором наступает дезинтеграция и распад ценностной и нормативной систем. Второй, значимый вывод данных исследователей был связан с рядом выявленных совпадений в ценностных ориентациях «отцов» и «детей», что, в свою очередь, определяло осторожно оптимистический взгляд на существующий конфликт поколений».

Результаты анализа динамики ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области за 1998 и 2008 гг. представлены в сравнительной таблице в виде 22-х пар ценностных суждений, взятых из повседневной жизни и представляющих 14 базовых ценностей (Н. Лапин), расположенных по рангам в четырех типах систем ценностей. Примененные в исследовании альтернативные пары ценностей, так называемые «социально одобряемые» и «социально отвергаемые», позволили проанализировать систему ценностей молодого поколения в динамике, а также выявить совпадения и расхождения в ценностном сознании двух поколений. В порядке убывания значимости альтернативы распределились сле-

дующим образом.

Факторный анализ степени согласия - несогласия респондентов с предложенными им ценностными суждениями обнаружил нарастание острых конфликтных отношений поколений и расхождения в ценностных ориентациях. Таблица показывает изменения в рангах ценностных суждений. Если молодежь эпохи перемен более всего выделяла ценности свободы (Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл), гедонизма (Главное в жизни - это забота о своем здоровье и благополучии), солидарности (Взаимопомощь и поддержка в труде важнее состязания) и экологии (Я отдал бы часть своих сбережений на охрану окружающей среды); то в молодежной среде в последнее время преобладают ценности индивидуализма (Для человека прежде всего важна оценка своей личной жизни по своим собственным индивидуальным критериям), прагматизма (В жизни максимальное внимание нужно уделить тому, чтобы установить хорошие семейные и дружеские отношения), гедонизма (Главное в жизни - это забота о своем здоровье и благополучии) и карьеризма (Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни).

По результатам исследования можно сделать выводы об углублении аномии и межпоколенно-го конфликта, а также нарастании разрыва поколений. Региональная молодежь, перестроечного и постперестроечного периода, имеет собственные, отличные от среднего и старшего возраста мировоззренческие установки, ценности, жизненные ориентиры. Большая часть молодежи не имеет связи с советским периодом, не ориентирована на ценности, присущие как советскому периоду, так и старшему поколению региона. Также мало молодежь наследует и традиционные российские ценности дореволюционного периода. Только часть молодежи наследует традиционные национальные установки, идентифицирует себя с ценностями российской цивилизации, региональными ценностями.

В связи с приведенным исследованием у нас возникла необходимость углубить данное исследование. Для этого мы решили выделить экономические, политические, социальные и духовно-нравственные составляющие ценностных ориентаций поколений и проследить, в чем конкретно произошел разрыв поколений юга Тюменской области. Мы учитывали экономические, социально-культурные, национальные и экологические особенности регионального социума, такие как многонациональный состав населения, сложность устройства субъекта Фе-

дерации, миграционные процессы как фактор демографического развития, значительный разрыв в уровне жизни между отдельными социальными слоями, что, безусловно, говорит о том, что ценностные ориентации поколений юга Тюменской области не однородны.

Для детального выяснения причин разрыва поколений и охлаждения межпоколенных связей автором было проведено анкетирование трех поколенческих групп: от 16 до 30 лет, от 30 до 60 лет и более 60. Мы добавили к вышеупомянутому блоку «альтернативные ценности» два дополнительных блока: «ценностные ориентации молодежи» и «объективные сведения о респонденте». В анкетном опросе приняли участие 1283 респондента, из них: молодежь - 481 чел. (37,5%), средний возраст - 416 чел. (32,4%), старший возраст - 386 чел (30,1%). Соотношение полов среди всего выборочного массива: женский - 56,9 %, мужской - 43,1 %.

Исследование проведено по многофазовой выборке с соблюдением общероссийских параметров квот по полу, возрасту и социальнопрофессиональной принадлежности. В соответствии с задачами исследования, опрос проводился среди следующих социально-профессиональных групп молодежи: рабочие предприятий и строек; учащиеся инженерно-технических специальностей; учащиеся гуманитарных специальностей; служащие; военные и милиционеры; предприниматели малого и среднего бизнеса; руководители, домохозяйки и безработные. В целях осуществления межпоколенческого анализа результатов исследования в составе среднего и старшего поколений были опрошены представители вышеперечисленных социально-профессиональных групп.

Для опроса были выбраны наиболее типичные населенные пункты, расположенные в муниципальных образованиях юга области. Количество опрашиваемых респондентов в данных населенных пунктах выбиралось таким образом, чтобы сохранить заданное процентное соотношение с реальной численностью и распределением трех групп населения в них. К муниципальным образованиям юга Тюменской области относятся города: Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Ишим, Заводоуковск; сельские поселения: Аромашево, Вагай, Викулово, Голышмано-во, Омутинское, Ярково, Нижняя Тавда. Полевые работы проводились в форме бесед с респондентами по месту жительства (на дому).

На вопрос: «Считаете ли Вы, что Ваши родители добились успеха в жизни?» - многие представители региональной молодежи (38 %) ответили отрицательно. Среди объяснений, которые

упоминаются наиболее часто, - неспособность достичь своих целей, сделать карьеру или зарабатывать достаточно денег. Далее задавался вопрос: «Какие у Вас отношения с родителями?». Чуть менее половины молодых жителей Тюменской области (46%) говорят, что родители не понимают их и не знают, как живет сегодня молодежь. На разрыв поколений указывает отношение молодежи к воспитанию детей: 40% молодежи на вопрос: «Какие качества Вы хотели видеть в своих настоящих или будущих детях?»

- ответили, что собираются воспитывать своих детей не так, как их воспитывали родители и 68% не хотели бы повторить жизнь своих родителей. Интересно распределение ответов на вопрос: «Чего Вы больше всего боитесь в своей жизни?». Если молодежь и среднее поколение больше всего опасаются потери здоровья, войны и смерти, кроме того, безработицы, терроризма и разгула преступности, то большинство представителей старшего поколения (74%) более всего боятся старости, так как не хотят быть обузой для детей и проводить почти все свободное время в больницах. Отметим, что таких данных нет ни в одной другой стране, где старость расценивают как лучшие годы, когда можно отдыхать, посвящать свободное время себе и путешествовать.

При анкетировании на вопрос представителям трех региональных поколений: «Имеют ли они в настоящее время кумиров?» - среднее и старшее поколение причислили к своим кумирам героев и патриотов России (22,9%), великих спортсменов (16,6%), звезд поп- и рок-культуры (12,5%), родителей, предков (10,7%), героев фильмов (9,4%), 7,1% назвали успешных олигархов и 5,3% не имеют кумиров.

Однако у большинства представителей региональной молодежи кумиры отсутствуют. Так, 45,3% опрошенных твердо заявили, что у них нет кумиров (9,2% - уверены, что их кумиры -великие спортсмены; 8,4% голосов было отдано героям популярных телесериалов; 8,2% - звездам поп- и рок-культуры; 7,3% - своим предкам или родителям). Таких же кумиров, как герои, патриоты России, выбрали только 5,9% региональной молодежи.

Большинство опрошенных подтвердили нашу гипотезу о том, что сегодня скрытой силой, которая ведет к разложению общества из-за переворота в позитивных общественных ценностях, является ресентимент - чувство глубокого, взаимного отчуждения, подавленности, робости, боязни,страха.

Однако для более полного и глубокого рассмотрения данной проблемы в нашем исследо-

вании к количественным методам мы добавили качественные методы: анализ региональной

прессы и биографическое интервью.

Изучение биографий показало, что больше всего пострадало от социальных перемен самое старшее поколение, следствием чего стал рост коллективного ресентимента. Быть пожилым и немощным в современной России не только не престижно, а иногда и просто опасно. Василина Петровна 96 лет из г. Ялуторовска рассказывает: «Я - ветеран ВОВ, мужа похоронила 18 лет назад. Живу одна... Нет, дети не приходят, зачем я им. Взрослый внук, правда, навещает довольно часто в нетрезвом состоянии и избивает до полусмерти, спасают только соседи, которые прибегают на крики. Забрал боевые медали и ордена деда, продал их и купил водку. Участковый пожимает плечами: «Пишите заявление». А как писать, ведь внука жалко, его же в тюрьму посадят! Кто поможет? Никому мы, старики, не нужны!».

Соседи говорят, что ему нужна бабушкина жилплощадь, поэтому он не успокоится, пока «не загонит старушку в гроб». А бабушка терпит и надеется, что нерадивый внук образумится.

Именно сознание собственного бессилия вызывает у нее чувства подавленности, робости, боязни, страха, парализует способность открыто выражать свои чувства и действовать. Желание жить спокойной жизнью наталкивается на чувство немощи из-за отсутствия реальной силы или помощи со стороны власти. Казалось бы, реальная власть участкового есть, но по известным причинам ею нельзя воспользоваться.

Данные проведенного нами социологического опроса указывают на разрыв поколений. Исследование показало трансформацию в негативном плане воспитательной функции данного поколения и, как следствие, резкое падение родительского авторитета в семье, учительского - в школе, преподавательского - в вузе, авторитета командиров - в армии, а кроме этого значительное увеличение конфликтов между младшим и старшими поколениями на межличностном уровне. Политико-идеологические догмы старшего поколения подверглись со стороны молодого поколения кардинальной переоценке, стали «обветшалыми», не способными создать молодым условия для достойного существования.

Молодежь сегодня испытывает немалые трудности. Несмотря на трудности, большинство региональной молодежи считает, что нынешняя политическая и экономическая системы могут предложить им большее, по сравнению с прошлыми. Поэтому и крушение советской системы в 1991 г. оценивается молодежью, скорее,

положительно. Многие молодые люди на юге Тюменской области заявляют о готовности уехать за границу, если им предложат выгодную высокооплачиваемую работу. Многие считают, что родителей никогда не интересовало их мнение.

Молодая девушка Елена 19 лет из села Нижняя Тавда признается: «Скорее всего, моя биография самая обычная. В мире миллионы таких девчонок, у которых свои проблемы, свои радости. Хотя не каждый осмелится бросить вызов своим врагам. В моем случае врагами оказались родители.

Когда мне было пять лет, мои родители развелись, и папу я больше не видела. Можно сказать, что меня воспитывала мать. Хотя моим воспитанием она занималась мало. Больше ее интересовала личная жизнь. Без меня. Мне еще не было семи лет, когда мать повторно вышла замуж за другого мужчину. После ее замужества я стала в каком-то смысле «беспризорницей», все время находилась на улице, во дворе с друзьями. Так я и выросла. Отношения с «родителями» не складывались, потому что с моим мнением никогда не считались. И поэтому я всегда совершала какие-либо поступки в знак протеста. Вот совсем недавно побрилась наголо и ушла из дома».

В молодежной среде фиксируется падение престижа института традиционной семьи, одобрение незарегистрированных партнерских отношений, против чего категорически выступает старшая половина опрашиваемых. По мнению Светланы 17 лет: «Люди стали более разборчивы, нет такой цели, как раньше - выйти замуж, жениться, завести семью нынешняя молодежь не спешит. У многих на первом месте стоит работа, стремление построить карьеру. Да и вообще, в жизни появилось много соблазнов, человек старается насытиться всем в холостом состоянии. И я думаю, что для нашей жизни так поступать, если не очень правильно, то довольно естественно. Для нашего времени лучше погулять подольше, набраться опыта. А раньше люди были более консервативными, если они женились или выходили замуж, то думали, что это навсегда. Сейчас все наоборот. В большинстве случаев, если молодые женятся, то в мыслях проскакивает, что это не навечно».

Анализ биографий подтвердил чрезвычайное напряжение между поколениями региона, что выразилось в импульсах мести, ненависти и зависти (со стороны поколения «детей»), и ощущениями тщетности ожиданий, бессилия, ломкой надежд (со стороны поколения «дедов»). Данные проявления, с нашей точки зрения, при-

вели к той критической точке, когда они приняли форму ресентимента в отношениях между поколениями региона.

Особенностью современного постперестро-ечного периода является охлаждение связей между поколениями, которое выражается в ценностном конфликте между молодежью и старшими поколениями. Однако нынешнее состояние межпоколенных связей не укладывается лишь в определение конфликта. Межпоколенный конфликт - это норма, он разрешается с повзросле-нием младших поколений. Усилившиеся в последнее время различия и противоречия между поколениями говорят уже не просто о ценностном конфликте, а о системном кризисе межпоколен-ных отношений или «межпоколенном разрыве».

Сегодня можно со всей достоверностыо утверждать, что единая система поколений России стала неустойчивой или сунитивной. С нашей точки зрения, разрыву поколений в современной России уже не соответствует понятие аномии, а более всего соответствует понятие «ресентимен-та». Одной из причин ценностного разрыва поколений «детей», «отцов» и «дедов» в России является ресентимент, т.е. чувство глубокого, взаимного отчуждения, связанное с тщетностью ожиданий, бессилием и импульсом мести.

Герцен Светлана Михайловна - аспирант кафедры социологии и социального управления Тюменского Государственного Университета, г. Тюмень, e-mail: [email protected].

Herzen Svetlana Michailovna - post-graduate department of sociology and social management at Tyumen State University, Tyumen, e-mail: [email protected].

УДК 316.61:659 (571.74)

П.А. Чукреев, А.В. Тогошиева ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РЕКЛАМЫ

Рассмотрено отношение молодежи к рекламе и ее влияние на процесс социализации. Выявлены основные факторы воздействия, социальные черты и ценностные ориентации, формируемые в молодежной среде под воздействие рекламы.

Ключевые слова:реклама, молодежь, социализация, потребление, ценности.

P.A. Chukreev, A.V. Togoshieva

THE PECULIARITIES OF YOUTH SOCIALIZATION EFFECTED BY ADVERTISEMENT

Литература

1. Беспалова Ю.М. Кондаков В.А. Межпоколенный разрыв в современной России как проблема ресентимента. Глобализация: мифы и реальность. - Тюмень: ТГАМЭУП.-2009. - С. 165-172.

2. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. - Н. Тагил: НТГПИ, 1995.- С. 40.

3. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентацией в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования.- 2002.-№ 1.- С. 96-105.

4. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений: Опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи // Социологические исследования. -1998.- №5. - С.98-104.

5. Лисовский В. Т. Социология молодежи: история и современность // Социология и общество. Тезисы докладов Первого Социологического Конгресса. - СПб.: Питер, 2000. - С. 166.

6. Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 328 с.

7. Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодёжи. - М.: Прогресс, 2001.

8. Покровский Н. В зеркале глобализации // Отечественные записки.- М., 2003.- С.31-39.

9. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Сост.: В.П. Вдовиченко. - М.: МГУ, 2003. - С. 91-98.

The youth attitude to advertisement and its influence upon the process of socialization are considerated. The main factors of influence, social features and value guiding lines formed in youth sphere effected by publicity are detected in the article.

Keywords: advertisement, youth, socialization, values.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реклама стала неотъемлемым атрибутом современной российской действительности, пронизывающим все сферы общественной жизни. Наряду с традиционными социальными инсти-

тутами - политическим, профессиональным, образовательным, креативным, художественным, духовным, реклама так же выполняет функцию социализации индивидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.