Научная статья на тему 'Ценностные ориентации личности у курсантов образовательных организаций МВД России'

Ценностные ориентации личности у курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗНАЧИМОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ОРИЕНТИРЫ / АВТОНОМИЯ / VALUE ORIENTATION / IMPORTANCE / VALUE / ACCESSIBILITY / PERSONALITY / MORAL STANDARDS / BENCHMARKS / AUTONOMY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саградова Тамара Гарегиновна

В статье рассматриваются ценностные ориентации как определяющий способ активности человека. Анализируется градация ценностей, являющихся наиболее значимыми для курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Саградова Тамара Гарегиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value orientation of the personality of the cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

In article valuable orientations as the defining way of activity of the person are considered. The gradation of the values which are the most significant for cadets of the Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia is analyzed.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации личности у курсантов образовательных организаций МВД России»

Саградова Тамара Гарегиновна

начальник кабинета кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России (e-mail: lost_etk@mail.ru)

Ценностные ориентации личности у курсантов образовательных организаций МВД России

В статье рассматриваются ценностные ориентации как определяющий способ активности человека. Анализируется градация ценностей, являющихся наиболее значимыми для курсантов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: ценностные ориентации, значимость, ценность, доступность, личность, моральные нормы, ориентиры, автономия.

T.G. Sagradova, Head of the Cabinet of the Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interiof of Russia; e-mail: lost_etk@mail.ru

The value orientation of the personality of the cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

In article valuable orientations as the defining way of activity of the person are considered. The gradation of the values which are the most significant for cadets of the Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia is analyzed.

Key words: value orientation, importance, value, accessibility, personality, moral standards, benchmarks, autonomy.

Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом поведения личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных ориентиров. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ори-ентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов [1].

Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование.

Моральные нормы и ценности формируются и поддерживаются посредством внешнего подкрепления. Они выступают в качестве средств, условий достижения внутренних ценностей,

являющихся целями личности. Сам факт осознания ценностей Гордон Виллард Олпорт называет «функциональной автономией», понимаемой им как процесс трансформации «категорий знания» в «категории значимости» [2].

Становление личности заключается в закономерной перестройке системы отношений и иерархии смыслообразующих мотивов в процессе общения деятельности, в становлении «связной системы личностных смыслов». Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод о том, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами -значением и личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, личностный смысл ценностей определяется самим человеком.

Личностные ценности рассматриваются как сложная иерархическая система, которая занимает место на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, выполняя функции регулятора активности человека.

Ценность работы определяет способы активности человека и преобразования окружающей действительности, которые отражаются в отношении к деятельности. Эта ценность

293

лежит в основе более сложного абстрактного представления - образа работы и отображена на разных уровнях иерархии, как в системе жизнеобеспечения организации, так и в представлениях руководителей и подчиненных. Образ работы, прежде всего, обусловливает нормы качества, систему стимулирования и управления и в конечном итоге базовые принципы координации деятельности организации в целом [3].

Для развития и процветания современных организаций необходимо не просто знание стимулов организационного поведения, но и знание способов его регулирования для успешной деятельности. Сложность состоит в том, что служебное поведение отражает совокупность представлений, норм и характерных моделей поведения, принятых среди коллег и сослуживцев. Эта своего рода «невидимая рука», управляющая всеми действиями организации, не что иное, как система ее ценностей. Этим определяется актуальность изучения влияния индивидуальных ценностей сотрудников полиции на служебное поведение и образовательный процесс в настоящее время. В качестве критериев оценки образовательного процесса мы сформировали выборку из курсантов, имеющих высокий уровень профессиональной мотивации и успешных в учебном процессе. Для изучения данного вопроса мы провели пилотажное исследование ценностных ориентаций курсантов образовательной организации МВД России с использованием методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности" и "доступности"» в различных жизненных сферах.

Перечень 12 понятий общечеловеческих ценностей к методике «Уровень соотношения "ценности" и "доступности"» в различных жизненных сферах: 1) активная, деятельная жизнь; 2) здоровье (физическое и психическое); 3) интересная работа; 4) красота природы и искусства (переживание прекрасного); 5) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 7) наличие хороших и верных друзей; 8) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); 9) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); 10) свобода как независимость в поступках и действиях; 11) счастливая семейная жизнь; 12) творчество (возможность творческой деятельности).

Наиболее значимыми ценностями в группе испытуемых являются счастливая семейная

жизнь (средний балл 10); наличие хороших и верных друзей (средний балл 8,26), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (средний балл 7,63 ), здоровье (физическое и психическое) (средний балл 6,68), уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) и познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) (средний балл по 6,26).

В зону незначимых ценностей попали возможность творческой деятельности и переживание прекрасного (красота природы и искусства).

Для того чтобы понять причину ценности данных позиций, проведем анализ их доступности в данный момент жизни.

Как показали данные ранжирования по критерию доступности, наиболее доступными для сотрудников полиции являются наличие хороших и верных друзей (средний балл 8,42), уверенность в себе (средний балл 7,58), здоровье (средний балл 6,42), счастливая семейная жизнь (средний балл 6,26), активная, деятельная жизнь и любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (средний балл по 6,21).

Как мы выяснили по результатам анализа, наличие друзей, семьи, эмоциональной близости и хорошего здоровья являются и ценными и доступными, что повышает их значимость, поскольку даже при доступности в данный момент жизни они остаются главными ценностями.

Таким образом, интерес представляет анализ ценностей, обнаруживших расхождение по ценности и доступности.

Также исследование показало, что значительные расхождениями по ценности и доступности имеют любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь. Интересен тот факт, что при рассмотрении доступности данные шкалы набрали высокий процент, а при сопоставлении с ценностями разница оказалась значительной, что свидетельствует о конфликтности данных шкал в этой группе респондентов.

В качестве конфликтного ресурса мы рассматривали высокий уровень доступности, но низкий уровень ценности. В эту категорию попали такие ценности, как активная, деятельная жизнь, уверенность в себе и возможность проявления творчества. При этом уверенность в себе при ранжировании по ценности показала высокие значения [4].

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что, несмотря на адекватную картину ценно-

294

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2015 • № 4 (30)

стей и доступности, при более глубоком анализе выявлен внутренний конфликт у категорий любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастливая семейная жизнь, активная, деятельная жизнь, уверенность в себе и возможность проявления творчества.

Если провести анализ с позиции профессиональной деятельности, то частично полученные результаты можно объяснить возрастными особенностями респондентов. Поскольку в исследовании принимали участие представители юношеского возраста, у них развивается профессионально-личностное общение, т.е. идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. В ходе самоопределения, при попытках разобраться в окружающем мире и в самом себе лица юношеского возраста осуществляют поиск смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В ре-

1. Андреева Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998.

2. Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориен-таций личности // Методы психологической диагностики. 1994.

3. Андреева Т.В., Пинченко Т.Ю. Потребности мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях // Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения. СПб., 2000.

4. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // FOLLOW.RU: электрон. психол. библиотека. 2015. URL: http:// http://www.follow.ru/article/344 (дата обращения: 27.10.2015).

5. Бондаренко А.С. Личностные доминанты у лиц с суицидальными тенденциями. Краснодар, 2008.

зультате у них формируются не только убеждения и взгляды, но и мировоззрение - взгляд на мир в целом, система убеждений, выражающих отношение человека к миру и его главные ценностные ориентации. В юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения. И от того, насколько этот процесс будет благополучно протекать, зависит то, насколько ценности будут правильно и глубоко отражать объективный мир, насколько личность сможет определить свою социальную ориентацию [5].

Другим интересным фактором выступило то, что, хотя выборка состоит из представителей мужского пола, семейные особенности имеют высокую значимость. Вполне вероятно, что современные неженатые юноши в большинстве ориентированы на традиционную форму семейных отношений, центром которой является связь родителей и детей. Юноши стремятся к построению семьи патриархального типа, имеющего четкое ролевое разделение по признака пола.

1. Andreeva T.V. Self-realization of creative people: sex differences // Psychological problems of self-realization. St. Petersburg, 1998.

2. Bubnova S.S. The technique of diagnostics of personal structure of value orientations of the person // Methods of psychological diagnostics. 1994.

3. Andreeva T.V., Pinchenko T.Yu. Needs of men and women in marriage and family relations // Psychological-pedagogical search: problems and achievements. St. Petersburg, 2000.

4. Leontyev D.A. Values in individual and group consciousness // FOLLOW.RU: electronic psychological library. 2015. URL: http://http://www. follow.ru/article/344 (date of access: 27.10.2015).

5. Bondarenko A.S. Personality dominants of persons with suicidal tendencies. Krasnodar, 2008.

295

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.