УДК 316.45 Цзи Цзиньфэн
аспирант кафедры социологии Российского университета дружбы народов dom-hors@mail.ru
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КИТАЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
Jin Jin feng
PhD student of the Social Science Department, Peoples’ Friendship University of Russia dom-hors@mail.ru
VALUE SYSTEM OF THE CHINESE YOUTH: TRENDS AND FACTORS OF THE LABOUR MOTIVATION TRANSFORMATION
Аннотация:
В статье обозначены основные векторы и детерминанты трансформационных процессов в сфере трудовой мотивации, действующие в китайском обществе вот уже на протяжении нескольких десятилетий. Акцент сделан на социокультурных и аксиологических факторах, определяющих ценностные ориентации китайского студенчества в социально-экономических реалиях постсоциалистической общественной системы, которые во многом аналогичны таковым в российском обществе.
Ключевые слова:
ценностные ориентации, трудовая мотивация, молодежь, студенчество, современное китайское общество.
Summary:
The article designates the main vectors and determinants of the transformational processes in the labour motivation sphere, which have been taking place in the Chinese society for the latest several decades. Emphasis is made on the socio-cultural and axiologi-cal factors determining the value system of Chinese students in the current socio-economic realities of the post-socialist social system, which in many respects are similar to those in the Russian society.
Keywords:
value system, labour motivation, youth, students, contemporary Chinese society.
В последние десятилетия успешная модель экономических преобразований, реализуемая в Китае, привлекает особое внимание исследователей. В отличие от целого ряда других постсоциалистических стран, которые переживают сложные времена затяжного экономического спада и непрекращающихся политических встрясок, Китай, еще в 1970-е гг. занимавший незначительные позиции на мировой арене, сумел осуществить последовательный переход от централизованной плановой экономики к рыночной, гарантировав себе высокие темпы экономического роста еще на длительную перспективу за счет повышения жизненного уровня населения, роста ВВП, производительности труда и объема внешнего товарооборота, что не могло не привести, в свою очередь, к значительному росту доли Китая в мировой экономике [1] и притоку в страну прямых иностранных инвестиций [2].
Безусловно, экономическое развитие Китая не следует рассматривать исключительно в позитивном ключе: проведенные «сверху» реформы повлекли за собой множество социальных изменений самого разного, в том числе и негативного характера. И здесь китайский трансформационный опыт в значительной степени созвучен российскому, в частности, в том, что в последние годы в российском обществе особую остроту обрели вопросы управления трудовым поведением молодых поколений, которые, по сути, вынуждены адаптироваться к сложившимся в постсоциалистический период социально-экономическим условиям. «В переходных обществах, находящихся в состоянии трансформации, риск имеет свои особенности. Они определяются самим процессом общественного воспроизводства, характеризующимся как отрицанием уходящего этапа развития общества, когда старые механизмы утрачивают свою эффективность, так и утверждением наступающего этапа, когда социально-экономические механизмы еще не оформились» [3, с. 133].
Трансформации трудовых ценностей молодежи обусловлены влиянием различных групп факторов, среди которых основополагающие: аксиологические (совокупность представлений о роли, ценности труда и о трудовом поведении) и социокультурные (традиционные поведенческие стереотипы в сфере труда). Они определяют формирование у молодых поколений весьма противоречивого комплекса трудовых мотивов, совмещающего в себе как вполне традиционную ориентацию на материальный достаток и престиж профессии, так и достаточно стихийно сформировавшиеся индивидуальные ценности в сфере трудовой занятости, карьерных планов и жизненных приоритетов в целом. Данные группы факторов оказывают на трудовую мотивацию молодежи то или иное воздействие только с учетом объективных социальноэкономических условий, а таковые в современном китайском обществе характеризуются, прежде всего, кризисным состоянием института труда, который не способен эффективно выполнять свои базовые функции (высок уровень безработицы, занятость далеко не всегда способна обеспечить достойный уровень жизнь и т.д.). Сложившаяся ситуация требует социолого-управленческого анализа ценностномотивационной структуры китайской молодежи для прогнозирования ситуации на рынке труда в контексте уже сложившихся или только формирующихся содержательных доминант трудовой мотивации.
- B6 -
В целом следует констатировать, что труд сегодня перестал восприниматься молодыми поколениями в России и в Китае как самоценность (источник самосовершенствования, удовольствия, самовыражения) [4, с. 13], хотя, конечно, это не отрицает практической цели труда. У молодежи как особой социальнодемографической группы возраст оказывает непосредственное влияние на трудовую мотивацию (она неизбежно видоизменяется по мере взросления индивида). Например, сильная материальная фокусированность в трудовой мотивации детерминируется временными потребностями демонстрации и демаркации перехода из детского мира во взрослый, то есть имеет важное значение лишь на данный промежуток времени (стремление обладать материальными благами, вещами и предметами моды). С другой стороны, возраст обусловливает и неопределенность положения молодых поколений на рынке труда: у них нет опыта в профессии, нередко даже видения своей дальнейшей профессиональной деятельности.
В современных условиях постоянной трансформации социальных структур и институтов изменяются и социализационные нормы, в частности, нормы трудовых отношений. Идеально-типические социальные представления в сфере труда и выстраивания карьеры сегодня перестали быть универсальными. Успеха можно добиться как благодаря, так и вопреки декларируемым социальным целям и средствам их достижения, поэтому общего (что, по крайней мере, на декларативном уровне было характерно для социалистического периода) для всех ориентира, образца для подражания пока нет и скорее всего не будет. Опыт старших поколений уже не является актуальным для нынешней трудовой социализации. Молодое поколение вынуждено создавать новые стратегии поведения на рынке труда, которым, наоборот, старшие поколения начинают учиться у молодежи (например, «родители» становятся более мобильными в поиске работы, больше ориентируются на уровень заработной платы, а не на некие традиционные соображения ответственности и ценности труда как такового, проще воспринимают ситуации увольнения и долгого поиска работы и т.д.).
С другой стороны, в российском и китайском обществе сохраняется такой традиционный поведенческий паттерн, как «парентократизм» - успех в трудоустройстве, карьерном продвижении и в целом в профессиональной деятельности молодого человека, который зависит от социального статуса его семьи, количества и качества социальных связей, материальной обеспеченности и прочих характеристик родителей, которые продолжают поддерживать его материально и после окончания обучения. Поэтому, как показывают многочисленные социологические опросы, семья и достаток оказываются существенно выше в списке базовых ценностей современного российского и китайского общества, нередко на десять и более позиций обгоняя труд [5]. «Традиционализм» российского и китайского общества в сфере трудовой мотивации проявляется и в том, что в обоих случаях очень сильно влияние патерналистских установок: это и совокупность практик и ценностей, которые связаны с отношениями «забота-подчинение», и совокупность потребностей в заботе и опеке, которые воспроизводятся и молодыми поколениями [6].
Понятие «ценность» имеет множество толкований, наиболее общее из которых - значимость предметов и явлений окружающей действительности, которая определяется их способностью удовлетворить потребности личности, социальной группы, либо общества в целом. Это социокультурное значение явлений действительности, служащее нормативным обоснованием индивидуального, группового или общественного сознания [7, с. 558]. Соответственно, под ценностными ориентациями понимается оценочное отношение личности (группы) к материальным или духовным благам, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы). Ценностные ориентации - основа мотивационного ядра личности, определяющая направленность ее поведения, в том числе в трудовой сфере.
Как показывают многочисленные социологические опросы, социально-экономические трансформации привели к следующим тенденциям в ценностно-мотивационной структуре как китайской, так и российской молодежи. Нарушение логики межпоколенной трансляции опыта (молодежь обретает свои ценностные ориентации в ситуации противоборства «традиционных» и «современных» веяний); неопределенность и расплывчатость ориентиров как собственного пути, так и социально-экономической ситуации в целом, которая утратила универсальные, целостные и стабильные черты. В итоге, как показал опрос, проведенный в 2010 г. Центром исследований детства и юношества (Пекин) на репрезентативной выборке китайского студенчества в столичных вузах, практически каждый третий студент уверен, что сможет легко трудоустроиться после окончания вуза. Однако половина из них убеждена, что вряд ли это будет работа по полученной профессии, тогда как каждый пятый настроен на долгий поиск работы по специальности.
Главные требования к работе у китайских студентов таковы: она должна быть, в первую очередь, интересной и гарантирующей возможность самореализации, причем ради этого можно пожертвовать большим заработком - студенты согласны получать пусть небольшой, но стабильный доход, особенно если работа при этом будет связана с расширением круга знакомств (по 40 % и выше). Менее значимы, соответственно, высокий заработок, свободное время, карьерный рост и социальный престиж и ответственность, которые предполагает трудовая занятость (по 20 % и выше). Здесь очевидно прослеживается ориентированность пекинских студентов на вполне традиционные «самоценные» характеристики труда (социальная значимость и стабильность в финансовом отношении). Подобная трудовая мотивация «встроена» в общую систему ценностей китайских студентов. Так, по данным опроса, понятие жизненного успеха ассоциируется у респондентов со сложным комплексом карьерных достижений, творческой самореализации и семейного благополучия, за которыми с небольшим отрывом следует общественное признание и слава, и со значительным - материальный достаток. В качестве слагаемых жизненного успеха студенты также называются как вполне «рыночно-капиталистические», индивидуально-достиженческие компоненты - коммуникабельность, знания, умения и трудолюбие (порядка 90 %), так и совершенно патерналистские - наличие нужных связей и знакомств, поддержка родных и близких (около 80 %).
Следует отметить, что на трудовую мотивацию молодых поколений в Китае повлияли и государственные кампании по ограничению размеров семьи. Так, одна из мер государства по ограничению рождаемости - пропаганда поздних браков, благодаря чему молодые люди стали жениться позже по сравнению с показателями последних пятидесяти лет - на это повлияло как поощрение поздних браков со стороны государства, так и образовательные и карьерные амбиции и ожидания молодых людей. Кроме того, социологические опросы показывают, что кампания по ограничению рождаемости оказалась успешной в том смысле, что сформировала у молодежи устойчивую ориентацию на небольшие семьи: большинство женщин в стране хотят иметь не больше двоих детей, чуть меньше - одного; все больше молодых китайцев ориентируется на рождение одного ребенка [8, с. 434], поскольку думают о карьере и самореализации в профессиональной сфере, хотя, конечно, ситуация существенно различается в больших городах и сельской местности [9, с. 29].
Ссылки:
1. Дингуй Х. Китай: подходы и особенности экономических преобразований // Критика российских реформ отечественными и зарубежными специалистами». Раздел «Зарубежный опыт» [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-reforms.ru/indexpub24.htm (дата обращения: 02.08.13).
2. Дюмон М. Шесть важнейших факторов, привлекающих инвестиции в Китай // The Omny Guild. Финансы и инвестиции [Электронный ресурс]. URL: http://www.theomniguild.com/shest-vazhnejshix-faktorov-privlekayushhix-investiczii-v-kitaj.html (дата обращения: 16.05.2011).
3. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2003.
4. Городний В.В. Трудовая мотивация современной российской молодежи (социологический анализ): автореф. дис. ...канд. социол. наук. Саратов, 2006.
5. Повышенная важность. Что для россиян самое главное [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/obshchestvo/72 (дата обращения: 30.07.2013).
6. Потенциал демократии в современной России [Электронный ресурс]. URL: http://www.liberal.ru/articles/4509 (дата обращения: 26.07.2013).
7. Социология молодежи: Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008.
8. Cai Y. China's Below-Replacement Fertility: Government Policy or Socioeconomic Development? // Population and Development Review. 2010. Vol. 36. № 3.
9. Zheng C., Me X. Changes on Number of Children and Family Patterns // Studies of Marriage and Family in China. Beijing, 1987.
- BB -