Научная статья на тему 'Ценностные ориентации российских и китайских студентов: сравнительная характеристика'

Ценностные ориентации российских и китайских студентов: сравнительная характеристика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
962
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чжэн Вейдун

Российское и китайское общество переживают сегодня эпоху трансформаций. Китайские и российские студенты живут в обществе, в котором происходят постоянные изменения, их образ жизни и ценностные ориентации претерпевают значительные изменения. Поэтому изучение ценностных ориентаций китайских и российских студентов столь важно оно не только позволяет лучше понять современную молодежь, мотивы ее поступков и молодежную культуру, но и дает возможность определить мировоззрение современной молодежи, основные тенденции его развития, помочь молодежи разрешить основные стоящие перед ней проблемы. Ценностные ориентации современной молодежи дают представление о настоящих и будущих ценностях всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Values of Chinese and Russian University Students: Comparative Characteristic

Russia and China today are going through the period of transformations. The students in both states live in transitional societies which interfere with their lifestyles and systems of values. That is why the research into the system of values of both Chinese and Russian students is of vital importance today it does not only help to understand the modern youth, their motivation and culture better; but also enables us to define their world-view, main trends of their development; help them deal with their problems. Youth values give an idea of present and upcoming values of a nation as a whole.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации российских и китайских студентов: сравнительная характеристика»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА*

Чжэн Вейдун

Центр исследований молодежи и юношества Китая 25 Xisanhuan North Road, Haidian District Beijing, 100089 P. R. of China Пекин, Китай

Российское и китайское общество переживают сегодня эпоху трансформаций. Китайские и российские студенты живут в обществе, в котором происходят постоянные изменения, их образ жизни и ценностные ориентации претерпевают значительные изменения. Поэтому изучение ценностных ориентаций китайских и российских студентов столь важно — оно не только позволяет лучше понять современную молодежь, мотивы ее поступков и молодежную культуру, но и дает возможность определить мировоззрение современной молодежи, основные тенденции его развития, помочь молодежи разрешить основные стоящие перед ней проблемы. Ценностные ориентации современной молодежи дают представление о настоящих и будущих ценностях всего общества.

В июле — сентябре 2008 г. Центр исследований молодежи и юношества Китая (Пекин) совместно с кафедрой социологии РУДН провел сравнительное исследование ценностных ориентаций российских и китайских студентов. Опрос проводился в двух городах — Москве и Пекине — методом анкетирования. В опросе, проведенном китайской стороной, были задействованы: один государственный университет, один муниципальный вуз, один государственный политехнический университет и один муниципальный политехнический университет. В Пекине были опрошены 1074 студента, из них 557 юношей (52% опрошенных) и 517 девушек (48%). По профилю обучения выборка была следующей: студенты социально-гуманитарных и экономических специальностей — 49%, естественно-научных специальностей — 25%, технических специальностей — 26%; по курсам обучения — студенты первого курса (37%), второго (26%), третьего (22%) и четвертого (16%). В Москве было опрошено 1070 студентов, из них 508 юношей (47%) и 562 девушки (53%); из них студенты социально-гуманитарных и экономических специальностей составили 51%, естественно-научных специальностей — 15%, технических — 34%. Инструментарий исследования — анкета — включал в себя вопросы, касающиеся проживания студентов, учебы и образования, устройства на работу, брака и семьи, здоровья, общения, участия в политической деятельности, счастья, достижений и т.д.

Сравним основные результаты исследования.

Как показали результаты опроса, большинство китайских студентов живут в общежитии вместе со своими друзьями (сокурсниками); большинство россий-

* Исследовательская группа: Лю Цзюньянь, Чжао Чжанчжун, Чжэн Вэйдун, Ян Шоуц-зянь, Ли Хуасунь, Ли Янь, Ин Хуэй, Ли Гуанвэнь, Лю Цзюньянь, Си Цзеин.

ских студентов живет вместе с родителями дома. В общежитии живет большинство китайских студентов (78% опрошенных), с родителями живет 18%; среди российских студентов большинство живет с родителями (54%), в общежитии — 21%. Из результатов анкетирования видно, что по месту проживания китайский студенческий контингент более однороден — почти 80% живут в общежитиях; среди российских студентов подавляющее большинство живет с родителями или снимает квартиру. Вероятно, причиной данного различия является уровень урбанизации двух государств: в Китае из-за сравнительно низкого уровня урбанизации большинство студентов для получения образования вынуждены уезжать в достаточно отдаленные от их дома города; в России, напротив, уровень урбанизации достаточно высок, поэтому студентам не нужно уезжать из родного города, чтобы поступить в университет.

Более половины китайских студентов считают своих друзей самыми важными людьми в своей жизни (56%), роль родителей высоко оценивают 38%. Российские студенты на первое место по значимости ставят своих родителей (47%). Китайские студенты (около 60%) живут вместе с друзьями (однокурсниками), тогда как российские студенты — с родителями или другими родственниками, также высок процент тех, кто живет с женой (мужем) или один. В целом по критерию проживания для России характерна большая вариативность. 15% российских студентов сами снимают квартиру, каждый десятый опрошенный живет с мужем (женой) или любимым человеком, однако в Китае подобные варианты ответов выбрало значительно меньше студентов — очевидно, что, хотя китайские вузы не запрещают студентам жениться, брак или сожительство среди китайских студентов по-прежнему редкое явление.

Более 80% как китайских, так и российских студентов дали положительную оценку своим отношениям с родителями: среди китайских студентов 90% опрошенных считают свои отношения с родителями достаточно близкими, гармоничными, для них характерно взаимопонимание; среди российских студентов этот показатель достигает 84%. Для обществ двух стран характерно доминирование полных семей: количество студентов, живущих в семье с обоими родителями, составляет 79% опрошенных в Китае и 71% в России. В семьях с одним родителем живут 27% российских студентов, тогда как среди китайцев таких всего 5%, следовательно, китайские студенты растут в более стабильных семьях, чем российские.

Основные виды студенческого досуга в Китае — Интернет, чтение газет и журналов, просмотр телепередач и спорт; в России к этому списку добавляются путешествия в компании друзей и чтение книг. Китайские студенты почти каждый день или несколько раз в неделю «сидят» в Интернете (84%), читают газеты и журналы (67%), смотрят телевизор (50%), занимаются спортом (45%), играют в компьютерные игры (37%), читают художественную литературу (37%). Среди российских студентов популярны: Интернет (77%), телевидение (71%), газеты и журналы (61%), путешествия с друзьями (56%), чтение книг (54%), занятия спортом (50%), ходят в гости (43%), компьютерные игры (43%) и т.д., т.е. самые популярные виды отдыха у студентов двух стран сходны — Интернет, телевидение и чтение.

Несколько раз в месяц китайские студенты путешествуют с друзьями (45%); российские студенты ходят в кино (48%) и в гости (36%). Редкие виды отдыха среди китайских студентов — посещение клубов (дискотек) (не ходят 88%), театров, концертов и выставок (не ходят 84%), цирка и т.п. (не ходят 83%), кино (не ходят 66%), друзей и родственников (не ходят 60%). Среди российских студентов не пользуются популярностью походы в театры и на выставки (не ходят 72%), в цирк и на юмористические концерты (не ходят 67%), в клубы (дискотеки (не ходят 56%). Таким образом, в категорию редких, непопулярных видов досуга китайских и российских студентов попадают виды отдыха, связанные с искусством, особенно с интеллектуальными видами искусства, причем в Китае процент их непопулярности несколько выше, чем в России, что, связано прежде всего с материальными возможностями студентов и приоритетами в расходах.

Большинство китайских и российских студентов видят цель высшего образования в подготовке к взрослой жизни и профессиональной деятельности. Китайские студенты уделяют внимание в первую очередь требованиям работодателей, российские студенты надеются стать квалифицированными специалистами. Желающих уехать за границу, чтобы получить образование, достаточно много, особенно в Китае. Китайские студенты рассматривают высшее образование главным образом как необходимое условие получения работы в будущем (75%) и знаний, востребованных в современном мире (61%); для российских студентов важны прежде всего необходимые в современном мире знания (67%) и возможность стать квалифицированным специалистом (64%) (табл. 1).

Таблица 1

Причины получения высшего образования

(%)

Почему вы хотите получить высшее образование? Китайские студенты Российские студенты

Хочу получить необходимые в современном мире знания 61 67

Хочу стать квалифицированным специалистом 31 64

Я просто хочу получить диплом 12 17

Этого хотят родители 10 13

Для получения навыков, необходимых для будущей профессией 75 6

Скучно сидеть дома 4 10

Хороший шанс найти мужа (жену 2 5

Можно не служить в армии 1 16

Другое 4 5

Довольно много китайских и российских студентов хотят учиться за границей — 45% опрошенных китайских студентов и 29% российских. Желающих сменить свой вуз на другой также сравнительно много: в Китае — 69%, в России — 46%.

Многие студенты планируют продолжить обучение после получения диплома бакалавра: среди китайских студентов — 52% (причем 43% хотели бы стать кандидатами наук); среди российских студентов таковых соответственно 69%, а 41% респондентов хочет получить второе высшее образование. Таким образом, практически каждый второй студент в обеих странах планирует продолжить обучение после бакалавриата. Различие здесь заключается в том, что китайские сту-

денты в большинстве своем хотят идти в магистратуру, тогда как российские — получить второе высшее образование.

Основные критерии выбора работы у китайских и российских студентов — интерес к ней, достаточная заработная плата и возможность самореализации. Большинство опрошенных считает, что после окончания учебы легко найдут работу, однако затрудняются сказать — по специальности или нет. Китайские студенты при выборе работы называют следующие пять критериев: собственную заинтересованность (49%), относительную свободу действий, возможность самореализации (46%), стабильный доход (41%), возможность расширить свой круг общения (39%), свободное время (27%). Российские студенты ставят на первое место высокую зарплату (68%) и собственную заинтересованность (67%), затем гарантии продвижения по службе (55%), относительную свободу действий, возможность самореализации (43%) и престиж (30%). Таким образом, и китайские, и российские студенты придают большое значение собственной заинтересованности, зарплате и самореализации. Различие в том, что китайцы сравнительно большее значение придают таким критериям, как расширение круга общения и свободное время, тогда как российские студенты отмечают важность стабильного карьерного роста и высокой зарплаты.

Большинство студентов считает, что после окончания учебы легко найдут работу, однако более 50% полагают, что им трудно будет найти работу по специальности: так, 49% китайских студентов полагает, что найти работу не трудно, но не по своей специальности, 15% уверены, что только после продолжительных поисков можно найти работу по специальности; российских студентов, придерживающихся аналогичных оценок, соответственно 36% и 17% (табл. 2). Считающих, что они в будущем достаточно долго буду безработными, меньшинство (менее 5%). Небольшое различие существует в ответах тех, кто уже устроился на работу: в России таких больше, чем в Китае, — 14% против 3%.

Таблица 2

Оценка возможности трудоустройства после окончания вуза

(%)

Как вы оцениваете свои шансы устройства на работу после окончания учебы? Китайские студенты Российские студенты

Считаю, что легко и быстро найду работу по специальности 29 29

Только после продолжительных поисков можно найти работу по специальности 15 17

Найти работу нетрудно, но не по своей специальности 49 36

Думаю, в будущем достаточно долго буду безработным 5 4

Уже нашел работу, после окончания учебы просто официально устроюсь 3 14

Китайские студенты во время поиска работы обращают внимание прежде всего на зарплату (41%) и соответствие специальности (35%); российские студенты учитывают возможность работать и учиться (69%), а также зарплату (25%). Среди китайских студентов 86% не работают, 14% работают (у 7% работа имеет отношение к специальности); среди российских студентов 51% неработающих, работают 49% (только 15% работают по специальности).

Подавляющее большинство студентов не женаты (не замужем). Среди китайских студентов 64% опрошенных не имеют постоянных любовных отношений, у 33% есть любимый человек; среди российских студентов таковых соответственно 57% и 31%. 12% российских студентов уже зарегистрировали брак или живут в гражданском браке, тогда как для китайских студентов подобная ситуация — достаточно редкое явление (всего 3%). Основное условие вступления в брак — экономическая независимость, способность прокормить семью: среди китайских студентов, имеющих любимого человека, 66% именно на это обращают внимание, рассматривая возможность брака; 36% российских студентов придерживаются такой же точки зрения (табл. 3).

Таблица 3

Отношение к браку

(%)

Если у вас есть любимый человек, когда вы планируете пожениться? Китайские студенты Российские студенты

Как только закончу учиться 2 15

Когда найду работу 9 8

Когда обрету материальную независимость и смогу прокормить себя и семью 66 36

Пока не задумывался над данным вопросом 20 6

Думаю никогда — не вижу необходимости официально оформлять отношения 2 5

Другое 1 31

Китайские студенты собираются вступать в брак только тогда, когда обретут материальную независимость и смогут прокормить себя и семью (показатель на 30% выше, чем у российских студентов), а российские студенты чаще говорят о том, что готовы оформить отношения, как только закончат учебу (на 13% больше).

Более 40% китайских и российских студентов хотят иметь двух детей (см. табл. 4). Большинство студентов хотят иметь одного или двух детей, тех, кто хочет иметь трех и больше детей, — меньшинство.

Таблица 4

Предполагаемое количество детей

(%)

Сколько вы хотите иметь детей? Китайских Российских

студентов студентов

Одного 26 10

Двух 44 41

Трех 4 13

Больше трех 2 9

Не знаю 14 22

Не хочу иметь детей 10 4

Среди китайцев лишь 13% опрошенных собираются воспитывать детей точно так же, как их воспитывали родители, 47% — так же, но с небольшими изменениями; среди российских студентов таковых ровно столько же — 13% и 47%. Большинство студентов одобряет методы воспитания старшего поколения и хочет перенять опыт предыдущих поколений.

Большинство студентов имеют широкий круг общения, однако ощущают недостаток в близких друзьях. В случае возникновения серьезных проблем студенты обращаются за помощью прежде всего к родителям, друзьям и любимым. 76% китайских студентов имеет широкий круг общения, среди них есть те, кого они считают своими друзьями, — 14% уверены, что у них есть один настоящий друг, 9% знакомы со множеством людей, но у них нет того, кого можно назвать другом, а 1% вообще не имеет друзей. В России таковых соответственно 72%, 13%, 13% и 3%.

Китайские студенты, сталкиваясь с проблемами, обращаются за помощью к друзьям (75%), родителям (69%), любимому человеку (21%); российские студенты — к родителям (66%), друзьям (61%) и любимому человеку (32%), т.е. наибольшим доверием студентов двух стран пользуются одни и те же близкие им люди. Крайне мало студентов обращаются за помощью к психологу. Кроме того, российские студенты чаще склонны решать проблемы в одиночку, чем китайские, — последние чаще обращаются к родителям и друзьям.

У большинства студентов высок уровень ответственности: они считают, что несут ответственность за семью, себя и своих друзей. Китайские студенты чувствуют свою ответственность за родителей и родственников (84%), друзей (41%) и за себя (36%); российские студенты — за родителей и родственников (82%), за себя (43%) и друзей (36) (табл. 5).

Таблица 5

Уровень ответственности

(%)

За кого вы чувствуете ответственность? Китайские студенты Российские студенты

Только за себя 36 43

Семью и родственников 84 82

Друзей 41 36

Народ 13 6

Г осударство 35 10

Никого 1 2

Другое 3 3

Крайне мало студентов выбрало вариант «Никого», что говорит о наличии у подавляющего большинства студентов чувства ответственности. Студенты чаще всего выбирали варианты, в которых фигурируют близкие им люди, а именно: семья, родственники, они сами и друзья; варианты «государство» и «народ» упоминались крайне редко, особенно российскими студентами.

86% китайских студентов считает себя патриотами, 11% не определились, патриоты они или нет; среди российских студентов таковых соответственно 51% и 31%. На вопрос, почему они не могут ответить однозначно, студенты главной причиной назвали «невозможность определить свое отношение к государству как патриотизм». Среди китайских студентов таковых 75%, среди россиян — 51%. Другая причина — что «понятие патриотизма в эпоху глобализации теряет всякий смысл»: так ответило 29% российских студентов.

Большинство студентов считает, что критерием успеха является самореализация и семейное счастье. Они полагают, что успех в профессиональной дея-

тельности зависит от многих факторов, самые важные из которых — коммуникабельность, знания и способности, трудолюбие, оптимизм, а не диплом университета. Китайские студенты называют следующие три критерия успеха: творческая самореализация (69%), семейное счастье (67%) и общественное признание (62%). Критерии российских студентов достаточно схожи: материальный достаток (61%), творческая самореализация (53%) и семейное счастье (50%) (табл. 6).

Таблица 6

Критерии успеха

(%)

Что вы считаете критерием успеха? Китайские студенты Российские студенты

Общественное признание 62 33

Творческая самореализация 69 53

Материальный достаток 32 61

Карьера 8 48

Семейное счастье 67 50

Другое 1 2

Китайские студенты называют следующие факторы успеха в профессиональной деятельности: коммуникабельность (93%), собственные знания и способности (93%), трудолюбие (86%), судьба, случай (83%), связи и знакомые (82%), поддержка родителей и родственников (80%), знание нескольких иностранных языков (77%). Российские студенты отмечают коммуникабельность (89%), собственные знания и способности (85%), знание нескольких иностранных языков (85%), связи (84%) и трудолюбие (82%) (табл. 7). Китайские студенты чаще видят факторами успеха судьбу, тогда как российские — знание иностранных языков.

Таблица 7

Факторы успеха профессиональной деятельности

(%)

Как вы считаете, какими факторами обусловлен успех в профессиональной деятельности? Китайские студенты Российские студенты

Полностью согласен Скорее согласен Итого Полностью согласен Скорее согласен Итого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собственные знания и способности 52 41 93 56 29 85

Связи и знакомые 37 45 82 54 30 84

Трудолюбие 44 43 87 51 31 82

Поддержка родителей и родственников 32 48 80 31 35 66

Ком мун икабел ьность 5 38 93 61 28 89

Диплом вуза 20 42 62 32 32 64

Знание нескольких иностранных языков 29 48 77 54 30 84

Судьба,случай 34 49 83 35 25 60

Другое 23 34 57 37 19 56

Большинство студентов считает коммуникабельность, трудолюбие и оптимизм самыми важными человеческими качествами, которые помогают достигнуть успеха. Китайские студенты отмечают коммуникабельность (72%), оптимизм (55%), честность (52%), способность быстро адаптироваться (51%), искренность

(48%), лидерские задатки (47%), и трудолюбие (46%). Российские студенты — трудолюбие (60%), общительность (56%), целеустремленность (56%), талант (48%), чувство собственного достоинства (35%), бережливость (31%) и оптимизм (30%). Наиболее редкие ответы здесь — алчность, беспринципность, коварство и т.п. (табл. 8). Китайские студенты обращают больше внимания на честность и искренность, а российские — на целеустремленность и талант; преданность и независимость также более значимы в Китае.

Таблица 8

Достижение успеха

(%)

Какие человеческие качества способствуют достижению успеха?

китайские студенты российские студенты

Коммуникабельность 72 Трудолюбие 60

Оптимизм 55 Ком муни кабел ьность 56

Честность 52 Целеустремленность 56

Способность быстро адаптироваться 51 Талант 48

Искренность 48 Чувство собственного достоинства 35

Лидерские задатки 47 Бережливость 31

Трудолюбие 46 Оптимизм 30

Преданность 40 Демагогия 30

Независимость 34 Лидерские задатки 24

Целеустремленность 26 Способность идти на компромиссы 24

Бережливость 25 Умение достигать цели, несмотря ни на что 23

Реализм 24 Упрямство 22

Несгибаемость 20 Честность 22

Великодушие 16 Способность быстро адаптироваться 19

Доброта 13 Реализм 18

Чувство собственного достоинства 12 Умение хранить тайну 17

Талант 9 Независимость 16

Умение хранить тайну 6 Искренность 13

Демагогия 6 Доброта 12

Коварность 3 Преданность 11

Бессовестность 3 Несгибаемость 11

Умение достигать цели, несмотря ни на что 3 Бессовестность 7

Способность идти на компромиссы 2 Коварность 7

Алчность 2 Беспринципность 5

Упрямство 1 Алчность 5

Беспринципность 1 Великодушие 4

Среди китайских и российских студентов крайне мало тех, кто считает себя пессимистами. Пессимистов среди китайских студентов всего 5%, в России — 4%. Оптимистов среди китайских студентов 37%, среди российских — 34%, реалистов — 33% и 32% соответственно. Тех, чье мнение зависит от обстоятельств, примерно столько же: в Китае 24%, в России — 31%. Безразличных к будущему среди студентов двух стран меньшинство: большинство придерживается оптимистического взгляда (в Китае 49%, в России — 47%) или достаточно спокойного (43% и 42% соответственно). Большинство студентов планирует свое будущее: среди китайцев 28%, 57% планирует его на ближайшую перспективу; в России

таковых соответственно 30% и 45%. Не планирующих свое будущее в России 20%, в Китае — 12% опрошенных.

Оценивая свое материальное положение, студенты Китая и России придерживаются следующих взглядов: среди китайских студентов 33% способны покупать продукты общего спроса и одежду, 50% — хорошо питаться, покупать вещи, но не обладают денежными средствами для покупки дорогих вещей, 11% хорошо питаются, носят модную одежду, могут совершать крупные покупки; в России таковых соответственно 13%, 48% и 29%. Необеспеченных в Китае 3%, в России — 4%; максимально обеспеченных — соответственно 3% и 5%.

Свыше 50% китайцев считает, что внутригосударственное положение влияет на их жизнь; процент российских студентов, разделяющих эту точку зрения, намного ниже. Многие российские студенты считают, что государство не оказывает на них большого влияния, среди них 16% говорят, что «ситуация в государстве никак не связана с их жизненными планами», 32% полагают, что «возможно, есть какое-то влияние, но очень небольшое», 20% затруднились с ответом; среди китайских студентов таковых соответственно 5%, 36% и 9%.

Большинство студентов интересуется политикой, принимает достаточно активное участие в политической деятельности, относится к этому с энтузиазмом. Разница здесь заключается в том, что китайские студенты относятся к государственным органам и общественным организациям с большим доверием и более высоко оценивают их деятельность. В Китае 28% студентов интересуется важными событиями в мире и в Китае, 55% интересуются по мере необходимости; в России таковых соответственно 21% и 49%. Тем не менее многих политика не интересует вообще, их процент достаточно высок в России — порядка 30%, тогда как в Китае — 16%. В качестве главных причин отсутствия интереса к политике выступают нехватка времени, необходимого, чтобы следить за политическими событиями, и то, что студенты не видят в этом смысла, — среди китайских студентов таковых 46% и 21% соответственно, в России — 42% и 27%.

Достаточно высок процент тех, кто регулярно участвует в выборах: в Китае 40% опрошенных всегда участвуют в выборах, 35% — только в самых важных; в России таковых соответственно 28% и 44%, т.е. большинство студентов участвует в политической деятельности в качестве избирателей. Однако каждый четвертый российский и китайский студент не участвует в выборах, считая, что они не играют никакой роли (25% в Китае и 28% в России).

Китайские студенты больше доверяют государственным органам и общественным организациям, чем российские (табл. 9). Китайские студенты доверяют прежде всего правительству, парламенту, армии, банкам и судам (свыше 80% ответивших). Уровень доверия к общественным организациям и партиям — на уровне 60%, к СМИ, церкви и остальным общественным институтам китайские студенты относятся со значительно меньшим доверием. Порядка 50% российских студентов доверяют церкви и банкам, а политическим партиям и другим государственным органам, очевидно, не доверяют.

Таблица 9

Доверие к государственным органам и общественным организациям

(%)

Насколько вы доверяете: Китайские студенты Российские студенты

Доверяю Не доверяю Затрудняюсь ответить Доверяю Не доверяю Затрудняюсь ответить

Правительству 88 9 3 33 58 9

Парламенту 82 14 4 21 68 11

Совету Федерации 78 17 5 26 59 16

Партиям 68 23 9 14 73 13

Общественным организациям 58 31 11 30 56 14

Международным неполитическим организациям 53 26 11 32 51 18

Милиции 71 34 4 15 78 7

Суду 79 17 3 30 61 9

Банкам 82 15 3 47 44 9

Крупному бизнесу 53 37 10 41 47 12

СМИ 45 43 12 30 63 7

Церкви 35 49 17 50 33 17

Армии 81 12 7 20 67 13

Большинство студентов гордятся историей и культурой своей страны. Западное влияние несколько по-разному оценивается студентами двух стран: китайские студенты оценивают его скорее положительно (70%) — каждый второй считает, что сближение с Западом принесет стране скорее пользу, чем вред, тогда как 20% полагают, что только пользу; российские студенты придерживаются скорее противоположного мнения: 38% респондентов положительно оценивают влияние Запада, а 46% российских студентов считает, что сближение со странами Запада приносит России одновременно и пользу, и вред.

Китайцы гордятся своим культурным наследием (95%), историей государства (92%), спортивными успехами (82%), природными ресурсами (78%), международным положением (73%), развитием науки (65%), экономическим положением (53%), состоянием социальной сферы общества (49%), уважением гражданских прав и свобод личности (47%), деятельностью органов государственной власти (46%); менее позитивно оценивается уровень жизни народа (им гордятся 35% опрошенных) и система образования (30%). Российские студенты гордятся отечественной историей (87%), природными ресурсами (87%) и культурным наследием (86%), системой образования (54%) и развитием науки (52%). Наиболее низкие показатели по данному вопросу показали следующие позиции: международное положение страны (гордость за него испытывают лишь 26%) опрошенных, армия (19%), уважение гражданских прав и свобод (17%), деятельность органов государственного управления (15%), экономическое положение страны (14%), состояние социальной сферы (13%) и общий уровень жизни народа (10%). Таким образом, студенты обеих стран в значительной степени неудовлетворенны социальным развитием своих обществ.

Китайские студенты считают наиболее важными проблемами китайской молодежи недостаток ответственности, отсутствие моральных качеств, отвращение к учебе и безработицу; для российских студентов в качестве таковых выступают наркомания, пьянство, курение и преступность (табл. 10)

Таблица 10

Каковы самые серьезные проблемы современной молодежи?

(%)

Основные проблемы современной молодежи Китайские студенты Российские студенты

Наркомания 14 76

Пьянство 15 60

Табакокурение 22 38

Здоровье 23 28

Безработица 33 25

Отвращение к учебе 43 —

Недостаток нравственности 71 —

Отсутствие ответственности 72 —

Преступность 23 31

Другое 3 —

Для китайских студентов самыми важными общественными проблемами являются недостаток нравственности (64%), непонимание между родителями и детьми (47%), коррупция среди чиновников (46%), нехватка времени на досуг и монотонность жизни (по 36%); для российских студентов — недостаток нравственности (48%), нехватка материальных средств (25%) и отсутствие государственной поддержки (24%) (табл. 11).

Таблица 11

Влияние общественных проблем на молодежь

Какие общественные проблемы влияют на молодежь больше всего? Китайские студенты Российские студенты

Коррупция 46 19

Нехватка времени на досуг, монотонность жизни 36 12

Непонимание между родителями и детьми 47 12

Нехватка материальных средств 17 25

Политическая ситуация 9 4

Отсутствие государственной поддержки 8 24

Экономическое положение в стране 10 14

Недостаток нравственности 64 48

Отсутствие средств на образование 21 16

Нарушение гражданских прав и свобод личности 15 13

Итак, ценностные ориентации китайских и российских студентов крайне разнообразны, что является очевидным показателем культурного плюрализма в обществах двух стран. По целому ряду параметров ценностные ориентации студенческой молодежи Китая и России сходны, прежде всего это основные жизненные ценности — семья, достижение успеха с помощью знаний и коммуникабельности; однако наблюдается и ряд отличий, обусловленных различиями социально-экономических и социокультурных условий жизни двух стран.

THE SYSTEM OF VALUES OF CHINESE AND RUSSIAN UNIVERSITY STUDENTS: COMPARATIVE CHARACTERISTIC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zheng Veydun

Chinese Youth Research Center 25 Xisanhuan North Road, Haidian District Beijing, 100089 P. R. of China

Russia and China today are going through the period of transformations. The students in both states live in transitional societies which interfere with their lifestyles and systems of values. That is why the research into the system of values of both Chinese and Russian students is of vital importance today — it does not only help to understand the modern youth, their motivation and culture better; but also enables us to define their world-view, main trends of their development; help them deal with their problems. Youth values give an idea of present and upcoming values of a nation as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.