Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как основа оценивания'

Ценностные ориентации как основа оценивания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1661
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ОЦЕНИВАНИЕ / СОЗНАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗНАЧИМОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ESTIMATION / ESTIMATION PROCESS / CONSCIOUSNESS / ACTIVITY / VALUE / SYSTEM OF VALUES / THE IMPORTANCE / MOTIVATIONAL SPHERE / PERSONALITY / A SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сутужко Валерий Валериевич

В статье анализируется феномен оценки. В качестве ведущего основания оценочной деятельности человека выделяются ценностные ориентации индивидов, групп, общества. Воздействие ценностных ориентаций на оценивание рассматривается в контексте интересов, мотивов и потребностей личности. В итоге рассуждений делается вывод, что посредством ценностных ориентаций субъект направляет внимание на определенные объекты, выбирает объект, и тем самым выявляется субъективная значимость, оценка объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of values as a basis for estimation

The phenomenon of estimation is analyzed in the article. As the leading basis for estimation activity, the author points out the system values of individuals, groups and societies. The influence of the system of values on estimation is considered in a context of interests, motives and needs of a person. As a result of reasoning processes, a conclusion is drawn that by means of the system of values, a subject draws his attention to certain objects, chooses these objects and so, the subjective importance and the estimation of an object are revealed.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как основа оценивания»

Matveeva K.S. Evolution of social notions of gender identity. Substantial transformations occur in all systems of culture, social and spiritual life of a modern civilisation. Global social changes in the society introduced transformations in private spheres of human social being. Value, personal and mindset transformations are of particular interest for study of the gender aspect and gender identity in a family context.

Key words: gender, gender identity, femininity, masculinity, double standard, transformations of a modern society.

Literature

1. Foucault Michel. Society must be defended: a course of public lectures at the College de France in 1975/1976. St Petersburg, 2005.

2. Giddens A. Sex and Social Order: The Transformation of Intimacy. St Petersburg, 2004.

3. Theory and methodology of gender investigations / edited by О.А. Voronina. Moscow, 2001.

4. Engels F. The Origin of Family, Private Property and State // Marx K., Engels F. Selected works: in 3 volumes. Moscow, 1983. Vol. 3. P. 269.

5. Berger P.L. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. Moscow, 1995.

6. Durkheim E. The Division of Labour in Society. The Sociological Method. Moscow, 1991. P. 493.

7. WeberM. Selected works / trans. from German; edited by Yu.N. Davidova. Moscow, 1990. P. 644-706.

8. Rayan M. The Cradle of the Middle Class. Cambridge, 1981. P. 102.

9. Reich W. The Sexual Revolution. St Petersburg; Moscow, 1997.

10. Kon I.S. In quest of myself. Moscow, 1984.

11. Freud S. An introduction to psychoanalysis. Moscow,

1989.

12. Hite S. Sex & business. Moscow, 2005.

13. Thompson Sh. Search for tomorrow: On feminism and the reconstruction of teen romance, in Carole S. Vance: Pleasure and Danger. Exploring Female Sexuality. L.,

1989. P. 351.

14. Marcuse H. Eros and Civilization. One-Dimensional Man: researches on the ideology of the capitalist society / trans. From English А.А. Yudin. Moscow, 2002.

15. Finch J. Family Obligations and Social Change. Cambridge, 1989. P. 194-211.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА ОЦЕНИВАНИЯ

В.В. Сутужко

В статье анализируется феномен оценки. В качестве ведущего основания оценочной деятельности человека выделяются ценностные ориентации индивидов, групп, общества. Воздействие ценностных ориентаций на оценивание рассматривается в контексте интересов, мотивов и потребностей личности. В итоге рассуждений делается вывод, что посредством ценностных ориентаций субъект направляет внимание на определенные объекты, выбирает объект, и тем самым выявляется субъективная значимость, оценка объекта.

Ключевые слова: оценка, оценивание, сознание, деятельность, ценность, ценностные ориентации, значимость, мотивационная сфера, личность, общество.

Оценка является субъективным выражением значимости предметов и явлений окружающего мира. При этом оценивание является способностью к умственному акту, в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения его значения для субъекта. Оценка является неотделимым элементом сознания, сформировавшегося в процессе психической деятельности. В ходе деятельности не только порождается функциональное бытие (ценность) явлений и вещей действительности, но и формируется способность субъекта выражать их ценность, т. е. оценивать. Оценивание выступает средством осознания человеком ценности внешнего

(природного и социального) мира и значимости собственного внутреннего (индивидуально-личностного) мира.

Критерием оценивания является мотивация или оценочный признак, то, с точки зрения чего субъект производит оценку. Именно критерии или основания оценивания являются базой многочисленных классификаций оценок. В зависимости от того, какие признаки актуализируются в оценочном акте, принято дифференцировать внутренние и внешние критерии оценивания. Внутренние критерии выражают эмоционально-аффективную сферу субъекта, его чувства, ощущения, положительные и отрицательные эмоции, связанные с психической сферой симпа-

тий и антипатий. Внешние критерии ориентированы на когнитивную сферу, они отражают знания субъекта, формируемые отношением ментальной и социальной природы окружающей человека действительности.

Основой, базовым критерием оценивания служат ценностные ориентации (идеологические, политические, моральные, эстетические и другие установки субъекта и способ дифференциации им объектов по их значимости). Ценностные ориентации формируются в процессе образования и познания субъекта при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Как интегральный психосоциальный феномен ценностные ориентации являются компонентом системы отношений личности, определяющим общий подход человека к миру, себе и придающим смысл личностным позициям и поведению. В ценностных ориентациях отражается направленность и содержание активности личности.

Проблема ценностных ориентаций появилась в социально-психологической и социологической литературе и стала предметом эмпирических исследований на стыке социально-философской концепции ценностей и психологической теории установок. Термин «ценностные ориентации» впервые применил Т. Парсонс. Понятие «ценность» появилось в работе У. Томаса и Ф. Знанецко-го «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920) и определялось в связи с социально-психологической установкой и в противопоставлении с ней (ценность - любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы; установка -это субъективная ориентация членов группы по отношению к социальным ценностям). В этом эмпирическом исследовании впервые было показано, что оценивание совершается на основе установки (ценностной ориентации) субъекта. Г. Олпорт продолжил анализ феномена установки (введя термин «аттитюд») в контексте взаимодействия личности и социальной среды [1]. Установка (attitude) - это расположенность индивида к определенным реакциям на внешнюю среду, которая возникает как результат интеграции множества специфических реакций одного типа на однородные стимулы среды. Г. Олпорт выявил,

что аттитюды зависят от предшествующего опыта и выполняют регулятивную роль в человеческом поведении.

Начиная с 20-х гг. ХХ в. исследователей проблем оценивания преследовал вопрос о том, чем являются ценности - объектами ориентации или ее элементами. В зависимости от решения этой проблемы за рубежом сложились социологический и социальнопсихологический подходы в изучении ценностных ориентаций.

В отечественной философии существует и другой подход, при котором понятие ценностных ориентаций связывается с категориями аксиологии («оценка», «ценность», «ценностное отношение», «оценивание»), разрабатываемыми В.А. Василенко, О.Г. Дробницким, В.П. Тугариновым и др. О.М. Бакурадзе отмечал, что суждения ценности имеют телеологический характер и указывают на состояние, определенное целью. Ценность встает перед человеком как нечто такое, что должно быть [2]. Вместе с тем отечественные авторы разграничивают социально-психологический и общепсихологический подход к исследованию ценностных ориентаций. В.А. Ядов отмечал, что в социальной психологии ценностные ориентации - сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии - изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности [3].

В общей психологии мотивационная сфера личности, по словам Б.Ф. Ломова, понимается как вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни [4]. Эта совокупность представляет собой динамическую систему, которая изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Мотивы отличаются разной степенью устойчивости, одни (доминирующие, стержневые) прочно сохраняются длительное время, иногда всю жизнь, именно в них проявляется направленность личности. Смена их происходит при существенных изменениях условий жизнедеятельности личности, ее отношений с обществом. Другие мотивы менее устойчивы, более вариативны, эпизодичны, изменчивы, в большей степени зависимы от ситуации. Развитие мотивационной сферы личности происходит не по принципу напластования одних мотивов на другие, в процессе ее становления происходит дифференциа-

ция, интеграция, превращение, подавление, борьба противоречивых мотивов, их взаимное усиление или ослабление. Доминирующие и подчиненные мотивы могут поменяться местами. Мотивационная сфера личности тесно связана с отношениями личности с другими людьми. Она зависит не только от непосредственных контактов человека с конкретными людьми, но и от опосредованных, а также от сфер жизни общества, относящихся к общественному сознанию. В процессе развития в обществе индивид как бы выходит за пределы непосредственных связей с другими людьми, а его мотивационная сфера начинает формироваться под существенным влиянием идейной жизни общества (идеологии, политики, этики, права, эстетики и т. д.).

Огромную роль в формировании и развитии мотивационной сферы личности играют общественные институты: система образования, пропаганда (т. н. РЯ-технология), реклама, шоу-бизнес и др. Мотивационная сфера личности не является только отражением ее собственных индивидуальных потребностей, объективным основанием испытываемой личностью борьбы мотивов являются реальные противоречия, возникающие в обществе. Являясь опосредствованным системой общественных отношений отражением потребности, отмечал Б.Ф. Ломов, мотив не есть ее простая «калька». Связь между потребностью как объективной необходимостью и мотивом как ее субъективным отражением неоднозначна. Сходные потребности могут быть реализованы в различных мотивах, и, наоборот, за сходными мотивами могут стоять разные потребности. Все рассмотренные мотивационно-потребностные процессы непосредственно влияют на характер личностного оценивания. Тесная взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивационной сферы личности отмечается многими исследователями.

По мнению Б.Ф. Поршнева, основа личности заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Но для этого должны быть основания, и таким основанием является ценность, ибо ценность - единственная мера сопоставления мотивов. Кроме того, ценность имеет способность порождать эмоции, например, в случае, когда тот или иной выбор противоречит ей. По словам Ф.Е. Василюка,

все это значит, что ценность должна быть подведена под категорию мотива [5]. Эволюция мотивов в ходе развития личности заключается в их изменении не только по содержанию, но и по своей мотивирующей функции, по месту и роли в структуре жизнедеятельности. Ценности на первых порах существуют в виде эмоциональных последствий их поведенческого нарушения или, напротив, утверждения (первые чувства вины и гордости). Затем ценности обретают форму «знаемых» мотивов, потом мотивов смыслообразующих и реально действующих. При этом, как верно отмечает Л.С. Кравченко, ценность на каждом новом этапе своего развития обогащается новым мотивационным качеством, не утрачивая предыдущих качеств [6].

Свой вклад в разработку проблемы связи ценностных ориентаций и социального оценивания внес А.С. Макаренко, который исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования общественноценных качеств, основную роль отводя формированию моральных потребностей: «Нравственно-оправданная потребность - это потребность коллективиста, то есть человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом» [7]. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами личности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности и адекватных этим отношениям оценок. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций (в терминологии

А.В. Петровского - ценностно-ориентационное единство) членов группы обеспечивает сплоченность групповых действий и оценок.

Таким образом, система ценностных ориентаций (как и мотивационная сфера) не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, ми-

молетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Неудовлетворенность каких-либо потребностей в каждый данный момент способна повышать уровень оценки степени ценности для данной личности каких-то предметов оценки. Однако если речь идет о базовых социальных ценностях, есть все основания считать их твердо заданными, независящими от интенсивности оценивания тех или иных предметов и от степени текущей удовлетворенности соответствующей потребности. При всем многообразии ценностных ориентаций их совокупность не только не аморфна, не только в принципе структурна, но и иерархизирована.

В. Франкл считал, что ранг ценности переживается вместе с самой ценностью. Иными словами, переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой. Противоречия ценностей отражаются в душе человека в форме ценностных конфликтов, играя важную роль в формировании ноогенных неврозов [8]. Система ценностных ориентаций имеет иерархическую организацию [9]. Ю.М. Жуков считает, что иерархия ценностей состоит не только в том, что одними ценностями (низшими) иногда жертвуют ради других (высших), но и в том, что разные ценности обладают различной степенью общности и одни ценности являются конкретизацией других ценностей. С разной степенью активности исследуются многие характеристики структуры ценностных ориентаций: иерархичность, соотношение целей и средств, значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная ассиметрия (А.А. Горбатков), прояс-ненность-размытость ценностей (М. Вудкок, Д. Френсис), монотипичность-политипичность структуры ценностей (А.П. Вордомацкий), гармоничность-дисгармоничность системы ценностных ориентаций (А. Б. Золотов) и др. Исследователи ценностных ориентаций выделяют типологии, в основе которых лежат различные принципы: общеисторический, конкретно-исторический, социально-классовый,

индивидуальный. В типологиях, основанных на их содержательной стороне, ценностные ориентации структурируются по предмету или содержанию объектов, на которые они направлены (социально-политические, экономические, нравственные и т. д.). Регулятивную роль ценностных ориентаций в обра-

зе жизни человека исследовали Е. А. Борковская, О.И. Зотова, З.П. Маецкий, П.М. Попова, А.А. Табунс и другие авторы. М.И. Боб-нева считает, что ценностные ориентации совместно с социальными нормами выполняют функцию отображения и защиты идеала. В.А. Ядов видит основную функцию ценностных ориентаций в регулировании поведения как социального действия в определенных социальных условиях.

В контексте проводимого анализа ценностных ориентаций как основы оценивания выделим и другие их функции. Экспрессивная функция ценностных ориентаций способствует самоутверждению и самовыражению (человек стремится принятые ценности и оценки передать другим, достичь признания, успеха). Адаптивная функция ценностных ориентаций проявляется в способности личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество. Выполняя функцию защиты личности, ценностные ориентации выступают своего рода «фильтрами», пропускающими ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности. Познавательная функция ценностных ориентаций направлена на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности. Функция координации и гармонизации внутренней психической жизни направлена на согласование психических процессов, свойств и состояний во времени и применительно к условиям деятельности.

Таким образом, при сопоставлении объекта с ценностными ориентациями и другими оценочными критериями субъектное отражение поднимается на качественно иной уровень - ценностные характеристики предмета, «растворенные», «снятые» в неценностных свойствах, данных субъекту «безоценочным» познанием, обретают в оценке собственное, самостоятельное бытие, образуя содержание и структуру идеального образа ценности, ценностных свойств. Социальная значимость, новизна и прогрессивность являются необходимыми и достаточными критериями, посредством которых можно производить оценивание ценностной сущности результатов человеческой деятельности. Ценностные представления в большей мере характеризу-

ют самосознание, интеллектуальные аспекты сознания и не всегда связаны с мотивационными структурами реального поведения и действия. Считается, что ценности есть ориентиры, в соответствии с которыми человек строит свое осмысление действительности, а не организует поведение. В регуляцию поведения ценности включаются лишь в ситуации, когда у человека имеется полная свобода выбора, если он не подчинен внешней необходимости или насущным потребностям, что чаще всего является исключением, а не нормой.

Такой подход можно существенно расширить. Изучая систему разнообразных обобщенных оценок (мировоззрение) личности, следует акцентировать внимание на ее жизненные выборы, на том, что анализ фактов реального поведения предпочтительней фиксации фактов поведения вербального. Жизненный выбор как раз и представляет собой тот образец реального поведения, в котором отражается ориентация личности на ею принятые социально-значимые «базовые ценности» и на ее мировоззрение. В этом смысле жизненные выборы личности являются показателем ее ценностных ориентаций в качестве оснований оценивания. Реальное представление о направленности внутренне -го мира личности, об эволюции ценностных ориентаций дает лишь анализ всего жизненного пути человека как последовательности выборов, решений и предшествующих им разнообразных оценок.

Поэтому можно утверждать, что с помощью оценивания определяется не только умозрительная, но и практическая направленность человека на преобразование мира. Специфика формирования и функционирования оценки исторически обусловлена социальным типом деятельности и типом сознания. Нормативные структуры сознания выступают не только основанием внешней и внутренней (рефлексивной) оценки, но и ее объектом. Поэтому не только научные, образовательные, но и эстетические, нравственные, правовые и другие освященные традицией социальные нормы и идеалы, выступавшие в прошлом в качестве императивов, с течением времени подвергаются переоценке, меняя тем самым свой функциональный статус в структуре общественного сознания. По своей природе оценивание диалектично.

Осуществление переоценки ценностей связано с изменением деятельности субъекта либо объективных условий на разных этапах развития общества.

В общественном сознании оценочная деятельность личности играет большую роль, выступая необходимым звеном перехода к практике, которая, определяя, что нужно человеку, включает в себя познание и субъективное отношение. Отражая и оценивая предмет, человек познает его объективное содержание и в то же время соотносит его с индивидуальными и общественными потребностями, с тем, что может способствовать общественному прогрессу, быть социальнозначимым. Если благодаря познанию субъект развивает свое сознание, то благодаря такому соотношению он углубляет свое самосознание. В процессе оценивания познавательный (эпистемологический) и ценностный (онтологический) аспект тесно взаимосвязаны между собой, их можно разделять только условно. С одной стороны, чтобы оценить тот или иной объект (явление, действие) необходимо знать его содержание, с другой - познание содержания объекта предполагает его оценивание. Ценностный аспект оценивания присутствует в каждом из видов оценки, способствует формированию ценностных ориентаций (мотивов, установок), определяет выбор средств по постановке и осуществлению целей деятельности. Ценностные ориентации -основания мировоззрения и стратегии поведения человека в окружающей деятельности. С помощью ценностных ориентаций выбирает объект, направляя внимание на те или иные объекты, тем самым выявляется субъективная значимость и конечная оценка объекта. В основе акта оценки лежит ценностное отношение, которое выполняет важнейшие для жизнедеятельности человека функции (оно выступает связующим звеном между человеком и внешней средой, вызывая через систему потребностей, целей, интересов внутренние побудительные механизмы, возможности человека; оно направляет познание, увязывая его с практическими задачами общества).

В свою очередь с помощью оценивания и оценок формируются представления, мотивы, цели, определяется деятельность человека в окружающем мире, происходит ценностный отбор при рассмотрении благого и

сущего, выявляются эффективные пути и средства освоения и использования разнообразных ценностей. Сфера ценностей исторически изменчива и постоянно расширяется в соответствии с неуклонным расширением границ объекта практики и ее отдельных видов. Поэтому для определения объективной ценности того или иного социального явления необходимо истинное знание общих тенденций социально-исторического развития и характера их проявления в ту или иную эпоху. В разные моменты жизни человека и общества на первый план выходят разные ценности. В жизни идет постоянная переоценка ценностей, что является закономерным результатом перестройки отношений человека с миром.

В процессе оценивания все познанное сравнивается с целью измерения эффективности и интенсивности, с которой та или иная ценностная предметность выполняет ту или иную функцию в отношении к тому или иному объекту. Но функциональное состояние объекта, его ценностная предметность еще не есть ценность. Как ценность она реализуется лишь в оценке, исходящей из совершенно определенной общественной потребности субъекта. М.С. Каган в этой связи отметил, что ценность - проявление способности объекта выполнять определенную общественную функцию [10]. Однако не следует отождествлять развитие этих общественных функций с развитием способа их выражения, которое всегда обусловлено уровнем способов их оценивания, которыми располагает субъект. Оценивание - субъективная форма отражения объективной реальности, поэтому оценки по содержанию объективны, но по форме субъективны. Современный мир небывалой интенсивности общения, взаимодействия, обменов в науке, культуре, информации, мир повседневного и острого столкновения, противоборства социальных и индивидуальных оценок выдвигает во главу угла передовые человеческие ценности. В процессе оценивания этих ценностей современное человечество осуществляет ценностные ориентации, происходит формирование личности, понимающей современные проблемы общественного развития, мобильной при обучении новым знаниям и умениям, коммуникабельной и профессионально-

компетентной [11].

Таким образом, затронутые в этой статье вопросы изучения оценки как категории не только философии, но и многих других современных наук являются важными и недостаточно исследованными теоретико-эмпирическими проблемами социально-гуманитарного знания. Несомненно, что размышления и умозаключения, полученные в процессе данного исследования одной из проблем оценивания, имеют концептуальный характер и направлены на дальнейшую разработку теории оценочной деятельности.

1. Олпорт Г. Становление личности: Избр. тр. М., 2001.

2. Бакурадзе О.М. Природа морального суждения. Тбилиси, 1982. С. 37.

3. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

С. 15.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 313-316.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. С. 82.

6. Кравченко Л.С. Жизненный выбор личности: дис. ... канд. псих. наук. М., 1987. С. 97.

7. МакаренкоА.С. Соч. М., 1987. Т. 4. С. 34.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,

1990. С. 142.

9. Сутужко В.В. Природа, сущность и функции социальной оценки // Социальная политика и социология. 2007. № 4. С. 162.

10. Каган М.С. Философская теория ценностей. М., 1997. С. 136.

11. Сутужко В. В. Человек и общение. Саратов, 2005. С. 6-7.

Поступила в редакцию 21.10.2008 г.

Sutuzhko V.V. System of values as a basis for estimation. The phenomenon of estimation is analyzed in the article. As the leading basis for estimation activity, the author points out the system values of individuals, groups and societies. The influence of the system of values on estimation is considered in a context of interests, motives and needs of a person. As a result of reasoning processes, a conclusion is drawn that by means of the system of values, a subject draws his attention to certain objects, chooses these objects and so, the subjective importance and the estimation of an object are revealed.

Key words: estimation, estimation process, consciousness, activity, value, system of values, the importance, motivational sphere, personality, a society.

Literature

1. Allport G. Growth in Personality: Selected works. Moscow, 2001.

2. Bakuradze О.М. The nature of moral estimations. Tbilisi, 1982. P. 37.

3. Yadov V.А. Self-regulation and prognosis of social behavior of a person. Leningrad, 1979. P. 15.

4. Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of Psychology. Moscow, 1984. P. 313-316.

5. Vasilyuk F£. Psychology of an experience. Moscow, 1984. P. 82.

6. Kravchenko L.S. Life choice of a person: thesis candidate of psychology. Moscow, 1987. P. 97.

7. Makarenko А.S. Collected works. Moscow, 1987. Vol. 4. P. 34.

8. Frankl V. E. Man's Search for Meaning. Moscow,

1990. P. 142.

9. Sutuzhko V.V. Nature, essence and functions of social appreciation // Social policy and Sociology. 2007. # 4. P. 162.

10. Kagan М.S. Philosophic theory of values. Moscow, 1997. P. 136.

11. Sutuzhko V. V. Man and communication. Saratov, 2005. P. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.