или метафорические черты, умозрительный характер, но в ряде случаев обладать определенным объяснительным потенциалом, как, например, в случае с понятием «теплород» в физике. Ход развития данного типа науки наполняет содержание СЛЕНТовых конструкций определенным конкретно-научным содержанием, в силу чего некоторые теоретические конструкции отбрасываются как выполнившие свою вспомогательную роль. Традиционная восточная медицина как теория прошла тысячелетия апробации и с этой точки зрения это сложившаяся теория. Но, с другой стороны, ее «нестыковка» с классической западной медициной указывает, на наш взгляд, на ее теоретическую незавершенность в более общем виде, а также на необходимость вывода ее на более высокий теоретический уровень, объединяющий оба типа медицины в единое интегральное целое.
До конца ХХ в. восточный тип видения человека рассматривался западной теоретической мыслью как наивно-мифологический. И только с начала ХХ в. появились идеи о том, что данные первоначальные элементы или стихии могут быть представлены с точки зрения синергетики как некие диссипативные структуры. Под диссипативной структурой понимается в данном случае структура, возникающая в результате процессов самоорганизации. Самоорганизация понимается в современной синергетике как процесс, лежащий на стыке процессов концентрации и рассеяния энергии. Процесс рассеяния энергии есть превращение ее в менее организованные формы, в частности, в тепло в результате процессов диффузии и т. д. Процесс рассеяния предполагает процесс концентрации. Таким образом, цикл у-син с точки зрения синергетики может быть интерпретирован как циклическое видение сложных процессов функционирования и развития, включающих в себя не только энтропийно-негэнтропийные, но и информационные аспекты. Каждая первичная стихия (вода, огонь и т. д.) может рассматриваться как диссипативная структура во всей полноте ее энергетических, информационных, а в конечном счете, и организационных структур.
Мы полагаем, что синтез западного и восточного видения человека ставит перед синергетикой новую, более сложную задачу - создание на основе и при участии СЛЕНТовых моделей восточного видения человека и современных западных моделей человека методологии для перехода от описания и объяснения процессов самоорганизации в субстратно-предметном и информационно-энергетических вариантах к единому интегральному описанию и объяснению.
В. В. Сутужко
ОСНОВАНИЯ ОЦЕНКИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ
В статье показывается, что основание оценки - ее мотивация или признак, то, с точки зрения чего производится оценивание. Основание оценки является базой многочисленных классификаций оценок. Принято дифференцировать внутренние (связанные с психической сферой симпатий и антипатий) и внешние (формируемые отношением ментальной и социальной природы окружающей действительности) основания. Важнейшими основаниями оценивания служат ценностные ориентации, личностные мотивы, социальные установки и стереотипы.
Ключевые слова: оценка, основания оценивания, ценностные ориентации.
При анализе вопросов оценки в различных сферах бытия и сознания будем исходить из того, что оценка является субъективным выражением значимости пред-
метов и явлений окружающего мира. При этом оценивание является способностью к умственному акту, в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения его значения для субъекта. В структуре оценки выделяются следующие компоненты: субъект, объект, основание и характер. Субъект оценки - человек (группа, социум), определяющий ценность того или иного предмета путем выражения оценки. Объект оценки - это предмет, человек, социум, факт или явление, которые поддаются осмыслению и оцениванию.
Необходимо понимать, что оценка предполагает взаимное сравнение с нашими субъективными взглядами и представлениями, которые выполняют в процессе оценки функцию критерия, мерила, нормы и тем самым позволяют прийти к оценочному суждению. Предмет оценки уже, чем предмет познания. Элементы бытия, еще не ставшего общественным, лишены всякой ценностной предметности (минерал, который еще ничем не стал в общественной практике, можно познавать, но нельзя оценивать до тех пор, пока познание не раскроет такие его свойства, благодаря которым минерал можно будет использовать в общественной практике). Если возможным предметом такого познания является все, что объективно существует, то предметом оценки служит только ценностная предметность (общественное бытие) объектов. Важно подчеркнуть то, что как действительным предметом познания становится лишь определенная часть объективной реальности, так и предметом оценки становится не общественное бытие как таковое, а лишь определенная ценностная предметность и лишь частично.
Предметом оценки является ценностная предметность таких элементов общественного бытия, которые служат предметом не удовлетворенных в полной мере актуальных потребностей субъекта, или таких элементов, которые связаны с удовлетворением этих потребностей. Основание оценки - ее мотивация или оценочный признак, то, с точки зрения чего производится оценивание. Именно основание оценки является базой многочисленных классификаций оценок. В зависимости от того, какие признаки актуализируются в оценочном акте, принято дифференцировать внутренние и внешние основания оценки. Внутренние основания выражают эмоциональную сферу субъекта, его чувства, ощущения, положительные и отрицательные эмоции, связанные с психической сферой симпатий и антипатий. Внешние основания ориентированы на когнитивную сферу, они отражают знания субъекта, формируемые отношением ментальной и социальной природы окружающей человека действительности.
Важнейшим основанием для оценивания служат ценностные ориентации (идеологические, политические, моральные, эстетические и другие установки субъекта и способ дифференциации им объектов по их значимости). Ценностные ориентации формируются в процессе образования и познания (при усвоении социального опыта) и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В этом сложном социально-психологическом феномене (части системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру, себе и придающей смысл личностным позициям и поведению) отражается направленность и содержание активности личности.
Проблема ценностных ориентаций появилась в социально-психологической и социологической литературе и стала предметом эмпирического исследования на стыке социально-философской концепции ценностей и психологической теории установок. Термин «ценностные ориентации» впервые ввел Т. Парсонс. Исследователями, связавшими эти две концепции, принято считать Ф. Знанецкого и У. Томаса, которые определяли понятие ценности в связи с социально-психологическим понятием установки и в противопоставлении с ним. Ценностью представлялся любой
предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к социальным ценностям. Введя понятие «атти-тюд», Г. Олпорт проанализировал установку с точки зрения взаимодействия личности и социальной среды. Аттитюд есть расположенность индивида к определенным реакциям на внешнюю среду, которая возникает как результат интеграции множества специфических реакций одного типа на однородные стимулы среды. Аттитюд зависит от предшествующего опыта и выполняет регулятивную роль в поведении.
Таким образом, с 20-х годов прошлого столетия понятие ценности преследовал вопрос о том, чем являются ценности, - объектами ориентации или ее элементами. В зависимости от решения этого вопроса в зарубежной науке выделяют социологическое и социально-психологическое направления. Вместе с тем в отечественной философской науке понятие ценностных ориентаций связывается с категориями аксиологии («оценка», «ценность», «ценностное отношение» и др.), которые разрабатывали В. П. Тугаринов, В. А. Василенко, О. Г. Дробницкий и другие авторы. О. М. Бакурадзе отмечал, что суждения ценности имеют телеологический характер и указывают на состояние, определенное целью. Ценность встает перед человеком как нечто такое, что должно быть1.
Некоторые исследователи разграничивают общепсихологический и социально-психологический подходы к исследованию ценностных ориентаций. В социальной психологии, по мнению В. А. Ядова, - это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии
- изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности2. Под мотивационной сферой личности понимают, по словам Б. Ф. Ломова, всю совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни3. В целом эта совокупность (система) динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств.
Являясь общепсихологическим основанием оценки, мотивы отличаются разной степенью устойчивости, одни (доминирующие, стержневые) прочно сохраняются длительное время, иногда всю жизнь, именно в них проявляется направленность личности. Смена их происходит при существенных изменениях условий жизнедеятельности личности, ее отношений с обществом. Другие мотивы менее устойчивы, более вариативны, эпизодичны, изменчивы, в большей степени зависимы от ситуации. Развитие мотивационной сферы личности происходит не по принципу напластования одних мотивов на другие, в процессе ее становления происходит дифференциация, интеграция, превращение, подавление, борьба противоречивых мотивов, их взаимное усиление или ослабление. Доминирующие и подчиненные мотивы могут поменяться местами. Мотивационная сфера личности тесно связана с отношениями личности с другими людьми. Она зависит не только от непосредственных контактов человека с конкретными людьми, но и от опосредованных, а также от сфер жизни общества, относящихся к общественному сознанию. В процессе развития в обществе индивид как бы выходит за пределы непосредственных связей с другими людьми, а его мотивационная сфера начинает формироваться под существенным влиянием идейной жизни общества (идеологии, политики, этики, права, эстетики и т. д.)4.
Огромную роль в формировании и развитии мотивационной сферы личности играют общественные институты: система образования, пропаганда (так называемая РЯ-технология), реклама, шоу-бизнес и др. Мотивационная сфера личности не является только отражением ее собственных индивидуальных потребностей, объективным основанием испытываемой личностью борьбы мотивов являются реальные противоречия, возникающие в обществе. По мнению Б. Ф. Ломова, являясь опосредст-
вованным системой общественных отношений отражением потребности, мотив не есть ее простая «калька»5. Связь между потребностью как объективной необходимостью и мотивом как ее субъективным отражением неоднозначна. Сходные потребности могут быть реализованы в различных мотивах и, наоборот, за сходными мотивами могут стоять разные потребности. Все эти процессы отражаются в оценках.
Тесная связь ценностных ориентаций личности с ее мотивационной сферой отмечается многими исследователями данной проблемы. Основа личности, по словам Б. Ф. Поршнева, заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Но для этого должны быть основания, и таким основанием является ценность, ибо ценность - единственная мера сопоставления мотивов. Кроме того, ценность имеет способность порождать эмоции, например, в случае, когда тот или иной выбор противоречит ей. По мнению Ф. Е. Василюка, всё это значит, что ценность должна быть подведена под категорию мотива. Эволюция мотивов в ходе развития личности заключается в их изменении не только по содержанию, но и по своей мотивирующей функции, по месту и роли в структуре жизнедеятельности. На первых порах ценности существуют только в виде эмоциональных последствий их поведенческого нарушения или, напротив, утверждения (первые чувства вины и гордости). Затем ценности обретают форму «знаемых» мотивов, потом мотивов смыслообразующих и реально действующих. При этом ценность на каждом новом этапе своего развития обогащается новым мотивационным качеством, не утрачивая предыдущих качеств.
В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность (по определению А. В. Петровского - ценностноориентационное единство).
Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Неудовлетворенность каких-либо потребностей в каждый данный момент способна повышать уровень оценки степени ценности для данной личности каких-то предметов оценки. Однако если речь идет о базовых социальных ценностях, есть все основания считать их твердо заданными, не зависящими от интенсивности оценки тех или иных предметов и от степени текущей удовлетворенности соответствующей потребности. При всем многообразии ценностных ориентаций их совокупность не только не аморфна, не только в принципе структурна, но и иерархизирована.
В. Франкл считал, что ранг ценности переживается вместе с самой ценностью. Иными словами, переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой. Противоречия ценностей отражаются в душе человека в форме ценностных конфликтов, играя важную роль в формировании но-огенных неврозов6. Многие авторы отмечают иерархическую организацию системы ценностных ориентаций. Ю. М. Жуков отмечает, что иерархия ценностей состоит не только в том, что одними ценностями (низшими) иногда жертвуют ради других (высших), но и в том, что разные ценности обладают различной степенью общности и одни являются конкретизацией других.
В литературе, посвященной исследованию ценностных ориентаций, предлагаются типологии, в основе которых лежат различные принципы: общеисторический, конкретно-исторический, социально-классовый, индивидуальный. В типологиях ценностных ориентаций, основанных на их содержательной стороне, ценностные ориентации структурируются по предмету или содержанию объектов, на которые они направлены (социально-политические, экономические, нравственные и т. д.). В соответствии с направленностью основных интересов Г. Олпорт, Ф. Вернон и Д. Линдзи определили шесть типов ценностных ориентаций: к теории, методологии, науке; к экономике; к политике, идеологии; к социальным институтам; к религии и обрядам; к искусству, литературе, прекрасному. В основе этой классификации лежит известная типология Э. Шпрангера, которая содержит шесть типов личности: теоретический, экономический, политический, социальный, религиозный и эстетический.
С. С. Бубнова и В. Ю. Крылов выделяют типы ценностных ориентаций в соответствии с выделенной ими четырехуровневой системой ценностных ориентаций. Первый
- наиболее обобщенный уровень, где выделяются три типа ценностей: духовные, социальные, материальные. Каждый из них включает в себя ценности второго уровня. Так, например, духовные ценности будут включать в себя нравственные, познавательные, эстетические и др. На третьем уровне выделяются ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся в виде свойств личности. Например, любовь к детям, стремление к познанию и др. Четвертый уровень - проявление ценностных ориентаций (свойства личности в конкретном поведении).
В контексте анализа оснований оценки выделим несколько функций ценностных ориентаций. Экспрессивная функция способствует самоутверждению и самовыражению (человек стремится принятые ценности и оценки передать другим, достичь признания, успеха). Адаптивная функция ценностных ориентаций проявляется в способности личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество. Выполняя функцию защиты личности, ценностные ориентации выступают своего рода «фильтрами», пропускающими ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности. Познавательная функция ценностных ориентаций направлена на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности. Функция координации и гармонизации внутренней психической жизни направлена на согласование психических процессов, свойств и состояний во времени и применительно к условиям деятельности.
При сопоставлении объекта с оценочными критериями отражение поднимается на качественно иной уровень - ценностные характеристики предмета, «растворенные», «снятые» в неценностных свойствах, данных субъекту безоценочным познанием, обретают в оценке собственное, самостоятельное бытие, образуя содержание и структуру идеального образа ценности, ценностных свойств. Социальная значимость, новизна и прогрессивность являются необходимыми и достаточными критериями, посредством которых можно производить оценку ценностной сущности результатов человеческой деятельности.
Субъективный компонент оценки предполагает положительное или отрицательное отношение субъекта к ее объекту. Иногда его представляют в виде отношений «нравится / не нравится», «ценить / не ценить», «одобрять / не одобрять». В то время как объективный компонент оценки ориентируется на собственные свойства предметов или явлений, на основе которых выносится оценка. Оценивая предметы или события, субъект опирается, с одной стороны, на свое отношение к объекту оценки (нравится / не нравится), а с другой стороны, на стереотипные представления об объекте и шкалу оце-
нок, на которой расположены присущие предмету признаки. В то же время в объекте оценки сочетаются субъективные (отношение субъект-объект) и объективные (свойства объекта) признаки. Если речь идет о том, что погода теплая / холодная, то подразумеваются и свойства самой погоды, и ощущения субъекта. Кроме того, оценка включает в себя эмоциональный и рациональный компоненты. Вопрос о том, какой компонент оценки является первичным (эмоциональный или рациональный), - один из наиболее дискуссионных вопросов в аксиологии, ответ на него оказывается решающим при противопоставлении субъективизма и объективизма в теории оценки.
Эмоциональное и рациональное в оценке подразумевают две разные стороны отношения субъекта к объекту (первая - его чувства, вторая - суждения). Неотъемлемым атрибутом объективности оценки является шкалирование. Свойством шкалы оценок является, прежде всего, признак нарастания. Оценочная шкала динамична, она развертывается в двух направлениях (в сторону увеличения и в сторону уменьшения количества данного признака). На оценочной шкале есть зона положительного и отрицательного (хорошо / плохо), между ними расположена зона нейтрального. Оценивание предметов и явлений внешнего мира представляет сложную познавательную процедуру (оперирование двумя типами знаний - о внешнем предмете и о потребностях субъекта). Оценочный подход к предмету или явлению внешнего мира предполагает, прежде всего, восприятие его органами чувств (на этом этапе формируются первичные эмоции, которые являются базой оценочных суждений). Следующий этап - оценочноумственный акт, в котором аффективное отношение человека к внешнему миру предстает в преобразованном виде, в результате чего формируются производные эмоции и рациональное суждение о ценности предмета. На этом этапе оценочное познание, являясь постижением сущности ценности объекта, находит свое завершение в выражении отношения субъекта к оцениваемому предмету, которое проявляется в оценке «важно», «значимо», приписываемой оцениваемому объекту. Иллюстрацией этого положения может служить специфика взаимоотношений эмоций, мышления и оценки.
В процессе взаимодействия модели оцениваемого с окружающим миром в ней накапливаются обобщения отношений между объектами и обобщения отношений между утверждениями. В результате построения цепочек следований интериоризация внешнего мира восходит к некоторым синтезирующим отношения утверждениям из мозаики обобщений модели, отобразившей внешний мир. Если хотя бы некоторым из этих следований поставить в соответствие количественные значения, характеризующие их с позиций «хорошо / плохо» для объекта «Я», то эти численные выражения образуют набор оценок, по которым и будет возможно произвести оценивание прогнозируемой ситуации. Механизм формирования оценки сложен. При оценивании дополнительно учитывается отношение объекта «Я» к другим объектам контекста. При этом оценка следований усложняется, в оценивание модели вплетается зависимость личности от объектов окружающего мира. При формировании оценок учитываются также значения истинности следований.
Некоторые оценки действий (для объекта «Я») формируются в результате соотнесения их с сигналами от органов чувств личности, которые возникают после этого действия. Сигналы могут иметь положительное или отрицательное значение и различаться по величине. Оценка формируется в результате личностной «статистической» обработки (усреднения нескольких случаев). Например, таким путем накапливаются оценки действий, направленных на удовлетворение голода. Также формируются оценки, с помощью которых в дальнейшем человек сможет избегать моментов, связанных с причинением ему физической боли. По мнению Д. Н. Узнадзе, установки такого рода дублируют некоторые существующие в личности инстинкты. В то же время, в отличие от животных, человек часто действует вопреки своим инстинктам и рефлексам, что го-
ворит в пользу гипотезы, что в обычном психическом состоянии у людей доминирует второй (социально-желательный) уровень побуждения к активности.
В каждой оценке заключается вопрос - для кого тот или иной объект важен, полезен или вреден, незначим, безразличен. Оценочное сравнение является выражением интересов оценивающего субъекта в отношении к оцениваемому объекту. С одной стороны, оценка является субъективной формой отражения объективной реальности. Ни объект, ни субъект оценки, ни ее ход и даже ее результат по своему характеру не всегда тождественны субъекту и объекту познания и полученным знаниям. В то время как в процессе познания субъект, как правило, стремится изучить объективную реальность, в процессе оценки он и осознает самого себя в ней. В результате сравнения с помощью эквивалента, нормы оценивания субъект выявляет собственные потребности и интересы. Поэтому каждая оценка является общественной оценкой, выражающей заинтересованность субъекта. В идеале субъект познания стремится абстрагироваться от этой заинтересованности. Субъект оценки в любом случае основывается на своей заинтересованности. Заинтересованность субъекта в удовлетворении определенных потребностей составляет непременное условие оценки, так как отсутствие всяких потребностей и интересов делает ее ненужной и невозможной.
В процессе оценки все познанное сравнивается с целью измерения эффективности и интенсивности, с какой та или иная ценностная предметность выполняет ту или иную функцию в отношении к тому или иному объекту. Функциональное состояние объекта, его ценностная предметность еще не есть ценность. Как ценность она реализуется лишь в оценке, исходящей из совершенно определенной общественной потребности субъекта. По мнению М. С. Кагана, ценность - проявление способности объекта выполнять определенную общественную функцию. Однако нельзя отождествлять развитие этих общественных функций с развитием способа их выражения, которое всегда обусловлено уровнем способов их оценки, которыми располагает субъект. Оценочные суждения - это субъективная форма отражения объективной реальности, и потому оценки по содержанию объективны, но по форме субъективны.
В регуляцию поведения ценности включаются лишь в ситуации, когда у человека имеется полная свобода выбора, если он не подчинен внешней необходимости или насущными потребностями, что чаще всего является исключением, а не нормой. Такой подход можно существенно расширить. Изучая мировоззрение (систему оценок) личности, акцентировать внимание следует на ее жизненных выборах, на том, что анализ фактов реального поведения предпочтительней фиксации фактов поведения вербального. Жизненный выбор как раз и представляет собой тот образец реального поведения, в котором отражается ориентация личности на ею принятые социально-значимые «базовые ценности», на ее мировоззрение. В этом смысле жизненные выборы личности являются показателем ее ценностных ориентаций в качестве оснований оценивания. Реальное представление о направленности внутреннего мира личности, об эволюции ценностных ориентаций дает лишь анализ всего жизненного пути человека как последовательности выборов, решений и предшествующих им разнообразных оценок.
Многообразие ценностей предполагает и разнообразие применяемых оценок. Разнообразие оценок вытекает из всеобщего разнообразия, которое имеет не только социальную природу7. Процесс всестороннего оценивания - сложная и специфическая форма не только отражения, но и познания объективной действительности. Оценка любого объекта должна быть научно-обоснованной, базироваться на знаниях, полученных в различных областях познания. В образовании и науке (в виду их социальной направленности) часто доминируют не истинные, а адекватные (общественно-желательные) оценки. В зависимости от преимущественного характера и основания (от того, на что
необходимо особенно обратить внимание в каждом конкретном случае) различаются следующие виды оценки - научная, педагогическая, эстетическая, моральная, политическая, правовая, военная, технологическая, экономическая и др.
С помощью разных видов оценки определяется практическая направленность человека на преобразование мира. Специфика функционирования оценки исторически обусловлена социальным типом деятельности и типом сознания. Нормативные структуры сознания выступают не только основанием внешней и внутренней (рефлексивной) оценки, но и ее объектом. Поэтому не только научные, образовательные, но и художественные, нравственные, правовые и другие, освященные традицией, нормы и идеалы, выступавшие в прошлом в качестве императивов, с течением времени подвергаются переоценке, меняя тем самым свой функциональный статус в структуре общественного сознания. Оценка по своей природе диалектична. Осуществление переоценки ценностей связано с изменением деятельности субъекта, либо объективных условий на разных этапах развития общества. В общественном сознании оценочная сторона личности играет большую роль, выступая необходимым звеном перехода к практике, которая, определяя, что нужно человеку, включает в себя познание и субъективное отношение. Отражая предмет, человек познает его объективное содержание и в то же время соотносит его с индивидуальными и общественными потребностями, с тем, что может способствовать общественному прогрессу, быть социально-значимым. Если благодаря познанию субъект развивает свое сознание, то благодаря такому соотношению, он углубляет свое самосознание.
Познавательный (научно-образовательный) и ценностный (личностнообщественный) аспект в оценке тесно взаимосвязаны между собой, их недопустимо разделять. С одной стороны, чтобы оценить тот или иной объект (явление, действие) необходимо знать его содержание, с другой - познание содержания предполагает оценку. Ценностный аспект оценки присутствует в каждом из видов оценки, способствует формированию мотивов, ценностных ориентаций, установок, определяет выбор средств по постановке и осуществлению целей. С помощью ценностной ориентации (основания мировоззрения и стратегии поведении человека в окружающем мире) субъект выбирает объект, направляя внимание на те или иные объекты, тем самым выявляется субъективная значимость и оценка объекта. Ценностное отношение выполняет в жизнедеятельности человека важные функции (выступает связующим звеном между человеком и внешней средой, вызывая через систему потребностей, целей, интересов внутренние побудительные механизмы, возможности человека, направляет познание, увязывая его с практическими задачами общества).
С помощью оценивания формируются представления, жизненные цели, определяется деятельность человека в окружающем мире, происходит ценностный отбор при рассмотрении благ, выявляются эффективные пути и средства освоения и использования разнообразных ценностей. Сфера ценностей исторически изменчива и постоянно расширяется в соответствии с неуклонным расширением границ объекта практики и ее отдельных видов. Поэтому для определения объективной ценности того или иного социального явления необходимо истинное знание общих тенденций социально-исторического развития и характера их проявления в ту или иную эпоху. В разные моменты человеческой жизни на первый план выходят разные ценности. Как справедливо отметил С. Л. Рубинштейн, «ценности - это не то, за что платим, а то, ра-
8 п
ди чего живем» . В ходе жизни идет постоянная переоценка ценностей, что является закономерным результатом перестройки отношений человека с миром. Процесс «включения в действие», «актуализации», «выключения или восстановления» различных ценностей обусловлен не только меняющейся ситуацией, но и «восхождением,
развитием, становлением всей личной жизни человека». Именно с этим в большей степени связана «история актуализации одних ценностей и низвержения других» .
Проблема определения социальной (научной, моральной, правовой, политической) ценности всегда определяется конкретно-историческими факторами. Однако объективная ценность средств и результатов познания (научной деятельности) часто не соответствует индивидуальным и массово-распространенным оценкам. Оценка является субъективным познавательным средством обнаружения ценности, к ней применимы характеристики истинности и ложности. Истинность (ложность) знания определяется по отношению к объективной действительности, а его познавательная и научная ценность устанавливается в контексте истории познания относительно объективных тенденций и перспектив его прогрессивного развития.
Таким образом, затронутые в этой статье вопросы изучения категории «оценка» в контексте анализа различных сфер человеческого бытия и сознания представляют собой важные теоретические проблемы, требующие дальнейшего исследования.
Примечания
1 См.: Бакурадзе, О. М. Природа морального суждения : монография /
О. М. Бакурадзе. - Тбилиси : ТбГУ, 1982. - С. 37.
См.: Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : монография / В. А. Ядов. - Л. : ЛГУ, 1979. - С. 15.
3 См.: Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии : монография / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - С. 313.
4 См.: Там же. - С. 316.
5 См.: Там же. - С. 118.
6 См.: Франкл, В. Человек в поисках смысла : монография / В. Франкл. - М. : Республика, 1990. - С. 142.
7 См.: Мекка, О. А. Разнообразие как социальный феномен : дис. ... канд. филос. наук / О. А. Мекка. - М. : МГСУ, 2002. - С. 83.
8 Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир : монография /
С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - С. 253.
9 Там же. - С. 381.
Н. Н. Вотинцева
«НЕЦЕННОСТНЫЙ МИР» ПОСТМОДЕРНИЗМА (ФИЛОСОФСКО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
В статье рассматривается проблема существования ценностного сознания. В плюральном мире постмодернизма роль субъекта изменяется. Множественность идентификаций не позволяет субъекту обрести целостность и единство в сознании. Абсолютизация субъекта оборачивается его ««растворением», что приводит к нивелировке ценностей. Отсутствие субъекта - это отсутствие смысла и ценностей.
Ключевые слова: постмодернизм, плюральность, субъект, ценностное сознание, ценности.
Изменение социального бытия и ценностного сознания взаимосвязаны. Воздействие индивидуально-ценностного сознания на общественно-ценностное предпо-