Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как фактор нервно-психической и социально-психологической адаптации студентов-первокурссников'

Ценностные ориентации как фактор нервно-психической и социально-психологической адаптации студентов-первокурссников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / НЕРВНО ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / VALUE ORIENTATION / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / PSYCHOSOCIAL ADAPTATION / NEURO-PSYCHIC ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова Екатерина Ивановна

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций как фактора социально-психологической и нервно-психической адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, проведен сравнительный анализ структуры ценностных ориентаций студентов, которые характеризуются различными уровнями адаптированности. Выявлены ценности, ориентация на которые, способствует успешной социально-психологической и нервно-психической адаптации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientation as a factor of first-year students' psychosocial and neuro -psychic adaptation to study conditions

The results of a research into value orientation as a factor of first-year students' psychosocial and neuro-psychic adaptation to study conditions are presented. The comparative analysis of value orientation structures of students with different levels of adaptation is carried out. The values that facilitate the process of psychosocial and neuro-psychic adaptation are reveled.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как фактор нервно-психической и социально-психологической адаптации студентов-первокурссников»

Е. И. Логинова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР НЕРВНОПСИХИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРССНИКОВ

В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и, прежде всего, конкурентоспособность зависят от качества образования. В настоящее время именно образование рассматривается как основная составляющая человеческого капитала. В этой связи представляется целесообразным уделить пристальное внимание вопросу адаптации личности студента к условиям обучения в высшей школе. Ведь именно от того, как будет пройден адаптационный этап, во многом будет зависеть успешность учебной деятельности студента и в конечном итоге качество полученного образования. Для современного этапа состояния проблемы адаптации характерно понимание феномена адаптации как сложной, динамической, иерархически организованной системы взаимодействия личности со средой с целью установления их оптимальных соотношений. Помимо часто рассматриваемого исследователями уровня учебной адаптации, для полного анализа адаптации студента к условиям обучения в вузе необходимо, на наш взгляд, учитывать также уровни социально-психологической и нервно-психической адаптации.

Признавая, что адаптация является важнейшей проблемой педагогики и психологии высшей школы, многие исследователи обращают внимание на вопрос о факторах адаптации — условиях, влияющих на успешность процесса вхождения студентов в новую образовательную среду (Березовин Н. А. [1], Красовский А. С. [6], Кузнецов П. С. [7], Райгород-ский Д. Я. [10]). Среди таких факторов чаще всего выделяют социально-демагрофические (социальное происхождение, социальное положение и др.), педагогические (уровень наличного образования, организация самостоятельной работы студентов и др.), психологические (уровень сформированности важнейших психологических качеств, отношение к учебе и профессии и др.). Одним из важнейших психологических факторов, влияющих на успешность адаптации студентов к вузу и профессии, считают направленность личности (Глоточкин А. Д. [2], Живаев Н. Г. [2], Краснорядцева О. М. [5], Красовский А. С. [6]). Относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность поведения личности обеспечивает система ценностных ориентаций как устойчивых образований сознания, смысловых компонентов мировоззрения.

Поэтому изучение процесса адаптации личности студента к условиям обучения в вузе невозможно без учета структуры и динамики системы его ценностных ориентаций.

Сказанное выше определило цель нашего исследования — изучение влияния системы ценностных ориентаций личности студента на процесс адаптации к условиям обучения в вузе.

Объект нашего исследования — личность студента высшего учебного заведения.

Предмет исследования — ценностные ориентации как фактор адаптации личности студента к условиям обучения в вузе.

© Е. И. Логинова, 2009

Методики

Выборку исследованных составил 131 респондент (110 девушек и 21 юноша), из студентов государственных и негосударственных вузов очной формы обучения. Возраст опрошенных колебался в пределах от 17 до 25 лет. Средний возраст испытуемых — 17,4 лет.

Для изучения ценностных ориентаций личности применялась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, адаптированная В. А. Ядовым, А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым [8], а так же опросник ценностей Ш. Шварца [4].

Для выявления уровня нервно-психической адаптации был использован тест нервнопсихической адаптации И. Н. Гурвича [11].

Для определения уровня социально-психологической адаптации использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [9].

Результаты исследования

На основании результатов, полученных с помощью методики диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, студенты были поделены на 3 группы: высоко адаптированные (40 человек), средне адаптированные (48 человек), низко адаптированные (43 человека).

Далее были выстроены иерархические системы терминальных и инструментальных ценностей в группах высоко, средне и низко адаптированных студентов соответственно, выделены общепринимаемые, общеотвергаемые и неконвенциональные ценности.

В группе высоко адаптированных студентов были выделены пять общеотвергаемых ценностей-целей: красота природы и искусства (13,16), признание (13,36), счастье других (12,89), познание (12,26), продуктивность (12,36) и одна общепринимаемая ценность-цель — любовь (5,1). Среди общепринимаемых инструментальных ценностей можно выделить образованность (5,78), среди общеотвергаемых — непримиримость к недостаткам в себе и других (14,63), аккуратность (12,57), исполнительность (12,57), высокие жизненные запросы (13,95).

В группе средне адаптированных студентов были выделены следующие общепринимаемые терминальные ценности: любовь (4,94), друзья (5,52), семья (5,05). К общеотвергаемым можно отнести красоту природы и искусства (12,64), признание (12,35), познание (12,58) и развлечения (12,76). Среди инструментальных ценностей наиболее «популярными» оказались честность (4,58) и жизнерадостность (4,58); наименее «популярными» — высокие жизненные запросы (15,58), аккуратность (12,23), непримиримость к недостаткам в себе и других (14,76) и исполнительность (12,05).

В группе низко адаптированных студентов к общепринимаемым можно отнести ценности-цели любовь (4,47), друзья (5,78), а к явно общеотвергаемым — признание (13,68), продуктивность (12,31) и счастье других (14,26). К общеотвергаемым ценностям-средствам относятся высокие жизненные запросы (14,26), исполнительность (13,05), непримиримость к недостаткам в себе и других (13,16).

Можно заметить, что низко адаптированные студенты проявляют меньшее единообразие в выборе ценностей-средств по сравнению с высоко и средне адаптированными. Наибольшую гомогенность в выборе как терминальных, так и инструментальных ценностей обнаруживают средне адаптированные студенты.

Статистическая обработка производилась с использованием программы 8гаЙ5йса 6.1. Попарное сравнение иерархий ценностных ориентаций выделенных групп с использованием и-критерия Манна-Уитни выявило значимые различия между группами высоко и средне адаптированных студентов по таким терминальным ценностям как свобода (ф = 0,0287), семья (ф = 0,0182), уверенность в себе (р = 0,035) и по таким инструментальным ценностям

как терпимость (p = 0,0425) и честность (p = 0,0174). Между группами низко и средне адаптированных студентов — по таким терминальным ценностям как счастье других (p = 0,031) и таким инструментальным ценностям как жизнерадостность (p = 0,011) и независимость (p = 0,033). Между высоко и низко адаптированными студентами — по таким инструментальным ценностям как жизнерадостность (p = 0,033) и смелость (p = 0,040). Также были выявлены значимые различия между группами низко и средне адаптированных студентов по таким ценностным типам как стимуляция (p = 0,048) и гедонизм (p = 0,030). Между группами низко и высоко адаптированных студентов — по ценностным типам самостоятельность (p = 0,026) и стимуляция (p = 0,016) Между группами средне и высоко адаптированных студентов — по ценностному типу самостоятельность (p = 0,014).

Для изучения влияния системы ценностных ориентаций на нервно-психическую адаптацию студенты были поделены на 3 группы согласно результатам исследования с помощью теста нервно-психической адаптации И. Н. Гурвича: высоко адаптированные (44 чел.), средне адаптированные (46 чел.), низко адаптированные (41 чел.).

Далее были выстроены иерархические системы терминальных и инструментальных ценностей в группах высоко, средне и низко адаптированных студентов соответственно. Выделены общепринимаемые, общеотвергаемые и неконвенциональные ценности.

В группе высоко адаптированных студентов мы выделили три основные ценности-цели, которые респонденты выбирали как наименее значимые. Средние значения групповых рангов располагаются в промежутке от 14,05 до 12,19. Сюда относятся красота природы и искусства, познание и счастье других. Среди ценностей-средств к общепринимаемым можно отнести жизнерадостность (4,95), а к общеотвергаемым — высокие жизненные запросы (15,94), непримиримость к недостаткам в себе и других (14,6) и исполнительность (12,2).

В группе средне адаптированных студентов к общепринимаемым терминальным ценностям можно отнести любовь (2,88), друзей (4,58), здоровье (5,29) и семью (4,23). К явно общеотвергаемым — развлечения (13,76), признание (13,29) и красоту природы и искусства (12,88). Среди инструментальных ценностей наиболее «популярной» является честность (4,8), а наименее признаны высокие жизненные запросы (15,9) и непримиримость к недостаткам в себе и других (16).

В группе низко адаптированных студентов к общепринимаемым ценностям-целям можно отнести такие как любовь (5,9), а к явно общеотвергаемым — признание (14,23), счастье других (12,47) и красоту природы и искусства (12,88). К общеотвергаемым ценностям-средствам относятся высокие жизненные запросы (13,58), исполнительность (14,11).

Наибольшую гомогенность в выборе терминальных ценностей обнаруживают средне адаптированные студенты. Низко адаптированные студенты отличаются меньшим единообразием в выборе как терминальных, так и инструментальных ценностей по сравнению с более адаптированными студентами.

Попарное сравнение иерархий ценностных ориентаций выделенных групп с использованием U-критерия Манна-Уитни выявило значимые различия между группами высоко и средне адаптированных студентов по таким терминальным ценностям как активность (p = 0,0309), любовь (p = 0,035), друзья (p = 0,0309),развлечения (p = 0,0238) и такой инструментальной ценности как независимость (p = 0,047). Между группами низко и средне адаптированных студентов были выявлены значимые различия по ценностям: друзья (p = 0,009), развлечения (p = 0,025), жизнерадостность (p = 0,02), независимость (p = 0,04), непримиримость (p = 0,023), терпимость к недостаткам в себе и других (p = 0,016). Между группами высоко и низко адаптированных студентов — по такой инструментальной ценности как жизнерадостность (p = 0,002).

Были также выявлены значимые различия между группами низко и средне адаптированных студентов по таким ценностным типам как самостоятельность ($ = 0,023), стимуляция ($ = 0,006) и достижения ($ = 0,017). Между группами низко и высоко адаптированных студентов — по ценностным типам доброта ($ = 0,037) и достижения ($ = 0,018). Между группами средне и высоко адаптированных студентов — по ценностному типу доброта ($ = 0,012).

Таким образом, в процессе исследования было выявлено следующее:

1. Процесс адаптации не является одномерным: успешная социально-психологическая адаптация личности не гарантирует высокую нервно-психическую адаптированность.

2. Иерархии ценностных ориентаций высоко, средне и низко адаптированных студентов отличаются качественным своеобразием.

3. Высоко адаптированных в социально-психологическом плане студентов отличает ориентация на такие ценности как свобода, уверенность в себе, жизнерадостность и смелость.

4. Для группы низко адаптированных в социально-психологическом плане студентов характерна большая ориентированность на такие ценности как семья, честность, стимуляция, самостоятельность, терпимость к себе и окружающим и низкая значимость ценностей счастье других и жизнерадостность.

5. Для группы высоко адаптированных в нервно-психическом плане студентов характерна большая ориентированность на ценности активная жизненная позиция,развлечения, жизнерадостность, доброта и меньшая ориентированность на ценности любовь, друзья.

6. Для группы низко адаптированных в нервно-психическом плане студентов характерна большая ориентированность на ценности независимость, непримиримость, достижения, самостоятельность и стимуляция и меньшая — на терпимость.

Чем же можно объяснить полученные результаты?

Обсуждение результатов исследования

В ходе исследования нами было выявлено, что успешной социально-психологической адаптации способствует ориентация на ценности свобода,уверенность в себе и смелость. Высоко адаптированные студенты отличаются большей уверенностью по отношению к своим менее адаптированным сокурсникам. Они легче идут на контакт, проще сближаются с другими членами группы и высказывают свое мнение — за всем этим кроется уверенность в собственной привлекательности, значимости своей личности. Ориентация на ценность жизнерадостность также способствует установлению теплых отношений с членами группы. Угрюмые же и замкнутые одногруппники не вызывают симпатии и остаются не у дел. Неуверенность и нерешительность последних заставляет их вести себя по типу «не очень-то и хотелось». Многие из низко адаптированных студентов отмечали, что у них нет друзей и приятелей в группе, что им все равно с кем учиться.

Высокая значимость ценности терпимость к себе и окружающим в ценностной иерархии низко адаптированных студентов может приводить к тому, что они оказываются не способными критически оценить собственные недостатки и скорректировать свое поведение. Здесь, на наш взгляд, стоит сделать акцент именно на первой части формулировки данной ценности: «Терпимость по отношению к себе». Как правило, низко адаптированные студенты гораздо чаще вступают в конфликты с другими членами группы, призывая к справедливости и честности. Также важно отметить, что в иерархии ценностных ориентаций низко адаптированных студентов прослеживается «индивидуалистическая» направленность: высокая значимость ценностей стимуляция и самостоятельность, с одной стороны,

и низкая значимость ценности счастье других, с другой. «Отчужденность» от остальных членов группы, вероятно, заставляет низко адаптированных студентов искать утешение в семье, значимость которой при этом возрастает.

Ориентация на ценности активная жизненная позиция, развлечения, доброта и жизнерадостность помогают успешной нервно-психической адаптации. Видимо, способность «отвлечься» и даже порой игнорировать учебные дела и связанные с ними перегрузки и умение быстро забывать обиды способствуют сохранению здоровья и хорошего самочувствия.

Ориентация же на ценности самостоятельность, независимость и стимуляция повышает риск нервно-психической дезадаптированности. Вероятно, постоянное стремление к автономности и новизне требует немало психических затрат. Направленность на достижения и непримиримость к недостаткам в себе и окружающих, а также низкая значимость ценности терпимость к себе и окружающим могут привести к недовольству собой, конфликтам (как внутренним, так и внешним) и возрастанию нервно-психической напряженности.

Выводы

Адаптация личности студента к условиям обучения в вузе — сложный, многомерный, полифакторный процесс, имеющий определенную специфику и динамику протекания на начальном этапе обучения в вузе. На успешность адаптации влияют особенности системы ценностных ориентаций личности студента. Доминирование ориентаций на определенные ценности способствует повышению эффективности социально-психологической и нервнопсихической адаптации соответственно.

Литература

1. Березовин Н. А. Адаптация студентов и НОТ: учеб.-метод. пособие, Минск, 1990.

2. Глоточкин А. Д. О личности, социально-психологической адаптации. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе: сб. науч. тезисов / под ред. Н. А. Амшанникова. Тверь, 1994. 148 с.

3. Живаев Н. Г., Румянцева Ю. С. Юркина М. С. Особенности адаптации первокурсников в вузе // Ярославский педагог. вестник. М.; Ярославль, 2007. Вып. 22. С.145.

4. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004. 70с.

5. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психол. журнал. Томск, 1998. № 7. С. 25-29.

6. Красовский А. С., Нгуен Н. К. Адаптация выпускников школ к учебно-профессиональной и трудовой деятельности: Методические основы проведения исследования. Минск, 1989. 140 с.

7. Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991. 76 с.

8. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. Белгород, 2002. 200 с.

9. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2005. 352 с.

10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара, 2002. С. 457-465.

11. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.