Библиографический список
1. Вахрушева Л.Н. Развитие механизмов мышления у детей дошкольного возраста. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; № 20: 7 - 11.
2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. Перевод с французского. Москва: Просвещение, 1969.
3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Москва: АСТ, 2015.
4. Полунина Я.И. Исследование уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников. Вестник современных исследований. 2018; № 10.7 (25): 96 - 97.
5. Веккер Л.М. Психика - речь - сознание. Санкт-Петербург: Питер, 2012.
6. Полякова Е.П. Дидактическая игра как метод развития мышления старших дошкольников. Авангард науки. 2018; № 1 (1): 26 - 28.
7. Шаудинис И.В. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Вестник экспериментального образования. 2017; № 1: 24 - 34.
8. Гончаров О. А. Методы исследования наглядно-образного мышления в нейропсихологии. Современные гуманитарные исследования. 2015; № 6 (67): 175 - 182. References
1. Vahrusheva L.N. Razvitie mehanizmov myshleniya u detej doshkol'nogo vozrasta. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2016; № 20: 7 - 11.
2. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy: Psihologiya intellekta. Genezis chisla u rebenka. Logika ipsihologiya. Perevod s francuzskogo. Moskva: Prosveschenie, 1969.
3. Vertgejmer M. Produkiivnoe myshlenie. Moskva: AST, 2015.
4. Polunina Ya.I. Issledovanie urovnya razvitiya naglyadno-obraznogo myshleniya doshkol'nikov. Vestnik sovremennyh issledovanij. 2018; № 10.7 (25): 96 - 97.
5. Vekker L.M. Psihika - rech'- soznanie. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.
6. Polyakova E.P. Didakticheskaya igra kak metod razvitiya myshleniya starshih doshkol'nikov. Avangard nauki. 2018; № 1 (1): 26 - 28.
7. Shaudinis I.V. Razvitie slovesno-logicheskogo myshleniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta v igrovoj deyatel'nosti. Vestnik 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2017; № 1: 24 - 34.
8. Goncharov O. A. Metody issledovaniya naglyadno-obraznogo myshleniya v nejropsihologii. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. 2015; № 6 (67): 175 - 182.
Статья поступила в редакцию 31.03.21
УДК 378.14
Baibakov R.A., senior teacher, Department of Fundamental Disciplines, Branch of State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Sevastopol, Russia),
E-mail: 89788337884@mail.ru
VALUE ORIENTATIONS AND PROFESSIONAL VALUES IN CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY. Students and cadets of higher educational institutions are a factor in shaping the future of the society. Therefore, in the process of studying at the university, it is necessary to ensure not only the inculcation of professional and universal values that contribute to the prosperity of the country. The topic is particularly important for two reasons: first, it is the situation of "revaluation of values" in connection with the formation of market relations in the post-Soviet space, and secondly: there is a tendency to apply "double standards" in international politics in the issue of protecting fundamental values. The article provides an overview of approaches to the study of value orientations and professional values, and examines the issue of value formation in conditions of a maritime university.
Key words: cadet, maritime university, value orientations, professional values, professional orientation, process, formation, value approach.
Р.А. Байбаков, ст. преп., филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Севастополь,
E-mail: 89788337884@mail.ru
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА
Студенты и курсанты высших учебных заведений являются фактором формирования будущего нашего общества. Поэтому в процессе обучения в вузе необходимо обеспечить не только привитие профессиональных, но и общечеловеческих ценностей, способствующих процветанию страны. Данная тема особенно важна по двум причинам: во-первых, мы находимся в условиях «переоценки ценностей» в связи с формированием рыночных отношений на постсоветском пространстве, во-вторых, наметилась тенденция применения «двойных стандартов» в международной политике в вопросе защиты фундаментальных ценностей. В статье делается обзор подходов к изучению ценностных ориентаций и профессиональных ценностей, рассматривается вопрос формирования ценностей в условиях морского вуза.
Ключевые слова: курсант, морской вуз, ценностные ориентации, профессиональные ценности, профессиональная направленность, процесс, формирование, ценностный подход.
Ценности, сформированные у курсанта, определяют его поведение. Поэтому изучение ценностных ориентаций и педагогических моделей их формирования приобретает особую значимость. Различные аспекты этого вопроса рассматривали в своих работах О.А. Тихомандрицкая, М.С. Яницкий, С.Л. Рубинштейн, Ф.Е. Василюк, Н.А. Низовских, В. Франкл, С.Б. Каверин, В.П Афанасьев, В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, С.С. Аверенцев, Э.М. Арат оглы, Ш. Шварц, А.Ф. Ходько, В.П Асеев, В.П. Вышеславцев, ПМ. Андреева.
Психологический словарь определяет ценностные ориентации как «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [1].
По мнению О.А. Тихомандрицкой, ценности являются образованиями моти-вационно-потребностной сферы, регулирующей социальное поведение людей, на которые опирается человек в ситуации выбора [2].
М.С. Яницкий считает систему ценностных ориентаций важнейшим средством развития личности, определяющим жизненную перспективу и связывающим в единое целое личность и социальную среду [3].
Схожую позицию высказывает С.Л. Рубинштейн. По его мнению, ценностные ориентации, сформированные в юности, определяют сущность человека, его мировоззрение как систему представлений о мире в целом, других людях, самом себе [4].
По мнению Ф.Е. Василюка, ценность не только «внутренне освещает всю жизнь человека», но наполняет ее «простотой и подлинной свободой». Он назы-
вает ценностные ориентации психологическим механизмом личностного роста и саморазвития [5].
Н.А. Низовских предложила иерархический перечень жизненных ориентаций студенческой молодежи: 1) ценности уважения, любви и доброты по отношению к людям, прежде всего близким, родным; 2) нравственные ценности (не лги, не укради, не мучайся совестью); 3) ориентация на образованность (хорошо учиться, развивать интеллект); 4) ценность воспитанности и самоконтроля; 5) ценность общительности; 6) ценность организованности и аккуратности; 7) ценность трудолюбия и т.д. [6].
Обычно в высшей школе акцентируют внимание на формировании профессиональных ценностей. По мнению В. Франкла, сама по себе направленность на дело являются важным фактором душевного здоровья [7].
С.Б. Каверин предлагает развивать активное положительное отношение человека к труду при формировании профессиональной направленности [8].
В.Г. Афанасьев указывает на ценностный смысл психологической готовности к эффективному действию, предполагающей наличие психологической установки на достижение ожидаемого результата [9]. В условиях динамически развивающихся технологий уже недостаточно наличия только профессиональных знаний, умений и навыков, специалист должен иметь ценностную ориентацию на постоянное профессиональное самосовершенствование.
Вместе с тем при формировании профессиональных ценностей курсантов морского вуза необходимо учитывать особенность профессии моряка: отрыв от
семьи на длительный срок, однообразие трудовой деятельности, достаточно высокая вероятность аварийных ситуаций.
Формирование ценностного отношения к вышеуказанным особенностям профессии обеспечивается отрывом от семьи в процессе обучения, регламентацией распорядка дня и закрепляется прохождением плавательных практик. Дисциплинарный режим позволяет привить курсантам волевые навыки, необходимые для будущей профессии.
Говоря о формировании профессиональной направленности курсантов морского вуза, необходимо учитывать требования Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-95), в соответствии с которыми моряки должны дополнять профессиональные знания и навыки умением поддерживать в судовом коллективе обстановку доброжелательности, взаимовыручки, взаимопонимания, соблюдения общепринятых нравственных норм и человеческих отношений, что указывает на необходимость формирования ценностных ориентаций при профессиональной подготовке курсантов морского вуза [10].
В условиях культурных различий членов команды - представителей разных стран - офицерам крайне необходимо уметь эффективно взаимодействовать друг с другом, не допускать или конструктивно разрешать трудовые споры в коллективе, поддерживать высокий уровень сплоченности интернациональной команды судна, учитывая различие идеологий и ценностных ориентаций.
Причинами в разногласиях между членами судового экипажа могут быть различия в ценностных ориентациях, обусловленные различными идеологиями обществ, выходцами из которых являются моряки. В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов выражают мнение, что система ценностных ориентаций отражает идеологию и культуру общества, к которому индивид принадлежит [11].
Данную точку зрения разделяют С.С. Аверенцев, Э.М. Арат оглы. По их мнению, каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются целенаправленные действия индивида. «Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей» [12].
Ориентация в различных ценностных системах важна для специалиста морской отрасли не только как инструмент сплочения интернационального коллектива, но и для собственной психологической устойчивости и оптимальной самооценки. Ряд исследователей указывают, что ценности влияют на отношение человека к самому себе.
Так, Ш. Шварц, рассматривая ценности как критерии выбора и оценки человеком своих действий, других людей и событий, называет ценности критериями, опираясь на которые человек формирует отношение не только к миру, но и к самому себе [13].
В.Г. Асеев высказывает точку зрения, называя ценностную систему индивида составной частью не только его межперсональных, но и внутриличностных отношений, оказывающих существенное влияние как на связь с социальной средой, так и на его взгляд на самого себя [14].
В этой связи при формировании ценностных ориентаций необходимо не допустить неприятие курсантом самого себя, как неудовлетворяющего желаемой ценностной парадигме, т.е. обеспечить психологическое равновесие и конструктивный оптимизм в случае появления дисбаланса в системе «я реальный» и «я идеальный». Также необходимо не допустить когнитивного диссонанса в случае отличия ценностных ориентаций различных групп общества, в которых вращается курсант.
Несмотря на то, что некоторые исследователи, например, В.П. Вышеславцев, считают ценностные суждения суждениями нашего чувства, а не суждениями нашего рассудка [15], автор разделяет позицию Г.М. Андреевой, называющей ценности одновременно мотивационными и когнитивными образования, детерминирующими когнитивную работу с информацией [16].
Вызовом в формировании ценностных ориентаций стали прецеденты формирования у курсантов некоторых бывших союзных республик одностороннего негативного отношения к тем ценностям, которые были основными в советский период нашей истории, как это происходит в Украине, где переименовывают улицы, сносят памятники под лозунгами декоммунизации. Такая позиция подразумевает, что ошибались несколько поколений советских людей и не подозревали об этом. Во-первых, это снижает самооценку граждан, что неблагоприятным образом сказывается на профессиональном становлении курсантов морского вуза в условиях интернациональной команды судна. Можно ли всерьез воспринимать мнение члена общества, заблуждавшегося на протяжении 69 лет (с 1922 по 1991 год) и не подозревавшего об этом. Альтернативу мы видим в воспитании системой образования молодого поколения, способного не только принять новые ценности, опираясь на их конструктивные преимущества, но и защищать исторический выбор родителей, своей страны путем грамотного и понятного объяснения тех преимуществ, которые имела социалистическая система, достижений советского периода и влияния этих достижений на прогресс мирового сообщества. Во-вторых, негативное отношение к истории своего государства усугубляет проблему отцов и детей и воспитывает безнравственное потребительское отноше-
ние, при котором, с одной стороны, все пользуются достоянием советского периода: заводами, электростанциями, метро, больницами, школами, университетами, с другой - безрассудно критикуют этот период истории. Считаем необходимым сделать частью образования воспитание осознанной активной гражданской позиции, которая позволит молодым людям с гордостью смотреть на историю своего народа и пресекать прецеденты манипулирования общественным мнением со стороны недобросовестных политических сил, преследующих корыстные интересы. По нашему мнению, освещение данных вопросов актуально не только для обучающихся на общественно-политических направлениях, но и на всех без исключения, поскольку является необходимым условием обеспечения возможности осознанно формировать будущее собственной страны при голосовании на выборах в органы государственной власти.
Перечисленные выше исследователи рассматривали ценностные ориентации в условиях устоявшейся стабильной общественно-политической системы и не затрагивали вопросы, связанные с формированием ценностных ориентаций при изменении общественных взглядов на базовые ценности. В условиях перехода от одной экономической системы с присущими ей ценностями к другой с новыми идеалами формируется ситуация, когда ценностные ориентации родителей и детей могут отличаться. Поскольку ценности можно рассматривать как элементы когнитивной структуры личности, считаем необходимым по возможности не допускать у молодого поколения наличия противоречия ценностей, с одной стороны доставшихся от родителей, а с другой - пропагандируемых в данный момент средствами массовой информации, т.к. это может привести к когнитивному диссонансу у курсантов, снижению мотивации к обучению.
В этой связи интересно рассмотреть динамику взглядов на деньги как ценность в социалистической и капиталистической моделях государства. В социалистической системе основой мотивации служил «долг перед обществом», самоотверженное выполнение поставленных партией задач ради блага будущих поколений, а не материальная заинтересованность. При этом общество в лице государства брало на себя обязательство взамен обеспечить индивида всем необходимым. В социалистическом государстве в условиях фиксированных цен на товары деньги сами по себе не имели большого мотивирующего потенциала. Желание заработать больше денег при этом порицалось общественной пропагандой как порок западных капиталистов, являющийся причиной эксплуатации рабочего класса. Образ западного капиталиста формировался в СМИ исключительно негативным. В капиталистической системе отношений, которая выстраивается сегодня в Российской Федерации, человек утрачивает право на получение жилья и ряда других важнейших услуг от государства, перед человеком становится задача заработка необходимых денежных средств для приобретения необходимых благ, при этом деньги становятся жизненно важным ресурсом. В таких условиях формулируется задача воспитания конструктивного ценностного отношения к деньгам.
Важнейшим вопросом является педагогический инструментарий, педагогические методики и приемы, которые можно использовать для ненавязчивого и эффективного формирования осознанной позиции по данному вопросу. Одним из педагогических приемов может стать приуроченная к важнейшим датам истории беседа перед изложением основного материала по дисциплине. Такая беседа концентрирует внимание студентов, активизирует мыслительную деятельность, подготавливает к восприятию основного материала, формирует контакт преподавателя и курсантов, поэтому не препятствует, а способствует изучению основных специальных дисциплин при условии, что ее продолжительность не превышает 10% времени, отведенного на занятие. Мы бы хотели предложить вниманию коллег-педагогов вариант подобной дискуссии, рассказывающей в игровой форме об отличиях социализма и капитализма без трудоёмкого анализа идей марксизма-ленинизма. Так, в беседе с курсантами морского вуза для сравнения капиталистической и социалистической систем мы предлагаем им представить себя оказавшимися после кораблекрушения на необитаемом острове. На этом острове удалось найти пещеру для укрытия от непогоды у подножия горы, карстовый источник, район произрастания фруктов и ягод. Поход за водой от пещеры к источнику, предположим, занимает 4 часа, также 4 часа занимает сбор фруктов ягод в количестве, требуемом одному человеку на день. Представим, что один человек решил посвятить свое свободное от вышеперечисленных необходимых занятий время постройке водовода из бамбуковых стволов от источника к пещере. Когда ему удалось это сделать, он предложил каждому право набирать необходимое количество воды прямо у пещеры из его водовода взамен на ягоды, набранные не за 4 (время пути к источнику и обратно), а за 2 часа. В этой ситуации создатель водовода выступает капиталистом, позволяющим ближним сэкономить 2 часа времени. Такой пример иллюстрирует положительную сторону капитализма, когда в выигрыше остаются все. Именно такой подход к капиталистической системе отношений мы считаем правильным. При этом социалистическая модель отношений предполагает, что все вместе взялись бы за работу и построили водовод, и все вмести начали его использовать. Как видно на этом примере, социалистический подход не уступает никоим образом капиталистическому, наоборот, при социалистическом подходе водовод будет построен значительно быстрее. Иллюстрацией эффективности социалистической системы может быть запуск Советским Союзом первого космического спутника и человека в космос. Мы видим, что социалистический подход требует инициативного лидера, умеющего вдохновить и других на воплощение идеи в жизнь, а также некоторую
систему принуждения (если все будут пользоваться водоводом, то и строить его должны все, даже те, у кого нет настроения). Эта система принуждения часто является предметом критики социализма со стороны капитализма. Вместе с тем данный пример позволяет описать негативные стороны и капитализма. Например, владелец водовода, «разбогатев», в будущем начинает «злоупотреблять» своей властью, «выкупает» земли возле источника и не дает возможности самостоятельно подойти к нему другим членам общества. Теперь, когда «покупка» воды из его водовода уже не имеет альтернативного решения, капиталист получает возможность повышать ее стоимость и требовать за воду количество ягод, собираемое человеком не за 2, а за 5 часов. На этом примере иллюстрируется важная роль государства для недопущения применения капитала в ущерб общественным интересам.
В примере с водоводом мы можем сделать еще одно интересное наблюдение. Если сравнить два острова, на одном из которых водовод был построен по капиталистическому принципу, а на другом - по социалистическому, то с одной стороны мы увидим одинаковое совокупное количество благ на каждом из островов, а с другой концентрацию благ (ягод) у капиталиста. Подобная ситуация имела место перед развалом СССР, когда картинка благосостояния малочисленной части западного общества создавала иллюзию, что такая богатая жизнь ждет всех советских граждан. Вместе с тем необходимо понимать эту иллюзорность и для сравнения экономической производительности политических систем сравнивать общее благосостояние граждан, т.е. брать в расчет бедственное положение беднейших слоев капиталистического общества. Также следует обратить внимание, что некоторые атрибуты успеха западного общества, например автомобили марки Мерседес-Бенц, нельзя принимать как аргумент в пользу западной экономической системы, т.к. основатель данной компании создавал свой первый двигатель и первый автомобиль самостоятельно, не пользуясь протекцией государства, однако личная ответственность и большой путь проб и ошибок позволили создать эталонный продукт. Вместе с тем существует опасность восприятия предметов роскоши западного общества как доказательство правоты и более высокой компетентности при выстраивании взаимоотношений, что не всегда является верным. Вполне вероятно, что обладатель подобных предметов роскоши приобрёл их не путем передачи обществу большого числа благ, повышения производительности труда и качества жизни общества, но в результате присвоения общественных благ. Особенно это актуально для студентов из Белоруссии в связи раскачкой политической ситуации в этой стране. Проводя параллели между событиями, происходящими перед распадом СССР, и тем, что происходит в Белоруссии, можно предположить грядущую приватизацию государственных предприятий. Но является ли такая приватизация благом для общества? Это подобно тому, как если бы построенный на острове общими усилиями водовод передать под управление одному «эффективному собственнику», который его не строил и, возможно, не разбирается должным образом в его эксплуатации, но получит право взымать плату за воду со строителей водовода и их детей, т.е. с лиц, имеющих полное право получать эту воду бесплатно. При этом есть еще ряд угроз, связанных с приватизацией народных предприятий иностранными компаниями-конкурентами с целью закрытия (для избавления от конкуренции), а также приватизация предприятий местными дельцами с целью продажи их активов и сиюминутной наживы вместо развития предприятия и обеспечения рабочих мест. Мы считаем более конструктивным подходом к стимулированию производства не приватизацию государственных предприятий, а предоставление возможностей частным лицам строить свои новые предприятия и, развивая их, получать право называться «эффективным собственником». А попытки доведения до банкротства государственных предприятий с целью их продажи с молотка необходимо пресекать жесткой кадровой политикой (отстра-
Библиографический список
нением от работы и запретом занимать руководящие должности на государственных предприятиях).
Таким образом, на вышеприведенном примере можно показать, что объем заработанных денег в условиях капитализма с человеческим лицом показывает, какое количество труда индивид смог помог сэкономить сообществу. Именно такое нравственное отношение к деньгам нужно воспитать у молодого поколения, чтобы старые представления в силу инерции не препятствовали развитию общества путем создания и обмена благ
Важным этапом в формировании осознанного отношения к ценностям у курсантов Севастополя и Крыма стало воссоединение с Россией в 2014 году. Украинская система образования преподносила западное общество и США как эталон ценностей демократии, гуманизма, свободы слова и рыночной конкуренции. Средства массовой информации, система образования и молодежная политика Украины перед 2014 годом формировали мнение, что именно эти ценности являются причиной экономического успеха США как страны с самой крупной экономикой мира. Вместе с тем непризнание властями США волеизъявления народа Крыма на референдуме 2014 года продемонстрировало отсутствие приверженности этой страны к демократии как ценности. Также США и Европа, демонстрируя в средствах массовой информации ориентацию на ценности гуманизма, не предприняли никаких действий гуманитарного характера, когда в ноябре 2015 года группа экстремистов на территории Украины взорвала опоры линий электропередач из Украины в Крым, оставив без электроэнергии жителей Крыма, больницы, дома престарелых, детские сады, школы. Ни одно средство массовой информации запада не осветило эту антигуманную акцию Украины против двух миллионов жителей Крыма. У людей отключились котлы отопления с электронной автоматикой (события происходили поздней осенью и зимой), крымчане начали замерзать, греться у тех соседей, у которых котлы не зависят от электричества. Власти Украины могли быстро восстановить подачу электроэнергии из гуманистических соображений, но этого не сделали, возможно, для того, чтобы показать жителям других регионов Украины, ориентированных на воссоединение братских славянских народов, какие проблемы их ждут в случае воссоединения с Россией. По мнению автора, по этой же причине власти Украины перекрыли подачу воды в Крым по Северо-Крымскому каналу. В результате колоссальный урон понесли фермеры севера Крыма. Также в ходе Крымской весны крымчане увидели, что США и другие западные «партнеры» перестали придерживаться ориентации на восприятие свободы слова как ценности. Это видно по тому, как начала испытывать притеснение в Европе и США сеть информационных телеканалов «Россия сегодня» (Russia Today), российских журналистов перестали пускать на Украину. Западные «партнеры» отреклись и от ориентации на честную конкуренцию как базовую ценность, что проявилось в объявлении многочисленных санкций против жителей Крыма, попытке препятствования постройке Северного потока-2, создающего конкуренцию поставкам сжиженного газа в Евросоюз из США, а также лишающего украинские власти возможности использовать газотранспортную систему - достояние советского периода - для шантажа России и финансирования политики русофобии.
Воссоединение Крыма с Россией стало не только восстановлением исторической справедливости, но вскрыло факты использования ценностей демократии, гуманизма, свободы слова и рыночной экономики западными политическими силами для прикрытия продвижения собственных геополитических интересов, а не во благо человечества. В этих условиях эстафета по защите основных базовых ценностей переходит России как стране, имеющей шанс создать подлинную демократию и рыночную экономику с «человеческим лицом» а также продвигать эти ценности в мировое сообщество в частности, через выпускников морских учебных заведений, учитывая интернациональный характер их труда.
1. Психологический словарь. Available at: http://psychologynet.ru/dictionaries/psy html?word=1097/
2. Тихомандрицкая О.А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. (Методические аспекты). Мир психологии. 1999; Т. 3: 80 - 90.
3. Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2006.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва: Смысл, 2006.
6. Низовских Н.А. Психосемантический анализ жизненных ориентаций личности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1995.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: «Прогресс», 1990.
8. Каверин С.Б. Мотивация труда. Москва: Издательство «ИПРАН», 1998.
9. Афанасьев В.Г Целостная структура личности. Проблемы исследования систем и структур. Москва, 1965: 175 - 180.
10. Конвенция ПДНВ и Кодекс пДнВ. Лондон, 2011.
11. Психологический словарь. Под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. Москва,1983.
12. Аверенцев С.С., Арат оглы Э.М. и др. Философский энциклопедический словарь. Под редакцией С.С. Аверенцева. Москва: Советская энциклопедия, 1992.
13. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь, 2004.
14. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва: Мысль, 1976.
15. Вышеславцев В.П. Этика преображенного Эроса. Москва: Республика, 1994.
16. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2009.
References
1. Psihologicheskijslovar'. Available at: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1097/
2. Tihomandrickaya O.A. Osobennosti social'no-psihologicheskogo izucheniya cennostej kak 'elementov kognitivnoj i motivacionno-potrebnostnoj sfery. (Metodicheskie aspekty). Mir psihologii. 1999; T. 3: 80 - 90.
3. Yanickij M.S. Cennostno-smyslovaya sfera lichnosti. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet, 1999.
4. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.
5. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya. Moskva: Smysl, 2006.
6. Nizovskih N.A. Psihosemanticheskij analiz zhiznennyh orientacij lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1995.
7. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva: «Progress», 1990.
8. Kaverin S.B. Motivaciya truda. Moskva: Izdatel'stvo «IPRAN», 1998.
9. Afanas'ev V.G. Celostnaya struktura lichnosti. Problemy issledovaniya sistem istruktur. Moskva, 1965: 175 - 180.
10. Konvenciya PDNV i Kodeks PDNV. London, 2011.
11. Psihologicheskijslovar'. Pod redakciej V.V. Davydova, A.V. Zaporozhca, B.F. Lomova i dr. Moskva,1983.
12. Averencev S.S., Arat ogly 'E.M. i dr. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Pod redakciej S.S. Averenceva. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1992.
13. Karandashev V.N. Metodika Shvarca dlya izucheniya cennostej lichnosti: koncepciya imetodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.
14. Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. Moskva: Mysl', 1976.
15. Vysheslavcev V.P. 'Etika preobrazhennogo 'Erosa. Moskva: Respublika, 1994.
16. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva: Aspekt Press, 2009.
Статья поступила в редакцию 31.03.21
УДК 314, 303.424
Minaev V.A., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), E-mail: m1va@yandex.ru Bondar K.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of Internal Affairs Ministry of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: bondar_km@mail.ru
Dunin V.S., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of Internal Affairs Ministry of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: dvs_82@mail.ru Skripko P.B., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of Internal Affairs Ministry of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: skripkop@yandex.ru
ECONOMIC EDUCATION: NETWORK-CENTRIC MANAGEMENT PARADIGM AND PANDEMIC RESTRICTIONS. The article discusses theoretical and practical issues of managing socio-economic processes in the context of the spread of a pandemic and the resulting various social constraints. The authors, who have been engaged in research in the field of the theory of management of social and economic systems for a long time, propose in such a strategic situation to turn to an approach based on the network-centric paradigm, which is acquiring modern and promising development and has all the elements of hardware tools for effective management in the created nonlinear processes. The main emphasis of the work is made on the quantitative substantiation of decisions on the basis of mathematical modeling, on taking into account the modern achievements of management science in the process of professional training of specialists in economics, where there is still a certain lag in the designated subject area.
Key words: management, socio-economic structure, pandemic restrictions, modelling, sustainability, education, economic profile.
В.А. Минаев, д-р техн. наук, проф. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, г. Москва, E-mail: m1va@yandex.ru К.М. Бондарь, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: bondar_km@mail.ru В.С. Дунин, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: dvs_82@mail.ru П.Б. Скрипко, канд. техн. наук, доц. Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: skripkop@yandex.ru
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ И ПАНДЕМИЧЕСКИЕ РЕСТРИКЦИИ
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы управления социально-экономическими процессами в условиях распространения пандемии и возникших при этом различных социальных ограничений. Авторами, занимающимися долгое время исследованиями в области теории управления социальными и экономическими системами, предлагается в такой стратегической ситуации обратиться к подходу на основе сетецентрической парадигмы, которая приобретает современное и перспективное развитие и располагает всеми элементами аппаратного инструментария для эффективного управления в создавшихся нелинейных процессах. Основной акцент работы сделан на количественное обоснование решений на базе математического моделирования, на учете современных достижений управленческой науки в процессе профессиональной подготовки специалистов экономического профиля, где пока наблюдается определенное отставание в обозначенной предметной области.
Ключевые слова: управление, социально-экономическая структура, пандемические ограничения, моделирование, устойчивость, образование, экономический профиль.
Развитие социально-экономических систем имеет ключевое значение для поступательного движения общества, формирования необходимых условий его комфортного существования, удовлетворения растущих потребностей населения. Сами по себе эти системы обладают сложной иерархической структурой и многочисленными информационными связями. А оценка протекающих в них процессов может быть выражена сложными траекториями движения, определяемыми взаимодействием многих факторов нелинейного характера.
С точки зрения синергетики [1; 2] как науки, формирующей современную парадигму эффективного управлении такого рода системами, принципиальным выступает модельное воспроизведение точек бифуркаций в их жизненном цикле как начала качественных изменений траекторий развития. Именно такие условия сегодня сформированы коронавирусной пандемией, которая может проявиться новыми сложными «зигзагами» своей фатальной истории в будущем. Поэтому исследования, способные найти перспективные подходы к организации управления различными социально-экономическими системами, сегодня приобрели особую актуальность.
Авторы развивают идею использования в этих целях сетецентрического подхода, реализующего синергетический принцип самосинхронизации сложных структур в среде их развития. Вместе с тем детальный анализ компетенций высшего образования по направлению подготовки «Экономика» [3; 4] показывает, что этим вопросам уделяется явно недостаточное внимание. В частности, отмеченный учебно-познавательный материал не предусматривается при профессиональной экономической подготовке ни в виде отдельных дисциплин, ни в виде
специализированных разделов в структуре учебных дисциплин, составляющих рабочий план данной специализации.
Приведем основные положения сетецентрического подхода к управлению социально-экономическими структурами, которые, по мнению авторов, должны стать неотъемлемой и значимой частью профессиональной подготовки специалистов в сфере экономики, сформировать системный взгляд на новую парадигму развития в ней, инициировать активность образовательного сообщества по преодолению тормозящих факторов.
1. Принципиально важным условием рассмотрения сецентрического подхода к управлению выступает понимание информационного системообразования потоков между всеми элементами социально-экономических структур, которое надо учитывать как наиболее значимый фактор их эффективного функционирования. При этом важно развивать, обеспечивать нормальную организацию обмена информацией в современных социальных медиа в условиях пандемических рестрикций, значимо воздействующих на процессы нормальной жизнедеятельности социума [5; 6].
По сути дела, можно говорить об очень серьезных, резких изменениях (возможно, фатальных), которые в том или ином объеме и различных профессиональных формах нарушают течение традиционных, с многолетним укладом процессов в обществе: миграционных, коммуникационных, деловых, культурных, социальных, экономических и т.д. В нормальной жизни поселений происходит множество замедлений, прекращений обменов, что отрицательно сказывается особенно на старших возрастных категориях населения, ограниченных в своей